Автор конспекта:
Автор(ы): — Прохорова Ирина Александровна

Место работы, должность: — Владимирская область МОУ «Рождественская СОШ» Собинского района учитель биологии и химии

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: — Формировать читательскую компетентность учащихся на основе работы с текстом химического содержания об особенностях, многообразии, значении неорганических и органических кислот в жизни человека..

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — идея целостности и единства природы на примере кислот, урок-путешествие, парная или индивидуальная форма работы, повторение основных положений ТХС А.М. Бутлерова, работа с текстом "Кислоты", ответы на вопросы по содержанию текста, проведение простейшего лабораторного опыта, проверка ответов по эталону, составление опорной схемы по содержанию текста

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Собинского района

Пути познания природы, или …

единство или противоположность?

Кислоты многоликие, важные и очень опасные.

Химия

9 класс

08. 04. 2010 год

Прохорова Ирина Александровна

Учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

Тип учебного занятия (по М.И. Махмутову):

урок систематизации и обобщения ЗУ учащихся

с использованием интерактивных методов учебно-

познавательной деятельности (путешествие, мозговой

штурм, «сжатие текста», оценка работы по эталону ответа).

Вид используемой технологии:

интерактивные методы обучения и элементы

модульной технологии, ИКТ;

метод проблемного обучения

(проверка гипотезы при решении экспериментальной задачи).

Методическая разработка учебного занятия по химии в 9-ом классе.

Пути познания природы, или … единство или противоположность?

Кислоты многоликие, важные и очень опасные.

(план-конспект урока-путешествия)

Цель: Формировать читательскую компетентность учащихся на основе работы с текстом химического содержания об особенностях, многообразии, значении неорганических и органических кислот в жизни человека..

Задачи:

- способствовать систематизации понятийного аппарата: неорганические и органические вещества, кислоты – класс неорганических и органических веществ, индикаторы, качественные реакции на растворы кислот и щелочей, валентность атомов, изомеры, теория химического строения, применение кислот в жизни человека на уровнях:

«5» - обосновать, доказать; «4» — характеризовать, применить; «3» - узнать;

- способствовать развитию общеучебных умений:

а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, сравнивать и классифицировать соединения, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы);

б) учебно-информационных (работать с текстом заданий на бумажных и электронных носителях; «сжимать текст в виде опорного конспекта»);

в) учебно–организационных (организовывать рабочее место для безопасного проведения эксперимента, осуществлять самоконтроль с использованием эталонов ответов, оформлять бланки ответов, рационально распределять время для выполнения заданий, критически оценивать формы познавательной деятельности и долю собственного участия в ней для эффективного дальнейшего выбора способов познания природы);

г) учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника);

- применить знания качественных реакций для распознавания неорганических и органических соединений;

- способствовать превращению химических знаний и умений по правилам техники без-опасности при проведении химического эксперимента, по оказанию пмп при химических ожогах в личностно значимые для ученика знания по здоровьесбережению.

Тип учебного занятия: систематизация и обобщение ЗУ учащихся с использованием интерактивных методов учебно-познавательной деятельности (путешествие, «сжатие текста», мозговой штурм, оценка работы по эталону ответа).

Форма проведения: урок-путешествие с включением парной (групповой) формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с учётом уровня их обученности.

Использование инновационных технологий: метод проблемного обучения (проверка гипотезы при решении экспериментальной задачи);

интерактивные методы обучения и элементы ИКТ.

УМК: Габриелян О.С.

Оборудование: - маршрутные листы путешествия для трёх групп учащихся (Приложение №1), листы ответов для трёх групп учащихся (Приложение №2) , текст химического содержания (Приложение №3) , конспект урока для учителя (Приложение №4) ; плакат по ТБ «5 нельзя»; печатный вариант опорного конспекта (Приложение №5) ,

- наборы оборудования (штативы с пробирками) и реактивов (КOH, СН3СООН, лакмус, метилоранж, фенолфталеин) для проведения эксперимента:

Для 2-ой группы ** - КOH, СН3СООН, фенолфталеин;

Для 3-ей группы * - СН3СООН, лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

- ТСО: мультимедийный проектор, электронная презентация урока (Приложение №6) .

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

«…Наш мир – не случайность, не хаос, -

Есть система во всём…».

А. Стекольников

1׳

Позвольте предложить тему для разговора: «Пути познания природы, или … единство или противоположность?»

Нет в мире человека, который бы не хотел что-то познать. Вот и сегодня вы познаёте меня, а я познаю вас.

А каковы методы научного познания?

Слайд 1.

Вопрос к ученикам

1׳

Час пришёл, настало время.

Час пришёл открыть вам тайну:

Что в стране далёкой-близкой

Глубоко´- глубо´ко в недрах

Клад зарыт, а где не знаю.

Лишь тому богатство будет,

Кто стремленье проявляет,

У кого терпенья хватит,

Чтобы знанья применить,

Кто с людьми умеет ладить,

Будет щедро награждён.

Слайд 3.

Но прежде давайте расставим точки. Известно, что:

«Две вещи ценятся только тогда, когда их не имеешь: молодость и .?. (здоровье

Молодость у вас есть, а вот здоровьем разбрасываться не советую.

И ещё одно правило: «Думай, а потом говори».

Слайд 4.

Вопрос к ученикам

5׳

На поиски клада отправляются 3 группы. Каждой необходимо пройти фейс-контроль.

(На каждую пару группы выдан лист «фейс-контроль». 30 сек обдумывание. Затем представители от каждого ряда отвечают на вопрос)

3 гр. ВЫВОДЫ:

1. органические вещества обязательно содержат атомы углерода,

2. наличие одних и тех же ХЭ говорит о единстве природы.

2 гр. ВЫВОДЫ:

1. в молекулах веществ атомы соединяются по валентности;

2. Кекуле определил, что в органических соединениях углерод четырёхвалентен.

1 гр. ВЫВОДЫ:

1. существуют изомеры – вещества с одинаковым составом, но разным строением и свойствами;

2. Бутлеров А.М. установил, что состав и строение определяют свойства веществ.

Слайды

5, 6, 7

Вопрос к ученикам

Слайд 5

Слайды 6,

8

Слайды 7,

8

1׳

А что же будет объектом нашего познания вы узнаете из информации к размышлению.

Слайд 9

Вопрос к ученикам

2׳

Объект познания – кислоты. Попробуем подтвердить мнение А.М. Бутлерова о том, что состав вещества определяет его свойства.

Итак, кислоты многоликие, важные и очень опасные.

Расшифруйте смысл каждого слова в формулировке темы познания. Мы расширим и обоснуем представления о кислотах.

Слайд 1

Вопрос к ученикам

Слайд 2

Счастливого пути и удачи в поисках клада.

Слайд 10

8׳

Стоянка 1. «Классификационно-значимая»

Ученики каждой группы читают текст и выполняют задания №1.1 – 1.5 на именных бланках

!!! Из заданий № 1.2-1.4 ученики выполняют только два задания по своему выбору !!!

(№1.2- продолжи,

№1.3 – уравнения диссоциации для кислот.

№1.4 – составь схему или на соответствие

№1.5 – проверь ответ по эталону и посчитай баллы)

2׳

Проверка выполнения по эталону ответа.

1׳

Физкультпауза «Отдохните глаза» или «Похвали себя сам»

3

- Демонстрация объединённой схемы в одну и беседа по вопросам. Слайд 11

- Что сходного в составе молекул всех кислот?

(Н+. Этот Н+ молекулы кислот отдают в химических реакциях)

- Докажите, что кислоты многоликие.

- Как отличить органические кислоты от неорганических по составу?

- Докажите, что кислоты важные и нужные.

(в т.ч. нужны при оказании пмп при щелочном ожоге)

ВЫВОД: неорганические и органические кислоты демонстрируют единство состава, а значит, подтверждают единство происхождения органического мира и природы в целом.

Составление 1-ой части опорной схемы «Кислоты» на доске

(печатная версия слайда 11)

Беседа

Вопрос к ученикам

Слайд 11

Гр.1 и 2

Гр.1

Гр.3

ЛИСТ со схемой

Много- к-т

Полустанок «Безопасный -ПТБ»

· Все находимся мы где?

В окружающей среде.

Здесь и щёлочи, кислоты, в общем, лишь одни заботы:

Как себя спасти, сберечь от таких опасных встреч?

Знаю правил ровно пять, и нельзя их забывать!

Пять «нельзя», пять «осторожно».

А напомнить их мне можно?

Быстро вспомните, друзья, эти строгие «нельзя».

· Ученики называют пять «нельзя» ТБ, пользуясь плакатом.

Лист-плакат

«5 нельзя»

6

Стоянка 2. «Наблюдательно — Индикаторная».

Ученики каждой группы читают текст и выполняют задания №2.1 – 2.2 на именных бланках

!!! Из заданий № 2.1- 2.2 ученики выполняют только одно задание по своему выбору !!!

(№2.1- составить уравнения реакций по устранению химических ожогов по тексту или узнать в стихотворениях индикаторы,

№2.2 – проблемный вопрос по оказании пмп при отравлении кислотой или провести опыт

2

Проверь ответ по эталону, посчитай баллы и оцени себя

3

Итоговая беседа по слайду 15.

- Лаборант по рассеянности не подписал пробирки с растворами. Как узнать пробирку с раствором соляной или уксусной кислоты? Идея единства!

- Как помочь рассеянному лаборанту при кислотном ожоге? Почему именно так?

- Кислоты — наши помощники при устранении щелочного ожога. Объясните.

Слайд 15

Вопрос к ученикам

Гр. 3

Гр. 1

Гр. 2

1

ВЫВОД: неорганические и органические кислоты демонстрируют единство химических свойств, а значит, подтверждают единство происхождения органического мира и природы в целом.

Кислоты и щёлочи – две противоположности. При взаимодействии дают нейтральный эффект.

Составление 2-ой части опорной схемы «Кислоты» на доске

(печатная версия слайда 14)

Какие методы познания вы сегодня применяли для выяснения единства природы?

ВЫВОД учителя:

Каждый нашёл свой клад.

Клад – это радость от совместной работы,

это новые знания и умения, полученные на уроке.

Наш клад – это знания, которые выстроили вместе.

Слайд 15

ЛИСТ со схемой

Св-ва к-т

1

Стоянка 3. «Домашняя креативная».

Д/З: синквейн для слов: Бутлеров, умение, я.

(печатный вариант алгоритма составления синквейна)

Проверьте изменение окраски чая, свекольного сока при добавлении кислоты. В роли чего выступили чай и сок в опыте

Беседа

2

Рефлексия

- Каковы положительные моменты такой формы работы?

- Что раздражало? Не нравилось? Мешало?

Вопрос- приглашение на следующий урок:

Д.И. Менделеев говорил: «Топить печь можно и ассигнациями».

В чём причина такой иронии великого учёного-химика?

Файлы: ТЕКСТ ДЛЯ УЧ-КОВ 9 кл.doc
Размер файла: 29696 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология