Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Светлана Ивановна

Место работы, должность: —

ТОГБОУ кадетская школа интернат "Многопрофильный кадетский"

учитель математики

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Алгебра
Предмет(ы): — Геометрия
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Математика

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Прграмма курса. Тематическое планирование.Методические рекомендации.

Пояснительная записка.

Основоположниками введения преподавания информатики в нашей стране (в 1985году) были академики А. П. Ершов и В. М. Монахов, которые значительное место отводили алгоритмизации и программированию математических задач. Разделы алгоритмизация и программирование являются одними из традиционных разделов в курсе информатики. Со временем значительно изменилось содержание курса информатики и его название. Наиболее существенные изменения произошли с переносом базового курса информатики в 7 – 9 классы общеобразовательной школы. На изучение раздела: «Алгоритмизация и программирование» отводится незначительное время или он выносится для дополнительного углубленного или профильного изучения.

Школьный курс математики содержит обширный материал, позволяющий создавать математические модели и применять алгоритмы при решении задач. В математике при решении задач от учащихся требуется умение оперировать абстрактными образами, что снижает наглядность решения данных задач. Программирование математических задач способствует повышению мотивации обучения, решаемые задачи становятся привлекательнее и интереснее. При этом происходит активный процесс развития логического, творческого мышления.

К одной из востребованных профессий в настоящее время относится профессия программиста. Предлагаемый элективный курс даёт возможность учащимся познакомиться с некоторой спецификой работы программиста и введёт их в незабываемый мир алгоритмизации и программирования.

Данная программа элективного курса «Алгоритмизация и программирование математических задач» предназначена для учащихся 9 класса, изучающих базовый курс информатики в 7-9 классах. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени. Этот курс относится к межпредметным, (математика и информатика), так как в нём рассматриваются вопросы, относящиеся как к учебной области математики, так и к учебной области информатика.

Содержание курса соответствует об­щему уровню развития и подготовки учащихся данного возра­ста по математике и информатике. Основное внимание в преподавании курса необходимо отвести таким понятиям, как математическая модель и алгоритм решения задачи. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с новым разделом информатики, таким как «Программирование», обучаются основным принципам составления алгоритмов и разработки программ на языке высокого уровня TurboPascal 7.0 на примере решения математических задач, выделяя при этом этапы решения задач на каждом уровне.

При изучении курса предусматривается проведение теоретических и практических занятий, выполнение проверочных и зачётных работ. Курс завершается проведением зачётной работы.

Цель курса: »Алгоритмизация и программирование математических задач»

познакомить учащихся с основами программисткой деятельности, с приёмами построения простых алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня TurboPascalна примере решения математических задач.

Задачи курса:

1) усилить процесс формирования у учащихся научного мировоззрения с помощью применения математических моделей при решении задач;

2) осуществить знакомство с программированием на базе математического материала;

3) использовать компьютер для анализа и лучшего усвоения алгоритмов решения математических задач.

Основное содержание курса:

Курс содержит разделы:

1. Математические модели реальных ситуации. (3 часа)

Роль и место математических моделей при решении алгебраических и геометрических задач. Составление и решение математических моделей задач с выделением этапов: составление математической модели, работа с математической моделью, анализ полученных результатов.

Решение задач по темам: «Площади многоугольников», «Длина окружности, площадь круга», «Теорема Пифагора», «Квадратные уравнения», «Числовые последовательности», «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Повторение:

Информатика:

Понятие модели: модели натурные и информационные. Виды информационных моделей.

Математика:

Нахождение площадей многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, произвольного четырёхугольника). Нахождение длины окружности, площади круга. Решение прямоугольных треугольников. Решение квадратных уравнений. Нахождение значения n– первых членов последовательностей и их суммы. Арифметическая и геометрическая прогрессии

2. Алгоритмы в математике.(5 часа)

Основные принципы составления алгоритмов. Составление алгоритмов для решения задач по темам:

1. Линейные алгоритмы: «Площади многоугольников», «Длина окружности, площадь круга», «Теорема Пифагора»;

2. Ветвящиеся алгоритмы: «Теорема Пифагора», «Квадратные уравнения»;

3. Циклические алгоритмы: «Числовые последовательности», «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Повторение:

Информатика:

Понятие алгоритма. Исполнение алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры.

Математика:

Условие существования треугольника. Виды треугольников. Решение линейных и квадратных уравнений в общем виде.

3. Основы программирования математических задач на языке TurboPascal. (9 часов)

Языки программирования, назначение, особенности. Среда TurboPascal. Структура программы. Величины и их типы.

Стандартные математические функции и арифметические действия. Операторы Паскаля. Операторы условного и безусловного перехода. Операторы цикла. Составление программ для решения задач из разделов 1 и 2. Реализация их на компьютере.

Методические рекомендации:

1. Математические модели реальных ситуации.

Изучение данного раздела необходимо начать с повторения понятия модели, видов моделей, особенно остановиться на информационных моделях и их формах представления. После этого рассмотреть роль и место математических моделей при решении алгебраических и геометрических задач. Составить и решить математические модели для предложенных задач.

Так как в данном курсе рассматриваются основные алгоритмические структуры, то необходимо рассмотреть математические задачи, содержащие их. Предлагается рассмотреть задачи по следующим темам: «Площади многоугольников», «Длина окружности, площадь круга», «Теорема Пифагора», «Квадратные уравнения», «Арифметическая и геометрическая прогрессии». При решении задач, необходимо рассмотреть следующие этапы, такие как составление математической модели, работа с математической моделью, анализ полученных результатов.

2. Алгоритмы в математике.

В этом разделе рассматриваются на конкретных математических задачах основные алгоритмические структуры: линейные, разветвляющие, циклические. Повторяются такие понятия, как алгоритм, исполнитель алгоритма. Необходимо при решении задач остановиться на свойствах алгоритма, разобрать основные принципы составления алгоритмов и записать их на языке блок – схем. Выделяется следующий этап решения задачи: составление алгоритма и его исполнение.

3. Основы программирования математических задач на языке Pascal.

Изучение данного раздела желательно начать с вопросов: «Сможет ли компьютер решить предложенные задачи по составленным алгоритмам?», «Что для этого необходимо сделать?». Рассматриваются последние этапы решения задач на компьютере – составление программы, реализация на компьютере, анализ полученных данных. Желательно рассмотреть вопрос «Языки программирования, их назначение и особенности», затем перейти к интегрированной среде программирования TurboPascal 7.0 и написать программы для решения предложенных ранее задач.

Данные разделы можно изучать последовательно или же параллельно (что более желательно) при рассмотрении решения определённых задач. В втором случае те или иные конструкции языка программирования (например TurboPascal 7.0) можно вводить по мере необходимости в процессе решения задач.

Для проведения аттестации учеников проводятся зачётные и проверочные работы № 1, 2, 3.

Примерное тематическое планирование:

№ п.п

Тема

Кол – во часов

Из них практич.

2

Математические модели реальных ситуаций.

Роль и место математических моделей при решении алгебраических и геометрических задач.

Составление и решение математических моделей.

Алгоритмы в математике.

Основные принципы составления алгоритмов. Составление алгоритмов для решения задач по темам:

Линейные алгоритмы: «Площади многоугольников», «Длина окружности, площадь круга»,«Теорема Пифагора»;

Ветвящиеся алгоритмы: «Теорема Пифагора», «Квадратные уравнения»;

Циклические алгоритмы: «Числовые последовательности», «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Зачёт № 1.

3. Основы программирования математических задач на языке Pascal.

Языки программирования, назначение, особенности. Среда TurboPascal. Структура программы. Величины и их типы.

Стандартные математические функции и арифметические действия. Операторы Паскаля. Реализация линейных алгоритмов.

Проверочная работа № 1.

Операторы условного и безусловного перехода. Реализация разветвляющихся алгоритмов.

Проверочная работа № 2.

Операторы цикла. Реализация циклических алгоритмов.

Проверочная работа № 3.

Зачетная работа.

3

1

2

6

1

1

2

2

9

1

2

2

2

2

2

3

7

Организация проведения аттестации учеников.

Основная задача курса состоит в ознакомлении учащихся с приёмами построения простых алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня TurboPascalна примере решения математических задач. Поэтому основная организация проведения аттестации учеников направлена на проверку практических навыков по составлению алгоритмов и написанию программ по решению задач из курса алгебры и геометрии 7 – 9 классов. Проверка знаний осуществляется в форме зачётных и проверочных работ.

Рекомендуемая литература

  • Абрамов С. А., Зима Е.В., “Начала Программирования На Языке Паскаль”, Москва: Наука, 1987.
  • Авербух А.В. " Изучение Основ Информатики И Вычислительной Техники ", Москва: Просвещение, 1992.
  • Алимов Ш.А. И Другие “Алгебра 8”, “Алгебра 9”, Москва: Просвещение, 2000.
  • Алтухов Е.В. И Др. " Основы Информатики И Вычислительной Техники.", Москва: Высшая Школа, 1992.
  • Атанасян Л.С. И Другие “Геометрия 7 — 9”, Москва: Просвещение, 2012.
  • Бабушкина И. А., Бушмелёва Н. А. и другие «Практикум по Турбо Паскалю», Москва: АБФ, 1998.
  • Ершов А.П., Монахова В.М. "Изучение Основ Информатики И Вычислительной Техники", Часть Первая, Вторая, Москва: Просвещение, 1985.
  • Ершов А.П., Монахова В.М. "Основы Информатики И Вычислительной Техники", Часть Первая, Вторая, Москва: Просвещение, 1988.
  • Карасев П. Н., “Задачи По Информатике”, Волгоград: Учитель-Аст, 2001.
  • Карасев П. Н., “Информатика(Программирование). 10 Класс. Поурочные Планы. Часть I”, Волгоград: Учитель-Аст, 2002.
  • Киселев А.П. “Элементарная Геометрия”, Москва: Просвещение, 1996.
  • Культин Н. Б., “TurboPascalВ Задачах И Примерах”, Санкт – Петербург: Питер, 2000.
  • Ляхович В.Ф. "Руководство К Решению Задач По Основам Информатики И Вычислительной Техники", Москва: Высшая Школа, 1994.
  • Макарова Н.В."Информатика", Москва: Финансы И Статистика,1997.
  • Макарычев Ю.Н. И Другие “Алгебра 8”, “Алгебра 9”, Москва: Просвещение, 2012.
  • Мордкович А. Г. «Алгебра 7 Учебник», «Алгебра 8 Учебник», «Алгебра 9 Учебник», Москва: Мнемозина, 2012.
  • Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и другие «Алгебра 7 Задачник», «Алгебра 8 Задачник», «Алгебра 9 Задачник», Москва: Мнемозина, 2012.
  • Погорелов А.В. “Геометрия 7 — 11”, Москва: Просвещение, 2012.
  • Семакин И. Г., Залогова Л. А. и другие «Информатика. 7 – 9. Базовый курс», Москва: Лаборатория базовых знаний, 2006.
  • Семакин И. Г., Шеина Т.Ю. «Преподавание базового курса информатики в средней школе», Москва: Лаборатория базовых знаний, 2005.
  • Фараонов В. В., “TurboPascal 7.0, Начальный Курс”, Нолидж, 1997.
  • Федоренко Ю., “Алгоритмы И Программы На TurboPascal. Учебный Курс”, Санкт – Петербург: Питер, 2001.
  • Файлы: S1052077.JPG
    Размер файла: 49615 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология