Автор конспекта:
Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Цель: Познакомить с особенностями птиц;

формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» учебник для 2 класса;
  • Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» рабочая тетрадь №2;

Используемые ЦОР: —

  • мультимедийная презентация к уроку.

Краткое описание: —

Этапы урока

Основное содержание деятельности

  • Самоопроделение к деятельности (орга-низационный мо-мент)
  • Цель: включение уча-щихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    На сегодняшнем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь и приготовьтесь к работе.

    (слайд 2)

    Наш урок — урок секретов.

    Сто вопросов сто ответов.

    Отвечай по одному.

    И научишься всему

  • Актуализация зна-ний.
  • Цель: повторение изу-ченного материала, не-обходимого для отк-рытия нового знания и выявление затруднения в индивидуальной де-тельности.

    (слайд 3)

    • Какие царства живой природы вы знаете?
    • Какое царство пропущено?

    Мы сегодня будем путешествовать по царству Животные и человек

    (слайд 4)

    • Какие природные сообщества вы знаете? (ответы детей)
    • А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?

    Мы попадаем в сообщество Лес

    В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.

    (слайд 5)

    Воробьи, стрижи, пингвины,
    Снегири, грачи, павлины,
    Попугаи и синицы:
    Одним словом это — … (птицы)

    Кто может назвать тему нашего урока? Что будем изучать на уроке? (ответы детей)

    Назовите отличительную черту птиц от других животных (ответы детей)

    Правильно, перья.

    Вспомним строение птицы (ответы детей)

    Клюв, ноги, крылья, крылья, хвост

    Оцените себя на лестнице знаний по теме нашего урока.

    • А всё ли вы знаете о птицах?

    Откуда мы получаем знания о птицах? (ответы детей)

  • Постановка учебной задачи.
  • Цель: обсуждение зат-руднений; проговари-вание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.

    А знаете ли вы:

    • Какие птицы не летают?
    • Какие птицы не вьют гнёзда?
    • Звуки каких птиц нельзя назвать пением?
    • Почему мы не может ответить на все эти вопросы?
    • Чего мы ещё не знаем?

    (слайд 6)

    • Какова тема нашего урока?
    • Что мы должны знать к концу урока?
    • Кто или что нам поможет получить эти знания?
  • Открытие нового знания (построе-ние проекта выхода из затруднения.
  • Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.

    Для того чтобы обладать чёткими и полными знаниями, необходимо работать по плану или алгоритму. Чтобы наша работа была более успешная, мы организуем её в группе.

    • Вспомните правила работы в группе.

    (слайд 7)

    • Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ (представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).
    • Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:

    (слайд 8)

  • Зачем птицам клюв?
  • Для чего птицам перья?
  • Зачем птицам летать?
  • Почему птицы поют?
  • Каково значение птиц в жизни природы и человека?
  • Откройте конверт № 1 прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты.

    Группа № 1 Зачем птицам клюв?

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову клюв

    Птица необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы это рук. Как же она без них обходится? А очень просто вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.

    Карточки:

    добывают пищу

    строят гнёзда

    кормят птенцов

    чистят перья

    защищаются от врагов

    издают звуки

    привлекают самочек

    служат маскировкой

    не служит ни для какой цели

    Группа № 2 Для чего птицам перья

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову перья

    Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке перинка, на спине одеяло.

    Карточки

    защищаются от перегрева, холода, ушибов

    помогают летать

    привлекают самочек

    служат маскировкой

    помогают нырять и не промокать

    служат постелью

    не служит ни для какой цели

    ловят в воздухе добычу

    строят гнёзда повыше

    Группа № 3 Зачем птицам летать?

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову летать

    Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.

    Карточки

    строит гнёзда повыше

    спасаться от врагов

    ловить в воздухе добычу

    добираться до тёплых стран

    высматривать добычу на земле

    не служит ни для какой цели

    издавать звуки

    охранять территорию

    Группа № 4 Почему птицы поют?

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову поют

    Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: Для чего птицы издают звуки?. Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.

    Карточки

    привлекают внимание самочек

    охраняют территорию

    предупреждают об опасности

    сигнал, помогающий не потеряться

    сигнал, созывающий вместе

    не служит ни для какой цели

    высматривать добычу на земле

    кормят птенцов

    Группа № 5 Значение птиц в жизни природы и человека

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову природа и человек

    Птицы красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например, щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная голубиная почта — голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.

    Карточки

    помогают в борьбе с вредителями

    помогают растению расселяться

    служат для выполнения поручений человека

    поедают семена сорных растений

    участвуют в опылении растения

    помогают человеку отдохнуть

    не служит ни для какой цели

    приносят только вред и загрязняют местность

  • Физминутка
  • Я буду читать, а вы, пожалуйста, изображайте позами, движениями, звуками.

    В лесу стоят высокие деревья… А под ними травы с прекрасными цветами… Посмотрите, в травке спрятались грибы… Подул сильный ветер…, ещё сильнее… И вдруг ветер стих и стало в лесу тихо… Мы услышали… щебет птиц… Пробежала по лесу лисичка… Зайчик проскакал… Медведь прошёл.. Гусеница проползла по листу… С ветки на ветку прыгнула белка.. помахала нам хвостиком… Синичка по веткам порхает.. гусениц собирает.. А вот прилетел соловей-красношейка и запел… Как интересно в нашем лесу!?

  • Первичное закреп-ление.
  • Цель: проговаривание нового знания в виде опорного сигнала.

    Проверим работу в группах.

    • Какие опорные слова вы выбрали для работы по своему пункту плана?

    (выступление представителей каждой группы, размещение на доске опорных карточек).

    8.

    Рефлексия деятел- ности (итог урока).

  • Цель: осознание учащи-мися УД, самооценка результатов деятельнос-ти своей и всего класса
  •  Какую задачу ставили?

     Удалось ли решить поставленную задачу?

     Каким способом?

     Где можно применить новые знания?

     Оцените работу своей группы. Отчитайтесь о работе группы: что получилось, над чем необходимо поработать. Кто в группе работал успешно?

  • Самостоятельная ра-бота с самопровер-кой по эталону. Система VOTUM
  • Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет.

    Проверим, как внимательно вы слушали отчёт о работе своих товарищей по группам и запомнили те сведения, которые узнали о птицах.

    • Выберите правильный вариант ответа, закрасьте кружок цветным карандашом.
  • Клюв птицам необходим потому, что
  • а) для птиц он является носом, ртом и руками

    б) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов, чистить пёрышки и защищаться

    в) он служи маскировкой и привлекает внимание самочек

  • Перья птицам необходимы для того, чтобы:
  • а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.

    б) защищаться от перегрева, холода и ушибов

    в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде

  • Птицы летают для того, чтобы:
  • а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.

    б) помогать людям отдыхать

    в) строить гнёзда повыше, спасаться от врагов, ловить добычу в воздухе

  • Птицы поют для того, чтобы
  • а) привлечь внимание самочки, охранять территорию, предупреждать об опасности

    б) собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта

    в) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов

  • Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы:
  • а) украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений

    б) выполнять поручения людей и помогать им отдыхать

    • Проверим выполненную вами работу по эталону. Сравните свои результаты ответов с вариантами ответа на эталоне.

    (слайд 9 — 13)

  • а) б)
  • б) в)
  • а) в)
  • а) б)
  • а)
    • Кто справился с работой без ошибок?
    • Кто допустил 1 2 ошибки?
    • Кто при выполнении работы допустил 3 и более ошибок?
  • Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  • Цель: выбор из набора заданий только тех, которые содержат но-вый алгоритм или понятие; выполнение упражнений, которые используют новое зна-ние вместе с изучен-ными ранее.

    Работаем по учебнику стр. 70 -71

    • Прочитайте текст, выскажите своё мнение: кто из детей прав?
    • Угадайте лесных птиц, к которым можно отнести эти тексты. Найдём этих птиц на рисунках на стр. 71.

    (слайд 14 — 15)

    • Прочитаем название других птиц, живущих в лесу.

    Работаем по печатной тетради

    • стр. 22 № 13 закончи предложение. (Проверка через документ камеру) Самооценка 1-2 ученика

    (слайд 16)

    • стр. 21 задание развивай наблюдательность (10 синиц)

    Домашнее задание учебник стр. 71 портфельчик

  • Рефлексия деятел-ности (итог урока).
  • Цель: осознание учащи-мися УД, самооценка результатов деятельнос-ти своей и всего класса.

    • Какую задачу ставили?
    • Удалось ли решить поставленную задачу?
    • Каким способом?
    • Где можно применить новые знания?
    • Оцените работу своей группы. Отчитайтесь о работе группы: что получилось, над чем необходимо поработать. Кто в группе работал успешно?

    Чтение текста,

    Обсуждение и выполнение задания по тексту

    Работа с карточками-ответами

    Работали дружно со всеми заданиями справились.

    Работали хорошо, но могли показать лучшие результаты.

    Работа в группе не получилась, но надо стараться.

    • Оцените себя на линейке успеха.

    презентация

    Этапы урока

    Основное содержание деятельности

  • Самоопроделение к деятельности (орга-низационный мо-мент)
  • Цель: включение уча-щихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    На сегодняшнем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь и приготовьтесь к работе.

    (слайд 2)

    Наш урок — урок секретов.

    Сто вопросов – сто ответов.

    Отвечай по одному.

    И научишься всему

  • Актуализация зна-ний.
  • Цель: повторение изу-ченного материала, не-обходимого для «отк-рытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной де-тельности.

    (слайд 3)

    • Какие царства живой природы вы знаете?
    • Какое царство пропущено?

    Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек»

    (слайд 4)

    • Какие природные сообщества вы знаете? (ответы детей)
    • А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?

    Мы попадаем в сообщество «Лес»

    В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.

    (слайд 5)

    Воробьи, стрижи, пингвины,
    Снегири, грачи, павлины,
    Попугаи и синицы:
    Одним словом это — … (птицы)

    Кто может назвать тему нашего урока? Что будем изучать на уроке? (ответы детей)

    Назовите отличительную черту птиц от других животных (ответы детей)

    Правильно, перья.

    Вспомним строение птицы (ответы детей)

    Клюв, ноги, крылья, крылья, хвост

    Оцените себя на лестнице знаний по теме нашего урока.

    • А всё ли вы знаете о птицах?

    Откуда мы получаем знания о птицах? (ответы детей)

  • Постановка учебной задачи.
  • Цель: обсуждение зат-руднений; проговари-вание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.

    А знаете ли вы:

    • Какие птицы не летают?
    • Какие птицы не вьют гнёзда?
    • Звуки каких птиц нельзя назвать пением?
    • Почему мы не может ответить на все эти вопросы?
    • Чего мы ещё не знаем?

    (слайд 6)

    • Какова тема нашего урока?
    • Что мы должны знать к концу урока?
    • Кто или что нам поможет получить эти знания?
  • «Открытие нового знания» (построе-ние проекта выхода из затруднения».
  • Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.

    Для того чтобы обладать чёткими и полными знаниями, необходимо работать по плану или алгоритму. Чтобы наша работа была более успешная, мы организуем её в группе.

    • Вспомните правила работы в группе.

    (слайд 7)

    • Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ (представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).
    • Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:

    (слайд 8)

  • Зачем птицам клюв?
  • Для чего птицам перья?
  • Зачем птицам летать?
  • Почему птицы поют?
  • Каково значение птиц в жизни природы и человека?
  • Откройте конверт № 1 – прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты.

    Группа № 1 «Зачем птицам клюв?»

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову «клюв»

    Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.

    Карточки:

    добывают пищу

    строят гнёзда

    кормят птенцов

    чистят перья

    защищаются от врагов

    издают звуки

    привлекают самочек

    служат маскировкой

    не служит ни для какой цели

    Группа № 2 «Для чего птицам перья»

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову «перья»

    Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.

    Карточки

    защищаются от перегрева, холода, ушибов

    помогают летать

    привлекают самочек

    служат маскировкой

    помогают нырять и не промокать

    служат постелью

    не служит ни для какой цели

    ловят в воздухе добычу

    строят гнёзда повыше

    Группа № 3 «Зачем птицам летать?»

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову «летать»

    Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.

    Карточки

    строит гнёзда повыше

    спасаться от врагов

    ловить в воздухе добычу

    добираться до тёплых стран

    высматривать добычу на земле

    не служит ни для какой цели

    издавать звуки

    охранять территорию

    Группа № 4 «Почему птицы поют?»

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову «поют»

    Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?». Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.

    Карточки

    привлекают внимание самочек

    охраняют территорию

    предупреждают об опасности

    сигнал, помогающий не потеряться

    сигнал, созывающий вместе

    не служит ни для какой цели

    высматривать добычу на земле

    кормят птенцов

    Группа № 5 «Значение птиц в жизни природы и человека»

    Текст для работы

    Найдите слова-действия, которые относятся к слову «природа и человек»

    Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например, щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» — голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.

    Карточки

    помогают в борьбе с вредителями

    помогают растению расселяться

    служат для выполнения поручений человека

    поедают семена сорных растений

    участвуют в опылении растения

    помогают человеку отдохнуть

    не служит ни для какой цели

    приносят только вред и загрязняют местность

  • Физминутка
  • Я буду читать, а вы, пожалуйста, изображайте позами, движениями, звуками.

    В лесу стоят высокие деревья… А под ними травы с прекрасными цветами… Посмотрите, в травке спрятались грибы… Подул сильный ветер…, ещё сильнее… И вдруг ветер стих и стало в лесу тихо… Мы услышали… щебет птиц… Пробежала по лесу лисичка… Зайчик проскакал… Медведь прошёл.. Гусеница проползла по листу… С ветки на ветку прыгнула белка.. помахала нам хвостиком… Синичка по веткам порхает.. гусениц собирает.. А вот прилетел соловей-красношейка и запел… Как интересно в нашем лесу!?

  • Первичное закреп-ление.
  • Цель: проговаривание нового знания в виде опорного сигнала.

    Проверим работу в группах.

    • Какие опорные слова вы выбрали для работы по своему пункту плана?

    (выступление представителей каждой группы, размещение на доске опорных карточек).

    8.

    Рефлексия деятел- ности (итог урока).

  • Цель: осознание учащи-мися УД, самооценка результатов деятельнос-ти своей и всего класса
  •  Какую задачу ставили?

     Удалось ли решить поставленную задачу?

     Каким способом?

     Где можно применить новые знания?

     Оцените работу своей группы. Отчитайтесь о работе группы: что получилось, над чем необходимо поработать. Кто в группе работал успешно?

  • Самостоятельная ра-бота с самопровер-кой по эталону. Система VOTUM
  • Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет.

    Проверим, как внимательно вы слушали отчёт о работе своих товарищей по группам и запомнили те сведения, которые узнали о птицах.

    • Выберите правильный вариант ответа, закрасьте кружок цветным карандашом.
  • Клюв птицам необходим потому, что
  • а) для птиц он является носом, ртом и руками

    б) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов, чистить пёрышки и защищаться

    в) он служи маскировкой и привлекает внимание самочек

  • Перья птицам необходимы для того, чтобы:
  • а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.

    б) защищаться от перегрева, холода и ушибов

    в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде

  • Птицы летают для того, чтобы:
  • а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.

    б) помогать людям отдыхать

    в) строить гнёзда повыше, спасаться от врагов, ловить добычу в воздухе

  • Птицы поют для того, чтобы
  • а) привлечь внимание самочки, охранять территорию, предупреждать об опасности

    б) собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта

    в) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов

  • Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы:
  • а) украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений

    б) выполнять поручения людей и помогать им отдыхать

    • Проверим выполненную вами работу по эталону. Сравните свои результаты ответов с вариантами ответа на эталоне.

    (слайд 9 — 13)

  • а) б)
  • б) в)
  • а) в)
  • а) б)
  • а)
    • Кто справился с работой без ошибок?
    • Кто допустил 1 – 2 ошибки?
    • Кто при выполнении работы допустил 3 и более ошибок?
  • Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  • Цель: выбор из набора заданий только тех, которые содержат но-вый алгоритм или понятие; выполнение упражнений, которые используют новое зна-ние вместе с изучен-ными ранее.

    Работаем по учебнику стр. 70 -71

    • Прочитайте текст, выскажите своё мнение: кто из детей прав?
    • Угадайте лесных птиц, к которым можно отнести эти тексты. Найдём этих птиц на рисунках на стр. 71.

    (слайд 14 — 15)

    • Прочитаем название других птиц, живущих в лесу.

    Работаем по печатной тетради

    • стр. 22 № 13 – закончи предложение. (Проверка через документ камеру) Самооценка 1-2 ученика

    (слайд 16)

    • стр. 21 – задание «развивай наблюдательность» (10 синиц)

    Домашнее задание учебник стр. 71 портфельчик

  • Рефлексия деятел-ности (итог урока).
  • Цель: осознание учащи-мися УД, самооценка результатов деятельнос-ти своей и всего класса.

    • Какую задачу ставили?
    • Удалось ли решить поставленную задачу?
    • Каким способом?
    • Где можно применить новые знания?
    • Оцените работу своей группы. Отчитайтесь о работе группы: что получилось, над чем необходимо поработать. Кто в группе работал успешно?

    Чтение текста,

    Обсуждение и выполнение задания по тексту

    Работа с карточками-ответами

    Работали дружно со всеми заданиями справились.

    Работали хорошо, но могли показать лучшие результаты.

    Работа в группе не получилась, но надо стараться.

    • Оцените себя на линейке успеха.

    Файлы: pticy_-_lesnye_zhiteli_-_kopiya.pptx
    Размер файла: 754724 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология