Автор конспекта:
Автор(ы): — Сергеева Нонна Викторовна

Место работы, должность: — воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Умка»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока: —

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 «Умка»

г. Балаково Саратовской области.

Проект

по противопожарной безопасности

« Искру туши до пожара, беду отведи до удара».

Подготовили:

Сергеева Н.В.

Кольниченко Т.Г.

2011 год

Актуальность проекта

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.

Цель:развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.

Задачи:

— уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

— научить детей набирать номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес);

— познакомить со средствами пожаротушения;

-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

— расширить знания детей о профессии пожарного;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;

— формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;

Участники проекта: дети старшей экспериментальной группы, родители воспитанников старшей экспериментальной группы, воспитатели.

Механизм и календарный план реализации проекта.

Работа над проектом проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап (2 дня)

-Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.

- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике.

- Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников.

- Провести опрос детей.

Основной этап (2 недели)

— Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми.

Заключительный этап (1 неделя)

— Представить результаты и итоги проекта общественности .

— Обобщить и распространить опыт работы по проекту.

Формы работы:

1. Ознакомление с художественной литературой

Предполагается не только непосредственное чтение, но и вся работа над прочитанным произведением: беседа, рассматривание иллюстрации и др.

ЧтениеС.Я.Маршак «Кошкин дом».

Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности.

ЧтениеС.Я.Маршак «Пожар».

Цель: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь.

Заучивание стихотворения «Тревога» М.Лазарева.

ЧтениеЛ.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки».

Чтение сказки «Как Тимоша царевну спас».

Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности, профессии пожарного.

2. Игровая деятельность

Игра «Последовательные картинки»

Цель: Развивать мышление детей, повторить правила поведения детей во время пожара (перед детьми лежат переставленные местами картинки, необходимо расположить их по порядку и составить рассказ).

Игра-загадка «Слушай внимательно».

Цель: научить детей находить предметы по заданным признакам (отгадать загадку, продолжить стихотворение)

Игра « Найди ответ».

Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности ( детям дается картинка – вопрос, необходимо найти пару картинку-ответ)

Игра-эстафета «Отважные пожарные».

Цель: учить детей быстро реагировать на опасность, преодолевать препятствия(пролезая через обручи, добраться до стены, позвонить в колокольчик и вернуться обратно)

Игра-аукцион«Одежда пожарного раньше и сейчас»

Цель: закрепить знания детей об одежде пожарного в прошлом и настоящем ( дети поочереди называют предметы одежды пожарного, передавая мяч ответившему игроку, выигрывает тот, кто последним взял мяч.)

Игра «Это следует запомнить».

Цель: закрепить правила поведения детей во время пожара (показать детям картинки с изображением пожара, предложить правильно ответить как вести себя в такой ситуации, как делать нельзя)

Ситуация «Что делать если…».

Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)

Эстафета «Кто быстрее отберет картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара».

Цель: закрепить знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить пожар.

Сюжетно — ролевые игры «Пожарная часть», «Дом»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения дома при отсутствии взрослых.

Дидактические игры «Найди ответ», «Разложи по порядку», «Домино», «Лото».

Цель: закрепить знания детей о последовательности действий в случае возникновения пожара.

Игра «Как делать нельзя».

Цель: учить самостоятельно находить решение проблемы сохранения своего здоровья при возникновении пожара (детям предлагается несколько вариантов поведения при пожаре, необходимо выбрать только правильные).

3. Познавательная деятельность

Отгадывание загадокоб огне.

Игровое занятие«Огонь добрый, огонь злой».

Цель: дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня.

Занятие « Пожароопасные предметы».

Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.

Занятие«Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем».

Цель: углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», по которому необходимо звонить в случае пожара; научить звонить в пожарную часть по телефону, вести диалог, называть домашний адрес.

Экскурсия по детскому саду.

Цель: познакомить с уголком противопожарной безопасности, пожарным щитом, системой оповещения, средствами тушения пожара.

Пословицыи поговорки о пожаре и огне.

Занятие«Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»

Цель: расширить и углубить знания детей о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.

4. Речевое развитие

Составление рассказовпо схематическим моделям «Мальчик – спички – пожар — пожарная машина».

Составление рассказовсо словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.

Составление рассказовпо пословицам «Солома с огнем не дружит», «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин».

Творческий рассказтипа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец».

Рассматривание иллюстрацийв книге к произведениям С. Маршака «Кошкин дом», Л Толстого «Пожар».

5.Исследовательская деятельность

Цель: развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности (описание опытов см. приложение)

Опытническая деятельность« Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?».

Опытническая деятельность«Почему во время пожара часто происходит взрыв».

Опытническая деятельность«Огонь дышит».

Опытническая деятельность«Водой масло не затушишь».

Опытническая деятельность«Пожары загрязняют воздух».

Научно — практическая конференция«Это должен каждый знать, чтобы пожара избежать» (предложить нескольким семьям (совместно с воспитателем) подготовить с детьми «научные доклады» с оформлением наглядных средств, распределив между ними «научных» специалистов).

6. Художественно-продуктивная деятельность

Рисованиепо стихотворению С.Я.Маршака «Пожар».

Изготовление предупредительных плакатов для группы, детского учреждения, для дома.

Оформлениекниги «Поучительные истории».

Выставка рисунков«Огонь добрый, огонь злой».

7.Досуговая деятельность

Театральная деятельностьпо произведению С.Я.Маршака «Кошкин дом».

Цель: продолжать формировать осознанное отношение к правилу «Нельзя!». Воспитывать умение адекватно вести себя в необычных ситуациях. Организуется 2 раза, первый по произведению, второй с изменением конца.

Спортивное развлечение«Пожарная дружина».

Цель: закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар. (см. приложение)

Музыкальное развлечение« Не играй с огнем».

Цель: Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности. (см. приложение)

8. Практические тренировки по эвакуации

Цель: Отработать практические навыки эвакуации детей при пожаре.

На практических тренировках детям предлагаются разные задания:

— Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку.

— Очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма.

— В комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?

-Рядом с тобой вдруг загорелся какой-то предмет. Воды нет. Как ты потушишь огонь? (можно высыпать на него землю, например, из цветочного горшка)


План-график мероприятий по реализации проекта.

Предполагаемая дата проведения

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ожидаемые результаты

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Групповая комната

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

Детский сад

Групповая комната

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

-//-

Групповая комната

-//-

-//-

-//-

-//-

Детский сад

Опрос детейна тему: «Соблюдение правил пожарной безопасности в быту».

Игровое занятие«Огонь добрый, огонь злой».(1 ч)

ЧтениеС.Я.Маршак «Кошкин дом».( 1 ч)

Театральная деятельностьпо произведению С.Я.Маршака «Кошкин дом»

ЧтениеС.Я.Маршак «Пожар».

Рисованиепо стихотворению С.Я.Маршака «Пожар»

Игра«Это следует запомнить»

Отгадываниезагадок об огне. (

Занятие «Пожароопасные предметы»

Опытническая деятельность«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?».

Игра «Сложи картинку».

Игра-загадка«Слушай внимательно».

Занятие «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем».

Опытническая деятельность«Почему во время пожара часто происходит взрыв».

Составление рассказовпо схематическим моделям.

Заучивание стихотворения«Тревога» М.Лазарева.

ЧтениеЛ.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки».

Составление рассказовсо словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.

Практическая тренировкапо эвакуации

Опытническая деятельность«Огонь дышит».

Пословицыи поговорки о пожаре и огне. (

Экскурсия по детскому саду. (1 ч)

Занятие«Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»

Чтение сказки Т. Шорыгиной «Как Тимоша царевну спас».( о профессии пожарного)

Спортивное развлечение«Пожарная дружина»

Опытническая деятельность

«Водой масло не затушишь».

Игра« Найди ответ».(10-15 мин)

Игра«Отважные пожарные».

Опытническая деятельность«Пожары загрязняют воздух».

Игра«Это следует запомнить».

Ситуация «Что делать если…»

Эстафета«Кто быстрее отберет картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара»

Практическая тренировка эвакуации

Развлекательное утро«Загадайка»

Составлениерассказов по пословицам.

Сюжетно — ролевые игры«Пожарная часть», «Дом».

Творческий рассказтипа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец».

Подвижная игра«Огонь, вода, едкий дым»

Дидактические игры«Найди ответ», «Разложи по порядку», «Домино», «Лото».

Изготовление предупредительных плакатов для группы, детского учреждения, для дома

Оформление книги«Поучительные истории».

Выставка рисунков«Огонь добрый, огонь злой».

Игра«Как делать нельзя».

Музыкальное развлечение« Не играй с огнем».

Практическая тренировкапо эвакуации

представление детей о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред;

представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться;

умение детьми звонить в пожарную часть по телефону 01, вести диалог, называть домашний адрес;

умение детей правильно вести себя в случае пожара;

знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар;

умение детей правильно вести себя в случае пожара;

умение детей правильно вести себя в случае пожара;

знание детьми средств пожаротушения;

приобретение навыков правильного поведения при пожаре.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе:

— улучшение условий для организации обучения детей правилам противопожарной безопасности;

— становление готовности детей самостоятельно решать задачи противопожарной безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения;

— овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара;

— изменение отношения родителей к данной проблеме.

Показатели эффективности деятельности по проекту:

- рост мотивации к изучению проблемы пожарной безопасности всех участников проекта;

— обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми по противопожарной безопасности;

— наличие специальных дидактических пособий для определения уровня сформированности навыков пожарной безопасности;

— совершенствование знаний детей по правилам пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;

-накопление практических материалов по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников;

— проведение детско-родительской научно-практической конференции «Это должен каждый знать, чтобы пожара избежать».

Методы оценки успешности/ эффективности проекта

Опрос детей и родителей.

Беседа на тему «Наш дом», куда включены вопросы Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?

Оценка рисков

Риски проекта

Меры для их минимизации

1 Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей.

2.Отсутствие необходимого материала, информации.

-проведение бесед воспитателем, психологом, показ открытых мероприятий;

— совместные коллективные дела детей и родителей;

— участие родителей в процессе контроля за качеством знаний.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек, материалов пожарной части.

Дальнейшее развитие проекта

Данный проект позволит разработать методические рекомендации по организации работы с детьми по противопожарной безопасности в условиях реализации личносто-ориенированной модели образования детей дошкольного возраста.

Приложение.

Перед тем как начать работу, мы предлагаем родителям ответить на следующие вопросы (в виде анкеты).

Анкета.

1.Ф.И.О., место работы, образование родителей; возраст ребенка.

2.Оставляете ли вы своего ребенка без присмотра дома?

3.Если да, то чем он в это время занимается?

4.Доступны ли в вашем доме для ребенка спички, электроприборы? Где они хранятся?

5.Использует ли ваш ребенок спички, испорченные приборы в самостоятельных играх?

6.Какую работу проводите дома по профилактике пожарной безопасности?

7.Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад по профилактике пожарной безопасности?

Это позволяет определить, на какие именно правила противопожарной безопасности следует обратить внимание в работе с детьми, и с их родителями.

Опросник.

1. Назови свое имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.

2. Как вызвать службу спасения?

3. Перечисли правила обращения с бытовыми приборами (дидактическая игра «Наши помощники»).

4. Назови пожароопасные предметы.

5. Отчего может возникнуть пожар?

6. Перечисли правила поведения при пожаре.

7. Назови правила пожарной безопасности.

8. Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.

9. Перечисли правила поведения дома (решение проблемных ситуаций «Когда дети остаются дома одни»).

Музыкальное развлечение «Не играй с огнем»

ВЕДУЩИЙ:

Знают взрослые, знают дети:

В самых дальних концах земли:

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал,

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели,

Всемогущий горячий огонь

И хоть тысячи лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он.

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека.

1 ребенок.

Чуть стемнеет — вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо.

2 ребенок.

Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки, на плиты.

3 ребенок.

Хлеб и булки огонь выпекает. И от холода нас защищает.

4 ребенок.

И до дальних звезд от Земли мчит космические корабли.

ВЕДУЩИЙ:

ВЕДУЩИЙ.

Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

1 реб. Не теряться никогда,

Действовать умело!

ВЕДУЩИЙ. Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать

И пожарных позвать!

Игра "Юные пожарные" (2 команды)

I/ набирают номер 01

2/ называют свой адрес 01

3/ пожарные раскатывают пожарный рукав, одевают каски, тушат огонь, бегут с ведрами/.

1 ребенок.

Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!

2 ребенок.

Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.

Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней!

3 ребенок.

Если же большой огонь, дымом все объято, выбегать из дома вон надо всем ребятам.

Ведущий загадывает загадки.

1. Хвост деревянный, носик остер

Или кирка я, или ……. /топор/

2. Ушки и дужка, над ними кружка

Пустое бренчит, полное молчит ….. /ведро/

1. Из металла шея — шест,

Два крючочка — носа нет.

Коль случается пожар,

Смело лезет в самый жар ….. /багор/

4. Я рвусь повсюду напролом

И называюсь просто …. /лом/

5. Всем готова помогать:

И копать, и засыпать.

Как зовут меня, ребята ? Догадались все? …./ лопата/

6. Спешит, гудит : «Дорогу дай!"

Моргает глазом синим

Примчится вовремя – беда детей и взрослых минет……. /пожарная машина/

7. Оставит страшные следы,

Что встретит, пожирает.

Но если дать ему воды,

Сам мигом погибает…/огонь/

ПОСЛОВИЦЫ: "От маленькой искорки большая беда"

«Коробка спичек хоть и мала, но может много причинить зла."

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. /частушки/.

"Эй, девчонки-хохотушки

Запевайте-ка, частушки

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей".

Спортивное развлечение « Пожарная дружина».

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые гости, жюри иболельщики!

30 апреля — профессиональный праздник пожарных. День и ночь ни на боевом посту, доблестно охраняя нашу мирную жизнь от страшной беды пожара, который по неосторожности может произойти в любую минуту.

Мы поздравляем пожарных с этим праздником и им посвящаем наш сегодняшний вечер.

1. СТИХИ.

"Знают взрослые, знают дети:

В самых разных концах земли

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека".

1 реб. Чуть стемнеет и вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо.

2 реб. Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки, на плиты.

3 реб. Хлеб и булки выпекает и от холода нас защищает

4 реб. И от дальних звезд до Земли мчит космические корабли.

Ведущий. Люди силу и мощь ощутили с той поры, как огонь приручили. Но бывает огонь и другим — не согреет ладошек он ваших, превращает все в пепел и дым. И жесток он, и грозен, и страшен. Для забавы, для игры спичек в руки не бери. Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом. Сам огня не разжигай и другим не позволяй. Даже крошка-огонек от пожара не далек. Газ на кухне, пылесос ли, телевизор ли, утюг пусть включает только взрослый — наш надежный старший друг.

2. Песня "К нам гости пришли" /вручают подарки, сделанные своими руками/.

3. Оркестр "Во саду ли, в огороде".

КОНКУРС 1. Эстафета «Юныепожарные"

а/ пролезть в тоннель.

б/ заберись по лесенке.

в/ позвони в звоночек.

КОНКУРС 2. "Спаси детей из горящего дома"

а/ пролезть в тоннель;

б/ прошагай по лесенке, положенной на пол;

в/ возвращение с игрушкой.

КОНКУРС 3. "Скатай пожарный рукав" /сначала дети, затем вместе со взрослыми/ (см. занятие № 8).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. "Танец яблочко".

КОНУРС 4. «Кто больше вынесет предметов при пожаре».

КОНКУРС 5." Чья команда быстрее проедет на пожарной машине".

КОНКУРС 6. " Кто быстрее потушит пожар "/ для взрослых — водой из трубки во рту/.

Лаборатория « Любознайка».

Опыт № 1. «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».

Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель.

Ход опыта.

Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги — она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).

Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).

Опыт №2. « Почему во время пожара часто происходит взрыв».

Цель: дать представление о причине взрыва.

Материалы и оборудование: Пробирка, ломтик сырого картофеля толщиной 1,5-2 см, зажим, горелка, огнетушитель.

Ход опыта.

Воспитатель наливает в пробирку немного воды и затыкает ее пробкой из картофеля, нагревает пробирку над пламенем горелки. И вдруг — бах! – пробка с шумом вылетает из пробирки. Вытолкнул ее пар: вода закипала, пара становилось все больше, ему стало тесно, и он вытолкнул пробку, а сам вырвался наружу.

Вывод. При пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется. Ему становится тесно, и он вырывается наружу, выбивая окна.

Опыт№3.«Чем можно потушить огонь?»

Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.

Материалы и оборудование: три фарфоровые чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, огнетушитель.

Ход опыта.

Воспитатель предлагает одному ребенку добавить в стакан с водой краску, а другому — добавить в колбу с водой сахар.

Воспитатель поджигает небольшое количество одеколона в трех фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой (из стакана или колбы), вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет, Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а так же песок (землю) и плотную ткань.

Опыт №4. «Огонь дышит».

Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня.

Материалы и оборудование: две свечи, спички, пустая банка.

Ход опыта.

Воспитатель зажигает две свечи. Одну накроем банкой. Пламя быстро погасло. Почему?

Вывод. В банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня, а если от этого газа гаснет огонь, значит, его можно использовать для тушения пожара.

Опыт№5.«Водой масло не затушишь».

Цель: дать представление о том, что горящее масло нельзя потушить водой. Материалы и оборудование: стакан с растительным маслом, стакан с водой, огнетушитель.

Ход опыта.

В стакан с горящим маслом воспитатель наливает воду до тех пор, пока отчетливо не станет видно, что масло плавает на поверхности.

Вывод. Опыт показывает, что затушить горящее масло водой не возможно, так как масло легче воды. Оно будет плавать сверху, продолжая гореть.

Опыт№6. «Пожары загрязняют воздух».

Цель: показать наглядно, как огонь загрязняет предметы (копоть).

Материалы и оборудование: свеча, стекло, фарфоровая чашечка, таз с водой, огнетушитель.

Ход опыта.

Воспитатель зажигает свечу, держит над пламенем ( на расстоянии №-4 см) стекло, затем фарфоровую чашечку, Эти материалы, которые не расплавятся, не загорятся и нагреются быстро. Через некоторое время на них будет видно почернение (покрылись копотью). Воспитатель предлагает детям (когда материалы остынут) коснуться пальчиками почернения и убедиться, что оно пачкается.

Вывод. Опыт показывает, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.

Игра: «Найди ответ»

— Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ (Дети находят пару: вопрос-ответ);

— Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг на друга. У всех ли пра­вильно подобраны картинки? У всех ли?

Игра: «Как делать нельзя».

— На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так:

сверху — как нельзя делать, а снизу — как надо делать.

Дидактическая игра: "Слушай внимательно"

— Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я,это все мои друзья».

— Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

— Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

— Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

— Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.

-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Игра-аукцион «Одежда пожарного раньше и сейчас».

Дети встают в круг. В центре лежит мяч, Воспитатель предлагает назвать одежду пожарного раньше и сейчас. Ребенок, назвавший предмет одежды, берет мяч, а затем передает его следующему, ответившему игроку. Выигрывает тот, кто последним получит мяч (авторская игра).

Занятие «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой».

Цель:обобщать представления о труде взрослых (труд на пользу государства – почетное и нужное дело); расширять и углублять знания о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.

Предварительная работа:Чтение произведений С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом». Чтение и пересказ Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». Рисование пожарной машины (по стихотворению С.Я.Маршака «Пожар»). Знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения. Экскурсия в пожарную часть. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пожарные», для подвижной игры «Пожарные на учениях».

Материал: Фотографии пожарных машин, игрушки, мяч, ½ альбома, краски, кисти.

Словарная работа.Звуковой сигнал, механическая лестница, пожарный рукав, ствол, струя.

Ход занятия.

Воспитатель (показывая телеграмму).

Телеграмма! Телеграмма!

Я пришла к вам с почты прямо.

У телеграммы срочной,

Адрес очень точный:

Детский сад №5 «Умка».

Хотите узнать от кого телеграмма?

Привет вам детвора

Шлю со своего двора,

Загадку отгадаете и меня узнаете.

Дети, отгадайте загадку:

Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы,

Он мурлыча песнь поет,

Только мышь его боится

Угадали? Это … (кот)

Молодцы, это кошка из произведения С.Маршака «Кошкин дом». Кошка хочет узнать, кто нам в современном мире оказывает помощь в тушении пожара. Знаете ли вы правила пожарной безопасности. Ребята, поможем кошке?

Дети. Поможем.

Воспитатель. Тогда скажите, кто же придет к нам на помощь по первому зову при пожаре? Да, это пожарные. Что вы знаете о труде пожарного?

Дети. Работа пожарных трудная, тяжелая: при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа, очень нужна людям.

Воспитатель. Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям?

Дети. Они тушат пожары, спасают людей, их вещи.

Воспитатель. Какими должны быть пожарные?

Дети. Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.

Воспитатель. Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными?

Дети. Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму. А это могут делать только люди с такими качествами.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, как одевались пожарные раньше, и что надевает современный пожарный? Для того чтобы вы об этом рассказали, я предлагаю поиграть вам в игру — аукцион «одежда пожарного раньше и сейчас». Послушайте правила.

Дети, встаньте в круг. В центр я положу мяч. Тот, кто первым назовет предмет одежды пожарного, берет мяч. А затем передает мяч следующему, ответившему игроку. Выигрывает тот, кто последним получит мяч.

Воспитатель. Хорошо поиграли. Дети, какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем (рассматривание фотографий)?

Дети. Им помогают пожарные машины с водой, пеной, с механическими лестницами и насосами.

Воспитатель. Как оборудована пожарная машина?

Дети. В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни – синие, а также звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу.

Воспитатель. В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара горели целые дома и улицы, даже целые города. Подумайте: почему случались такие пожары?

Дети. Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.

Воспитатель. Как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают теперь?

Дети. Раньше в каждом большом селе и в городе была высокая башня – она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где – нибудь дымок.

Воспитатель. А что нужно сделать сейчас, чтобы сообщить о пожаре?

Дети. Нужно по телефону набрать «01».

Воспитатель. Отчего происходят пожары?

Дети. Пожары происходят от не соблюдения правил пожарной безопасности. Если люди оставляют без присмотра не выключенный телевизор, утюг, газовую плиту, если дети играют со спичками, шалят с огнем…

Воспитатель. Профессия пожарного не легкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре?

Дети. Их награждают медалями.

Воспитатель. Правильно, пожарных награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи и песни, написаны картины. Многие пожарные погибли в огне военных пожаров, многие из них не вернулись с фронта. Священный огонь нашей памяти горит у подножия обелисков в их честь в Грозном, Санкт-Петербурге и других городах. В огонь Чернобыля пожарные шагнули первыми. Наше правительство высоко оценило их подвиг. Виктор Телятников, Виктор Кибенок, Владимир Правик удостоены высшей награды страны: им присвоено звание Героя Советского Союза. Какие произведения о пожарных и их помощниках вы знаете?

Дети. Стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л.Толстого «Пожарные собаки»…

Воспитатель. Дети, давайте создадим рисунки на тему «Пожарная безопасность». Но вначале давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Твои помощники, взгляни, (пальцы, начиная с указательного,

Десяток дружных братцев, поочередно соединяются с большим)

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

В любой работе сложной (сжимают и разжимают пальцы)

Им равных не сыскать,

А нам они сегодня

Помогут рисовать.

Воспитатель (в конце занятия). Что вы узнали сегодня на занятии?

Дети. Если не соблюдать правила пожарной безопасности, то бывают пожары. В беде людям помогают пожарные. Пожарные должны быть сильными, смелыми.

Экскурсия по детскому саду.

Цель:Дать детям понятие о проти­вопожарном уголке в детском саду, о его назначении и ознакомить с предметами, которые имеются в уголке. Расширить знания о способах тушения пожара.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на противопожарный щит.

— Как вы думаете, почему все предметы покрашены в красный цвет? (Все эти предметы предназначены для тушения пожара.)

— Мы с вами рассматриваем противопожарный щит. Когда воз­никнет пожар, взрослые здесь могут взять все необходимое для ту­шения огня (ведро, багор, топор, лопату, лом).

— Назовите знакомые вам предметы, которые вы видите на этом щите.

— Что взрослые могут делать этими предметами при возникно­вении пожара? (Ведром носить воду и заливать огонь. Топором вы­рубить часть охваченного огнем предмета, разбить окно или дверь, чтобы проникнуть в охваченное пламенем помещение. С помощью лопаты закидать огонь песком или землей.)

— На противопожарном щите есть предмет, которого в другом месте мы не видим. Это — багор. Он имеет длинную ручку, и на ее конце согнутый металлический крюк. Багор очень нужен при пожа­ре. Им из помещения вытаскивают предметы, разбирают горящие деревянные стены. Ручка багра длинная, и потому огонь не достает того, кто им пользуется.

— Огонь можно погасить не только водой. Помните, мы с вами тушили костер песком? Что стало с огнем? (Огонь потух.)

— В противопожарном уголке есть ящик. Посмотрите, что в нем есть? (Песок.)

— Для чего нужен этот песок? (Во время пожара песком можно потушить огонь. А это — кошма. Когда ее накинешь на пламя, огонь потухнет.)

— В противопожарном уголке есть огнетушитель. Им могут пользо­ваться все взрослые. Этому их обучают. Направляют пенную струю на пламя, и оно гаснет.

Мы рассмотрели все предметы на противопожарном щите. Как вы думаете, почему они все находятся на одном месте? (Это сделано для того, чтобы при необходимости взрослые могли легко найти нужный инвентарь.)

Задание на дом: Расскажите о предназначении пожарного щита.

Экскурсия в пожарную часть.

Цель: ознакомить детей с пожарной техникой и людьми, которые работают на ней. Воспитать стремле­ние и интерес к профессии пожарных.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает о пожарных машинах, о применении сигнала «Сирена» при выезде на пожар. Приглашает детей к пожар­ной машине и предлагает рассмотреть ее.

— Эта машина имеет красный цвет. Почему ее покрасили в та­кой цвет? (Чтобы ее было видно издалека, когда она спешит на пожар.)

— Она имеет мигающий синий цвет, а также сирену. Для чего они нужны? (На пожар приходится спешить, а сигнал предупреж­дает, что едет пожарная машина. Все другие машины и пешеходы дают ей дорогу.)

— К машине прикреплена лестница. Для чего она нужна? (По лестнице пожарные поднимаются на верхние этажи дома, чтобы тушить огонь.)

(Пожарные показывают пожарные рукава и стволы.)

— Для чего они нужны? (С помощью рукавов на огонь направля­ют воду, пену и тушат его.)

— Чтобы по этим рукавам шла вода, водитель машины включает насос. Чтобы не получить ожогов, пожарные надевают специальные костюмы.

(Один из пожарных продемонстрирует, как применять этот кос­тюм.)

— На голову надевается каска. Костюм защищает человека от огня. На лицо надевают специальный противогаз для защиты органов дыхания от дыма. Для чего это нужно? (Огонь очень коварный, и пожарные могут получить трав­мы.)

Задание на дом. Предложить детям нарисовать пожарную машину, которая мчится на пожар.

Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар».

Цель:закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с ог­нем.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям, в каких случаях на помощь вызывают пожарных.

Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежу­рили на вышке, с которой просматривалась вся местность. Как только заметили огонь или дым, бойцы спешили туда.

Теперь о пожаре сообщают по телефону. Помните ли вы номер, по которому вызывают пожарную команду? Это — номер 01. Те­перь послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар». В нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом.

После чтения следует задавать детям вопросы.

— От чего начался пожар в доме, где жила Лена? (Пожар начал­ся потому, что она не послушалась матери и открыла дверцу печи. Тлеющий уголь выпал на пол, который загорелся.)

— Кто спас Лену? (Лену спас пожарный Кузьма. Он много лет тушил пожары, спас немало взрослых и детей.)

— На пожаре Кузьме надо было подняться по стене, пробраться сквозь пламя. Ничего не боялся Кузьма — ни высоты, ни огня. Что можно сказать об этом человеке? (Это — смелый человек.)

— Как видите, неосторожность Лены привела к беде. Кузьма и его товарищи, рискуя жизнью, спасли девочку. После этого Лена с матерью остались без жилья. Так что детям надо быть осторожными с огнем.

Задание на дом. Нарисовать картинки, иллюстрирующие прочитанное стихотворение.

Информационные ресурсы:

1.ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Первая часть./ Сост. Фисенко М.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

2.Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. — 2009 — №1

3.Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 — №4

4.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет.- Ярославль: Академия развития, 2003.

5.Широкова С.Г. Занятия – опыты.// Управление ДОУ.- 2009 — №2

6.Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

7.Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Краткое описание: — Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.В проекте имеются конспекты занятий , экскурсии, опыты, развлечения.

Файлы: PA120012.JPG
Размер файла: 82854 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология