Автор конспекта:
Автор(ы): — Елена Рафисовна Вакула

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ№1 г. Черемхово Иркутской обл.

Регион: — Иркутская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

В статье автор актуализирует проблему обучения географии на системно-деятельностной основе, раскрывает методические подходы к проектированию урока с учетом требований ФГОС ООО, предлагает технологическую карту урока в 8 классе по теме: Использование водных ресурсов в жизнедеятельности человека.Основными требованиями к уроку, построенному на системно-деятельностной основе, являются:

  • Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов (формирование УУД и предметных действий);
  • Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные действия;
  • Применение алгоритма действий: педагогическая цель учебная задача мотив учебные действия самоконтроль самооценка рефлексия;
  • Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся;
  • Создание психологически комфортной обстановки на уроке;
  • Минимализация и вариативность домашнего задания;
  • Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.

Урок в 8 классе по теме “Использование водных ресурсов в жизнедеятельности человека”.

Тип урока по дидактической цели: урок применения знаний.

Цель урока: формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных УУД в процессе решения жизненных ситуаций на материале темы “Внутренние воды РФ”.

Методическая цель: презентация первичного опыта учителя по конструированию урока с позиций ФГОС.

Оборудование и средства обучения: мультимедийный комплекс, настенная карта, учебники, географические атласы, карточки-задания, листы рефлексии.

ИКТ-ресурсы: мультимедийная презентация.

Виды, формы и методы работы на уроке:

  • Самоконтроль и самооценка и взаимооценка результатов деятельности;
  • Составление вопросов по теме и ответов на них, выбор лучших вопросов;
  • Работа в группах (виды заданий: прогнозирование последствий, анализ данных с целью принятия решения, составление рекламных слоганов, проектирование);
  • Диалог, полилог;
  • Индивидуальная и коллективная рефлексия.

Содержание деятельности на уроке:

1. Мотивационно-целевой этап урока (обсуждение задач урока, значимости изучаемого для жизни и хозяйственной деятельности человека). В ходе обсуждения определяются задачи:

– Учиться решать жизненные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов;

– Учиться определять способы познания как методы достижения результата, осуществлять их выбор.

Инструктаж учителя по работе с листом рефлексии:

Ф.И. обучающегося_____________________________________________

  • Знаю понятия на отметку_____ (до проверки).
  • Знаю понятия на отметку_____ (после проверки).
  • Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (до проверки).
  • Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (после проверки)
  • Умею отвечать на вопросы: легко, отвечаю на отдельные вопросы, затрудняюсь.
  • Умею составлять вопросы: могу, не понимаю, как это делать.
  • Умею применять полученные знания на практике: свободно, с трудом, не могу.
  • 2. Организационно-деятельностный этап урока.

    Первый уровень “знаю”.

    Самоконтроль по узловым вопросам изученной темы “Водные ресурсы РФ”.

    2.1.Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения основных понятий изученной темы по критериям:

    Знаю отлично – “5”
    Знаю хорошо – “4”
    Знаю посредственно – “3”
    Знаю плохо – “2”

    Заполнить лист рефлексии (строка 1).

    2.2. Практическая задача: выполнить тест из 10 заданий (4 варианта), осуществить самопроверку по ключам, оценить свою работу по критериям:

    10 верных ответов – “5”
    8–9 верных ответов – “4”
    6–7 верных ответов – “3”
    5 и менее верных ответов – “2”.

    Заполнить лист рефлексии (строка 2).

    2.3.Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения географической номенклатуры по изученной теме, заполнить лист рефлексии (строка 3).

    2.3.Практическая задача: нанести на контурную карту 10 водных объектов по заданию учителя (4 варианта), осуществить взаимопроверку с помощью атласа, оценить выполнение работы по критериям, названным в пункте 2.2.

    Второй уровень “понимаю”.

    Ответы на вопросы и составление вопросов по изученной теме.

    Виды вопросов: “ вопросы– понятия” (начинаются со слова ЧТО), “вопросы-суждения” (начинаются со слов ПОЧЕМУ, ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ, В СЛЕДСТВИЕ ЧЕГО). Второй вид вопросов побуждает человека задуматься, размышлять, устанавливать причинно-следственные связи

    Учебная задача: научиться компетентно и красиво отвечать на вопросы.

    Практическая задача: ответить на 5 вопросов из предложенного списка (фронтальная работа)

    Примеры вопросов:

    • Почему Волга разливается весной, а Амур – летом?
    • Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых?
    • Почему в европейской части России , несмотря на большое количество осадков, меньше внутренних вод по сравнению с азиатской частью страны?
    • Почему в северных озерах страны меньше соли?
    • В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?

    Правило ответа на вопрос: убрать вопросительное слово, перестроить фразу.

    Например, Волга разливается весной, а Амур – летом, так как…

    Практическая задача: составить три собственных вопроса по изученной теме.

    Рефлексия: оцените свои умения составлять вопросы и отвечать на них, заполните строки 5 и 6 в листе рефлексии.

    Третий уровень “применяю”.

    Решение практических задач.

    Учебная задача: научиться применять знания на практике.

    Практическая задача: решить проблему на основе анализа информации, определить способ нахождения пути решения (работа в группах).

    Задание № 1.

    Вы – экологи. В 20 веке был очень популярным “проект поворота северных рек на юг”, суть которого состояла в том, чтобы из р. Обь направить воду в Казахстан и другие страны Средней Азии, где вода – дефицит. Для этого планировалось строительство канала “Обь – Средняя Азия” (смотрите карту).

    Задача: Дайте экологическую оценку проекту (+, –).

    При ответе используйте речевые формулы: “При ответе мы исходили из того, что…”, “Мы считаем, что…”

    Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.)

    Анализ – это разделение целого на части.

    Синтез – это соединение частей в целое.

    Прогнозирование – предположение, предвосхищение ожидаемого результата. Сравнение – это мыслительная операция, в основе которой лежит выделение сходства и различий чего-либо.

    Выделение главного – определение отличительного признака.

    Воображение – способность создавать образы, идеи, представления.

    Задание № 2.

    Вы планируете строительство нового собственного дома в районе, где нет водопровода. Геологи, проведя изыскания, предложили вам 3 участка для бурения скважины.

    Задача: Определите, какой из участков (№ 1, № 2, № 3) лучше всего использовать для бурения? Свой выбор обоснуйте

    При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задачи мы использовали знания о…”, “Мы считаем, что …”

    Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.)

    Задание № 3.

    Вы – работники туристической фирмы. Для привлечения туристов в разные регионы страны Вы используете слоганы (рекламные лозунги).

    Например: “Приглашаем посетить уникальное чистое Телецкое озеро – жемчужину горного Алтая”, “Добро пожаловать порыбачить в дельте самой крупной реки Европы – Волге”.

    Задача: составьте 3–5 слоганов о водных объектах России, отражая их неповторимые особенности.

    При ответе используйте речевую формулу: “При выполнении задания мы использовали сведения…”

    Какие главные способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

    Задание № 4.

    Вы собираетесь провести каникулы в горах (Средний Урал и Саяны). При восхождение на какие горы нужно взять спецснаряжение, помогающее выжить в условиях ледников и снежников?

    Задача: составьте схему логических рассуждений, используя слова и стрелки.

    При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задания мы использовали знания о …”, “Мы думаем, что…”

    Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

    Задание № 5.

    Известно, что ГЭС дают самую дешевую электрическую энергию, в которой нуждается наша страна. Перед вами схема реки Енисей:

    Проектирование урока географии на системно-деятельностной основе

    Задача: Определите, на каком участке Енисея (№ 1, № 2, № 3, № 4) эффективнее всего построить ГЭС.

    При ответе используйте речевую формулу: «Для выполнения задания мы воспользовались …», «Мы пришли к выводу…».

    Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

    Проверка выполнения задания. Обсуждение результатов. Рефлексия (заполнить строку 7 в листе рефлексии).

    3. Рефлексивно-оценочный этап урока.

    Проанализируйте свой лист рефлексии, определите уровень собственной компетентности в освоении изученной темы, выделите проблемы и их причины. Какие методы познания помогали нам в выполнении заданий?

    4. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе по теме «Водные ресурсы Российской Федерации» с учетом выявленных проблем в усвоении темы.

    Файлы: град_сеть.rar
    Размер файла: 14514 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология