Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванов Виктор Аркадьевич

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ № 27 города Йошкар-Олы", Преподаватель-организатор Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Медицинский работник
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная категория

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Программа подготовки граждан по основам военной службы в образовательном учреждении на учебных сборах

Программа

подготовки граждан по основам военной службы

в образовательном учреждении на учебных сборах

Программа разработана и составлена

Преподавателем-организатором ОБЖ

МБОУ «СОШ № 27 города Йошкар-Олы»

Ивановым Виктором Аркадьевичем

Йошкар-Ола

2013

Пояснительная записка

Учебные сборы по основам военной службы в образовательном учреждении проводятся в целях практического закрепления у обучающихся умений и навыков по основам военной службы, углубления и совершенствования военно-патриотического воспитания, а также реализации требований Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе" и Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным военным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом министром обороны РФ и министра образования и науки РФот 24.02.2010 г. № 96/134.

Порядок организации и проведения учебных сборов.

1. К участию в учебных сборах привлекаются юноши 10-х классов школы, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

2. Продолжительность учебных сборов — 5 дней (35 учебных часов). В ходе сборов изучаются размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

3. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. Сборы с обучающимися в образовательном учреждении проводятся в конце предпоследнего года обучения — в мае-июне.

4. Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с решением главы органа исполнительной власти. В решении предусматривается: место и время проведения учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с военными частями, назначаются ответственные руководители.

5. Образовательный процесс, осуществляемый во время сборов организуется в соответствии с учебным планом, учебно-тематическим планом и распорядком дня. Образцы документов приведены в приложениях № 5, 6, 7 к инструкции № 96/134. Организация учебных сборов при образовательном учреждении осуществляется на пришкольном участке с использованием спортивного городка и элементов полосы препятствий с соблюдением мер безопасности и предварительного инструктажа обучаемых.

6. Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями, изложенными в приложении № 9 к инструкции.

Проведение школьных мероприятий, предшествующих учебным сборам.

Для достижения высоких результатов в подготовке учащихся в вопросах военной службы и успешного прохождения ими учебных сборов в школе предусматривается ряд мероприятий подготовительного характера.

1. Изучение теоретических вопросов в разделе "Основы военной службы" курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 класса.

2. В целях военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности у учащихся школы — привлечение учащихся к участию во внеклассных мероприятиях и военно-спортивных соревнованиях, кружках и спортивных секциях.

3. Участие учащихся в соревнованиях и конкурсах военно-спортивной направленности. Решая эти задачи учащиеся готовятся и участвуют в конкурсах "Меткий стрелок", "Санитарных дружин", "А ну-ка парни!", "Днях здоровья", "Днях гражданской обороны", "Строя и песни" и др. Во всех этих мероприятиях используются элементы военной службы: физическая подготовка, стрельба, знание материальной части стрелкового оружия, строевой подготовки, правил оказания первой медицинской помощи и т.д.

Для качественного обеспечения учебного процесса в школе создан кабинет ОБЖ с набором методической литературы, наглядных пособий, схем, технических средств обучения, макетов, учебного оружия, пневматического оружия, действует стрелковый щит, позволяющий оценивать проведение упражнений учебных стрельб.

Учащиеся активно участвуют в военно-спортивных соревнованиях: "Школа безопасности", "Победа", "Спартакиада допризывной молодежи", "Городских соревнованиях по стрельбе", "Юных инспекторов движения".

Регулярными стали встречи с ветеранами войн, сотрудниками ГИБДД.

Все эти первоначальные знания и навыки юношей школы позволяют им более подготовленными выходить на учебные сборы и проходить их с более высоким качеством и отдачей.

Планирование учебных сборов

Планирование учебных сборов начинается с совещания директора школы м с приглашением заместителей директора, преподавателя- организатора ОБЖ, учителя физической культуры, медицинского работника, классных руководителей 10-х классов.

На совещании определяются задачи всем присутствующим по организации учебных сборов и обработке документации. Обработка документации начинается с составления проекта приказа директора школы составленного на основе приказа управления образования. В приказе ставятся задачи должностным лицам по организации сборов, по обработке учебных планов, по мерам безопасности при проведении учебных сборов, перевозке учащихся автомобильным транспортом и проведении стрельб. Определяется список участников сборов и список освобожденных по медицинским показаниям и возможность их аттестации без учителя в учебных сборах , определяется руководитель учебных сборов.

После обработки приказа обрабатывается распорядок дня учебных сборов исходя из количественного состава участников сборов и поставленных задач управлением образования и директором школы. Для качественного выполнения задач сборов, составляется план проведения пятидневных сборов, затем составляется учебно-тематический план, где подробно указываются темы занятий, отводимое время, место проведения, руководитель занятия, необходимое материально-техническое обеспечение.

После подтверждения всех документов производится ознакомление с ними всех задействованных должностных лиц. Проводится инструктаж допущенных к сборам учащихся под роспись в журнале инструктажа школы.

В конце каждого дня подводятся итоги прошедшего дня и ставится задача на следующий день. По окончании сборов проводится общее построение участников сборов и освобожденных от сборов и объявляются оценки каждому участнику за сборы и учебный год в целом.

Проведение учебных сборов

1. Организация и проведение занятий учебно-тематического плана.

В начале учебных сборов на вводном занятии, в зависимости от численного состава, назначается воинское подразделение из обучаемых. Как правило это взвод. Определяются отделения взвода и назначаются командир взвода и командиры отделений.

Местом проведения занятия могут быть учебный класс, спортивный зал, спортивный городок либо пришкольный участок.

На занятие подразделение выводится в полном составе. При использовании на занятиях стрелкового оружия и специального оборудования необходимо строго выполнять требования мер безопасности.

Учебно-материальная, на которой производится занятие должна в наибольшей степени обеспечивать качественную обработку учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей.

Перед началом занятия все обучаемые находятся в классе на своих местах или могут быть построены на месте проведения занятия. Командир взвода при входе руководителя в класс подает команду: "Взвод СМИРНО" (по этой команде все встают и принимают положение "Смирно"), подходит к руководителю строевым шагом, за 2-3 шага от него останавливается и рапортует, например: "Товарищ подполковник. 1-й взвод на занятие по общевоинским уставам прибыл. По списку 25, все люди налицо (или отсутствуют 3 человека по болезни). Командир взвода курсант Петров". Руководитель контролирует выполнение команды и принимает рапорт, находясь в положении "Смирно".

Если обучаемые находятся в строю командир взвода подает команду: "Взвод, СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СЕРЕДИНУ)", подходит к руководителю и рапортует.

Приняв рапорт, руководитель занятия здоровается с обучаемыми: "Здравствуйте, товарищи", на что они отвечают: "Здравия желаем, товарищ подполковник". После этого руководитель проверяет наличие обучаемых, внешний вид, место проведения занятия.

Далее руководитель проверяет качество усвоения обучаемыми пройденного материала. Контрольный опрос состоит из теоретической и практической частей.

В обращении с обучаемыми руководитель обращается к ним на "Вы". Обращаясь, к обучаемым он называет их по званию и фамилии или только по званию. Например: "Товарищ курсант", "Курсант Петров".

После постановки вопроса руководитель вызывает для ответа обучаемого, который встает, принимает строевую стойку и отвечает: "Я". на требование руководителя: "Отвечайте" или "Подойдите к доске" обучающий отвечает: "Есть" и приступает к ответу. По окончании ответа следует доклад "Товарищ подполковник. Курсант Сидоров ответ закончил" и получив разрешение сесть отвечает: "Есть". Каждый ответ руководитель оценивает.

Затем руководитель объявляет обучаемым тему и цель занятия.

Теоретические положения обрабатываются с использованием учебных пособий (планов, схем, таблиц, макетов, фильмов), практические приемы — с использованием оборудования.

Теоретические занятия проводятся, как правило, методом беседы.

Отрабатывая практические действия, руководитель добивается четкого и правильного их выполнения. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, при необходимости снова показывает прием и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

В зависимости от темы, метода обучения учебные вопросы отрабатываются последовательно или одновременно. В последнем случае взвод делится на отделения. Контроль недостатков и положительных моментов в ходе обучения руководитель осуществляет через командиров отделений.

После обработки каждого учебного вопроса руководитель занятия проводит частный разбор, затем объявляет следующий учебный вопрос, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его обработке.

В конце основной части занятия проводится закрепление изученного материала.

В заключительной части руководитель занятия напоминает тему и цель занятия и как она достигнута. Затем делает разбор действий обучаемых по каждому учебному вопросу, указывает на ошибки, дает задание на самоподготовку и отвечает на вопросы.

По окончании занятия командир взвода подает команду: "Взвод, СМИРНО", руководитель прощается: "До свидания, товарищи", обучаемые отвечают: "До свидания, товарищ подполковник", затем руководитель командует: "Вольно", "Можно выходить".

Руководитель занятия обязан поддерживать на занятии высокую дисциплину.

2. Проведение занятия по общевоинским уставам.

Занятия по общевоинским уставам на учебных сборах проводятся в основном в 1-й учебный день. Это позволяет с первого дня занятий познакомить обучающихся с особенностями воинской службы.

Тема № 1:Военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих.

Занятие проводится в учебном классе (кабинет ОБЖ) с использованием видеоматериалов, плакатов, стендов. Практическое знакомство обучающихся с реальной жизнью и бытом военнослужащих осуществляется на базе одной из казарм войсковой части в день проведения учебно-боевых стрельб.

По первому вопросу "Военнослужащие ВС РФ и взаимоотношения между ними" рассматривается: общие обязанности военнослужащих; воинские звания; знаки различия военнослужащих; начальники и подчиненные, старшие и младшие; порядок отдачи и выполнения приказов и приказаний; правила воинской вежливости и поведения военнослужащих; обращение к начальникам и старшим.

По второму вопросу "Размещение военнослужащих" в форме беседы обучающимся необходимо объяснить, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, размещаются в казармах.

Для размещения роты должны быть предусмотрены следующие помещения: спальное помещение; комната информирования и досуга военнослужащих; канцелярия роты; комната для хранения оружия; комната (место) для спортивных занятий; комната бытового обслуживания; кладовая для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих; комната (место) для курения и чистки обуви; сушилка для обмундирования; комната для умывания; душевая; туалет.

Для проведения занятия в полку оборудуются необходимые классы. В воинской части оборудуется комната боевой славы, ведется "Книга почета воинской части".

Размещение военнослужащих в спальных помещениях производится из расчета не менее 12 м3 на одного человека.

Кровати в спальных помещениях рот ы располагаются в соответствии с штатно-должностным списком роты.

Обучающимся объясняется расположение и содержание прикроватных тумбочек, расположение места построения личного состава, а также состав постелей.

Стреловое оружие и боеприпасы хранятся в отдельной комнате, находящейся под охраной суточного наряда. В роте оборудуются: душевая — из расчета 3-5 душевых стоек, комната для умывания — один умывальник на 5-7 человек, туалет — из расчета одна секция на 10-12 человек, ножная ванна с проточной водой на 30-35 человек, а также мойка для стирки обмундирования.

Комната бытового обслуживания оборудуется столами для глажения, плакатами, утюгами, инвентарем и инструментом для стрижи волос, производства текущего ремонта обмундирования, ремонтными материалами.

Комната (место) для спортивных занятий оборудуется спортивным инвентарем.

Ежедневная утренняя уборка спальных помещений в казарме производится очередными уборщиками под руководством дежурного по роте. Проветривание помещений в казарме производится дневальными под наблюдением дежурного по роте.

Тема № 2:Распределение времени и повседневный порядок. Распорядок дня и регламент служебного времени.

Изучение данной темы осуществляется методом беседы в учебном классе с использованием плакатов, видеоматериалов.

Распределение времени в воинской части в течении суток осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени. Распорядок дня в воинской части утверждается ее командиром, он определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава подразделений.

Регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливаются сроки и продолжительность выполнения мероприятий повседневной деятельности.

В распорядке дня предусматривается время проведения утренней физической зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, учеб6ных занятий, смены специальной одежды, чистки обуви и мытья рук перед приемом пищи, уходом за вооружением и военной техникой, воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы, информирования личного состава, прослушивания радио и просмотра телепередач, приема больных в медицинском пункте, времени для личных потребностей (не менее 2 часов), вечерней прогулки, вечерней проверки и не менее 8 часов для сна.

Промежутки между приемами пищи не должны превышать 7 часов. После обеда в течении 30 минут не должны проводится учебные занятия или работы.

Каждую неделю (в субботу) в полку проводится парково-хозяйственный день в целях обслуживания вооружения, военной техники и другого имущества, дооборудования и благоустройство парков и объектов материально-учебной базы, приведение в порядок военных городков и др.В этот день проводится общая уборка всех помещений, помывка личного состава в бане.

Воскресенье и праздничные дни являются днями отдыха, кроме лиц, несущих боевое дежурство (боевую службу) и службу в суточном и гарнизонном нарядах.

Накануне дней отдыха спектакли, кинофильмы и другие мероприятия разрешается оканчивать на 1 час позднее обычного. В дни отдыха подъем производится позднее обычного, утренняя физическая зарядка не проводится.

Для организации досуга и отдыха военнослужащих действуют клубы воинских частей.

В выходные и праздничные дни планами воинских частей предусмотрено посещение военнослужащими театров, библиотек, музеев, концертных залов, стадионов и других культурно-зрелищных и спортивных учреждений.

Тема № 3:Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте.

В беседе с обучаемыми доводятся им основные положения данной темы.

Суточный наряд назначается для поддержания суточного порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений.

Предусмотрен следующий состав суточного полкового наряда: дежурный по полку; помощ6ник дежурного по полку; дежурное подразделение; караул; дежурный и дневальный по парку, а также механики-водители дежурных тягачей; дежурный фельдшер и дневальные по медицинскому пункту; дежурный и помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту; дежурный по столовой и рабочие в столовую; дежурный по штабу полка; дежурный сигналист-барабанщик; посыльные; пожарный наряд.

В суточный наряд роты назначаются: дежурный по роте; дневальный по роте.

Обязанности лиц суточного наряда изучаются обучаемым по уставу "Внутренней службы" и уставу "Гарнизонной и караульной служб". После этого руководитель занятия в беседе разъясняет отдельные положения.

Дежурный по роте назначается из сержантов и подчиняется дежурному по части и его помощнику, а в порядке внутренней службы в роте — командиру роты и старшему роты. Ему подчиняются дневальные по роте.

Тема № 4:Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при подъеме по тревоге, прибытии в роту офицеров и старшин.

Обязанности дежурного по роте изучаются по розданным обучаемым общевоинским уставом.

Прием и сдача дежурства производится после развода. При этом проверяется и принимается оружие, ящики с боеприпасами и печати на них, имущество по описям, проверяется наличие и исправность средств пожаротушения, связи и оповещения, после чего дежурные расписываются в книге приема и сдачи дежурства. После сдачи и приема дежурства сменяемый и заступающий дежурные докладывают командиру роты о сдаче и приеме дежурства. Например: "Товарищ капитан. Сержант Иванов дежурство по роте сдал" "Товарищ капитан. Младший сержант Петров дежурство по роте принял".

По прибытии в роту прямых начальников от командира роты и выше дежурный по роте подает команду "Смирно", докладывает и сопровождает по расположению роты. Например: "Товарищ майор, Во время моего дежурства происшествий не случилось. Рота занимается на войсковом стрельбище. Дежурный по роте сержант Иванов". Другим офицерам и старшинам роты дежурный только представляется.

При подъеме роты по тревоге, дежурный по роте подает команду "Рота подъем". По команде дежурного по полку открывает комнату для хранения оружия, пирамиды с оружием. Выдачу оружия осуществляют после росписи военнослужащих в книге выдачи оружия и боеприпасов.

Тема № 5:Комната для хранения оружия, ее оборудование. Порядок хранения оружия и боеприпасов. Допуск личного состава в комнату для хранения оружия.

Изучение темы проводится в учебном классе с использованием плакатов.

Доводится информация до обучаемых. Стрелковое оружие и боеприпасы в подразделениях хранятся в отдельной комнате с металлическими решетками на окнах, находящейся под охраной лиц суточного наряда и оборудованной техническими средствами охраны. Дверь комнаты — металлическая со смотрвым окном. Стрелковое оружие, штык-ножи хранятся в пирамидах, а пистолеты и боеприпасы — в металлических, закрывающихся на замок шкафах или ящиках.

Пирамиды с оружием, шкафы и ящики с пистолетами и боеприпасами, комната для хранения оружия закрываются на замки и опечатываются мастичными печатями: пирамида и комната — печатью дежурного по роте, шкафы и ящики с пистолетами и боеприпасами — печатью старшины роты.

Ключи от комнаты и пирамид находятся у дежурного по роте, а ключи от шкафов, ящиков с пистолетами и боеприпасами — печатью старшины роты.

В комнате для хранения оружия вывешивается опись имущества.

На каждой пирамиде, шкафу, ящике крепится ярлык с указанием подразделения, воинского звания, фамилии и инициалов ответственного лица, номера пирамиды, шкафа, ящика и номера печати.

В пирамиде шкафу, ящике прикрепляется опись хранящихся в них оружия и имущества. У каждого гнезда пирамиды, шкафа прикрепляется ярлык с указанием вида и номера оружия и номера противогаза, воинского звания, фамилии и инициалов лица, за которым они прикреплены. Все описи подписываются командиром роты.

Допуск личного состава в комнату для хранения оружия осуществляется дежурным по роте в присутствии дежурного по полку.

Тема № 6:Несение караульной службы — выполнение боевой задачи, состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование.

По данной теме обучаемым нужно разъяснить, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава соблюдения всех положений устава, высокой бдительности. Виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность.

Караулом называется вооруженное подразделение назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне. Караулы бывают гарнизонные и внутренние.

В состав караула назначаются: начальник караула; караульные по числу постов и смен; разводящие; помощник начальника караула по техническим средствам охраны; помощник начальника караула по службе караульных собак; вожатые караульных собак и водители транспортных средств.

Часовым называется вооруженный караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

Пост — это все порученное для охраны и обороны часовому. К постам относятся и охраняемые караулом с помощью технических средств охраны объекты и участки местности, где эти средства установлены.

Охрана объектов осуществляется патрулированием либо наблюдением с вышек, которые оборудуются средствами связи, сигнализацией, прожекторами и т.д.

Тема № 7:Воинская дисциплина. Поощрения и дисциплинарные взыскания. Права военнослужащего.

Воинская дисциплина является одним из важнейших условий боевой готовности и боеспособности Вооруженных сил РФ.

Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами РФ, общевоинскими уставами ВС РФ и приказами командиров.

Важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины являются поощрения.

Дисциплинарные взыскания, также как и поощрения, являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины.

В целях достижения положительного результата командир должен умело сочетать поощрения и взыскания, определенных перечнем дисциплинарного устава.

Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы)в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

3. Проведение занятий по строевой подготовке

Все занятия проводятся практически на спортивном городке школы.

Тема № 1:Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Отставить", "Головные уборы снять (одеть)". Повороты на месте. Движение строевым шагом.

Занятие начинается с построения обучающихся в двухшереножный строй. Объявляется тема. Затем обрабатываются строевые приемы.

Команда "Становись" — Руководитель объясняет и одновременно показывает выполнение всех элементов строевой стойки. Затем команду выполняют обучающиеся. Делаются замечания отдельным обучающимся, затем тренировкой добивается правильное выполнение команды всеми обучающимися.

Команда "Равняйсь". Обращается внимание на правильное положение головы и синхронное выполнение команды обучающимися.

Команда "Смирно". Руководитель доводит ситуации, в которых эти команды выполняются. Указывает на положение головы. По этой команде принимается строевая стойка. Выполнение команды повторяется до полного усвоения.

Команда "Вольно". Руководитель показывает — ослабляется правая или левая нога, внимание не ослабляется, разговаривать запрещено. Отработка команды заканчивается тренировкой.

Команда "Заправиться". Перед командой "Заправиться" подается команда "Вольно", Руководитель объясняет и показывает выполнение отдельных элементов. Выполнение команды повторяется несколько раз.

Команда "Головные уборы — снять". Руководитель показывает, при необходимости обучающиеся снимают и одевают головной убор без команды. Снятый головной убор держится в согнутой в локте левой руке кокардой вперед.

Поворот на месте. Учащиеся в двухшереножном строю. Руководитель показывает выполнение поворотов по командам: "Напра-во", "Нале-во", "Кру-гом". Повороты выполняются на два счета. Под счет руководителя обучающиеся выполняют команды.

Движение строевым шагом. Руководитель объясняет, когда применяется строевой шаг. Затем показывает правильное выполнение: нога с оттянутым носком выносится на высоту 15-20 см и твердо ставится на всю ступню. Движение рук от плеча около тела, кисти рук выше пояса на ширину ладони, движение руки назад — до отказа. Пальцы рук полусогнуты. В движении голова и корпус прямо, смотреть перед собой. Затем строевой шаг отрабатывается практически.

В конце занятия руководитель доводит основные ошибки при выполнении приемов, оценивает каждого с выставлением оценок в журнал проведения сборов.

Тема № 2:Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

В начале отрабатывается выполнение воинского приветствия на месте. Руководитель занятия выстраивает обучаемых в одношереножный строй. Объясняет и показывает выполнение элементов воинского приветствия на месте вне строя без головного убора, затем — с головным убром.

Отрабатывается воинское приветствие с каждым обучаемым отдельно в следующем порядке: руководитель командует — "Курсант такой-то, выйти из строя на 2 шага". После выхода из строя обучаемого , руководитель проходит мимо обучаемого и оценивает его действия. Для выполнения воинского приветствия без головного убора обучаемый должен за 5-6 шагов до начальника повернуться в его сторону, стать "Смирно» и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову, если головной убор надет, то кроме того, приложить правую руку к головному убору (пальцы вместе, ладонь прямая, средний палец касается нижнего края головного убора, локоть на линии и высоте плеча).

Если есть замечания, то прием повторяется. Руководитель командует: "Курсант такой-то, встать в строй". Затем строевой прием отрабатывается с остальными обучаемыми.

После этого приветствие отрабатывается в движении. Вне строя без головного убора за 5-6 шагов до начальника одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника, голову поставить прямо и продолжить движение руками. При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги повернуть голову и приложить правую руку к головному убору, левую держать неподвижно у бедра; пройдя начальника, одновременно с постановкой левой ноги, голову повернуть прямо, правую руку опустить.

Приветствие отрабатывается последовательно со всеми обучаемыми.

В конце занятия подводятся итоги, и оцениваются все обучаемые.

Тема № 3:Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Строй подразделений в пешем порядке. Развернутый и походный строй взвода.

Занятие проводится на спортивном городке школы.

Обучаемые распределяются по отделениям в составе взвода.

Взвод строится в развернутый строй по команде руководителя "Взвод, в одну шеренгу — становись". Отделения выстраиваются левее командира, командир выходит вперед. Повороты взвода отрабатываются по команде "Взвод, напра-во (нале-во, кру-гом)".

Построения взвода из развернутого двухшереножного строя в колонну по три (по четыре) пропроизводятся по команде "Взвод, напра-во"; В колонну по три (по четыре) шагом марш" (на ходу — "марш").

Выполнение воинского приветствия взвода выполняется по команде "Взвод, смирно, равнение на-право (на-лево, на-средину)".

Руководитель занятия объясняет обучающимся, что строи взвода могут быть развернутыми (одношереножными либо двухшереножными) или походными (колонна по три, по четыре — в зависимости от численности взвода). Перестроения взвода отрабатываются по командам, изложенным выше, путем многократного повторения.

4. Проведение занятий по физической подготовке.

В соответствии с учебно-тематическим планом проведения учебных сборов руководитель отрабатывает с обучаемыми следующие вопросы:

тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3-5 км);

совершенствование физических упражнений, выполняемых на утренней физической зарядке;

совершенствование упражнений на гимнастических снарядах и контроль упражнения в подтягивании на перекладине;

совершенствование и контроль упражнения в беге на 100 м, 1 км.

Так как все перечисленные вопросы отрабатываются на занятиях по физической культуре в школе, на занятиях учебных сборов совершенствуются приобретенные навыки.

Оценка обучающихся по отдельным упражнениям производится в соответствии с таблицей:

Упражнения

Единица измерения

Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Бег 100 м

сек

н. б. 13,1

н. б. 13,7

н. б. 14,3

Подтягивание

кол-во раз

н. м. 12

н. м. 9

н. м. 5

Кросс 3 км

мин, сек

н. б. 12,20

н. б. 13,00

н. б. 13,5

Прыжок в длину с места

см

н. м. 240

н. м. 205

н. м. 190

Оценка физической подготовленности определяется:

· 18 и более баллов — "отлично";

· 16-17 баллов — "хорошо";

· 14-15 баллов — "удовлетворительно"

· менее 14 баллов — "неудовлетворительно".

5. Проведение занятий по военно-медицинской подготовке.

Тема:Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные реанимационные мероприятия.

На занятии с использованием тренажера практически отрабатываются реанимационные мероприятия. Руководитель объясняет и показывает на тренажере следующие действия:

· определение наличия пульса на сонной артерии;

· определение дыхания пострадавшего;

· определение реакции зрачков на свет.

При отсутствии признаков жизни проводится:

1. Искусственная вентиляция легких.

Обеспечивается проходимость верхних дыхательных путей. Запрокидывается голова пострадавшего. Зажимается нос, производится два максимальных выдоха в рот. Контролируется движение грудной клетки.

2. Непрямой массаж сердца.

Определяется место расположения мечевидного отростка. Определяется точка компрессии (два пальца выше отростка). Глубина продавливания грудной клетки должна быть 3-4 см, 100-110 надавливаний в 1 минуту.

При проведении реанимации чередуются два "вдоха" с 15 надавливаниями.

Эффективность реанимационных мероприятий определяется по наличию пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет.

После показа руководителем занятия, реанимацию проводят все обучаемые. Руководитель контролирует правильность выполняемых действий, следит за показанием приборов тренажера.

6. Проведение занятий по радиационной, химической и биологической защите.

Тема:Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения.

Руководитель начинает занятие с показа средств индивидуальной защиты. Объясняет назначение и комплектацию противогаза ГП-5 и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).

Затем показывает правила ношения противогаза:

"походное" — если нет угрозы нападения противника;

"наготове" — если такая угроза есть;

"боевое" — при первых признаках заражения.

Боевое положение принимается по команде "Газы". По команде задерживается дыхание, закрываются глаза, вынимается шлем-маска и прикладывается под подбородок. Затем резким движением, натягивается на голову, делается полный выдох, открываются глаза и возобновляется дыхание.

После тренировки по команде руководителя "Газы" обучаемые надевают противогазы на себя. Время отсчитывается от момента подачи команды до возобновления дыхания.

Оценка по времени

"отлично"

"хорошо"

"удовлетворительно"

7 с

8 с

10 с

Затем, после показа руководителя выполняется норматив "Надевание ОЗК и противогаза на себя" по команде "Защитный комплект надеть. Газы"

Оценка по времени

"отлично"

"хорошо"

"удовлетворительно"

4 мин. 35 с

5 мин.

6 мин.

7. Проведение занятий по тактической подготовке.

Тема № 1:Движения солдата в бою. Передвижение на поле боя.

Первое занятие по данной теме руководитель проводит в учебном классе. Используя плакат, объясняет способы передвижения на поле боя: ускоренным шагом, бегом, перебежками, переползанием.

Атака проводится ускоренным шагом или бегом. Перебежки и переползания применяются для скрытного сближения с противником. Перед началом передвижения оружие ставится на предохранитель по команде "Предохранитель-ставь".

Порядок действий при перебежке. По предварительной команде перебегающий намечает путь движения, места для передышки, по исполнительной вскакивает и стремительно перебегает. Длина перебежки 20-40 шагов. На месте остановки отползает в сторону. Достигнув указанного места, изготавливается для ведения огня.

Переползание осуществляется по-пластунски, на получетвереньках и на боку. Руководитель показывает положение рук и ног при переползании, а также положение оружия.

Второе занятие руководитель проводит на территории спортивного городка.

Обучаемые в составе взвода выполняют перебежки по команде руководителя: "Взвод, в направлении такого-то предмета, перебежкой, справа по-одному — вперед".

После отработки приема, руководитель тренирует обучаемых в переползании. Для переползания подается команда: "Взвод, в направлении такого-то предмета, ползком справа, по отделениям — вперед".

8. Проведение занятий по огневой подготовке.

Тема № 1:Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение.

Занятие проводится в учебном классе. Руководитель занятия доводит до обучаемых назначение автомата Калашникова: автомат является индивидуальным оружием и предназначен для уничтожения живой силы противника. В рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож.

Затем доводит боевые свойства автомата. Используя плакаты, называет и объясняет назначение основных частей и механизмов:

· ствола со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением и прицелом;

· крышки ствольной коробки;

· затворной рамы с газовым поршнем;

· затвора;

· возвратного механизма;

· газовой трубки со ствольной накладкой;

· ударно-спускового механизма;

· цевья;

· магазина;

· штык-ножа.

Неполную разборку макета автомата руководитель показывает на столе, части и механизмы кладет в порядке разборки: отделить магазин, вынуть пенал с принадлежностью, отделить шомпол, отделить крышку ствольной коробки, отделить возвратный механизм, отделить затворную раму с затвором, отделить затвор от затворной рамы, отделить газовую трубку со ствольной накладкой.

Сборку макета автомата руководитель показывает в обратной последовательности. После показа разборку и сборку отрабатывают все обучающиеся.

Временные нормативы и оценки.

"Отлично"

"Хорошо"

"Удовлетворительно"

Неполная разборка автомата

15 с

17 с

19 с

Сборка автомата

25 с

27 с

32 с

После тренировки руководитель объясняет с использованием плакатов работу частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе.

В заключении, руководитель объясняет, что автомат должен содержаться в исправности и быть готовым к действию. Это достигается чисткой, смазкой и правильным хранением. Автомат должен храниться в пирамиде; в особом отделении хранятся магазины, сумка для магазинов, штык-нож и масленка.

Тема № 2:Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия.

Руководитель доводит требования безопасности при выполнении стрельб обучающимися.

Затем показывает выполнение правил стрельбы

1. Изготовка к стрельбе (принятие положения для стрельбы, заряжание автомата).

Руководитель показывает принятие положения лежа. Показывает выполнение команды "Заряжай". По этой команде вводится магазин в окно ствольной коробки; переводчик в положение "АВ"; правая рука на рукоятке; затворную рамку отвести назад и отпустить; по команде "Огонь" вести огонь.

2. Производство стрельбы.

Руководитель занятия объясняет и показывает установку прицела, прикладку, прицеливание, спуск курка и удерживание автомата.

3. Прекращение стрельбы.

При временном прекращении стрельбы по команде "Прекратить огонь" — поставить на предохранитель.

При полном прекращении стрельбы по команде "Разряжай" — установит прицел "П", разрядить автомат, магазин, снять предохранитель, затворную рамку отвести назад, после осмотра затворную рамку отпустить, нажать спусковой крючок, постаивать на предохранитель, присоединить магазин.

После показа руководителем, эти действия, отрабатывают обучающиеся.

Тема № 3:Выполнение упражнений начальных стрельб.

Упражнения начальных стрельб из автомата выполняются на стрельбище воинской части.

Руководитель учебных сборов школы перед проведением учебно-боевых стрельб на стрельбище, в соответствии с приказом "О проведении учебных сборов" проводит инструктаж по мерам безопасности с записью в журнал инструктажа, обеспечивает безопасность участников сбора при следовании на стрельбище и обратно, а также во время проведения учебно-боевых стрельб. Занятия на учебных местах стрельбища, а также боевые стрельбы организуют и проводят руководители воинской части.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология