Автор конспекта:
Автор(ы): — Осокина Елена Олеговна

Место работы, должность: — МОУ Октябрьская СОШ Рыбинского района Ярославской области

Регион: — Ярославская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — Целью методической работы является разработка программы элективного курса «Создание гипертекстовых приложений». Деятельность по созданию гипертекстовых приложений развивает творческие способности школьников, позволяет реализовать им свои интересы в областях, выходящих за рамки содержания традиционных профилей обучения. Ведь создавая сайт, школьник делает это, чтобы разместить на нем то, в чем он сам заинтересован, что составляет круг его познавательных потребностей, склонностей. А эти интересы и склонности могут быть весьма разнообразными. Готовя материал для размещения на сайте, школьник неизбежно будет расширять, обогащать свои знания в выбранных им областях науки, техники, культуры. Может быть, это одна из главных особенностей и несомненных преимуществ элективных курсов по этой тематике.

Программа элективного курса
«Создание гипертекстовых приложений"
1. Пояснительная записка
Введение элективного курса«Создание гипертекстовых приложений» за счет вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что на изучение темы «Основы гипертекстовой разметки документов» по программе И.Г.Семакина в общеобразовательном профиле отводится 3 часа, в информационно — технологическом – 6 часов, что совершенно недостаточно для хорошего пониманияэтого учебного материала и формирования навыков создания web-документов.
Курс «Создание гипертекстовых приложений» способствует формированию у учащихся надпредметных умений, даёт возможность учащимся самим создавать продукты, которые можно публиковать в сети Интернет. Знание интернет-технологий становится одним из важных факторов, способствующих востребованности человека в жизни, в обществе.
Данный элективный курс дает возможность научиться создавать собственные web -страницы, персональные сайты, сайты по предметам и т.д.
Изучение этого курса будет способствовать адаптации учащихся в современном мире, проверке своих профориентационных устремлений, поможет утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия, в частности, через создание средства массовой информации – Web-версии школьной газеты «Октябрьские вести», web-страниц «Виртуального школьного музея» и сайта школы.
Курс построен по модульному принципу. Каждая тема состоит из теоретического материала, лабораторного практикума, задания для самостоятельного выполнения. Конечным продуктом изучения курса будет командное создание проекта. Курс завершается итоговым контролем в форме теста и защитой творческих работ, т.к. данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям курса. При этом к защите обучающийся должен представить образовательный продукт (созданные web-страницы, сайты и т.п.) и продемонстрироватьуровень достижения минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Выполнение работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Данные курс предназначен не только длязнакомства обучающихся со структурой документов представляемых в сетевых пространствах, но также для реализации коммуникативных, технических и эвристических способностейв ходе проектирования и конструирования. Это позволяетвыработать навыки использования средств сети Интернет в жизни, а также показать возможности применения гипертекстовых документов в различных областях профессиональной деятельности.
Цели курса:
образовательные:
освоение знаний составляющих основу научных представлений об информации и информационных процессах,
закрепление интереса к предмету «Информатика»;
ознакомление учащихся с основными возможностями HTML;
формирование общего представления о назначении и основных возможностях html-конструирования, изучение основ создания простейшие web-страницы;
овладение умениями работать с различными видами информации, выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
показать межпредметные связи информатики с другими дисциплинами;
развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий;
развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации, через выбор темы и подбор материалов для творческой работы;
способствовать формированию и осознанию интересов ученика в различных областях;
развитиеэстетическоговкуса;
воспитательные:
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
умение работать в коллективе;
воспитание чувства ответственности при выполнении социально значимой работы, как, например, web-версии школьной газеты «Октябрьские вести», web-страниц «Виртуального школьного музея» и школьного сайта.
Учебные задачи курса «Создание гипертекстовых приложений»:
1. Расширить знания, полученные в рамках изучения базового курса информатики.
2.Сформировать у учащихся базовые представления о языке гипертекстовой разметки НТМL, как способа представления информации.
3.Освоить программы обработки графической и текстовой информации.
4. Научить создавать web-сайты в редакторе Е-паблишер, Блокнот.
5. Научить сравнивать готовые материалы, анализировать имеющуюся информацию.
6.Развивать у учащихся представления об этике оформления и дизайна при создании гипертекстовых приложений.
7.Сформировать навыки самостоятельной работы,навыки работы в коллективе с комплексными web-проектами.
8. Поддержать творческую активность учащихся
9. Сформировать у учащихся базовые представления о языке гипертекстовой разметки HTML.
Принципы отбора материала:
актуальность и практическая направленность:
востребованность содержания курса и возможность непосредственного практического применения полученных знаний;
научность и объективность: соответствие изучаемого материала и учебных примеров основным принципам построения реальных web-приложений;
доступность: отбор учебного материала и определение глубины изучения в соответствии с уровнем подготовки и возрастными особенностями школьников;
наглядность: использование электронного учебника, практикума;
реалистичность: возможность усвоения основного содержания программы за отведенное время.
Место курса в предпрофильной подготовке
Курс является, во-первых, предметно-ориентированным:
• расширяет базовый курс информатики;
• развивает интерес к информатике;
• углубляет знания учащихся в области web-дизайна и как следствие интернет – технологий.
Во-вторых, курс является надпредметным, так как позволяет понять связь информатики с другими областями знаний. В процессе обучения от учащихся требуется не только умение создать свой web-сайт, но и сделать его визуально и информационно привлекательным, что невозможно без мобилизации творческих возможностей и необходимости самостоятельного поиска нестандартныхрешений.
Курс может с успехом использоваться не только в технологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку web- проектированиешироко используется во всех предметных областях современного общества – гуманитарных, естественнонаучных, технических, социальных, экономических и др.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий – самостоятельная практическая работа, индивидуальная работа с электронным учебником, компьютерный практикум, групповая работа, лабораторная работа, занятия в сети, защита разработок и т.п. Все задания выполняются с помощью инструкций и необходимых программных средств.
В данной системе деятельности ведущей и ключевой выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. При выполнении учебных заданий ребенок должен ощущать личную потребность в них, желание творить, реализовывать свои идеи, что является главным условие её продуктивности. Продуктивная ориентация курса означает, что результатом любой деятельности ученика становится его личный образовательный продукт, по качеству которого можно судить о сформированности у ученика соответствующих способов действий и внутренних образовательных приращениях.
Длительность изучения темы 2 – 6 занятий, в начале каждого из которых учащимся предлагается выполнить практическое задание, используя в качестве исходного материала примеры, подготовленные учителем (см. Практические задания). Таким образом, в ходе выполнения задания учащиеся знакомятся с новым материалом и создают web-документ. В заключительной части каждого занятия подводятся итоги о том, что узнали нового и чтополучили в результате.
Итогом курса являются проекты, которые защищаются на пятом и последнем занятии и оцениваются методом самооценки и взаимооценки, которые формируются в процессе обсуждения.
Предварительно, на занятиях проектирования проектов и при подготовке к защите, учащиеся должны изучить правила выступления (Приложение 8), заполнитьлист самооценки (Приложение 9), бланка контроля (Приложение 10) в соответствии с критериями оценивания работы в учебном проекте «Школьная газета» (Приложение 11) и «Виртуальный школьный музей» (Приложение 13). Затем учащиеся выполняютитоговый контрольный тест«ОсновыHTML» (Приложение 15).
Основные принципы организации учебной работы с учащимися :
• проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание проблемных познавательных ситуаций;
•выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся.
Все задания, вопросы рассчитаны на работу учащихся на уроке. Для усиления эффективности учащиеся выполняют индивидуально или в малых группах с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и индивидуализации обучения в процессе изучения сетевых технологий. Знания, умения, и способы конструирования web-сайтов являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Таким образом, освоенный инструментарий — способы web-конструирования, выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходит с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.
Основные виды деятельности учащихся
Предполагается применение личностно ориентированного и деятельностного подходов в организации учебной деятельности учащихся. При освоении новых знаний необходимо учитывать различные механизмы психикитакие, как память, восприятие, внимание, способность прогнозирования, осмысление и др. Виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при изучении, носят общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:
поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации;
работа с источниками информации ‑ поиск информации в источнике, сопоставление свидетельств разных источников, высказывать суждение об их ценности, выделение фактов, проблем и т.д.;
проектирование, синтезирование, комбинирование, составление, творчество;
выставление сравнительной оценки своим и чужим работам, определение ценностей найденного материала, обсуждение его значимости.
Планируемые результатыкурса
Предлагаемый учебный курс для предпрофильной подготовки «Создание гипертекстовых приложений» должен помочь учащимся углубить основные базовые знания информатики, ключевые понятия HTML, расширить знания о представлении информации. Учащиеся должныусвоить основы web-программирования, сформировать умения по созданию простейших html-документов. Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления, в том числе, научить их:
структурировать информацию, создавать макет сайта;
распределять информацию по разделам сайта;
использовать простейший web-редактор для создания web-страниц;
овладеть основными способами и приемами по созданию web-страниц и сайтов.
создавать простейшие html-страницы.
Программное обеспечение
Для работы учащимся потребуется конструктор школьных сайтов «E-publish», браузер InternetExplorer. Вся работа может выполнятьсябез подключения к Сети.
2. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны:
знать

  • формы представления текстовой и графической информации в сети Интернет;
  • виды web — сайтов;
  • способы работы с изученными программами (редакторы сайтов) и HTML-документами;
  • язык HTML;

уметь

  • проектировать и создавать гипертекстовое приложение средствами прикладной программы E-publish;
  • программировать на языке HTML на уровне создания не менее 3-5 связанных страниц сайта;
  • передавать информацию в сеть Интернет с помощью специальных программ;
  • применять при создании web-страницы основные принципы web-дизайна,проводить анализ, проектироватьструктуру, производить отборсодержания согласно функциональным требованиямпроекта,выполнять визуализацию информации в соответствии с требованиями дизайна;

иметь навыки владения

  • способами работы с изученными программами (редакторы сайтов);
  • необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления web-сайта;
  • приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
  • опытом коллективного сотрудничества, способами коммуникации при конструировании web-сайтов;
  • анализа и оценки своих результатов.


3. Учебно-тематический план элективного курса
“Создание гипертекстовых приложений”
(35 часов)

№ п/п
Наименование тем
Всего часов
В том числе
теория
практика
1
Введение в курс. Экскурсия в музей.
2
2

2
Введение в проектирование. Типы сайтов. Что такое информационная архитектура. Правиластруктурирования и отбора информации.
Знакомство с программой «Конструктор школьных сайтов» (Е-паблишер). Создание проекта, работа с текстами, изображениями.
2
1
1
3
Создание информационной архитектурысайта школьной газеты «Октябрьские вести». Создание карты сайта. Управление навигацией: редактор меню сайта.
Знакомство с правила выступления, заполнитьлист самооценки, бланка контроля в соответствии с критериями оценивания работы в учебном проекте «Школьная газета»
2
1
1
4
Создание Web-страниц школьной газеты «Октябрьские вести»
2

2
5
Защита проектов
1

1
6
Основные понятия HTML. Структура HTML-документа. Форматирование текста. Создание и фоновое оформление главной Web-страницы.
3
1
2
7
Использование таблиц
4
2
2
8
Спецсимволы. Линии. Бегущая строка
2
1
1
9
Подготовка и размещение графики и звука
4
2
2
10
Создание страниц сайта
2

2
11
Работа с гиперссылками. Оформление гиперссылок
2
1
1
12
Фреймы.
Контрольный тест.
2
1
1
13
Создание концепции «Виртуального школьного музея» или сайта школы. Создание Web-страниц сайта «Виртуального школьного музея» и сайта школы.
Повторить правила выступления, заполнитьлист самооценки, изучить бланк контроля в соответствии с критериями оценивания работы в учебном проекте «Виртуальный школьный музей».
6
1
5
14
Защита проектов.
1

1

Итого:
35
13
22

Файлы: Тематическое планирование для 6 класса.pdf
Размер файла: 149681 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология