Автор конспекта:
Автор(ы): — Харитонова А.В., Николаева О.М.
Место работы, должность: — МОУ СОШ №43 г.Чебоксары учитель математики , учитель географии
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Математика
Цель урока: — Цели урока : географические : 1.повторение географического понятия « Масштаб», показать виды деятельности с масштабом. 2.привить практические навыки измерения расстояний по различным картам. 3научить.сравнивать масштабы. математические: 1.изучить масштаб в математическом смысле и показать математические расчеты. 2.уметь по данному масштабу определять расстояние на местности. 3.понимать, что такое масштаб.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 28
Используемые учебники и учебные пособия: —
карта Чувашии; географический атлас 6 класса, циркули, линейки; учебники географии и математики.
Используемое оборудование: —
: компьютер; разномасштабные карты: Чувашии, России, Африки, Мира.
Используемые ЦОР: —
Топографические карты, семка из космоса. Слайды.
Краткое описание: — Сегодня урок будет проведен совместно с учителем географии Николаевой О.М. и мы с вами увидим насколько тесно данная тема переплетена в двух предметах.
Тема: Масштаб в географии и математике.
Цели урока : географические :
1.повторение географического понятия « Масштаб», показать виды деятельности с масштабом.
2.привить практические навыки измерения расстояний по различным картам.
3научить.сравнивать масштабы.
математические:
1.изучить масштаб в математическом смысле и показать математические расчеты.
2.уметь по данному масштабу определять расстояние на местности.
3.понимать, что такое масштаб.
Оборудование: компьютер; разномасштабные карты: Чувашии, России, Африки, Мира. Дидактический раздаточный материал: карта Чувашии; географический атлас 6 класса, циркули, линейки; учебники географии и математики.
Математик: Тема нашего урока « Путешествие в страну Масштабия»
(Слайд №1)
Сегодня урок будет проведен совместно с учителем географии Николаевой О.М. и мы с вами увидим насколько тесно данная тема переплетена в двух предметах.
Географ: Ребята давайте вспомним, что такое масштаб в географии?
- Это дробь, в которой в числителе 1, а в знаменателе число, показывающее во сколько раз расстояние на карте меньше соответствующего расстояния на местности.
( Рассказ о происхождении слова Масштаб. Масштаб(нем.Маb-мера, Stаb-палка)-отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.
Слайды 2,3,4.
_ Прочитайте масштабы ( записи на доске)
_ Какие виды масштабов вы изучили?
( Вместе с детьми заполняется схема- таблица)
_ Как используют каждый вид масштаба?
Виды мастшабов
Численный Именованный Линейный
1. Численный показывает величину уменьшения расстояния местности и используется для краткой записи. Он показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте или плане
2. Именованный М удобен для вычисления расстояний на карте. Он показывает,какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте.Используется для определения величины М.
3. Линейным М измеряют ломанные, извилистые линии; например длину реки, автомобильные и железные дороги. Для измерения расстояния при помощи циркуля.
Математик: Итак масштаб используют в чертежах ,планах, аэрофотоснимках, картах. Мы с вами прошли темы: Прямая и обратная пропорциональность величин, давайте вспомним определение, Какие величины называются прямопропорциональными?
Найдите определение М в учебнике математики. (Параграф 23 стр. 133 учебника)
М- ЭТО ОТНОШЕНИЕ ДЛИНЫ ОТРЕЗКА НА КАРТЕ К ДЛИНЕ ОТРЕЗКА НА МЕСТНОСТИ, значит
(слайд 5)
Переход от одной единицы измерения к другой.
( слайд 6)
Решение задач №821.
М=1: 1000000
( численный масштаб)
_ какая величина неизвестна?
_как ее обозначим в пропорции?
Х=8,5*1000000
Х=8500000см=85(км.)
Ответ:85 км.
№822.
М=1:10000000
(км.)=6,5(см.)
.Ответ: 6,5 см.
Географ : Ребята, а теперь рассмотрим переход от численного масштаба к именованному.Для этого вспомним,что в 1 км. содержится 100000 см..Поэтому при переходе от численного масштаба в именованный нужно знаменатель разделить на 100000. Примеры:
1:1000000 1см—10км
1:100000 1см—1км
Математик:
Физкультминутка: Тест (правильный вариант ответа – хлопаем; неправильный топаем)
(слайд 7; 8; 9;10)
Географ и математик вместе: Практическая работа.
- Недавно мы съездили в Шоршелы в музей космонавтики.
- Измерьте с помощью циркуля длину дороги в см от Чебоксар до Шоршел.Расстояние равно 10,8 см.
- Каков М карты ? 1:250000
_ Узнаем путь, который мы проделали. Как?
_Решим задачу 2 способами.
Математически:
Х=250000*10,8=27 км.
Географически: 1км—2,5 км
2,5*10,8=27км. Ответ 27км.Вывод: Ответы совпадают,значит вычисления сделаны правильно.
Практическая работа №2.
—Давайте вычислим протяженность Африки с севера на юг по меридиану 20*в.д. с помощью линейки.
—Работа с атласами, откройте карту полушарий , измерьте это расстояние линейкой.
—Получили 7,4см
М 1:90000000 . переведём численный масштаб в именованный.
В1см—900км
900*7,4=6660км
Ответ: 6660 км .
Закрепление изученного материала:
Вопросы классу
1.Что такое масштаб в географии и математике?
2. Виды масштаба?
3. переход от численного масштаба к именованному и наоборот
(слайды 11;12)
Объявляются оценки за урок. Задается домашнее задание.
Повторить П.20-23 № 841;844;845;864(1);873(в, г).
Сделать план своей квартиры в масштабе,масштаб выбрать произвольно.(география)
.
Файлы: Путешествие в страну «МАСШТАБИЯ».ppt
Размер файла: 2481664 байт.