Автор конспекта:
Автор(ы): — Стрельченко Г.М.
Место работы, должность: —
МКОУСОШ №5, учитель
Регион: — Приморский край
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Технология
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — образовательная программа
Краткое описание ресурса: —
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Технология профессионального самоопределения
9 класс
Количество часов — 11
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Директор МКОУСОШ №5
предметов эстетического ……………Л.В.Бредюк
направления …………….. 2010 г
Протокол № от
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Технология профессионального самоопределения
9 класс
Количество часов — 11 Разработала: учитель технологии Стрельченко Г.М.
п.Сибирцево, 2011 г.
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Тематический план 5
3. Содержание программы 6
4. Список использованной литературы 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курсов рассчитана на учащихся 9-ого класса. Она состоит из двух частей: теоретической и практической. Курс рассчитан на 11 часов. Курс направлен на формирование навыков профессионального самоопределения учащихся, что позволит успешно адаптироваться в современных социально-экономических условиях. Этот курс поможет учащимся в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности.
Поняв, как важно строго, не занижая и не завышая своих возможностей, оценить их, ребята уменьшают вероятность ошибок в выборе будущей специальности.
Быстрая смена условий жизни, малая предсказуемость сегодняшней российской действительности делает задачу выбора профессии особенно сложной. Обостряет проблему (особенно в малых городах) то, что сокращается количество государственных предприятий и человек должен
искать работу в частном секторе экономики.
Цель данного курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся. Задачи курса:
— помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда;
развивать у учащихся способности профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
сформировать положительное отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
— ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношениях и конкуренции кадров;
— обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности
требованиями профессиональной деятельности.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
— значение профессионального самоопределения
— пути освоения профессии;
— уровни профессиональной подготовки;
— ошибки и затруднения в выборе профессии;
— правила выбора профессии;
— квалификацию профессий;
— профессиограмму и психограмму профессии;
— профессиональные интересы, склонности и способности;
— понятие о психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь:
— ориентироваться в путях получения профессий;
— ориентироваться в квалификации профессий;
— составлять профессиограмму профессий;
— оценивать свои способности;
— определять свои склонности и способности,
Методы обучения:
— исследовательский;
— поисковый;
— использование диагностических методик.
Формы обучения:
-лекции
— беседы
— практические занятия (ролевые игры, тестироваие, анкетирование);
— экскурсии.
Промежуточный контроль;
— составление словаря профессий;
— составление профессиограммы.
Итоговый контроль:
— выполнение профессиональных проб, работа с опросником
профессиональной готовности.
Тематический план
Раздел и тема Количество часов
Всего теоретически практически
1 2 3 4
1. Вводное занятие. Классификация и типы профессий 1 0,5 0,5
2. Интересы, склонности и способности 1 0,5 0,5
3. Здоровье и профессия 1 0,5 0,5
4. Самовоспитание и выбор профессии 1 0,5 0,5
5. Характеристика профессии -профессиограмма 1 0,5 0,5
6.Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии 1 0,5 0,5
7. Опросник профессиональной готовности 1 0,5 0,5
8. Знакомство с профессиями 1 0,5 0,5
9. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении 2 0,5 1,5
10. Компенсационный час 1
ИТОГО 11 4,5 5,5
Программа
1. Вводное занятие — 1 час
Цели и задачи курса.
Знакомство с основными квалификационными признаками профессий. Развитие интереса к проблеме профессионального самоопределения.
Практическая работа: Диагностика самооценки личности
2. Интересы, склонности и способности- 1 час
«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие
возможности; «надо» — потребности рынка труда в кадрах.
Типичные ошибки при выборе профессии.
Практическая работа. Распределение профессий, специальностей,
должностей по группам.
3. Здоровье и выбор профессий — 1 час
Учет состояние здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры.
Важнейшие характеристики здоровья человека. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.
Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
4. Самовоспитание и выбор профессии- 1 час
Сформировать у учащихся представление об общих требованиях профессии к личным качествам, особенностям человека. Воспитание самокритичности и объективности в оценке своих профессионально-важных качеств.
Практическая работа. Опросник «Волевая организация личности»
5. Профессиограмма и психограмма профессий — 1 час
Профессиограмма. Схема профессиограммы.
Психограмма профессий.
Практическая работа. Составление профессиограмм.
6. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии-1 час
Возможные ошибки при выборе профессий. Способствовать формированию умения анализировать свой профессиональный план.
Практическая работа. Анализ учащимися причин возможных ошибок при выборе профессии.
7. Опросник профессиональной готовности – 1 часа
Практическая работа. Определение своих склонностей.
8. Знакомство с профессиями — 2 часа
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и
условиям труда.
Практическая работа. Работа с дополнительной литературой. Экскурсия.
9. Профессиональная проба — 2 часа.
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПТ). Практическая работа. Работа с ОПТ.
Список использованной литературы
Для учителя:
1. Айзенк, Г. Проверьте свои способности/ пер.с анг. А.Н. Лука и И.С.
Хорола. — М.: Мир, 1972. — 177 с.
2. Волков, Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие. — М.: ТЦ
«Сфера», 2001.-96 с.
3. Климов, Е.А., Чистякова, С.Н. Основы производства. Выбор профессии:
проб, учебное пособие для учащихся 7 — 8 кл. сред, шк.: в 2ч. 4.2. Выбор
профессии / под общ. Ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. — М.: П., 1991. — 141
4. Прощицкая. Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность: (О
профориентации школьников) // Шк. и пр-во. — 1994. — №3. — с.85 — 89
5. Пришицкая, Е. Н. Выбирайте профессию: учеб. Пособие для учащихся
старших классов. -М.: П., 1991. — 141
6. Симоненко В.Д. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела
«Профессиональное самоопределение» . — Волгоград: Учитель, 2005.
Для учащихся:
1. Гуткин, М.С. Твоя профессиональная карьера: учебник для учащихся 8 -
11 классов.- М.: Просвещение, 2000.
2. Симоненко В.Д.. Технология 9 класс, Вентана- граф, 2003.
Файлы: как выбрать профессию по темпераменту.ppt
Размер файла: 1347072 байт.