Автор конспекта:
Автор(ы): — Шемякина А.В.

Место работы, должность: — МБОУ «ВСОШ»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

Показать своеобразие живописи России 20 века на примере творчества М.А.Врубеля.

Краткое описание: — урок-обобщения

Шемякина А.В.,
учитель МХК.
Противоречия общественной жизни и изобразительное искусство России начала 20 века. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910 г.г.)
Цель урока: показать своеобразие живописи России 20 века на примере творчества М.А.Врубеля.
Эпиграфы:
От жизни лживой и бесчестной
Твоя мечта тебя влечет
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.
В.Брюсов
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал
Врубель – он все творил.
врач Усольцев
Ход урока
1.Слово учителя.
Искусство Врубеля, как поэзия Лермонтова, находит отклик у молодых. В духовном развитии каждого из вас был или будет «лермонтовский» период, когда втайне самоотождествляются с Печориным, когда лирику Лермонтова предпочитают всякой другой, даже Пушкинской. А те, кто восприимчив к живописи, в это время открывают для себя Врубеля.
И если до сих пор вы не встречались с творчеством Врубеля, то такая возможность представляется на нашем сегодняшнем уроке.
Слайд № 1 М.А.Врубель. Автопортрет

2.Рассказывают ученики:
1. Он принадлежал к сложной эпохе русской жизни, к художникам нового поколения. М.А.Врубель родился в г.Омске в 1856 году и с раннего детства живо интересовался живописью и музыкой.
Уже в эти годы получил он первые навыки в изобразительном искусстве в Петербургской школе Общества поощрения художников, затем у частного преподавателя в Саратове, а позднее в Одесской школе рисования. Прежде чем в 1880 году 24-летний Врубель поступил в Академию художеств, он окончил юридический факультет Петербургского университета.
Врубель пришел в искусство зрелым, широко образованным человеком, и это помогло ему найти свою дорогу в художественном творчестве. Жизнь Врубеля была нелегкой. У него были периоды взлетов и падений. Полного признания он не получил. Он метался, не находя в действительности подтверждения своих идеалов.
После 1902 года нормальная жизнь Врубеля нарушилась, он тяжело болен, почти все время проводит в лечебницах, больше не берется за кисть, но рисовать не перестает. С особой силой раскрывается его талант графика. Его рисунки просты, рисовал то, что видел: санитаров, больных, стакан, графин, обстановку комнаты. Врубель сумел в этих простых вещах и явлениях открыть внутренний смысл.
Последние годы были мучительными. Он лишился рассудка, потерял зрение, неотвратимо шел к гибели. Но и больной, Врубель рисует как здоровый и зоркий художник.

2. На похоронах Врубеля Александр Блок говорил: «Незаметно протекала среди нас жизнь и болезнь гениального художника. Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности. Для немногих – странные рассказы о земных видениях Врубеля. Для тесного кружка людей – маленькое восковое лицо в гробу с натруженным лбом и плотно сжатыми губами. Как недлинен мост в будущее! Еще несколько десятков лет – и память ослабеет: останутся только творения да легенда, еще при жизни художника сложившаяся».

3. Так говорил выдающийся русский поэт о невосполнимой утрате – смерти художника. Он говорил о гении Врубеля, о его художническом подвиге. Стоящим здесь, у открытой могилы Врубеля, казалось, что из жизни каждого ушло что-то очень дорогое, чего ничем не восполнить.
Речь Блока была единственной, больше никто не говорил. Над гробом склонились художники: Серов, Бенуа, Рерих, Беклемишев, Кустодиев, Мате, Дягилев, Бакст, Петров-Водкин, Добужинский.
Был апрель 1910 года. Теплый весенний ветерок шевелил голые ветки деревьев, на земле пробивались первые зеленые травинки. На Волковом кладбище в Петербурге вырос черный холм влажной земли.
Но искусство вечно. Много лет прошло со дня смерти художника, однако его полотна волнуют нас и по сей день.
3. Учитель. Главной особенностью творческого метода Врубеля является стремление слить в нерасторжимое единство реальное и фантастическое. Необычны его художественные приемы, в его произведениях привлекает внимание особый, не похожий на манеру других художников способ построения пластической формы.
Для живописи Врубеля характерна напряженность цвета, не столько передающего реальные свойства предметов, сколько воплощающего чувства самого художника.
Кажущаяся необычность художественного языка Врубеля, а также то, что многие узнают о тяжелой психической болезни художника, нередко наводит зрителя на мысль о том, что его искусство «больное», и полностью оторвано от реальной жизни. Однако все то, что мы знаем о Врубеле, в частности с его же собственных слов, позволяет видеть в его искусстве прочную связь с реальным миром, позволяет говорить о подлинной любви художника к нему.
Жажда искусства большого, праздничного, несущего людям красоту, привела Врубеля в театр. В конце 90 годов на сцене Московской Частной оперы С.И.Мамонтова были поставлены оперы Римского-Корсакова, для которых Врубель писал декорации, выполнял эскизы костюмов.
Обращение к музыке Римского-Корсакова усилило интерес художника к темам и сюжетам народной поэзии. Вот строчки из письма Врубеля композитору: «Благодаря вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». Конкретная натура и поэтический вымысел присутствуют, слившись и переплавившись в живописно-пластические образы сказок, созданных самим Врубелем.
Слайд № 2
4. Рассказывают ученики:
1.Это один из наиболее поэтических женских образов в искусстве Врубеля. В Царевне воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Бледное лицо Царевны с большими печальными глазами полно проникновенной грусти. Современники сравнивали ее с Девой-обидой (образ русского фольклора), которая «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. Последние лучи заходящего солнца скользят по свинцовой поверхности моря, тревожными отсветами ложатся на суровые скалы, бросают нежно-розовые блики на бледное серо-лиловое оперение сказочной птицы, мерцают в драгоценных камнях на пальцах и в кокошнике прекрасной грустной девы. В ее глазах – чистота и колдовская сила. Она из пушкинской сказки: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
Слайд № 3
2. В 1899 году Врубель написал картину «Пан».
Пан – античный бог лесов и пастбищ, покровитель охотников и пастухов. Он бродит по лесам и горам, играя на изготовленной им свирели. Древние греки изображали Пана безобразным существом с телом, поросшим шерстью, с козлиными копытами, хвостом и рожками. Врубелевского Пана невозможно представить в окружении южной природы, среди лесов и скал Эллады. Он плоть от плоти того мира, в котором поселил его русский художник, мира болотистых низин, лесных чащоб, тоненьких трепетных березок. Сумрачное небо, тяжелый серп восходящего месяца – немая тишина ощущается в вечерней природе, и старик Пан неотделим от нее. Его корявая фигура, тело, заросшее шерстью, напоминающее торчащий из земли пень, сучки-пальцы, сжимающие свирель, его морщинистое стариковское лицо, голова, украшенная чуть заметными рожками, и, как завитки сружек, волосы, усы, борода. Глаза его прозрачные, голубые, смотрят каким-то невидящим взглядом и цветом своим перекликаются с цветом воды в речке, мелькающей в кустах.
Слайд № 4
3.Подлинной поэтической взволнованностью отмечен образ, созданный Врубелем в картине «К ночи».
Ее сказочность заключена не в сюжете, а в одухотворении природы могучей фантазией художника. Густой, какой-то серо-свинцовый тон неба, слабо мерцающий месяц, ржаво-зеленый цвет густых, перепутанных трав, полыхающие звучным, красновато-лиловым сиянием огромные цветы чертополоха – мир ночной степи стал поистине фантастическим. Бронзово-рыжие кони, по брюхо скрытые высокими травами, тревожно прислушивающиеся к шорохам ночной природы. Таинственное существо с таким же, как у коней, бронзовым телом крадется к ним сквозь непроходимые заросли. Кто это, пастух или сказочный дух полей? В картине Врубеля привлекает и таинственность заключенного в ней настроения, и взволнованность чувств художника, которая невольно передается зрителю, и ощущение одухотворенной красоты природы, погруженной в вечерний сумрак.
Учитель: 1896 год, наверное, был самым счастливым для Врубеля – в начале этого года он познакомился, а в июле обвенчался с певицей Надеждой Ивановной Забелой. Судьба Забелы печальнее, чем судьба Врубеля. После художника остались его картины. Голос певицы, отзвучав, исчез с ней, пережившей мужа всего на 3 года. Не осталось и звукозаписи. Теперь Забела живет только в картинах Врубеля.
Слайды № 5,6

«Муза»

портрет Забелы
5.Учитель (на фоне музыки) Звучит 3 соната Скрябина.
Великий русский художник Александр Иванов писал свою картину «Явление Христа народу» 27 лет. Врубель писал «Демона» всю жизнь. Он 40 раз переписывал голову падшего ангела. Не счесть количества эскизов, зарисовок, набросков.
Впервые в мастерской Врубеля Серов в 1885 году увидел картину, изображающего Демона среди снеговых вершин. С тех пор Врубель в плену своей идеи. С неистовой страстью он создает картину за картиной: «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демрн поверженный».
В творческом порыве, в исступлении, в муках воплощал Врубель в своем искусстве выстраданную мечту. Он искал вспыхнувший образ, находил, писал и… — уничтожал написанное. Сорок раз с холста глядел на него Демон, но взгляд его не проникал в душу художника. Он был не тот, что являлся мастеру в минуты вдохновенного озарения. В напряжении всех духовных сил художник искал путь к совершенству. И он нашел Демона.
Что влекло Врубеля к Демону? Почему образ падшего ангела зажег его творческим огнем?
Слайд № 7
6. Ученик читает: «…Среди горных кряжей, где «торжественный закат» смешал синеву теней, багрец вечернего солнца и золото умирающего дня, смешал и смел в одну густую и поблескивающую лиловую массу, — залег Человек, заломивший руки, познавший сладострастие тоски, обладатель всего богатства мира, но – нищий, ничем не прикрытый, не ведающий, где приклонить голову. Этот человек – падший Ангел – Демон – первый лирик. Проклятую песенную легенду о нем создал Лермонтов, слетевший в пропасть к подошве Машука, сраженный свинцом. Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, должно быть глубже всех среди нас понимавший тайну лирики…»
Александр Блок
Учитель: В образе Демона в метафорической форме показана борьба со злом, величайшая трагедия Человека отчужденного, вступившего в неравный бой с омерзительным миром лжи и насилия. Демон глубоко человечен: тут и обида, таящаяся в складке губ, растерянный, пытливый взгляд, ждущий каких-то свершений. Оттого и волнует «властитель мира» — обездоленный нищий, которому негде приклонить голову.
В «Демоне сидящем» мы находим следы автобиографических наслоений: одиночество, неустанная борьба с миром равнодушных людей, не сумевших понять замысла художника, идеи; оставшиеся неразрешенными в мире тьмы, зла, порока.

Слайд № 8
Ученик: Распростерты крылья. Лицо запрокинуто. В этом Демоне – суровая решимость, порыв гнева, жажда борьбы. Напряжение достигло предела. Демон летящий все так же прекрасен. Но все в нем заострено, он напряженно ждет конца страданий, торжества поруганной правды. Врубель верен своей идее: падший ангел – человек, который должен явить миру новую правду, невиданную красоту.

Слайд № 9
Ученик: Спустя три года появляется «Демон поверженный».
Разбилось о скалы юное тело. Глаза горят злобой, руки в страдании сомкнулись над головой.
Первоисточником демонов Врубеля считали героя одноименного произведения Лермонтова. Врубель создал Демона в страшных муках. Писал картину неистово, целыми днями, забывая про отдых.
Это был итог его мучительного служения идее. Врубель пропитал свою картину всей силой гнева против мира, обрекшего его на страдания.
«Именно в черном воздухе Аида, — писал Блок о Врубеле — находятся художники, прозревающие иные миры».
В предгрозовые годы, в сумраке уходящего века Врубель увидел пробивающие мглу золотые лучи грядущего дня.
7.Итоги урока.
Учитель:
Работая над циклом своих «Демонов», обращаясь к сказочным сюжетам непосредственно или же через образы античной мифологии или пушкинской поэзии («Богатырь», «Пан», «Царевна-Лебедь»), создавая свои собственные сюжеты («К ночи»), Врубель, казалось бы, уходил от современности с ее мучительными и, как казалось тогда многим, неразрешимыми противоречиями в мир поэтического вымысла. Это «бегство от действительности» было лишь кажущимся: лирические образы сказочных героев Врубеля, трагический образ мятущегося и в конце концов поверженного героя. «Демон сидящий» — «Демон поверженный» были естественным порождением противоречий, характерных для русской жизни последних предреволюционных десятилетий.
Валерий Брюсов посвятил художнику стихотворение, в котором писал:
От жизни лживой и безвестной
Твоя мечта тебя влечет
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.

Файлы: История книги и библиотеки.odt
Размер файла: 26456 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология