Автор конспекта:
Автор(ы): — Аришев Дмитрий

Место работы, должность: — МОУ СОШ с. 1-Березовка, ученик 10 класса

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: — Исследование

ТЕЗИСЫ

Рабочие тетради А.С. Пушкина.
Воспроизведение пушкинских рукописей дает возможность «следовать за мыслями» великого человека всем его почитателям.
«Всякая строчка великого писателя, — замечал Пушкин в одной из своих последних статей, — становится драгоценной для потомства». Сказанное в полной мере относится и к собственным рукописям Пушкина.
Дошедшие до нас автографы поэта в настоящее время сосредоточены в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом). Всего насчитывается 1772 наименования – свыше 12 тысяч листов. Это черновые манускрипты и беловые автографы его произведений, письма, деловые бумаги, подготовительные материалы к историческим трудам, пометы и маргиналии на книгах и рукописях иных лиц.
Пушкин любил работать в больших тетрадях. Здесь был необходимый простор для его замыслов, и можно было свободно переходить от одного произведения к другому, возвращаясь вновь и вновь к строкам, перечеркнутым и без того множество раз. Когда работа не шла, на странице начинали тесниться рисунки, нередко возникали целые графические сюиты, подчиненные ритму причудливых ассоциаций. Когда совершалось какое-нибудь значительное событие, дата его тоже заносилась в тетрадь, — а рядом подчас оставалась краткая помета, до конца понятная только поэту. Впрочем, иногда такая помета разрасталась в развернутую дневниковую запись.
Всего до нас дошло восемнадцать пушкинских тетрадей в дополнение к множеству его автографов, выполненных на отдельных листах.
Ряд других пушкинских тетрадей имеют особые названия: три (первая, вторая и третья) кишиневские тетради, в которых поэт начал работать в южной ссылки (1820-1824 гг.); тир масонские тетради, названные так по происхождению: в 1822 году после закрытия в Кишиневе ложи «Овидий» её казначей и приятель Пушкина Н.С. Алексеев подарил поэту три тетради, предназначенные для бухгалтерских записей: большие, в лист, в кожаных переплетах, на обложках которых оттиснут масонский знак «О» в треугольнике. Ещё две тетради называются арзрумскими, так как в них написаны произведения, созданные во время путешествия Пушкина на Кавказ и в Арзрум в 1829 году. Имеются также три записные книжки в восьмую долю листа, первая из которых начала заполняться во время поездки Пушкина на Кавказ и в Крым в 1820 году, а последняя – во время оренбургской поездки 1833 года. Между прочим, эти книжки после смерти Пушкина оставались, вероятно, в составе библиотеки поэта и потому не попали в посмертный жандармский досмотр (в них нет жандармской нумерации листов).
Как правило, Пушкин заводил новую тетрадь для перебеливания какого-либо произведения или для работы над новым обширным замыслом и лишь впоследствии и использовал её для других сочинений. Нередко оно одновременно работал в нескольких тетрадях – или, раскрыв наугад одну из них, лежавшую в тот момент под рукой, или же просматривал ранее написанное и увлекаясь попутным замыслом, для записи которого использовались поля уже заполненного листа, а также пробельные листы. Очень часто, чтобы отделить один замысел от другого, Пушкин попросту перевертывал тетрадь и начинал писать с обратной стороны верхом вниз по отношению к другим записям; таких поворотов на протяжении работы в данной тетради (иногда она использовалась в течение нескольких лет) могло быть и два и три.
История заполнения той или иной рабочей тетради – достаточно сложная источниковедческая задача, решение которой необходимо для осмысления хронологии создания пушкинских произведений, развития конкретного пушкинского замысла, приемов и принципов пушкинского творческого процесса.
Это сочетание творческих текстов, рисунков и помет в рабочих тетрадях и позволяет во многих случаях проникнуть в самые глубокие тайны и творчество и жизни поэта.
Приведём лишь один характерный пример.
В июне 1824 года, по повелению правительства, Пушкин переводится из одной ссылки в другую, из шумной приморской Одессы в глухую деревню Михайловское. Незадолго до отъезда из Одессы он скажет, обращаясь к морю:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь воды голубые
И блещешь гордою красой.
………………………………
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…
Стихотворение будет переписано набело во Вторую масонскую тетрадь, уже в Михайловском, в один из сентябрьских дней.
Как известно, Пушкин по приезду в Михайловское носил некий перстень из корналина с восточными буквами, называя его талисманом. Об этом перстне не раз писал поэт. А из Одессы ему пришло письма, запечатанное подобной печаткой. Письмо он сжег. А на листе 12 вслед за пометой о письме от графини Воронцовой записаны следующие строки:
Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной…
(Сначала было: «И на письмо не опирает Сердоликовую печать…»)
Лист 12 заполняется в три приема. Сначала (срезу после 5 сентября) здесь чернилами записана строфа «Ах! няня, сделай одолженье». Нижняя часть страницы осталась тогда незаполненной, так как на её обороте Пушкин начал перебеливать стихотворение «Морю».
Второй раз к листу 12 он обратился, по крайней мере, месяц спустя. теперь тут карандашом дописывается строфа «Как недогадлива ты, няня…». Карандашом тогда дважды рисуется женская фигура в рост и со спины и фигура сидящей женщины – внизу страницы. Это было изображение Е.К. Воронцовой.
Может быть, к этому времени уже была написана элегия «Сожженное письмо». Черновик стихотворения до нас не дошёл. Набело эта элегия была переписана в рабочую тетрадь в самые последние дни 1824 года.
В третий раз Пушкин обратился к листу 12 рабочей тетради значительно позже. Поверх написанной карандашом строфы XXXV («Как недогадлива ты, няня..») он набрасывает чернилами строфу XXV:
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя…
И предается безусловно
Любви, как милое дитя,
Не говорит она: отложим –
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведём;
Сперва тщеславие кольнем
Надеждой, там недоуменьем
Изучим сердце, а потом
Ревнивым оживим огнем;
А то, скучая наслажденьем,
Невольник хитрый из оков
Всечасно вырваться готов.
Под этими строками Пушкин выводит три большие печатные буквы: ПОУ. По аналогии с другими зашифрованными записями аббревиатура уверенно разгадывается как «Письмо От Уоронцовой». На первый взгляд, это необычайное начертание фамилии. Но оно встречается у Пушкина. в письме к одесскому приятелю читаем: «Вот уже четыре месяца, как нахожусь я в глухой деревне – скучно, да нечего делать; здесь нет ни моря, ни неба полудня, ни итальянской оперы. Но зато нет – ни саранчи, ни милордов Уронцовых…». Ясно, что в данном случае произносится фамилия графа Воронцова на английский манер. Так рабочая тетрадь доносит до нас, словно свет угасших звёзд, даже то, что было уничтожено около двух веков назад.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бонди С.М. Черновики Пушкина. М. 1971.
2. Рабочие тетради Пушкина. «Е. и Е. Пламридж». Пушкинский Дом. 1992.
3. Цявловский М.А., Модзалевский Л.Б., Зенгер Т.Г. Рукой Пушкина: Несобранные и неопубликованные тексты. М.-Л. 1945.

Файлы: Рабочие тетради А.С. Пушкина.doc
Размер файла: 98816 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология