Автор конспекта:
Автор(ы): — Удальцова О.Ю

Место работы, должность: —

МБОУ "Вырицкая СОШ №1"

Регион: — Ленинградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Социология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Программа для профильного обучения в 10-11 классе по учебнику Холиной В.Н, рассчитанная на 3 часа


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль) и составлена на основе следующих документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
  • Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
  • Авторской программы В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.:Дрофа, 2014г.
  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
  • Учебного плана МБОУ «Вырицкая СОШ №1»
  • Цель изучения курса:

    Продолжить формирование знаний о географической картине мира, помочь понять теорию взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

    Задачи изучения курса:

    • Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;
    • Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;
    • развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;
    • Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу

    Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.

    Место и роль курса. Роль географии в формировании всесто­ронне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их професси­ональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей стра­ны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой разви­тия общества и потребностями современного образования.

    Курс интегрирует знания о приро­де, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личнос­ти, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.

    Размещение и развитие отраслей экономики и общества в coвременном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает вы­строить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать ре­альные экономические результаты политических решений.

    Курс непосредственно связан не только с пред­шествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изуче­нию иностранных языков, углублению знаний.

    Количество параграфов и количе­ство уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.

    Особое внимание уделено практической значимости материала в будущей профессиональной деятельнос­ти. Специальные боксы «Карьера» (профессия — риелтор, профес­сия — районная планировка, профессия — реклама, профессия маркетинг и др.) не только дают общее представление о профес­сии, а главное — объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В бок­сах приводятся дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной деятельности.

    В курс впервые введены теоретические вопросы географии (за­кономерности пространственной организации отдельных отрас­лей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отражен­ные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне. При этом боксы «География в действии» по­казывают, как данная теория используется на практике. Так, в ка­честве иллюстрации к модели центральных мест В. Кристаллера приведены результаты реализации проекта оптимизации сети сельских школ в РФ, который проводился на основе этой теорети­ческой модели. Все теории в курсе сопровождаются информацией об их авторах: фотографии, краткие биографии помогают сделать научную деятельность ближе к реальной жизни.

    Курс представляет географию в контексте мировых проблем современной науки и повседневной жизни. Практически ориенти­рованные задания для классной и домашней работы нескольких уровней сложности позволят понять пространственную логику развития мировой экономики, культуры и политики и определить место России в ней.

    В основу разработки курса положены широко освещенные за рубежом современные концепции размещения и взаимодействия различных сфер экономики, в том числе из распространенных по­пулярных монографий географов с мировым именем (Д. Харвея, П. Хаггета и др.), что является новым словом в школьной геогра­фии.

    В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагаю­щие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.

    Формы организации курса.

    Особое внимание уделяется организации изучения курса. Здесь используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материа­лом. В процессе усвоения материала формируются не только спе­цифические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуника­тивная, компетенция умения решать проблемы.

    При этом материал представлен в заведомо избыточном объеме: если интересно, можно открыть соответствующий бокс, если нет — то наверняка заинтересует другой. Кроме того, некоторые боксы «мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбаниза­ции в развивающихся странах мира вы не нашли времени прочи­тать про трущобную урбанизацию, но в главе 3, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональ­ных зон города, есть опять ссылка на этот бокс, и, может быть, в этом контексте он покажется более интересным. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще больше рас­ширяющие и углубляющие знания.

    Изучение географии на профильном уровне в 10 классе (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:

    • освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
    • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
    • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
    • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
    • приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды

    Место предмета в базисном учебном плане

    Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану МБОУ СОШ №7, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в 10-ом классе в объёме 105 часов (3 часа в неделю).

    Организация образовательного процесса: формы и методы, технологии обучения.

    Особенности организации учебного процесса.

    Данная рабочая программа отражает основные идеи и предметные темы стандарта среднего (полного) общего образовательного стандарта по географии, дает последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся.

    Большая роль в изучении географии отводится работе с картой, статистическим материалом для установления причинно – следственных связей, для правильной оценки важнейших социально – экономических вопросов.

    Используемые технологии:

    Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

    Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

    1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

    2. Частично – поисковый,основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

    Исследовательский методкак один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

    Исследовательский метод используется:

    • При составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.;
    • При составлении экономико – географической характеристики территории;
    • При работе с различными источниками географического содержания;
    • При работе над творческими заданиями

    Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.

    При изучении курса проводится 2 вида контроля:

    текущий – контроль в процессе изучения темы (устный опрос, тестирование, самостоятельные и практические работы).

    итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела (устные и письменные зачетные работы, собеседование, практические работы).

    Формы и методы проведения зачета:

  • Тест
  • Устно – индивидуальный опрос
  • Устно – письменный зачет
  • Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, зачётные работы, работы с контурными картами.

    Четверть

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    За год

    Формы контроля

    Проверочный тест

    1

    1

    2

    Зачетная работа

    1

    1

    1

    1

    4

    Практическая работа

    8

    4

    9

    7

    28

    УМК для реализации рабочей программы

    УМК по данному курсу включает в себя:

    • Рабочая программа по преподаванию курса «География. Профильный уровень»;
    • Учебник: В.Н. Холина. География. Профильный уровень. 10 класс. Книга первая. М.:Дрофа, 2013г;
    • В.Н. Холина. География. Рабочая тетрадь. 10 класс. М.: Дрофа, 2013г;
    • Контурные карты для 10 класса.
    • Справочное пособие. Социально-экономическая география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова. — Дрофа, 2008.
    • Электронный учебник. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. — Дрофа,2011

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Содержание курса 10 класс

    Раздел 1. География в современном мире (13 часов)

    География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поис­кам законов размещения. Пространство как объект изучения гео­графии. И. Кант и классификация наук.

    Законы размещения.

    Географические исследования: традиционные — экспедицион­ный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических дан­ных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.

    Фактор географического положения, абсолютные и относи­тельные пространственные ресурсы.

    Модель Тюнена, парадигма экономической географии.

    Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (35 часов)

    Этапы формирования политической карты мира. Колониаль­ные империи и их распад. Колониальный список ООН.

    Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправ­ляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, ман­датные территории, ассоциированные государства, заморские тер­ритории и департаменты).

    Формы государственного устройства и правления.

    Организация территории государства (унитаризм и федера­лизм).

    Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.

    Международные политические организации. ООН.

    Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 часов)

    Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — |Г)солютные, относительные, индекс развития человеческого по­тенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.

    Типологии и классификации Всемирного банка, Международ­ного валютного фонда, географические типологии. Многопризна­ковые классификации: методика и области применения.

    Типы стран современного мира.

    Анаморфированное картографическое изображение.

    Раздел 4. Население и культура (31 час)

    Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Де­мографическая политика. Экономически активное население. Хо­зяйственное освоение и социальные конфликты.

    География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этно­сы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

    Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.

    Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.

    Содержание тем учебного курса

    Наименование разделов и тем

    Всего

    часов

    Практические

    работы

    РАЗДЕЛ 1 География в современном мире – 13 часов

    13

    Тема 1 География как наука – 6 часов

    6

    2

    Тема 2 Методы географических исследований- 7 часов

    7

    3

    РАЗДЕЛ 2 Политическая карта мира – 35 часов

    35

    Тема 1 Объекты политической карты мира – 14 часов

    14

    3

    Тема 2 Территория и границы государств – 3 часа

    3

    1

    Тема 3 Формирование политической карты мира – 10 часов

    10

    2

    Тема 4 Политическая география и геополитика – 8 часов

    8

    1

    РАЗДЕЛ 3 Богатство и бедность: типы стран – 26 часов

    26

    Тема 1 Показатели уровня социально-экономического развития стран- 13 часов

    13

    3

    Тема 2 Типы стран современного мира – 13 часов

    13

    4

    РАЗДЕЛ 4 Население и культура – 31час

    31

    Тема 1 Размещение населения – 17 часов

    17

    7

    Тема 2 Культурные районы мира – 14 часов

    14

    2

    Итого :

    105

    28

    4. Оценочные практические работы

  • ПР№2 Составление простейших географических прогнозов.
  • ПР № 4 Составление простейших географических моделей
  • ПР №7 Составление систематизирующей таблицы Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека.
  • ПР №8 Обозначение на контурной карте государств с различными формами правления и административно-территориального устройства
  • ПР №9 Характеристика политико-географического положения страны
  • ПР №13 Сравнительная характеристика двух стран с разным уровнем ВВП
  • ПР №14 Составление картосхемы « Бедные и богатые страны мира»
  • ПР №19 Составление картосхемы «Структура колониальной системы»
  • ПР №20 Практическая работа с картографическими статистическими материалами: изучение изменения темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения отдельных стран.
  • ПР №23 Составление картосхемы «Мировые центры эмиграции и иммиграции»
  • ПР №24 Анализ демографический пирамид стран с разными типом воспроизводства населения
  • ПР №28 Практическая работа с картографическими и статистическими материалами: выделение районов распространения мировых религий
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    Требования к уровню подготовки учащихся.

    № п/п

    Раздел учебного курса

    Компетенции

    1.

    География в современном мире (13часов)

    Компетенции учебные

    1. Знакомство с новейшими методами географических ис­следований.

    2. Поиск, сбор и анализ информации.

    3. Организация и представление информации.

    4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.

    5. Участие в дискуссии.

    6. Анализ картографических материалов.

    7. формирование межпредметных связей (география — ис­тория — математика).

    Компетенции познавательные, практические

    1. Оценка сравнительной выгодности (и значения) геогра­фического положения.

    2. Оценка экономических объектов.

    3. Изучение и практическое использование концепции гео­графического положения и местоположения.

    4. Дешифрование космических снимков.

    5. Анализ и сопоставление информации по картам (картосхемам) электронного учебника, атласа, Интернета.

    2.

    Политическая карта мира: государства и границы (35 часов)

    Компетенции учебные

    1. Создание картосхем и диаграмм.

    2. Поиск, сбор и анализ информации.

    3. Организация и представление информации.

    4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.

    5. Участие в дискуссии.

    6. Анализ картографических материалов, диаграмм и гра­фиков.

    7. Формирование межпредметных связей (география — ис­тория — иностранные языки).

    Компетенции познавательные, практические

    1. Построение творческих картосхем по заданной проблеме.

    2. Развитие навыков составления тестов.

    3. Развитие навыков выбора реферирования и выбора за­данной информации из Интернета и текста учебника для дока­зательства своей точки зрения.

    4. Составление аналитических записок по проблеме.

    5. Решение практических аналитических задач на базе изу­ченных теорий.

    3.

    Богатство и бедность: типы стран (26 часов)

    Компетенции учебные

    1. Создание картосхем и диаграмм.

    2. Поиск, сбор и анализ информации.

    3. Организация и представление информации.

    4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.

    5. Участие в дискуссии.

    Компетенции познавательные, практические

    1. Составление многопризнаковой типологии стран мира.

    2. Оценка уровня развития страны через систему показателей.

    3. Моделирование территориальной структуры экономики страны.

    4. Анализ и сопоставление картографических материалов.

    5. Овладение навыками факторного анализа при выявлении причин явлений и событий.

    4.

    Население и культура (31 час)

    Компетенции учебные

    1. Создание картосхем и диаграмм.

    2. Поиск, сбор и анализ информации.

    3. Организация и представление информации.

    4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.

    5. Участие в дискуссии.

    6. Анализ картографических материалов, диаграмм и гра­фиков.

    7. Формирование межпредметных связей (география — ис­тория — иностранные языки).

    Компетенции познавательные, практические

    1. Построение демографических пирамид и оценка экономи­ческих последствий изменения демографической структуры на­селения стран.

    2. Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).

    3. Оценка степени взаимовлияния экономики, политики, культуры.

    4. Картографирование демографических показателей.

    5. Анализ и сопоставление информации по картам (карто­схемам) электронного учебника, атласа, Интернета.

    Планируемые результаты обучения

    В результате изучения географии ученик должен

    знать/понимать

    • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
    • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
    • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
    • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    уметь

    • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
    • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорийстраны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
    • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; рационального использования природных ресурсов, экологических последствий хоз. деятельности человека
    • составлять краткую географическую характеристику разных территорий страны на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
    • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
    • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
    • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
    • наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов для размещения отдельных предприятий,
    • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

    Формы организации работы учащихся

    1.Индивидуальная.

    2.Коллективная:

    - фронтальная;

    - парная;

    - групповая.

    Формы учебных занятий:

    • Игры: на конкурсной основе, ролевые;
    • Дискуссии; семинары;
    • Диалоги и беседы; круглые столы; мини – лекции;
    • Проектные работы, практические работы;

    Виды деятельности учащихся:

    • Устные сообщения;
    • Обсуждения;
    • Мини – сочинения;
    • Работа с источниками;
    • Доклады;
    • Защита презентаций, проектов;
    • Рефлексия

    Список используемой учебно-методической литературы

  • Учебник География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. — Дрофа,2013.
  • Рабочая тетрадь. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. — Дрофа,2013.
  • Атлас. Социально-экономическая география мира. — Дрофа, 2013.
  • Методическое пособие для учителя. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. — Дрофа,2014.
  • Справочное пособие. Социально-экономическая география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова. — Дрофа, 2008.
  • Электронный учебник. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. — Дрофа,2011.
  • Интернет: http://multimedia.drofa.ru Сайты ,
  • Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:
    • ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
    • сетевые ресурсы (Гугл):
    • карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
    • Google планета Земля http://earth.google.com/
    • блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
    • ресурс сетевых сообществ Открытый класс /
    • сервис You Tube (видеоролики для уроков)
    • среда http://wiki.iteach.ru/ . среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
    • представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/ .
    • газета «География» http://geo . 1 september.ru/
    • конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/
    • ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/
    • Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
    • Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
    • клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
    • журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
    • жрнал «National geographic» http://wwvv . national -geographiс. ru/ngm/ngs/
    • великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
    • Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
  • Файлы: маршрут.pptx
    Размер файла: 7958566 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология