Автор конспекта:
Автор(ы): — Степина Елена Александровна

Место работы, должность: — ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2″

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Краткое описание: — Программа предназначена для учителей, работющих со слабослышащими детьми, с детьми с нарушением зрения, с детьми с задержкой психического развития

p { margin-bottom: 0.21cm; }

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Директор школы-интерната

Протокол№_____ ________Н.А.Дементьева

от «___»______2010 г. от «___»______2010 г.

Рабочая программа

учебного курса по граждановедению

основного общего образования

10-11 классов в

Специальной (коррекционной) общеобразовательной

школе-интернате I вида

Учитель истории и граждановедения

Степина Е.А.

Тамбов 2010

Пояснительная записка.

Программа основного общего образования по граждановедению составлена с опорой на фундаментальное яд­ро содержания общего образования (раздел «Обществознание и граждановедение») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

Данная рабочая программа составлена на основе программ:

10 класс — Я.В.Соколов, А.С.Прутченков. Граждановедение 10 класс. Программа курса. К учебнику Я.В.Соколов, А.С.Прутченков. Граждановедение 10 класс

11 класс — Кравченко А.И. Обществознание. 8, 9, 10. 11, классы. Программа курса. М.: Русское слово, 2008 к учебнику Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник. 9 класс г.

В программе основно­го общего образования по граждановедению сохранена традици­онная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

«Граждановедение» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каж­дого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируют­ся на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, поли­тология, культурология, правоведение, этика, социальная пси­хология), а также философии.

Цели и задачи изучения граждановедения состоят в том, чтобы средствами учебного предмета актив­но содействовать:

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового

са­мосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреп-­
ленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее со-
циализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
становлению социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка

- формированию у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по
содержанию для школьников подросткового­
возраста; освоению учащимися тех знаний об основных
сферах человеческой деятельности и о социальных институтах,
о формах регулирования общественных отношений, которые
необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения­
типичных социальных ролей человека и гражданина;

- освоению ими способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и правового государства;

- формированию у обучающихся опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной позиции в общественной ­ жизни;

Результаты изучения граждановедения

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по граждановелдению, являются:

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,­
любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку,
его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разно­образных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.

Метапредметные результаты изучения гражадановедения проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность

- способности анализировать реальные социальные ситуа­ции, выбирать адекватные способы деятельности и модели по­
ведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);

- умении выполнять познавательные и практические задания на:

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей­
    личности с учетом мнения других людей, в том числе для
    корректировки собственного поведения в окружающей среде;
    выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
    экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям совре-­
    менной жизни, формулирование своей точки зрения.

  • Предметными результатами освоения содержания программы по градановедению явля­ются в сфере:

    познавательной

    - относительно целостное представление об обществе и о
    человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах­
    и регуляторах деятельности людей;

    - знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
    обществознания наук

    - умения находить нужную социальную информацию в раз­личных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя ос­новные обществоведческие термины и понятия

    ценностно-мотивационной

    - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

    - приверженность гуманистическим и демократическим цен­ностям, патриотизму и гражданственности;

    трудовой

    - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудо­вую деятельность несовершеннолетних;

    - понимание значения трудовой деятельности для личности
    и для общества;

    эстетической

    - понимание специфики познания мира средствами искус­ства
    в соотнесении с другими способами познания;

    - понимание роли искусства в становлении личности и в
    жизни общества;

    коммуникативной

    - знание новых возможностей для коммуникации в совре­менном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

    Особенностями изучения граждановедения в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида является то, что граждановедение в школе для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития рассматривается как предмет, в котором заложено изучение только базовых понятий материала, направленных на формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с данными нарушениями к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

    В курсе граждановедения для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития целесообразно сосредоточиться на основных понятиях курса. Подкреплять изученный материал иллюстрациями из жизни, применять на уроках психологические тесты, связанные с изучаемыми темами для помощи обучающимся в познании самого себя..

    При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

    На уроках граждановедения в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида используются:

    - рассказ учителя

    - беседа

    - выборочное объяснительное чтение текста учебника

    - работа с психологическими тестами

    - составление и демонстрация с объяснением презентаций

    Виды и формы контроля:

    - фронтальный (опрос, тестирование)

    - групповой (кроссворды, викторины)

    -индивидуальный (работа с тематическими карточками, составление сообщений, докладов)

    Особое внимание уделяется умению обучающихся выражать свои мысли граждановедческими терминами, часто встречающимися в жизни, что способствует развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках граждановедения.

    С учетом психофизических особенностей обучающихся в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида были внесены изменения в учебные курсы по граждановедению:

    1. Для изучения граждановедения в 10 классе был взят учебник Я.В.Соколова, А.С.Прутченкова «Граждановедение», где материал представлен в разнообразных формах, начиная от классического изложения материала и заканчивая высказываниями философов и писателей, психологическими тестами, историческими экскурсами и т.д., что облегчает знакомство с материалом обучающихся на первом этапе изучения данного курса, а в 11 классе взят учебник А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» для 9 класса, где материал представлен более полно и акцент делается на раскрытие политических терминов.

    2. В связи со сложностью и большим объемом материала в 11 классе было удвоено количество часов на усвоение некоторых тем:

    11 класс – Закон и власть, Религия, Искусство

    Учебный план

    10 класс – Граждановедение (учебник 10 класса) – 35 часов

    11 класс – Граждановедение (учебник «Обществознание» 9 класса) – 35 часов

    Содержание курса.

    10 класс

    О человеке и гражданине — 4 часа

    Что такое личность. Человек культурный. Российское гражданство.

    Правоспособность и дееспособность гражданина

    Знать: признаки внешней и внутренней культуры, кто имеет право иметь российское гражданство

    Уметь: различать понятия «личность» и «Личность», давать определения «правоспособность», «дееспособность», знать их отличия

    О правах и свободах человека и гражданина – 5 часов

    Политические права и свободы. Экономические права и свободы.

    Культурные права

    Знать: политические, экономические и культурные права

    Уметь: различать данные понятия

    Гражданин и государство – 7 часов

    Конституция Российской Федерации. Российское федеративное государство. Разделение властей. Президент России и его полномочия. Федеральное Собрание и Правительство.Высшие судебные органы.

    Знать: что такое «конституция», ее структуру; знать определение «суверенитет», три ветви власти, определение «демократическая власть», функции Федерального Собрания и Правительства, высшие судебные органы и их функции, основные понятия и особенности государственного устройства России

    Уметь: называть структуру российского государства, Перечислять полномочия президента

    Современная семья — 4 часа

    Заключение брака. Имущественные права и брачный договор. Расторжение брака

    Знать: условия и процедуру заключения брака, что такое «брачный договор» и порядок его заключения, порядок расторжения брака

    Уметь: различать и формулировать основные функции мужчины и женщины

    Гражданин и собственность – 8 часов

    Что такое гражданское право. Право собственности. Защита прав потребителя. Банковский вклад

    Знать: определение «гражданское право», когда возникает право собственности, чем подкрепляется, порядок совершения процедуры купли-продажи, основные документы, права потребителя, процедуру защиты прав потребителя, что такое «банковский вклад»

    Преступления и наказания – 7 часов

    Уголовная ответственность. Преступления в сфере экономики. Преступления против личности.

    Знать: определение «уголовная ответственность» и моменты ее наступления, что относится с экономическим преступлением, меры их пресечения, что относится к преступлениям против личности; когда наступает ответственность за данные преступления, процедуру судебного разбирательства

    11 класс

    Политическая сфера – 11 часов

    Власть. Государство. Формы правления. Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство. Перепись населения. Что это такое и для чего проводится. Голосование, выборы, референдум

    Знать: определение «власть», источники власти, определение «государство», три ветви государственной власти, структуру государственного устройства, определения и отличительные черты политических режимов, историю возникновения переписи населения, для форма проведения, различия между голосованием, выборами, референдумом;, структуру построения политических партий и их названия

    Уметь: называть формы правления, называть отличительные черты гражданского общества и правового государства, уметь находить различия на примерах между голосованием, выборами и референдумом

    Человек и его права – 10 часов

    Право. Конституция. Право и имущественные отношения. Труд и право. Право, семья, ребенок. Причины преступлений. Преступления против личности, собственности. Преступления и наказания

    Знать: что такое право, основные положения Конституции, имущественные права гражданина, права потребителя и способы их защиты, основные положения трудового кодекса, определение «преступление», какие бывают виды преступлений

    Уметь: называть отличительные черты закона и власти, называть основные права ребенка и способы их защиты

    Духовная сфера – 14 часов

    Культурные нормы. Формы культуры. Религия. Искусство. Образование. Наука

    Знать: определение «культура», формы культуры, определение «религия», называть основные религии мира и их различия, формы образования, способы его получения

    Уметь: называть отличия внешней и внутренней культуры, культурные нормы общества, перечислять основные направления искусства с примерами, называть основные направления развития науки с примерами

    Учебно-методический комплект для обучающегося:

  • УчебникЯ.В.Соколов, А.С.Прутченков «Граждановедение» 10 класс

  • Учебник — А.И.Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» 9 класс

  • Файлы: термины.doc
    Размер файла: 30720 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология