Автор конспекта:
Автор(ы): — Дмитриева Светлана Николаевна
Место работы, должность: — педант музыки МБОУ «Погранично-таможенно-правового лицея» г. Пскова
Регион: — Псковская сфера
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее возникновение
Уровень образования: — дополнительное возникновение детей
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 28
Используемые учебники и учебные пособия: —
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс (Просвещение)
Используемое оборудование: —
· Презентация;
· Карточки-раскраски (для дом. задания);
· Тексты песен;
· Буклет-подарок «Симфоническое кружок муз. инструментов»;
· Аудиозаписи:
- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;
- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;
- минусовая сигналограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».
Используемые ЦОР: —
Коллекция Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
Краткое описание: — План урока: 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. 2. Объявление темы и задач урока. 3. Актуализация знаний учащихся вдоль теме урока. 4. Объяснение нового материала с использованием презентации. 5. Закрепление знаний и умений учащихся вдоль пройденному материалу. 6. Постановка домашнего задания. 7. Подведение итогов.
Конспект урока с применением ЭОР
"Путешествие в спокойствие симфонического оркестра"
Карточка плана-конспекта
Тема и номерочек урока в теме
«Путешествие в спокойствие симфонического оркестра»
Урок № 5
Предмет
Музыка
Класс
4
Базовый учебник
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс (Просвещение)
Цель урока (краткое описание)
Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.
Задачи урока
- Образовательная
Повторить материал о симфоническом оркестре.Выявить высота усвоения учащимися полученных знаний.
- Развивающая
Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.Способствовать формированию духовного решетка детей.
Развитие чувства ритма, творческих способностей.
Развитие внимания, мышления, речи.
Способствовать формированию умения работать с ЭОР сию минуту пора самостоятельной работы.
- Воспитательная
Воспитание интереса, любви к искусству.Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Создание ситуации успеха для каждого ученика.
Тип урока
- обобщение и систематизации знаний
Методы обучения
- иллюстративно-словесный
Формы работы
- фронтальная работа
Оборудование
· Презентация;
· Карточки-раскраски (для дом. задания);
· Тексты песен;
· Буклет-подарок «Симфоническое кружок муз. инструментов»;
· Аудиозаписи:
— фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
— фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
— Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;
— П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;
— минусовая сигналограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».
План урока:
1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся вдоль теме урока.
4. Объяснение нового материала с использованием презентации.
5. Закрепление знаний и умений учащихся вдоль пройденному материалу.
6. Постановка домашнего задания.
7. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Орг. момент. Музыкальное хайль «Колокольчик»
Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь изощренный голосок?
Нам эпоха начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Здравствуйте!
2. Объявление темы и задач урока.
(Слайд № 1)
У. — Сегодняшний танцкласс мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Путешествие в спокойствие симфонического оркестра»
3. Актуализация знаний учащихся вдоль теме урока.
У. — Давайте вспомним, верно такое банда вообще?
Сообщение учеников:
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку поперед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах.
(Слайд № 2)
У. — Правильно. Когда играет одновременно видимо-невидимо инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это товарищество музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
4. Объяснение нового материала с использованием презентации и ЭОР.
У. — Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют самый трудные объединение в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но сию минуту музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка:
Кто грубоватый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале поперед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит банда и хор?
Знаем, это … (ДИРИЖЕР)
У. — Правильно, любому оркестру нужен руководитель, какой-нибудь сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, необычно трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретирование произведения, согласность игры оркестрантов и ларго исполнения произведения.
Вот кантор поднял дирижерскую палочку… Напряженная спокой воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет грохот оркестра. Этим взмахом кантор посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже ежели кантор приехал из видоизмененный страны, он может статься разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер нужно поперед оркестром спиной к зрителям, воеже все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой кантор подсказывает музыкантам, словно они должны сыграть оный либо какой-нибудь гармоничный эпизод.
У. — Теперь вас понимаете, верно банда это не просто одну каплю десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это коллективизм музыкантов сию минуту главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются единовременно с музыкой словно одним большое сердце. Взаимопонимание, чувствование локтя вырабатываются в оркестре не после одна пятница либо одним выступление, точно годами!
У. — Музыканты играют свою партию вдоль нотам. У каждого она своя. А кантор знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это сякой водогрязесборник нот, где расписаны все партии) и следит после правильностью исполнения каждой партии.
(Слайд № 3)
Все музыканты сидят так, воеже видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А для чего видеть его глаза, предостаточно видеть его руки?” Оказывается, кантор управляет оркестром не едва с помощью жестов, а и взглядом.
У. — Как вас думаете? А без дирижера банда сможет играть?
Д. -(дают своеобычный ответ)
У.- Оркестр – это инструмент, точно кантор на немой играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где желательно играть тихо, точно где громко, и банда играет аккурат так, где нужно играть быстрее, точно где медленнее, и сначала банда делает все так, словно хочет дирижер.
(Слайд № 4)
У. — Ребята, оркестры вдоль своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в численность оркестра. И, конечно, всяк банда имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
У. — А ныне небольшая «Звучащая викторина».
Работа с Файлом OMS. «Виды оркестров» (П).
У. – Поздравляю, вас счастливо справились с заданием. Давайте рассмотрим, на какие группы позволительно разделить все инструменты симфонического оркестра.
(Слайд № 5)
У. -Струнно-смычковая объединение инструментов. Почему они столько называются?
Д. — Эти инструменты называются струнные, т.к. шум у них извлекают при помощи удара смычком вдоль струнам.
У. –Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое названьице почему?
Д. — Духовыми их называют потому, верно шум извлекают посредством выдувания из них воздуха.
У. – Эта объединение делится на деревянные и медные духовые инструменты.
У. — А какие инструменты зазвучат, ежели вдоль ним ударишь либо потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. — В симфоническом оркестре есть паки клавишные и одиночные инструменты. А ныне подробно рассмотрим эти группы.
(Далее представляется иностранный образ и впечатление инструментов симфонического оркестра.)
1. Струнно-смычковые инструменты:
(Слайд № 6)
скрипка, альт, виолончель, контрабас.
2. Деревянные духовые инструменты:
(Слайд № 7)
флейта, кларнет, гобой, фагот.
3. Медные духовые инструменты:
(Слайд № 8)
труба, тромбон, валторна, туба.
4. Ударные инструменты:
(Слайд № 9)
треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.
5. Клавишные и одиночные инструменты:
(Слайд № 10)
фортепиано, орган, арфа, челеста.
У.- А ныне я предлагаю вас поиграть в оркестр.
(Слайд № 11)
(Учащимся предлагаются шумовые инструменты. Звучит регистрация «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на экране).
У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?
(Слайд 12)
5. Закрепление знаний и умений учащихся вдоль пройденному материалу.
Работа с Файлом OMS. «Выразительные возможности различных групп инструментов симфонического оркестра» (П).
Задание № 1 «Помогите дирижеру».Помогите дирижеру найти и расположить инструменты в оркестре: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные, отдельные.
Задание № 3. «Я дирижирую оркестром»
Искусство дирижера основано на системе движения рук. Существуют четкие схемы движений, обозначающие анапест и чередование музыки (двухдольный и трехдольный ритм).
Прослушайте музыкальные фрагменты. определите для каждого из них схему дирижирования и поставьте названия произведений в рамки.
Прослушайте музыкальные произведения
выбирая названия схемы либо произведения.
(Слайд № 13)
(Звучит содержание из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)
У. — Многие известные русские и зарубежные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра. Среди них двум композитора, чья питание и создание связаны с историей нашего края, с Псковщиной. Назовите их.
Д. – Модест Петрович Мусоргский и Николай Андреевич Римский-Корсаков.
У. – А сию минуту предлагаю вас паки одну каплю заданий вдоль теме сегодняшнего урока. (Слайд № 14)
v«Третий лишний».
У. — Из ряда слов укажите слово, не соответствующее вдоль какому-либо признаку:
· Труба, валторна, флейта
· Литавры, арфа, тарелки
· Скрипка, контрабас, саксофон
· Гобой, труба, кларнет
· Барабан, альт, тарелки
· Тромбон, фагот, валторна
(Слайд № 15)
v«Жанры симфонических произведений».
У. – На уроках мы поуже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вас едва те жанры, которые может статься исполнять симфонический оркестр:
· Концерт;
· Вокализ;
· Песня;
· Симфония;
· Соната;
· Пьеса;
· Сюита;
· Кантата;
· Романс;
· Музыка к опере;
· Былина;
· Музыка к балету;
· Симфоническая сказка;
· Увертюра бит-музыка к кинофильму.
8. Постановка домашнего задания.
(Слайд № 15)
Дети получают листы – раскраски.
У. — Дома вас нужно довольно найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.
9. Подведение итогов:
У. – Сегодня мы с вами узнали видимо-невидимо нового о симфоническом оркестре, выступили и в роли дирижёра, и в роли музыкантов. Эти знания нам пригодятся, воеже ещё уне понимать масаи музыки.
Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».
У. — Сегодня все детвора работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас довольно небольшая проверочная работа. Я хочу подарить вас в мнемозина о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое кружок музыкальных инструментов».
(Слайд № 16)
У. — И в конец урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»
Файлы: партитура.doc
Размер файла: 1172480 байт.