Автор конспекта:
Автор(ы): — Бугай Анна Васильевна

Место работы, должность: — МОБУ «Алексинская средняя школа» д.Алексино Волховский район Ленинградская область

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Цели:

  • научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
  • научить способам предоставления информации в издательском производстве;
  • познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
  • реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
  • сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.
  • Учащихся в классе (аудитории): — 15

    Краткое описание: — Программа курса дополнительного образования "Школьные вести"

    Программа

    курса дополнительного образования

    «Школьные вести»

    Пояснительная записка

    Владение компьютерными информационными технологиями в начале XXIвека стало таким же элементом общей культуры современного человека, как умение грамотно писать, правильно излагать свои мысли, производить элементарные математические вычисления. Более того, с учетом интегрирующей роли информатики, как школьного предмета, технологии обработки текстовых, табличных и фактографических данных, становятся непременным атрибутом творческой, инициативной личности, обладающей широким кругозором. Они позволяют учащимся усвоить системную связь между фактами и явлениями окружающего мира, выявить сходство и различие между различными объектами и способами управления ими, углубить понимание межпредметных связей, привить дисциплинированность, настойчивость, целеустремленность. Компьютерные информационные технологии способствуют проявлению учащимися творческих способностей, развитию логического мышления и изобретательности, дают возможность получения навыков работы с информацией из различных областей знаний. Таким образом, данный курс является целостным интегрирующим практическим инструментом для совершенствования как технологических, так и общеучебных умений учащихся, готовит их к полноценной жизни в информационном обществе.

    Очень велика роль использования компьютера для развития практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы учеником в профессиональной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли воспитания в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности компьютера, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

    Изучая основы практической работы на компьютере, учащиеся прочнее усваивают навыки работы, приобщаются к систематической и целенаправленной работе с сфере информационных технологий.

    Программа дополнительного образования «Школьные вести» предусматривает расширенное знакомство учащихся с назначением, интерфейсом и возможностями наиболее распространенных прикладных программ: текстового процессора Word, публикации Publisher. Благодаря уже имеющемуся у школьников представлению и опыту работы в этих приложениях, в рамках курса учащимся предоставляется возможность более глубоко освоить уже известные и лучше изучить новые инструменты обработки информации.

    Основными целями изучения кружка «Школьные вести» являются: формирование у учащихся основ научного мировоззрения в области информатики, этических основ и нравственных норм использования компьютера и компьютерных информационных технологий; развитие у учащихся логического и алгоритмического мышления, системных подходов к решению задач; подготовка учащихся к активной жизни в условиях современного информационного общества.

    Основными задачами кружка «Школьные вести» являются: формирование знаний у учащихся в области теории информации и компьютерных информационных технологий, компьютерного моделирования, формирование у учащихся основ информационной культуры, умений использовать компьютер для решения различных практических задач; развитие интересов учащихся к компьютерным информационным технологиям и методам обработки информации.

    Эта программа рассчитана на детей 12-17 лет (6-10 класс) увлекающихся информатикой и компьютерами.

    Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Группа набирается в количестве 10 человек. Занятия проводятся в соответствии с Санитарными нормами и правилами СанПиН 9-131 РБ2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

    Основные разделы:

  • Культура. Информация. Общество.
  • Издательское дело в среде текстового процессора Word.
  • Знакомство с настольной издательской системой Publisher.
  • Основы компьютерного производства.
  • Компьютерная графика.
  • Работа с изображениями в системе Photoshop.
  • Цели:

  • научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
  • научить способам предоставления информации в издательском производстве;
  • познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
  • реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
  • сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.
  • Задачи:

  • познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
  • сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;
  • научить основам работы с программами пакета Microsoft Office, PhotoShop,
  • сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами;
  • создать собственную газету.
  • Методы обучения:

    Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.

    Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

    Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

  • социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать печатное издание);
  • личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области верстки издания);
  • перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
  • знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
  • способы деятельности по отношению к данным объектам;
  • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
  • Формы организации учебных занятий

    Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

    Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.

    Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.

    Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.

    Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.

    Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию издания. Выполнение проектов завершается выпуском газеты «Школьные вести».

    Планируемые результаты

    В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
  • умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
  • умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
  • владеют способами работы с изученными программами (пакет Microsoft Office);
  • знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
  • владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
  • знают все виды изданий, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
  • владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
  • имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий;
  • имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта;
  • способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.
  • Способы оценивания уровня достижений учащихся

    Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, газета), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

    Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.

    Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

  • по количеству творческих элементов в печатном издании;
  • по степени его оригинальности;
  • по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;
  • по практической пользе печатного продукта.
  • Тематическое планирование

    6-10 класс, 34 часа

    Раздел, содержание раздела

    Количество часов по разделу

    Количество часов по теме

    Форма проведения

    лекция

    Практика

    1.

    Культура. Информация. Общество.

    1

    1

    2.

    Издательское дело в среде издательского процессора Word.

    16

    5

    11

    2.1

    Введение в настольные издательские системы

    1

    1

    2.2

    Объекты печатного издания.

    1

    1

    2.3

    Подготовительная работа.

    2

    1

    1

    2.4

    Основные правила ввода.

    1

    1

    2.5

    Редактирование текста.

    1

    1

    2.6

    Форматирование текста.

    2

    1

    1

    2.7

    Оформление заголовков и подзаголовков.

    1

    1

    2.8

    Создание колонтитулов.

    2

    1

    1

    2.9

    Работа с иллюстрациями.

    1

    1

    2.10

    Макетирование страниц.

    1

    1

    2.11

    Оформление титульного листа.

    1

    1

    2.12

    Подготовка к печати.

    1

    1

    2.13

    Практическая работа по разделу.

    1

    1

    3.

    Знакомство с настольной издательской системой Publisher

    17

    6

    11

    3.1

    Сравнительная характеристика издательской системы Publisherи текстового редактора Word.

    1

    1

    3.2

    Начало работы с издательской системой Publisher.

    2

    1

    1

    3.3

    Текст. Форматирование символов. Текстовый блок.

    2

    2

    3.4

    Графические объекты. Приемы работы с объектами.

    3

    1

    2

    3.5

    Многоколонная верстка.

    2

    1

    1

    3.6

    Приемы оформления

    2

    1

    1

    3.7

    PhotoShop: основы работы с изображением.

    2

    1

    1

    3.8

    Практическая работа по разделу.

    3

    3

    Минимум содержания

  • Культура. Информация. Общество. – 1 часа. Роль и значение информации в развитии нашего общества. Причины перехода нашей цивилизации от индустриальной фазы развития к информационной. Информатизация общества. Информационная культура: причины возникновения, ее основные цели и задачи, роль в деле формирования общества нового типа.
  • Издательское дело в среде издательского процессора Word – 16 часов. Знакомство с основами издательского дела с помощью текстового процессора MS Word. Объекты печатного издания, их классификация и свойства. Правила работы с объектами. Создание и распечатка документа.
  • Знакомство с настольной издательской системой Publisher– 17часов. Знакомство с профессиональной издательской системой Publisher. Возможности программы. Типы объектов, их свойства и правила работы с ними. Обработка изображений с помощью графического редактора PhotoShop. Подготовка и верстка издания.
  • Практические работы:

  • Создание страницы школьной газеты с помощью MS WORD.
  • Создание школьной газеты в издательской системе Publisher.
  • Создание бланка организации.
  • Создание объемного изображения.
  • Список используемой литературы при составлении программы

  • Информатика 10-11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой, издательство “Питер”,Санкт-Петербург, 2003г.
  • Е.В. Вовк “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе”, газеты “Информатика в школе”, 2004г.
  • Page Maker 6.5.Самоучитель. Е.Г.Вовк, издательство “Диалог-МИФИ”, 2001г.
  • “Информатика”, еженедельная методическая газета для учителей информатики
  • Access 2002 Самоучитель. Дубнов П.Ю.-М.:ДМК Пресс,2004 г.
  • Понятный самоучитель работы в MS WORD , Волков В., издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2003 г
  • ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология