Автор конспекта:
Автор(ы): — Дмитриева Светлана Николаевна

Место работы, должность: — педант музыки МБОУ «Погранично-таможенно-правового лицея» г. Пскова

Регион: — Псковская сфера

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее возникновение
Уровень образования: — дополнительное возникновение детей

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс (Просвещение)

Используемое оборудование: —

· Презентация;

· Карточки-раскраски (для дом. задания);

· Тексты песен;

· Буклет-подарок «Симфоническое кружок муз. инструментов»;

· Аудиозаписи:

- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;

- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;

- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;

- минусовая сигналограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

Используемые ЦОР: —

Коллекция Федерального центра информационно-образовательных ресурсов

Краткое описание: — План урока: 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. 2. Объявление темы и задач урока. 3. Актуализация знаний учащихся вдоль теме урока. 4. Объяснение нового материала с использованием презентации. 5. Закрепление знаний и умений учащихся вдоль пройденному материалу. 6. Постановка домашнего задания. 7. Подведение итогов.

Конспект урока с применением ЭОР

"Путешествие в спокойствие симфонического оркестра"

Карточка плана-конспекта

Тема и номерочек урока в теме

«Путешествие в спокойствие симфонического оркестра»

Урок № 5

Предмет

Музыка

Класс

4

Базовый учебник

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс (Просвещение)

Цель урока (краткое описание)

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.

Задачи урока

  • Образовательная
    Повторить материал о симфоническом оркестре.

    Выявить высота усвоения учащимися полученных знаний.

  • Развивающая
    Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.

    Способствовать формированию духовного решетка детей.

    Развитие чувства ритма, творческих способностей.

    Развитие внимания, мышления, речи.

    Способствовать формированию умения работать с ЭОР сию минуту пора самостоятельной работы.

  • Воспитательная
    Воспитание интереса, любви к искусству.

    Воспитание эмоциональной отзывчивости.

    Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Тип урока

  • обобщение и систематизации знаний

Методы обучения

  • иллюстративно-словесный

Формы работы

  • фронтальная работа

Оборудование

· Презентация;

· Карточки-раскраски (для дом. задания);

· Тексты песен;

· Буклет-подарок «Симфоническое кружок муз. инструментов»;

· Аудиозаписи:

— фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;

— фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

— Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;

— П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;

— минусовая сигналограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

План урока:

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся вдоль теме урока.

4. Объяснение нового материала с использованием презентации.

5. Закрепление знаний и умений учащихся вдоль пройденному материалу.

6. Постановка домашнего задания.

7. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Орг. момент. Музыкальное хайль «Колокольчик»

Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет.

Слышишь изощренный голосок?

Нам эпоха начать урок.

Динь-дон, динь-дон…

Здравствуйте!

2. Объявление темы и задач урока.

(Слайд № 1)

У. — Сегодняшний танцкласс мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Путешествие в спокойствие симфонического оркестра»

3. Актуализация знаний учащихся вдоль теме урока.

У. — Давайте вспомним, верно такое банда вообще?

Сообщение учеников:

Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку поперед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах.

(Слайд № 2)

У. — Правильно. Когда играет одновременно видимо-невидимо инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это товарищество музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

4. Объяснение нового материала с использованием презентации и ЭОР.

У. — Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют самый трудные объединение в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но сию минуту музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:

Кто грубоватый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале поперед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит банда и хор?

Знаем, это … (ДИРИЖЕР)

У. — Правильно, любому оркестру нужен руководитель, какой-нибудь сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, необычно трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретирование произведения, согласность игры оркестрантов и ларго исполнения произведения.

Вот кантор поднял дирижерскую палочку… Напряженная спокой воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет грохот оркестра. Этим взмахом кантор посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже ежели кантор приехал из видоизмененный страны, он может статься разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер нужно поперед оркестром спиной к зрителям, воеже все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой кантор подсказывает музыкантам, словно они должны сыграть оный либо какой-нибудь гармоничный эпизод.

У. — Теперь вас понимаете, верно банда это не просто одну каплю десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это коллективизм музыкантов сию минуту главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются единовременно с музыкой словно одним большое сердце. Взаимопонимание, чувствование локтя вырабатываются в оркестре не после одна пятница либо одним выступление, точно годами!

У. — Музыканты играют свою партию вдоль нотам. У каждого она своя. А кантор знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это сякой водогрязесборник нот, где расписаны все партии) и следит после правильностью исполнения каждой партии.

(Слайд № 3)

Все музыканты сидят так, воеже видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А для чего видеть его глаза, предостаточно видеть его руки?” Оказывается, кантор управляет оркестром не едва с помощью жестов, а и взглядом.

У. — Как вас думаете? А без дирижера банда сможет играть?

Д. -(дают своеобычный ответ)

У.- Оркестр – это инструмент, точно кантор на немой играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где желательно играть тихо, точно где громко, и банда играет аккурат так, где нужно играть быстрее, точно где медленнее, и сначала банда делает все так, словно хочет дирижер.

(Слайд № 4)

У. — Ребята, оркестры вдоль своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в численность оркестра. И, конечно, всяк банда имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.

У. — А ныне небольшая «Звучащая викторина».

Работа с Файлом OMS. «Виды оркестров» (П).

У. – Поздравляю, вас счастливо справились с заданием. Давайте рассмотрим, на какие группы позволительно разделить все инструменты симфонического оркестра.

(Слайд № 5)

У. -Струнно-смычковая объединение инструментов. Почему они столько называются?

Д. — Эти инструменты называются струнные, т.к. шум у них извлекают при помощи удара смычком вдоль струнам.

У. –Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое названьице почему?

Д. — Духовыми их называют потому, верно шум извлекают посредством выдувания из них воздуха.

У. – Эта объединение делится на деревянные и медные духовые инструменты.

У. — А какие инструменты зазвучат, ежели вдоль ним ударишь либо потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. — В симфоническом оркестре есть паки клавишные и одиночные инструменты. А ныне подробно рассмотрим эти группы.

(Далее представляется иностранный образ и впечатление инструментов симфонического оркестра.)

1. Струнно-смычковые инструменты:

(Слайд № 6)

скрипка, альт, виолончель, контрабас.

2. Деревянные духовые инструменты:

(Слайд № 7)

флейта, кларнет, гобой, фагот.

3. Медные духовые инструменты:

(Слайд № 8)

труба, тромбон, валторна, туба.

4. Ударные инструменты:

(Слайд № 9)

треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

5. Клавишные и одиночные инструменты:

(Слайд № 10)

фортепиано, орган, арфа, челеста.

У.- А ныне я предлагаю вас поиграть в оркестр.

(Слайд № 11)

(Учащимся предлагаются шумовые инструменты. Звучит регистрация «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на экране).

У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?

(Слайд 12)

5. Закрепление знаний и умений учащихся вдоль пройденному материалу.

Работа с Файлом OMS. «Выразительные возможности различных групп инструментов симфонического оркестра» (П).

Задание № 1 «Помогите дирижеру».Помогите дирижеру найти и расположить инструменты в оркестре: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные, отдельные.

Задание № 3. «Я дирижирую оркестром»

Искусство дирижера основано на системе движения рук. Существуют четкие схемы движений, обозначающие анапест и чередование музыки (двухдольный и трехдольный ритм).

Прослушайте музыкальные фрагменты. определите для каждого из них схему дирижирования и поставьте названия произведений в рамки.

Прослушайте музыкальные произведения

выбирая названия схемы либо произведения.

(Слайд № 13)

(Звучит содержание из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)

У. — Многие известные русские и зарубежные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра. Среди них двум композитора, чья питание и создание связаны с историей нашего края, с Псковщиной. Назовите их.

Д. – Модест Петрович Мусоргский и Николай Андреевич Римский-Корсаков.

У. – А сию минуту предлагаю вас паки одну каплю заданий вдоль теме сегодняшнего урока. (Слайд № 14)

v«Третий лишний».

У. — Из ряда слов укажите слово, не соответствующее вдоль какому-либо признаку:

· Труба, валторна, флейта

· Литавры, арфа, тарелки

· Скрипка, контрабас, саксофон

· Гобой, труба, кларнет

· Барабан, альт, тарелки

· Тромбон, фагот, валторна

(Слайд № 15)

v«Жанры симфонических произведений».

У. – На уроках мы поуже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вас едва те жанры, которые может статься исполнять симфонический оркестр:


· Концерт;

· Вокализ;

· Песня;

· Симфония;

· Соната;

· Пьеса;

· Сюита;

· Кантата;

· Романс;

· Музыка к опере;

· Былина;

· Музыка к балету;

· Симфоническая сказка;

· Увертюра бит-музыка к кинофильму.

8. Постановка домашнего задания.

(Слайд № 15)

Дети получают листы – раскраски.

У. — Дома вас нужно довольно найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

9. Подведение итогов:

У. – Сегодня мы с вами узнали видимо-невидимо нового о симфоническом оркестре, выступили и в роли дирижёра, и в роли музыкантов. Эти знания нам пригодятся, воеже ещё уне понимать масаи музыки.

Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

У. — Сегодня все детвора работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас довольно небольшая проверочная работа. Я хочу подарить вас в мнемозина о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое кружок музыкальных инструментов».

(Слайд № 16)

У. — И в конец урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

Файлы: партитура.doc
Размер файла: 1172480 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология