Автор конспекта:
Автор(ы): — Тимофеева Алевтина Эдиевна, Ахмадишина Альфина Тимировна

Место работы, должность: — Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Семёновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида»

Регион: — Республика Северная Осетия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — Цель — расширить знания о весенних изменениях в жизни птиц, раскрывая связь этих явлений с другими изменениями в природе. Задачи: • образовательные — расширить представление о перелетных птицах и их пользе; научить складывать из бумаги птицу в стиле оригами; • коррекционно – развивающие – на основе чувственных ощущений научить отличать различный характер музыки, развить динамический слух на основе используемого музыкального материала, развить умения произвольно изменять силу голоса, расширить словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями, развивать внимание, речь, кругозор, любознательность, наблюдательность; мелкую моторику пальцев рук; коррекция пространственного мышления на основе упражнений в ориентировке; • воспитательные – воспитывать на основе музыкального и речевого материала бережное отношение к птицам, прививать экологическую культуру, воспитывать аккуратность и организованность в работе.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемая методическая литература: — 1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и
интегированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М: ВАКО,2008.
2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарий мероприятий,
1-2 классы. – М.: ВАКО, 2007.
3. Классные часы. 2 класс. Авторы – составители: Л.И.Гайдина,
А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2007.
4. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе.
Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2009.
5. Филиппенко А., сл. Волгиной Т. «Тает снег».
6. Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1-7 классов.
Составитель: Меканина Л.А.- М.: Музыка, 1991.
7. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки
внеклассных мероприятий. Автор – составитель: Н.В.Лободина. – В.: Учитель, 2007.

Используемое оборудование: — Дидактические пособия:
· музыка Тимофеевой А. Э. к физкультминутке «Птички»;
· музыка Тимофеевой А. Э. к пальчиковой игре «Мне дала кукушка»;
· музыкальный центр;
·музыкальный инструмент (баян);
·спокойная музыка для фонового звучания;
· аудиозапись с пением птиц,
· выставка книг о птицах;
·выставка рисунков о весне, о птицах;
· заготовки для поделок;
·иллюстрации перелетных птиц;
·народные приметы, загадки;
·ножницы, карандаш, чёрный фломастер;
·презентация.

Используемые ЦОР: —

Занятие сопровождается мультимедийной презентацией

Краткое описание: — Дети знакомятся с перелётными птицами и приметами весны

Ход занятия
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя на занятии.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей.Как вы думаете, от кого зависит успех нашего занятия? — Дети: Успех нашегозанятия зависит от работы каждого из нас.Воспитатель: Воспитатель: Возьмитесь за руки и пожелайте себе и всем, кто рядом добра, радости и успеха.Какое у вас настроение? — Дети отвечают.
Воспитатель: Я желаю, чтобы наше хорошее настроение сохранилось до конца нашего занятия. Присаживайтесь на свои места.
2. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Ребята, тему занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица).
3. Работа по теме занятия.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о птицах, о возвращении птиц в родные края, о заботе птиц о своем потомстве.
А кто это птицы?
Птицы: Птицы – это животные, тело которых покрыто перышками.
Воспитатель: А какие птицы бывают? — Дети: Домашние и дикие.
Воспитатель:Назовите домашних и дикихптиц. — Дети: Домашние – курица, петух, индюк, утка, гусь;дикие – воробей, синица, сорока, снегирь, грач, кукушка и т.д.
Воспитатель: Сейчас, ребята,мы с вами побываем на лесной поляне, где собрались птицы, чтобы рассказать о себе.
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. ( Воробей)/
Воробей: Я – воробей-птичка маленькая, подвижная. У меня короткие сильные ноги, клюв тонкий, твердый.В холодную пору мы сидим, прижавшисьдруг к другу, нахохлившись. Живём мы стайками.
Воспитатель: Трещала с самого утра пора – пора. А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит … (сорока).
Сорока: Я птица говорливая, самая болтливая. Я – белобока, потому что по бокам перышки у меня белые. Голова и крылья – черные. Хвост тоже чёрный, но очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела.
Воспитатель:Кто это выводит протяжно и звонко свою песенку: «Синь – синь – синь». Прислушайтесь…
Синица: Скинь кафтан, скинь кафтан.
Пусть я птичка – невеличка. У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,прямо с севера сюда!
Воспитатель:Ребята, вы узналиэту птицу? (Синица).
Синица: У меня черная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Летом я живу в лесу, питаюсь насекомыми. Зимой холодно и голодно я перебираюсьближе к жилью людей, где больше корма. Я люблю несолёное сало, семена подсолнечника.
Ребята, а как зовут эту птицу?
Зимой на ветках яблоки, скорей собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири)
Снегирь: Я – снегирь. Я уверен, что вы меня узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Моё имя связано с первым снегом. У меня толстый, короткий чёрный клюв. Я люблю расклевывать ягоды рябины, калины, зёрнышки, охотно поедаю семена клёна и липы. Я люблю нырять в снег и купаться в нём.
Воспитатель:Какие птицы были на лесной поляне?(Зимующие птицы).
Все ли птицы зимовали у нас? — Дети: Не все птицы.
Воспитатель: Почему осенью некоторые птицы улетают на юг?
Дети: Исчезает основной корм, замерзают водоёмы, земли.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетаютс наступлением холодов на юг, возвращаются, когда становится тепло.
Дети: Птицы, которые улетают с наступлением холодов и возвращаются в тёплое время, называют перелётными.
Воспитатель: А когда прилетают к нам перелётные птицы?
Дети: Весной.
Воспитатель: Назовите весенние месяцы? — Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Ребята, в народе март называют протальник.А знаете, почему его так называют? — Дети:Да, потому, что в марте снег становится рыхлым, темнеет и появляются первые проталины.Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомнимпословицы о марте.
Дети: 1. В марте день с ночью меряется, равняется.
2. И в марте мороз на нос садится.
3. Март – березень, протальник, капельник.
4. Март – грачевник, грачей пригнал.
5. Март – зимобор, с зимой борется.
Воспитатель: Апрель – снегогон. Это слово сложное, в нём спрятано два слова « снег» и «гнать»,значит, апрель гонит снег.Кто знает пословицы о месяце апреле?
Дети: 1. Апрель – батюшка в поле зовёт.
2. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
3.Апрель – месяц говорливой весны, хранитель вешнего шума.
4. В апреле хоть семь раз дождь иди, а платье всё сухо.
5. Мокрый апрель – хорошая пашня.
Воспитатель:Май – травень. Как вы думаете, почему?
Дети: Появляется зелёная травка, распускаются листья на деревьях, всё вокруг зелено.
Воспитатель: Про май кто знает пословицы?
Дети: 1. В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.
2. Дождьв мае хлеба подымает.
3. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
4. Май – пора сева.
5. Май – под каждым кустиком рай.
Воспитатель: Ребята, асейчас мы узнаем, что происходит в природе. Что такое природа? — Дети: Природа -это солнце, воздух, растения, вода, животные, птицы.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
Воспитатель: А какая бывает природа? — Дети: Живая и неживая.
Воспитатель: Скажите, что мы с вами наблюдаем сейчас весной в неживой природе?
Дети: Солнце не только светит, но и греет, поэтому тает снег и лёд. Дни становятся длиннее.
Воспитатель: Как вы думаете что повлияло на эти изменения? — Дети: Потепление.
Воспитатель:А что происходит в живой природе? — Дети: На лиственных деревьях набухают почки.Землю покрывает зелёная травка. Многие растения начинают цвести. Звери просыпаются после зимней спячки. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы в родные края.
Воспитатель: И так, птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц происходит в строгом порядке, отрядами. Первыми прилетают грачи; следом за ними скворцы, зяблики, жаворонки; затем – трясогузка и водоплавающие;потом – соловьи, ласточки, стрижи, а в последнюю очередь – кукушка.
Музыкальная физкультминутка «Птички» с речевой разминкой.
Концертмейстер: Ребята, будьте внимательны, смотрите на таблицу и при пении изменяйте силу голоса согласно указанным на ней знакам. При исполнении физкультминутки следите за правильностью произношением слов: произносите их отчётливо, хорошо произносите каждый звук.
Дети исполняют физкультминутку под аккомпанемент учителя музыки.
В небе высоком птички летают, (пропевается громко)
В гнёздышке тёплом они отдыхают. (пропевается чуть потише)
Крылья сложили, глазки сомкнули. (пропевается тихо)
За день налетавшись, тут же уснули. (пропевается тихо)
Солнышковстало, тепло улыбнулось: (пропевается громко)
«Доброе утро!»Птички проснулись. (пропевается громко)
Воспитатель: Неподалёку от нашей лесной поляны, прямо на дереве видны первые весенние гнёзда.В одном их них янашла записку.(Читает записку).
Всех приметней птиц, черней,
Враг личинок, друг полей
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач).
Грач: Грач – вестник весны, прилетаю к вам первым. Я – чёрная птица перышки с отливающим блеском. Я строю на деревья новые, ремонтирую старые гнёзда. Грач – полезная птица, уничтожаю вредных насекомых.
Воспитатель: Да, грач прилетает самым первым. Недаром говорят: «Увидел грача – встречай весну».
(Ученик достаёт записку из гнезда и читает.)
На шесте дворец, во дворце певец.
А зовутего … (скворец).
Скворец: Прилетаю за грачами. Красивая птица с блестящими чёрными пёрышками. Клюв жёлтый, острый и длинный. Живу в светлых лесах. Гнёзда устраиваю в дуплах. Правда, человек помог нам, стал развешивать для нас скворечники. Я оберегаю наши поля, сады, огороды, уничтожаю гусениц, жуков.
Воспитатель: Ктознает народную примету, связанную со скворцом?
Дети: 1.Увидел скворца – значит весна у крыльца.
2. Ученик достаёт записку и читает.
Воспитатель: Желанный гость с далёкого края под окном живёт.
Дети: Ласточка.
Ласточка: Маленькая, быстро летающая птица с длинными острыми крыльями. Гнёзда устраиваю на обрывах, под карнизом дома. Уничтожаю крошечных насекомых.
Воспитатель: Назовите народную примету, связанную с ласточкой.
Дети:1. Ранняя ласточка – к счастливому году.
2. Ученик достаёт записку из гнезда и читает.
Воспитатель: Не ворона, не синица,
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку,
Раздалось в лесу: «Ку – ку!»(кукушка.)
Кукушка: К вам я прилетаю в мае. Крылья и хвост длинные, пёрышки белые, серыеи чёрные. Не строю гнёзда, подкладываю в чужой уютный домик своё яйцо, а хозяйское – выбрасываю. Но кукушка – очень полезная птица, за час способна съесть до ста гусениц.
Воспитатель: Кто знает народную приметупро кукушку. (Кукушка стала куковать – морозу не бывать).
Воспитатель: Какую вы знаете сказку, которая рассказывает о том, почему кукушка не заботится о своих птенцах? ( Ненецкая сказка, четверо детей не слушались матери, не помогали ей.)
Воспитатель:А вы – заботливыедети? Вы жалеетесвою маму? Помогаете ей?(Ответы детей).
Воспитатель: Почему же всё- таки кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? Может, она такая ленивая, что не хочет кормить своих детей? Нет, кукушки тоже заботливые матери. Но они сами птенца выкормить не могут, так как кукушка питается жирными мохнатыми гусеницами. А у птенчиков горло нежное, маленькое и глотать мохнатых гусеницне могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнёзда других птиц, чтобы эти птицы выкормили их нежными мошками и комарами. А когда они вырастут, вылетят из гнезда, то кукушки начинают сами питаться гусеницами.
Просмотр презентация«Птицы весной».
Воспитатель: Ребята, наше дерево почему – то безжизненное. Ему грустно, потому что никто не радует птичьими голосами,своими песнями. Давайте оживим своими птицами.
а) Птицу будем мастерить из обычного листа цветной бумаги в стиле оригами. Оригами похоже на фокус – из обычного листабумаги за несколько минут рождается чудесная фигура.
б) Упражнениена пространственную ориентировку на листе бумаги.
Воспитатель: Перед вами листы бумаги. Какой они формы? (Они квадратной формы). Найдите и покажите на ваших листах правый верхний угол. Что вы сейчас нашли. Покажите правый нижний угол. Где у квадрата левая сторона? Найдите правую сторону квадрата. Как называют середину квадрата? Найдите и покажите диагонали квадрата.
в) Правила безопасного поведения при работе ножницами.
Воспитатель: Нам предстоит работать ножницами, не забывайте о правилах пользования ими. — Музыкальная пальчиковая игра «Мне дала кукушка…»
Концертмейстер: Ребята, возьмите в руки шарики и представьте, что это яичка, которое дала нам какая птичка?
Дети: Нам дала его кукушка.
Концертмейстер: Музыка у нас будет нежная, ласковая, протяжная, чтобы мы с вами могли катать «яичко» как?
Дети: Мы должны катать его очень осторожно.
Концертмейстер: «Яичко» у нас очень хрупкое. Вот и постарайтесь передать характер музыки своими движениями.
Мне дала кукушка хрупкое яичко.
Ты яичко покатай, но из рук не выпускай!
Воспитатель: А сейчасприступаем к работе. Согните квадрат по диагонали. Мы получили два треугольника. Раскройте лист, нижний угол складываем к середине диагонали, также верхний угол – к середине диагонали. Берем ножницы, аккуратно делаем разрез до половины длины отнижнего согнутого угла, также поступаем с верхним согнутым углом. Затем получившиеся концы отгибаем сначала на нижнем углу, а далее- на верхнем углу. Их верхнего угла вогнуть внутрь клюв, карандашом наметьте линию живота и хвоста, вырежьте детали по намеченной линии. Нарисуйте глаза с обеих сторон.
Воспитатель: Наше дерево пока безжизненное.Мы оживим разноцветными птицами. И вот оно расцвело.
Звучит аудиозапись голосов птиц.
Концертмейстер: Ребята, а сейчас исполним песню о перелётных птицах.
Песня «Тает снег…». Музыка А. Филиппенко.
Воспитатель: Н. Заболоцкого «Просьба».
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как – то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Дети: Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют насаждения и сберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас своими звонкими и красивыми песнями.
Воспитатель: Спасибо! Я довольна вашей работой на занятии. Но хотелось бы знать с каким настроением вы уходите с занятия. У вас на столах карточки с изображением настроения, выберите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Покажите свою карточку. Спасибо!

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология