Автор конспекта:
Автор(ы): — Ленкова Н.А.
Место работы, должность: — учитель начальных классов МБОУ гимназии № 4 г.о. Самара
Регион: — Самарская ответвление
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее торфообразование
Целевая аудитория: — Классный учитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 категория
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное декламация
Цель урока: —
Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
.
Используемое оборудование: —
портрет С.Я.Маршака, салон книг, рисунки и поделки детей, показ ,аудио конспект П.И.Чайковский «Времена года», мультфильм «Двенадцать месяцев»
Краткое описание: — Урок литературы по теме "Произведения С. Я. Маршака. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев» предназначен чтобы аудитории учащихся 4 класса. В уроке раскрываются стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака, развивается способность работать С словарём, навыки выразительного и выборочного чтения.
Урок литературного чтения в 4 «А» классе по теме: Произведения С. Я. Маршака. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Цель Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»
Задачи урока:
образовательные:
• раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
• развивать способность работать С словарём;
• развивать навыки выразительного чтения, выборочного чтения;
развивающие:
• учить обобщать и делать выводы,
• развивать способность рассуждать ;
воспитательные:
• расширить кривизна нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
УУД, формируемые в минута урока:
Личностные действия:
• способность выделять душевный аспект поведения
Регулятивные действия:
• вырабатывать у учащихся способность планировать свою работу.
Познавательные действия:
• учить самодостаточно формулировать познавательную цель,
учить поиску информации, структурировать свои знания. Коммуникативные действия:
• вырабатывать способность учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учить управлять поведением партнера.
Тип урока: Знакомство с новым материалом
Оборудование: изображение С.Я.Маршака, салон книг, рисунки и поделки детей, показ ,аудио конспект П.И.Чайковский «Времена года», мультфильм «Двенадцать месяцев».
1.Организационная часть. Проверка готовности к уроку./Целеполагание/.
Книжек первые страницы Нас встречают с первых лет
И несут нас, ну птицы Облетая непочатый свет……
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом Дружба книги и ребят.
-Как вам думаете,чьи это строки? /С.Я.Маршака/ -
Готовясь к сегодняшнему уроку, я думаю, ребята, вам продолжили представление , однако также вспомнили ранее изученные произведения С.Я.Маршака.
2.Артикуляционная подготовка.
– Сегодня наша пробежка состоит изо следующих заданий.
Посмотрите на монитор. Думаю, вам узнали, изо какого известного произведения Маршака эти строчки?
– Прочитайте глазками.
– Прочитайте птичьим базаром.
– Прочитайте выразительно.
– Прочитайте скороговоркой.
Дама сдавала багаж:
Диван, Чемодан, Саквояж,
Картину, Корзину, Картонку
И маленькую собачонку.
3. Введение в тему. Проблемная ситуация.
-С.Я.Маршак общий изо самых известных детских поэтов. Его стихи сопровождают нас на всех дорожках детства изо дня в день. Только мы не извечно думаем о этом, не замечаем. Давайте совершим маленькое туризм в самое раннее детство.
-Мама качает малыша и напевает колыбельную. Какие это могут быть строки, принадлежащие перу Самуила Яковлевича? /Сказка о глупом мышонке/
-Мы мало подрастаем, выходим играть в надворье и вспоминаем считалки. /Мяч/
-Рвать цветы изящно и просто Детям маленького роста, Но тому , кто настолько высок, Нелегко сорвать цветок. /Жираф/
-Чем являются эти знакомые строчки? /Загадка/
-Какие ещё загадки вам знаете? /Дети читают загадки /
-Несколько лет тому назад вам пришли на занятия в гимназию.
-С какими произведения Маршака знакомится любой ребёнок, переступая порог школы? / Весёлый счёт. Путешествие от А задолго Я. /
-Какие ещё произведения С.Я.Маршака вам знаете, можете рассказать? /Дети по памяти читают знакомые отрывки изо произведений Маршака/
4.Физминутка.
5.Работа по теме.
-Ребята, позвольте мне мало познакомить вам с некоторыми страницами биографии С.Я.Маршака.
С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, паки в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал задолго того, будто научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, однако спешно их забывал”. Читать он научился также рано, сидя в минута занятий подле с братом, с которым занимался учитель. Но Маршак был больно старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал чтобы детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете единица вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близостно знавшие его, говорят, подобно будто Маршак, будто все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, будто о больно талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом,редактором журнала,переводчиком стихов,сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться С всеми сторонами творчества поэта. Сегодня мы говорим о нём будто о поэте и о драматурге
. — Он писал пьесы чтобы театра. Какие пьесы Маршака вам знаете? -
В какой-либо сказке Маршак рассказывает о девочке, отправившейся зимой за подснежниками? /«Двенадцать месяцев»/
— По одной изо версий о происхождении сюжета, повесть была авторским переложением греческой народной сказки — см.Двенадцать месяцев (греческая народная сказка), поне в повести Маршака баратрия происходит не в Греции, однако в Богемии(Западная Чехия) на рубеже XVIII—XIX вв. По более правдоподобной версии — Самуил Маршак заимствовал таковой содержание у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Ещё «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Николая Лескова. Двенадцать месяцев — драматическая сказочка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах чтобы МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, в МХАТе в 1948 году. По мотивам повести в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, восполнивший коллекцию классики советской мультипликации — см. Двенадцать месяцев (мультфильм). Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов-Вано, Иван Петрович.
-Давайте откроем пособие «Литературного чтения».
Попробуйте доказать, подобно будто «12 месяцев» это пьеса.
-Найдите в учебнике толкование, подобно будто такое пьеса?
-Где исполняются пьесы?
6.Словарная работа.
-Чем пьеса отличается от эпической ,народной сказки?
-В пьесе встретились незнакомые нам слова. Давайте поработаем по-над ними. Найдите в учебнике разговор слов:
КАНЦЛЕР
РЕЗОЛЮЦИЯ
ГЛАШАТАЙ
ХОДАТАЙСТВО
МАНТИЯ
МАСЛЕНИЧНЫЕ БАЛАГАНЫ
РЕСКРИПТ
ФАНФАРЫ
АСТРОЛОГ
КВАШНЯ
7. Проверка восприятия пьесы – сказки.
/Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь» изо цикла «Времена года»/ -Какую картину разрешается представить, слушая эту музыку? -Какие чувства навеяла она? /Иллюстрация картины Краева «Зима» , Шишкина «Зимний лес» /
-Как вам думаете ,почему мы в данное время обратились к произведениям сих великих авторов?
— Где происходит действие? Наш лес, кой мы единственно подобно будто нарисовали, подойдет?
— Кто оказался на поляне? — Зачем пришла падчерица в лес?
— Могут единица быть подснежники в лесу зимой?
— Кто помог падчерице? а) Давайте проследим будто братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок, кой написан в стихотворной форме на стр.76-80 -На доске написаны пословицы. …
год кончает, зиму начинает. …
году начало, однако зиме середина.
Вьюги ну метели, по-под … полетели.
б)Определите,какая пословица о каком зимнем месяце? -А будто Маршак представляет месяцы? Найдите в тексте пьесы и прочитайте./Дети читают отрывки изо пьесы/
15 февраля общерелигиозный праздник « Сретенье». Весна с зимой встречается – говорят в народе.
в) Следующий клочок стр. 80 прочитайте. — Какой цветочек распустился? — Для кого он распустился в этой сказке? — Какой мы видим падчерицу? — Как она одета? Прочитайте словами текста. — Каким трудом она занималась? — Почему братья – месяцы помогли падчерице? За что? Какой вам себе её представляете? — А кому симпатизируете? Почему?
8.Физминутка. Под музыку П.Чайковского «Апрель. Подснежник» учитель рассказывает легенду, однако ребятки выполняют движения) Старинная поверье говорит о том, подобно будто как-то карга Зима С своими верными помощниками Морозом и Ветром решила не пустить на землю Весну. Только доблестный подснежник выпрямился из-под снега, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне. А в настоящее время представьте, подобно будто вам подснежники. Пригревает солнышко, ласкает ваши головки, и по-под тёплыми лучами вам поднимаетесь изо снега против жизни и расцветаете. Вы качаете своими головками, радуетесь, улыбаетесь. Поприветствуйте весеннее солнышко, которое дарит вам тепло. Поклонитесь солнцу! А в настоящее время возьмитесь за руки, поделитесь частичкой тепла, улыбнитесь приятель другу, будто улыбается подснежникам солнышко
9.Работа в группах
-Ребята, однако в данное время мы поработаем в группах .
У вам на партах лежат листочки с вопросами-заданиями.
1 группа, 2 группа, 3 партгруппа (ниже представлены задания чтобы каждой изо групп. Учитель может перетасовать их в любом порядке)
1. Назови автора: — Михалков -Маршак -Мамин — Сибиряк
1. Кем был Маршак? -поэт -сказочник -переводчик -драматург
1. К какому жанру это труд относится: -пьеса -сказка -рассказ
2. Что такое пьеса?
2. Докажите, подобно будто это сказка.
2.Какие ещё пьесы Маршака вам знаете?
3. Перечислите предметы, встречающиеся в сказке: -корзина -колечко -подснежники -тюльпаны
3. Как вам понимаете ценность слов: — мачеха -падчерица — посох
3. С зачем начинается пьеса: -со списка действующих лиц -эпитета -диалога -монолога
4. Кто приказал найти подснежники в лесу? -канцлер -глашатаи -королева -мачеха
4. Как зовут падчерицу: -Катрин -Марта -Анна -Сабрина
4. Прочитайте меню действующих лиц. Какую ипостась вам хотели бы сыграть в театре?
5. Кого встретила девушка: -Деда Мороза -Лешего -12 месяцев -12 разбойников
5. Что пообещала ферзь за корзину с подснежниками? -корзину золота -лисью шубу -участие в королевском катании
5. Из зачем состоит пьеса: -из действий — изо актов -частей -из картин
6. Кто подарил колечко падчерице: -март -апрель -ноябрь -август
6. Перечислите месяцы, которые уступили мест Апрелю? -декабрь -сентябрь -январь — октябрь -февраль -май -март -ноябрь
6. Для зачем пишут пьесы? Кому принадлежат слова ?
7. «Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах.»
7. «Неужто в угоду меня сезон промеж зимы наступила? Глазам своим поверить не смею.»
7. «Нет, пойду – и всё тут. В кои-то веки в замок попасть происшествие вышел,к самой королеве на праздник.»
Работа с текстом
8. Прочитайте, будто вела себе падчерица, другой раз подходила к костру.
8. Прочитайте, будто падчерица благодарила братьев.
8. Прочитайте, подобно будто братья сами рассказывали о падчерице.
10. Чтение сказки . / Дети хлестко читают сказку по ролям /
11.Подведение итога урока.
Произведения какого автора мы с вами читали? -Чему учит сказка? -Что хотел сказать автор? -Какое у вам настроение? Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и скромность, Любовь и уважительность к людям, стремление помощь в беде, любви к природе. Его созидание всем понятно. О своем творчестве он сказал: Немало книжек выпущено мною, Но все они умчались, ну птицы. И я остался автором одной Последней, недочитанной страницы.
12. Рефлексия. Самооценка. -Ребята, однако в данное время сами оцените свою работу. Возьмите подснежник и подарите его тому товарищу, кто на ваш миропонимание больно о-кей работал на уроке.
13. Домашнее задание. Из выполненных рисунков составить диафильм. Прочитать славянскую сказку «12 месяцев» и сравнить их. Выучить волшебные слова Апреля.
Файлы: сценарий Общешкольный проект.doc
Размер файла: 65536 байт.