Автор конспекта:
Автор(ы): — Седова Ирина Викторовна

Место работы, должность: —

учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 города Ртищево Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Проект рассказывает о значении имени, истории возникновения имен.

III Cаратовский региональный тур

Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ

им. В. И. Вернадского

Наши имена

Авторы:

Волчкова Алина

ученица 3 «А» класса

Руководитель: Седова

Ирина Викторовна,

учитель начальных классов.

2013-2014 учебный год

Содержание

1.Введение.—————————————————3

2.Основная часть.——————————————- 4

2.1. Из истории имён.————————————4

2.2. Проведение анкетирования————————5

2.3. Результаты исследования.————————- 6

3.Заключение.————————————————8

4.Литература.———————————————— 9

Наши имена.

Введение.

Цель:

Узнать, что такое « имя», какие имена самые распространенные среди третьеклассников в нашей школе.

Задачи:

  • Узнать, есть ли у имён значения.
  • Узнать, почему обучающиеся третьих классов нашей школы носят именно такие имена.
  • Узнать, какие имена самые распространённые среди учеников третьих классов.

Объект исследования: анкетные данные, книги про имена.

Предмет исследования: имена людей

2.Основная часть.

Однажды мне загадали загадку:

  • Тебе дано, а люди пользуются. Что это?
  • Я не сразу поняла, что это – имя.

    Тогда я подумала, что если я скажу, что я – мальчик. мне поверят? Конечно же нет. А если не знают как меня зовут, а я назовусь не своим именем, то даже и не догадаются, что это неправда. Почему?

    Я люблю стихи А.С. Пушкина .Этот великий русский поэт погиб более ста лет назад. Но, я уверена, что как только произносится имя А.С.Пушкина, сразу же вспоминаются строчки его стихов или сказок. Я задумалась: так что же такое имя?

    Я предположила, что имя – это какое – то особое слово, которое служит для того, чтобы отличить одного человека от другого.

    2.1. Из истории имен.

    В словаре В.И. Даля я прочитала, что «имя – это слово, которым зовут, означают особь, личность». А из детской справочной литературы я узнала, что в древности наши предки давали друг другу только осмысленные имена. Имена отражали особенности характера: Умник, Храбр, Хитр;

    особенности поведения, речи: Молчан, Крик, Смеяна;

    физические особенности и недостатки: Кудряш, Беляй, Хромой;

    время и «очерёдность» появления на свет: Меньшак, Третьяк Вешняк.

    Почему же теперь нет таких имён?

    Их вытеснили иноземные имена после того, как при князе Владимире Красное солнышко на Русь пришло христианство (Слайд) (Слайд)

    По христианской религии ребёнка после рождения крестили (Слайд) и священники давали ему имя по святцам: называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днём рождения малыша или днём крещения.

    Был в старину такой обычай:

    Несли младенца в церковь. Там

    В страницы святцев тыча,

    Поп имена давал по дням.

    Коль ты родился в день Ефима,

    Так назван именем таким,

    Но если в день Иеронима,

    То – хошь – не хошь– Иерониим!

    Ю. Ливеровский.

    Так как религия пришла к нам из Греции, то и имена были греческие или пришедшие в греческий язык из других языков. Например, имя Иван – это изменённое древнееврейское имя Иоканакан, значившее «Божий Подарок». Имя разошлось по всем европейским народам, каждый переделывал его на свой лад. Ионаакан во Франции стал Жаном, в Англии Джоном, у поляков Яном. Значение имени при этом забывалось. Изучением этих превращений занимается наука ономастика. Это греческое слово означает «наука об именах».

    (греч..) мужественный. храбрый

    (греч.)защищать, предотвращать

    (слав.) властилин мира

    (слав.) владеющий славой

    (др. –евр.) судьба, бог

    (ит.) верный, постоянный

    (греч.) посвящённый Дионису

    (греч.) посвящённый Деметре

    (греч.) благородный

    (лат.) огненный

    (древнеев.) дар богов

    (др. –евр.) мой бог

    (греч.) господин

    (лат..) величайший

    (древнеевр.) божий человек.

    (греч.) победитель

    (тюрск.) лев

    (лат.) высокочтимый

    (греч.) божий дар

    (греч.) защитница

    (слав.) алая, огненная

    (лат.) непорочная

    Точно неизвестно

    (греч.) воскресшая

    (греч.) вестница

    (греч.) ангельская

    (др.-евр.) милостливая

    (греч.) мир

    (лат.) здоровая

    (лат.) победа

    (др. – перс.) победительница

    (греч.) чистота

    (др.-евр.) божья клятва

    (русск.) золото

    (греч.) мир

    (русск.) название цветка

    (др.-евр.) любимая

    (древнеслав.) милая

    (греч.) подруга, милая

    (греч.) мудрость

  • Проведение анкетирования.
  • Мне было интересно узнать, какие имена носят ученики третьих классов нашей школы , какие имена среди них самые распространённые. Я провела анкетирование в 3 а,3б и 3а классах в октябре 2013 гола.

    Анкета включала следующие вопросы:

  • Кто вас так назвал, почему?
  • Нравится ли вам ваше имя?
  • Знаете ли вы, что оно означает?
  • 2.3 Результаты анкетирования.

    Вот что показало анкетирование:

    В анкетировании приняли участие 62 человека.

    1.43 % названы матерями Названы в честь родственников – 27%, в честь сказочных героев – 4%, это имя нравиться родителям.– 30%, не знают почему назвали так – 39%.

    2. Всем нравится своё имя..

    3. 33 % детей знают, что означает их имя, 67% — не знают.

    Далее я изучила анкетные данные и выяснила какие имена самые распространённые среди мальчиков и девочек.

    Количество

  • На первом месте оказалось у мальчиков имя Илья -5 чел.

    На втором – Иван – 3 чел.

    На третьем – Владимир, Данила – по 2 чел.

  • У девочек самое распространенное имя Анастасия – 4 чел.

    На втором месте – Алина, Виктория, Ирина – по 3 чел.

    На третьем – Алёна, Дарья – по 2 чел.

    А все остальные имена встречались редко среди учеников третьих классов.

  • Проводя исследование, я узнала историю возникновения многих имен, узнала много интересного из истории нашей страны. Я поняла, что имена не только часть нашей истории, но и память о близких людях, наших предках, память о тех, кто прославил нашу Родину.

    В результате исследования я сделала выводы:

    В настоящее время очень мало родителей называют своих детей в честь предков (27%). Все учащиеся довольны своими именами, но более половины детей (67%) не интересовались происхождением и значением своих имён.

    Я решила, что обязательно расскажу своим одноклассникам о том, что узнала во время своей работы , ведь наши имена – часть нашей истории и тот, кто любит свою Родину, должен знать её историю.

    Литература.

  • Что такое Кто такой « Педагогика – Пресс» Москва 1997
  • О.С. Черногаева. Энциклопедия детских имён. ЭКСМО 2010
  • Интернет – ресурсы:
  • razumniki.ru›О русских именах

    qalib.ru›a/kak-poyavilis-imena

    Файлы: Кроссворд-по знаменитым местам.ppt
    Размер файла: 274944 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология