Автор конспекта:
Автор(ы): — Нечаева Наталья Владимировна

Место работы, должность: — МКОУ СОШ № 16 учитель

Регион: — Тульская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

Цель курса: расширить знания учащихся о селекции как науки, ее методах, задачах, достижениях и перспективах развития.

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} Лобышев М.Е., Ватти К.В. Генетика с основами селекции. М., Просвещение, 1979.

Используемая методическая литература: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

Гужов Ю.Л. Генетика и селекция- сельскому хозяйству. М., Просвещение, 1984.

3. Вавилов Н.И. Жизнь коротка, надо спешить. М., Советская Россия, 1990.

Используемое оборудование: —

гербарий растений, таблицы по селекции

Краткое описание: — Содержание курса раскрывает основные направления развития селекции растений, ориентирует учащихся на приобретение сельскохозяйственных профессий, связанных с выращиванием культурных растений.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

Программа

элективного курса по биологии для учащихся 9 класса

« Путешествие в мир селекции»

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, курс рассчитан на 17 часов.

Цель курса: расширить знания учащихся о селекции как науки, ее методах, задачах, достижениях и перспективах развития.

Основными задачами данного элективного курса является создание условий для формирования и развития у школьников:
— интереса к изучению селекции растений и проведению биологического эксперимента;

- умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

Содержание курса раскрывает основные направления развития селекции растений, ориентирует учащихся на приобретение сельскохозяйственных профессий, связанных с выращиванием культурных растений.

Практическая часть программы предусматривает применение на практике полученных знаний и формирует специальные умения по проведению искусственного опыления, привитию плодовых деревьев, решению генетических задач по селекции растений.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, лабораторные работы, а также самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия селекции (сорт, методы селекции);

- основные положения учения Вавилова Н.И. о центрах происхождения культурных растений, работ Мичурина И.В. по селекции плодовых растений;

- определение вида, его критерии;

- приспособление растений к разным видам опыления;

- строение обоеполого и раздельнополого цветков;

- приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов культурных растений.

Учащиеся должны уметь:

- проводить искусственное опыление растений и прививку плодовых деревьев;

- решать генетические задачи по селекции растений;

- определять морфологический критерий сельскохозяйственных растений.

Формой отчетности по изучению элективного курса является защита рефератов.

Программа элективного курса

Тема 1. Возникновение и развитие селекции (3 часа)

Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции, учение о центрах происхождения культурных растений. Что такое селекция, задачи селекции, этапы развития. Родина произрастания овощных и зерновых растений, история окультуривания растений, создание мирового генофонда растений.

Демонстрация портретов Н.И. Вавилова, таблицы « Центры происхождения культурных растений», « Маршрут экспедиции Н.И. Вавилова».

Тема 2. Биологические основы селекции растений (5 часов)

Строение обоеполого и раздельнополого цветков. Приспособление растений к опылению насекомыми, ветром, самоопыление, искусственное опыление. Вегетативное размножение растений. Вид, его критерии.

Демонстрация модели цветков яблони, картофеля, кукурузы, схемы перекрестного опыления, искусственного опыления, таблицы « Вегетативное размножение».

Лабораторные работы:

№1 Проведение искусственного опыления.

№2 Определение морфологического критерия вида.

Тема 3. Селекция растений (9 часов)

Методы селекции, полиплоидия, отдаленная гибридизация растений, гетерозис, искусственный мутагенез. Работы И.В. Мичурина по селекции плодовых деревьев. Достижения российских селекционеров – растениеводов. Сорт растения, его характеристика, генетическая основа селекции растений. Культурные растения, их сорта, выращиваемые в Тульской области.

Демонстрация муляжей плодов, таблиц, иллюстраций результатов селекции растений, гербарий растений, портрета И.В. Мичурина.

Лабораторные работы:

№ 3 Прививка плодовых деревьев.

№ 4 Сравнительная характеристика сортов растений.

Практическая работа:

1 Решение генетических задач по селекции растений.

Учебно - тематический план

Название темы

Кол-во часов

Форма

проведения

Образовательный продукт

всего

лекции

практика

Тема 1. Возникновение и развитие селекции

3

3

1

Селекция, ее задачи, этапы развития

1

1

лекция

конспект

2

Учение Вавилова Н.И. о центрах происхождения культурных растений. Родина произрастания овощных и зерновых растений.

1

1

лекция

таблица

3

История окультуривания зерновых и овощных растений

1

1

Сообщения уч-ся, работа с допол. литературой

конспект

Тема 2. Биологические основы селекции растений

5

3,5

1,5

4

Строение обоеполого и раздельнополого цветков

1

0,5

0,5

Сообщения уч-ся, работа с моделями цветков

Аппликация «Строение цветка»

5

Приспособление растений к перекрестному опылению ветром

1

1

Работа с допол. литературой

таблица

6

Самоопыление, искусственное опыление. Лабораторная работа № 1 «Проведение искусственного опыления»

1

0,5

0,5

Беседа, работа с моделями цветов

Отчет о работе

7

Вид, его критерии. Лабораторная работа №2 «Определение морфологического критерия»

1

0,5

0,5

Беседа, работа с гербарием

Отчет о работе

8

Вегетативное размножение растений и его значение для селекции

1

1

Работа с допол. литературой

таблица

Тема 3. Селекция растений

9

6,5

2,5

9

Методы современной селекции: полиплоидия и отдаленная гибридизация

1

1

лекция

конспект

10

Искусственный мутагенез, гетерозис, значение в селекции

1

1

Сообщения уч-ся

таблица

11

Работа И.В. Мичурина по селекции плодовых деревьев. Лабораторная работа № 3 «Прививка плодовых деревьев»

1

0,5

0,5

Беседа, работа в парах

Отчет о работе

12

Достижения российских селекционеров-растениеводов

1

1

Сообщения уч-ся

конспект

13

Сорт растения, его характеристика, генетическая основа селекции растений.

1

1

Сообщения уч-ся

конспект

14

Культурные растения, их сорта, выращиваемые в Тульской области.

1

1

Сообщения уч-ся

таблица

15

Лабораторная работа № 4 «Сравнительная характеристика сортов растений».

1

1

Работа в парах

Отчет о работе

16

Практическая работа № 1 «Решение генетических задач по селекции растений»

1

1

Работа в парах

Отчет о работе

17

Итоговое занятие-конференция « «Достижения селекции растений сельскому хозяйству»

1

1

Рефераты

уч-ся

Примерные темы рефератов

1. С чего начиналась селекция?

2. Маршруты мировой экспедиции Н.И. Вавилова.

3. Методы работы И.В. Мичурина.

4. История выращивания культурных растений.

5. Достижения и перспективы развития современной селекции.

Литература

1.Лобышев М.Е., Ватти К.В. Генетика с основами селекции. М., Просвещение, 1979.

2. Гужов Ю.Л. Генетика и селекция- сельскому хозяйству. М., Просвещение, 1984.

3. Вавилов Н.И. Жизнь коротка, надо спешить. М., Советская Россия, 1990.

4. Скорняков С.М. Зеленая родословная. М., Агропроиздат, 1989.

5. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. М., Молодая гвардия, 1969.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология