Автор конспекта:
Автор(ы): — Матросова Татьяна Павловна
Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №1″; г.Чистополь, преподаватель истории и обществознания, первой квалификационной категории.
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Педагогика
Предмет(ы): — Психология
Предмет(ы): — Социология
Цель урока: — Создать условия для осмысления нравственных проблем современного общества;Определить основные варианты нравственного развития современной Росии;Выделить возможные пути решения проблемы морального развития.
Тип урока: — Комбинированный урок
Краткое описание: — Мероприятие проведенное с учениками 11 класса посвященное проблеме духовного развития современного общества. Мероприятие включало в себя: освещение учениками одной из проблем; выступление гостей: представителей религиозных конфессий: православие и ислам, представителей политической партии "Единая Россия"; представителей семьи учащегося; беседа учащихся с гостями; голосание по вопросу: "Что семья, религия или государство может стать основой формирования личсности человека?".
Вступление
У Андрея Вознесенского есть стихотворение:
«Дети двадцать первого столетья,
Начался ваш новый век,
Неужели вечно не ответит на вопрос согласья человек?
Две души, несущихся в пространстве, полтораста одиноких лет,
мы вас умоляем о согласьи, без согласья смысла в жизни нет»
С чем же мы с вами пришли в этот век? что принесли, как мы будем жить ? именно это мы постараемся выяснить на нашем уроке семинаре, тема которого «Духовно нравственное состояние общества».
Сегодня на нашем семинаре присутствуют гости это представители двух религиозных конфессий:
Православие и Мусульманской
Представитель партии Единая Россия
Завуч по воспитательной работе
Iблок: Проблемы .
Сегодня очень много говорится о том, что происходит серьезный общеглобальный кризис нравственного состояния общества. И хотя проблема эта не нова, мы прекрасно помним знаменитое изречение Сократа(Vвек до н.э.) :
«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей!»
эти слова ярко продуцируются и на наше время.
Однако отмахиваться от проблемы потери нравственных и моральных ценностей нельзя.
Сегодня мы с вами постараемся не только обрисовать круг проблем, но и, может быть, в главной мере попытаемся определить пути и способы решения этих проблем.
С какими же нравственными проблемами сталкивается человечество в целом.
Немного статистики:
Что ученики считают проблемой в обществе?(Лобанихина Елена, Захарова Дарья).
Выводы по опросу: что на первом месте и на последнем.
Мы с вами видим, что учащиеся нашей школы четко определяют свое отношение к нравственной обстановке, но не голословны ли эти представления? Из учащихся нашего класса была создана аналитическая группа, которая изучила проблемы, связанные с нравственной обстановкой современного общества.
1.Рост преступности, в том числе и детской агрессии, самоубийств ——— (Коваленко Даниил) основная часть преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения что также относится к ряду нравственных причин
2. Наркомания и алкоголизм (Ильдимирова Наталья).
Алкоголизм и наркомания становятся причиной распада семьи
Семья как главный социальный институт в наше время также переживает кризис
3. Семья (Федосеева Анна)
Именно семья направляет корабль души ребенка, будущее общества. Но душа ребенка ранима неопытна и часто ищет себя там где это ярче веселее .
4. Суб культура (Мельникова Ксения)
5.Неформальные обьединения Чистополя.(Минникеева Альбина, Мазитова Дарья)
Непонимание в семье, проблемы в общении, отсутствие поддержки среди взрослых — все это толкает подростков на необдуманные поступки
6.Суициды (Аникина Анастасия)
Вопросы к гостям :
- Как вы думаете какую из этих проблем можно поставить на первое место?
- Можно ли решить одну проблему не решая остальных?
- Какие проблемы на ваш взгляд мы еще не осветили?
Конечно, решение этих проблем требует усилий не только со стороны государства, но и со стороны общества и каждого человека.
Святитель Николай Сербский писал ,что существуют три основы духовной силы человека:
- личное благосостояние и собственные удовольствия;
- семейные и кровные узы;
- общественные законы;
- совесть и чувство Бога живого.
По-другому, поведение человека регулируется совестью, законом, семьей и религией.
И если человек теряет бога, как говорил Николай Сербский, то он обращается к семье, если теряет любовь в семье-он ищет защиту в законах и последним бастионом нравственности является механизм совести .А дальше деградация человека, а значит и общества в целом
Что может ожидать общество, если проблемы нравственности не будут решаться.
(Абрамов Кирилл).
Вопросы:
- Согласны ли вы с тем прогнозом который был сейчас представлен?
- Что для человека на ваш взгляд все же важнее духовные потребности или материальные?
- Сейчас очень часто говорят что нужно сначала накормить человека а потом заботиться о его благополучии, вы считаете это правильно?
Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Народ, утративший свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России.
Современная ситуация в сфере нравственного воспитания детей в Российской Федерации. В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Российской Федерации в 2000-е годы, российское общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса.
Что поможет решить проблему, что выбрать в качестве спасительного средства?
Религия (Антонов).
Семья (Хакимов).
Вопрос:
Сейчас много говорят о введении в школе религоведения, что вы думаете по этому поводу или нужно все оставить как есть?
IIблок: Опрос.
Школа может выступать в качестве духовного центра .
Мы провели еще один опрос представив ученикам определить а что они вкладывают в понятие нравственности.
(Терентьева Ксения)
А может просто научить детей таким чувствам как
Вежливость — она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность — сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность -Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности — показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность — В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду
А может быть просто любовь к ближнему, к рядом идущему, к семье поможет выжить.
Песня (Алексей Рыбников — Аллилуйя любви)
И общество начнет возрождаться.
Но кто на себя возьмет эту роль?
Государство? Церковь? Семья?
Сегодня вы прослушали разную информацию, но цель наша не просто поднять вопрос, а попытаться задуматься: «Что мне поможет остаться человеком?»
И каждый из вас делает выбор.
IIIблок: Голосование.
( отдельный стол, вазы, жетоны, голосование поочередно).
IVблок: Заключение.
Напутственные слова.
Подведение итога
Файлы: Приложение 2.doc
Размер файла: 99328 байт.