Автор конспекта:
Автор(ы): — Зюбина Марина Александровна

Место работы, должность: — МОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — История

Цель урока: — образовательная: закрепление знаний о природе, климате Индии и Китая, охарактеризовать кастовый строй Индии, нравы жителей, познакомить учащихся с учением Конфуция, рассказать об образе жизни китайцев; развивающая: развивать умения самостоятельно мыслить, совершенствовать навыки использования знаний из дополнительной литературы, правильно, аргументировано излагать свои мысли, развивать навыки работы с картой, с учебником; воспитывающая: воспитывать чувство уважения к подлинным достижениям человеческого труда, к ценностям, знание которых всегда будет обогащать духовную жизнь людей.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемые учебники и учебные пособия: —

Вигасин А.А. и другие. История древнего мира, Преподавание истории в школе, 1999 – 2000, Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 кл., М., 1996.

На доске: карта «Индия и Китай в древности», кроссворд, портрет Конфуция, изображение Брахмы.

Используемая методическая литература: —

рабочие программы по истории

Используемое оборудование: —

На доске: карта «Индия и Китай в древности», кроссворд, портрет Конфуция, изображение Брахмы.

Флажки для работы с картой, иллюстративный и наглядный материал.

Краткое описание: — УРОК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС ПЛАН И ХОД УРОКА I. ОРГМОМЕНТ II. АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ III. АЛГОРИТМ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ Путешествие на родину чая с сахаром

УРОК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС

Путешествие на родину чая с сахаром

ПЛАН И ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

II. АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Каждый народ внёс что-то своё в мировую культуру. Сегодня мы поговорим о странах, которые, несмотря на то, что цивилизации в них возникли позже, чем в Египте, Вавилоне, дали миру ткани из хлопка, бумагу, компас, различные разновидности книг, порох и т.д.

Это Индия и Китай. Давайте обратимся к карте.

Отметить флажками: Гималаи, Инд, Ганг, Великая китайская стена, Хуанхе, Янцзы.

Как же жили индийцы? Что такое каста?

Обратимся к доске – изображение Брахмы.

Учащиеся по очереди заполняют плакат маркером (1-2-3-4)

Ребята, давайте поработаем с цветом:

· Какой цвет одежд отличал вайшья? (жёлтый)

· Какой цвет одежд отличал кшатрий? (красный)

· Какой цвет одежд отличал брахманов? (белый)

· Какой цвет одежд отличал шудр? (чёрный)

Дополнительные вопросы (по цветным карточкам):

I. Кто имел право говорить от имени бога, высказывать его волю? (брахманы – белый)

II. Эти люди платили налоги, занимались земледелием, торговлей? (вайшья – красный)

III. Им доставалась большая часть военной добычи? (кшатрии – красный)

А что нового вы узнали о кастовом строе?

Итак, кастовое неравенство диктовалось самой жизнью и существовало в Индии вплоть до XX века.

Задания:

1. О чём идёт речь? (Индия – родина хлопчатобумажных тканей и сахара)

2. О каких сражениях идёт речь? (о шахматах)

3. Работа с доской (о способах счисления)

(1-0-2-1)

III. АЛГОРИТМ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мы узнали об Индии, её природно-климатических особенностях, об образе жизни индийцев. О Китае же мы говорили лишь в общих чертах. Сегодня мы узнаем много нового об этой стране.

Ребята, мы уже говорили с вами, что индийцы делали свои книги из пальмовых листьев. Китайцы же делали свои книги из бамбука. Бамбуковые дощечки протыкались, в них подевали бечёвку и связывали дощечки. Эта связка и была книгой. (с.102-103 учебника)

Учёному китайцу нужно было запомнить тысячи иероглифов, которые наносились на дощечки чёрной тушью сверху вниз. Китайские иероглифы, как и египетские, произошли из рисунков. Например, догадайтесь о значении слова.

Задание 4 – «раб», «пленник»

Работа с доской

Знатоком таких книг и мудрецом, которого почитали китайцы, был КОНФУЦИЙ.

Жил в 5 в. до н.э. (портрет на доске)

Ребята, у вас было задание узнать о нём из дополнительной литературы.

(СООБЩЕНИЕ)

Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.

Высшая добродетель – уважение к старшим. В старинных книгах было написано, что младшие должны оказывать знаки уважения старшим, дети – родителям.

Ребята, близки ли вам эти обычаи? Считаете ли вы это важным?

Кроме уважения к старшим, ученики Конфуция считали, что мудрость к человеку приходит со знанием старинных книг (многие из них помнили огромное количество книг наизусть)

Высшим божеством у китайцев считалось Небо. «Сын Неба» — царь. Свои земли китайцы называли «Поднебесная».

Работа с текстом учебника «Так говорил Конфуций»

Ребята рассуждают на тему, кого Конфуций считал настоящим учёным.

Облик воспитанного китайца: снимает туфли перед входом в дом, сидит, подогнув пятки, ест с помощью двух палочек, волосы собраны в пучок, со всеми вежлив: не грубит тем, кто ниже, не заискивает перед тем, кто выше.

Правителям Конфуций советовал относиться к подданным, как к своим детям. Мудрый правитель – не мучает людей жестокими наказаниями, а терпеливо воспитывает их – своим примером.

Таковы основные положения учения Конфуция. Давайте разгадаем кроссворд.

(Задание 5)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тема звучит: «Путешествие на родину чая с сахаром». Ещё в древности китайцы научились выращивать чайные кусты. Несколько раз в год они собирали с них листья. Потом их тщательно раскатывали на досках, чтобы отжать как можно больше сока, сушили. Лист сворачивался в трубочку, и тогда его заваривали кипятком.

Задание 6. Этот настой прогонял усталость и продлевал жизнь.

А в Древней Индии появился сахар (инд. «сахара»), когда сок из сахарного тростника уваривали на огне.

Вот и получается, что эти две страны являются родиной самого популярного в мире напитка.

(Если останется время: о Великой китайской стене – информация из дополнительной литературы)

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Казалось бы, лишь немногие сохранившиеся сооружения могут напомнить нам о трудолюбии народа, могуществе царей. Но и в нашей повседневной жизни мы продолжаем пользоваться изобретениями, которые были сделаны давным-давно. Конечно, в рамках одного урока мы не могли рассмотреть все эти изобретения. Это и арабские цифры, которые арабы признают индийскими, шахматы, компас, бумага, ткани из хлопка, наконец чай и сахар. Каждый народ обязательно вносил что-то своё в мировую культуру.

Домашнее Задание: Описать какое-то одно из понравившихся изобретений.

ТИП УРОКА:

КОМБИНИРОВАННЫЙ,

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ

НОВОГО МАТЕРИАЛА

Файлы: урок в 5 кл..doc
Размер файла: 64512 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология