Автор конспекта:
Автор(ы): — Бугай Анна Васильевна
Место работы, должность: — МОБУ «Алексинская средняя школа» д.Алексино Волховский район Ленинградская область
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
Цели:
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Краткое описание: — Программа курса дополнительного образования "Школьные вести"
Программа
курса дополнительного образования
«Школьные вести»
Пояснительная записка
Владение компьютерными информационными технологиями в начале XXIвека стало таким же элементом общей культуры современного человека, как умение грамотно писать, правильно излагать свои мысли, производить элементарные математические вычисления. Более того, с учетом интегрирующей роли информатики, как школьного предмета, технологии обработки текстовых, табличных и фактографических данных, становятся непременным атрибутом творческой, инициативной личности, обладающей широким кругозором. Они позволяют учащимся усвоить системную связь между фактами и явлениями окружающего мира, выявить сходство и различие между различными объектами и способами управления ими, углубить понимание межпредметных связей, привить дисциплинированность, настойчивость, целеустремленность. Компьютерные информационные технологии способствуют проявлению учащимися творческих способностей, развитию логического мышления и изобретательности, дают возможность получения навыков работы с информацией из различных областей знаний. Таким образом, данный курс является целостным интегрирующим практическим инструментом для совершенствования как технологических, так и общеучебных умений учащихся, готовит их к полноценной жизни в информационном обществе.
Очень велика роль использования компьютера для развития практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы учеником в профессиональной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли воспитания в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности компьютера, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая основы практической работы на компьютере, учащиеся прочнее усваивают навыки работы, приобщаются к систематической и целенаправленной работе с сфере информационных технологий.
Программа дополнительного образования «Школьные вести» предусматривает расширенное знакомство учащихся с назначением, интерфейсом и возможностями наиболее распространенных прикладных программ: текстового процессора Word, публикации Publisher. Благодаря уже имеющемуся у школьников представлению и опыту работы в этих приложениях, в рамках курса учащимся предоставляется возможность более глубоко освоить уже известные и лучше изучить новые инструменты обработки информации.
Основными целями изучения кружка «Школьные вести» являются: формирование у учащихся основ научного мировоззрения в области информатики, этических основ и нравственных норм использования компьютера и компьютерных информационных технологий; развитие у учащихся логического и алгоритмического мышления, системных подходов к решению задач; подготовка учащихся к активной жизни в условиях современного информационного общества.
Основными задачами кружка «Школьные вести» являются: формирование знаний у учащихся в области теории информации и компьютерных информационных технологий, компьютерного моделирования, формирование у учащихся основ информационной культуры, умений использовать компьютер для решения различных практических задач; развитие интересов учащихся к компьютерным информационным технологиям и методам обработки информации.
Эта программа рассчитана на детей 12-17 лет (6-10 класс) увлекающихся информатикой и компьютерами.
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Группа набирается в количестве 10 человек. Занятия проводятся в соответствии с Санитарными нормами и правилами СанПиН 9-131 РБ2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Основные разделы:
Цели:
Задачи:
Методы обучения:
Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию издания. Выполнение проектов завершается выпуском газеты «Школьные вести».
Планируемые результаты
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, газета), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
Тематическое планирование
6-10 класс, 34 часа
№
Раздел, содержание раздела
Количество часов по разделу
Количество часов по теме
Форма проведения
лекция
Практика
1.
Культура. Информация. Общество.
1
1
2.
Издательское дело в среде издательского процессора Word.
16
5
11
2.1
Введение в настольные издательские системы
1
1
2.2
Объекты печатного издания.
1
1
2.3
Подготовительная работа.
2
1
1
2.4
Основные правила ввода.
1
1
2.5
Редактирование текста.
1
1
2.6
Форматирование текста.
2
1
1
2.7
Оформление заголовков и подзаголовков.
1
1
2.8
Создание колонтитулов.
2
1
1
2.9
Работа с иллюстрациями.
1
1
2.10
Макетирование страниц.
1
1
2.11
Оформление титульного листа.
1
1
2.12
Подготовка к печати.
1
1
2.13
Практическая работа по разделу.
1
1
3.
Знакомство с настольной издательской системой Publisher
17
6
11
3.1
Сравнительная характеристика издательской системы Publisherи текстового редактора Word.
1
1
3.2
Начало работы с издательской системой Publisher.
2
1
1
3.3
Текст. Форматирование символов. Текстовый блок.
2
2
3.4
Графические объекты. Приемы работы с объектами.
3
1
2
3.5
Многоколонная верстка.
2
1
1
3.6
Приемы оформления
2
1
1
3.7
PhotoShop: основы работы с изображением.
2
1
1
3.8
Практическая работа по разделу.
3
3
Минимум содержания
Практические работы:
Список используемой литературы при составлении программы