Автор конспекта:
Автор(ы): — Растова Светлана Александровна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №2 им.А.Г.Малышкина р.п.Мокшан,учитель истории и обществознания

Регион: — Пензенская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Знакомство с промышленным переворотом в Англии как закономерным процессом назревших потребностей производства

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 29

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.Я. Юдовская "Новая история"

Используемая методическая литература: —

Методическое пособие по новой истории А.Я.Юдовская

Используемое оборудование: —

Компьютерная презентация «Промышленный переворот в Англии»,

Краткое описание: — План урока : 1. Аграрная революция в Англии. 2. Условия ( предпосылки) промышленного переворота. Промышленный переворот. 3. Развитие промышленного переворота и его первые итоги 4. Фабрика в жизни рабочих семей и предпринимателей. 5. Движения протеста. Разрушители машин.


Урок истории в 7-м классе по теме: "Промышленный переворот в Англии"

Цель: знакомство с промышленным переворотом в Англии как закономерным процессом назревших потребностей производства

Задачи урока

· Обучающие:

· Продолжить изучение истории Англии

· рассмотреть предпосылки промышленного переворота и связанного с ним аграрного переворота в деревне, выяснить его сущность и общественные последствия;

·

· познакомить учащихся с деятельностью первичных изобретений в Англии в эпоху нового времени.

· Развивающие:

· развитие умения доказательства фактов на конкретном материале;

· развитие умения работы с текстом учебника;

· развитие мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей; умения систематизировать знания.

· Воспитательные:

· воспитание уважения к достижениям науки и техники как к результатам труда человека.

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся анализируют сущность промышленного переворота и понимают, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Варианты проблемных заданий: 1. В Англии в условиях развития промышленного переворота росло движение протеста – разрушителей машин. Чем можно объяснить столь странное, с нашей точки зрения, поведение англичан?

2. Какова сущность понятий — «промышленный переворот» и «индустриальное общество»? Связаны ли эти понятия между собой? Можно ли утверждать о развитии промышленного переворота и индустриального общества в Англии?

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Приемы деятельности учителя: образное повествование, организация работы класса с таблицей, текстом учебника (условия промышленного переворота), персонификация (изобретатели), эвристическая беседа, обучение учащихся решению учебных проблем и предъявлению результатов самостоятельной деятельности.

Развитие умений учащихся

Анализируют и выделяют главное, , составляют таблицу, учатся доказывать, формируют личностное отношение к содержанию, учатся определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), представляют результаты познавательной деятельности

Основные понятия и термины

Аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм, индустриализация

Тип:урок изучения нового материала.

Оборудование:учебник, компьютерная презентация «Промышленный переворот в Англии»,

План урока:

1.Аграрная революция вАнглии.

2. Условия ( предпосылки) промышленного переворота. Промышленный переворот.

3. Развитие промышленного переворота и его первые итоги

4.Фабрика вжизни рабочих семей и предприни­мателей.

5.Движения протеста. Разрушители ма­шин.

Ход урока

I.Организационный момент.

— Разминка.

II. Вводная беседа, постановка целей урока.

На примере истории Англии XVIII века мы с вами познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот. Промышленный переворот является закономерным процессом для тех стран, в которых формировалось индустриальное общество. Первой на этот путь в 60-70 гг. XVIII века вступила Англия. Поэтому нам с вами очень важно разобраться в предпосылках, сущности и последствиях промышленного переворота. В ходе урока мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.

- Вступительная беседа, актуализация знаний.

Промышленный переворот часто называют промышленной революцией.

- А что такое революция?

- А что бы мы назвали промышленной революцией? (Коренные изменения в промышленном производстве).

- Какие виды предприятий существовали в Англии в XVI- XVII веках?

- Что такое мануфактура?

Итак, мануфактура основана на ручном труде, т.о. мы имеем в виду коренной переворот в промышленной сфере, т.е. переход от ручного труда к машинному.

А почему мы с вами изучаем эту тему на примере Англии? (Актуализация знаний)

Какое событие произошло в этой стране в XVII веке? (В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая уничтожила абсолютную монархию и в стране утвердилась конституционная (парламентская монархия). К власти пришли богатые землевладельцы, купцы и предприниматели. Внутренняя и внешняя политика английского, парламента проводилась в интересах правящих кругов , создавала благоприятные условия для развития капитализма . Т. о. английская революция , установление конституционной монархии углубили кризис традиционного общества и способствовали развитию общества современного( индустриального).

Кроме того, в Англии к сер. XVIII века произошла аграрная революция. ( Начало капиталистических отношений в английской деревне было положено в 16 в. С началом процесса огораживания . К н. 18 в. Феодальные отношения в английской деревне были сломлены окончательно. Исчез мелкий собственник, все земельные владения были сосредоточены в руках лендлорда. Т.о. собственность была в руках лендлорда – землю арендовал фермер- работал на ней крестьянин- батрак( наемный рабочий). Аграрная революция и подготовила промышленный переворот в городе.

III. Этап изучение нового материала

1. Условия ( предпосылки) промышленного переворота. Промышленный переворот.

Для успешного развития промышленного переворота нужны три условия. Какие? (а) накопление богатств, для создания крупных предприятий; б)свободные люди, лишенные средств производства; в) рынок сбыта товаров.) Поработайте с текстом учебника с. 199-200 и найдите доказательства существования в Англии этих предпосылок. ( 1а) В руках у английских предпринимателей и банкиров накопились капиталы, ждущие выгодного использования. Источники накопления: земельные спекуляции внутри страны, ограбление колоний, расцвет банковского дела и торговли, работорговля; б) в результате аграрной революции земли сосредоточились в руках крупных собственников, крестьянство исчезло, в с/ х стали использовать труд арендаторов- фермеров. Лишившиеся земли крестьяне составили огромный рынок свободной рабочей силы; в) рынок сбыта товаров: новые колонии, растущие города и городское население.

Предпосылки промышленного переворота

Наличие этих условий в Англии

Свободные люди

Сложился рынок сбыта товаров

Накопление богатств

Выполнив задания, учащиеся озвучивают их, делая выводы о том, что в Англии к н.18 в . сложились условия для промышленного переворота.

Итак, мы выяснили , что условия для промышленного переворота в Англии были. Пришло время определить сущность данного явления.Попробуйте наоснове известных уже фактов дать определения понятию «промышленный переворот».

После ответа учащиеся делают запись в тетрадь:

Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному.

2.Развитие промышленного переворота и его первые итоги

Скопившееся огромные капиталы надо было выгодно использовать. Получению максимальной прибыли мешал низкий уровень развития производства. Купцы наводнили Англию дешёвыми и высококачественными тканями – муслинами. Продукция английских прядильщиков и ткачей была более грубой, менее практичной.

-Как можно было устранить конкуренцию индийским тканям?

(повысить качество и снизить цену английских тканей)

-Каким образом можно было организовать производство дешевых тканей?

(внедрить в производство различные изобретения – при помощи машин)

Познакомимся с изобретениями XVIII века.

1733г. – Джон Кей – прядильный станок с «летучим челноком»

1765г. – Джеймс Харгривс – механическая прялка «Дженни»

1785г. — Эдмунд Картрайт – механический ткацкий станок на основе парового двигателя

– Джеймс Уатт – паровая машина

В 1771г. Ричард Аркрайт построил первую фабрику.

«Важнейшие изобретения впериод промышленного переворота».

Выполнив задание, определите, какие технические изобретения сделали промышленный переворот возможным? Пользуйтесь учебником стр. 200- 201.

Изобретатель

Изобретение

Учащиеся представляют результаты работы.

Более подробно мне бы хотелось, остановиться на человеке чье изобретение было не только великим, но и долгожданным – это Джеймс Уатт именно он является «отцом» паровой машины.
Рассказ оДжеймсе Уатте (или сообщение онем ученика) мо­жет быть дополнен материалом, позволяющим создать представ­ление отипе человека-изобретателя.
Уатт неполучил инженерного образования. Болезненный ребенок, он занимался вначальной и средней школе сбольшими перерывами и слыл среди одноклассников довольно туповатым. Только в13 лет математиче­ские способности позволили ему выйти вчисло первых учеников, что смутило прежних насмешников.

Находясь вгостях усвоего дяди— профессора древних языков уни­верситета вГлазго, он начал проводить опыты похимии и физике. Джеймс любил работать один, втишине, спокойно и неторопливо обдумывать сделанное, проверять свои мысли наопыте.

Так он и рос: тихим, болезненным, начитанным, наблюдательным и аккуратным, любящим размышлять и мастерить. Мальчик умел пользо­ваться многими инструментами, освоил даже литейное дело.

В 19 лет он отправился вЛондон и там поступил учеником вмас­терскую, изготовлявшую навигационные инструменты. Через год юноша вернулся вГлазго, а затем стал мастером-инструментальщиком приуни­верситете.

В 1764г. один изуниверситетских профессоров поручил Уатту отре­монтировать модель паровой машины Ньюкомена. Знакомство сэтой не­совершенной моделью натолкнуло Уатта намысль создать иную машину, и началась работа.

«Субботний день (1765г.) был чудесен, и я отпра­вился напрогулку,— вспоминал потом Уатт.— Все мои мысли были со­средоточены нарешении занимавшей меня проблемы. Подошел кдому пастуха, и вэтот момент вголове уменя мелькнула мысль: поскольку пар является эластичным телом, он ринется ввакуум. Если между ци­линдром и выхлопным устройством будет существовать соединение, то пар проникнет туда. Именно там его можно будет конденсировать, неох­лаждая приэтом цилиндра… Когда я дошел доГольфхауза, вмоей голове сложилось полное представление отом, что необходимо было сде­лать».

Уатт построил свою модель паровой машины. Вот так, вовремя прогулки была решена проблема.

А в 1784г. Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель. Это дало серьезный толчок английской промышленности.

Запись в тетради:1784г. — Уатт получил патент на паровой двигатель.

Английские изобретения быстро перенимали и в других странах, которые стремились к постоянному техническому обновлению.

Итак, работу на предприятиях стали выполнять машины. Соответственно изменилось и само предприятие. В 1771г. Ричард Аркрайт построил первую фабрику.

- Что такое фабрика?

Фабрика – крупное капиталистическое предприятие, на котором использовался труд наёмных рабочих и которое основано на машинном производстве.

Выполним задание:

мануфактура

фабрика

Способ труда

Количество рабочих

Производительность труда

Качество продукции

Учащиеся устно заполняют таблицу

Определите итоги промышленного переворота.

В ходе эвристической беседы по ответам учащихся производится запись в тетрадь.

Итоги промышленного переворота:

1. Значительно выросла производительность труда.

2. Облегчился труд человека.

3. Англия укрепила свои политические и экономические позиции в Европе и мире.

4. Были заложены основы новой индустриальной цивилизации.

3.Фабрика вжизни рабочих семей и предприни­мателей.

Одним из последствий промышленного переворота было образование новых групп индустриального общества: буржуазии и наемных рабочих. Резко усилилась эксплуатация рабочих.Более прочным, по уровню доходов, было положение крупных промышленников.

Производство машин привело:

  • К увеличению рабочего дня(12)
  • Повышению интенсивности труда
  • Понижению заработной планы
  • Использовался труд женщин и детей
  • Массовая безработица
  • Условия жизни рабочих были весьма тяжелыми. Они не имели гарантии заработка и жилья. Естественно такое положение дел приводило к росту протеста в рабочей среде.

    4.Движение протеста. Разрушители машин.

    Рабочие изыскивали всевозможные способы борьбы против своих уг­нетателей. В1811г. возникло движение луддитов— разрушителей ма­шин.

    Луддизм — движение разрушителей ма­шин

    Нед Лудд, поимени которого названо это движение, работал под­мастерьем вгороде Лестере. Историк пишет: «Как-то раз он неполадил сосвоим хозяином, тот обратился кполиции, и поее постановлению не­счастного Лудда отодрали плетьми. Рассерженный малый взял тогда мо­лот и разбил свой станок вдребезги». Стех пор урабочих появилась поговорка: «Поступать, как Нед Лудд», т.е. разбивать станки.

    Проблемное задание. В Англии в условиях развития промышленного переворота росло движение протеста – разрушителей машин. Чем можно объяснить столь странное, с нашей точки зрения, поведение англичан?

    Рабочие не осознавали истинных виновников своего тяжёлого положения, поэтому действовали такими варварскими методами.

    Нужно сказать , что движение приняло столь масштабный характер, что парламент был вынужден объявить о смертной казни.

    IV. Закрепление. Подведение итога

    К середине XVIIIвека в Англии сложились все предпосылки для промышленного переворота. Были созданы системы машинного производства – фабрики. Возросли объёмы производства и улучшение качества продукции. Английский народ заплатил дорогую цену за прогресс.

    Но к концу XVIII века Англия была первой промышленной странной мира, где наиболее отчетливо проступали черты будущего индустриального общества.

    Этап рефлексии.

    Учитель: Придумайте вопросы по теме начинающиеся словами

    -Как?

    -Где?

    - Почему?

    - Кто?

    -Зачем?

    Д/з: §22, вопр. Выставление оценок

    Файлы: Промышленный переворот в Англии 7 кл.ppt
    Размер файла: 3045888 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология