Автор конспекта:
Автор(ы): — Шестова С.А.

Место работы, должность: — МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа» учитель математики

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Алгебра

Краткое описание: — Пояснительная записка Предлагаемый курс содержит не проработанные в базовом курсе математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 – го класса, которым интересна математика. Данный элективный курс поможет школьникам изучить различные способы решения уравнений высших степеней и научиться находить оптимальные решения. Теоретический материал сопровождается разбором типовых задач, приведены упражнения для самостоятельной работы, вопросы самопроверки, сводка основных формул. Учащиеся овладевают приёмами аналитико – синтетической деятельности при решении задач данного курса. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.

МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Программа курса заслушана «Утверждаю»

на педагогическом совете Директор МОУ «Васильевская

МОУ «Васильевская средняя средняя общеобразовательная

общеобразовательная школа» школа __________ /Фролов В.А./

Протокол № ________

от «____» ___________2006г.

Решение уравнений высших степеней

с одной неизвестной

/элективный курс/

Программа рассчитана

на учащихся 9 класса

Подготовила: учитель

математики Шестова С. А.

с. Васильевское 2006

Программа элективного курса

«Решение уравнений высших степеней с одной неизвестной»

Пояснительная записка

Предлагаемый курс содержит не проработанные в базовом курсе математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 – го класса, которым интересна математика. Данный элективный курс поможет школьникам изучить различные способы решения уравнений высших степеней и научиться находить оптимальные решения. Теоретический материал сопровождается разбором типовых задач, приведены упражнения для самостоятельной работы, вопросы самопроверки, сводка основных формул. Учащиеся овладевают приёмами аналитико – синтетической деятельности при решении задач данного курса.

Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

· Повысить математический уровень знаний учащихся;

· Создать в совокупности с основными разделами курса базы для развития способностей учащихся;

· Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи курса:

· Научить учащихся применять ранее полученные знания к решению данных задач;

· Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

· Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Данный курс рассчитан на 9 часов, предполагает компактное и чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изученном материале, на решение новых и интересных задач.

Программа может быть эффективно использована в 9 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставит возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В состав учебно-методического комплекта входят:

1. Учебное пособие для школьников, включающее задачи и упражнения для закрепления знаний и отработке практических навыков, упражнения для самостоятельной работы.

2. Методическое пособие для учителя с методическими рекомендациями по проведению занятий, решению задач, организации промежуточного и итогового контроля знаний учащихся.

3. Приложения, содержащие дополнительную информацию по данному курсу.

Учебно – тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Определение уравнения IIIстепени. Неполные уравнения.

2

0,5

1,5

С.р.

2

Различные способы решения полных уравнений IIIстепени (графический способ, способ подбора)

Теорема Безу, схема Горнера

3

0,5

0,5

0,5

1,5

С.р.

3

Решение уравнений высших степеней

3

0

3

С.р.

4

Решение задач по всему курсу

1

1

С.р.

Содержание программы

Занятие 1.Определение уравнения IIIстепени. Неполные уравнения.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение упражнений.

Форма контроля: проверка задач, решённых самостоятельно.

Занятие 2. Определение уравнения IIIстепени. Неполные уравнения.

Методы обучения: выполнение упражнений под руководством учителя и самостоятельно.

Формы контроля: самостоятельная работа.

Занятие 3. Различные способы решения полных уравнений IIIстепени (графический способ, способ подбора, деление многочлена на многочлен)

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение упражнений.

Занятие 4. Различные способы решения полных уравнений IIIстепени.

Теорема Безу, схема Горнера.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение упражнений.

Занятие 5.Различные способы решения полных уравнений IIIстепени.

Теорема Безу, схема Горнера.

Методы обучения: выполнение упражнений под руководством учителя и самостоятельно.

Формы контроля: самостоятельная работа.

Занятие 6. Решение уравнений высших степеней.

Методы обучения: повторение теории (теорема Безу, схема Горнера), выполнение упражнений под руководством учителя.

Занятие 7.Решение уравнений высших степеней.

Методы обучения: выполнение упражнений под руководством учителя и самостоятельно.

Форма контроля: проверка задач, решённых самостоятельно.

Занятие 8.Решение уравнений высших степеней.

Методы обучения: выполнение упражнений под руководством учителя и самостоятельно.

Формы контроля: самостоятельная работа.

Занятие 9. Решение задач по всему курсу.

Формы контроля: самостоятельная работа.

Общие методические рекомендации

Данный элективный курс «Решение уравнений высших степеней с одной неизвестной» задаёт примерный объём знаний, умений и навыков, которыми и должны овладеть учащиеся. В результате изучения курса учащиеся должны научиться решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности.

В каждой теме курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.

Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю предотвратить возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придаёт уверенности, а слабому помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.

Домашние задания являются обязательными для всех. Сильным учащимся можно давать задания из дополнительной части или предлагать творческие задания. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путём определения способа действия и называния ответа.

Проверочные работы рассчитаны на часть урока, целиком самостоятельная работа может быть предложена на заключительном этапе обучения с целью выявления степени овладения данным курсом. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава слушателей курса и их подготовленности.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

· точно и грамотно формулировать положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

· применять аппарат алгебры к решению задач;

· уверенно решать задачи на вычисления.

Возможные критерии оценок

Критерии при выставлении оценок могут быть следующие.

Оценка «отлично» — учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении задач; в работе над индивидуальными и домашними заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Для получения высокой оценки учащийся должен показать не только знание теории и овладение набором стандартных методов, но и известную сообразительность, математическую культуру.

Оценка «хорошо» — учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определённые положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащихся.

Оценка «удовлетворительно» — учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

Литература для учащихся:

1.Алгебра: учеб.для 9 кл с углубл. изуч. математики/ Н.Я.Виленкин. – М.: Просвещение, 1995-1998.

2.Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. – М.: Просвещение, 1992-1999.

3.Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Дидактические материалы для шк.и классов с углубленным изучением математики.- М.: Дрофа, 1999.

4. Зив Б.Г., Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса.- СПб., 2003.

5. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидактические материалы для 9 класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1998.

Литература для учителя:

1.Учебник «Алгебра и начала анализа, 10» С.М.Никольский и др., Москва «Просвещение» 2003.

2. Сборник задач для поступающих в ВУЗы. Под редакцией М.И.Сканави. М.: «Высшая школа». 1998г.

3. 500 способов и методов решения задач по математике. А.Р.Рязановский. Для школьников и поступающих в вузы. Дрофа. М.: 2001г.

4. Алгебраический тренажер. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир. Пособие для школьников и абитуриентов. Москва.: «Илекса» 2001г.

5. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. Учебно – методическое пособие. 10 – 11 классы. С.Н.Олейник, М.К. Потапов, П.И.Пасиченко. Москва. «Дрофа». 2001г.

6. Материалы вступительных экзаменов в вузы.

7. Повторим математику. Шувалова Э.З. Издательство «Высшая школа», М.1968

8. Г.Дорофеев, М.Потапов, Н.Розов. Математика для поступающих в вузы. Дрофа.2002.

9. Электронный учебник «Алгебра». Составители: Станченко С.В., Высоцкий И.Р., Шестаков С.А.. КОРДИС МЕДИА, 2000-2001. КУДИЦ.

Файлы: элект. курс 11 класс.doc
Размер файла: 64512 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология