Автор конспекта:
Автор(ы): — Гетманенко Екатерина Геннадьевна (руководитель проекта), Дубовая Мария Евгеньевна (автор проекта, учащаяся 9 класса)

Место работы, должность: —

МБОУ Ремонтненская гимназия № 1

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Успешный проект по литературе (призёр районного уровня). Может быть использован для участия в научно-практической конференции, на уроках литературы в старших классах, в дополнительном образовании по литературе.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………………………………………………….2

Глава 1 «Агитатор, горлан, главарь» или «бабочка поэтиного сердца»?

Творчество В.В. Маяковского в оценке критиков и современников поэта……………..…………..….4

Глава 2. Пожар сердца………………………………………………………………………………………………………..7

2.1.Несколько слов о любовной лирике В.В. Маяковского………………………………………..7

2.2.Мария Денисова как прообраз поэмы «Облако в штанах»…………………………………8

2.3.Лиля Брик как центральный образ любовной лирики В.В. Маяковского………………10

2.4.Татьяна Яковлева ……………………………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………………………………………..……………………22

Приложение(иллюстрации)…………………………………………………………………………………………23

Введение

Любовь дано изведать каждому человеку в жизни. Она многолика: любовь родителей к детям и любовь к Родине, любовь к богу и любовь между мужчиной и женщиной. Истинное чувство любви способно изменить людей — сделать добрее, чище, совершеннее, или же наоборот – толкнуть на ужасные поступки. Тема любви — одна из ведущих тем мировой литературы с древнейших времен и до сегодняшнего дня. Многие влюбленные стали олицетворением этого чувства. Стоит вспомнить Лейлу и Меджнуна, Ромео и Джульетту, Онегина и Татьяну, графа Резанова и Кончиту и многих-многих других. Сложно представить, о чем бы писали знаменитые поэты и прозаики, чем вдохновлялись бы великие композиторы и художники, не будь на свете любви. Говорить об актуальности темы любви вряд ли имеет смысл. Она вечна. С течением времени меняются взгляды, становятся иными представления о том, какое место занимает любовь в человеческой жизни, но у человека – если использовать метафору Маяковского – не затухает «пожар сердца». Тема не стареет: сменяются поколения – в жизнь входят люди, для которых слова любви звучат впервые.

Лирика – это, прежде всего, стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным. И, хотя к Владимиру Владимировичу Маяковскому чаще относятся как к поэту гражданственному, а не к певцу вечных ценностей, мне кажется, что тема любви занимает в его творчестве особенное, очень значимое место. Его стихотворения о любви поразили меня до глубины души, поэтому я решила узнать о них как можно больше, посвятив этому своё исследование.

В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”[1] . Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире «сплошное сердце» открывается в лирике Маяковского.

Цельмоей работы – исследовать и проанализировать тему любви в лирике Владимира Владимировича Маяковского. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1) изучить мнения критиков и современников поэта о его творчестве. Это позволит разобраться, кто же такой Владимир Маяковский – «агитатор, горлан, главарь», или человек, наступивший «на горло собственной песне»;

2) изучить взаимоотношения В. В. Маяковского и женщин, ставших прототипами его любовной лирики. Выполнение этой задачи поможет узнать о предыстории темы любви в произведениях поэта;

3) проанализировать несколько произведений В.В. Маяковского с целью изучения особенностей отображения темы любви в его творчестве.

Причём, мне кажется целесообразным рассмотрение произведений о любви именно в контексте взаимоотношений В. Маяковского с любимыми женщинами, которые послужили прототипами или адресатами его лирики.

Глава 1

«Агитатор, горлан, главарь» или «бабочка поэтиного сердца»? Творчество В.В. Маяковского в оценке критиков и современников поэта.

В своей авторецензии «О разных Маяковских», написанной в 1915 году, поэт с горечью перечисляет все «лестные» критические определения в свой адрес: нахал, циник, рекламист, грубый скандалист, извозчик и т.д. – и здесь же опровергает все это одной поэтической строфой:

Вы мне – люди,

И те, что обидели,

Вы мне всего дороже и ближе[2]

А через несколько строк перед нами уже другой Маяковский – решительный, грубый, призывающий поэзию на борьбу за переустройство жизни:

Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел?

Сегодня надо кастетом

кроиться миру в черепе.[3]

Он — тончайший лирик, автор нежнейших любовных стихотворений и поэм, и гневный сатирик, и создатель эпических произведений, и драматург, и страстный публицист, и политический агитатор, и «рекламист», и автор знаменитых стихотворений для детей, а еще художник-авангардист и киноактер – и всё это один Маяковский. Наверное, именно из-за этого восприятие творчества Владимира Владимировича Маяковского критиками отличается противоречивостью. Споры о том, кто же доминирует в его стихах – агитатор или лирик — не утихают до сих пор. Чтобы понять, какое же место занимает лирическая тема любви в поэтическом наследии Маяковского, я решила познакомиться с мнениями критиков и современников поэта относительно его творчества.

В 1924 году Михаил Осоргин в журнале русской эмиграции «Современные записки» отмечал: «… О Маяковском принято говорить как о талантливом поэте на казенной службе, и критика ставит его за одну скобку с Демьяном Бедным, Серафимовичем, Брюсовым».[4] Действительно, гражданская война,голод в Поволжье, борьба с разрухой, попытки капиталистических стран задушить молодое Советское государство, жизнь и деятельность В.И.Ленина, борьба с религией, хулиганством, пьянством, мещанством, трудовой подвиглюдей, строящих социализм, споры о состоянии и задачах советского искусства — всё это и многое-многое другое нашло отражение в поэзии и Маяковского. Творчество поэтапредставляет собой своеобразную художественную летопись тринадцати героических лет жизни страны. Она запечатлела не только главнейшие события, но и духовную атмосферу этого великого и неповторимого времени. Произведения В.В. Маяковского по праву можно считать примером подлинно революционной, социалистической поэзии. И об этом говорит как сам Маяковский (например, в стихотворении «Сергею Есенину»: «Нужно жизнь сначала переделать, переделав — можно воспевать[5] » или в поэме «Во весь голос»: «Парадом развернув моих стихов войска, я прохожу по строчечному фронту»[6] ), так и очень многие критики, современники Маяковского. Михаил Андреевич Осоргин в статье 1924 года «Владимир Маяковский. Для голоса» отмечал: « … исключительная даровитость его вне всякого сомнения. Он высокий мастер кованого, дерзкого, нового стиха, бьющего по хилым головам и раздражающего тех, кому удары адресованы. Лирики Маяковский чужд; он поэт не только "борьбы", но и кровавой драки, поэт вызова, наглого удара, не попадающего мимо»[7] . А Р. Якобсон в 1931 году в статье «О поколении, растратившем своих поэтов» заметил: «Я поэта — это таран, тарахтящий в запретное будущее; это брошенная за последний предел воля к воплощению будущего, к абсолютной полноте бытия »[8] . В1936 году авторитетный в ту пору литературовед И.Луппол писал: «Октябрьская социалистическая революция вызвала Маяковского к новой жизни, она как бы поставила его на рельсы, с которых он уже не сходил»[9] . Дальше всех в подобной трактовке зашёл Ю. Корабчевский в нашумевшей книге «Воскресение Маяковского». Он утверждал: «Его стихи всегда декларация, никогда не исповедь. И даже если он провозглашает: «исповедь!» — всё равно декларация».[10] Мне кажется, что Ю. Корабчевский всё же слишком категоричен в своём выводе. Да, всем своим творчеством Маяковский служил революции, советской власти. Но он был и проникновенным лириком, умеющим выразить сокровенные чувства масштабно и необычно. Возможно,«Своей огромностью Маяковский заслонял свою беззащитность, и она не всем была видна».[11] Однако, несмотря на это, есть люди, которые не смогли её не заметить. Марина Ивановна Цветаева в статье «Эпос и лирика современной России» заметила: «Ритмика Маяковского – физическое сердцебиение – удары сердца…».[12] А Л. Брик в статье «Чужие стихи» отмечала: «Маяковский всё переживал с гиперболической силой — любовь, ревность, дружбу. Он не любил разговаривать. Он всегда, ни на час не прекращая, сочинял стихи. Вероятно, поэтому так нерастраченно вошли в них его переживания». Развивает эту же тему Сергей Буданцев в статье «Истинный лик» (1916 год): "Кровью сердца дорогу радуя", Маяковский идет к малым, к обиженным и безъязыким. Это резко отмежевывает его от всех наших пишущих современников, с унылым задором тянущих несколько элементарных нот уже достаточно потускневшего и захватанного индивидуализма»[13] . Ему вторит Андрей Платонов: «Он был мастером большой, всеобщей жизни и потратил свое сердце на её устройство»[14] . О подлинности, о силе лиризма Маяковского писал и Борис Леонидович Пастернак в “Охранной грамоте” (1930). Для него Маяковский – “поэт с захватывающе крупным самосознанием, дальше всех зашедший в обнажении лирической стихии…” [15] . Мне кажется, что есть истина и в словах критиков, придерживающихся мнения, что Поэт Маяковский – «агитатор, горлан, главарь», и, безусловно, правы те, кто смогли увидеть в нём тонкого лирика, человека, который сам был похож на огромное сердце своей эпохи. Мне очень понравились слова Ю. Олеши: «Когда я вспоминаю Маяковского, я тотчас же вижу эти глаза — сквозь обои, сквозь листву. Они на меня смотрят, и мне кажется, что в мире становится тихо, таинственно. Что это за взгляд? Это был взгляд гения…».[16] Примечательно, что это же заметил лауреат Нобелевской премии — Альбер Камю: «Маяковский— гений»[17] — сказал он. Интерес к его творчеству не угасает, причём большей популярностью пользуются стихи о любви. А это значит, что «Маяковский вечный победил Маяковского временного. Но без временного Маяковского не было бы Маяковского вечного»[18] , — так написал о нём современный поэт.

Глава 2. Пожар сердца

2.1. Несколько слов о любовной лирике В.В. Маяковского.

Оценивая свой первый опыт сочинения стихов, Маяковский в автобиографии пишет: «Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик «Порыв». Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно… Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим «социалистическим достоинством», бросил вовсе»[19] . Именно это своеобразное стеснение писать лирику, выглядеть как все, повлияло в дальнейшем на отражение поэтом в стихах темы любви.

В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три таких связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь идет о Лиле Брик — героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии из поэмы "Облако в штанах". Творчество Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный(1912-1917) и послеоктябрьский(1917-1930). Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве. Поставленная в поэме «Облако в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночник», тема любви звучала и в поэме «Человек», и в стихотворении «Лиличка», и во многих ранних стихотворениях молодого поэта.

Основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике, это:

поэмы:“Облако в штанах”, “Флейта – позвоночник”, “Люблю”, “Про это”;

стихотворения:“Юбилейное”,“Любовь”, “Лиличка”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “Письмо Татьяне Яковлевой”, «Тамара и Демон».

У Маяковского было три больших любви. И все они, перефразируя известное изречение Толстого, были по-своему несчастливы.

2.2. Мария Денисова как прообраз поэмы «Облако в штанах»

Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… — тема любви проходит через всё его творчество, начиная с ранних стихов и заканчивая последним незавершённым стихотворением «Неоконченное». Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму "Облако в штанах", и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.[20]

Свою поэму Маяковский начал еще в первой половине 1914 года, после посещения Одессы во время черноморского турне. В Одессе Маяковский влюбился в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного обаяния и сильного характера. Но, по-видимому, она от каких-то серьёзных шагов при столь мимолётном знакомстве отказалась.

Первая глава поэмы пронизана темой любви, но эта любовь неразделенная и очень сильная:

Будет любовь или нет?

Какая -

большая или крошечная?

Опять влюбленный выйду в игры,

Огнем, озаряя бровей загиб.[21]

Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. Действительность отняла у поэта любимую, украла его любовь.

Поэма «Облако в штанах» — поэма о любви поэта, об искренности человеческих отношений, которая сталкивается с ложью социальных и нравственных законов буржуазного общества. Поэма состоит из четырёх частей, «четырёх криков», в каждой из которых — отрицание: «Долой вашу любовь» — она опирается на деньги и расчёт, «Долой ваше искусство!» — оно создаётся теми, кто далёк от него, «Долой ваш строй!» — он уродует человеческую жизнь, «Долой вашу религию!» — Бог не в силах спасти человечество. Сила отрицания даётся по возрастающей – она усиливается с каждой главой, и от личных мотивов поэт переходит к общественным. Всей поэмой Маяковский как будто восклицает: «Любить нельзя — масса тяжелых неприятностей!»[22] Иначе говоря, поэма ставит вопрос о борьбе с обществом, которое обрекает человека на страдания. При этом критикуются четыре важнейшие основы буржуазного общества – его мораль, искусство, строй, идеология. Четыре части поэмы органически связаны друг с другом, вытекают одна из другой. Трагедия неразделенной любви становится исходным «криком», порождающим протест против буржуазного мира в целом.

Важное значение поэмы в попытке раскрыть социальную подоплеку трагедии: Мария ушла к другому, так как в этом обществе действует страшная формула «деньги – любовь – страсть», согласно которой любовь зависит от власти капитала.

Ошеломляющим в поэме было всё: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась «Тринадцатый апостол». По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников – апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления о добре и зле. Когда цензоры прочитали поэму, они заявили автору: «Что вы, на каторгу захотели?» Маяковскому пришлось сменить название на «Облако в штанах».

Несмотря на то, что прототипом героини явилась Мария Денисова, «Облако в штанах» Маяковский посвятил Лиле Брик, с которой познакомился в 1915 году и сразу влюбился.

2.3. Лиля Брик как центральный образ любовной лирики В.В. Маяковского

В июле 1915 года Маяковский познакомился с семьей Брик — Лилей и Осипом. С Маяковским Лилю Юрьевну Брик познакомила её младшая сестра Эльза (будущая французская писательница Эльза Триоле) Он потерял голову и влюбился. Лиля Брик — главная любовь поэта.

Красавицей ее нельзя было назвать, но эта весьма привлекательная женщина, умела одеться со вкусом и преподнести себя так, что все ее недостатки уходили на второй план. Обаяние её было необыкновенным, оно выражалось в уме, во взгляде, в умении слушать собеседника, в разговоре и даже в походке. И если она хотела завести с кем-то романтические отношения, то удавалось ей это с необыкновенной легкостью. В ней была загадка, которую никто не смог разгадать. Их с поэтом отношения начались с того, что Маяковский посвятил ей поэму, первоначально написанную Марии Денисовой, а закончились тем, что он назвал её имя в посмертной записке. Елена Кореневская, автор статьи о Маяковском, отмечает, что с Лилей поэта «связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой. Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и «бунтарем» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был человеком ранимым и даже неуверенным в себе. Тем, кто слушал выступления Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло показаться выдумкой. Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и уж подавно не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах».[23]

Маяковский однажды сказал Лиле: «Ты не женщина, ты – исключение».[24]

Любовь Маяковского к Лиле была всем в его жизни; понять её и по-настоящему прочувствовать можно, читая их письма друг к другу. Поэт писал ей: «Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь».[25] У влюбленного Маяковского было множество имен для Лили: Киса, Лисичка, Личика, Детик… Подписывался обезумевший от любви поэт также по-разному: Твой Щен, Щенок, Весь Я. Иногда слова «Щен» или «Щенок» заменялись по-детски нарисованными щенками.

Лиля называла Маяковского Волосик, Щеник, а подписывалась не менее изящно: Кошечка, а если Лиля болела, то – Лежащая кошечка. Иногда кошечка Лиля, особенно в начале писем, превращалась в «Солнышко Самое Светлое». Да, есть женщины, которые заколдовывают мужчин навсегда и от них невозможно освободиться…

Романтика, теплота, свет, страсть – все было в этой любви. А ещё была боль – пронзительная и каждый раз убивающая. История любви Владимира Маяковского к Лиле Брик – это история любви-болезни, любви-наркотика, любви-зависимости.

Это чувство, которое изматывает душу и заставляет взрываться мозги, которое водит по краю пропасти и всегда держит на грани, которое вызывает ломку и в итоге, после всего пережитого, убивает… Но это тоже любовь. Маяковский познакомился с этой женщиной в июле 1915 года. Осип Максимович Брик и его жена, Лиля Юрьевна, люди достаточно обеспеченные, проявили сочувственное внимание к Владимиру Владимировичу, угадав в нём большой поэтический талант. Познакомила их младшая сестра Лили Юрьевны – Эльза. Это за ней, еще до знакомства с Бриками, ухаживал Маяковский.

После смерти отца – в июле 1915 года – Эльза приехала в Петроград к сестре. И пригласила к ней Маяковского. Он пришел и читал своё «Облако в штанах»… Именно в тот вечер, как утверждает Эльза Триоле, всё и случилось: «Брики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. Маяковский безвозвратно полюбил Лилю…»[26]

Он попросил разрешения посвятить ей поэму. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила другая женщина, была посвящена Лиле Брик.

Взаимопроникновение жизней Маяковского и Бриков было очевидным. Поэт стал перенимать привычки их круга общения: стал одеваться в костюм, постриг свои длинные волосы и даже обзавелся тростью. Брики же заболели поэзией, и творчество Маяковского и его друзей стало частью их жизни отныне и навсегда. Начиная с «Облака в штанах» все свои поэмы Маяковский посвятил Лиле Брик. В 1928 г. вышел первый том его собрания сочинений, на нем стояло «Л.Ю.Б.». Это название даёт понять, что поэт все написанное до и после их знакомства посвятил Лиле. И на подаренном ей поэтом кольце были выгравированы в круге буквы «ЛЮБ» так, что получалось непрерывное «люблюлюблю…».

Чувства Маяковского находят отражение и в поэме «Флейта-позвоночник», написанной осенью 1915 года. И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы:

Если правда, что есть ты,

боже,

боже мой,

если звезд ковер тобою выткан,

если этой боли,

ежедневно множимой,

тобой ниспослана, господи, пытка,

судейскую цепь надень.

Жди моего визита.

Я аккуратный,

не замедлю ни на день.

Слушай,

всевышний инквизитор!

Рот зажму.

Крик ни один им

не выпущу из искусанных губ я.

Куда я денусь, этот ад тая!

Какому небесному Гофману

выдумалась ты, проклятая?![27]

В первые годы знакомства роман Маяковского и Лили не был «официальным», отношения их были весьма сложными: «Володя не просто влюбился в меня — он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты — буквально».[28]

Показательным для этих отношений может быть стихотворение "Лиличка! Вместо письма". Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело только в 1934 году. Сколько любви и нежности к этой женщине таят эти строки:

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.[29]

Это одно из самых пронзительных и трогательных стихотворений о любви в творчестве не только самого Маяковского, но и в русской любовной лирике в целом. Любовь лирического героя так велика и абсолютна, что в ней не только смысл жизни, в ней — вся вселенная.

Перед нами письмо героя к страстно любимой им женщине, которая, однако, относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент.

Почему же именно форма письма была избрана поэтом? Как известно, мы обращаемся к письму не только тогда, когда разделены с адресатом расстоянием, но и тогда, когда испытываем необычные чувства или не можем высказать что-то в присутствии адресата. Письмо в этом случае позволяет и осмыслить происходящее, и избрать соответствующую форму выражения. Наверное, именно поэтому Маяковский обращался к жанру письма в наиболее важные периоды своей жизни.

Напряженно-тревожное состояние героя задается уже в первой строке: «Дым табачный воздух выел»; ведь папироса сменяет папиросу в моменты отнюдь не радостные. Гиперболичность образной системы, в которую вписывается любовное чувство героя, очень характерна для Маяковского: он относит к себе такие определения, как «исступленный» и «дикий», сравнивает себя (опосредованно) с быком и слоном; говорит о безумии своего отчаяния. Больше того, из стихотворения отчетливо видно, как грозно — соблазнительна для героя мысль о самоубийстве — перечислены целых четыре вида добровольной смерти: «И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа…».

Маяковский как бы «заговаривает» сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, поэт от него все-таки не ушел…

Гиперболизм образов щемяще соединяется с беззащитной нежностью обращений: «Не надо этого, дорогая, хорошая», «любимая», «звон любимого имени».

В противовес такой конкретности, чувства адресата даны описательно: перифразой сердце в железе, возникшей на основе переносного значения слова железо — «холодный, суровый», а также отсылкой к фразеологизму висеть камнем на шее, ассоциативно связанному с предложением «любовь моя — тяжкая гиря ведь — висит на тебе, куда ни бежала б».

Не последнюю роль в изобразительной системе стихотворения играют такие необычные лексические единицы, как «обезумлюсь, отчаянием иссечась»; «выреветь»; «опожаренный песок». Повышают смысловую емкость словесной ткани метафоры: «карнавал» дней, «листья» слов, а также очень характерные для Маяковского насыщенные действием эпитеты: «сломанная дрожью» рука, «обиженные» жалобы, «опожаренный» песок, «взметённый» карнавал.

Большая часть текста представляет эмоциональное состояние лирического героя, которое передается с помощью вполне определенной лексики, обозначающей как положительные эмоции (любовь, нежность, радость, цветущая душа; этот ряд немногочислен), так и (в основном) отрицательные, причем в высшей степени их проявления.

В мае 1918 года в Москве Маяковский и Лиля Брик снялись в фильме «Закованная фильмой». Это история художника, который ищет настоящую любовь. Он видит сердца женщин: в одном – деньги, в другом – наряды, в третьем – кастрюльки. Наконец, он влюбляется в балерину – Лилю Брик. Но балерина скучает без сцены, без экрана, ей нужны поклонники, ведь она – повелительница сцены. Но художник ещё верит ей, верит и надеется на взаимную любовь. Так же и поэт клянётся Лиле Брик в вечной любви.

В отличие от поэта, Лиля головы от любви не теряла. Она могла быть нежной с ним, а могла быть отчуждённо холодна. Порой она была с ним жестока. Как-то, гуляя вдоль Невы, он прочёл Лиле свою поэму «Дон Жуан». «Опять про любовь, — заметила она. – Как не надоело?» Тогда он вынул из кармана рукопись и, разорвав, пустил клочки по ветру…»[30] .

В 1922 году поэт пишет поэму «Люблю» — своё самое светлое произведение о любви. Она представляет собой ряд стихотворений, циклизированных на биографической основе и объединенных темой любви. Трактовка любви в этом произведении отражает мироощущение поэта – его состояние открытости миру и людям. Любовь – радостное, светлое чувство – воспринимается поэтом как идея бытия.

Маяковский тогда переживал пик своего чувства к Л. Брик, потому и был уверен:

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемли торжественно стих строкоперстый,

клянусь -

люблю

неизменно и верно![31]

А в 1923 году Лиля Брик решила провести эксперимент – двухмесячную разлуку. Два месяца поэт прожил без любимой в добровольной тюрьме – в своей комнате на Лубянке. У Лили была теория: «Чтобы творить, нужно испытывать мучения, лишения, нужно преодолевать трудности. Благополучие губит художника».[32] 28 февраля того же 1923 года наконец закончился срок их разлуки. Маяковский прямо в вагоне поезда, не обращая внимания на то, что пассажиры толкаются, наступают на ноги и ругаются, стал выкрикивать прямо в ухо Лиле свою новую поэму «Про это». Маяковский дочитал до конца и замолчал. На миг ей показалось, что она оглохла — так стало тихо. И вдруг тишину разорвали рыдания. Прислонившись лбом к оконному стеклу, он плакал. А она смеялась. Лиля была счастлива… Она вновь испытывала это упоительное чувство — быть музой гения; чувство, которое ей не мог дать ни один любовный роман. В поэме "Про это"(1923 г.) решается проблема высокой нравственной требовательности восстановления чистоты любви, изуродованной и опошленной собственническими отношениями. "По личным мотивам об общем быте" — так лаконично определил Маяковский тему этого произведения. Казалось бы, поэма действительно "про это", а вчитаешься — все-таки больше про другое. Поэтому и тема ее напрямую не названа — слово "любовь", подсказанное рифмой, заменено многоточием:

Эта тема пришла,

остальные оттерла

и одна безраздельно

стала близка.

Эта тема день истемнила,

в темень колотись -

велела — строчками лбов.

Имя этой теме: ……[33]

В отношениях поэта и его музы произошел непоправимый перелом, окончательно оформившийся в 1924 году, намек на который виден в стихотворении «Юбилейное»:

Я теперь свободен от любви и от плакатов.

…Сердце

рифмами вымучь —

вот и любви пришел каюк…[34]

Отношения изжили себя, но до конца своей жизни Маяковский считал Лилю Юрьевну Брик самой главной женщиной своей жизни. В предсмертном письмеон написал: «Лиля, люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо»[35] .

2.3. Татьяна Яковлева

Осенью 1924 г. Маяковский уехал в Париж. Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую… Татьяна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Маяковский и Татьяна Яковлева сразу влюбились друг в друга. С первого же дня их знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. Из воспоминания художника В.И. Шухаева: "Маяковский сразу влюбился в Татьяну". И, дальше: «Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом».[36] Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В холодную погоду мог снять с себя пальто и укутать ноги девушке. Первый раз поэт изменил своей постоянной Музе: два стихотворения он написал и посвятил Татьяне Яковлевой («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой»). Созданы оба поэтических письма осенью 1928 года.

«Письмо товарищу Кострову…» — не просто о любви, а о её сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь – чувство, перестраивающее человека, буквально созидающее его, многократно увеличивающее его силы. Здесь проявляется не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.

Говоря о сущности любви, поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени адресат «Письма…». И в самом стихотворении рассыпано множество деталей, подробностей, не позволяющих стиху унестись в туманные выси: любовь, которая вызвала к жизни эти строки, — «человеческая, простая», да и поэтический «экстаз» проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

я хожу,

стишки пишу

в записную книжицу. [37]

Простое земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств», что названа «дрянью»: поэт говорит о том, что возвышает человека, о стихии («Ураган, огонь, вода подступают в ропоте»), обладающей живительной силой.

Примечательно, что «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» адресовано лицу официальному – редактору «Комсомольской правды» А.С Мартыновскому. Разговор с любимой о любви словно бы обретает общественный характер. И другим он быть не может, в особенности если вспомнить то, что для обращения к красавице, «в меха и бусы оправленной», возникает слово «товарищ» и обращенные к ней слова: «Вы к Москве порвали нить». Смысл их раскрывается в «Письме Татьяне Яковлевой». Но и в первом из двух писем звучит нотка горечи, что любимая – на другом берегу.

В адресованном Татьяне Яковлевой и не предназначавшемся для печати стихотворении та же, что и в «Письме товарищу Кострову…», тема предстает с иной, драматической стороны. Любовь снова не принесла счастья, и не так важно, что тому виной – воля случая или специально подстроенные обстоятельства, а может — и то, и другое… Но любовь Маяковского остаётся не только личным переживанием. Она вдохновляет его на борьбу и творчество, воплощаясь в поэтические шедевры, проникнутые пафосом революции:

В поцелуе рук ли, губ ли,

в дрожи тела близких мне

красный цвет моих республик

тоже должен пламенеть. [38]

И в адресованном лишь любимой женщине «Письме…» «Я» неотделимо от «Мы», судьба и счастье любящих – от судеб «ста мильонов».

Оба «Письма …» поражают сдержанностью тона, напряженностью, которая не выплескивается, но уходит вглубь стиха, — все это свидетельствует о глубине и цельности чувства. А стало быть, цельности характера, в котором это чувство находит воплощение.

Заключение

Любовная лирика – яркая страница в поэтической жизни Маяковского. Более того любовная лирика — это сердце всего его творчества. Такого мнения придерживаются многие литературоведы и современники поэта, об этом же говорят биографы, и, конечно же, главные глашатаи этой темы – его стихи. Жизнь Владимира Владимировича со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием — вся в его стихах. Поэт считал, что писать можно лишь о том, что пережил сам, именно поэтому все его произведения во многом автобиографичны. «Громада любовь» — вот словосочетание, которое лучше других способно выразить чувство, лежащее в основе его стихотворении. Этой теме посвящены стихотворения «Лиличке!», «Люблю», «Про это», Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письма Татьяне Яковлеве» и другие. Есть три главных адресата любовной лирики Владимира Маяковского: Мария Денисова, Лилия Брик, Татьяна Яковлева. Однако поэт не был счастлив, ему не удалось создать семью, о которой он так мечтал.

За счет специфики стиля, гиперболизма у В. Маяковского любовная лирика приобретает нетрадиционный оттенок. Кажется, что поэт говорит понятно, понимает, чувствует как все, но выражает это какими-то другими словами, как-то иначе. Обычно поэты используют природу для описания, подчеркивания чувств. У Маяковского в произведениях нет пейзажа, нет природы. Это делает даже нежные чувства какими-то грубыми, но не менее сильными. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства.

О творчестве Маяковского можно долго спорить. Его либо любишь, либо не любишь совсем. Но к Маяковскому нельзя относиться равнодушно! Маяковский не может быть понятен всем. Его поэзия очень личная и способствует размышлению наедине с собой. Но одновременно Маяковский в любовной лирике рассказал нам о себе самое главное, самое сокровенное. К его творчеству можно относиться по-разному, но нужно помнить — оно окрасило целую историческую эпоху.

Стихи Маяковского будут изучать и в новом тысячелетии, о котором он мечтал в своих произведениях. А я хочу посвятить ему своё небольшое стихотворение.

О Маяковском

Жил восемьдесят лет назад

Поэт, которого не понимали.

Как часто люди презирали

Стихи его, а это для поэта ад!

Но Маяковский сильным был, -

Считали так друзья, родные,

На самом деле — просто жил,

Ну и хотел, чтобы его любили.

Да, много женщин было у него,

И всех любил он, как в последний раз.

Он чувств не пожалел ни для кого,

Храня любовь надежней сотни ваз.

Он к цели шёл своей, не отступая,

Но миру так стеснялся передать

Все чувства — радости, печали -

В стихах об этом не любил писать.

Горлан, главарь и агитатор

С прекрасной бабочкой души,

Он проповедник и оратор,

Но с выводами поспешил…

О как же безрассудны все поэты:

Вот выстрел — камень, не бурлит река.

Он сам убил себя, к чему наветы? –

Ведь сила в слабости – не дрогнула рука.

Я много думала о том ,что мне ещё сказать.

Великим был Владимир и при жизни,

Но после смерти, как и многим, благодать

Спустилась на стихи его и мысли.

Как важно нам не растоптать

Поэта трепетное сердце,

Уметь ценить, оберегать,

Найти при жизни ключ от дверцы…

Список использованной литературы

1. В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева, . — СПб.: РХГА, 2006, — 512 с.

2. Маяковский В.В.: Избранные сочинения. В 2-х т., т.1. М.: Худож. лит., 1982, — 292 с.

3. Маяковский В.В.: Избранные сочинения. В 2-х т., т.2. М.: Худож. лит., 1982, — 312 с.

4. Маяковский В.В. Поэмы. Пьесы. – М.: Правда, 1985, — 480 с.

5. «Огонек», 1993 г., № 29, с. 28 – 36.

6. ПастернакБ. Л. Охранная грамота // Б. Пастернак. Собр. соч.: В 5 т. М.: Художественная литература, 1991. — Т. 4. — С. 149 – 158.

7. Янгфельдт Б. Любовь это сердце всего: В.В. Маяковский и Л.Ю.Брик. Переписка. М.: Книга. 1991, 232 с.

8. Аргументы и факты Суперзвёзды №19(25), 2003 г. Игорь Изгаршев «Владимир Маяковский. Одинокий влюблённый». http://gazeta.aif.ru/online/superstar/25/04_01?print

9. Аргументы и факты Долгожитель №19(31), 2003 г. Елена Кореневская «Любовная лодка разбилась о быт». http://gazeta.aif.ru/online/superstar/25/04_01?print

10. Андрей Пдатонов. Размышления читателя. «ImWerdenVerlag». Некоммерческое электронное издание. 2005., стр. 52 — 60

11. В. Полонская. «Воспоминания о В. Маяковском», 1938г., http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0450.shtml

12. Константин Карчевский «…ЛЮБЛЮБЛЮБЛЮ…», http://www.silverage.ru/poets/maiak_love.html

13. Квартальный надзиратель №11, 2003 г. «Маяковский знакомится с Лилей Брик». http://kn.sobaka.ru/n11/02.html

14. КарабчиевскийЮ. А. Воскресение Маяковского. М.: Советский писатель, 1990, стр. 230.

15. http://www.mayak.cheb.ru/m_creation.asp

16. http://lit.1september.ru

17. http://www.gramota.ru/lenta/news/8_1274

18. http://www.peoples.ru/love/mayakovskiy_&_yakovleva

19. http://lfeb-web.ru ›feb/mayakovsky/texts/ms0/ms1/ms1-344


[1] Янгфельдт Б. Любовь это сердце всего: В.В. Маяковский и Л.Ю.Брик. Переписка. М.: Книга. 1991- стр. 69.

[2] feb-web.ru ›feb/mayakovsky/texts/ms0/ms1/ms1-344

[3] feb-web.ru ›feb/mayakovsky/texts/ms0/ms1/ms1-344

[4] В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева, . — СПб.: РХГА, 2006., стр. 22

[5] Маяковский В.В.: Избранные сочинения. В 2-х т., т.1. М.: Худож. лит., 1982, стр.270.

[6] Маяковский В.В.: Избранные сочинения. В 2-х т., т.2. М.: Худож. лит., 1982, стр. 78.

[7] В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева, . – стр. 22

[8] feb-web.ru ›feb/mayakovsky/texts/ms0/ms1/ms1-344

[9] http://lit.1september.ru

[10] КарабчиевскийЮ. А. Воскресение Маяковского. М.: Советский писатель, 1990., стр. 224

[11] http://www.mayak.cheb.ru/m_creation.asp

[12] http://www.mayak.cheb.ru/m_creation.asp

[13] http://az.lib.ru/b/budancew_s_f/text_0050.shtml

[14] Андрей Платонов. Размышления читателя. «ImWerdenVerlag». Некоммерческое электронное издание. 2005., стр. 54

[15] ПастернакБ. Л. Охранная грамота // Б. Пастернак. Собр. соч.: В 5 т. М.: Художественная литература, 1991. — Т. 4. — С. 149

[16] http://www.mayak.cheb.ru/m_creation.asp

[17] http://www.gramota.ru/lenta/news/8_1274

[18] http://www.mayak.cheb.ru/m_creation.asp

[19] Маяковский В.В.: Избранные сочинения. В 2-х т., т.1. М.: Худож. лит., 1982, стр. 40

[20] Маяковский В.В. Поэмы. Пьесы. – М.: Правда, 1985, — стр. 11

[21] Маяковский В.В. Поэмы. Пьесы. – М.: Правда, 1985, — стр. 9

[22] «Любовь поэта» – «Огонек», 1968, №16, стр. 34.

[23] Аргументы и факты Долгожитель №19(31), октябрь 2003 г. Елена Кореневская «Любовная лодка разбилась о быт» http://gazeta.aif.ru/online/longliver/31/15_01

[24] Маяковский Владимир Владимирович: Полное собрание сочинений. Современницы о Маяковском. 1993г. Лиля Брик. Из воспоминаний http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0220.shtml

[25] Аргументы и факты Суперзвёзды №19(25), октябрь 2003 г. Игорь Изгаршев «Владимир Маяковский. Одинокий влюблённый». Лиля. http://gazeta.aif.ru/online/superstar/25/04_01?print

[26] Квартальный надзиратель №11, ноябрь 2003 г. «Маяковский знакомится с Лилей Брик». http://kn.sobaka.ru/n11/02.html

[27] Маяковский В.В. Поэмы. Пьесы. – М.: Правда, 1985, — стр. 29

[28] Константин Карчевский «…ЛЮБЛЮБЛЮБЛЮ…» http://www.silverage.ru/poets/maiak_love.html

[29] Маяковский В.В.: Избранные сочинения. В 2-х т., т.1. М.: Худож. лит., 1982, стр.89

[30] Константин Карчевский «…ЛЮБЛЮБЛЮБЛЮ…» http://www.silverage.ru/poets/maiak_love.html

[31] Маяковский В.В. Поэмы. Пьесы. – М.: Правда, 1985, — стр. 65

[32] Константин Карчевский «…ЛЮБЛЮБЛЮБЛЮ…» http://www.silverage.ru/poets/maiak_love.html

[33] Маяковский В.В. Поэмы. Пьесы. – М.: Правда, 1985, — стр. 93

[34] Маяковский В.В.: Избранные сочинения. В 2-х т., т.1. М.: Худож. лит., 1982, стр.178

[35] http://www.historicus.ru/predsmertnoe_pismo_mayakovskiy/

[36] http://www.peoples.ru/love/mayakovskiy_&_yakovleva/

[37] Маяковский В.В.: Избранные сочинения. В 2-х т., т.1. М.: Худож. лит., 1982, стр.435

[38] Маяковский В.В.: Избранные сочинения. В 2-х т., т.1. М.: Худож. лит., 1982, стр.438

Файлы: Презентация.pptx
Размер файла: 7566104 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология