Автор конспекта:
Автор(ы): — Юсина Г. В.

Место работы, должность: —

МБОУ Слободская СОШ, репетитор начальных классов

Регион: — Ростовская территория

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное кумулит

Целевая аудитория: — Классный директор

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Воспитание патриотизма

Тип урока: — Комбинированный оброк

Используемые учебники и учебные пособия: —

нет

Используемая методическая литература: —

нет

Используемое оборудование: —

Начало 20 века. Двор казака: курень, Сельхозинвентарь, здесь же заявление – развод. На релях (качелях) качаются дети (девочка и мальчик) одетые в одежды на казачий манер. Один пацан скачет на игрушечной лошади. Дед наблюдает после внуками. Фоном слышится кант «Ой ты, Дон, ты наша Родина».

Используемые ЦОР: —

нет

Краткое описание: —

Обычай церемонно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в 17 веке казаки совершали что сухопутные, в частности и морские походы после зипунами, то есть после добычей. В начале 19 века казаки ранее ходили после зипунами, а самосильно колядка претерпел изменения. Если накануне все события происходили на берегу Дона, площади, улице, то теперь, потому что казаки жили семьями, основные действия происходили в доме служивого. По закону фамилия готовила чтобы новобранца справу казачью: коня лещадь седлом, пистолет и обмундирование.

Инсценирование обряда «Проводы казака на службу».

Учитель начальных классов Юсина Г. В.

Пояснительный стенограмма к обряду «Проводы казака на службу».

Давным — давно, безмала 500 лет назад, донская персть стала приютом и альтернативный родиной многим бедным и обездоленным людям. Бежали на Дон отовсюду. Здесь селились украинцы и поляки, турки и греки, немцы и шведы. Но вяще прощевайте было русских людей. Они приносили с собой свои обычаи и привычки, собственноличный устройство жизни, свои песни и сказки. Но здесь, на Дону, все у них складывалось вдоль – другому, другие были условия жизни, альтернативный была природа. Поэтому со временем появились новые обычаи и обряды, вдоль – новому пелись и песни.

На обряды донских казаков огромное влияние оказал тот факт, что будто главное свое установление казаки видели в воинском служении. Главной и фундаментальный обязанностью казака была ветрозащита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский порфироносец и «батюшка Тихий Дон». Поселившись на Дону, казаки отстаивали свою свободу и суверенитет в постоянных сражениях с турками и татарами. С молодых лет казаки проходили военное практика у опытных воинов, которые приучали их к выносливости, храбрости и решительности в бою. Как правило, лет с трех-пяти казачонка ранее приучали к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой – с десяти.

Предки казаков воспитывали своих казачат Небом. После ритуала посвящения в воины, какой-либо включал постриг и ритуальную посадку на коня, мамашенька выводила казачонка в пуна ночью, и указывая вверх, говорила ему: «Звезды-глаза дедов и прадедов, всех твоих предков великих… Они неизменно глядят на твои подвиги, что ты защищаешь собственноличный камелек и собственноличный род». Возрастая, беби знал, что будто после каждым его поступком наблюдают «глаза предков». Став воином, ранее не ведал страха. Он знал, что будто ежели погибнет в бою с врагами Рода, то попадет в парадиз на ликование предкам.

Обычай церемонно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в 17 веке казаки совершали что сухопутные, в частности и морские походы «за зипунами», то есть после добычей. В начале 19 века казаки ранее ходили «за зипунами», а самосильно колядка претерпел изменения. Если накануне все события происходили на берегу Дона, площади, улице, то теперь, потому что казаки жили семьями, основные действия происходили в доме служивого. По закону фамилия готовила чтобы новобранца справу казачью: коня лещадь седлом, пистолет и обмундирование.

Проводы казаков на службу являлись целым событием, им придавалось большое роль и на служивого смотрели с особым уважением. Задолго прежде проводов начиналось его шагание вдоль гостям. Каждый будень его приглашал тот или альтернативный посидеть вечерок. Последние же дни собирались в родительском доме. Проводы справлялись вдоль всем правилам освященного временем обычая. В доме новобранца собирались его родственники и друзья.

Перед уходом сына на службу, родители благословляли его, давали распоряжение не посрамить собственноличный род, служить Отечеству, защищать Дон-батюшку.

Дон, одним из крупнейших рек нашей Родины. С давних веков она кормила и поила казаков. По настоящий будень народ взволнованно относится к славной реке. И, уходя на службу, донец говорит такие слова: «Служу вере православной! Дону-батюшке! Отчизне-матушке!».

«Как ты, батюшка, достопримечательный тих Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович,

Про тебя лежит мнение добрая,

Слава добрая, выступление хорошая…»

Так величают казаки своего богатыря.

Казаки, уходившие на войну, неизменно брали с собой пригоршня дорогой земли. Землю зашивали в мешок и привешивали ко кресту на груди. Если казаку суждено было рыло в бою, родная персть первой ложилась ему на грудь.

Военное пистолет тоже передавалось вдоль наследству, приумножая целомудренность и славу казака и всей его семьи.

После застолья наступало последнее расставание новобранца с родными, друзьями, станичниками. Кто-то заводил печальную, рвущую душу песню.

Если отправка казака на службу были связаны с грустью, то брифинг была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи, станицы или хутора.

До наших день сохранился колядка «проводы казака на службу», претерпев определенные изменения. Изучая обряды донских казаков подрастающее поколение знакомиться со славным прошлым своего народа, учится любить землю, на которой живет.

Начало 20 века. Двор казака: курень, Сельхозинвентарь, здесь же заявление – развод. На релях (качелях) качаются дети (девочка и мальчик) одетые в одежды на казачий манер. Один пацан скачет на игрушечной лошади. Дед наблюдает после внуками. Фоном слышится кант «Ой ты, Дон, ты наша Родина».

Дед: А внучок – то добрым казаком растет! Есть кому Дон – батюшку защищать!

Из куреня значит хозяйка. Это дородная баба – казачка. Одета в обычную будничную одежду. Колотит в ступке ерунда кабачные. Она кричит детишкам.

Хозяйка : Дашка! Ну-ка дюжа не качай, однако то вот его четко о земь одеменишь. Матерю не видали?

Мальчик: Бабуня, она к тетке Махоре после трубочками с нахилячками пошла.

Хозяйка: Вы бы побегли овечек поглядели на выгоне.

(дети убегают)

Ко двору к лицу казак.

Казак: Паршины, дома хто есть? Ай нету?

Хозяйка: Хто далее такой? Кого принесла нелегкая? (подходит к калитке).

Казак: Здорово, кума! Кондрат-то дома? Нарочным я ноня. Вот главарь бумагу велел

передать…

Мишку-то вашего на службу берут!..

Хозяйка: (с испугом)Ой господи! Да что же это? (кричит во двор) Отец! Отец, угу иди суды!

(плачет,

утирает глаза фартуком)

Казак: Ну-ну, кума! Не он первый, не он последний. Мы вона старые угу и то с лагерей

не

вылазием.

(Появляется отец, белая рубашка на выпуск, в шароварах, на ногах чирики).

Отец: Чего случилось, мать? Здорпово, кум!

Хозяйка: Да вот облигация от атамана пришла. Мишу-то нашего на службу. (утыкается ему в

грудь

лицом, плачет).

Казак: (отдает отцу пакет). Магарыч с тебя, Кондрат Иванович, сукцессия нам подросла,

ну, я

пошел.

Отец: Ну, ничего, мать, не плач. Значит и его лейдейс пришло Батюшку – Дон защищать.

А иде-

жа Михаил?

Мать: (плача) Да на сенокосе… Сено сгребать поехал.

Отец: А, ну, Степка, скачи после Михаилом! Скажи, папашечка срочно кличет.

Входит в калитку Михаил. Он в домашней одежде в белой рубахе, на плече деревянные грабли. Мать бросается к нему, плачет.

Михаил: Чего случилось, мамаша?

Мать: На службу тебе, сыночек!

Михаил: Ну, ничего, мамаша, не плачьте! Я готов…

Отец: Зови, мать, соседушек, режь курей, гусей, возлияние найдется, готовьте стол,

зовите

гостей. А мы с Михаилом айда переоденемся. (Уходят в дом).

Мать: (кричит) Кума, Груня! Иди суды!

Соседка: (через плетень) Что далее такое, Кумочка?

Мать: (плачет) Да Мишу нашего-то на службу берут… Зови всех к нам помогать

готовить!

Соседка (тоже всплакнув) Ой, беда-то какая! Ну, ничего, кума, залпом поможем.

(кричит)

Девки! Проня, Дуся, поскорее суды! Полина Мишку свово на службу

сбираить!..

С разных сторон подходят женщины-соседки, казаки, детвора-участники хора. «Здорово дневали! Слава богу!»-слышатся голоса. Входят во двор, форте разговаривают, советуются. Из дома выходят папашечка и Михаил. Они в казачьей форме, фуражках. Здороваются с гостями. Гости выстраиваются в хор. В калитку входит фрекен в праздничном казачьем наряде, насквозь плечико лежит толстая коса. Слышны голоса: «Настенька пришла! Невеста Михаилова! Красавица девка!» Настя кланяется всем, здоровается. Идет к Михаилу. Гости запевают песню «За лесом солнышко воссияло…» На фоне песни Настя прикалывает Михаилу на цицька с левой стороны бантик из ярких разноцветных длинных лент. Становится с ним рядом. Потом они с глазу на глаз обходят гостей. По окончании песни выходят авансом родители Михаила.

Мать: (в руках у ее старинная икона) Благословляю тебя, сыночек, на дальнюю

дорогу,

будень и ноченька буду ждать тебя домой. Помни, что будто есть у тебя дорогой хоромина и

мамашенька с

отцом! С богом, родимый! (крестит иконой сына, Михаил целует икону).

Мать: А вот это узел с донской землей. Где бы ты неи был, сынок, не забывай о

ней ни

на час. (Михаил благодарит мать, целует ее и кладет узел с землей за

пазуху.)

Отец: (выходит вперед, держит в руках погребец походный и шашку) Приготовил

я тебе,

сынок, справу нашу казачью: шинель, одежду, строевого коня лещадь седлом.

А самое

главное передаю в твои руки нашу семейную боевую шашку! С ней воевал

твой

дед, с ней служил я, в данный момент пришел твой черед! Бери ее и береги, в ней

честь

казака!

Михаил: (берет шашку на вытянутые передо собой руки, кланяется отцу, гостям)

Спасибо,

папаша! Спасибо, станишники! (целует клинок) Постараюсь не посрамить

казаков

Тихого Дона! (красиво влаживает шашку в ножны, пристегивает к портупее).

Хор запевает казачью песню «Последний нынешний денек гуляю с вами я, друзья». На фоне песни Михаил прощается с гостями, соседями, друзьями. Настя в двух шагах с ним, обходят всех. Михаил прощается с отцом, обнимает мать. Все идут провожать Михаила после околицу. Издалека слышится кант «Ой, ты, Дон, ты наша Родина». Выходит дед.

Дед: Красивые, смелые люди! Никогда не давали они себя в обиду, издревле умели

постоять

после себя. Из поколенья в поколенье несли целомудренность и спесь своего народа.

Величие

сынов славного Тихого Дона!

Песня звонче и громче.

Файлы: Презентация 3. Слово о полку….ppt
Размер файла: 2127360 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология