Автор конспекта:
Автор(ы): — Кулагина А.Л.
Место работы, должность: —
Учитель физики
Регион: — Еврейская автономная область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Физика
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: —
Получение знаний о физических законах и использование их на практике.
Программа радиотехнического кружка
«Электроника шаг за шагом" Пояснительная записка
Программа адресован учащимся 7 — 9 классов ирассчитан на 34 часа.
Каждое занятие продолжительностью 2 часа включает в себя две части : теоретическую и практическую. На первых двух занятиях большая часть времени посвящена изучению теории, а последующие занятия практике.
В начале курса обязательно знакомство учащихся с правилами техники безопасности. Затем знакомим с радиодеталями, которые будут использоваться при выполнении работ, с системой сокращённого обозначения номинальных сопротивлений резисторов, ёмкостей конденсаторов и т д.. Важно научить ребят пользоваться различной справочной литературой. Этому они будут учиться на протяжении всего курса.
Сборка радиоприёмника или другого радиотехнического устройства требует знания физики, интереса к технике. В процессе конструирования учащиеся вооружаются теорией и практикой электротехники, радиотехники, приобретают навыки обращения с простейшими инструментами. Учатся выполнять монтажные работы, паять, сверлить, обращаться с измерительными приборами, читать и вычерчивать схемы, производить расчеты и многое другое. Радиолюбительство воспитывает любознательность, настойчивость, умение преодолевать трудности и добиваться поставленных целей.
Всё это способствует повышению общей технической культуры учащихся и часто определяет выбор будущей профессии.
Умелое сочетание практической деятельности с систематическим изучением теории – главная методическая задача, стоящая перед учителем.
Только первые два-три занятия посвящаются изучению теоретических вопросов. Промедление с началом практической работы может ослабить интерес учащихся.. Теоретические сведения должны сообщаться в виде популярных бесед с обязательной демонстрацией опытов, деталей конструкций, показом схем и т д.
Многие теоретические сведения неизбежно опережают школьную программу, поэтому учащимся надо сообщать некоторые сведения необходимые для практической работы и указывать их практическое применение.
Для проведения элективного курса кабинет должен быть оснащен необходимым оборудованием: радиодеталями, инструментами, измерительными приборами, справочной литературой, источниками питания. Если есть возможность, то лучше всего иметь специально оборудованное помещение.
Учащимся следует рекомендовать вести записи, делать зарисовки схем, читать популярную литературу, журнал «Радио»
Существенная роль отводится самостоятельной работе учащихся при изучении материала
Цели курса:
Углубление знаний учащихся. Формирование умений пользоваться справочной литературой, умений читать и собирать электрические схемы различной сложности. Знакомство с современными достижениями электроники, и ее применениями.
Основные задачи курса:
Дать представления об истории радиотехники; о законах электричества, основных принципах работы различных приборов
Научить осуществлять расчёт простейших электрических цепей,
анализировать полученный результат
Работать с доступными средствами информации (печатными и электронными);
Готовить сообщения, оформлять и представлять их с использованием современных технических средств и информационных технологий;
Сформировать представления о значении результатов исследований и новейших достижений в области электроники для научно-технического прогресса;
Развить способности и интересы учащихся, и их учебную мотивацию.
Ожидаемые результаты элективных занятий:
— получение учащимися знаний о проявлении физических законов и использование их в в радиотехнике;
-сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
— приобретение опыта поиска информации по заданной теме,
-накопление опыта самостоятельного приобретения знаний
— развитие творческого потенциала;
-формирование практических навыков;
-повышение общей технической культуры;
-воспитание любознательности, настойчивости, умения преодолевать трудности и добиваться поставленных целей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Истоки радио. Электрический ток и его оценка. Электрическое напряжение. Сопротивление. Закон Ома. Законы последовательного и параллельного соединения проводников. Знакомство с радиодеталями. Резисторы постоянные. Резисторы переменные. Конденсаторы постоянной ёмкости. Подстроечные конденсаторы. Полупроводники и их свойства. Полупроводниковые диоды, стабилитроны, транзисторы. Меры предосторожности при работе с транзисторами. Ряды номинальных значений сопротивлений резисторов и ёмкостей конденсаторов. Система сокращенного обозначения сопротивлений резисторов и емкостей конденсаторов. Акустические приборы. Радиосхемы. Изображение радиодеталей на схемах. Основные правила техники безопасности. Инструменты и приспособления, используемые для монтажа схем. Паяльник. Припои и флюсы. Секреты пайки. Монтажная плата и её изготовление. Основные правила монтажа. Измерительные приборы. Измерения с помощью авометра. Антенна и заземление. Сборка простейшего детекторного приёмника «Малютка». Двухдиапазонный детекторный приёмник «Маячок». Электронный сторож. Переключатель малогабаритный елочных гирлянд. Электронная «Канарейка». Мультивибратор. Генератор.
Эхолокатор.
№ п/п
Дата
Тема занятия
1
Истоки радио
2,3
Знакомство с радиодеталями.
Определение номинальных характеристик резисторов и конденсаторов
Практическая работа по определению номинальных характеристик.
4,5
Электрический ток и его оценка. Напряжение, сопротивление, закон Ома. Радиосхемы. Чтение и вычерчивание.
6,7
Основные правила техники безопасности
Знакомство с приспособлениями и инструментами, которые используются при сборке схем. Правила пользования паяльником. Техника безопасности при работе с ним.
8,9
Секреты пайки
Изготовление монтажной платы
10,11
Измерительные приборы. Проверка качества изготовления монтажной платы с помощью авометра.
Измерение сопротивлений резисторов с помощью авометра
12,13
Законы последовательного и параллельного соединения проводников
Сборка простейшей электрической цепи на монтажной плате
14,15
Простейший детекторный приёмник «Малютка»
Сборка детекторного приёмника.
Монтаж и настройка
16,17
Двухдиапазонный детекторный приёмник
Сборка двухдиапазонного детекторного приёмника
18,19
«Маячок». Монтаж и настройка.
20,21
Электронный сторож. Монтаж и настройка.
22,23
Переключатель малогабаритный елочных гирлянд. Монтаж и настройка.
24,25
Электронная «Канарейка». Монтаж и настройка.
26,27
Мультивибратор. Монтаж и настройка.
28,29
Генератор импульсов. Монтаж и настройка.
30,31,32
Эхолокатор. Монтаж и настройка. Подготовка работ к выставке.
33.34
Выставка и защита лучших работ посвященная Дню радио.
Занятие №2
Тема: ЗНАКОМСТВО С РАДИОДЕТАЛЯМИ
Назначение сопротивлений. Постоянные и переменные сопротивления. Проволочные и непроволочные. Мощность рассеяния. Устройство и маркировка. Конденсаторы. Диоды. Стабилитроны. Транзисторы. Акустическая аппаратура.
Какие только детали не понадобятся для изготовления предлагаемых конструкций! Здесь и резисторы, и транзисторы, и конденсаторы, и диоды, и выключатели. Из многообразия радиодеталей надо уметь быстро отличить по внешнему виду нужную, расшифровать надпись на ее корпусе, определить выводы. О том, как это сделать, и будет кратко рассказано ниже. Более же подробные сведения о радиодеталях вы найдете в описании конструкций самоделок.
Резистор.
Эта деталь встречается практически в каждой конструкции. Представляет собой фарфоровую трубочку (или стержень), на которую снаружи напылена тончайшая пленка металла или сажи (углерода). Резистор обладает сопротивлением и используется для того, чтобы установить нужный ток в электрической цепи.
Чем тоньше пленка на фарфоровой трубочке или стержне, тем больше сопротивление току.
Резисторы бывают постоянные и переменные. Из постоянных чаще всего используют резисторы типа МЛТ (металлизированное лакированное теплостойкое), ВС (влагостойкое сопротивление), УЛМ (углеродистое лакированное малогабаритное), из переменных—СП (сопротивление переменное) и СП О (сопротивление переменное объемное).
Резисторы различают по сопротивлению и мощности. Сопротивление, измеряют в омах, килоомах и мегаомах. Мощность же выражают в ваттах и обозначают эту единицу буквами Вт. Резисторы разной мощности отличаются размерами. Чем больше мощность резистора, тем больше его размеры.
Сопротивление резистора проставляют на схемах рядом с его условным обозначением. Если сопротивление менее 1 кОм, цифрами указывают число ом без единицы измерения. При сопротивлении 1 кОм и более — до 1 МОм указывают число килоом и ставят рядом букву «к». Сопротивление 1 МОм и выше выражают числом мегаом с добавлением буквы «М». Например, если на схеме рядом с обозначением резистора написано 510, значит, сопротивление резистора 510 Ом. Обозначениям 3,6 к и 820 к соответствует сопротивление 3,6 кОм и 820 кОм. Надпись на схеме 1 М или 4,7 М означает, что используются сопротивления 1 МОм и 4,7 МОм.
В отличие от постоянных резисторов, имеющих два вывода, у переменных резисторов таких выводов три . На схеме указывают сопротивление между крайними выводами переменного резистора. Сопротивление же между средним выводом и крайними изменяется при вращении выступающей наружу оси резистора. Причем, когда ось поворачивают в одну сторону, сопротивление между средним выводом и одним из крайних возрастает, соответственно уменьшаясь между средним выводом и другим крайним. Когда же ось поворачивают обратно, происходит обратное явление. Это свойство переменного резистора используется, например, для регулирования громкости звука в усилителях, приемниках.
Конденсатор.
Надо сказать, что эту деталь, как и резистор, можно увидеть во многих самоделках. Как правило, самый простой конденсатор — это две металлические пластинки (обкладки) и воздух между ними. Вместо воздуха может быть фарфор, слюда или другой материал, не проводящий ток. Если резистор пропускает постоянный ток, то через конденсатор он не проходит. А вот переменный ток через конденсатор проходит. Благодаря такому свойству конденсатор ставят там, где нужно отделить постоянный ток от переменного.
У резистора основной параметр — сопротивление, у конденсатора же — емкость. Конденсаторы бывают постоянной и переменной емкости . У переменных конденсаторов емкость изменяется при вращении выступающей наружу оси. Кроме этих двух типов, используется еще одна разновидность конденсаторов — подстроечный . Обычно его устанавливают в то или иное устройство для того, чтобы при налаживании точнее подобрать нужную емкость и больше конденсатор не трогать. В любительских конструкциях подстроечный конденсатор нередко используют как переменный — он дешев и доступен.
Единица емкости — микрофарада (мкФ) взята за основу в радиолюбительских конструкциях и в промышленной аппаратуре. Но чаще употребляется другая единица — пикофарада (пФ), миллионная доля микрофарады. На схемах вы встретите и ту, и другую единицу. Причем емкость до 9100 пФ включительно указывают на схемах в пикофарадах, а свыше — в микрофарадах. Если, например, рядом с условным обозначением конденсатора написано «27», «510» или «6800»,. значит, емкость конденсатора соответственно 27, 510 или 6800 пФ. А вот цифры 0,015, 0,25 или 1,0 свидетельствуют о том, что емкость конденсатора составляет соответствующее число микрофарад.
Типов конденсаторов очень много. Они отличаются материалом между пластинами и конструкцией. Бывают конденсаторы воздушные, слюдяные, керамические и др. Одна из разновидностей постоянных конденсаторов — электролитический . Такие конденсаторы выпускают большой емкости — от 0,5 до 4000 мкФ. На схемах для них указывают не только емкость, но и максимальное напряжение, на которое их можно использовать. Например, надпись 5,0×10 В означает, что конденсатор емкостью 5 мкФ нужно взять на напряжение 10 В.
Для переменных или подстроечных конденсаторов на схеме указывают крайние значения емкости, которые получаются, если ось конденсатора повернуть от одного крайнего положения до другого или вращать вкруговую (как у подстроечных конденсаторов). Например, надпись 5—180 свидетельствует о том, что в одном крайнем положении оси емкость конденсатора составляет 5 пФ, а в другом —180 пФ. При плавном повороте из одного положения в другое емкость конденсатора будет также плавно изменяться от 5 до 180 пФ или от 180 до 5 пФ.
Полупроводниковые приборы.
Их составляет целая группа деталей: диоды, стабилитроны, транзисторы. В каждой детали использован полупроводниковый материал, или проще полупроводник. Что это такое? Все существующие вещества можно условно разделить на три большие группы. Одни из них — медь, железо, алюминий и другие металлы — хорошо проводят электрический ток — это проводники. Древесина, фарфор, пластмасса совсем не проводят ток. Они непроводники, изоляторы (диэлектрики). Полупроводники же занимают промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. Такие материалы проводят ток только при определенных условиях.
Диоды.У диода два вывода: анод и катод. Если подключить к ним батарею полюсами: плюс — к аноду, минус — к катоду, в направлении
от анода к катоду потечет ток. Сопротивление диода в этом направлении небольшое. Если же попытаться переменить полюсы батарей, то есть включить диод «наоборот», то ток через диод не пойдет. В этом направлении диод обладает большим сопротивлением
Стабилитроны.Эти полупроводниковые приборы также имеют два вывода: анод и катод. В прямом направлении (от анода к катоду) стабилитрон работает как диод, беспрепятственно пропуская ток. А вот в обратном направлении он вначале не. пропускает ток ( как и диод), а при увеличении подаваемого
на него напряжения вдруг «пробивается» и начинает пропускать ток. Напряжение «пробоя» называют напряжением стабилизации. Оно будет оставаться неизменным даже при значительном увеличении входного напряжения. Благодаря этому свойству стабилитрон находит применение во всех случаях, когда нужно получить стабильное напряжение питания какого-то устройства при колебаниях, например сетевого напряжения.
Как различать выводы диодов и стабилитрона? На корпусе малогабаритных диодов типа Д 9 ставят цветные точки — метки вблизи анода. Диоды Д 2 больших, чем Д 9, размеров с широкими выводами-ленточками. На одном из выводов ставят условное обозначение диода — это и есть вывод анода. Аналогично условный знак ставят на корпусе диодов Д7, Д226 и стабилитронов, причем короткая черточка знака обращена в сторону вывода катода.
Транзисторы.Из полупроводниковых приборов транзистор наиболее часто применяется в радиоэлектронике. У него три вывода: база (б), эмиттер (э) и коллектор (к). Транзистор — усилительный прибор. Его условно можно сравнить с таким известным вам устройством, как рупор. Достаточно произнести что-нибудь перед узким отверстием рупора, направив широкое в сторону друга, стоящего в нескольких десятках метров, и голос, усиленный рупором, будет хорошо слышен вдалеке. Если принять узкое отверстие за вход рупора-усилителя, а широкое — за выход, то можно сказать, что выходной сигнал в несколько раз больше входного. Это и есть показатель усилительных способностей рупора, его коэффициент усиления.
Но вернемся к транзистору. Если пропустить через участок база — эмиттер слабый ток, он будет усилен транзистором в десятки и даже сотни раз. Усиленный ток потечет через участок коллектор — эмиттер. В зависимости от наибольшего тока, который можно пропускать через коллектор, транзисторы делятся на маломощные, средней и большой мощности. Кроме того, эти полупроводниковые приборы могут быть структуры р-п-р или п-р-п. Так различаются транзисторы с разным чередованием слоев полупроводниковых материалов (если в диоде два слоя материала, здесь их три). В некоторых самоделках встретится еще одна разновидность транзистора — полевой. У него тоже три вывода, но называются они иначе: затвор (как база), исток (эмиттер), сток (коллектор). Подбирать такие транзисторы по усилительным способностям не придется, а вот проверять их нужно: как это сделать, рассказано далее.
Чтобы при подключении того или иного транзистора к деталям самоделки не перепутать выводы, нужно четко знать их расположение — цоколевку.
Акустические приборы. С одним из таких приборов вы встречаетесь ежедневно. Слушаете ли телевизор, приемник, магнитофон, звук доносится из динамической головки (так именуют динамик или громкоговоритель). Это она преобразует электрический ток, поступающий на ее выводы (их два), в колебания звуковой частоты (звук). Для простых приемников или усилителей выпускают головные телефоны Они состоят из двух капсюлей («наушников»).
К малогабаритным транзисторным приемникам подключают миниатюрный головной
Занятие №3
ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ
Изготавливая и налаживая электронные самоделки, нам придется пользоваться источниками электрического тока и работать различным инструментом. Поэтому надо знать и выполнять основные правила безопасности труда. Особую внимательность и осторожность надо соблюдать при работе с источниками тока. Если человек попадает под напряжение (скажем, неосторожно коснется руками выводов источника тока), через его тело потечет электрический ток. Опытами доказано, что ток около 0,01 А уже вызывает легкое раздражение нервной системы и даже судороги. При увеличении тока до 0,03 А мышцы могут потерять способность сокращаться, а при 0,06 А наступает паралич дыхательных органов. Смертельным считается ток около 0,1 А.
Известно, что при одинаковом напряжении ток через проводники или цепи с различными сопротивлениями будет неодинаков. Через проводник с меньшим сопротивлением потечет больший ток, и наоборот. Так и с человеком. У одного величина электрического сопротивления тела большая, и его только слегка ударит при касании, например, оголенного сетевого провода. Другого же такое касание может парализовать.
Не думайте, что сопротивление каждого человека постоянно. Оно зависит от влажности его кожи в данный момент, состояния нервной системы, усталости. Сопротивление тела человека может изменяться в сотни раз, колеблясь от 500000 до 1000 Ом. При попадании человека с минимальным сопротивлением под напряжение 220 В, подведенное к сетевым розеткам в доме, ток окажется равным 220 В : 1000 Ом = 0,22 А, то есть смертельным.
Поэтому, включая в сетевую розетку,. например, паяльник, держите, штепсельную вилку так, чтобы пальцы не касались ее металлических штырьков. Сетевое напряжение будет и на выводах обмоток трансформаторов, установленных в конструкциях с питанием от сети, и на деталях электропро-игрывающего . устройства электрофона, который вам придется собирать. При включении их в сеть дотрагиваться до этих выводов и деталей нельзя.
Перед первым включением самоделки в сеть проверьте омметром качество изоляции между штырьками сетевой вилки и корпусом конструкции. Если оно менее 10 МОм при какой-нибудь (проверьте обе!) полярности подключения щупов омметра, отыщите неисправность и устраните ее. Такую проверку делайте периодически.
Проверяя в сетевых конструкциях режим работы деталей, подключайте один из щупов измерительного прибора к общему проводу заранее, до включения конструкции в сеть. При необходимости заменить деталь или перепаять проводники обесточивайте конструкцию и вынимайте вилку из розетки. Если же нужно подобрать режим, например, подстроечным резистором, пользуйтесь отверткой с хорошо заизолированной ручкой.
Никогда не работайте усталыми — электрическое сопротивление такого организма понижено, внимание ослаблено, реакция замедлена.
А теперь об инструментах. Они тоже могут стать источником всевозможных травм. Чтобы избежать их, нужно помнить о правилах безопасности и соблюдать их. К примеру, режущий инструмент должен быть постоянно остро заточен, поскольку при работе тупым инструментом придется прикладывать к нему большее усилие и он скорее соскользнет, сорвется и поранит. Это не означает, что острый инструмент безопасен: работая им, нужно соблюдать осторожность.
Пользуясь отверткой, помните, что ее лезвие должно соответствовать по размерам головке винта. Конец лезвия должен быть тупым. Прежде чем завинчивать отверткой шуруп, нужно шилом или дрелью сделать гнездо для его посадки. Передавая отвертку (или шило, стамеску, долото) друг другу, держите ее лезвием к себе. Не кладите ножницы, отвертки и другие подобные инструменты лезвием к себе или так, чтобы они свешивались за край крышки стола.
Не строгайте материал в руках и тем более ножом по направлению к себе. При опиливании металла следите за тем, чтобы пальцы левой руки не заходили за край напильника вниз. Не проверяйте пальцем качество опиливаемой поверхности. Металлическую стружку после опиливания собирайте со стола не голыми руками, а волосяной щеткой-сметкой.
Разрезаемый металл надежно закрепляйте в тисках. Полотно ножовки должно быть натянуто не слабо и не слишком туго. Слабо натянутое полотно может сломаться, а туго натянутое — лопнуть. В обоих случаях вы можете пораниться обломками полотна.
Разрезая ручными ножницами тонкий листовой материал, держите его левой рукой в брезентовой рукавице — это предохранит руку от ранений острыми кромками металла и лезвиями ножниц. Не пользуйтесь тупыми ножницами и ножницами с разболтанным шарниром.
Выполняя работу, не разговаривайте и не отвлекайтесь посторонними делами.
Если вы все же нарушили правила и случайно поранились, смажьте йодом кожу вокруг раны, наложите на рану чистые марлю, полотняную тряпочку либо носовой платок и забинтуйте это место.
Занятие №5
ЧЕТЫРЕ СЕКРЕТА ПАЙКИ
Уметь хорошо паять своего рода искусство, которое дается не сразу, а в результате практики. Овладеть .этим искусством — значит познать все секреты техники пайки.
Первый секрет— правильное применение для пайки припоя и флюса. Припоем называется легкоплавкий металлический сплав, которым спаиваются провода и выводы деталей. Самый хороший припой — чистое олово. Но оно стоит дорого и используется в исключительных случаях. При радиомонтаже чаще применяют оловянно-свинцовые припои, представляющие сплав олова и свинца. По прочности спайки эти припои не уступают чистому олову. Плавятся такие припои при температуре 180—200° С. Обозначаются они тремя буквами — ПОС (припой оловянно-свинцовый), за которыми следует двузначная цифра, показывающая содержание олова в процентах, например: ПОС-40, ПОС-60. Для наших целей лучше брать припой ПОС-60.
Флюсы — это противоокислительные вещества. Они применяются для того, чтобы подготовленные к пайке места деталей или проводников не окислялись во время пайки. Без флюса припой может не прилипнуть к поверхности металла.
Флюсы бывают разные. Так, для ремонта металлической посуды пользуются «паяльной кислотой»— раствором цинка в соляной кислоте. Паять радиоконструкции таким припоем нельзя — со временем он разрушает пайку. Для радиомонтажа надо применять флюсы, в которых нет кислоты. Одним из таких флюсов является канифоль. В магазинах встречается смычковая канифоль, которой музыканты натирают смычки своих инструментов — ее можно использовать для пайки.
Чтобы можно было паять в труднодоступных местах, неплохо запастись жидким флюсом, о котором говорилось выше. Для его приготовления измельчают канифоль в порошок и всыпают в борный спирт или глицерин. Помешивая раствор палочкой, подсыпают канифоль до получения густой кашицы. Такую канифоль наносят на спаиваемые места тонкой палочкой или кисточкой.
Второй секрет пайки— чистота жала паяльника и его нагрев. Если жало грязное, им трудно работать — плавиться припой будет, а к поверхности жала не прилипнет. Жало надо обязательно зачистить и залудить — покрыть тонким слоем припоя. Делают это так. Разогрейте паяльник и зачистите его жало напильником или шлифовальной шкуркой. Опустите жало в канифоль, а затем прикоснитесь им к кусочку припоя. В слое расплавленного припоя поводите жало по деревянной палочке (или по подставке) так, чтобы вся поверхность его покрылась слоем припоя. Со временем жало будет покрываться окисным налетом темного цвета, мешающим пайке. Вот тогда снова залудите его.
Третий секрет— чистота спаиваемых поверхностей. Места проводников и деталей, предназначенных для пайки, должны быть зачищены до блеска. Тщательно зачищенный проводник кладут на кусок канифоли и хорошо прогревают паяльником. Канифоль быстро расплавится, а имеющийся на паяльнике припой растечется по проводнику. Поворачивая проводник и медленно двигая по нему жало паяльника, добейтесь равномерного распределения припоя по поверхности проводника.
Если вы будете залуживать часть впаянного в самоделку проводника, зачистите это место шлифовальной шкуркой или перочинным ножом и поднесите кусок канифоли. Плавным движением паяльника равномерно распределите припой по залуживаемой поверхности.
Четвертый секрет— правильное соединение проводов при пайке и хороший прогрев места спайки деталей. Если надо спаять концы двух залуженных проводников, плотно при-
жмите их друг к другу и к месту касания приложите паяльник с каплей припоя на конце жала. Как только место спайки прогреется, припой растечется и заполнит промежутки между проводниками. Плавным движением паяльника распределите припой равномерно по всему месту спайки. Продолжительность пайки не должна превышать 5 с, после чего паяльник удаляют — припой быстро затвердеет и прочно скрепит детали. Но пайка будет прочной только в том случае, если после удаления паяльника проводники не сдвинутся в течение 10 с.
Припаивая транзистор, берегите его выводы от перегрева. Для этого придерживайте их пинцетом или плоскогубцами — они выполняют роль теплоотвода.
Во время налаживания конструкций приходится перепаивать проводники или заменять детали. Это нужно учитывать при монтаже. Так, концы деталей, соединяющиеся согласно схеме с общим проводником, следует припаивать не в одной точке, а на некотором расстоянии друг от друга. Не рекомендуется закручивать концы деталей вокруг проводника. Помните, что при пайке выделяются вредные для здоровья пары олова и свинца. Ни в коем случае нельзя наклоняться над местом пайки и вдыхать испарения. Летом старайтесь паять у открытого окна, зимой чаще проветривайте помещение. После окончания пайки обязательно вымойте руки теплой водой с мылом.
Изготовление монтажной платы
Для изготовления монтажной платы используется фольгированный текстолит. Этот материал — хороший диэлектрик и легко обрабатывается. Текстолит –диэлектрик, покрыт сверху слоем медной фольги. Вырезаем с помощью ножниц по металлу заготовку для монтажной платы нужных размеров и конфигурации. Наносим с помощью резака изолирующие прорези размером 1-1,4 мм. Шлифуем с помощью наждачной бумаги. Затем необходимо подвергнуть плату лужению, для того, чтобы получились токонесущие площадки. Следующий этап, проверка платы. С помощью тестера прозваниваем плату, чтобы токонесущие площадки были изолированы друг от друга. Плата готова. Можно приступать к сборке .
Занятие № 8
Детекторный приёмник «МАЛЮТКА»
Рис.4 Схема детекторного приёмника «Малютка»
Практическое знакомство с удивительным миром электроники начнем с детекторного приемника. Это самая простая конструкция, не требующая ни дефицитных деталей, ни источника питания. В то же время в детекторном приемнике есть основные элементы любого современного приемника; колебательный контур, детектор, преобразователь электрических сигналов в звуковые. Детекторному приемнику не страшны короткие замыкания между деталями или их неправильные подключения, поэтому с ним удобно проводить самые разнообразные эксперименты, позволяющие лучше познать принцип работы радиоприемного устройства и научиться самостоятельно настраивать его на нужные радиостанции.
Для постройки этого приемника прежде всего нужен малогабаритный переменный конденсатор. Это может быть, например, конденсатор КП-180 максимальная емкость которого равна 180 пФ, а минимальная—5 пФ.
Конденсатор С2 типа ПМ-1, К40П-2, КСО-2 или другой емкостью от 2000 до 6800 пФ.
Диод можно взять любой из серии Д2 или Д9 ( Например Д2А, Д2Б, Д9А, Д9Б, Д9В и т д)
Катушку индуктивности намотайте на отрезке ферритового стержня длиной около 35 мм. Если стержня такой длины нет, то придется взять длинный
стержень и отломить от него нужный отрезок. Делают это так. Обертывают стержень материей и зажимают его в тисках, так чтобы поверх выступала часть стержня нужной длины. Достаточно теперь резкого удара молотком по выступающей части, и она отломится. Острые края стержня в месте скола стачивают напильником.
Обмотку (она занимает на стержне около 20 мм) намотайте проводом марки ПЭВ или ПЭЛ диаметром 0,17—0,2 мм. Всего нужно уложить 100 витков. Начало обмотки закрепите на стержне клеем или несколькими витками провода, уложенными поверх первого витка. Сначала наматывайте виток к витку на указанной длине, а затем продолжайте намотку поверх витков первого слоя, но укладывайте витки возможно ровнее и плотнее друг к другу. Конец обмотки можно закрепить также клеем или небольшим кусочком лейкопластыря
Занятие № 9
Двухдиапазонный детекторный приёмник
Рис.5 Схема двухдиапазонного детекторного приёмника
Следующая конструкция — детекторный приемник, работающий в двух диапазонах: средневолновом и длинноволновом. Его схема показана на рисунке. На ней новое условное обозначение — переключатель S1. Он состоит из подвижного контакта, обозначенного длинной линией с пересекающей ее короткой черточкой, и двух неподвижных. Показанное на схеме изображение означает соединение в данный момент подвижного контакта с верхним неподвижным контактом, к которому подключен отвод катушки. Это одно из исходных положений переключателя.
Если ручку переключателя установить в другое положение, подвижный контакт окажется соединенным с нижним неподвижным контактом, к которому подходит провод от вывода катушки. Таким образом, переключателем можно поочередно подключать к переменному конденсатору С1 либо часть витков катушки, либо всю катушку. В первом случае приемник будет работать в диапазоне средних волн (600—200 м), во втором — в диапазоне длинных волн (2000—700 м). Настраивают приемник в том и в другомдиапазоне изменением емкости переменного конденсатора Антенну подключают к гнезду XI, заземление — к гнезду Х2, головные телефоны включают в розетку ХЗ.
Какие понадобятся детали для этой конструкции? В первую очередь катушка индуктивности L1.Намотайте ее на ферритовый стержень диаметром 8 мм и длиной 140 мм Обмотку из 220 витков провода марки ПЭВ или ПЭЛ диаметром 0,17—0,2 мм располагают примерно посередине стержня. Отвод сделайте в виде петли от 60-го витка, считая от верхнего по схеме вывода (антенного).
Налаживания приемник не требует и, если в монтаже не было допущено ошибок, готов к работе сразу после подключения к нему наружной антенны и заземления. Для облегчения настройки рекомендуется установить на корпусе приемника у ручки переменного конденсатора шкалу из двух полуокружностей — одна для средневолнового диапазона, другая -для длинноволнового. На ручке настройки надо нанести риску или стрелку. На полуокружностях затем следует проставить точки, соответствующие прослушиваемым на приемнике радиостанциям.
Занятие №10
«МАЯЧОК»
Рис.3 Схема «Маячка»
Так можно назвать эту простую самоделку на двух транзисторах
Они соединены между собой так, что образуют генератор световых вспышек, и лампочки Н 1, Н2, включенные в цепь коллектора транзистора V2, подобно лампам настоящего маяка, периодически зажигаются и гаснут. Причем частоту этих вспышек можно изменять подбором резистора или изменением емкости конденсатора.
Лампочки возьмите на напряжение 2,5 В или 3,5 В. Если лампочки на 3,5 В будут вспыхивать недостаточно ярко, можно оставить лишь одну из них. Вместо транзистора МП35А можно установить МП37, МП37А, МП37Б, МП38, а вместо МП42Б — МП39Б, МП41. Конденсатор может быть типа К50-6, К50-12, ЭМ, резистор — МЛТ-0,5, батарея питания — от карманного фонаря (3336Л).
Все детали смонтируйте на плате Для ламп просверлите в плате отверстия и ввинтите их так, чтобы стеклянные баллоны находились снаружи. При монтаже проводники к центральному контакту лампочек лучше припаивать, а нарезные части цоколя соединять луженым проводником, закрученным по нарезке (для надежности можете припаять проводник к цоколям).
В дальнейшем это устройство можно смонтировать внутри корпуса модели маяка или использовать на новогодней елке — установить плату с лампочками сзади какой-нибудь маски, чтобы глаза ее стали мигающими
Занятие №11
ЭЛЕКТРОННЫЙ СТОРЖ
Рис.1 Схема электронного сторожа
Электроника может стать хорошим помощником для охраны помещения или
какой-нибудь территории, например, дачного участка или сада. Для этого достаточно протянуть вокруг участка тонкий медный провод (диаметром 0,15— 0,2 мм), замаскировать его и подключить к электронному сигнализатору. Как только провод оборвут, сработает сигнализатор и известит о проникновении на территорию постороннего.
Схема одного из сторожевых устройств приведена на рисунке. Оно собрано на двух транзисторах и представляет собой усилитель постоянного тока. Пока охранный провод цел, ток от батареи GB1 протекает через него и резистор R1. Поскольку сопротивление провода незначительное, напряжение на базах транзисторов мало и они закрыты. Стоит оборвать провод, как ток от батареи потечет через резистор R1 и базовые цепи транзисторов. Этот ток усиливается обоими транзисторами, и уже через коллекторную цепь транзистора V2 потечет ток, достаточный для работы электрического звонка B1.
Питается электронный сторож от одной батареи напряжением 4,5 В. На время, когда сторож нужен, питание подают через выключатель S1.
Транзисторы возьмите типа МП39 — МП42 с любым буквенным индексом и возможно большим коэффициентом передачи тока. Это нужно для того, чтобы резистор R1 можно было поставить возможно большего сопротивления,
тогда батарея питания будет расходоваться более экономно и ее хватит надолго. Звонок подойдет любой, работающий от напряжения 3—3,5 В. Желательно, чтобы его сопротивление было возможно большим во избежание перегрева транзистора V2 при длительной работе звонка.
Детали сторожа разместите на плате из изоляционного материала. Никаких монтажных шпилек не понадобится, поскольку деталей немного и выводы транзисторов и резистора достаточно подпаять к контактам выключателя и разъемов. Батарею прикрепите к плате металлической скобой.
Монтажная плата служит одновременно лицевой панелью корпуса, поэтому остается изготовить коробку высотой 30—35 мм и установить на ней плату.
Налаживание «сторожа» заключается в более точном подборе сопротивления резистора. Временно вместо него следует впаять в конструкцию цепочку из последовательно соединенных постоянного резистора сопротивлением 4,7 кОм и переменного сопротивлением 68 кОм. Установив наибольшее сопротивление переменного резистора, подключите к разъему Х2 электрозвонок и подайте выключателем питание. Перемещайте движок переменного резистора до тех пор, пока не раздадутся трели звонка. Измерьте получившееся сопротивление и впаяйте в электронный «сторож» постоянный резистор с меньшим на 1—2 кОм сопротивлением (на случай обеспечения надежной работы сторожа при снижении напряжения батареи).
Теперь можете проверить работу устройства. Включив его, вы должны сразу же услышать звонок. Замкните пинцетом или проволочной перемычкой гнезда XI—звонок перестанет работать. Замерьте в этом состоянии общий ток потребления, выключив питание и прикасаясь щупами миллиамперметра к выводам выключателя (теперь «сторож» будет включен через миллиамперметр),— он должен быть менее 1 мА.
Подключите к разъему –Х1 концы провода, протянутого по охраняемой территории,— звонок по-прежнему должен молчать. Если он звонит, проверьте сопротивление провода — оно не должно превышать 500 Ом. Если сопротивление больше, значит, провод нужно заменить на более толстый. Надо сказать, что диаметр провода можно определить заранее. Если длина проводки не превышает 300 м, провод можно взять диаметром 0,12—0,15 мм. При длине линии до 500 м диаметр провода следует увеличить до 0,18—0,2 мм, а для линии длиной до 1000 м диаметр провода берется равным 0,23—0,25 мм.
«Сторож» разместите в таком месте, чтобы питание его можно было быстро
выключить.
Занятие № 12
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРЛЯНД
Рис.2 Переключатель малогабаритных гирлянд
Вы все, конечно, любовались на новогодних елках гирляндами разноцветных ламп, которые периодически вспыхивают и гаснут. Делает это электронный переключатель гирлянд. Подобное устройство для небольшой елочки можете собрать и вы. Понадобятся два мощных транзистора: П213 или П216 (можно П201 — П203), два конденсатора большой емкости (по 1 мкФ), два постоянных резистора и источник питания напряжением 15- 18 В — его можно составить, например, из четырех последовательно соединенных батарей 3336Л.
Наш переключатель гирлянд представляет собой генератор, транзисторы которого периодически открываются и закрываются. Когда, например, открыт транзистор VI, гирлянда из ламп Н1— Н5 оказывается подключенной через него к источнику питания. Затем этот транзистор закрывается, но открывается V2. зажигается гирлянда из ламп Н6 — Н10, а предыдущая гирлянда гаснет. Продолжительность горения каждой гирлянды зависит от ёмкости конденсаторов и сопротивления резисторов.
Конденсаторы типа К50-6, резисторы —МЛТ-0,5, лампочки на напряжение 3,5 В и ток 0,26 А. Выключатель питания любой конструкции, например, тумблер ТВ2-1.
На плате из изоляционного материала разместите основные детали переключателя транзисторы, резисторы, конденсаторы. Под «шляпки» транзисторов вырежьте в плате отверстия, а корпус каждого транзистора прикрепите к плате винтами. Электролитические конденсаторы разместите «лежа» и припаяйте их выводы (соблюдайте полярность!)
Подберите корпус для переключателя и поместите внутри него плату с деталями и источник питания. Выключатель установите на верхней панели корпуса. Лампы гирлянд, соединенные последовательно, подключите к переключателю тремя проводниками (один — общий, два — от коллекторов транзистора не более 0,5м
Занятие №14
Мультивибратор
Мультивибратор — это генератор периодической последовательности импульсов Обычно он применяется в устройствах кибернетики в качестве автоматического переключателя. С его использованием мы уже сталкивались в переключателе елочных гирлянд.
Мультивибратор не имеет ни одного устойчивого состояния.
Мультивибратор непрерывно, автоматически занимает то одно, то другое состояние. Но ни одно из них считать устойчивым нельзя. Побудет мультивибратор в одном из двух возможных состояний некоторое время и перебросится в другое. Там тоже некоторое время задержится и вернется в прежнее состояние. И так все время, пока на схему подается напряжение от источника питания.
Оба рассматриваемых временных промежутка могут быть одинаковыми, тогда мультивибратор называется симметричным. При этом длительность импульса, генерируемого схемой, равна паузе. Когда мультивибратор в одном из двух возможных состояний задерживается дольше, чем в другом, то он называется несимметричным мультивибратором.
Время, в течение которого схема мультивибратора находится в одном или в другом состоянии, может меняться от микросекунд до нескольких секунд. Делается это очень просто. Для этого достаточно изменить номиналы двух резисторов или двух конденсаторов. Когда такие изменения требуется производить плавно, то в схему ставится переменный резистор
Занятие №15
Генератор
Занятие №16
Эхолокатор
В нашей стране первая радиолокационная станция была создана в 1938 году. Называлась она «Редут» и предназначалась для обнаружения самолетов.
Эхолокатор «Редут-0001» это не бездействующая игрушка, которая только внешне напоминает военный радиолокатор. По своим формам наш локатор, конечно, уступает заводским конструкциям, но зато работает он так же уверенно и надежно, как и настоящий.
У эхолокатора «Редут-0001» имеется один недостаток — слишком ограничен радиус действия. Максимальное расстояние, на котором он обнаруживает предметы, не превышает 80—100 см.
Так, например, если решите установить эхолокатор на модель автомобиля или корабля, то они больше не будут натыкаться на препятствия и вовремя остановятся.Когда модель приблизится к какому-либо препятствию с площадью отражения не менее 100 см2, то на расстоянии примерно одного метра локатор обнаружит цель и начнет за нею следить. Не доезжая до препятствия 20— 30 см, модель остановится и через некоторое время отъедет назад.
На принципе эха построена вся современная радиолокация. Правда, вместо звуковых волн там применяются электромагнитные.
Достаточно в схему «Редут-0001» внести незначительные изменения, как с его помощью можно будет измерять скорость звука. Это не менее интересно, чем использовать эхолокатор на модели. Зная время, за которое проходит сигнал до препятствия и обратно, и его скорость, легко определить интересующее нас расстояние по формуле:
ℓ=сt/2
гдеℓ— расстояние до препятствия в метрах, t — время в секундах, с — скорость звука в метрах за секунду. Скорость звука, как правило, известна. В воздухе при температуре 20° С она равна 340 м/с. Остается определить время, и задача будет решена. На первый взгляд все просто.Сначала собираем обычный усилитель на двух транзисторах Т, и Т2 .На входе включен угольный микрофон, а на выходе — малогабаритный громкоговоритель
Собрав экспериментальную схему на столе, вы случайно не задумались, почему шумит громкоговоритель? Раньше уже говорилось, что если к диффузору приложить ухо, то можно услышать беспорядочные шорохи. Откуда они берутся?
Оказывается, шумит вовсе не громкоговоритель, а воздух, который находится в комнате. Его беспорядочные толчки непрерывно возбуждают мембрану. В микрофоне акустический шум преобразуется в электрический сигнал, который усиливается двухкаскадным усилителем и снова громкоговорителем превращается в звук. Вот эти усиленные шумы мы слышим. Чтобы усилить акустический сигнал, его пришлось пропустить через три «черных ящика». Вначале превратить в электрический сигнал, далее усилить электронным усилителем, а в конце снова преобразовать в звук. Только электронная аппаратура позволяет ставить подобные эксперименты. Все остальные технические решения значительно сложнее. Итак, в нашем опыте громкоговоритель непрерывно издает шумовой акустический сигнал. Как ни слабы шорохи от громкоговорителя, но микрофон их все же может «услышать»
Файлы: Радиотехнический кружок1.ppt
Размер файла: 7634944 байт.