Автор конспекта:
Автор(ы): — Стрельченко Г.М.

Место работы, должность: —

МКОУСОШ №5, учитель

Регион: — Приморский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Технология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная программа

Краткое описание ресурса: —

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Технология профессионального самоопределения
9 класс
Количество часов — 11

РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Директор МКОУСОШ №5
предметов эстетического ……………Л.В.Бредюк
направления …………….. 2010 г
Протокол № от

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Технология профессионального самоопределения
9 класс
Количество часов — 11 Разработала: учитель технологии Стрельченко Г.М.

п.Сибирцево, 2011 г.

Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Тематический план 5
3. Содержание программы 6
4. Список использованной литературы 8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курсов рассчитана на учащихся 9-ого класса. Она состоит из двух частей: теоретической и практической. Курс рассчитан на 11 часов. Курс направлен на формирование навыков профессионального самоопределения учащихся, что позволит успешно адаптироваться в современных социально-экономических условиях. Этот курс поможет учащимся в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности.
Поняв, как важно строго, не занижая и не завышая своих возможностей, оценить их, ребята уменьшают вероятность ошибок в выборе будущей специальности.
Быстрая смена условий жизни, малая предсказуемость сегодняшней российской действительности делает задачу выбора профессии особенно сложной. Обостряет проблему (особенно в малых городах) то, что сокращается количество государственных предприятий и человек должен
искать работу в частном секторе экономики.
Цель данного курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся. Задачи курса:
— помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда;
развивать у учащихся способности профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
сформировать положительное отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
— ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношениях и конкуренции кадров;
— обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности
требованиями профессиональной деятельности.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
— значение профессионального самоопределения
— пути освоения профессии;
— уровни профессиональной подготовки;
— ошибки и затруднения в выборе профессии;
— правила выбора профессии;
— квалификацию профессий;
— профессиограмму и психограмму профессии;
— профессиональные интересы, склонности и способности;
— понятие о психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь:
— ориентироваться в путях получения профессий;
— ориентироваться в квалификации профессий;
— составлять профессиограмму профессий;
— оценивать свои способности;
— определять свои склонности и способности,
Методы обучения:
— исследовательский;
— поисковый;
— использование диагностических методик.
Формы обучения:
-лекции
— беседы
— практические занятия (ролевые игры, тестироваие, анкетирование);
— экскурсии.
Промежуточный контроль;
— составление словаря профессий;
— составление профессиограммы.
Итоговый контроль:
— выполнение профессиональных проб, работа с опросником
профессиональной готовности.

Тематический план

Раздел и тема Количество часов

Всего теоретически практически
1 2 3 4
1. Вводное занятие. Классификация и типы профессий 1 0,5 0,5
2. Интересы, склонности и способности 1 0,5 0,5
3. Здоровье и профессия 1 0,5 0,5
4. Самовоспитание и выбор профессии 1 0,5 0,5
5. Характеристика профессии -профессиограмма 1 0,5 0,5
6.Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии 1 0,5 0,5
7. Опросник профессиональной готовности 1 0,5 0,5
8. Знакомство с профессиями 1 0,5 0,5
9. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении 2 0,5 1,5
10. Компенсационный час 1
ИТОГО 11 4,5 5,5

Программа
1. Вводное занятие — 1 час
Цели и задачи курса.
Знакомство с основными квалификационными признаками профессий. Развитие интереса к проблеме профессионального самоопределения.
Практическая работа: Диагностика самооценки личности
2. Интересы, склонности и способности- 1 час
«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие
возможности; «надо» — потребности рынка труда в кадрах.
Типичные ошибки при выборе профессии.
Практическая работа. Распределение профессий, специальностей,
должностей по группам.
3. Здоровье и выбор профессий — 1 час
Учет состояние здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры.
Важнейшие характеристики здоровья человека. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.
Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
4. Самовоспитание и выбор профессии- 1 час
Сформировать у учащихся представление об общих требованиях профессии к личным качествам, особенностям человека. Воспитание самокритичности и объективности в оценке своих профессионально-важных качеств.
Практическая работа. Опросник «Волевая организация личности»

5. Профессиограмма и психограмма профессий — 1 час
Профессиограмма. Схема профессиограммы.
Психограмма профессий.
Практическая работа. Составление профессиограмм.
6. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии-1 час
Возможные ошибки при выборе профессий. Способствовать формированию умения анализировать свой профессиональный план.
Практическая работа. Анализ учащимися причин возможных ошибок при выборе профессии.
7. Опросник профессиональной готовности – 1 часа
Практическая работа. Определение своих склонностей.
8. Знакомство с профессиями — 2 часа
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и
условиям труда.
Практическая работа. Работа с дополнительной литературой. Экскурсия.
9. Профессиональная проба — 2 часа.
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПТ). Практическая работа. Работа с ОПТ.

Список использованной литературы
Для учителя:
1. Айзенк, Г. Проверьте свои способности/ пер.с анг. А.Н. Лука и И.С.
Хорола. — М.: Мир, 1972. — 177 с.
2. Волков, Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие. — М.: ТЦ
«Сфера», 2001.-96 с.
3. Климов, Е.А., Чистякова, С.Н. Основы производства. Выбор профессии:
проб, учебное пособие для учащихся 7 — 8 кл. сред, шк.: в 2ч. 4.2. Выбор
профессии / под общ. Ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. — М.: П., 1991. — 141
4. Прощицкая. Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность: (О
профориентации школьников) // Шк. и пр-во. — 1994. — №3. — с.85 — 89
5. Пришицкая, Е. Н. Выбирайте профессию: учеб. Пособие для учащихся
старших классов. -М.: П., 1991. — 141
6. Симоненко В.Д. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела
«Профессиональное самоопределение» . — Волгоград: Учитель, 2005.
Для учащихся:
1. Гуткин, М.С. Твоя профессиональная карьера: учебник для учащихся 8 -
11 классов.- М.: Просвещение, 2000.
2. Симоненко В.Д.. Технология 9 класс, Вентана- граф, 2003.

Файлы: как выбрать профессию по темпераменту.ppt
Размер файла: 1347072 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология