Автор конспекта:
Автор(ы): — Бибикова О.В.

Место работы, должность: —

Муниципальное общеобразовтельное учреждение "Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки" Озинского района Саратовской области, директор и учитель информатики и ИКТ.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Цели:

— образовательные: сформировать у учащихся понятия «программное обеспечение — ПО», указать на виды ПО и назначение;

— развивающие: продолжить развитие мышления в рамках выделения главного, сравнения, построения аналогий, развитие грамотной речи учащихся;

— воспитательные: становление нравственных, трудовых качеств учащихся; направление на правильное отношение к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Семкин, Залогова "Информатика — 9"

Используемое оборудование: —

ПК, программы: текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы.

Краткое описание: — По окончании урока учащиеся должны знать виды программного обеспечения, назначение основных видов программного обеспечения и уметь различать ПО по назначению, сопоставлять ПО и определённый вид профессиональной деятельности человека

Разработка конспекта урока по информатике и ИКТ

Бибиковой Ольги Вениаминовны

Тема: Программное обеспечение.

Цели:

— образовательные: сформировать у учащихся понятия «программное обеспечение — ПО», указать на виды ПО и назначение;

— развивающие: продолжить развитие мышления в рамках выделения главного, сравнения, построения аналогий, развитие грамотной речи учащихся;

— воспитательные: становление нравственных, трудовых качеств учащихся; направление на правильное отношение к общечеловеческим ценностям.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

— виды программного обеспечения;

— назначение основных видов программного обеспечения.

Учащиеся должны уметь:

— различать ПО по назначению;

— сопоставлять ПО и определённый вид профессиональной деятельности человека.

Тип урока: формирование новых знаний и способов деятельности.

Вид урока: урок формирования новых знаний.

Метод обучения: словесный (объяснение), наглядный (демонстрация), проблемно-поисковый (найди и докажи).

Приёмы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, фронтальная работа.

Формы обучения: индивидуальная, работа в паре, работа по группам.

Оборудование: ПК, программы: текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы.

Ход урока

  • Постановка целей урока
  • Как компьютер обрабатывает информацию?
  • Язык, на котором «думает» компьютер – какой он?
  • Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
  • Кто сегодня не может обойтись без компьютера?
  • Актуализация знаний
  • Какие процессы относятся к информационным?
  • Как компьютер передаёт и получает информацию?
  • Как компьютер хранит информацию?
  • Какое устройство компьютера обрабатывает информацию?
  • Вывод: сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер (процессор) обрабатывает информацию.

  • Изложение нового материала
  • 1 Программа

    Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того, чтобы компьютер мог работать с информациейполучать её, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятному компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата. Такая инструкция называется программой. Компьютер без программ – это бесполезный хлам, груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом, советчиком.

    Программа должна быть написана на языке, понятному компьютеру. И такой язык существует. Он так и называется – машинный язык. Слова этого языка (команды) представляют собой последовательность нулей и единиц.

    Вопрос: Как вы думаете – почему?

    Самые первые программы разрабатывались непосредственно на машинном языке и не все люди могли заниматься их разработкой, только профессиональные программисты. В 60-ые годы 20 века началась разработка языков программирования высокого уровня, которые позволили существенно облегчить работу программистов, и создание программ стало доступно даже для начинающих пользователей компьютера.

    Несколько слов о том, как компьютер «учился» обрабатывать информацию. Компьютер изначально (50-60-ые годы 20 века) мог только вычислять, т.е. обрабатывать числовую информацию. В 70-ые годы компьютер «научился» работать с текстом и до сих пор чаще всего компьютеры используются для работы с текстовой информацией. В 80-ые годы появились первые компьютеры, способные работать с графической информацией. Сейчас компьютерная графика является одной из самых интересных областей информационных технологий и используется в компьютерных экспериментах, в Интернете, телевидении, кино и т.д. В 90-е годы компьютер получил возможность обрабатывать звуковую информацию. Практически любой современный пользователь может записывать и редактировать аудиоклипы.

    Так что же такое программа?

    Программа – это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации.

    Каким образом создаются программы?

    Человек сначала продумывает, каким образом должен действовать компьютер для достижения желаемого результата, и представляет предполагаемый план действий в виде команд. Далее эти команды необходимо преобразовать в форму, понятную компьютеру, т.е., опираясь на доступные компьютеру команды, составить программу действий компьютера. Такой процесс и называется программированием, а люди, которые его выполняют – программистами.

    Программирование– это деятельность человека по созданию компьютерных программ.

    Все программы хранятся во внешней и постоянной памяти компьютера. Но, для того, чтобы компьютер мог выполнить ту или иную обработку информации по соответствующей программе, она должна быть помещена в оперативную память компьютера.

    Вопрос: Как вы думаете – почему?

    Программы создавались в течение нескольких десятилетий, и на сегодняшний день их насчитывается огромное количество. Все используемые в компьютере программы называются программным обеспечением.

    Программное обеспечение (ПО) – все многообразие программ, используемых в современном компьютере.

    Вывод:таким образом, для обработки информации на компьютере необходимо иметь не только аппаратное обеспечение – устройства компьютерной системы (hardware), но и программное обеспечение (software), которое наделяет компьютер мыслями и интеллектом.

    2 Классификация ПО

    Пояснение: для изложения этой части нового материала приготовьте на компьютере несколько примеров обработки данных различными видами ПО (например, MSWord, MSExcel, AdobePhotoshop, транслятор Паскаля)

    Примеры демонстраций.

  • Операционная система.
  • Программа-оболочка Windows Commander.
  • Текст, обработанный в MSWord.
  • Задача построения графика функций в MSExcel.
  • Фотомонтаж, выполненный в AdobePhotoshop.
  • Программа – компьютерный текст, написанный на языке программирования Паскаль.
  • Программа – тренажёр (клавиатурный)
  • Всё программное обеспечение делится на три класса (слайд):

    Инструментарий программирования

    Программное обеспечение

    Прикладное программное обеспечение

    Системное программное обеспечение

    Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера. Без него невозможно взаимодействовать ни с одним устройством ЭВМ. Именно системное ПО руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном. Ни с одним из других видов ПО вы не сможете работать, если в вашем компьютере отсутствуют некоторые системные программы. Именно они заставляют компьютер «действовать», «не спать», «дышать».

    Прикладное ПО– предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место учёного-исследователя или инженера-конструктора, в учителя, который обучает нас чему-либо и многое-многое другое.

    Инструментарий программирования– это средства, предназначенные для создания ПО, т.е. того же системного и прикладного ПО. Его составляют разнообразные языки и среды программирования, такие как Бейсик, Паскаль, С, С++ и другие.

    Слайд.

    Программы

    Пояснение

    Примеры

    Системное программное обеспечение

    Операционные системы

    Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ

    MS-DOS

    Windows

    UNIX

    Программы – оболочки

    Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС

    Norton Commander

    Windows Commander

    FAR

    Программы диагностики

    Проверяют работу основных устройств компьютера.

    Антивирусные программы

    Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения

    DrWeb

    Антивирус Касперского

    AIDSTEST

    Программы обслуживания дисков

    Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация

    Архиваторы

    Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске.

    WinRar

    PKZIP

    ARJ

    Прикладное программное обеспечение

    Текстовые процессоры

    Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов.

    Microsoft Word

    LEXICON

    Табличные процессоры

    Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме.

    MicrosoftExcel

    Бухгалтерские программы 1С: Бухгалтерия

    СУБД

    Средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных

    Microsoft Access

    Компьютерная графика и анимация

    Средства создания неподвижных и движущихся изображений

    Графическиередакторы: Paint, Adobe Photoshop, CorelDraw, PhotoFinish, Adobe ImageReady

    Средства создания презентаций

    Программа создания и показа наборов слайдов

    Microsoft PowerPoint

    Средства коммуникаций

    Программы для работы в компьютерной сети

    Internet Explorer

    Opera

    WinGate

    Outlook Express

    The Bat!

    ICQ

    Системы автоматизированного проектирования (САПР)

    Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов

    AutoCad

    КОМПАС

    Средства автоматизации производства

    Программы, позволяющие использовать компьютер в производственном процессе

    Настольные издательские системы

    Программы компьютерной верстки и подготовки изданий к тиражированию

    Обучающие программы

    Помогают процессу обучения

    Клавиатурные тренажеры, тесты, программы построения моделей объектов и процессов

    Игры

    Программы для организации досуга и обучения

    Стратегии, лабиринты, логика

    Инструментальное программное обеспечение

    Трансляторы

    Переводчики программ языков программирования в машинные коды

    Отладчики

    Средства поиска и исправления ошибок

    Интегрированные среды разработки приложений

    Объектно-ориентированные языки программирования

    Visual Basic

    Delpfi

    Языки программирования

    Средства создания программ для компьютера

    Basic

    Pascal

    C++

    Кроме вышеприведённой классификации все программное обеспечение можно систематизировать по другому параметру, а именно по длительности нахождения в оперативной памяти компьютера. С этой точки зрения различаются резидентные и нерезидентные программы.

    Резидентные программы – это программы, на протяжении всей работы компьютера находящиеся в его оперативной памяти. Их постоянное присутствие в ОЗУ необходимо в связи с тем, что эти программы на протяжении всего периода включения компьютерной системы следят за её состоянием. К таким программам, например, относятся операционная система и антивирусные программы, так как под управлением операционной системы вообще работает компьютер, а антивирусная программа постоянно должна контролировать изменения, происходящие в файловой системе, чтобы предупредить проникновение компьютерных вирусов.

    Нерезидентные программы – это программы, которые по окончании своей работы выгружаются полностью или частично из ОЗУ. Это, например, прикладные программы.

    — Что было бы, если бы все программы оставались в ОЗУ?

    Дело в том, что чем ближе ПО к «железу» компьютерной системы, тем важнее его роль в организации работы устройств и тем сложнее пользователю работать в такой среде. Поэтому наиболее дружественно пользователю прикладное ПО.

    Слайд

    Прикладное ПО

    Инструментарий программирования

    Системное ПО

    Аппаратное обеспечение


  • Закрепление изученного
  • Индивидуальная работа
  • Предложите учащимся записать несколько любых новых терминов и понятий урока без определений в таблицу (слайд)

    Термин или понятие

    Определение

    1

    2

    3

    4

    5

    Столбец с определениями предложите заполнить кому-нибудь другому (соседу по парте или на своё усмотрение). Выполните взаимопроверку.

  • Работа в паре (слайд)
  • Найди лишнее.
  • А) Текстовый процессор, MicrosoftAccess, графический редактор, отладчик, переводчик (отладчик).

    Б) Операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа (табличный процессор).

    В) Отладчик, транслятор, языки программирования, программа-оболочка (программа-оболочка).

  • Сравни, чего больше:
  • А) графических редакторов или прикладных программ (прикладных программ)

    Б) антивирусных программ или системных программ (системных программ)

    В) отладчиков или языков программирования

  • Работа по группам (подготовить раздаточный материал по группам (рядам))
  • Задание

    Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу)

    Ситуация

    Системное ПО

    Прикладное ПО

    Инструментальное ПО

    Первая группа

    Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта

    Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы

    Учёные научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом

    Вторая группа

    Выпускной 11 класс готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни

    Web-дизайнер создаёт сайт известной фирмы

    Школьник играет в компьютерную игру

    Третья группа

    Созидатели нового компьютерного телефона пробуют различные варианты дизайна

    Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету

    Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

  • Домашнее задание
  • Уровень знания: выучить основные термины и определения урока и виды программного обеспечения.

    Уровень понимания: люди каких профессий работают с символьной, графической и звуковой информацией? Заполните таблицу примерами (слайд)

    Профессия

    Результат деятельности

    Программное обеспечение

    Обработка символьной информации

    Обработка графической информации

    Обработка звуковой информации

    Уровень применения: какие программы есть на вашем домашнем компьютере и как вы их используете? Подготовьте примеры обработки информации, произведённой вами.

    Творческий уровень: опишите программу, с помощью которой сканер мог бы текст с бумаги передавать в компьютер для его дальнейшей обработки.

  • Итоги урока
  • Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке, выставите оценки.

    Файлы: дидактика.docx
    Размер файла: 12028 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология