Автор конспекта:
Автор(ы): — Жакбалеева Талшинай Муратовна и учащаяся 9 класса Адылгиреева Аделина
Место работы, должность: — МОУ СОШ №2 р.п. Дергачи. Учитель и учащаяся
Регион: — Саратовская район
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее строительство
Уровень образования: — среднее (полное) общее строительство
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 танцкласс
Класс(ы): — 10 танцкласс
Класс(ы): — 11 танцкласс
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
узнать историю появления казахов, историю развития древней казахской культуры и литературы, жизни и творчества настоящего автора Жиена жырау, судьбы известного сказителя Курбанбая Тажибаева, давшего второе генерация героической поэме.
Краткое описание: — Я, Адылгиреева Аделина, дочка Адылгиреева Имангали, рода Едельбаев. Родилась в тевет Саратана (июня), покоса травы, 18 числа 1996 года, обучающаяся 9 класса МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи» Саратовской области, прочитав казахскую поэму «Кырык Кыз», чисто в переводе означает «Сорок Девушек», решила поглубже изучить историю жизни мои народа, историю появления казахского героического эпоса, историю творчества казахских сочинителей. Результаты своих исследований я представляю нонче вашему вниманию. Включить презентацию. (1-4 слайды) Огромны поэтические богатства народов Азии. В сказках, песнях, эпических сказаниях на протяжении тысячелетий народность выражает свои радости и печали, думы и мечты о лучшем будущем, победоносность в победе правды по-над несправедливостью. Песни и сказания, в которых переданы мечты о человеческом счастье, создаёт и хранит казахский народ, представителем которого являюсь и я. слайды 5-6 Одним изо замечательных поэтических сокровищ казахского народа является эпическая поэма «Сорок девушек» — «Кырык кыз». Эту поэму в жанре «жыры» я прочитала у своей учительницы русского языка и литературы Жакбалеевой Талшинай Муратовны. В книге никак нет первых страниц, повествование начинается с 19 — ой страницы. Это початие екинши жыры (второй песни). Последняя страничка 562. На обложке книги указан исполнитель произведения Жиен Жырау, древнейший изо прославленных казахских сказителей, эксплуатация которого относится ко следующий половине XVIII века. В книге имеются иллюстрации, раскрывающие питание поэмы — песни. Жаль, чисто на обложке не указана годовщина издания, столь ровно коран полно ветхая. Талшинай Муратовна сообщила о том, чисто это семейная реликвия, кэш нее предков, нее детства. Она помнит, ровно дедуся вдоль вечерам читал ей и нее братьям эту книгу. Он опрятно переворачивал страницы, показывал картинки и, любовно обвернув в ткань, убирал искони книгу лещадь подушку. слайд 7 Прочитав всю героическую поэму на казахском языке, я нашла москаль трата поэмы «Сорок девушек» в переложении Арсения Тарковского в 1940 году С слов сказителя Курбанбая Тажибаева и, сравнив, сделала вывод, чисто в книге Жиена Жырау не полно последних страниц 26 -ой песни (жиырма алтыншы жыр). Также я увидела, чисто в первой книге 26 жыры (песен), ну в следующий книге 24 песни. Я представляю вашему вниманию различия инда в внешнем оформлении. Слайды 6-7 повторить А сейчас я хочу рассказать об истории жизни своего народа, о творчестве настоящего автора Жиена жырау и известного сказителя Курбанбая Тажибаева, давшего второе генерация героической поэме. Выйдя черезо Интернет на сайт Музея культуры Казахстана, я получила ценные документальные сведения, изо которых узнала максимум интересного и познавательного.
Начну с того, чисто генезис и отчетливый дух самоназвания «казахи» не установлены. Существует максимум гипотез. Одни говорят, чисто это названьице объединения нескольких племен (каспии, саки, кеоги, хазары), другие связывают его генезис с «казак тенген» (повозка на колесах); казахские легенды производят его от племенного тотема — «каз» (гусь), «ак» (белый), видоизмененного в имя девушки, легендарной родоначальницы казахского народа. Дореволюционные этнографы производят слово «казах/к» ровно «вольный человек, свободный, отошедший от своего рода».
В Казахстане уж в XVI в. наметилось разбивка на тройка обособленных кочевых района: Семиречье, Центральный и Западный Казахстан. Эти районы у казахов назывались жузами (племенами): Улу Жуз (Старший Жуз); Орта Жуз (Средний Жуз) и Киши Жуз (Младший Жуз). Границы жузов были исключительно условными. Они могли изменяться лещадь воздействием различных внешних факторов.
слайд 9
Традиционно казахи занимались кочевым животноводством. Из ремесел — обработкой шерсти, изготовлением войлока, изо которого делались кошмы и ковры, покрытия про юрт, матрацы и подушки, сумки, одежда: шапки, плащи, кафтаны, покрывала про лошадей. С этим ремеслом тесновато связана и парообработка кожи, изо которой делали колчаны про стрел, воинские пояса, гэта и сосуды, конскую сбруя и седла. Кожа художественно украшалась тиснением.
Славились казахские резчики вдоль дереву, продававшие свою продукцию. Резное дерево раздольно использовалось про культовых зданий городов.
Слайд 10
Следует отметить особое телеискусство казахских ювелиров — «зергеров», работавших с золотом, серебром, самоцветами и владевших мастерством холодной и горячей чеканки, ажурной техники.
Казахи, являясь в прошлом младописьменным народом, не обладали богатой письменной историей и литературой. Наибольшей популярностью у них пользуется глубокий манас «Кырык кыз», «Алпамыс», «Коблан», «Кыз Жибек». В 40-х гг. XIX в. казахский этнограф Чокан Валиханов писал: «Казахи почитаются в степях первыми поэтами и песенниками». Жырау и бахсы, любовно сохранившие нота наших день произведения устного народного творчества, и в данный момент пользуются здоровущий любовью и популярностью у народа. Жырау — сказители эпоса, героических поэм, исторических песен (толгау) выступают лещадь аккомпанемент смычкового музыкального инструмента — кобыза. Бахсы исполняют лирико-любовные песни, поэмы и дастаны, сопровождая свое игра игрой на двухструнном инструменте — домбре. Без выступления жырау и бахсы не обходится ни один праздничное фланирование и той.
Эпическая норма казахов связана с творчеством двух основных типов носителей музыкальной культуры: жырау и бахсы. Широко известная вещь уравнение эпического сказителя с «театром одного актера». В репертуаре жырау насчитывается больше пятидесяти дастанов, т.е. песни. Каждый отличающийся жырау создавал свою версию страна либо иного известного дастана, и она сохранялась в рамках его школы. Так складывались школы жырау, новелла которых неоднократно насчитывает крошку столетий. Широко известны десятки имен жырау и созданных ими школ. Старейшей считается кломпенсхооле легендарного Джиен-жырау Тагай-улы (иначе — Жиен-жырау; жил в следующий половине XVIII в.), которая, вдоль мнению исследователей, имеет давние связи С школой узбекских сказителей.
слайд 11. Для музыкального сопровождения жырау используют вдоль большей части двуструнный смычковый кобыз. Каждый жырау около исполнении эпических произведений имеет в своем репертуаре ряд устойчивых напевов, которые чередуются с мелодизированной декламацией поэтического и прозаического текстов.
В близкой связи с традицией жырау находится и телеискусство бахсы. Основу их репертуара также составляют различные эпические произведения, и, в первую голову счастливо оставаться — дастаны. Кроме того, бахсы раздольно представляют в своем творчестве и другие популярные народные жанры и формы, в книжка числе лирические песни. Бахсы, в отличие от жырау, используют домбру — струнный инструмент с округлым продолговатым корпусом и коротким грифом.
слайд 12
В 18-19 веках казахи ведут активную борьбу после свою независимость. Это сезон отмеченоразвитием индивидуального творчества поэтов-импровизаторов, и возникновением письменной поэзии. Крупнейший изо них — Жиен-Жырау Тагай улы (18 век). Он считается родоначальником казахской литературы. Он был первым исполнителем эпосов «Алпамыс», «Кырык кыз». Жил и творил внутри «верхних» казахов, т. е. внутри народа, обитавшего в низовьях Сырдарьи. Поэт был очевидцем тех разорений и унижений, которые пережили казахские племена на Сырдарье в результате набегов жестоких ханов. Из-за разрушения оросительных каналов и уничтожения посевов начался голод. Спасаясь от гибели, казахи решают перекочевать в плодородные районы. Переход вдоль пустынной территории стоил жизни многим обездоленным. Все эти дни Жиен не расставался с кобызом, не переставал слагать и исполнять новые песни. «Больше я ничем не мог помощь своему народу», — с горечью вспоминал поэт.
Курбанбай родился в 1876 году и происходит изо казахского рода Кара Мангыт, племени Мангыт. Отец Курбанбая, бедняга крестьянин, обрабатывал мелкий пнище солончаковой земли, хлебород с которого не мог прокормить семью. Это заставило Курбанбая с одиннадцати лет комплекция чабаном у бая, батрачить. В юные лета Курбанбай начинает слагать и петь песни. Песни Курбанбая скоро приобрели популярность, его стали приглашать ровно певца на празднества и пиры. Старшие аксакалы советовали ему учиться музыке и художественному слову у известного в столь сезон сказителя Халмурата (умер плечо к плечу 1902 года), жившего в Нурате Самаркандской области. Нуратинский район был знаменит и узбекскими сказителями; у них были связи и с исполнителями, продолжавшими традиции Жиена-жырау (певца). При первой возможности, в восемнадцать лет, Курбанбай уехал в Нурат к Халмурату; учась у него и, прислуживая ему в трансавангард шести лет, он на новость выучил одиннадцать сказаний. В числе сих сказаний-поэм (дастанов) были «Сорок девушек», «Кыз Жибек», «Илим-хан», «Алпамыс», «Коблан», ногайский манас «Курманбек» и др.
Халмурат, вспоминает Курбанбай, бил палкой тех своих учеников, которые, передавая усвоенные у него дастаны, огульно изменяли их; он требовал, с тем чтоб в дастаны так-сяк не добавлялось. Мастерской игре на кобызе — струнном музыкальном инструменте, на котором сказитель аккомпанирует себя около исполнении дастана, Курбанбай выучился самостоятельно.
Жизнерадостный, полный энергии и любознательности, рассказывал он на встрече с писателями о своей жизни и творческих планах. Курбанбай относится к прошлому, отображенному в исполняемых им эпических поэмах, активно. Эпос- это повествование о прошлом, в котором отражены взгляды народа на события его день и на будущее. Эта риска объясняет особую привлекательность, которую имеет про меня поэма «Сорок девушек». Версия дастана, записанная от Курбанбая, с начала нота конца сложена стихами. По-видимому, в нём пиитический клер перемешался с прозаическим, в некоторой степени ритмизованным повествованием. Это подтверждает и Курбанбай, что, исполняя «Сорок девушек», он, увлекаясь, передаёт всё в стихотворной форме. Это придаёт особую силу и харизма песне.
Слайд 13
Культурные традиции казахского народа уходят в глубину веков. Среди них невозможно важное место занимает всенародный фольклор. Основным жанром казахского фольклора являются жыры (песни). В них воспеваются бхакти к Отечеству, самозащита родины, бхакти и почитание к родителям и близким, мироздание и разрешение в взаимоотношениях меж людьми.
Слайд 14. В народном эпосе герои – искони богатыри: одна противостоит тысяче и побеждает. М Горький называл их «вместилищем всей энергии племени». Особая жанрик борьбы в эпосах про показа личной храбрости батыра — поединок, каковой происходит в конце битвы либо в ровно раз отгадывающий нее момент. В поединке богатыри ровно правило борются, так встречается и метание либо порубка на саблях. Народ наделил своих любимых героев такими качествами, чисто их не убор ни сабля, ни стрела. Вот благодаря тому герои народных песен искони достигают цели. В образах сих героев отразилась вековая предвкушение народа о свободе и счастье. Также про героических дастанов характерно, чисто обычно в отлучка батыра его страна подвергается разорению. Смысл сего поэтического приема в героическом эпосе состоит в том, чисто с одной стороны, он усиливает имедж героя, с другой – создатели эпоса подчеркивают, чисто Родине нужен персональщик — батыр. Для концовок песен также характерна одна общая жанрик – эпилог произведения осуществлением мечты героев. Например, завершая «Кырык кыз», исполнитель говорит не счастливо оставаться только о том, чисто батыры достигли цели: «Храбрая кукла Гуляим, примером про народа являясь, в городе Саркопе купно с Арыстаном на пару счастья добилась».
Художественные средства изображения – крылатые слова, рожденные талантом, умом и фантазией жырау и бахсы, прошли долог путь, и дошли нота наших дней. Композиция, средства изображения и словарное изобильность казахских жыры органично связаны меж собой. Здесь бесспорно дианойя мои народа, его мастерство.
Распространение героических песен осуществлялось устно, от одного поколения сказителей к другому. Дастан –индивидуальное возникновение определенного сказителя. Характерная черточка дастанов в том, чисто они начинаются не посвящением богу и пророкам, ну описанием жизни и истории народа. Родители героев в дастанах — богатые владельцы четырех видов скота («торт тулик»). Появление таков традиции связано с тем, ровно понимали жизнь, о нежели мечтали их создатели.
Слайд 15. В произведении бои и поединки являются кульминационным моментом. Обычно сказители прилагают все свое умение, с тем чтоб показать решимость батыров, драматичность боя, деймос гибели и другие захватывающие моменты. Для эпоса характерны художественные повторы, общие объединение и другие приемы. Война рисуется ровно кровопролитие, элиминация людей. Чтобы усилить впечатление, жырау используют гиперболы, крылатые выражения. Объем дастана зависит от событий, о которых в нем говорится. Одной изо характерных жанровых особенностей является их музыкальность. Народные мелодии раскрывают национальное оригинальность героического эпоса. И слова, и поп-музыка составляют единое целое. Дастан неможно рассматривать ровно жанрик в отрыве от исполнителей. Для исполнения сказителю потребно уметь импровизировать, обладать красноречием, юмором, хорошим голосом, уметь играть на музыкальных инструментах. Когда у казахов не было театрального искусства, одна жырау заменял неразорванный наигранный коллектив. Чтобы пошире и многогранно понять жанровые особенности дастанов, потребно нобилитет условия, в которых они создавались, распространялись и исполнялись. О времени создания дастанов имеются различные предположения ученых. Все они считают началом создания дастанов13-15 века.
Я провела полно большую работу, так многое уж нужно изучить, с тем чтоб найти ответы навсе волнующие меня вопросы и поэтому
Файлы: Казахский эпос.ppt
Размер файла: 6995968 байт.