Автор конспекта:
Автор(ы): — Ташкембаева Динара Тахировна

Место работы, должность: — ВКО, г.Семей, КГУ «СОШ№27″ учитель географии

Регион: — Зарубежье — Казахстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: —

Цели курса

· развитие разносторонних интересов испособностей учащихся;

· пропаганда знаний географических иэкологических наук;

· выявление конструктивного значения географии иэкологии насовременном этапе;

· изучение вклада этих наук вразвитие народного хозяйства нашей страны исохранение ееприродных богатств;

· расширение и углубление программного материала;

· развитие индивидуальных интересов учащихся кгеографо-экологическим знаниям.

Задачи курса

  • формировать иразвивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, ихнаучные знания;
  • содействовать воспитанию казахстанского патриотизма, более глубокому пониманию внутренней ивнешней политики Республики Казахстан;
  • правильно ориентировать подрастающее поколение всложных проблемах взаимодействия общества иприроды, совершенствовать географическое иэкологическое образование;
  • формирование активной жизненной позиции учащихся;
  • развивать экологическое сознание;
  • становление экологической культуры личности и общества, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы.

Ожидаемые результаты

  • повышение заинтересованности визучении естественных дисциплин;
  • активизация исследовательской деятельности учащихся;
  • экологическая грамотность учащихся;
  • создание условий для развития иреализации творческих способностей учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям учащимся:

Учащиеся должны знать:

  • структуры исодержание курса;
  • основные виды загрязнений окружающей среды;
  • зоны экологического бедствия нашей республики;
  • основные направления рационального природопользования;
  • виды охраняемых растений иживотных позаповедникам Казахстана;
  • основные экологические проблемы нашего края;
  • перспективные охраняемые территории Казахстана.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить различные мониторинги окружающей среды;
  • давать сравнительные характеристики видов загрязнений;
  • объяснять влияние хозяйственной деятельности человека наприроду разных регионов;
  • давать характеристику основных экологических проблем нашего региона;
  • участвовать в оздоровлении окружающей среды;
  • выполнять правила поведения в природе и участвовать в деятельности по охране окружающей среды и своей местности.

.

Межпредметная интеграция:

Математика, география, биология, черчение, ИЗО

Объем учебного времени, периодичность занятий

Факультативный курс «Геоэкология и охрана окружающей среды ВКО» проводится 1 раз в неделю, 34 часа в год. Запланировано 12 уроков, 5 проверочных работ. Продолжительность урока 45 минут.

Форма организации курса

Формы работы разнообразны:групповая работа, практические работы, комбинированные уроки с просмотром презентаций, разработка и защита творческих проектов учащихся.

Форма завершения курса

Факультативный курс завершается защитой творческих проектов учащихся по группам на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды». Форма отчетности произвольная: глоссарии, блок-схемы, карта-схемы, буклеты, кроссворды и др.

Система оценивания учебных достижений учащихся

Оценка образовательных результатов обучающихсярассматривается как важный этап педагогического процесса. При реализации вариативного компонента БУП (факультативные курсы и курсы по выбору ученика) применяется оценка – «зачет» и «незачет».

Используемые учебники и учебные пособия: —

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Концепция развития образования Республики Казахстан до2015года//Казахстанская правда, 26.12.2003

2. НазарбаевН.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность иулучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: Білім,1997. 30с.

3. НазарбаевН.А. Через кризис кобновлению иразвитию. Послание главы государства кнароду Казахстана//Мысль. 2009. №4.с2-11

4. ПономаренкоЕ.В. Формирование экологически ответственной личности выпускника впроцессе школьного экологического образования ивоспитания//Образование. 2007. №5с.138-140

5. Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 1986.

6. Панин М.С. Экология Казахстана

7. Интернет сайт ООН (www.un.org ).

8. ПанинМ.С. Химическая экология – Семипалатинск, 2000 г.

Рекомендуемая литература для учеников:

1. Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года № 291-IV.

2. Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 442.

3. Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481. Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2003. № 17. Ст. 41.

4. Лесной Кодекс Республики Казахстан.

5. Максаковский В.П. Географическая картина мира., З.Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во.- 1996.

6. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн, 1: Общая характеристика мира.- М.: Дрофа, 2003.- 496 с.

7. Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов.-География в школе, № 5, 2006. — с. 3 -10.

8. Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов.-География в школе, № 6, 2006. — с. 4 — 8.

9. Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов.-География в школе, № 7, 2006. — с. 3- 11.

10. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана / А.В. Чигаркин. — Алма-Ата: КазГУ, 1974. — 345 с.

11. Чигаркин А.В. Региональная геоэкология Казахстана / А.В. Чигаркин. — Алма-Ата: КазГУ, 1974. — 435с.

Краткое описание: — Пояснительная записка Данный курс основан на требованиях к современному образованию, главная из которых состоит в воспитании гармонично развитой личности. Современная эпоха диктует, что краеугольным камнем в отношениях человек-природа, становятся экологические знания.[1] Исходя из приоритетов Стратегии «Казахстан — 2030», Президентом Н.А. Назарбаевым утверждена «Концепция экологической безопасности на 2004 — 2015 годы», в котором экологическое образование рассматривается в качестве основы для формирования экологической культуры общества.[2] Проблема взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. [3]

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Содержание курса

«Геоэкология и окружающая среда»

6 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

I. Введение (4 часов)

1. Этапы становления геоэкологии (2 часа)

· Понятие, объект, предмет «геоэкология»

· Этапы становления геоэкологии

2. Основные методы геоэкологии (2 часа)

· Понятие «Методы ГЭ»

· Знакомство с классификацией методов

II. Геоэкология и охрана окружающей среды ВКО (22 часа)

3. Законы природопользования (3 часа)

· Закономерности развития природы

· Понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»

· Основные пути рационального природопользования

4. Геоэкологическое картографирование (4 часа)

· Знакомство с понятием «Геоэкологическое районирование»

· Уровни экологической нарушенности

· Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

· Составление геоэкологической карты г. Семей

5. Загрязнение атмосферы и охрана воздушного бассейна (3 часа)

· Критерии экологических проблем и ситуаций

· Понятие «индекс загрязнения атмосферы». Расчеты ИЗА.

· Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

6. Загрязнение гидросферы и охрана водных ресурсов (3часа)

· Антропогенные процессы в гидросфере

· Понятие «индекс загрязнения воды». Расчеты ИЗВ р. Иртыш.

· Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

7. Загрязнение литосферы и охра почв (3 часа)

· Геоэкологичесие функции литосферы

· Антропогенные процессы в литосфере

· Понятие «мелиорация»

8. Основные геоэкологические проблемы биосферы (3 часа)

· Функции региона в биосфере Земли

· Красная книга Казахстана

· Сохранение биологического разнообразия на территории ВКО

9. Защита творческих проектов учащихся на тему «Влияние деятельности человека на изменение атмосферы и климата» (3 часа)

· Изменение климата и его последствия

· Проблема деградации озонового слоя

· Парниковый эффект

· Проблема кислотных осадков

10. Принципы и законы охраны географической среды (3 часа)

· Понятие «экологический кодекс РК». Принципы охраны.

· Законы охраны окружающей среды

· Организации по охране географической среды

11. Прогнозирование экологических ситуаций (3 час)

· Понятие «мониторинг»

· Виды и методы геоэкологического прогнозирования

· Принципы географического прогноза и экологические ситуации

III. Подведение итогов (2 часа)

12. Защита творческих проектов учащихся на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды» (2 часа)

· Подготовка работ, работа с литературой, раздаточным материалом

· Защита и оценка работ

Учебно-тематическое планирование

Наименование тем курса

Кол-во часов

Практические работы

Формы контроля (примечание)

1

Этапы становления геоэкологии

2

Фронтальный опрос

2

Основные методы геоэкологии

2

Составление блок-схемы

3

Законы природопользования

3

Составление блок-схемы

4

Геоэкологическое картографирование

4

Анализ карт геоэкологического районирования

Работы с картами

5

Загрязнение атмосферы и охрана воздушного бассейна

3

Составление конспекта

6

Загрязнение гидросферы и охрана водных ресурсов

3

Составление конспекта

7

Загрязнение литосферы и охрана почв

3

Составление конспекта

8

Основные геоэкологические проблемы биосферы

3

Составление конспекта

9

Влияние деятельности человека на изменение атмосферы и климата

3

Защита творческих проектов на темы «Антропогенная нагрузка и глобальные экологические проблемы»

Работа в группах

10

Принципы и законы охраны географической среды

3

Составление конспекта

11

Прогнозирование экологических ситуаций

3

Составление блок-схемы

12

Итоговое занятие

2

Защита творческих проектов на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды»

Работа в группах

Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «Геоэкология и окружающаясреда»

6класс, 34 часа

Наименование тем курса

Кол-во часов

Практические работы. Примечание

Даты

Домашнее задание

1

Этапы становления геоэкологии

2

2

Основные методы геоэкологии

2

Составление блок-схемы

3

Законы природопользования

3

4

Геоэкологическое картографирование

4

Составление геоэкологической карты г. Семей

5

Загрязнение атмосферы и охрана воздушного бассейна

3

Расчеты ИЗА.

Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

6

Загрязнение гидросферы и охрана водных ресурсов

3

Расчеты ИЗВ р. Иртыш.

Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

7

Загрязнение литосферы и охрана почв

3

8

Основные геоэкологические проблемы биосферы

3

9

Влияние деятельности человека на изменение атмосферы и климата

3

Составление блок-схемы

10

Принципы и законы охраны географической среды

3

11

Прогнозирование экологических ситуаций

3

Составление блок-схемы

12

Итоговое занятие

2

Защита творческих проектов учащихся на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды»

Файлы: ВОШ_география.doc
Размер файла: 37888 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология