Автор конспекта:
Автор(ы): — Матросова Татьяна Павловна

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №1″; г.Чистополь, преподаватель истории и обществознания, первой квалификационной категории.

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Педагогика
Предмет(ы): — Психология
Предмет(ы): — Социология

Цель урока: — Создать условия для осмысления нравственных проблем современного общества;Определить основные варианты нравственного развития современной Росии;Выделить возможные пути решения проблемы морального развития.

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Мероприятие проведенное с учениками 11 класса посвященное проблеме духовного развития современного общества. Мероприятие включало в себя: освещение учениками одной из проблем; выступление гостей: представителей религиозных конфессий: православие и ислам, представителей политической партии "Единая Россия"; представителей семьи учащегося; беседа учащихся с гостями; голосание по вопросу: "Что семья, религия или государство может стать основой формирования личсности человека?".

Вступление

У Андрея Вознесенского есть стихотворение:

«Дети двадцать первого столетья,

Начался ваш новый век,

Неужели вечно не ответит на вопрос согласья человек?

Две души, несущихся в пространстве, полтораста одиноких лет,

мы вас умоляем о согласьи, без согласья смысла в жизни нет»

С чем же мы с вами пришли в этот век? что принесли, как мы будем жить ? именно это мы постараемся выяснить на нашем уроке семинаре, тема которого «Духовно нравственное состояние общества».

Сегодня на нашем семинаре присутствуют гости это представители двух религиозных конфессий:

Православие и Мусульманской

Представитель партии Единая Россия

Завуч по воспитательной работе

Iблок: Проблемы .

Сегодня очень много говорится о том, что происходит серьезный общеглобальный кризис нравственного состояния общества. И хотя проблема эта не нова, мы прекрасно помним знаменитое изречение Сократа(Vвек до н.э.) :

«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей!»

эти слова ярко продуцируются и на наше время.

Однако отмахиваться от проблемы потери нравственных и моральных ценностей нельзя.

Сегодня мы с вами постараемся не только обрисовать круг проблем, но и, может быть, в главной мере попытаемся определить пути и способы решения этих проблем.

С какими же нравственными проблемами сталкивается человечество в целом.

Немного статистики:

Что ученики считают проблемой в обществе?(Лобанихина Елена, Захарова Дарья).

Выводы по опросу: что на первом месте и на последнем.

Мы с вами видим, что учащиеся нашей школы четко определяют свое отношение к нравственной обстановке, но не голословны ли эти представления? Из учащихся нашего класса была создана аналитическая группа, которая изучила проблемы, связанные с нравственной обстановкой современного общества.

1.Рост преступности, в том числе и детской агрессии, самоубийств ——— (Коваленко Даниил) основная часть преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения что также относится к ряду нравственных причин

2. Наркомания и алкоголизм (Ильдимирова Наталья).

Алкоголизм и наркомания становятся причиной распада семьи

Семья как главный социальный институт в наше время также переживает кризис

3. Семья (Федосеева Анна)

Именно семья направляет корабль души ребенка, будущее общества. Но душа ребенка ранима неопытна и часто ищет себя там где это ярче веселее .

4. Суб культура (Мельникова Ксения)

5.Неформальные обьединения Чистополя.(Минникеева Альбина, Мазитова Дарья)

Непонимание в семье, проблемы в общении, отсутствие поддержки среди взрослых — все это толкает подростков на необдуманные поступки

6.Суициды (Аникина Анастасия)

Вопросы к гостям :

  • Как вы думаете какую из этих проблем можно поставить на первое место?
  • Можно ли решить одну проблему не решая остальных?
  • Какие проблемы на ваш взгляд мы еще не осветили?

Конечно, решение этих проблем требует усилий не только со стороны государства, но и со стороны общества и каждого человека.

Святитель Николай Сербский писал ,что существуют три основы духовной силы человека:

  • личное благосостояние и собственные удовольствия;
  • семейные и кровные узы;
  • общественные законы;
  • совесть и чувство Бога живого.

По-другому, поведение человека регулируется совестью, законом, семьей и религией.

И если человек теряет бога, как говорил Николай Сербский, то он обращается к семье, если теряет любовь в семье-он ищет защиту в законах и последним бастионом нравственности является механизм совести .А дальше деградация человека, а значит и общества в целом

Что может ожидать общество, если проблемы нравственности не будут решаться.

(Абрамов Кирилл).

Вопросы:

  • Согласны ли вы с тем прогнозом который был сейчас представлен?
  • Что для человека на ваш взгляд все же важнее духовные потребности или материальные?
  • Сейчас очень часто говорят что нужно сначала накормить человека а потом заботиться о его благополучии, вы считаете это правильно?

Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Народ, утративший свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России.

Современная ситуация в сфере нравственного воспитания детей в Российской Федерации. В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Российской Федерации в 2000-е годы, российское общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса.

Что поможет решить проблему, что выбрать в качестве спасительного средства?

Религия (Антонов).

Семья (Хакимов).

Вопрос:

Сейчас много говорят о введении в школе религоведения, что вы думаете по этому поводу или нужно все оставить как есть?

IIблок: Опрос.

Школа может выступать в качестве духовного центра .

Мы провели еще один опрос представив ученикам определить а что они вкладывают в понятие нравственности.

(Терентьева Ксения)

А может просто научить детей таким чувствам как

Вежливость — она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность — сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность -Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - эта нравственная черта личности — показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность — В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду

А может быть просто любовь к ближнему, к рядом идущему, к семье поможет выжить.

Песня (Алексей Рыбников — Аллилуйя любви)

И общество начнет возрождаться.

Но кто на себя возьмет эту роль?

Государство? Церковь? Семья?

Сегодня вы прослушали разную информацию, но цель наша не просто поднять вопрос, а попытаться задуматься: «Что мне поможет остаться человеком?»

И каждый из вас делает выбор.

IIIблок: Голосование.

( отдельный стол, вазы, жетоны, голосование поочередно).

IVблок: Заключение.

Напутственные слова.

Подведение итога

Файлы: Приложение 2.doc
Размер файла: 99328 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология