Автор конспекта:
Автор(ы): — Комарова Валентина Накочевна

Место работы, должность: —

ТМК ОУ "Усть- Портовская средняя общеобразовательная школа интернат

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Родной язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Пояснительная записка Общая характеристика предмета Место предмета в базисном учебном плане Требования к результатам освоения программы Содержание учебного предмета ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТаты Поурочное планирование по литературе 2 класс.Используемая литература:

· Национальная школа: направления, совершенствования, структуры и содержания образования Москва Издательский дом Новый учебник 2003 г.

· Книга для учителя ненецкой начальной школы г Ленинград Просвещение. Ленинградское отделение 1979г

· Русско-ненецкие и ненецко-русские языковые связи М. Я. Бармич.

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор ТМОУ «У-ПСОШ-И» зам. директора по УВР на заседании МО

Сучкова Е А Кукарева З В протокол № ___ от ____

«___» ___________ 2012 г. «___» __________ 2012 г. «___» _________2012 г.

Рабочая программа по родной (ненецкой) литературе

Учителя родного (ненецкого) языка

Комаровой Валентины Накочевны

2011 – 2012

ПРОГРАММА

по родному (литературному) чтению

2 класс

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.

Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 1-4 классов разработана в соответствии:

— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;

— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;

— с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)

— с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

— с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

Ненецкий язык как любой другой язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.

Осуществляемая в стране реформа общеобразовательной школы основывается на творческом развитии педагогических инновационных методов образования и воспитания молодого поколения и направлена на то, чтобы поднять уровень образования и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, повысить гражданскую позицию, патриотизм. На выполнение этих задач и должно быть нацелено преподавание в школе родной литературы, дающей возможность учащимся ознакомиться с духовным миром, бытом, нравами и традициями родного народа.

Для осуществления поставленных целей перед уроками родной литературы ставятся следующие конкретные задачи: овладение художественными богатствами ненецкой литературы, приобщение учащихся к искусству слова и развитие художественного восприятия как основы постижения авторского видения окружающего мира; формирование у учащихся высоких нравственных качеств, воспитание у учащихся

высокой гражданской позиции, любви к родному народу, дому; воспитание устойчивого

интереса к чтению и любви к родной литературе, развитие чувства прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса.

Цели, задачи курса родной литературы в начальной школе

Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно- творческих и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к слову, совершенствование видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать;

- овладение осознанным правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора

воспитание эстетического отношения к слову, интереса к чтению и кит и, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств.

Предметом обучения в основной школе является ненецкий литературный язык и его реальное функционирование. Цели обучения ненецкому языку в основной школе:

1) развития и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтение, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Ненецкий язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка

Цельопределяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Ненецкий язык»

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью ,которая находится в постоянном диалоге( через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке

Курс ненецкой литературы для 1-4 классов имеет свою ярко выраженную специфику, которая проявляется как в отборе материала, так и в методике его изучения. Это выдвигает целый ряд частных задач, которые отличаются от задач, стоящих перед литературным образованием в начальной школе.

Задачи эти заключаются в следующем:

__ совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения;

__ сформировать первоначальные умения и навыки анализа художественного текста;

__ в процессе знакомства с фольклором и творчеством ненецких писателей расширить и углубить жизненные впечатления учащихся , пополнить знания учащихся об историческом прошлом своего народа;

__ познакомить учащихся с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Многообразие задач и само содержание программного материала в 5-7 классах требуют от учителя родной литературы знания произведений устного народного творчества и ненецкой литературы, понимания своеобразия творчества писателя, знания его жизненного пути; совершенствование своего педагогического мастерства и методической подготовки.

Виды и формы работы на уроках родной литературы.

Каждый урок литературы на продвинутом этапе должен способствовать активному формированию у учащихся научно-материалистического мировоззрения, расширению их представлений об исторических фактах и событиях в жизни ненцев и всего российского народа. На уроках по родной литературе, исходя из конкретных целей и задач, учителю следует использовать приемы работы, пробуждающие и развивающие интерес к литературе и творческую активность учащихся.

Большое значение при этом имеет вступительная беседа, основанная на личных впечатлениях и наблюдениях учащихся; материале, раннее изученного ими. В качестве материала для вступительных бесед могут быть также использованы факты из жизни писателя и его творчества.

Анализ изучаемого текста начинается с беседы и комментированного чтения. Он включает пересказ содержания прочитанного по плану и без плана, выразительного чтения отрывков, наиболее важных для усвоения произведения. Наблюдения за построением произведения , за развитием событий помогают учащимся понять художественный текст в единстве формы и содержания. При анализе эпического произведения дети учатся выделять в нем в определенной связи эпизоды (сюжет0 , находить в тексте существенные детали, описания (портрет, пейзаж0 и соотносить их с общей структурой произведения (композиция).

Работа из класса в класс углубляется, расширяются представления учащихся об авторском замысле и способах его воплощения. Таким образом, школьники практически усваивают понятия: композиция, сюжет, тема, идея.

При анализе образной системы изучаемых произведений формируются представления учащихся о портрете литературного героя, первоначальное понятие о литературном характере. Выявление темы и главной мысли произведения дает возможность учащимся определить отношение автора к его героям. Наблюдения детей за образно-выразительными средствами поэтического языка способствуют пониманию особенностей художественной литературы и овладению такими теоретико-литературными понятиями, как эпитет, сравнение, ритм, рифма, прозаическая и литературная речь, аллегория, олицетворение, диалог и монолог.

Всесторонний анализ литературного произведения позволяет сделать вывод о том, что автор его — гражданин своей страны, имеющий свой взгляд на происходящее в жизни, отображающий в произведении человеческие характеры с позиций своих гражданских и эстетических критериев.

Для реализации целей и задач, поставленных программой, школьный урок литературы на родном языке должен быть дарующим ни с чем не сравнимую радость творчества, рождать новый стиль общения с книгой и раскрывать таинства общения с писателем.

Изучение фольклора коренных народов Таймыра.

Ведущая идея программы – знакомство учащихся с духовной культурой коренных народов, проживающих на Таймыре , через произведения фольклора.

Главные культурологические задачи программы:

__ приобщение учащихся к истокам самобытной национальной культуры малочисленных народов Таймыра, к их духовным ценностям;

__ создание единого поликультурного пространства в образовательных учреждениях, расположенных на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Основные цели и задачи данной программы:

__ использование материала национально-региональной тематики в учебно-воспитательном процессе;

__ формирование нравственного поведения учащихся по отношению к северной природе, ее растительному и животному миру4

__ воспитание уважительного отношения к культуре и быту коренных жителей Таймыра, формирование навыков толерантного поведения учащихся;

__ овладение первичными знаниями о своеобразии фольклора малочисленных народов Севера;

Ведущие принципы программы:

__ учет возрастных особенностей учащихся 5 классов при отборе содержания, планирования целей и задач воспитания и обучения;

__ учет государственного образовательного стандарта по курсу «Литература» 0для 5 классов и, в частности, содержания, раздела «Фольклор»;

__ изучение произведений фольклора народов Севера в соответствии с учебными темами государственного образовательного стандарта.

Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Программа составлена на основе принципов доступности и опоры на общекультурные знания учащихся по теме «Фольклор» в соответствии с программами литературного чтения в начальной школе и уроков литературы во 2 классе.

Общая характеристика предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе обучения младшего школь­ника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональнуюграмотность, спо­собствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Рабочая программа 2 класса направленана формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводитдетей в мир художественной литературы и по­могает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художе­ственное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.

Внеклассное чтение — неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.Цель его — углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения

Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтенияс учетом тем, жанров, авторов и книг.

Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью.

Во 2 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый вид упражнений второклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй — в классе при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определенную уроком тему.

Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникамзнакомства с широким кругом детского чтения от устного народноготворчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге.

Основные содержательные линии.

Основные содержательные линии «родного (литературного) чтения» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 10 разделами: «Маня“ школава“», «Нгэре» («Осень»), «Сава нгамгэ, вэва нгамгэ», «Сырэй“», «Лаханако“», «Хар“на“ мяканана“», «Хар“на“ вы“ яна“ нгардан“», «Нара», «Нара’ нгарка яля“ », «та’», а также часами внеклассного чтения.

В курсе «Литературное чтение2 выделяются следующие содержательные линии:

Ø Читательская деятельность учащихся на родном (ненецком) языке;;

Ø Творческая деятельность учащихся (на основе художественных текстов)

Ø Круг детского чтения с указанием фамилий поэтов и писателей.

Ø Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо);

Ø Виды читательской деятельности;

Ø Библиографическая культура.

Главнымисодержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами, понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающегося 2 класса.

Общая цель изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения состоит в приобщении младших школьников к чтению на родном языке ; к восприятию и осмыслению ненецких учебных текстов, а также ненецких художественных текстов, русских художественных текстов, созданных в образной системе другой художественной культуры; в приобщении к духовно – нравственным ценностям русской литературы (культуры), к ценностям других национальных Литератур (культур) народов России, в формировании читательской компетеции на основе самостоятельной читательской деятельности на родном (ненецком) языке. Данная цель конкретизируется при решении следующих задач:

Ø Обогащение на основе чтения, восприятия, осмысления художественных, научно – популярных и учебных текстов духовно – нравственных качеств младших школьников, их представлений о том, что хорошо и что плохо, о добре и зле; формирование чувства гордости за свой народ и свою многонациональную страну; уважительное отношение к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов России;

Ø Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности на родном (ненецком) языке (аудирование, говорение, чтение и письмо), овладение коммуникативной деятельностью на родном ненецком языке.

Ø Развитие у нерусских учащихся эстетической восприимчивости к родному (ненецкому) художественному слову, к художественной образности, понимание художественного ненецкого текста как явление словесного искусства, выраженного художественными средствами, развитие эстетического и художественного вкуса.

Ø Формирование познавательной и творческой деятельности на основе учебных, нвучно – популярных, художественных текстов на родном (ненецком языке, овладение простейшими практическими умениями работать с ненецкими художественными текстами, сопоставлять однотемные художественные тексты родной (ненецкой) и русской литературы. Находить в них черты сходства

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение родного (литературного) чтения отводится 1 час в неделю. На изучение программного материала отводится 35 часов.

Для полной реализации рабочей программы на уроках родного (литературного) чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.

Требования к результатам освоения программы

Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гкманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.
  • Формирование средствами ненецких литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей. Ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.
  • Формирование потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и самого себя;
  • Восприятие ненецкого литературного произведения как особого вида искусства;
  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Использование знаково – символических средств представления информации о книгах;
  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • Овладение навыками смыслового чтения в соответствии целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в письменной и в устной форме;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинн – следственных связей, построения рассуждений;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зренияи оценку событий;
  • Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

· понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

· сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

· овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

· овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание учебного предмета

Содержание и структура программы по родной литературе.

В программу по родной литературе на продвинутом этапе обучения включены:

__ ненецкий фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;

__ героические предания (эпические песни) – ярабц, сюдбабц;

__ загадки, пословицы, поговорки;

__ народные песни – индивидуальные, исторические;

__ литературные произведения писателей – литературные сказки, созданные по мотивам устного народного творчества,

стихотворения, рассказы, поэмы, повести, очерки.

Разделы программы 1-4 классов отражают темы: устное народное творчество – народ – творец, поэт, певец; через творчество писателей ненцев раскрываются такие темы, как жизнь ненцев до 1917 года, строительство новой жизни расцвет национальной культуры и литературы.

В содержание курса обучения родной (ненецкой) литературе во 2 классе входят:

I. Сфера общения

1.Социально — бытовая (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа .

2.Учебно-трудовая (школа, распорядок дня, каникулы и т.д.)

3.Социально-культурная (город, село, учреждения культуры. Отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода. Сказки, песни, стихи.)

4 Игровая

Виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские.)

II.Речевые умения

1. Аудирование (слушание)

Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.

Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.

2. Говорение

Составление рассказа с опорой на наглядность.

Составление рассказа согласно ситуации.

Продолжение рассказа по заданному началу.

Трансформация речевых высказываний.

3 Чтение

Чтение полного текста без заданий.

Чтение с пониманием основного содержания.

Ответы на вопросы по прочитанному

4 Письмо

Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.

Выполнение письменных заданий.

III. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев

1 Место расселения народа. Названия населенных пунктов.

2 Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

3 Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы,

поговорки, песни.)

4 Произведения ненецких писателей и поэтов.

5 Образцы орнаментов.

6 Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища

7 Орудия труда и средства передвижения.

8 Традиционная мужская и женская одежда.

9 Народные детские игры.

10 Традиционные виды труда и отдыха.

IV Виды читательской деятельности. Работа с учебными и научно – популярными текстами (познавательная деятельность).

Общее представление об учебных и научно – популярных текстах. Восприятие и понимание учебных и научно – популярных текстов на родном (ненецком) языке. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Понимание учебных и научно – популярных текстов как источников информации. Определение темы, главной мысли, деление текста на смысловые части, определение темы каждой части, озаглавливание каждой части. Установление причинно – следственных связей, выделение ключевых слов. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, умение перевести русское слово, предложение, словосочетание на родной язык и наоборот.

VРабота с художественными текстами:

Ø Познавательная деятельность учащихся;

Ø Творческая деятельность учащихся;

Ø Круг детского чтения

Ø Литературоведческая пропедевтика;

Ø Библиографическая культура.

Учебно-тематический план 2 кл.

Название темы или раздела

Всего часов

теория

наизусть

Сочин.

Внеклас. чтение

1

Падарм' няд"мяць мюсеван' хамекуда". Е.Г.Сусой.

1

1

2

Маня" школава".

6

1

1

1

3

Ңэре.

3

1

1

1

4

Сава ңамгэ, вэва ңамгэ.

5

1

1

1

1

6

Сырэй.

4

1

1

1

7

Лаханако.

5

1

1

2

8

Хар"на" мяканана".

2

1

1

9

Хар"на" вы' яна" ңардан'.

1

1

10

Та

3

1

1

11

2.классахана тохолавына” тензибтембива”.

1

всего

35

8

6

5

7

1. Падарм' няд"мяць мюсеван' хамекуда". Е.Г.Сусой.-1ч; 2. Маня" школава". – 6ч;

3. Ңэре. — -3ч; 4. Сава ңамгэ, вэва ңамгэ. – 5 ч; 5. Сырэй. – 4 ч; 6. Лаханако. – 5 ч;

7. Хар"на" мяканана". – 2 ч.; 8. Хар"на" вы' яна" ңардан'. – 2 ч; 9. Нара' ңарка яля – 2ч; 10. Та — 3 ч ; 11. 2.классахана тохолавына” тензибтембива”. – 2ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТаты

Личностные результаты:

1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) эстетические потребности, ценности и чувства.

8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

При изучении курса «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

Метапредметныерезультаты:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2) способы решения проблем творческого и поискового характера.

3—4) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учебно-тематический план 2 кл.

Название темы или раздела

Всего часов

теория

наизусть

Сочин.

Внеклас. чтение

1

Падарм' няд"мяць мюсеван' хамекуда". Е.Г.Сусой.

1

1

2

Маня" школава".

6

1

1

1

3

Ңэре.

3

1

1

1

4

Сава ңамгэ, вэва ңамгэ.

5

1

1

1

1

6

Сырэй.

4

1

1

1

7

Лаханако.

5

1

1

2

8

Хар"на" мяканана".

2

1

1

9

Хар"на" вы' яна" ңардан'.

2

1

1

10

Нара.

2

1

1

11

Нара' ңарка яля".

3

1

Та

2

1

всего

35

8

6

5

7

Поурочное планирование по литературе 2 класс.

Тема

Требования к уровню подготовки

К.ч

Тип урока

Элементы содержания

Вид

контроля

Элемен

Дом.

задан

Дата проведения

план

факт

1

Сведения о языке.

Умение выделять ненецкий язык в группе самод. яз

Изучение нового материала

Исторические сведения

У.к беседа

Табл. гр. яз

Записи в тетр.

2

Падарм' няд"мяць мюсеван' хамекуда".

Умение выразительно прочитать текст-обращение. Умение перевести текст на русский язык.

Комбинированный урок

Словарная работа

У.к -чтение

Работа в тетради

Стр 3-4.перевод.

3

Маня"школава".

Е.Сусой. «Нерденя урок' нерцюй яляхана».

Пополнение словарного запаса. Умение найти ответы на вопросы в тексте

6 ч

Урок совершенствование знаний

Развитие речи – работа над текстом

У.к — рассказ

Работа по картинке.

Стр. 56ответитьвопр.

4

«Тохолкова-тоходанва по' нерденя яля».

Умение применить новые слова в предложении. Умение составить рассказ с помощью данных слов.Умение составить рассказ о первом дне в школе.

Урок — репортаж

Самостоят

Работа

У.к рассказ ученика

Иллюстрация к рассказу

Стр.

7-8

Читать, сост.расск

5

А.Пырерка. «Нюртей урок».

Уметь рассказать о своем первом уроке, высказать впечатления.

Урок обобщения и систематизации

Составление рассказа

У.к – рассказ

Работа в тетради

Стр. 8-10

Чит. Расск.

6

А.Рожин. «Хацявыд" янолара"»

Уметь прочитать выразительно, правильно, соблюдая знаки препинания.

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение

У.к — чтение

Пересказ текста

Стр.

10-13

читать

7

А. Пырерка. «Школан' хэванзь идей"»

Умение найти в тексте описание душевного состояния героя рассказа, передать своими словами о своем душевном состоянии перед сборами в школу.

Урок изучения нового материала

Выборочное чтение

У.е — чтение

Рассказ о сборах в школу в стойбище

Стр 13-16

Чит.пересказать

8

А.Рожин «Ныланалва комнатахана». Вади" хари таслахава".

Умение составить рассказ о своем любимом занятии.

Урок — обобщение

Развитие речи – проговаривание пр.

У.к рассказ учен

Иллюстрирпванме.

Стр.

16-19

Наиз загадки.

Ңэре.

3 чч

9

А.Пырерка «Тирти" хантава»

Умение применения слов, данных в тексте, на практике.

Урок — наблюдение

Словарная работа

У.к-расказ уч.

Составление предл.

Стр. 20-22

читат

10-11

Е.Сусой «Ңарка нина" нядабива"» Луца "вада" хара".

Умение читать правильно, осмысленно.

Урок — обобщение

Работа с текстом

У.к-пересказ

Иллюстриров

Стр. 22-25

Выуч посл

Савва ңамгэ, вэва ңамгэ.

5 ч

12

В.Ледков «Нумгы». «Хан' ңэ». В. Осеева. «Ненэй ня». «Няхар няс». А.Рожин «Харта тюркосавэй». Е.Сусой «Яханана" хибя" иле", теневада"?».

Умение правильного чтения, перевода на русский язык.

Урок — обобщение

Работа со слоарем

П.к- перевод

Перевод текстов

Стр 26-29

Читать, перевод

13

С.Баруздин «Алеша школан' ядэрць тябиху».

Умение пересказать текст.

Урок совершенствование знаний

Работа над предложением

У.к-пересказ

Иллюстриров.

Стр 39-32

Ответ на вопр

14

Е,Сусой «Нюдякоця нядаңгодаха'»

Умение рассказать о своей помощи родителям..

Урок — репортаж

Работа в группах

У.к-рассказ уч.

Слов работа

Стр 32-33

Расск

15

Л,Толстой «Нямд сэхэхана нер хаебю"».

кратко передавать содержание прочитанного.

Урок изучения нового материала

Пересказ текста

У.к-пересказ

иллюстрирование

Стр.

34 чит перес

1.6

Н.Артюхова «пинхадңэ нюмдевы»

определять с помощью учителя главную мысль текста.

Урок контроля и коррекции знаний

Перевод текста

П.к-перевод

Словес картин

Стр 35 37 читать

4.

Сырэй"

4.ч

17

И.Суриков «Едэй сыра». Е,Сусой «Сэр" неняңг". А.Пырерка «Сырэй"».

Уметь составить описание снега зимой, весной.

Комбинированный урок

Составление словесных картин

У.к-слов.карт

Подбор родств слов

Стр 38-42 читат перес

18

А,Рожин «Сырэй вымна». «Сыра ири». А.Пырерка «Падтаңгу».

делить текст на значимые по смыслу части.

Урок совершенствование знаний

Работа в парах

У.к-делен текстов

Слов. раб

Стр 42-43 ответ вопр

19

П.Аеагуричи «Едэй пон' тэвына"». Е.Сусой «Неро' понгана едэй пон' хамеку"». Мякана миңава.

устанавливать последовательность действий в рассказе.

Урок — обобщение

Развитие речи – рассказ по картинке

У.к-выраз чтен

Выбор чтение

Стр 46-50 выраз чтение

5.

Лаханако".

4 ч

20

Евакоця не ңацекы. Халяко.

устанавливать последовательность действий в рассказе.

Урок — путешествие

Выразительное чтение текста

П.к-тест

Индивид работа

Стр 51-53 чит расск

.21

Серота нявако. Лабтэйко. Хутий.

делить текст на значимые по смыслу части.

Урок контроля и коррекции

Составление плана для пересказа

У.к-ответы на вопр

Слов. раб

Стр 56-63 читать

22

Вэнеко' нядамда пю"ма. Теня няби Харе. Хаер" няби Нув' пану.

делить текст на значимые по смыслу части.

Формирование умений и навыков

Заголовок каждой части текста

У.к-чтение

Письмо слов

Стр 64-70 читать

23

Вэсабтеда варк. Тэвасико' маянд' ерево"ма. Сэр' панм' танабада лэ"мор' се. Тюли' се.

выделять основное содержание части и рассказа в целом

Урок целевого применения усвоенног

Составление иллюстрации к тексту

У.к-ответы на вопр

Слов работа

Стр 70-74 ответ на вопр

6.

Хар"на" мяканана".

3.ч

24

Е,Сусой «Мя"на" тер"». «Мань небяв». Б,Окотэтто «Мань мале ңармадм»

определять с помощью учителя главную мысль текста.

Урок изучения нового материала

Словарная работа

П.к-ответы на вопр

Иллюстрирование

Стр 75-78 читать

25

Е,Сусой «Хад нумгана». Малкода хасава.

давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.

Урок — наблюдение

Работа над текстом

У.к-тест

Письм описан обяз пастуха

Стр 78-81 читать, отв вопр

26

Вандако, Нохоко. В,Ледков «Хада' хобцоко"».

Уметь быстро найти правильный ответ

Урок – совершенствование знаний, умений и навыков

Работа в группах

У.к- сочинть свою игру

Составление рассказа по картинке

Стр 81-84 чит, отв на вопр

7.

Хар"на" вы' яна" ңардан׳.

2 ч

27

Г,Гроденский «Маня" ява"». А.Рожин «Няръяна Март׳тоңаха"». Е,Сусой «Выңгы манзая"».

рассказывать о своих наблюдениях по заданию учителя

Урок изучение нового материала

Работа в парах

У.к- выр. чтение

Составление предложений

Стр 85-88 читать

28

А,Рожин «Тен нядабалва ферма». «Таларава» Понда сяны ׳ ельць"». Л,Лапцуй «Нерденя ханесэми»

передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.

Формирование умений и навыков

Выразительное чтение

У.к рассказ по карт

Письм ответы на вопр

Стр 89-93 выр чтение

8.

Нара.

2 ч

29

Е,Сусой «Ензаруй салаба׳ тэс"». «Наран׳маямби"».

самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений предметов и явлений действительности.

Комбинированный урок

Работа в парах

П.к-чтение, выделение пр. весны

Составл предл о весне

Стр 94-97 читать, запис пр. весны

30

Е.Сусой «Нарэй манзаина"». «Су"ляку" хад» «Нара «мата»».

Составление рассказа о весенних заботах тундровиков.

Урок целевого применен усвоенног

Словарная работа

У.к-рассказ уч

Чтение про себя

Стр 97-104 чит

9.

Нара׳ңарка яля".

3 ч

31

Е.Сусой «Небян ңарка яля». А.Майков «Небякокова"». Нюкубца се.

Умение составить поздравительную открытку по плану.

Урок — репортаж

Самост. чтение

У.к сооб кл новос

Слов. работа

Стр 105-107 читат

32

Е,Сусой «Нюртей космонавт». В,Бароздин «Гагарин' тиро"ма2.

Умение находить в тексте ответы на вопросы учителя.

Урок целевого примененусвоенног

Выразительное чтение

У.к-тест

илюстрирование

Стр 106-111 читат

33

А.Рожин «космос пирда"левы». «Снаряд' лабара"ма». Е.Сусой «Нисямда няда идей"».

самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.

Урок – формирование умений и навыков

Словарная работа

П.к-слов работа

Чтение про себя

Стр 111-115 выраз чтение

10.

Та'.

2 ч

34

А.Рожин «Ңувондалвахана». Л,Лапцуй «Епдя" тэвыд"»

Умение составить описание природы во время сбора травы.

Урок изучения нового материала

Составление описания природы

У.к-выборочн чтен

Письм опис весен сбора тр

Стр 117-121 читать

35

А,Пырерка «Нюдяко нядангода». Е,Сусой «Таңы лагерьхана».

Умение составления рассказа «Помощь родителям»

Урок — обобщение

Составление рассказа

У.к-выр чтен

Выбор чтение

Стр 121-123 читат

Всего

35 ч

Используемая литература:

· Национальная школа: направления, совершенствования, структуры и содержания образования Москва Издательский дом «Новый учебник» 2003 г.

· Книга для учителя ненецкой начальной школы г Ленинград Просвещение. Ленинградское отделение 1979г

· Русско-ненецкие и ненецко-русские языковые связи М. Я. Бармич.

Файлы: сценарий- 11 класс-көз.docx
Размер файла: 226414 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология