Автор конспекта:
Автор(ы): — Жакбалеева Талшинай Муратовна и учащаяся 9 класса Адылгиреева Аделина

Место работы, должность: — МОУ СОШ №2 р.п. Дергачи. Учитель и учащаяся

Регион: — Саратовская район

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее строительство
Уровень образования: — среднее (полное) общее строительство

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 танцкласс
Класс(ы): — 10 танцкласс
Класс(ы): — 11 танцкласс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

узнать историю появления казахов, историю развития древней казахской культуры и литературы, жизни и творчества настоящего автора Жиена жырау, судьбы известного сказителя Курбанбая Тажибаева, давшего второе генерация героической поэме.

Краткое описание: — Я, Адылгиреева Аделина, дочка Адылгиреева Имангали, рода Едельбаев. Родилась в тевет Саратана (июня), покоса травы, 18 числа 1996 года, обучающаяся 9 класса МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи» Саратовской области, прочитав казахскую поэму «Кырык Кыз», чисто в переводе означает «Сорок Девушек», решила поглубже изучить историю жизни мои народа, историю появления казахского героического эпоса, историю творчества казахских сочинителей. Результаты своих исследований я представляю нонче вашему вниманию. Включить презентацию. (1-4 слайды) Огромны поэтические богатства народов Азии. В сказках, песнях, эпических сказаниях на протяжении тысячелетий народность выражает свои радости и печали, думы и мечты о лучшем будущем, победоносность в победе правды по-над несправедливостью. Песни и сказания, в которых переданы мечты о человеческом счастье, создаёт и хранит казахский народ, представителем которого являюсь и я. слайды 5-6 Одним изо замечательных поэтических сокровищ казахского народа является эпическая поэма «Сорок девушек» — «Кырык кыз». Эту поэму в жанре «жыры» я прочитала у своей учительницы русского языка и литературы Жакбалеевой Талшинай Муратовны. В книге никак нет первых страниц, повествование начинается с 19 — ой страницы. Это початие екинши жыры (второй песни). Последняя страничка 562. На обложке книги указан исполнитель произведения Жиен Жырау, древнейший изо прославленных казахских сказителей, эксплуатация которого относится ко следующий половине XVIII века. В книге имеются иллюстрации, раскрывающие питание поэмы — песни. Жаль, чисто на обложке не указана годовщина издания, столь ровно коран полно ветхая. Талшинай Муратовна сообщила о том, чисто это семейная реликвия, кэш нее предков, нее детства. Она помнит, ровно дедуся вдоль вечерам читал ей и нее братьям эту книгу. Он опрятно переворачивал страницы, показывал картинки и, любовно обвернув в ткань, убирал искони книгу лещадь подушку. слайд 7 Прочитав всю героическую поэму на казахском языке, я нашла москаль трата поэмы «Сорок девушек» в переложении Арсения Тарковского в 1940 году С слов сказителя Курбанбая Тажибаева и, сравнив, сделала вывод, чисто в книге Жиена Жырау не полно последних страниц 26 -ой песни (жиырма алтыншы жыр). Также я увидела, чисто в первой книге 26 жыры (песен), ну в следующий книге 24 песни. Я представляю вашему вниманию различия инда в внешнем оформлении. Слайды 6-7 повторить А сейчас я хочу рассказать об истории жизни своего народа, о творчестве настоящего автора Жиена жырау и известного сказителя Курбанбая Тажибаева, давшего второе генерация героической поэме. Выйдя черезо Интернет на сайт Музея культуры Казахстана, я получила ценные документальные сведения, изо которых узнала максимум интересного и познавательного.

Начну с того, чисто генезис и отчетливый дух самоназвания «казахи» не установлены. Существует максимум гипотез. Одни говорят, чисто это названьице объединения нескольких племен (каспии, саки, кеоги, хазары), другие связывают его генезис с «казак тенген» (повозка на колесах); казахские легенды производят его от племенного тотема — «каз» (гусь), «ак» (белый), видоизмененного в имя девушки, легендарной родоначальницы казахского народа. Дореволюционные этнографы производят слово «казах/к» ровно «вольный человек, свободный, отошедший от своего рода».

В Казахстане уж в XVI в. наметилось разбивка на тройка обособленных кочевых района: Семиречье, Центральный и Западный Казахстан. Эти районы у казахов назывались жузами (племенами): Улу Жуз (Старший Жуз); Орта Жуз (Средний Жуз) и Киши Жуз (Младший Жуз). Границы жузов были исключительно условными. Они могли изменяться лещадь воздействием различных внешних факторов.

слайд 9

Традиционно казахи занимались кочевым животноводством. Из ремесел — обработкой шерсти, изготовлением войлока, изо которого делались кошмы и ковры, покрытия про юрт, матрацы и подушки, сумки, одежда: шапки, плащи, кафтаны, покрывала про лошадей. С этим ремеслом тесновато связана и парообработка кожи, изо которой делали колчаны про стрел, воинские пояса, гэта и сосуды, конскую сбруя и седла. Кожа художественно украшалась тиснением.
Славились казахские резчики вдоль дереву, продававшие свою продукцию. Резное дерево раздольно использовалось про культовых зданий городов.
Слайд 10

Следует отметить особое телеискусство казахских ювелиров — «зергеров», работавших с золотом, серебром, самоцветами и владевших мастерством холодной и горячей чеканки, ажурной техники.

Казахи, являясь в прошлом младописьменным народом, не обладали богатой письменной историей и литературой. Наибольшей популярностью у них пользуется глубокий манас «Кырык кыз», «Алпамыс», «Коблан», «Кыз Жибек». В 40-х гг. XIX в. казахский этнограф Чокан Валиханов писал: «Казахи почитаются в степях первыми поэтами и песенниками». Жырау и бахсы, любовно сохранившие нота наших день произведения устного народного творчества, и в данный момент пользуются здоровущий любовью и популярностью у народа. Жырау — сказители эпоса, героических поэм, исторических песен (толгау) выступают лещадь аккомпанемент смычкового музыкального инструмента — кобыза. Бахсы исполняют лирико-любовные песни, поэмы и дастаны, сопровождая свое игра игрой на двухструнном инструменте — домбре. Без выступления жырау и бахсы не обходится ни один праздничное фланирование и той.

Эпическая норма казахов связана с творчеством двух основных типов носителей музыкальной культуры: жырау и бахсы. Широко известная вещь уравнение эпического сказителя с «театром одного актера». В репертуаре жырау насчитывается больше пятидесяти дастанов, т.е. песни. Каждый отличающийся жырау создавал свою версию страна либо иного известного дастана, и она сохранялась в рамках его школы. Так складывались школы жырау, новелла которых неоднократно насчитывает крошку столетий. Широко известны десятки имен жырау и созданных ими школ. Старейшей считается кломпенсхооле легендарного Джиен-жырау Тагай-улы (иначе — Жиен-жырау; жил в следующий половине XVIII в.), которая, вдоль мнению исследователей, имеет давние связи С школой узбекских сказителей.

слайд 11. Для музыкального сопровождения жырау используют вдоль большей части двуструнный смычковый кобыз. Каждый жырау около исполнении эпических произведений имеет в своем репертуаре ряд устойчивых напевов, которые чередуются с мелодизированной декламацией поэтического и прозаического текстов.
В близкой связи с традицией жырау находится и телеискусство бахсы. Основу их репертуара также составляют различные эпические произведения, и, в первую голову счастливо оставаться — дастаны. Кроме того, бахсы раздольно представляют в своем творчестве и другие популярные народные жанры и формы, в книжка числе лирические песни. Бахсы, в отличие от жырау, используют домбру — струнный инструмент с округлым продолговатым корпусом и коротким грифом.

слайд 12

В 18-19 веках казахи ведут активную борьбу после свою независимость. Это сезон отмеченоразвитием индивидуального творчества поэтов-импровизаторов, и возникновением письменной поэзии. Крупнейший изо них — Жиен-Жырау Тагай улы (18 век). Он считается родоначальником казахской литературы. Он был первым исполнителем эпосов «Алпамыс», «Кырык кыз». Жил и творил внутри «верхних» казахов, т. е. внутри народа, обитавшего в низовьях Сырдарьи. Поэт был очевидцем тех разорений и унижений, которые пережили казахские племена на Сырдарье в результате набегов жестоких ханов. Из-за разрушения оросительных каналов и уничтожения посевов начался голод. Спасаясь от гибели, казахи решают перекочевать в плодородные районы. Переход вдоль пустынной территории стоил жизни многим обездоленным. Все эти дни Жиен не расставался с кобызом, не переставал слагать и исполнять новые песни. «Больше я ничем не мог помощь своему народу», — с горечью вспоминал поэт.

Курбанбай родился в 1876 году и происходит изо казахского рода Кара Мангыт, племени Мангыт. Отец Курбанбая, бедняга крестьянин, обрабатывал мелкий пнище солончаковой земли, хлебород с которого не мог прокормить семью. Это заставило Курбанбая с одиннадцати лет комплекция чабаном у бая, батрачить. В юные лета Курбанбай начинает слагать и петь песни. Песни Курбанбая скоро приобрели популярность, его стали приглашать ровно певца на празднества и пиры. Старшие аксакалы советовали ему учиться музыке и художественному слову у известного в столь сезон сказителя Халмурата (умер плечо к плечу 1902 года), жившего в Нурате Самаркандской области. Нуратинский район был знаменит и узбекскими сказителями; у них были связи и с исполнителями, продолжавшими традиции Жиена-жырау (певца). При первой возможности, в восемнадцать лет, Курбанбай уехал в Нурат к Халмурату; учась у него и, прислуживая ему в трансавангард шести лет, он на новость выучил одиннадцать сказаний. В числе сих сказаний-поэм (дастанов) были «Сорок девушек», «Кыз Жибек», «Илим-хан», «Алпамыс», «Коблан», ногайский манас «Курманбек» и др.

Халмурат, вспоминает Курбанбай, бил палкой тех своих учеников, которые, передавая усвоенные у него дастаны, огульно изменяли их; он требовал, с тем чтоб в дастаны так-сяк не добавлялось. Мастерской игре на кобызе — струнном музыкальном инструменте, на котором сказитель аккомпанирует себя около исполнении дастана, Курбанбай выучился самостоятельно.

Жизнерадостный, полный энергии и любознательности, рассказывал он на встрече с писателями о своей жизни и творческих планах. Курбанбай относится к прошлому, отображенному в исполняемых им эпических поэмах, активно. Эпос- это повествование о прошлом, в котором отражены взгляды народа на события его день и на будущее. Эта риска объясняет особую привлекательность, которую имеет про меня поэма «Сорок девушек». Версия дастана, записанная от Курбанбая, с начала нота конца сложена стихами. По-видимому, в нём пиитический клер перемешался с прозаическим, в некоторой степени ритмизованным повествованием. Это подтверждает и Курбанбай, что, исполняя «Сорок девушек», он, увлекаясь, передаёт всё в стихотворной форме. Это придаёт особую силу и харизма песне.
Слайд 13

Культурные традиции казахского народа уходят в глубину веков. Среди них невозможно важное место занимает всенародный фольклор. Основным жанром казахского фольклора являются жыры (песни). В них воспеваются бхакти к Отечеству, самозащита родины, бхакти и почитание к родителям и близким, мироздание и разрешение в взаимоотношениях меж людьми.

Слайд 14. В народном эпосе герои – искони богатыри: одна противостоит тысяче и побеждает. М Горький называл их «вместилищем всей энергии племени». Особая жанрик борьбы в эпосах про показа личной храбрости батыра — поединок, каковой происходит в конце битвы либо в ровно раз отгадывающий нее момент. В поединке богатыри ровно правило борются, так встречается и метание либо порубка на саблях. Народ наделил своих любимых героев такими качествами, чисто их не убор ни сабля, ни стрела. Вот благодаря тому герои народных песен искони достигают цели. В образах сих героев отразилась вековая предвкушение народа о свободе и счастье. Также про героических дастанов характерно, чисто обычно в отлучка батыра его страна подвергается разорению. Смысл сего поэтического приема в героическом эпосе состоит в том, чисто с одной стороны, он усиливает имедж героя, с другой – создатели эпоса подчеркивают, чисто Родине нужен персональщик — батыр. Для концовок песен также характерна одна общая жанрик – эпилог произведения осуществлением мечты героев. Например, завершая «Кырык кыз», исполнитель говорит не счастливо оставаться только о том, чисто батыры достигли цели: «Храбрая кукла Гуляим, примером про народа являясь, в городе Саркопе купно с Арыстаном на пару счастья добилась».

Художественные средства изображения – крылатые слова, рожденные талантом, умом и фантазией жырау и бахсы, прошли долог путь, и дошли нота наших дней. Композиция, средства изображения и словарное изобильность казахских жыры органично связаны меж собой. Здесь бесспорно дианойя мои народа, его мастерство.

Распространение героических песен осуществлялось устно, от одного поколения сказителей к другому. Дастан –индивидуальное возникновение определенного сказителя. Характерная черточка дастанов в том, чисто они начинаются не посвящением богу и пророкам, ну описанием жизни и истории народа. Родители героев в дастанах — богатые владельцы четырех видов скота («торт тулик»). Появление таков традиции связано с тем, ровно понимали жизнь, о нежели мечтали их создатели.

Слайд 15. В произведении бои и поединки являются кульминационным моментом. Обычно сказители прилагают все свое умение, с тем чтоб показать решимость батыров, драматичность боя, деймос гибели и другие захватывающие моменты. Для эпоса характерны художественные повторы, общие объединение и другие приемы. Война рисуется ровно кровопролитие, элиминация людей. Чтобы усилить впечатление, жырау используют гиперболы, крылатые выражения. Объем дастана зависит от событий, о которых в нем говорится. Одной изо характерных жанровых особенностей является их музыкальность. Народные мелодии раскрывают национальное оригинальность героического эпоса. И слова, и поп-музыка составляют единое целое. Дастан неможно рассматривать ровно жанрик в отрыве от исполнителей. Для исполнения сказителю потребно уметь импровизировать, обладать красноречием, юмором, хорошим голосом, уметь играть на музыкальных инструментах. Когда у казахов не было театрального искусства, одна жырау заменял неразорванный наигранный коллектив. Чтобы пошире и многогранно понять жанровые особенности дастанов, потребно нобилитет условия, в которых они создавались, распространялись и исполнялись. О времени создания дастанов имеются различные предположения ученых. Все они считают началом создания дастанов13-15 века.

Я провела полно большую работу, так многое уж нужно изучить, с тем чтоб найти ответы навсе волнующие меня вопросы и поэтому

Файлы: Казахский эпос.ppt
Размер файла: 6995968 байт.

Рубрики: Искусство Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология