Автор конспекта:
Автор(ы): — Жеглова Ольга Владимировна

Место работы, должность: — МАОУ «Средняя школа № 36″, учитель русского языка и литературы

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Краткое описание: — Урок разработан в рамках технологии развития критического мышления.

Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»

1. Стадия вызова.

  • Работа с высказываниями ( написать на доске) 5 мин.
  • Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. Руссо (19 век)

    Быть человеком означает то же самое, что и нести ответственность А.Сент-Экзюпери (20 век)

    Лишь способность любить делает нас людьми. Из форума Интернет

    • Какая мысль объединяет эти высказывания?
    • Давайте выделим ключевые слова в них.
    • Как перекликаются эти высказывания с произведением, которое вы прочитали дома?
    • Формулируем тему урока . А я Вам помогу….

    Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»

    Откройте тетради, запишите тему урока, а в качестве эпиграфа выберите понравившееся вам высказывание.

    Сформулируем ключевой вопрос урока.

    • Какой смысл вкладывает автор в понятие «истинная человечность» ?

    Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос ( рассмотреть ключевые эпизоды рассказа, проанализировать образы, выявить авторскую позицию)

  • Стадия осмысления.
  • Ассоциативный ряд. С чем ассоциируется у вас слово Человек ( 1 мин)
  • Человек – семья — дом. Сегодня мы с вами тоже поострим дом, крышей которого является понятие «истинная человечность», а кирпичиками этого дома будут является качества, которые это понятие составляют.

    Строить этот дом мы будем вместе.

  • Задания в парах
  • А) Словарная работа. Составление презентации. ( подсолнечник, телеграмма, пустельга) Вика+

    Б) группа «артисты» (Тихон и Тимофеев) Юля+Саша

    В) написать эпилог к рассказу ( 2 пары) Аня+Яна, Лиза+Алина

    2.3. Работа с классом ( 15 мин)

    1) анализ пейзажа, ( начало)

    2) интерьер ( начало)

    3) интерьер мастерская

    2.4. Мотивы очага, тепла.

    1. Давайте откроем первые страницы рассказа. Выразительно причитаем 4 абзаца.

  • Как называется изображение природы в худ. произведении ( пейзаж)
  • Почему автор начинает рассказ с пейзажа?
  • Какое время года изображено? С чем ассоциируется у вас осень? ( увядание, омертвение, жизнь застыла в ожидании печали) ?
  • Давайте прочтем следующий абзац, и выясним, какие детали свидетельствуют о том, что жизнь замерла не только в природе? ( нетопленая печь, давно не чищенный самовар, пыльный журнал, темнота как в глазах Е.П., так и в квартире)

  • Как называется описание помещения в худ произведении ( интерьер)
  • Как соответствует безотрадная картина природы и интерьера внутреннему состоянию К.П. ( передают душевное состояние –печаль, увядание, одиночество)
  • Читаем дальше. Стр. 82 Как проходят вечера в доме Е.П.?

    Работаем с мотивом огня, тепла ( какие символы из прочитанных эпизод олицетворяют этот мотив)

    Читаем дальше. Эпизод « Выставка» Прочитаем выразительно.

    Какие символы огня вы здесь увидели ? ( электричество «Мертвый свет» — Свечи

    Читаем дальше. Стр. 88 весёлый огонь

    Какой первый кирпич будет заложен в нашем доме? Что необходимо людям , чтобы они не чувствовали себя одинокими?

    Физминутка. Музыка «Одинокий пастух». Давайте представим, что мы находимся в деревенском доме, где топится печь, весело трещат поленья. Вы сидите у огня, ваша спинка прямая и расслабленная. Протяните вперед руки, чтобы почувствовать тепло домашнего очага. Попробуйте взять частику этого тепла себе в руки. Прижмите его к груди, почувствуйте, как это тепло согревает ваше сердце. А теперь поднимите руки вверх и передайте теплоту своих сердец окружающим. Повернитесь направо, повернитесь налево. Почувствуйте тепло других людей и сохраните его в своем сердце. Глаза открываем, продолжаем работать. ( 1 мин)

  • Когда похожий весёлый огонь уже горел в этом доме ( как при Насте).
  • Есть ли на страницах рассказа подробное описание внешности Насти? ( нет, только детали) . А как называется описание внешности героя в литер. произведении?

    Портрет . Читаем стр. 83 запись на доске. Итак, мы познакомились с некоторыми особенностями портрета Насти, а об её характере нам расскажут герои рассказа.

    Выступают «артисты» ( 3 минуты).

    • Учитель обращает внимание на принцип построения записей урока.
    • Как называется прием противопоставления литературе ( антитеза)
    • По итогам выступления дети делают записи в тетради самостоятельно ( 1 мин).
    • Какой кирпичик истинной человечности Вы бы заложили в наш дом? ( доброта, любовь, забота о близких)
    • Вы уже поняли, что один из ведущих авторских приемов рассказа – это антитеза. Скажите, пожалуйста, есть ли в рассказе героиня, которая противопоставлена Насте?
    • Работаем с текстом. Стр. 89 прочитали.

    Какое чувство учительницы контрастно Настиному «недочувствию»?

    Какой кирпич мы можем заложить в наш дом? ( умение сострадать)

    Кто из героев говорит об этом умении сострадать? ( Тихон) Зачитаем.

  • Выступают со словарной работой. ( 2 минуты)
  • В словах Тихона мы встретились с незнакомым словом ( пустельга). Но корме этого слова, мы сегодня узнали ещё несколько не совсем знакомых нам слов. Ребята работали с этими словами и подготовили нам небольшое выступление.

    Подсолнечник

    Телеграмма

    Пустельга

    Какой кирпичик Вы бы заложили в наш дом ( ответственность за близких)

  • Давайте вернемся к словам Тихона. Только ли Тихон говорит об умении на добро отвечать добром? ( автор) Это и есть главная авторская мысль . Я предлагаю вам написать Сочинение –миниатюру«Как я понимаю слова «За добро плати добром. Не будь пустельгой» ( 7 минут)
  • Слово учителя: «Не будь пустельгой — ….».
  • Как вы думаете, осталась ли Настя пустельгой?

    Какой эпизод рассказа говорит о том, что совесть Насти все же пробудилась?

    Чтение последних 2-х абзацев.( 2 минуты)

    Итак, Настя все-таки раскаялась. А что помешало ей приехать сразу? ( оправдывала себя трудной дорогой, нежеланием видеть слезы матери, не решилась бросить важное для неё дело)

    Какой кирпич мы можем заложить в наш дом? (умение отделять главное от второстепенного)

  • Слово: ребята, Вы, наверное, обратили внимание, что дальнейшая судьба Насти автором не рассказывается. Рассказ приглашает читателя поразмыслить, что произошло с Настей в будущем. Это попыталась сделать группа ребят.
  • Выступает группа с сочинением-эпилогом. ( 3 минуты)
  • Вернёмся к ключевому вопросу нашего урока ( открываешь его).
  • Оценки и отметки ( 1 минута)

    Рефлексия ( 3 минуты)

  • Ответили ли мы на ключевой вопрос урока? Вернуться к дому, озвучить «кирпичи» ( попросить ученика) . Можно ли сказать, что эта проблема сегодня также актуальна, как и 65 лет назад?). Посмотрите внимательно на высказывания.
  • «Погода в доме» Его определяет наше настроение. ( Упражнение «Цвет настроения)
  • Домашнее задание ( 1 мин)

    Индивидуальное «Какие «зарубки на сердце» оставил у Вас этот рассказ?

    Ответить на вопрос ( устно) «Почему рассказ называется «Телеграмма»?

    Сообщение об А.Т.Твардовском

    Задания для групп.

    Словарная работа.

  • Создать презентацию (3-4 слайда).
  • Дать определение и подобрать иллюстрацию к следующим словам: подсолнечник, телеграмма, пустельга.
  • Подумать, от какого слова образовано слово «подсолнечник» и как это связано с рассказом, указать это в презентации.
  • Посмотреть в учебнике переносное значение слова «пустельга», внести в презентацию.
  • Подготовить выступление, используя получившуюся презентацию.
  • Группа «артисты».

    Выступить от имени Тихона (5-7 предложений).

    В своем выступлении передать отношение Тихона к Насте.

  • Как давно я знаком с семьей Насти?
  • Как отношусь к Катерине Петровне?
  • Почему я послал телеграмму от имени Насти?
  • Как я отношусь к Насте?
  • Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («Тихон был тогда мальчишкой…»), середина рассказа («…Тихон пришел на почту…»). Обратить внимание на слова «за добро плати добром».

    Выступить от имени скульптора Тимофеева (5-7 предложений).

    В своем выступлении передать отношение скульптора к Насте.

  • Какое отношение имеет ко мне Анастасия Семеновна?
  • Как она относится к Союзу художников?
  • Что примечательного говорит Першин о ней на выставке и почему?
  • Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («После работы Насте надо было пойти в мастерскую…»), середина рассказа (выступление Першина).

    Эпилог к рассказу.

    Написать продолжение рассказа. Предположить дальнейшую судьбу Насти, поразмыслить, что произошло с Настей в будущем.

    Как вы думаете, осталась ли Настя пустельгой?

    Файлы: работа группы.ppt
    Размер файла: 2039296 байт.

    Рубрики: Литература Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология