Автор конспекта:
Автор(ы): — Баранова Надежда Сергеевна

Место работы, должность: —

МАОУ "Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова"

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Программа межпредметного элективного курса. Моделирование изических процессов в электронных таблицах и среде программирования Паскаль АВС.

Программа элективного курса «Компьютерное моделирование физических процессов»

Пояснительная записка

Класс: 9.

Количество часов в неделю: 1 ч в неделю, всего 34 учебных часа

Образовательная область: «Информатика», «Физика».

Наблюдение является важным методом познания окружающей действительности. В некоторых случаях наблюдение является первым, а иногда и единственно возможным методом исследования (наиболее яркий пример – астрофизика). Моделирование математическое и физическое (в рамках физического эксперимента) позволяет построить с той или иной степенью точности «имитацию» реального объекта, которой присущи его основные свойства. Построение модели с применением численных методов позволяет изучать явления как в реальности, изменяя параметры наблюдения.

Применение в школьном курсе физики моделирования и аналогий как методов учебного познания является одной из основных задач школьного физического образования, поскольку способствует становлению правильных представлений о современной научной картине мира, формированию научного мировоззрения, развитию творческого мышления, а также позволяет учащимся проводить на своём уровне научные исследования явлений, процессов, объектов.

Структура и содержание элективного курса выстроены таким образом, чтобы наиболее полно отобразить физику-науку в учебном процессе и формировать универсальные способности: эффективно работать с информацией, наблюдать окружающее и видеть главное, разрабатывать теоретические и практические модели и на их основе осуществлять учебные исследования.

Содержание элективного курса согласовано с требова­ниями федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования по физике, профильный уровень (Приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004г.).

Цель: формирование и развитие универсальных способностей (навыков теоретического, практико-ориентированного мышления, исследовательской креативности) посредством структурирования, систематизации, обобщения знаний в области «физика» в процессе осуществления наблюдений, математического и компьютерного моделирования.

Основные задачи:

Образовательная: способствовать

  • формированию научного мировоззрения учащихся;

  • формированию системы взаимосвязанных теоретических и практических знаний в области физика;

  • овладению учащимися деятельностью моделирования путём разработки и конструирования различных видов моделей, решения оценочных задач;

  • формированию навыков использования информационных технологий примоделированиифизических явлений и процессов, в процессе выполнения экспериментального исследования, обработке и представлении его результатов;

  • развитию умений: моделировать и рационально мыслить, организовывать коммуникацию и продуктивно в ней участвовать;

  • формированию и развитию навыков решения оценочных физических задач.

    Воспитательная: продолжить воспитание аккуратности, усидчивости и внимательности, а также формирование у учащихся сознательного выбора дальнейшего обучения в получении будущей профессии.

    Развивающая: продолжить развитие мышления и творческой личности ученика в процессе индивидуальной и групповой работы.

    Построение и анализ физической модели производится учащимися по следующему алгоритму:

  • Выбор и формулировка задачи по построению данной компьютерной модели.

  • Определение законов, которые используются при построении данной физической модели.

  • Определение величин, границ применимости.

  • Построение моделина языке программирования Паскаль в среде программирования Паскаль АВС.

  • Построение модели в табличном процессоре.

  • Анализ построенной модели (получение результатов (формул, расчетов и т. д.) и их соответствие с исходными задачами моделирования).

  • Ожидаемые образовательные результаты курса

    По окончанию курса учащиеся должны знать:

    • терминологический аппарат (модель, моделирование, наблюдение, реальный физический эксперимент, мысленный физический эксперимент, );

    • основные понятия и законы механики, её значимости в познании окружающего мира, её места в научной картине мира;

    • виды и примеры физических моделей;

      По окончанию курса учащиеся должны уметь:

    • самостоятельно ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступными средствами, самостоятельно ставить цели эксперимента, делать выводы, анализировать полученные результаты, строить компьютерные модели;

    • < >

      применять метод «рассмотрение по аналогии» к решению физических задач;

    • искать, отбирать и оценивать информацию;

    • анализировать и систематизировать знания.

    Так как данный элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов, то вышеуказанные задачи реализуются на примере раздела физики «Механика».

    Методы обучения

    Организация и проведение занятий по курсу осуществляется посредством таких форм, как лекция, индивидуальная и групповая работа по постановке, решению и обсуждению решения задач, самостоятельная работа.

    Критерии оценки

    Итоговой формой оценивания результатов деятельности учащихся в элективном курсе «Компьютерное моделирование физических процессов» является зачет.

    Содержание курса.

    1. Моделирование как метод познания. – 3 ч

    Системный подход к окружаю­щему миру. Основные этапы моделирования: постановка задачи, формализация задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования. Построение компьютерных моделей с использованием языка программирования Паскаль и с использованием электронных таблиц .

  • Построение и исследование физических моделей. — 32 ч.

    Моделирование задач из раздела «Механика». Прямолинейное движение; свободное падение; движение тела, брошенного под углом к горизонту, движение по наклонной плоскости; закон сохранения импульса и энергии, колебательное движение. Постановка задачи. Построение математической модели, вывод формул. Построение компьютерных моделей. Проверка адекватности моделей, проведение компьютерного эксперимента.

    Тематическое планирование элективного курса

    «Компьютерное моделирование физических процессов»

  • № п/п

    Тема урока

    Теория/практика

    Количество часов

    Сроки изучения

    Примечания

  • Инструктаж по технике безопасности. Моделирование как метод познания.

    Теория

    1

  • Основные этапы моделирования.

    Теория

    1

  • Значение компьютерного моделирования для изучения физических процессов.

    Теория

    1

  • Разработка модели прямолинейного движения материальной точки на языке программирования.

    Практика

    1

  • Разработка модели прямолинейного движения материальной точки в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Решение задачи на совместное движение двух тел в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Решение задачи на совместное движение двух тел в среде программирования.

    Практика

    1

  • Разработка модели свободного падения на языке программирования.

    Практика

    1

  • Разработка модели свободного падения в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Модель движения тела, брошенного под углом к горизонту на языке программирования.

    Практика

    1

  • Модель движения тела, брошенного под углом к горизонту в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Построение модели движения футбольного мяча в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Построение модели движения футбольного мяча в среде программирования.

    Практика

    1

  • Построение модели движения тела по окружности мяча в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Построение модели движения тела по в среде программирования.

    Практика

    1

  • Моделирование движения тела по действием силы трения в среде программирования.

    Практика

    1

  • Моделирование движения тела по действием силы трения в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Моделирование возникновения перегрузки в среде программирования.

    Практика

    1

  • Моделирование возникновения перегрузки в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Моделирование состояния невесомости в среде программирования.

    Практика

    1

  • Моделирование состояния невесомости в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Модель скатывания тела с наклонной плоскости на языке программирования.

    Практика

    1

  • Модель скатывания тела с наклонной плоскости в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Модель движения тела вверх по наклонной плоскости на языке программирования.

    Практика

    1

  • Модель движения тела вверх по наклонной плоскости в табличном процессоре.

    Практика

    1

  • Модель абсолютно упругого удара двух тел на языке программирования.

    Практика

    1

  • Модель абсолютно упругого удара двух тел в электронных таблицах.

    Практика

    1

  • Модель неупругого удара двух тел на языке программирования.

    Практика

    1

  • Модель неупругого удара двух тел в электронных таблицах.

    Практика

    1

  • Моделирование вращательного движения на языке программирования.

    Практика

    1

  • Моделирование вращательного движения в электронных таблицах.

    Практика

    1

  • Моделирование колебаний математического маятника на языке программирования.

    Практика

    1

  • Моделирование колебаний математического маятника в электронных таблицах.

    Практика

    1

  • Моделирование колебаний пружинного маятника на языке программирования.

    Практика

    1

  • Моделирование колебаний пружинного маятника в электронных таблицах.

    Практика

    1

    + Рекомендуемая литература:

  • Для ученика:
  • Информатика. Задачник-практикум. Т-2. под ред. И. Г. Семакина,
  • Е. К. Хеннера. М., Бином. Лаборатория Знаний, 2002 г.

  • Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в 2 ч., Авторы:Босова Л. Л., Босова А. Ю. Бином. Лаборатория Знаний,2013
  • Для учителя:

  • Компьютерное моделирование физических процессов Автор(ы): Никитин А.В., Слободянюк А.И., Шишаков М.Л. Издательство: Бином. Лаборатория знаний. Серия: Развитие интеллекта школьников. 2011 г.

  • Компьютерное моделирование в физике. Х. Гулд, Я. Тобочник. М., Мир,1990 г.

  • Решение задач на компьютере: Кн. Для учителя. Извозчиков В. А., Слуцкий А. М. М., Просвещение, 1999 г.

  • Файлы: тезисы Менделеев.doc
    Размер файла: 956416 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология