Автор конспекта:
Автор(ы): — Климова Светлана Витальевна

Место работы, должность: —

МОУ Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7.Учитель высшей квалификационной категории

Регион: — Город Москва

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Разработка теоретических и методических основ количественной оценки распределения снежных ресурсов на основных элементах ландшафта: в лесу, в овражно-балочной сети; исследование экологического состояния реки. Изучение гидрологического режима водных экосистем суши.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7.

Эколого-биологический кружок «Мы – часть природы».

Акция «Летопись добрых дел по сохранению природы».

Направление проекта:

«Сохранение водных экосистем»

Тема: «Оценка экологического состояния реки Осередь».

Авторы:

Гацева Юлия

Критинина Наталья

Собкало Алексей

учащиеся 10 класса

МОУ Бутурлиновская СОШ №7

Воронежской области

Руководитель работы:

Климова Светлана Витальевна

учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ №7

Воронежской области

Бутурлиновка

2010 — 2011 уч.год.

Оглавление.

  • Аннотация…………………………………………………………………………………3
  • Цели и задачи проекта……………………………………………………………………4
  • Введение………………………………………………………………………………………5
  • Актуальность проблемы…………………………………………………………………6
  • Практическая работа № 1 «Снежные ресурсы как основной фактор формирования вод ресурсов»…………………………………………………………………………….7
  • Практическая работа № 2«Формирование снегозапасов в лесу»…………………..10
  • Практическая работа № 3 «Особенности пресноводной экосистемы реки Осередь»…………………………………………………………………………………11
  • Практическая работа №4 «Определение скорости течения водоёма»……………………………………………………………………………………………………….13
  • Практическая работа №5 «Определить полноводность реки»………………………………………………………………………………………………………….15
  • Практическая работа № 6 «Определение взаимосвязи скорости течения реки, её полноводности с условиями жизни в ней и с её фауной»………………………………………………………………………………………………..16
  • Практическая работа № 7 «Характеристика разнотравного фитоценоза у реки Осередь»…………………………………………………………………………………18
  • Практическая работа №8«Исследование физико–химических свойств воды в реке»……………………………………………………………………………………..23
  • Практическая работа №9 «Выявление антропогенного влияния на реку»………………………………………………………………………………………….26
  • Общие выводы…………………………………………………………………………..28
  • Рекомендации по улучшению состояния реки…………………….….………………30
  • Приложение. …………………………………………………….…..………………….31
  • Литература……………………………………………………………………………………34
  • Аннотация.

    Основной целью проекта является разработка теоретических и методических основ количественной оценки распределения снежных ресурсов на основных элементах ландшафта: в лесу, в овражно-балочной сети; исследование экологического состояния реки. Изучение гидрологического режима водных экосистем суши. Перед учащимися стояли следующие цели и задачи: разработка метода картирования снегозапасов в районах с развитой овражно-балочной сетью и лесной растительностью; исследование гидрологической роли рельефа местности; выявить наиболее актуальные экологические проблемы, характерные для нашей реки Осередь; на основе простых и доступных современных методик определения качественных и количественных показателей экологического состояния водной среды, получить данные для прогнозирования дальнейших изменений и проектирования решения некоторых экологических проблем.

    Данная работа проводилась в рамках эколого-биологического кружка «Мы – часть природы». В течение трёх лет ребятами проводились различные исследования. Было выполнено 9 практических работ: практическая работа № 1 «Снежные ресурсы как основной фактор формирования вод ресурсов». Пр.р. № 2«Формирование снегозапасов в лесу». Пр.р. № 3 «Особенности пресноводной экосистемы реки Осередь».Пр.р. №4 «Определение скорости течения водоёма». Пр.р.№5 «Определить полноводность реки». Пр.р.№6«Определение взаимосвязи скорости течения реки, её полноводности с условиями жизни в ней и с её фауной». Пр. р. № 7 «Характеристика разнотравного фитоценоза у реки Осередь». Пр.р. №8«Исследование физико–химических свойств воды в реке». Пр. р. №9 «Выявление антропогенного влияния на реку».

    Все цели и задачи стоящие перед учащимися были достигнуты. В каждой работе был проведён анализ полученных результатов, сделаны соответствующие выводы, давались и рекомендации по улучшению экологического состояния реки.

    В течение лета, осени, зимы проводились наблюдения за экологическим состоянием реки Осередь. Обследовались берега реки, состав воды, учитывалась засорённость реки,фиксировались сорные растения, растущие по берегам реки.

    Была оформлена работа объёмом в 34 страницы. Работа включает 7 таблиц, карту- схему исследуемого участка, анализ воды по данным физико – химического исследования, проведённого в лабораторно – испытательном центре филиала ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Бутурлиновском , Новохопёрском, Таловском районах», 8 фотографий.

    Цели и задачи проекта:

    Основной целью проекта является разработка теоретических и методических основ количественной оценки распределения снежных ресурсов на основных элементах ландшафта: в лесу, в овражно-балочной сети; выявить наиболее актуальные экологические проблемы, характерные для нашей реки Осередь.

    В соответствии с основной целью исследования решались следующие задачи:

    1) Разработка метода картирования снегозапасов в районах с развитой овражно-балочной сетью и лесной растительностью;

    2) Исследование гидрологической роли рельефа местности;

    3) Оценка средних многолетних и вероятностных снежных ресурсов с учетом неравномерности залегания на местности;

    4) Оценка гидрологической роли овражно-балочной сети;

    5) Определить состав и качество речной воды, выявить есть ли угроза, которая представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу и здоровье человека;

    6) На основе простых и доступных современных методик определения качественных и количественных показателей экологического состояния водной среды, получить данные для прогнозирования дальнейших изменений и проектирования решения некоторых экологических проблем;

    7) Выявить характер растительности в реке Осередь, определить доминирующие виды, дать краткую морфологическую характеристику доминирующим видам , научиться работать с определителем растений;

    8)определить скорость течения реки, определить взаимосвязь скорости течения реки, её полноводности с условиями жизни в ней и с её фауной. Дать оценку экологического состояния реки;

    9) Информирование населения о представителях флоры растущих по берегам реки;

    10) Формирование у населения основ экологической культуры;

    11)Выявить наиболее актуальные для водной среды обитания проблемы, характерные и для нашей реки Осередь;

    12) Дать понятие о той угрозе, которую представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу;

    13) Продолжать развивать у учащихся интерес к экологическим проблемам и окружающему их природному богатству;

    14)Воспитывать бережное отношение к природе.

    Введение.

    Река Осередь — левый приток Дона. Течет примерно 60–70 километров с северо-востока на юго-запад и впадает в Дон в городе Павловске-на-Дону. Возле нее шел большак, а теперь это — благоустроенная асфальтовая дорога. Левее реки Осередь на юг распространяются степи, а правее вдоль реки шириной 10–12 километров тянется Шипов лес. Когда Петр явился на эти места после первых его азовских битв с турками, он застал здесь, по-видимому, очень редкое население. Жители, конечно, должны были быть. Как-никак плодородная долина, и есть возможность спрятаться под сенью Шипова леса от нашествий кочевников и татар. Наши русские допетровские крепости располагались несколько севернее этих мест. Они шли с запада на восток на уровне железной дороги, идущей от Валуек через Лиски на Тамбов. Петр для работ в Шиповом лесу перевез из Орловской губернии партии крестьян, которые были расселены в верхней части реки Осереди (Гвазда, Клеповка, Пузево, Чернавка).. Вторая волна заселения этих мест произошла уже после Петра — во времена Елизаветы и Екатерины. В верхней части реки Осереди появилась большая слобода Бутурлиновка, ниже Пузева, тоже немаленькая слобода Воронцовка, дальше, ближе к Дону, — села Александровка, Петровка, Елизаветовка.

    В недалёком прошлом местные жители помнят нашу реку полноводной красавицей. В выходные дни многие спешили на местные пляжи, чтобы окунуться в прохладную, дающую живительную силу реку. А таких мест для купания в городе было много, до сих пор люди помнят старые названия этих мест: рабочее, мелкое, глубокое, прохладное, ледокол, козынячье. Помнят, как бегали весной смотреть сначала на ледоход, а затем на разлив реки. Река каждый год заливала близлежащие улицы: Набережную, 1 –е мая, Попкова, Комсомольскую и другие. Вода заливала дома, а жители, не желая покидать свои дома, пережидали паводок на своих чердаках . В настоящее время река стала неузнаваема. Она заволакивается песком и илом, интенсивно зарастает водной растительностью, загрязняется неочищенными стоками. Кто виноват в этом? В конце концов наша река может погибнуть! Что же нужно делать по улучшению экологического состояния Осереди ? Своей работой мы хотели найти ответы на наши вопросы. Ведь нам больно видеть, как погибает наша река.

    Изучение экологического состояния реки Осередь проводится ребятами уже три года. Работа ведётся в рамках кружка «Мы – часть природы».

    Актуальность проблемы.

    Водные ресурсы в рассматриваемых зонах определяются в основном величиной весеннего поверхностного стока малых рек и временных водотоков, часто называемого местным стоком. Уровень хозяйственного освоения здесь водных ресурсов характеризуется в первую очередь, степенью использования вод местного стока и, во вторую очередь, запасами воды в прудах и водохранилищах (статические водные ресурсы). Поэтому детальное изучение закономерностей формирования и распределения снежных ресурсов и местного стока, разработка методов их расчета и оценки для зон недостаточного неустойчивого увлажнения представляют большой научный и практический интерес. Однако фундаментальные исследования снежных ресурсов и ресурсов местного весеннего стока для важнейшего в хозяйственном отношении крупного индустриально-аграрного региона России, каким является Черноземный центр, отсутствуют. Исследования экологии малых рек имеет большое теоретическое и практическое значение. Нет нужды говорить об их распространении и роли в жизни более крупных водных объектов и человека. Однако по сравнению с большими реками, озерами и водохранилищами они остаются наименее исследованными. Но в последнее время интерес к изучению гидробиологии и экологии малых водотоков значительно возрос. Еще К.Ф. Рулье утверждал, что все процессы можно изучать и в ближайшем болотце. И именно малые реки те «болотца», в которых отражаются все самые характерные и ключевые факторы, оказывающие влияние на большинство водных систем. Экологическая обстановка на малых реках области продолжает оставаться напряжённой, о чём свидетельствуют данные химических анализов, материалы обследования водоёмов, обращения граждан в областную комиссию по охране природы. Поэтому мы решили продолжить начатую работу по экологической экспертизе состояния реки Осередь.

    Практическая работа №1.

    «Снежные ресурсы как основной фактор формирования водных ресурсов».

    В лесостепной и степной зонах снегозапасы представляют собой главный фактор формирования речного стока. Снежный покров увлажняет почвогрунты и пополняет запасы подземных вод. Эта функция снежного покрова имеет большое значение для развития растительности и подземного питания рек. Воздействуя соответствующим образом на снежный покров, можно добиться улучшения водного и теплового режимов почвы, изменения сроков начала и конца вегетации растений, регулирования сроков начала весенних сельскохозяйственных работ и уменьшения эрозионной способности поверхностных вод. Сток снегового половодья временных водотоков, не имеющих подземного питания, является единственным источником заполнения прудов и малых водохранилищ водой.

    Цель работы:

    определить снегозапасы овражно-балочной зона вдоль реки Осередь;

    выявить основные физические причины, которые обусловливают разницу в снегозапасах на склонах различных экспозиций.

    Ход работы:

    1. Климатические характеристики снежного покрова:

    Дата образования:первый снег, который лёг на землю и не таял выпал 7 декабря

    Дата разрушения: 15 декабря.

    Толщина залегания снега: вдоль реки составляла около 10 см

    Продолжительность таяния: 1 неделя.

    В последнее время наши зимы стали малоснежными, температура воздуха часто выше 0. Снежный покров достаточно быстро тает. К счастью, очередное похолодание, принесло снег

    Дата образования: 17 декабря

    Толщина залегания снега: вдоль реки составляла 15 см

    Продолжительность таяния: на 11 января 2010 года толщина залегания снега составляла около 10 см, снег уплотняется, сверху покрывается ледяной коркой.

    2. Снегозапасы на склонах различных экспозиций.

    Основными физическими причинами, которые обусловливают разницу в снегозапасах на склонах различных экспозиций, являются ветровой перенос снега и зимние оттепели.

    Считается, что на западных и юго-западных склонах, обращённых к влагоносным ветрам, осадков выпадает больше, чем на восточных склонах находящихся в «ветровой тени». На западных склонах, при прочих равных условиях, снегозапасы меньше, чем на восточных.

    Дифференциация снегозапасов в зависимости от экспозиции склонов необходима для решения ряда практических задач, например, для планирования работ по снегозадержанию на снегосдуваемых склонах, вычисления динамики схода снежного покрова с различных типов местности, расчетов поступления талых вод на поверхность водосбора и других целей.

    На западном берегу реки снегозапасы на 11 января составляют 10 см, а на восточном 12 см.

    3.Снегозапасы в овражно-балочной сети

    В условиях сильно расчлененной местности лесостепной и степной зон ежегодно в гидрографической сети скапливается большое количество снега. Особенно велика роль снега, накопленного в овражно-балочной сети в малоснежные зимы, когда за его счет практически полностью формируется весеннее половодье.

    На западном берегу реки расположены достаточно высокие холмы, количество оврагов вдоль реки значительно.

    Толщина залегания снега: в различных оврагах составляет 30, 34, 46, 65 см.

    Вследствие множества факторов, воздействующих на снегонакопление в пониженных формах рельефа, расположенные на ограниченной территории с однообразными физико-географическими и климатическими условиями овраги и балки могут накапливать разное количество снега. Так, на величину сноса снега в пониженные формы рельефа, помимо ширины овражно-балочной сети и климатических условий, большое влияние оказывают крутизна прилегающих склонов и их форма, облесенность и ориентация оврагов и балок по отношению к направлению господствующих ветров зимой.

    Вывод: Из года в год мы видим, что наша река мелеет, она медленно умирает. Проведя данные исследования, становится понятным, что снегозапасы вдоль реки незначительны, причём из-за тёплой зимы, снег постепенно тает. Весной 2009 года половодье на реке Осередь так и не наступило. Для того, чтобы задержать снег нужно принимать срочные меры: ставить изгороди, валы искусственного снегозадержания. Посадка лесных полос вдоль реки.

    Практическая работа №2.

    «Формирование снегозапасов в лесу».

    Для анализа условий формирования, расчетов и прогнозов весеннего стока большое значение имеет правильная оценка роли леса в накоплении твердых атмосферных осадков (снега, инея, изморози). В лесостепной и степной зонах залесенность водосборов малых рек и временных водотоков может быть высокой и значительно отличаться от средних зональных значений.

    Цель работы: выявить роль лесав накоплении твердых атмосферных осадков (снега, инея, изморози).

    Ход работы:

    Основные факторы, которые обусловливают разницу в снегозапасах в поле и в лесу, следующие: большее количество выпадающих осадков над лесом, связанное с изменением шероховатости подстилающей поверхности при натекании воздушных масс на лесной массив; различная интенсивность снеготаяния в поле и в лесу во время зимних оттепелей; ветровой перенос снега с поля в лес; разница в испарении с поверхности снега в поле и в лесу; благоприятные условия для конденсации водяных паров в лесу. Перечисленные факторы способствуют увеличению снегозапасов в лесу.

    Среди факторов, оказывающих отрицательное влияние на снегонакопление в лесу, назовем лишь один — задерживание снега кронами деревьев с последующим его испарением.

    Толщина залегания снега: в различных местах составляет 20,26, 32 см.

    Из этих данных мы видим, что снега в лесу больше, он практически не тает. Плотность в лесу достаточно высокая, что способствует меньшему выдуванию снега.

    Вывод:Из приведенных данных следует, что независимо от циклонического или антициклонического типа атмосферной циркуляции снегозапасы на полевых водосборах всегда меньше, чем на частично залесенных.

    Практическая работа №3.

    «Особенности пресноводной экосистемы реки Осередь».

    Цель работы:

    Выявить характер растительности реки Осередь, определить доминирующие виды, дать краткую морфологическую характеристику доминирующим видам , научиться работать с определителем растений.

    Ход работы:

    Река Осередь – особый мир. Если для наземных организмов основная проблема – добыча пищи и воды, то в водоёмах главным дефицитом становится кислород, растворенный в воде. Общая схема строения водной экосистемы такая же, как и других экосистем. Продуценты. Среди продуцентов различают 2 большие группы растений- макро фиты и микро фиты (микрос — маленький.) Макрофиты — растения, которые видны невооруженным глазом. Большинство из них — цветковые растения, а не водоросли. Макрофиты входят в несколько экологических групп:

    1. Плавающие растения, не имеющие корней, удерживающих на одном месте. На поверхности воды р. Осередь был найден многокоренник. Многокоренник — семейство рясковые. Распространен по всему земному шару, на территории страны встречается повсеместно. Плавающие на поверхности воды растения, состоит из отдельных овальных светло- зеленых пластин размером до 5мм с четырьмя корешками.

    2. Прикрепленные полуводные растения, обитающие в прибрежных мелководьях – ряска. Ряска малая — это многолетнее растение, единственное в своем роде и парадоксальное. Оно встречается в тихих заводях, болотцах, озерах, создавая сплошной зеленый ковер. Ряска состоит из листеца не больше 3 — 4 мм, к которому прикреплен один висящий вниз корешок. Листец похож на пластинку листа, но в действительности -это уплощенный стебель. Зимой ряска никогда не вмерзает в лед, а плавает под ним, в свободной воде. Как только лед растает, она всплывает на поверхность. Размножается ряска очень активно, выделяя из материнских растений дочерние. Несколько недель было бы достаточно для ряски, чтобы покрыть сплошным слоем весь земной шар, если бы он представлял сплошь поверхность, пригодную для жизни ряски.

    3. Прикрепленные водные растения, прибрежных озер и рек – кубышка жёлтая, плавающая на поверхности воды (редкое, охраняемое растение). Это многолетнее растение из семейства кувшинковых с горизонтальным корневищем и многочисленными шнуровидными корнями. Встречается это растение на мелководье, в заливах и протоках рек с медленным течением, в озёрах, и прудах с подводным стеблем до 2-3 метров длинной, диаметром до 10 см. Цвет корневища желтоватый или желтовато-зелёный, это зависит от того попадает ли солнечный свет на верхнюю часть корневища через воду, на срезе корневище белое. Листья кубышки кожистые, округлые лежащие на поверхности воды часто сплошным ковром. Около листьев торчат из воды на толстых цветоносах цветки, снизу лепестки цветков зелёные, сверху тёмно-жёлтые с многочисленными желтыми лепестками обратнояйцевидной формы. Цветки с приятным запахом тычинки многочисленные, рыльце плоское. Плоды кубышки многосемянные коробочки зелёного цвета.

    Микрофиты свободно плавают в воде, перемещаясь в вечернее время суток ближе к поверхности, где больше света, и равномерно рассредоточиваясь по всей толще воды в дневные часы. Иногда эти растения обрастают подводные предметы, в том числе макрофитов. Микрофиты представлены зелеными и диатомовыми водорослями и цианобакетриями.

    Консументы и редуценты. Планктон — свободно плавающие (парящие) организмы. Бентос — природный организм. В состав планктона вместе с продуцентами-водорослями входит множество микроскопических животных, питающихся этими водорослями. Животные планктона более подвижны, чем водоросли, и активнее перемещаются из одной части водоема в другую. Основные офитофаги в планктоне-фильтраторы. Они пропускают пищу (водорослей-бактерий). Большинство этих фильтратов — ракообразные (например, дафния и др. ветвистоусные). Также поедают водоросли инфузории, одноклеточные жгутиконосцы, крохотные черви, а также бактерии. Большинство планктонных зоофагов, поедающих животных — офитофагов (например, циклопы), также относятся к ракообразным. Представители планктона служат пищей рыбам. Рыбы входят в группу животных, населяющих толщу воды. Интересного много даже сейчас, несмотря на обмеление реки. Местами река образует обширные плесы и ямы, глубина которых доходит до десяти-двенадцати метров. Здесь-то и водятся сазаны, карпы да лещи с добрую лопату. Встречаются очень крупные язи, голавли, сомы, щуки, окуни, судаки. Поохотиться есть на кого. И удильщикам, и спиннингистам и нахлыстовикам найдется работа. В составе планктона есть и бактерии-редуценты. В состав бентоса входят животные, живущие на дне (сапротрофы-редуценты). Земноводные животные: тритоны, лягушки. Пресмыкающиеся: водяной уж.

    Практическая работа №4

    Определение скорости течения водоёма.

    Цель работы:

    определить скорость течения реки, определить взаимосвязь скорости течения реки, её полноводности с условиями жизни в ней и с её фауной. Дать оценку экологического состояния реки.

    Ход работы:

    1.Определение скорости течения водоёма.

    Методика:

    а) находясь над центральной частью реки (на мосту), измерить с помощью шнура расстояние до поверхности воды (АВ).

    б) кинуть в воду привязанный к длинному шнуру лёгкий плавающий предмет ( мячик в сетке).

    в) включить секундомер в момент касания мячиком воды. Остановить секундомер

    в момент, когда шнур натянется. Измерить шнур (АС)

    г) расстояние (ВС), которое проплыл мяч, рассчитывается по теореме Пифагора

    ВС = √АС2- АВ2

    д) вычисляется скорость течения реки по формуле:

    v=S/t

    где S (ВС) – путь, t – время, за которое натянулся шнур, v – скорость течения реки(м/с)

    2.Выполнение работы:

    Участок №1:

    АС=8м; АВ=4м

    ВС=√ 82-42=6,9

    S= 6,9 м; t= 3сек; v= 6,9/3=2,3 м/с

    Участок №2

    АС=6м; АВ=4м

    ВС=√ 62-42=4,5м/с

    S =4,5м t =3 сек v= 4,5/3=1,5м/с

    Участок №3

    v=0, 7 м/с

    Расположение участков указано на карте местности (смотри приложение)

    Практическая работа №5

    «Определить полноводность реки».

    Цель работы:

    Определить полноводность реки.

    Ход работы:

    1. Определение полноводности реки.

    Методика:

    а) измерить с помощью грузила на шнуре (m).

    б) измерить ширину реки(n)

    в) рассчитать значение полноводности реки по формуле:

    Р= mnva,

    где Р – полноводность реки,

    m –глубина реки,

    n – ширина реки.

    V – скорость течения реки,

    а – коэффициент, значение которого равно 0,85.

    1.Выполнение работы:

    Участок №1

    m = 0, 6 м n= 4м v=2,3м/с

    Р= 0,6 4 2,3 0,85=4,7 м/с

    Участок №2

    m= 1,5м n= 2,5м v=1,5 м/с

    Р= 1,5 2,5 1,5 0,85=4,8 м/с

    Участок №3

    m= 1,2м n= 3м v=0,7м/с

    Р= 1,2 3 0,7 0,85=2,1 м/с

    Практическая работа № 6

    «Определение взаимосвязи скорости течения реки, её полноводности с условиями жизни в ней и с её фауной».

    Скорость течения реки – важный экологический показатель, существенно влияющий на другие абиотические показатели водоёма, такие как содержание растворённого кислорода и углекислого газа, а также температуры воды.

    Полноводность реки – важный фактор, от которого зависит, в какой мере на данную реку оказывают воздействие загрязняющие вещества. В общем случае чем больше полноводность, тем больше разбавление загрязняющих веществ, а значит меньше их отрицательное воздействие на флору и фауну водоёма.

    Содержание растворённого кислорода – абиотический фактор среды, говорящий о возможности существования в нём живых организмов. Большая часть кислорода поступает в водоёмы из атмосферы. Поставщиками являются также водоросли и водные высшие растения, выделяющие его в процессе фотосинтеза. Но этого кислорода недостаточно для полноценного существования водоёма, к тому же часть этого кислорода будет потреблена этими же растениями в процессе дыхания. Основным физическим фактором, влияющим на концентрацию растворённого кислорода, является температура: при низких температурах он растворяется лучше, чем при высоких. Таким образом, количество растворённого кислорода меняется на протяжении суток в течение всего времени года.

    Температура воды в большей степени зависит от скорости течения реки и её полноводности. Чем больше скорость течения реки и её полноводность, тем обычно ниже температура её воды, тем больше в ней растворённого кислорода. А значит, создаются благоприятные условия для существования живых организмов.

    Из сказанного понятно, что определение скорости течения реки и её полноводности является важным звеном в оценке экологического состояния поверхностных вод…

    После проведения соответствующих измерений полученные данные были обобщены, и сделаны следующие выводы:

    Измерения проводились в трёх местах, и были получены совершенно разные параметры глубины, ширины, скорости течения и полноводности реки Осередь ( в среднем её течении). Это можно объяснить особенностями русла реки в результате антропогенного воздействия на неё. В некоторых местах поставлены мосты для проезда транспорта. Мосты стоят на бетонных основах, а такие препятствия уменьшают скорость течения реки. В районе моста в реке брошены бетонные плиты – это тоже уменьшает скорость течения реки.

    Средняя скорость течения реки Осередь в районе участка№1 составляет 2,3 м/с , а полноводность – 4,7 м/с . Учитывая эти показатели, можно воссоздать кислородные условия в реке и прогнозировать их в течение года.

    В весеннее время, пока температура воды в реке достаточно низкая, кислородные условия в ней относительно хорошие. В летнее время уровень воды в реке понижается, и она значительно прогревается. Это создает благоприятные условия для размножения многочисленного планктона и растений типа ряски, многокоренника, прочей прибрежной растительности и водорослей.

    Эти растения в некоторых местах почти полностью поверхность водяного зеркала, что нарушает газообмен между толщей воды и атмосферой. Выделенный в процессе фотосинтеза кислород поглощается их многочисленными корнями и планктоном, поэтому уровень растворённого кислорода остается всё равно невелика

    На основании оценки экологической ситуации, можно сделать выводы:

    1. Река Осередь в районе г. Бутурлиновка имеет на большом протяжении года неблагоприятные кислородные условия. Весной, при низкой температуре воды, они несколько улучшаются, что создает почти нормальные кислородные условия для нереста рыб и роста мальков.

    2. В летнее время кислородные условия в реке резко ухудшаются из-за снижения скорости течения реки и уменьшения её полноводности, зарастания реки водной растительностью и увеличения численности планктона .

    3. В летнее время иногда возникает замор рыбы, так как дохлая рыба не раз обнаруживалась в это время по берегам реки.

    4. В случае попадания в реку большого количества ядовитых веществ легко может произойти «сбой» её экосистемы, так как полноводность реки невелика.

    5. Река Осередь в нашем городе испытывает сильное антропогенное воздействие. По берегам реки расположены и масло-завод , и спирт – завод. Неоднократно были выбросы и термальных вод, и сточных вод, в этот момент наблюдался замор рыб. В результате выброса сильно размножается планктон и микроорганизмы, что приводит к снижению уровня кислорода.

    6. Мытьё машин у реки создаёт угрозу загрязнения реки нефтепродуктами

    7. Исходя из кислородных условий в реке( по косвенным признакам) её воды населяют преимущественно следующие рыбы: карась, плотва, ерш и ряд других сорных рыб, потребность в кислороде составляет менее 4 мл на 1 л воды. Наверняка есть трубочник, мотыль, разные виды прудовиков, но отсутствуют перловицы и медицинские пиявки.

    Практическая работа № 7

    «Характеристика разнотравного фитоценоза у реки Осередь».

    Цель работы:

    Выявить характер растительности по берегам реки Осередь, определить доминирующие виды, дать краткую морфологическую характеристику доминирующим видам трав, научиться работать с определителем растений

    Ход работы:

    1.Исследование левого берега реки

    На левом берегу реки Осередь, были обнаружены сплошные заросли амброзии трёхраздельной, достигающие огромных размеров. А ведь амброзия трёхраздельная является карантинным сорняком, причиняющий не только сельскому хозяйству огромный вред, но и здоровью людей. Амброзия сильно иссушает и обедняет питательными веществами почву, значительно снижая урожай. Пыльца амброзии вызывает широко распространённое аллергическое заболевание – сенную лихорадку – поллиноз.

    Отметим, что если сейчас сорняк заканчивается на левом берегу реки Осередь, то в последующие годы плоды амброзии со стоком вод реки могут не только переселиться на правый берег реки Осередь, что поведёт за собой в дальнейшем продвижение сорняка на северо – запад ( северо – восток исключается, так как там расположен Шипов лес), но плоды также могут перенестись по течению реки в Павловский район.

    Данные об обнаружении амброзии трёхраздельной будут переданы в Бутурлиновскую районную станцию защиты растений, где будут использованы в дальнейшей работе станции.

    Характеристика разнотравно – амброзиевого фитоценоза у реки Осередь

    Название растения

    Обилие

    Фаза

    Ярус

    Амброзия трёхраздельная

    5

    Вег.

    1

    Полынь горькая

    1

    Вег.

    2

    Лопух паутинистый

    1

    Вег.

    2

    Таблица №1. Описание проводилось 17 июля 2008 г.

    Местное население знает о существовании нового для города сорняка, но относится к нему спокойно, не видя в нём опасности и не представляя какой вред он может принести здоровью. Вследствие своей непросвещённости они используют сорняк для корма скота, чем способствуют ещё большему распространению вида. В месте произрастания амброзии производят выпас крупного (коровы) и мелкого рогатого скота (овцы, козы).Амброзия выкашивается с другими растениями впрок на корм скоту

    1.Исследование правого берега реки Осередь.

    На правом берегу реки карантинный сорняк обнаружен не был, но в изобилии произрастали другие растения.

    Характеристика разнотравного фитоценоза

    Название растения

    Фаза

    Ярус

    Лопух паутинистый

    Вег.

    1

    Крапива двудольная

    Вег.

    2

    Полынь горькая

    Вег.

    3

    Горец птичий

    Вег.

    3

    Подорожник большой

    Вег.

    3

    Осока метельчатая

    Вег.

    1

    Таблица № 2 Описание проводилось 20 июля 2008 г.

    Доминирующими видами правого берега являются: осока метельчатая и лопух паутинистый. Название данных трав было выявлено по определителю растений.

    Морфо – биологический анализ осоки метельчатой.

    Осока метельчатая является многолетним растением высотой до 1 м. Корень образует плотные дерновины и кочки. Листья очень длинные, более 5 мм в ширину, глубокоскладчатые. Стебель с острыми гранями, мощный. Цветки раздельнополые. Пестичные и тычиночные цветки вместе в колосках, собранных в рыхлую метёлку с отстоящим веточками. Цветёт в мае – июне.

    Морфо – биологический анализ лопуха паутинистого.

    Лопух паутинистый – двулетнее растение, 60 – 120 см в высоту. Корзинки мелкие,
    густопаутинистые, собраны в щитковидные метёлки . Листочки обёртки с красноватыми прямыми кончиками. Цветки трубчатые пурпурные. Цветёт в июне – июле. Лекарственное растение

    Вывод:

  • Разъяснять местному населению о вреде карантинного сорняка – амброзии трёхраздельной.
  • Агитировать местное население производить борьбу с данным сорняком методами или скашивания до периода цветения, или использования современных препаратов для борьбы с сорняками.
  • Не допускать попадания данного сорняка в корм домашним животным.
  • Выпас крупного рогатого скота производить только на правом берегу , с целью не распространения амброзии трёхраздельной
  • На правом берегу реки организовать сбор таких лекарственных растений как: лопух паутинистый, крапива двудомная, подорожник большой.
  • Практическая работа №8

    «Исследование физико–химических свойств воды вреке Осередь».

    Цель работы:исследовать физико-химические свойства воды: реки Осередь в трёх различных местах сравнить их (физико-химические свойства). Определить состав и качество речной воды, выявить есть ли угроза, которая представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу и здоровье человека.

    Ход работы:

    1. Анализ воды по данным физико – химического исследования, проведённого в лабораторно – испытательном центре филиала ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Бутурлиновском , Новохопёрском, Таловском районах»

    1

    Запах

    Застойный -3 балла

    2

    Цвет

    серый

    3

    Осадок

    Небольшая взвесь

    4

    Цветность

    30,1

    5

    Рн

    7,2

    6

    Железо

    0,076

    7

    Нитраты

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология