Автор конспекта:
Автор(ы): — Ефремова Наталья Анатольевна

Место работы, должность: — учитель истории и обществознания

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

  • закрепление знаний учащихся по изученным темам: поэмы Гомера “Илиада» и "Одиссея» и мифы Древней Греции в игровой форме;
  • формирование у учащихся навыков работы с настенной картой, умений пересказа по увиденному изображению на слайде, умений выразительного чтения, умений выделять главное и сопоставлять действующих лиц поэм и мифов, развитие творческих способностей;
  • воспитание чувства коллективизма и любовь к мировой античной литературе.

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемое оборудование: —

  • Портрет Гомера.
  • Мультимедийная презентация к поэмам.
  • Контурная карта Древней Греции.
  • Иллюстрации греческих мифовю
  • Настенная карта “Древняя Греция до середины V века до н.э.”
  • Иллюстрация поэм Гомера.
  • Игра проводится в сопровождении музыкального фрагмента “Сиртаки” и другой греческой музыки.
  • Краткое описание: — Условия игры: Класс делится на 4 команды. Команды выбирают названия по теме игры и капитана-военного вождя. Распределение команд по станциям. Оформляется таблица достижений команд на доске. Греческие боги ведут конкурсы, оценивают и делают записи набранных баллов командами. Подведение итогов и награждение победителей игры.

    Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

    Вступительное слово учителя

    Вы уже знакомы с поэмами Гомера “Илиада” и “Одиссея” и мифами Древней Греции. Знаете, что Гомер жил в VIII веке до н.э. и, что его поэмы были записаны только в VI веке до н.э., а до тех пор содержание поэм передавалось из уст в уста, от поколения к поколению. Сейчас эти произведения вошли в коллекцию сокровищницы мировой античной литературы.

    Сегодня мы увидим настоящее сражение между греками и троянцами более чем через 3200 лет после окончания Троянской войны. Основное оружие у них – знания. Боги Греции будут судить игру знатаков истории Древней Греции. Победителями будет признана та команда, которая наберет наибольшее количество баллов на станциях сражений. Начинаем нашу игру «Путешествие в страну Гомера».

    1.Станция “Путешествие по стране Гомера”.

    Участвуют по одному воину от команды. Игрокам надо правильно заполнить контурную карту и определить географическое местоположение на карте Древней Греции. Судит богиня Гера. ( За каждый правильный ответ -1 балл ).

  • покажите на карте г. Спарту, откуда Парис похитил Елену Прекрасную;

  • покажите на карте г.Микены, где царем был Агамемнон

  • покажите на карте о.Итаку, где царем был Одиссей;

  • покажите на карте г.Трою, который был разрушен греками;

  • покажите на карте путь, которым должен был вернуться Одиссей на о. Итаку;

  • покажите на карте о. Крит, которым правил царь Минос

  • покажите на карте о.Феру, на котором произошло землетрясение и извержение вулкана

  • покажите на карте г.Афины, откуда прибыл Тесей на о. Крит

  • покажите на карте Среднюю Грецию

  • покажите на карте .Южную Грецию

  • покажите на карте Северную Грецию

  • покажите полуостров Малую Азию

  • 2.Станция “ Кроссвордов”.

    Участвуют по одному воину от команды. Игроки разгадывают кроссворд. Судит бог Зевс. ( За каждый правильный ответ – 1 балл ).

    3. Станция “Божественный Олимп”.

    Участвуют по два воина от команды.

    Судит бог Гермес. ( За каждый правильный ответ – 1 балл ).

    • Назвать сюжет поэмы по картине. Слайды презентации.

    • Узнать богов Древней Греции. Слайды презентации.

    4. Станция “Герои Гомера”. Участвуют по два воина от команды. Судит богиня Гера. ( Победитель получает 5 баллов ).

    • Надо написать наибольшее количество действующих лиц из поэмы “Илиада”

    • Надо написать наибольшее количество действующих лиц из поэм “Одиссея

    5. Станция «Боги спрашивают».

    Участвуют по одному воину от команды-войска. Игрокам надо угадать героя древнегреческого мифа. Читает отрывки из мифов и судит бог Гермес.

    ( За правильный ответ – 1 балл).

    1. О каком боге рассказывает греческий миф?

    Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли … Он властвует над морями, и волны моря послушны малейшему движению его руки,вооруженной грозным трезубцем. Там,в глубине моря, живет с бог… и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую он похитил у ее отца. Бог… увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечахнебесный свод. Долго не мог бог .. найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу бог … поместил дельфина вчисло небесных созвездий. Похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней бог…. (Посейдон).

    2. О каком боге рассказывает греческий миф?

    Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, бог …Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. В его царстве протекает мрачная леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты. По мрачным полям царства бога …, заросшим бледными цветами асфодела, носятся легкие тени умерших. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве бога….(Аид).

    3. О каком боге рассказывает греческий миф? Бог света и покровителем искусства,поэзии и музыки, златокудрый бог …, родился на острове Делос. Мать его Латона, преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему светуи наконец укрылась на Делосе. Лишь только вступила Латона на Делос. Уныло подымались скалы Делоса без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света …, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Вся природа вокруг ликовала после рождения бога…(Аполллон). 4. О каком боге рассказывает греческий миф? Зевс-громовержец узнал, что у богини разума Метис, будет двое детей: дочь богиня. и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, он, усыпив богиню Метис, проглотил ее. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня …. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами с копьем. Богиня… покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности….(Афина).

    6. Станция “Торжество на Олимпе”.

    В конкурсе участвуют военные вожди команд. Игрок должен с актерским мастерством прочитать незнакомый отрывок из поэм Гомера. Судит бог Зевс. ( За правильный ответ- 1 балл ).

    1. Гектор еще возбуждал, восклицающий звучно к троянам: "Храбрые Трои сыны и союзники славные наши! Будьте мужами, о други, воспомните бурную силу. Я ненадолго от вас отлучуся в священную Трою Старцам советным поведать и нашим супругам, да купно Молят небесных богов, обетуя стотельчие жертвы". Так говоря им, шествовал шлемом сверкающий Гектор; Билася сзади его, по стопам и по вые, концами Черная кожа, которая щит окружала огромный.

    2.

    Так над божественным Гектором в гневе своем он ругался.
    Жалость объяла бессмертных, на оное с неба взиравших;
    Тело похитить зоркого Гермеса все убеждали;
    Всем то казалось угодным; но только не Гере богине,
    Ни Посейдону царю, ни блистательноокой Афине;
    Им, как и прежде, была ненавистною Троя святая,
    Старец Приам и народ, за вину Приамида Париса:
    Он богинь оскорбил, приходивших в дом его сельский;
    Честь он воздал одарившей его сладострастием вредным.

    3. Страшно рычащая Сцилла в пещере скалы обитает. Как у щенка молодого, звучит ее голос. Сама же - Злобное чудище. Нет никого, кто б, ее увидавши, Радость почувствовал в сердце, — хоть если бы бог с ней столкнулся Ног двенадцать у Сциллы, и все они тонки и жидки. Длинных шесть извивается шей на плечах, а на шеях По голове ужасающей, в пасти у каждой в три ряда Полные черною смертью обильные, частые зубы. В логове полом она сидит половиною тела, Шесть же голов выдаются наружу над страшною бездной… 4. Там и другую скалу, Одиссей, ты увидишь, пониже, Близко от той. Отстоит от нее лишь на выстрел из лука. Дико растет на скале той смоковница с пышной листвою. Прямо под ней от Харибды божественной черные воды Страшно бушуют. Три раза она их на дню поглощает И извергает три раза. Смотри же: когда поглощает - Не приближайся! Тебя тут не спас бы и сам Земледержец! К Сциллиной ближе держися скале и как можно скорее Мимо корабль быстроходный гони. Несравненно ведь лучше…

    7.Станция «Встреча героев».

    Участвуют по одному воину от команды-войска. Игрокам надо соотнести героев поэмы «Одиссея» и их поступки. Судит богиня Гера.

    ( За правильный ответ – 1 балл).

    1.Одиссей
    2.Пенелопа
    3.Телемак
    4.Посейдон
    5.Полифем
    6.Сцилла
    7.Харибда
    8.Навсикая
    9.Алкиной
    10.Сирена
    11.Лаэрт

    А) бог моря, всячески мешал Одиссею и его спутникам вернуться домой;
    Б) Страшные чудовища в узком проливе, которые чуть не погубили Одиссея;
    В) царь мореходов-феаков;
    Г) его дочь. Нашла Одиссея на берегу;
    Д) великан-циклоп, которого Одиссей лишил единственного глаза;
    Е) жена Одиссея;
    И) царь Итаки, 20 лет не был дома;
    Ж) полуженщина-полуптица – людоедка, обладала сладкоголосым пением;
    К) сын Одиссея;
    Л) отец Одиссея.

    8. Станция “Битва воинов .

    Участвуют все воины команды. Проводят конкурс и судят боги Зевс,Гермес и богиня Гера. ( За каждый правильный ответ 1 балл ).

    Бог Гермес

  • Почему богиня Афина выступила в Троянской войне на стороне греков?

  • Кого в поэме «Илиада» Гомер называет хитроумным?

  • Красавица, из-за которой началась Троянская война?

  • Троянский царевич, виновник войны греков против троянцев?

  • Какой богиня досталось золотое яблоко раздора?

  • Царь Микен, муж Елены Прекрасной?

  • Храбрейший из греков при осаде Трои, сын морской богини Фетиды?

  • Последний царь Трои?

  • Царевич, вождь троянцев?

  • Греческий воин, друг Ахиллеса, убитый в бою Гектором?

  • Богиня Гера

  • Жена Гектора?

  • Царь острова Итака?

  • Одноглазый великан, сын бога Посейдона?

  • Злые чародейки, полуптицы-полуженщины.

  • Морское чудовище- змея с шестью головами?

  • Жена Одиссея?

  • Сын Одиссея?

  • Бог кузнец?

  • Бог виноделия?

  • Богиня плодородия?

  • Бог Зевс

  • Чем заканчивается поэма "Илиада»? (сцена похорон Гектора)

  • Чем заканчивается поэма «Одиссея»? (встречей Одиссея с Пенелопой)

  • Какие сказания не вошли в поэму "Илиада»? (сказания об окончании войны)

  • Благодаря действиям какого мифического героя была разрушена Троя? (Одиссей)

  • В чём особенности сюжетного повествования поэмы «Илиады»? (здесь действуют исторические лица и мифические герои)

  • Какими фразеологизмами обогатился русский язык, благодаря гомеровскому произведению? (яблоко раздора, ахиллесова пята, троянский конь)

  • Какой царь приютил Одиссея после кораблекрушения?

  • Сколько лет Одиссей возвращался из Трои на остров Итаку?

  • Какой немецкий археолог в конце XIX века раскопал Трою? (Генрих Шлиман)

  • Был ли Гомер слепым?

  • Подведение итогов игры.

    Боги подсчитывают сумму баллов греков и троянцев. Объявляют итог. Проводят награждение участников и выставление оценок самым активным

    Рефлексия. Закончите предложение.

    Своей работой на уроке я: • доволен , потому что ….. или не доволен, потому что…

    Файлы: sirtaki_sirtaki(3).mp3
    Размер файла: 10192967 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология