Автор конспекта:
Автор(ы): — Байдакова Наталья Витальевна
Место работы, должность: —
Учитель начальных классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 119" г. Перми
Регион: — Пермский край
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Природоведение
Предмет(ы): — Русский язык
Предмет(ы): — Технология
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Тип ресурса: — проект
Краткое описание ресурса: — Трудно переоценить значение знаний о природе при обучении в начальной школе. К. Д. Ушинский писал: "Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей". Ну, как сделать так, чтобы изучение природы стало еще и очень увлекательным занятием для каждого ребенка? Создать условия для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей нам поможет проектная деятельность. Поэтому был разработан проект, который может быть реализован при изучении тем о природе на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Проект предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка, предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Он позволяет повысить информационную грамотность, поскольку предполагает работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями, Интернет-ресурсами.
Название проекта: «Природа в жизни человека.Растения и животные»
Тип проекта:информационно-исследовательский, межпредметный
Учебные предметы: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, технология
Участники проекта: учащиеся 2 «А» класса (8-9 лет)
Руководитель проекта: Н.В.Байдакова, учитель начальных классов
Продолжительность работы:2 месяца
Необходимое оборудование:ПК с выходом в Интернет, справочная литература по теме, энциклопедии о животных и растениях
Выполняя проекты, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею. Работа над проектом способствует развитию познавательных интересов и способностей учащихся. Постепенно у младших школьников формируется умение наблюдать, анализировать, делать обоснованные выводы и обобщения. Данная работа позволит уточнить, систематизировать, расширить и обобщить знания о растениях и животных, их значении в жизни человека, полученные детьми до школы и в 1 классе. В ходе проекта у учащихся формируется навык бережного отношения к природе.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Человек — часть природы или её хозяин?
Проблемные вопросы:
Важны ли растения и животные в нашей жизни?
Может быть, без них было бы лучше?
Какова роль растений и животных в природе и в жизни человека?
Что произойдет, если не беречь природу?
Как мы можем спасти природу?
Учебные вопросы:
Что такое природа?
Разнообразие растений
Лекарственные растения
Растения вокруг нас (в нашем классе, на даче, в парке, в лесу, на лугу, в поле, во дворе, дома и др.)
Редкие и исчезающие растения
Разнообразие животных
Жизнь животных
Домашние животные
Редкие и исчезающие животные
Могут ли растения жить без животных?
Могут ли животные жить без растений?
Какова роль растений, животных в жизни природы?
Для чего нам нужно беречь природу?
Как вы понимаете высказывание: «Человек – часть природы!"
Значение природы в жизни человека
Цель проекта:
Определить, какую роль играют растения и животные в жизни человека и какую роль играет человек в жизни растений и животных.
Задачи проекта:
Образовательные:поддерживать естественный интерес ребенка к природе; расширить и углубить знания и представления учащихся о растениях и животных; познакомить с разнообразием растений и животных на Земле; выяснить, какую пользу приносят растения и животные человеку и какой вред человек наносит «зелёному другу» и «братьям нашим меньшим»; определить значение растений и животных; сформировать представление об экологически грамотном поведении человека в природе.
Развивающие:развивать у детей познавательный интерес ко всему живому; развивать любознательность, наблюдательность, фантазию; получать новые знания из различных источников, прививать навыки самостоятельной работы с книгой, справочной литературой, применять информационные технологии; формировать умения реализовывать интересы; развивать навыки исследовательской работы.
Воспитательные: воспитывать эмоциональное отношение к растениям и животным, общение с ними на равных; воспитывать любовь к природе, желание оберегать и охранять природу, её обитателей.
План проведения проекта
Iэтап — мотивационный
Цель: заинтересовать проблемой.
Перед началом работы над проектом на уроках окружающего мира мы говорили о растениях и животных. Дискуссия — поиск ответов на поставленные вопросы:
Давайте представим, что растения и животные вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле нашей школы? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему растения и животные могут исчезнуть?
- Выявить наличие знаний и представлений у детей о растениях и животных; презентация проекта.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование и изготовление поделок из различных материалов, игра, беседа, сочинение стихотворений, рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
IIэтап — подготовительный (планирующий):
- Изучить отношение родителей к поставленной проблеме, информирование родителей об участии детей в проекте.
Методы исследования: наблюдение, индивидуальные, групповые и фронтальные беседы с родителями;
-Формулирование темы проекта, его цели и задач;
-Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов;
-Формирование групп и выбор темы исследования;
-Согласование критериев оценивания.
Разделились на группы:
Ботаники
Зоологи
IIIэтап – основной (информационно-операционный):
-Совместное планирование проекта: цель, процесс продвижения, график работы, деятельность каждого ученика группы;
- Инструктирование каждой группы;
- Поиск необходимой информации (работа с литературой, Интернет-ресурсами и другими источниками);
- Экскурсии, посещение выставок;
-Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах);
- Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся;
- Беседа с родителями об их наблюдениях за работой детей во внеурочное время;
- Подготовка отчета и оформление результатов работы;
- Самооценка
По каким вопросам осуществляется консультирование учащихся
Подготовительный этап:
- Как распределить роли в группе?
- Каковы правила работы в группе?
- Каковы информационные источники для добычи нужного материала по теме?
- Как представить имеющийся материал?
- Как оценить себя и других участников проекта?
В процессе работы над проектом:
- Как грамотно и правильно оформить презентацию, природоведческие азбуки и другие работы?
- Каковы критерии оценивания презентаций, природоведческих азбук и других работ?
По каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся
- Помощь в сборе и обработке информации для детей;
- помощь при составлении презентаций, природоведческих азбук, поделок, гербариев и других работ;
- помощь при выступлении детей;
- отслеживание процесса работы над проектом детей вне школы;
- наблюдение за тем, как продвигается личностное развитие ребенка в ходе работы над проектом;
- помощь в организации уроков в ходе проекта за пределами школы
Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения
- Как правильно организовать самостоятельную работу ребенка?
- Как помочь ребенку при работе над проектом?
- Как организовать работу над проектом так, чтобы у ребенка осуществлялось как предметное, так и личностное развитие?
Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе
- Беседа о пользе и значимости участия ребенка в проекте;
- беседа о роли родителей в личностном развитии ребенка, в том числе в ходе работы над проектом
У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации
Учитель информатики, психолог.
Зоологи, агрономы, цветоводы и т.д.
Люди, занимающиеся разведением домашних животных, растений на даче, комнатных растений.
IVэтап – заключительный (рефлексивно-оценочный):
Выставка работ на школьных стендах по темам: «Красная книга Пермского края», «Сад на окошке», «Природоведческая азбука», «Мои домашние питомцы», «Литературная страничка», «Такие знакомые незнакомцы», «Интересное рядом», «Растения и животные в рисунках и поделках».
Защита проекта на уроке. Отзывы приглашённых. Награждение дипломами.
Обобщение результатов работы (продуктов проектной деятельности), их анализ, формулировка выводов. Рефлексия.
В помощь учащимся:
Свой проект вы можете оформить в виде:
- презентаций
-рисунков
-фотографий с аннотациями
-сочинений, рассказов, сказок, загадок о растениях и животных
-стихотворений
-докладов, сообщений, рефератов, настольных книг, альбомов
-природоведческих азбук
-гербариев
-комбинированные работы
Организационно – практические задачи учителя:
1. Подборка методической литературы.
2.Составление перспективного плана.
3.Познакомить родителей и детей с перспективным планом работы.
Итог работы:
Выводы: 1) учащимися была принята цель проекта, осознана ими, актуальна и интересна для их возраста; 2) проект включал в себя исследовательский, проблемно-поисковый и творческий методы; 3) обучающиеся самостоятельно и совместно с родителями работали с дополнительными источниками; 4) результатами проекта являются составление презентаций, выполнение рисунков, поделок, изготовление природоведческих азбук, написание сочинений, сообщений о растениях и животных, создание альбомов, гербариев и др.; 5) создание папки «По страницам Красной книги Пермского края». Папка постоянно пополняется учащимися начальной школы новыми страницами. Находится в школьной библиотеке, пользуются учащиеся младших и средних классов, учителя; 6) Среди второклассников учащимися была проведена конференция «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь!» Ребята рассказали о растениях и животных, показывали презентации, мини-спектакль по произведениям Н.Сладкова (рук-ль «Театра миниатюр» Т.В.Волегова), разгадывали кроссворды о растениях и животных, отвечали на вопросы викторины. Ребята из других классов пополнили копилки по темам «Мой домашний питомец», «Удивительные растения в доме», «Сад на окошке», «Домашняя зеленая аптека», «По страницам Красной книги Пермского края», «Рисунки и поделки о растениях и животных». Ребята 2 «Б», «В», «Г» классов приняли активное участие. Все получили дипломы и сертификаты.
Продукты проектной деятельности:
Творческие работы группы ботаников
Творческие работы группы зоологов
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволит добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
В заключение были оформлены выставки работ, которые показали, что цель нашего проекта была достигнута. Ребята стали ближе к природе, так как они понимали её уже на эмоциональном уровне.
Полезные ресурсы:
Детская энциклопедия. Растения и животные
Материал из Википедии. Растения
Материал из Википедии. Домашние животные
Материал из Википедии. Животные
Энциклопедия флоры и фауны
Проекты с аналогичной тематикой
Стандарты образования «Начальное образование»
Уроки Кирилла и Мефодия: начальная школа
Примерные программы начального общего образования
Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли"
Файлы: Результаты проекта группы Зоологи.pptx
Размер файла: 9715220 байт.