Автор конспекта:
Автор(ы): — Семенова Надежда Александровна

Место работы, должность: —

МАОУ СОШ №6, учитель географии г. Красноуральск

Регион: — Свердловская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ. За последние годы ценностные ориентиры во многих сферах жизни общества изменились в сторону направленности на творческую самореализацию личности. Современная экономика характеризуется ростом темпа смены технологий, растет число творческих профессий, требующих самостоятельного принятия решений в условиях неопределенности. Проведенный анализ новейших подходов к образованию позволил обозначить два основных подхода к формированию самостоятельной творческой личности. Первый путь основывается на приоритете самообразовательной деятельности учащихся. Второй путь предполагает создание таких условий образования, при которых формирование у школьников универсальных методов познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельности происходит непосредственно в рамках учебного процесса. И в первом, и во втором случае необходимо создать условия, предполагающие формирование у учащихся интереса к познанию и открытию мира, готовность к сотрудничеству, способность принимать решения, самостоятельность мышления, гибкость и критичность ума. В настоящее время педагогика имеет в своем арсенале достаточно средств, позволяющих эффективно формировать данные способности. В своем докладе я раскрою некоторые особенности развития познавательного интереса при использовании технологии проектной деятельности на уроках географии.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ. За последние годы ценностные ориентиры во многих сферах жизни общества изменились в сторону направленности на творческую самореализацию личности. Современная экономика характеризуется ростом темпа смены технологий, растет число творческих профессий, требующих самостоятельного принятия решений в условиях неопределенности. Проведенный анализ новейших подходов к образованию позволил обозначить два основных подхода к формированию самостоятельной творческой личности. Первый путь основывается на приоритете самообразовательной деятельности учащихся. Второй путь предполагает создание таких условий образования, при которых формирование у школьников универсальных методов познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельности происходит непосредственно в рамках учебного процесса. И в первом, и во втором случае необходимо создать условия, предполагающие формирование у учащихся интереса к познанию и открытию мира, готовность к сотрудничеству, способность принимать решения, самостоятельность мышления, гибкость и критичность ума. В настоящее время педагогика имеет в своем арсенале достаточно средств, позволяющих эффективно формировать данные способности. В своем докладе я раскрою некоторые особенности развития познавательного интереса при использовании технологии проектной деятельности на уроках географии. Проектная деятельность, используемая сегодня очень широко в образовательном процессе, помогает:  реализовать личностно ориентированный подход в обучении;  развивать творческие способности учащихся;  воспитывать положительные эмоции, толерантность в процессе сотруд-ничества;  учиться работать самостоятельно  объективно оценивать качество своего продукта Овладевая культурой проектирования, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свое действие, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на учащихся, так как не преподаватель, а они определяют, что будет содержать проект и в какой форме он будет представлен. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи. Использование проектного обучения на уроках географии развивает у школьников такие умения, как:  умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;  умение пользоваться различными способами интегрирования информации;  умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;  умение решать проблемы;  умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;  умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;  умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;  способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);  способность брать на себя ответственность;  способность участвовать в совместном принятии решения;  способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;  умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся. Вот уже на протяжении нескольких лет в МОУ СОШ №6 используется проектный метод обучения на уроках. Я тоже уже не первый год широко применяю метод проектов на своих уроках. За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности. В процессе работы учащиеся школы выполняют все виды проектов, но некоторые виды проектов учащимися выбираются редко, например – ролевые. Отчасти это происходит из-за того, что такие проекты затратные по времени, а отчасти из-за того, что такой проект под силу достаточно большой по численности группе (5-7 человек) и организовать совместную работу ребятам сложно, особенно в старших классах, хотя такой серьезный проект как раз ориентирован в большей степени именно на старшеклассников. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов и предлагается им сделать творческий проект — например, написать сказку “Путешествие маленькой капельки” о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью. В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции). Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Файлы: РРТ.docx
Размер файла: 86709 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология