Автор конспекта:
Автор(ы): — Жеглова Ольга Владимировна
Место работы, должность: — МАОУ «Средняя школа № 36″, учитель русского языка и литературы
Регион: — Камчатская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Краткое описание: — Урок разработан в рамках технологии развития критического мышления.
Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»
1. Стадия вызова.
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. Руссо (19 век)
Быть человеком означает то же самое, что и нести ответственность А.Сент-Экзюпери (20 век)
Лишь способность любить делает нас людьми. Из форума Интернет
- Какая мысль объединяет эти высказывания?
- Давайте выделим ключевые слова в них.
- Как перекликаются эти высказывания с произведением, которое вы прочитали дома?
- Формулируем тему урока . А я Вам помогу….
Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Откройте тетради, запишите тему урока, а в качестве эпиграфа выберите понравившееся вам высказывание.
Сформулируем ключевой вопрос урока.
- Какой смысл вкладывает автор в понятие «истинная человечность» ?
Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос ( рассмотреть ключевые эпизоды рассказа, проанализировать образы, выявить авторскую позицию)
Человек – семья — дом. Сегодня мы с вами тоже поострим дом, крышей которого является понятие «истинная человечность», а кирпичиками этого дома будут является качества, которые это понятие составляют.
Строить этот дом мы будем вместе.
А) Словарная работа. Составление презентации. ( подсолнечник, телеграмма, пустельга) Вика+
Б) группа «артисты» (Тихон и Тимофеев) Юля+Саша
В) написать эпилог к рассказу ( 2 пары) Аня+Яна, Лиза+Алина
2.3. Работа с классом ( 15 мин)
1) анализ пейзажа, ( начало)
2) интерьер ( начало)
3) интерьер мастерская
2.4. Мотивы очага, тепла.
1. Давайте откроем первые страницы рассказа. Выразительно причитаем 4 абзаца.
Давайте прочтем следующий абзац, и выясним, какие детали свидетельствуют о том, что жизнь замерла не только в природе? ( нетопленая печь, давно не чищенный самовар, пыльный журнал, темнота как в глазах Е.П., так и в квартире)
Читаем дальше. Стр. 82 Как проходят вечера в доме Е.П.?
Работаем с мотивом огня, тепла ( какие символы из прочитанных эпизод олицетворяют этот мотив)
Читаем дальше. Эпизод « Выставка» Прочитаем выразительно.
Какие символы огня вы здесь увидели ? ( электричество «Мертвый свет» — Свечи
Читаем дальше. Стр. 88 весёлый огонь
Какой первый кирпич будет заложен в нашем доме? Что необходимо людям , чтобы они не чувствовали себя одинокими?
Физминутка. Музыка «Одинокий пастух». Давайте представим, что мы находимся в деревенском доме, где топится печь, весело трещат поленья. Вы сидите у огня, ваша спинка прямая и расслабленная. Протяните вперед руки, чтобы почувствовать тепло домашнего очага. Попробуйте взять частику этого тепла себе в руки. Прижмите его к груди, почувствуйте, как это тепло согревает ваше сердце. А теперь поднимите руки вверх и передайте теплоту своих сердец окружающим. Повернитесь направо, повернитесь налево. Почувствуйте тепло других людей и сохраните его в своем сердце. Глаза открываем, продолжаем работать. ( 1 мин)
Есть ли на страницах рассказа подробное описание внешности Насти? ( нет, только детали) . А как называется описание внешности героя в литер. произведении?
Портрет . Читаем стр. 83 запись на доске. Итак, мы познакомились с некоторыми особенностями портрета Насти, а об её характере нам расскажут герои рассказа.
Выступают «артисты» ( 3 минуты).
- Учитель обращает внимание на принцип построения записей урока.
- Как называется прием противопоставления литературе ( антитеза)
- По итогам выступления дети делают записи в тетради самостоятельно ( 1 мин).
- Какой кирпичик истинной человечности Вы бы заложили в наш дом? ( доброта, любовь, забота о близких)
- Вы уже поняли, что один из ведущих авторских приемов рассказа – это антитеза. Скажите, пожалуйста, есть ли в рассказе героиня, которая противопоставлена Насте?
- Работаем с текстом. Стр. 89 прочитали.
Какое чувство учительницы контрастно Настиному «недочувствию»?
Какой кирпич мы можем заложить в наш дом? ( умение сострадать)
Кто из героев говорит об этом умении сострадать? ( Тихон) Зачитаем.
В словах Тихона мы встретились с незнакомым словом ( пустельга). Но корме этого слова, мы сегодня узнали ещё несколько не совсем знакомых нам слов. Ребята работали с этими словами и подготовили нам небольшое выступление.
Подсолнечник
Телеграмма
Пустельга
Какой кирпичик Вы бы заложили в наш дом ( ответственность за близких)
Как вы думаете, осталась ли Настя пустельгой?
Какой эпизод рассказа говорит о том, что совесть Насти все же пробудилась?
Чтение последних 2-х абзацев.( 2 минуты)
Итак, Настя все-таки раскаялась. А что помешало ей приехать сразу? ( оправдывала себя трудной дорогой, нежеланием видеть слезы матери, не решилась бросить важное для неё дело)
Какой кирпич мы можем заложить в наш дом? (умение отделять главное от второстепенного)
Оценки и отметки ( 1 минута)
Рефлексия ( 3 минуты)
Домашнее задание ( 1 мин)
Индивидуальное «Какие «зарубки на сердце» оставил у Вас этот рассказ?
Ответить на вопрос ( устно) «Почему рассказ называется «Телеграмма»?
Сообщение об А.Т.Твардовском
Задания для групп.
Словарная работа.
Группа «артисты».
Выступить от имени Тихона (5-7 предложений).
В своем выступлении передать отношение Тихона к Насте.
Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («Тихон был тогда мальчишкой…»), середина рассказа («…Тихон пришел на почту…»). Обратить внимание на слова «за добро плати добром».
Выступить от имени скульптора Тимофеева (5-7 предложений).
В своем выступлении передать отношение скульптора к Насте.
Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («После работы Насте надо было пойти в мастерскую…»), середина рассказа (выступление Першина).
Эпилог к рассказу.
Написать продолжение рассказа. Предположить дальнейшую судьбу Насти, поразмыслить, что произошло с Настей в будущем.
Как вы думаете, осталась ли Настя пустельгой?
Файлы: работа группы.ppt
Размер файла: 2039296 байт.