Автор конспекта:
Автор(ы): — Харитонова А.В., Николаева О.М.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №43 г.Чебоксары учитель математики , учитель географии

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Математика

Цель урока: — Цели урока : географические : 1.повторение географического понятия « Масштаб», показать виды деятельности с масштабом. 2.привить практические навыки измерения расстояний по различным картам. 3научить.сравнивать масштабы. математические: 1.изучить масштаб в математическом смысле и показать математические расчеты. 2.уметь по данному масштабу определять расстояние на местности. 3.понимать, что такое масштаб.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

карта Чувашии; географический атлас 6 класса, циркули, линейки; учебники географии и математики.

Используемое оборудование: —

: компьютер; разномасштабные карты: Чувашии, России, Африки, Мира.

Используемые ЦОР: —

Топографические карты, семка из космоса. Слайды.

Краткое описание: — Сегодня урок будет проведен совместно с учителем географии Николаевой О.М. и мы с вами увидим насколько тесно данная тема переплетена в двух предметах.

Тема: Масштаб в географии и математике.

Цели урока : географические :

1.повторение географического понятия « Масштаб», показать виды деятельности с масштабом.

2.привить практические навыки измерения расстояний по различным картам.

3научить.сравнивать масштабы.

математические:

1.изучить масштаб в математическом смысле и показать математические расчеты.

2.уметь по данному масштабу определять расстояние на местности.

3.понимать, что такое масштаб.

Оборудование: компьютер; разномасштабные карты: Чувашии, России, Африки, Мира. Дидактический раздаточный материал: карта Чувашии; географический атлас 6 класса, циркули, линейки; учебники географии и математики.

Математик: Тема нашего урока « Путешествие в страну Масштабия»

(Слайд №1)

Сегодня урок будет проведен совместно с учителем географии Николаевой О.М. и мы с вами увидим насколько тесно данная тема переплетена в двух предметах.

Географ: Ребята давайте вспомним, что такое масштаб в географии?

- Это дробь, в которой в числителе 1, а в знаменателе число, показывающее во сколько раз расстояние на карте меньше соответствующего расстояния на местности.

( Рассказ о происхождении слова Масштаб. Масштаб(нем.Маb-мера, Stаb-палка)-отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

Слайды 2,3,4.

_ Прочитайте масштабы ( записи на доске)

_ Какие виды масштабов вы изучили?

( Вместе с детьми заполняется схема- таблица)

_ Как используют каждый вид масштаба?

Виды мастшабов

Численный Именованный Линейный

1. Численный показывает величину уменьшения расстояния местности и используется для краткой записи. Он показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте или плане

2. Именованный М удобен для вычисления расстояний на карте. Он показывает,какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте.Используется для определения величины М.

3. Линейным М измеряют ломанные, извилистые линии; например длину реки, автомобильные и железные дороги. Для измерения расстояния при помощи циркуля.

Математик: Итак масштаб используют в чертежах ,планах, аэрофотоснимках, картах. Мы с вами прошли темы: Прямая и обратная пропорциональность величин, давайте вспомним определение, Какие величины называются прямопропорциональными?

Найдите определение М в учебнике математики. (Параграф 23 стр. 133 учебника)

М- ЭТО ОТНОШЕНИЕ ДЛИНЫ ОТРЕЗКА НА КАРТЕ К ДЛИНЕ ОТРЕЗКА НА МЕСТНОСТИ, значит

(слайд 5)

Переход от одной единицы измерения к другой.

( слайд 6)

Решение задач №821.

М=1: 1000000

( численный масштаб)

_ какая величина неизвестна?

_как ее обозначим в пропорции?

Х=8,5*1000000

Х=8500000см=85(км.)

Ответ:85 км.

№822.

М=1:10000000

(км.)=6,5(см.)

.Ответ: 6,5 см.

Географ : Ребята, а теперь рассмотрим переход от численного масштаба к именованному.Для этого вспомним,что в 1 км. содержится 100000 см..Поэтому при переходе от численного масштаба в именованный нужно знаменатель разделить на 100000. Примеры:

1:1000000 1см—10км

1:100000 1см—1км

Математик:

Физкультминутка: Тест (правильный вариант ответа – хлопаем; неправильный топаем)

(слайд 7; 8; 9;10)

Географ и математик вместе: Практическая работа.

- Недавно мы съездили в Шоршелы в музей космонавтики.

- Измерьте с помощью циркуля длину дороги в см от Чебоксар до Шоршел.Расстояние равно 10,8 см.

- Каков М карты ? 1:250000

_ Узнаем путь, который мы проделали. Как?

_Решим задачу 2 способами.

Математически:

Х=250000*10,8=27 км.

Географически: 1км—2,5 км

2,5*10,8=27км. Ответ 27км.Вывод: Ответы совпадают,значит вычисления сделаны правильно.

Практическая работа №2.

—Давайте вычислим протяженность Африки с севера на юг по меридиану 20*в.д. с помощью линейки.

—Работа с атласами, откройте карту полушарий , измерьте это расстояние линейкой.

—Получили 7,4см

М 1:90000000 . переведём численный масштаб в именованный.

В1см—900км

900*7,4=6660км

Ответ: 6660 км .

Закрепление изученного материала:

Вопросы классу

1.Что такое масштаб в географии и математике?

2. Виды масштаба?

3. переход от численного масштаба к именованному и наоборот

(слайды 11;12)

Объявляются оценки за урок. Задается домашнее задание.

Повторить П.20-23 № 841;844;845;864(1);873(в, г).

Сделать план своей квартиры в масштабе,масштаб выбрать произвольно.(география)

.

Файлы: Путешествие в страну «МАСШТАБИЯ».ppt
Размер файла: 2481664 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология