Автор конспекта:
Автор(ы): — Нечаева Наталья Владимировна
Место работы, должность: — МКОУ СОШ № 16 учитель
Регион: — Тульская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: —
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}
Цель курса: расширить знания учащихся о селекции как науки, ее методах, задачах, достижениях и перспективах развития.
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} Лобышев М.Е., Ватти К.В. Генетика с основами селекции. М., Просвещение, 1979.
Используемая методическая литература: —
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}
Гужов Ю.Л. Генетика и селекция- сельскому хозяйству. М., Просвещение, 1984.
3. Вавилов Н.И. Жизнь коротка, надо спешить. М., Советская Россия, 1990.
Используемое оборудование: —
гербарий растений, таблицы по селекции
Краткое описание: — Содержание курса раскрывает основные направления развития селекции растений, ориентирует учащихся на приобретение сельскохозяйственных профессий, связанных с выращиванием культурных растений.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}
Программа
элективного курса по биологии для учащихся 9 класса
« Путешествие в мир селекции»
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, курс рассчитан на 17 часов.
Цель курса: расширить знания учащихся о селекции как науки, ее методах, задачах, достижениях и перспективах развития.
Основными задачами данного элективного курса является создание условий для формирования и развития у школьников:
— интереса к изучению селекции растений и проведению биологического эксперимента;
- умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
Содержание курса раскрывает основные направления развития селекции растений, ориентирует учащихся на приобретение сельскохозяйственных профессий, связанных с выращиванием культурных растений.
Практическая часть программы предусматривает применение на практике полученных знаний и формирует специальные умения по проведению искусственного опыления, привитию плодовых деревьев, решению генетических задач по селекции растений.
Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, лабораторные работы, а также самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия селекции (сорт, методы селекции);
- основные положения учения Вавилова Н.И. о центрах происхождения культурных растений, работ Мичурина И.В. по селекции плодовых растений;
- определение вида, его критерии;
- приспособление растений к разным видам опыления;
- строение обоеполого и раздельнополого цветков;
- приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов культурных растений.
Учащиеся должны уметь:
- проводить искусственное опыление растений и прививку плодовых деревьев;
- решать генетические задачи по селекции растений;
- определять морфологический критерий сельскохозяйственных растений.
Формой отчетности по изучению элективного курса является защита рефератов.
Программа элективного курса
Тема 1. Возникновение и развитие селекции (3 часа)
Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции, учение о центрах происхождения культурных растений. Что такое селекция, задачи селекции, этапы развития. Родина произрастания овощных и зерновых растений, история окультуривания растений, создание мирового генофонда растений.
Демонстрация портретов Н.И. Вавилова, таблицы « Центры происхождения культурных растений», « Маршрут экспедиции Н.И. Вавилова».
Тема 2. Биологические основы селекции растений (5 часов)
Строение обоеполого и раздельнополого цветков. Приспособление растений к опылению насекомыми, ветром, самоопыление, искусственное опыление. Вегетативное размножение растений. Вид, его критерии.
Демонстрация модели цветков яблони, картофеля, кукурузы, схемы перекрестного опыления, искусственного опыления, таблицы « Вегетативное размножение».
Лабораторные работы:
№1 Проведение искусственного опыления.
№2 Определение морфологического критерия вида.
Тема 3. Селекция растений (9 часов)
Методы селекции, полиплоидия, отдаленная гибридизация растений, гетерозис, искусственный мутагенез. Работы И.В. Мичурина по селекции плодовых деревьев. Достижения российских селекционеров – растениеводов. Сорт растения, его характеристика, генетическая основа селекции растений. Культурные растения, их сорта, выращиваемые в Тульской области.
Демонстрация муляжей плодов, таблиц, иллюстраций результатов селекции растений, гербарий растений, портрета И.В. Мичурина.
Лабораторные работы:
№ 3 Прививка плодовых деревьев.
№ 4 Сравнительная характеристика сортов растений.
Практическая работа:
№ 1 Решение генетических задач по селекции растений.
Учебно - тематический план
№
Название темы
Кол-во часов
Форма
проведения
Образовательный продукт
всего
лекции
практика
Тема 1. Возникновение и развитие селекции
3
3
1
Селекция, ее задачи, этапы развития
1
1
лекция
конспект
2
Учение Вавилова Н.И. о центрах происхождения культурных растений. Родина произрастания овощных и зерновых растений.
1
1
лекция
таблица
3
История окультуривания зерновых и овощных растений
1
1
Сообщения уч-ся, работа с допол. литературой
конспект
Тема 2. Биологические основы селекции растений
5
3,5
1,5
4
Строение обоеполого и раздельнополого цветков
1
0,5
0,5
Сообщения уч-ся, работа с моделями цветков
Аппликация «Строение цветка»
5
Приспособление растений к перекрестному опылению ветром
1
1
Работа с допол. литературой
таблица
6
Самоопыление, искусственное опыление. Лабораторная работа № 1 «Проведение искусственного опыления»
1
0,5
0,5
Беседа, работа с моделями цветов
Отчет о работе
7
Вид, его критерии. Лабораторная работа №2 «Определение морфологического критерия»
1
0,5
0,5
Беседа, работа с гербарием
Отчет о работе
8
Вегетативное размножение растений и его значение для селекции
1
1
Работа с допол. литературой
таблица
Тема 3. Селекция растений
9
6,5
2,5
9
Методы современной селекции: полиплоидия и отдаленная гибридизация
1
1
лекция
конспект
10
Искусственный мутагенез, гетерозис, значение в селекции
1
1
Сообщения уч-ся
таблица
11
Работа И.В. Мичурина по селекции плодовых деревьев. Лабораторная работа № 3 «Прививка плодовых деревьев»
1
0,5
0,5
Беседа, работа в парах
Отчет о работе
12
Достижения российских селекционеров-растениеводов
1
1
Сообщения уч-ся
конспект
13
Сорт растения, его характеристика, генетическая основа селекции растений.
1
1
Сообщения уч-ся
конспект
14
Культурные растения, их сорта, выращиваемые в Тульской области.
1
1
Сообщения уч-ся
таблица
15
Лабораторная работа № 4 «Сравнительная характеристика сортов растений».
1
1
Работа в парах
Отчет о работе
16
Практическая работа № 1 «Решение генетических задач по селекции растений»
1
1
Работа в парах
Отчет о работе
17
Итоговое занятие-конференция « «Достижения селекции растений сельскому хозяйству»
1
1
Рефераты
уч-ся
Примерные темы рефератов
1. С чего начиналась селекция?
2. Маршруты мировой экспедиции Н.И. Вавилова.
3. Методы работы И.В. Мичурина.
4. История выращивания культурных растений.
5. Достижения и перспективы развития современной селекции.
Литература
1.Лобышев М.Е., Ватти К.В. Генетика с основами селекции. М., Просвещение, 1979.
2. Гужов Ю.Л. Генетика и селекция- сельскому хозяйству. М., Просвещение, 1984.
3. Вавилов Н.И. Жизнь коротка, надо спешить. М., Советская Россия, 1990.
4. Скорняков С.М. Зеленая родословная. М., Агропроиздат, 1989.
5. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. М., Молодая гвардия, 1969.