Автор конспекта:
Автор(ы): — Байдакова Наталья Витальевна

Место работы, должность: —

Учитель начальных классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 119" г. Перми

Регион: — Пермский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Природоведение
Предмет(ы): — Русский язык
Предмет(ы): — Технология

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: — Трудно переоценить значение знаний о природе при обучении в начальной школе. К. Д. Ушинский писал: "Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей". Ну, как сделать так, чтобы изучение природы стало еще и очень увлекательным занятием для каждого ребенка? Создать условия для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей нам поможет проектная деятельность. Поэтому был разработан проект, который может быть реализован при изучении тем о природе на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Проект предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка, предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Он позволяет повысить информационную грамотность, поскольку предполагает работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями, Интернет-ресурсами.

Название проекта: «Природа в жизни человека.Растения и животные»

Тип проекта:информационно-исследовательский, межпредметный

Учебные предметы: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, технология

Участники проекта: учащиеся 2 «А» класса (8-9 лет)

Руководитель проекта: Н.В.Байдакова, учитель начальных классов

Продолжительность работы:2 месяца

Необходимое оборудование:ПК с выходом в Интернет, справочная литература по теме, энциклопедии о животных и растениях

Выполняя проекты, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею. Работа над проектом способствует развитию познавательных интересов и способностей учащихся. Постепенно у младших школьников формируется умение наблюдать, анализировать, делать обоснованные выводы и обобщения. Данная работа позволит уточнить, систематизировать, расширить и обобщить знания о растениях и животных, их значении в жизни человека, полученные детьми до школы и в 1 классе. В ходе проекта у учащихся формируется навык бережного отношения к природе.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Человек — часть природы или её хозяин?

Проблемные вопросы:

Важны ли растения и животные в нашей жизни?

Может быть, без них было бы лучше?

Какова роль растений и животных в природе и в жизни человека?

Что произойдет, если не беречь природу?

Как мы можем спасти природу?

Учебные вопросы:

Что такое природа?

Разнообразие растений

Лекарственные растения

Растения вокруг нас (в нашем классе, на даче, в парке, в лесу, на лугу, в поле, во дворе, дома и др.)

Редкие и исчезающие растения

Разнообразие животных

Жизнь животных

Домашние животные

Редкие и исчезающие животные

Могут ли растения жить без животных?

Могут ли животные жить без растений?

Какова роль растений, животных в жизни природы?

Для чего нам нужно беречь природу?

Как вы понимаете высказывание: «Человек – часть природы!"

Значение природы в жизни человека

Цель проекта:

Определить, какую роль играют растения и животные в жизни человека и какую роль играет человек в жизни растений и животных.

Задачи проекта:

Образовательные:поддерживать естественный интерес ребенка к природе; расширить и углубить знания и представления учащихся о растениях и животных; познакомить с разнообразием растений и животных на Земле; выяснить, какую пользу приносят растения и животные человеку и какой вред человек наносит «зелёному другу» и «братьям нашим меньшим»; определить значение растений и животных; сформировать представление об экологически грамотном поведении человека в природе.

Развивающие:развивать у детей познавательный интерес ко всему живому; развивать любознательность, наблюдательность, фантазию; получать новые знания из различных источников, прививать навыки самостоятельной работы с книгой, справочной литературой, применять информационные технологии; формировать умения реализовывать интересы; развивать навыки исследовательской работы.

Воспитательные: воспитывать эмоциональное отношение к растениям и животным, общение с ними на равных; воспитывать любовь к природе, желание оберегать и охранять природу, её обитателей.

План проведения проекта

Iэтап — мотивационный

Цель: заинтересовать проблемой.

Перед началом работы над проектом на уроках окружающего мира мы говорили о растениях и животных. Дискуссия — поиск ответов на поставленные вопросы:

Давайте представим, что растения и животные вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле нашей школы? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему растения и животные могут исчезнуть?

- Выявить наличие знаний и представлений у детей о растениях и животных; презентация проекта.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование и изготовление поделок из различных материалов, игра, беседа, сочинение стихотворений, рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.

IIэтап — подготовительный (планирующий):

- Изучить отношение родителей к поставленной проблеме, информирование родителей об участии детей в проекте.

Методы исследования: наблюдение, индивидуальные, групповые и фронтальные беседы с родителями;

-Формулирование темы проекта, его цели и задач;

-Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов;

-Формирование групп и выбор темы исследования;

-Согласование критериев оценивания.

Разделились на группы:

Ботаники

Зоологи

IIIэтап – основной (информационно-операционный):

-Совместное планирование проекта: цель, процесс продвижения, график работы, деятельность каждого ученика группы;

- Инструктирование каждой группы;

- Поиск необходимой информации (работа с литературой, Интернет-ресурсами и другими источниками);

- Экскурсии, посещение выставок;

-Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах);

- Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся;

- Беседа с родителями об их наблюдениях за работой детей во внеурочное время;

- Подготовка отчета и оформление результатов работы;

- Самооценка

По каким вопросам осуществляется консультирование учащихся

Подготовительный этап:

- Как распределить роли в группе?

- Каковы правила работы в группе?

- Каковы информационные источники для добычи нужного материала по теме?

- Как представить имеющийся материал?

- Как оценить себя и других участников проекта?

В процессе работы над проектом:

- Как грамотно и правильно оформить презентацию, природоведческие азбуки и другие работы?

- Каковы критерии оценивания презентаций, природоведческих азбук и других работ?

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся

- Помощь в сборе и обработке информации для детей;

- помощь при составлении презентаций, природоведческих азбук, поделок, гербариев и других работ;

- помощь при выступлении детей;

- отслеживание процесса работы над проектом детей вне школы;

- наблюдение за тем, как продвигается личностное развитие ребенка в ходе работы над проектом;

- помощь в организации уроков в ходе проекта за пределами школы

Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения

- Как правильно организовать самостоятельную работу ребенка?

- Как помочь ребенку при работе над проектом?

- Как организовать работу над проектом так, чтобы у ребенка осуществлялось как предметное, так и личностное развитие?

Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе

- Беседа о пользе и значимости участия ребенка в проекте;

- беседа о роли родителей в личностном развитии ребенка, в том числе в ходе работы над проектом

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Учитель информатики, психолог.

Зоологи, агрономы, цветоводы и т.д.

Люди, занимающиеся разведением домашних животных, растений на даче, комнатных растений.

IVэтап – заключительный (рефлексивно-оценочный):

Выставка работ на школьных стендах по темам: «Красная книга Пермского края», «Сад на окошке», «Природоведческая азбука», «Мои домашние питомцы», «Литературная страничка», «Такие знакомые незнакомцы», «Интересное рядом», «Растения и животные в рисунках и поделках».

Защита проекта на уроке. Отзывы приглашённых. Награждение дипломами.

Обобщение результатов работы (продуктов проектной деятельности), их анализ, формулировка выводов. Рефлексия.

В помощь учащимся:

Свой проект вы можете оформить в виде:

- презентаций

-рисунков

-фотографий с аннотациями

-сочинений, рассказов, сказок, загадок о растениях и животных

-стихотворений

-докладов, сообщений, рефератов, настольных книг, альбомов

-природоведческих азбук

-гербариев

-комбинированные работы

Организационно – практические задачи учителя:

1. Подборка методической литературы.

2.Составление перспективного плана.

3.Познакомить родителей и детей с перспективным планом работы.

Итог работы:

Выводы: 1) учащимися была принята цель проекта, осознана ими, актуальна и интересна для их возраста; 2) проект включал в себя исследовательский, проблемно-поисковый и творческий методы; 3) обучающиеся самостоятельно и совместно с родителями работали с дополнительными источниками; 4) результатами проекта являются составление презентаций, выполнение рисунков, поделок, изготовление природоведческих азбук, написание сочинений, сообщений о растениях и животных, создание альбомов, гербариев и др.; 5) создание папки «По страницам Красной книги Пермского края». Папка постоянно пополняется учащимися начальной школы новыми страницами. Находится в школьной библиотеке, пользуются учащиеся младших и средних классов, учителя; 6) Среди второклассников учащимися была проведена конференция «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь!» Ребята рассказали о растениях и животных, показывали презентации, мини-спектакль по произведениям Н.Сладкова (рук-ль «Театра миниатюр» Т.В.Волегова), разгадывали кроссворды о растениях и животных, отвечали на вопросы викторины. Ребята из других классов пополнили копилки по темам «Мой домашний питомец», «Удивительные растения в доме», «Сад на окошке», «Домашняя зеленая аптека», «По страницам Красной книги Пермского края», «Рисунки и поделки о растениях и животных». Ребята 2 «Б», «В», «Г» классов приняли активное участие. Все получили дипломы и сертификаты.

Продукты проектной деятельности:

Творческие работы группы ботаников

Творческие работы группы зоологов

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволит добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

В заключение были оформлены выставки работ, которые показали, что цель нашего проекта была достигнута. Ребята стали ближе к природе, так как они понимали её уже на эмоциональном уровне.

Полезные ресурсы:

Детская энциклопедия. Растения и животные

Материал из Википедии. Растения

Материал из Википедии. Домашние животные

Материал из Википедии. Животные

Энциклопедия флоры и фауны

Проекты с аналогичной тематикой

Стандарты образования «Начальное образование»

Уроки Кирилла и Мефодия: начальная школа

Примерные программы начального общего образования

Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли"

Файлы: Результаты проекта группы Зоологи.pptx
Размер файла: 9715220 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология