Автор конспекта:
Автор(ы): — Ташкембаева Динара Тахировна
Место работы, должность: — ВКО, г.Семей, КГУ «СОШ№27″ учитель географии
Регион: — Зарубежье — Казахстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Экология
Цель урока: —
Цели курса
· развитие разносторонних интересов испособностей учащихся;
· пропаганда знаний географических иэкологических наук;
· выявление конструктивного значения географии иэкологии насовременном этапе;
· изучение вклада этих наук вразвитие народного хозяйства нашей страны исохранение ееприродных богатств;
· расширение и углубление программного материала;
· развитие индивидуальных интересов учащихся кгеографо-экологическим знаниям.
Задачи курса
- формировать иразвивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, ихнаучные знания;
- содействовать воспитанию казахстанского патриотизма, более глубокому пониманию внутренней ивнешней политики Республики Казахстан;
- правильно ориентировать подрастающее поколение всложных проблемах взаимодействия общества иприроды, совершенствовать географическое иэкологическое образование;
- формирование активной жизненной позиции учащихся;
- развивать экологическое сознание;
- становление экологической культуры личности и общества, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы.
Ожидаемые результаты
- повышение заинтересованности визучении естественных дисциплин;
- активизация исследовательской деятельности учащихся;
- экологическая грамотность учащихся;
- создание условий для развития иреализации творческих способностей учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащимся:
Учащиеся должны знать:
- структуры исодержание курса;
- основные виды загрязнений окружающей среды;
- зоны экологического бедствия нашей республики;
- основные направления рационального природопользования;
- виды охраняемых растений иживотных позаповедникам Казахстана;
- основные экологические проблемы нашего края;
- перспективные охраняемые территории Казахстана.
Учащиеся должны уметь:
- проводить различные мониторинги окружающей среды;
- давать сравнительные характеристики видов загрязнений;
- объяснять влияние хозяйственной деятельности человека наприроду разных регионов;
- давать характеристику основных экологических проблем нашего региона;
- участвовать в оздоровлении окружающей среды;
- выполнять правила поведения в природе и участвовать в деятельности по охране окружающей среды и своей местности.
.
Межпредметная интеграция:
Математика, география, биология, черчение, ИЗО
Объем учебного времени, периодичность занятий
Факультативный курс «Геоэкология и охрана окружающей среды ВКО» проводится 1 раз в неделю, 34 часа в год. Запланировано 12 уроков, 5 проверочных работ. Продолжительность урока 45 минут.
Форма организации курса
Формы работы разнообразны:групповая работа, практические работы, комбинированные уроки с просмотром презентаций, разработка и защита творческих проектов учащихся.
Форма завершения курса
Факультативный курс завершается защитой творческих проектов учащихся по группам на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды». Форма отчетности произвольная: глоссарии, блок-схемы, карта-схемы, буклеты, кроссворды и др.
Система оценивания учебных достижений учащихся
Оценка образовательных результатов обучающихсярассматривается как важный этап педагогического процесса. При реализации вариативного компонента БУП (факультативные курсы и курсы по выбору ученика) применяется оценка – «зачет» и «незачет».
Используемые учебники и учебные пособия: —
Рекомендуемая литература для учителя:
1. Концепция развития образования Республики Казахстан до2015года//Казахстанская правда, 26.12.2003
2. НазарбаевН.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность иулучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: Білім,1997. 30с.
3. НазарбаевН.А. Через кризис кобновлению иразвитию. Послание главы государства кнароду Казахстана//Мысль. 2009. №4.с2-11
4. ПономаренкоЕ.В. Формирование экологически ответственной личности выпускника впроцессе школьного экологического образования ивоспитания//Образование. 2007. №5с.138-140
5. Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 1986.
6. Панин М.С. Экология Казахстана
7. Интернет сайт ООН (www.un.org ).
8. ПанинМ.С. Химическая экология – Семипалатинск, 2000 г.
Рекомендуемая литература для учеников:
1. Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года № 291-IV.
2. Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 442.
3. Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481. Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2003. № 17. Ст. 41.
4. Лесной Кодекс Республики Казахстан.
5. Максаковский В.П. Географическая картина мира., З.Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во.- 1996.
6. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн, 1: Общая характеристика мира.- М.: Дрофа, 2003.- 496 с.
7. Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов.-География в школе, № 5, 2006. — с. 3 -10.
8. Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов.-География в школе, № 6, 2006. — с. 4 — 8.
9. Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов.-География в школе, № 7, 2006. — с. 3- 11.
10. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана / А.В. Чигаркин. — Алма-Ата: КазГУ, 1974. — 345 с.
11. Чигаркин А.В. Региональная геоэкология Казахстана / А.В. Чигаркин. — Алма-Ата: КазГУ, 1974. — 435с.
Краткое описание: — Пояснительная записка Данный курс основан на требованиях к современному образованию, главная из которых состоит в воспитании гармонично развитой личности. Современная эпоха диктует, что краеугольным камнем в отношениях человек-природа, становятся экологические знания.[1] Исходя из приоритетов Стратегии «Казахстан — 2030», Президентом Н.А. Назарбаевым утверждена «Концепция экологической безопасности на 2004 — 2015 годы», в котором экологическое образование рассматривается в качестве основы для формирования экологической культуры общества.[2] Проблема взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. [3]
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
Содержание курса
«Геоэкология и окружающая среда»
6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
I. Введение (4 часов)
1. Этапы становления геоэкологии (2 часа)
· Понятие, объект, предмет «геоэкология»
· Этапы становления геоэкологии
2. Основные методы геоэкологии (2 часа)
· Понятие «Методы ГЭ»
· Знакомство с классификацией методов
II. Геоэкология и охрана окружающей среды ВКО (22 часа)
3. Законы природопользования (3 часа)
· Закономерности развития природы
· Понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»
· Основные пути рационального природопользования
4. Геоэкологическое картографирование (4 часа)
· Знакомство с понятием «Геоэкологическое районирование»
· Уровни экологической нарушенности
· Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.
· Составление геоэкологической карты г. Семей
5. Загрязнение атмосферы и охрана воздушного бассейна (3 часа)
· Критерии экологических проблем и ситуаций
· Понятие «индекс загрязнения атмосферы». Расчеты ИЗА.
· Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.
6. Загрязнение гидросферы и охрана водных ресурсов (3часа)
· Антропогенные процессы в гидросфере
· Понятие «индекс загрязнения воды». Расчеты ИЗВ р. Иртыш.
· Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.
7. Загрязнение литосферы и охра почв (3 часа)
· Геоэкологичесие функции литосферы
· Антропогенные процессы в литосфере
· Понятие «мелиорация»
8. Основные геоэкологические проблемы биосферы (3 часа)
· Функции региона в биосфере Земли
· Красная книга Казахстана
· Сохранение биологического разнообразия на территории ВКО
9. Защита творческих проектов учащихся на тему «Влияние деятельности человека на изменение атмосферы и климата» (3 часа)
· Изменение климата и его последствия
· Проблема деградации озонового слоя
· Парниковый эффект
· Проблема кислотных осадков
10. Принципы и законы охраны географической среды (3 часа)
· Понятие «экологический кодекс РК». Принципы охраны.
· Законы охраны окружающей среды
· Организации по охране географической среды
11. Прогнозирование экологических ситуаций (3 час)
· Понятие «мониторинг»
· Виды и методы геоэкологического прогнозирования
· Принципы географического прогноза и экологические ситуации
III. Подведение итогов (2 часа)
12. Защита творческих проектов учащихся на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды» (2 часа)
· Подготовка работ, работа с литературой, раздаточным материалом
· Защита и оценка работ
Учебно-тематическое планирование
№
Наименование тем курса
Кол-во часов
Практические работы
Формы контроля (примечание)
1
Этапы становления геоэкологии
2
Фронтальный опрос
2
Основные методы геоэкологии
2
Составление блок-схемы
3
Законы природопользования
3
Составление блок-схемы
4
Геоэкологическое картографирование
4
Анализ карт геоэкологического районирования
Работы с картами
5
Загрязнение атмосферы и охрана воздушного бассейна
3
Составление конспекта
6
Загрязнение гидросферы и охрана водных ресурсов
3
Составление конспекта
7
Загрязнение литосферы и охрана почв
3
Составление конспекта
8
Основные геоэкологические проблемы биосферы
3
Составление конспекта
9
Влияние деятельности человека на изменение атмосферы и климата
3
Защита творческих проектов на темы «Антропогенная нагрузка и глобальные экологические проблемы»
Работа в группах
10
Принципы и законы охраны географической среды
3
Составление конспекта
11
Прогнозирование экологических ситуаций
3
Составление блок-схемы
12
Итоговое занятие
2
Защита творческих проектов на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды»
Работа в группах
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Геоэкология и окружающаясреда»
6класс, 34 часа
№
Наименование тем курса
Кол-во часов
Практические работы. Примечание
Даты
Домашнее задание
1
Этапы становления геоэкологии
2
2
Основные методы геоэкологии
2
Составление блок-схемы
3
Законы природопользования
3
4
Геоэкологическое картографирование
4
Составление геоэкологической карты г. Семей
5
Загрязнение атмосферы и охрана воздушного бассейна
3
Расчеты ИЗА.
Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.
6
Загрязнение гидросферы и охрана водных ресурсов
3
Расчеты ИЗВ р. Иртыш.
Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.
7
Загрязнение литосферы и охрана почв
3
8
Основные геоэкологические проблемы биосферы
3
9
Влияние деятельности человека на изменение атмосферы и климата
3
Составление блок-схемы
10
Принципы и законы охраны географической среды
3
11
Прогнозирование экологических ситуаций
3
Составление блок-схемы
12
Итоговое занятие
2
Защита творческих проектов учащихся на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды»
Файлы: ВОШ_география.doc
Размер файла: 37888 байт.