Автор конспекта:
Автор(ы): — Звягинцева Оксана Александровна

Место работы, должность: —

МАОУ Апрелевская СОШ № 1, учитель начальных классов

Регион: — Московская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Л. А. Ефросининой 4 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературному чтениюсоставлена:

-авторской программы программы для 4 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2014г.(УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования;
  • с рекомендациями Примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.);
  • в соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения — 102 часа в год (3 часа в неделю х 34 рабочих недели).

УМК включает в себя:

1.Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 4 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2014.
2.Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014.
3.Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2014.
4.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-

корреспондент РАО проф. Н.Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
5.Беседы с учителем 4 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.
6.Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса литературного чтения помочь ребёнку стать чита­телем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя пред­полагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональ­ное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представ­лять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах.

Задачи курса «Литературное чтение»:

•обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произ­ведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
•научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и вы­ражать свою точку зрения (позицию читателя);
•систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, вырази­тельно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
•включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в про­цессе чтения, учить работать в парах и группах;
•формировать литературоведческие представления, необходимые для по­нимания литературы как искусства слова;
•расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное простран­ство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготов­ки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универ­сальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концепту­альных положений:
•изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирова­ние его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
•в результате обучения формируется читательская деятельность школьни­ков, компоненты учебной деятельности, а также универсаль­ные учебные действия;
•дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «пе­реплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чте­нию. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно реша­ются все задачи литературного образования младших школьников: форми­руются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетиче­ского и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удо­вольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
•сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и чи­тательскими умениями;
•работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произве­дением как искусством слова, с учётом специфики его струк­туры и жанровых особенностей;
•одновременная работа над языком произведения и речью детей;
•сочетание работы над художественным произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения;
•различение художественных и научно-популярных произведений;
•формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полно­ценное восприятие произведения;
•освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятель­ностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обога­щением духовного мира ученика.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения — 102 часа в год (3 часа в неделю х 34 рабочих недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изуче­ния является художественная литература, которая благодаря своей нрав­ственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ граждан­ской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.). Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллек­туального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным лите­ратурным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых лич­ностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе. В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школь­ника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоя­тельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочте­ния. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров. Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование.

Планируемые результаты учебного курса.
К концу обучения вчетвёртомклассе:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
•осознавать значение чтения для расширения своего читательского круго­зора;
•понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
Ученик получит возможность научиться:
•понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку по­ступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
•понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
•различать стихотворный и прозаический тексты;
•определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихо­творений, загадок);
волшебные, об­ращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведе­ния, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
•подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значе­ния слов;
•употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
•понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль ге­роя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
•инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
Ученик получит возможность научиться:
•иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
•выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
•находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
•работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
Ученик может научиться:
•самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
•находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

Результаты изучения предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно – историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно – популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание самого себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Содержание учебного предмета

Наименование темы

Кол-во часов

  • Произведения фольклора. Повторение. Сказки, легенды, былины, героические песни

    7

  • Басни. Русские баснописцы.

    5

  • Произведения В. А. Жуковского

    5

  • Произведения А. С. Пушкина

    4

  • Произведения М. Ю. Лермонтова

    4

  • Произведения П. П. Ершова

    3

  • Произведения В. М. Гаршина

    4

  • Произведения русских писателей о детях

    4

  • Произведения зарубежных писателей

    8

  • В мире книг

    3

  • Книги Древней Руси

    2

  • Произведения Л. Н. Толстого

    8

  • Стихи А. А. Блока

    3

  • Стихи К. Д. Бальмонта

    5

  • Произведения А. И. Куприна

    4

  • Произведения И. А. Бунина

    3

  • Произведения С.Я.Маршака

    8

  • Стихи Н. А. Заболоцкого

    2

  • Произведения о детях войны

    4

  • Стихи Н. М. Рубцова

    3

  • Произведения С. В. Михалкова

    2

  • Юмористические произведения для детей

    2

  • Очерки

    4

  • Путешествия, приключения, фантастика

    6

    ИТОГО

    102

    Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

    № п/п

    Компетенция. Вид проверки

    Время выполнения

    I полугодие

    1

    Навык чтения вслух. Текущая проверка

    Сентябрь

    2

    Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

    В течение полугодия

    3

    Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка

    В конце четверти

    4

    Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

    Декабрь

    II полугодие

    5

    Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

    Март

    6

    Тест (вид текущей проверки)

    Март

    7

    Навык чтения вслух.

    Итоговая проверка

    Апрель

    8

    Тест (вид итоговой проверки )

    Май

    9

    Литературная эрудиция — литературные диктанты.

    Текущая проверка

    В течение полугодия

    10

    Сформированность учебной и читательской деятельности. Комплексная итоговая работа Итоговая проверка

    В конце года

    Календарно – тематическое планирование

    Nп/п

    Тема урока

    Характеристика деятельности обучающегося

    Дата

    План

    Факт

    I четверть

    «Произведения фольклора. Повторение. Сказки, легенды, были, героические песни» (7ч)

    1.

    Произведения фольклора. Малые жанры фольклора

    Работать со статьёй, проверять свой читательский опыт. Объяснять понятие «фольклор». Воспринимать на слух тексты произведений фольклора, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради.

    2.

    Волшебные сказки. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

    Различать произведения фольклора. Называть признаки волшебной сказки. Читать выразительно отдельные эпизоды, показывать своё отношение к героям. Рассказывать сказку с присказкой. Сравнивать сказки волшебные и бытовые.

    3.

    Сказочные и былинные герои. Былина «Волх Всеславович»

    Различать и называть формы записи былин, былины в пересказе и в обработке. Характеризовать былинных героев и их подвиги. Объяснять главную мысль былин русского народа «Жить – родине служить»

    4.

    Слушание и работа с книгами. Былины о русских богатырях

    Воспринимать на слух произведения фольклора. Сравнивать былины. Выделять особенности былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты.

    5.

    Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

    Объяснять литературоведческое понятие «легенда» как жанр фольклора, использовать его в речи, выделять особенность легенды: исторический факт в сказочном изложении. Сравнивать легенды с героическими песнями и былинами

    6.

    Народные песни. Повторение. Героическая народная песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

    Знакомится с новыми фольклорным жанром. Выделять содержательные линии и поэтические особенности героической песни. Учиться читать новое фольклорное произведение.

    7.

    Урок-обобщение. Книги с былинами, легендами

    Сравнивать героические песни и былины. Выделять исторические факты в народных легендах и исторических песнях. Выразительно читать народные песни. Работать с книгами

    Басни. Русские баснописцы. (5 ч)

    8.

    Басни русских баснописцев. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»; И. И. Хемницер «Стрекоза», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравей»

    Оперировать понятиями «басня», «мораль», «вступление». Сравнивать басни по заданным признакам: сюжет, мораль, форма. Учить и рассказывать наизусть.

    9.

    Слушание и работа с книгами. И. И. Хемницер «Друзья»

    Сравнивать басни. Воспринимать на слух. Сравнивать произведения разных авторов. Выразительно читать произведения по ролям.

    10.

    Русские баснописцы. А. Е. Измайлов «Кукушка»

    Самостоятельно работать с басней – читать, выполнять задания в учебнике и тетради. Проверять выполненную работу и оценивать её самостоятельно. Сравнивать басни

    11.

    Баснописец И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Квартет»

    Заполнять схему. Обобщать изученное. Осознанно использовать в речи понятия «олицетворение», «сравнение». Самостоятельно работать с басней

    12.

    Урок-обобщение. И. И. Дмитриев «Муха»

    Выполнять задания в учебнике и тетради. Работать в парах. Выделять особенности басен. Выполнять задания к басне. Сравнивать произведения

    Произведения В. А. Жуковского (5 ч)

    13.

    Стихотворения В. А. Жуковского. «Песня», «Ночь»

    Повторять изученные произведения. Расширять представление о творчестве поэта. Выявлять особенности формы произведения, языка писателя. Сравнивать произведения по темам

    14.

    Стихотворения В. А. Жуковского. «Песня», «Ночь»

    15.

    Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна»

    Воспринимать на слух стихотворное произведение (сказку), определять главную мысль, героев положительных и отрицательных. Работать с текстом произведения. Находить в тексте эпитеты и сравнения.

    16.

    Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна»

    17.

    Слушание и работа с книгами В. А. Жуковского. Урок-обобщение.

    Работать с текстом произведения: образы героев, деление на части; самостоятельно перечитывать отдельные эпизоды; составлять план и кратко пересказывать сказку по плану

    Произведения А.С. Пушкина ( 4 ч)

    18.

    Повторение. Стихи А. С. Пушкина

    Повторять изученные произведения. Работать со стихотворным произведением: читать и сравнивать по форме; определять тему и сравнивать по теме

    19.

    Стихи А. С. Пушкина: «Зимняя дорога», «И. И. Пущину»; И. И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок)

    Воспринимать на слух стихотворное произведение, выражать своё отношение к нему, моделировать обложку. Использовать при анализе текста понятия «рифма», «строфа», «стихотворная строка (стих)»

    20.

    Воспоминания об А. С. Пушкине «Из воспоминаний В. И. Даля»

    Читать очерк, находить информацию. Обогащать своё представление о Пушкине и его окружении. Работать в группах со схемой. Повторять изученное. Знакомиться со словарём В. И. Даля, учиться пользоваться им.

    21.

    Слушание и работа с книгами. Фольклор, летописи и произведения А. С. Пушкина

    Расширять произведения о жанровом разнообразии произведений А. С. Пушкина. Воспринимать на слух стихотворное произведение, работать с текстом

    Произведения М. Ю. Лермонтова (4 ч)

    22.

    Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»

    Работать со стихотворениями: слушание, беседа по содержанию, чтение по строфам, выделение эпитетов, сравнений, упражнение в выразительном чтении, выполнение заданий в тетради

    23.

    Стихи М. Ю. Лермонтова о природе «Горные вершины», «Утёс»

    Читать выразительно: определять тон и темп чтения, указывать паузы, выделять логические ударения, оценивать выразительное чтение.

    24.

    Дополнительное чтение. М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка)

    Воспринимать на слух новое произведение. Отвечать на вопросы по произведению. Читать по частям, составлять план. Различать героев положительных и отрицательных, выражать своё отношение к ним.

    25.

    Слушание и работа с книгами. Книги-справочники о М. Ю. Лермонтове

    Читать наизусть стихотворение, слушать одноклассников, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников

    Произведения П. П. Ершова (3ч)

    26.

    Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок» (в сокращении)

    Учиться формулировать ответы на вопросы. Находить в учебнике информацию об авторе. Читать сказку по частям: слушать и следить по тексту. Объяснять смысл заголовка. Анализировать произведения.

    27.

    Произведения П. П. Ершова «Кто он?». Урок-обобщение

    Работать с текстом произведения. Выразительно читать наизусть. Выполнять контрольную работу. Оценивать свою работу. Писать литературный диктант

    28.

    Произведения П. П. Ершова «Кто он?». Урок-обобщение

    II четверть

    Произведения В. М. Гаршина (3ч)

    29.

    Авторские сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

    Читать произведение по частям. Выражать своё отношение к героям произведения, давать оценку их поведению. Определять главную мысль и соотносить её с пословицей.

    30.

    Авторские сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

    31.

    Слушание и работа с книгами. Дополнительное чтение. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

    Анализировать образ героини и выявлять авторское отношение к ней. Выразительно читать монологи героев сказки. Самостоятельно выполнять задание в тетради.

    Произведения русских писателей о детях (4 ч)

    32.

    Произведения о детях. Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы»)

    Читать молча отдельные главы. Эмоционально реагировать на поведение героя, определять авторское отношение к герою, выражать своё отношение к произведению и герою

    33.

    Произведения о детях. Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы»)

    34.

    Слушание и работа с книгами. Дети – герои произведений русских писателей

    Знакомиться с новыми произведениями, слушать отдельные эпизоды, работать с сюжетно-композиционным «треугольником», определять кульминационный момент и главную мысль произведения.

    35.

    Произведения русских писателей о детях

    Классифицировать книги по теме и авторской принадлежности. Составлять список произведений по жанрам, читать или пересказывать одно из произведений

    Произведения зарубежных писателей (8 ч)

    36.

    Произведения зарубежных писателей о детях. В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

    Учиться работать с произведением до чтения: находить фамилию автора и заголовок, правильно читать название произведения. Читать по частям, озаглавливать их, прогнозировать развитие событий, выделять эпизоды, в которых описывается жизнь героини.

    37.

    Произведения зарубежных писателей о детях. В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

    38.

    Произведения о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы в сокращении)

    Повторять произведения зарубежных писателей. Работать с повестью: читать по частям, выполнять задания в учебнике. Определять жанр произведения, указывать её особенности. Принимать и объяснять особенности языка повести (юмор). Знакомится со структурными единицами повести: глава, смысловая часть

    39.

    Произведения о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы в сокращении)

    40.

    Сказки зарубежных писателей о детях. Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»

    Знакомится с понятиями «диалог», «монолог»: читать диалоги и монологи героев. Рассказывать об одном из героев сказки. Формулировать вопросы по содержанию сказки, высказывать суждения о героях, оценивать их поступки с точки зрения нравственности

    41.

    Сказки зарубежных писателей о детях. Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»

    42.

    Книги сказок Х-К Андерсена «Дети года»

    Рассматривать книги, классифицировать по типам, работать с аппаратом книги: обложка, титульный лист, предисловие, содержание, иллюстрации.

    43.

    Слушание и работа с книгами. Произведения Х.-К. Андерсена

    Работать с очерком К. Г. Паустовского «Великий сказочник»: читать молча, находить информацию об Андерсене, заполнять таблицу

    В мире книг (3ч)

    44.

    Библия. «Книга книг». Детская библия

    Воспринимать Библию как важный литературный источник. Воспринимать на слух библейское предание, определять главную мысль сравнивать с народными легендами.

    45.

    Мифы Древней Греции

    Наблюдать и выделять особенности мифов Древней Греции: имена, место действий, названия предметов. Определять главную мысль, выделять описание подвигов, открытий в науке, показывать силу искусства.

    46.

    Мифы народов мира

    Выделять особенности славянского мифа (язык, герои). Работать с текстом. Знакомится с героями древнеиндийских мифов. Определять особенности построения текста, пословицы.

    Книги Древней Руси ( 2 ч )

    47.

    Летописные книги Древней Руси «О князе Владимире» (отрывок из жития); «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывки из «Повести временных лет»)

    Знакомится с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Знакомиться с новым жанром (житие – жанр древнерусской литературы). Составлять словарь устаревших слов.

    48.

    Книги Древней Руси. Первая славянская азбука.

    Знакомиться с первой славянской азбукой – кириллицей, именами просветителей – Константина (Кирилла) и Мефодия; рассматривать буквы, читать их названия. Выполнять творческую работу.

    III четверть

    Произведения Л. Н. Толстого (8ч)

    49.

    Слушание и работа с книгами. Повторение изученных произведений Л. Н. Толстого

    Вспоминать изученные произведения. Называть героев, темы и жанры. Находить и использовать в учебных целях справочный материал о писателе из детских книг и энциклопедий

    50.

    Художественные рассказы. Л. Н. Толстой «Акула»

    Работать с текстом произведения: моделировать обложку. Оценивать поступки героев, давать нравственную оценку, формулировать собственный кодекс нравственного поведения

    51.

    Авторские сказки. Л. Н. Толстой «Два брата»

    Формулировать собственную систему взглядов через осмысление отношений и позиций героев, авторской точки зрения. Читать, слушать чтение одноклассников. Работать с тетрадью: читать задание, находить ответы в учебнике.

    52.

    Басни Л. Н. Толстого «Мужик и Водяной»

    Понимать нравственный урок басни, обогащать своё представление о мире примером из басни. Пользоваться понятиями «басня», «баснописец», «мораль басни» и «рассказ басни». Читать выразительно, сравнивать басни Толстого и Эзопа.

    53.

    Художественные рассказы. Л. Н. Толстой «Русак»

    Определять самостоятельно жанр и тему, моделировать обложку. Определять художественные особенности рассказа. Работать с текстом произведения: отвечать на вопросы к тексту, делить его на смысловые части и озаглавливать их.

    54.

    Слушание и работа с детскими книгами. Л. Н. Толстой «Святогор-богатырь»

    Воспринимать на слух текст былины и следить по тексту, определять устаревшие слова и объяснять их значение. Выделять особенности былины: повторы, напевность, гиперболизация образов, служение Родине. Находить основную информацию, составлять план. Самостоятельно работать с народной былиной: читать молча, определять форму.

    55.

    Слушание и работа с детскими книгами. Л. Н. Толстой «Святогор-богатырь»

    56.

    Книги Л. Н. Толстого для детей. Урок-обобщение.

    Повторять изученные произведения Л. Н. Толстого. Дополнять схему.

    Стихи А. А. Блока (3 ч)

    57.

    Стихотворения о Родине. А. А. Блок «Россия»

    Работать с новым блоком: читать вступительную статью, определять учебную задачу, знакомится с поэтом. Воспринимать на слух стихотворное произведение, определять его особенности, определять тему и жанр, моделировать обложку.

    58.

    Стихотворения А. А. Блока. «Рождество»

    Воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать своё впечатление о прослушанном произведении, объяснять заголовок. Самостоятельно работать с текстом.

    59.

    Слушание и работа с книгами стихов русских поэтов.

    Читать и слушать новое произведение «На поле Куликовом». Классифицировать стихи А. А. Блока по темам. Писать литературный диктант.

    Стихи К. Д. Бальмонта (5ч)

    60.

    Стихотворения о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия», «К зиме»

    Наблюдать за построением текста, объяснять заголовок, указывать знаки препинания, моделировать. Упражняться в выразительном чтении. Знакомиться с литературоведческими понятиями «сравнение», «эпитет», использовать их при анализе текста.

    61.

    Стихотворения о природе. К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши»

    Работать с текстом произведения: находить описание картин природы, находить средства выразительности: сравнение, метафоры, эпитеты и олицетворение. Пользоваться справочной литературой, воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать свои впечатления, отвечать на вопросы.

    62.

    Стихотворения о природе. К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши»

    63.

    «Сказочные» стихотворения. К. Д. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи»

    Воспринимать на слух стихотворное произведение. Самостоятельно работать с текстом стихотворения: читать , моделировать обложку

    64.

    Слушание и работа с книгами

    Повторять изученное. Упражняться в выразительном чтении. Писать литературный диктант. Сравнивать изученные стихотворения, заполнять таблицу.

    Произведения А. И. Куприна ( 4 ч )

    65.

    Рассказы о животных. А. И. Куприн «Скворцы»

    Находить повторы, устойчивые эпитеты, описания героев. Читать выразительно эпизоды произведения. Объяснять своё отношение к героям произведения, определять позицию автора и подтверждать свои выводы текстом.

    66.

    Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды народные и авторские

    Работать с книгами-сборниками сказок и легенд: рассматривать, классифицировать по жанру и авторской принадлежности. Писать аннотацию к выбранной книге, готовить презентацию книги

    67.

    Очерки и воспоминания

    Читать произведение по частям, отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников. Формулировать собственное представление о взаимоотношениях писателей А. И. Куприна и А. П. Чехова

    68.

    Произведения о животных. Книги о животных

    Читать или пересказывать одно из произведений А. И. Куприна. Самостоятельно работать с очерком. Работать с книгами о животных. Проверка читательской компетентности: называть полностью имя, отчество и фамилию писателя, называть его произведения, зачитывать отрывки

    Произведения И. А. Бунина (3 ч)

    69.

    Стихотворения И. А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство»

    Читать по строфам, находить средства выразительности. Читать выразительно, с соблюдением знаков препинания, объяснять их значение в тексте.

    70.

    Стихотворения о природе. И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)

    Читать стихотворение, находить в тексте средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать строфы, наблюдать за рифмами, выделять логические ударения

    71.

    Слушание и работа с книгами. Стихи русских поэтов. Урок-обобщение.

    Повторять стихи русских поэтов о природе. Проверка читательской компетентности: называть авторов стихов о природе и их произведения, отрывки из стихотворений с названиями и иллюстрациями.

    Произведения С. Я. Маршака (8 ч)

    72.

    Произведения С. Я. Маршака «Словарь»

    Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: читать название произведения, рассматривать учебный материал: иллюстрации, вопросы и задания, подсказки. Читать выразительно. Объяснять своё понимание нравственных ценностей.

    73.

    Произведения С. Я. Маршака «Словарь»

    74.

    Пьесы-сказки для детей. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

    Знакомиться с новым литературным жанром – сказка-пьеса. Осваивать литературоведческие понятия «пьеса», «действие», «картины», «действующие лица», «диалог», «реплика», «ремарка». Обсуждать образы героев, распределять роли. Читать по ролям, оценивать чтение своё и одноклассников. Рассказывать о героях пьесы-сказки

    75.

    Пьесы-сказки для детей. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

    76.

    Слушание и работа с детскими книгами. Пьесы-сказки для детей.

    Учиться формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Находить в учебнике информацию об авторе. Писать литературный диктант

    77.

    Маршак-переводчик. Р. Бёрнс «В горах моё сердце» (перевод С. Я. Маршака)

    Слушать чтение учителя и следить по тексту, наблюдать за интонационным рисунком. Работать со словарём: объяснять значение слов. Читать выразительно с соблюдением знаков препинания.

    78.

    Слушание и работа с книгами. Книги С. Я. Маршака

    Участвовать в подготовке выставки книг С. Я. Маршака. Творческая работа: составлять аннотацию к выбранной книге, готовить презентацию книги. Выразительно читать стихотворения

    79.

    Контрольный урок

    Выполнять комплексную разноуровневую контрольную работу

    IV четверть

    Стихи Н. А. Заболоцкого (2 ч.)

    80.

    Стихотворения для детей. Н. А. Заболоцкий «Детство»

    Воспринимать на слух стихотворное произведение, читать, выражать своё мнение о нём, задавать вопросы. Учиться читать выразительно

    81.

    Стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

    Самоконтроль: сравнивать свою модель с образцом. Читать выразительно. Находить средства выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры, зачитывать строфы и стихотворные строчки, в которых встречаются тропы

    Произведения о детях войны (4 ч)

    82.

    Произведения о детях войны.

    Развивать чувство сострадания, сопереживания, анализируя отношение автора к герою, отношение взрослых героев и мальчика. Работать со словарём, объяснять контекстное значение слов. Выражать своё отношение к произведению и его героям

    83.

    Произведения о детях войны.

    84.

    Слушание и работа с книгами. Произведения о детях войны

    Читать эпизоды из повести В. П. Катаева « Сын полка». Самостоятельно работать в группах со стихотворением К. М. Симонова «Сын артиллериста». Учиться читать выразительно стихотворение, передавая своё отношение к произведению и герою

    85.

    Слушание и работа с детскими книгами. Книги о детях войны. Детские журналы и газеты.

    Творческая работа: рассказывать о любимом литературном герое-ровеснике или оформлять книгу-самоделку «Герои книг о войне». Выполнять мини-проект «Дети войны в твоей семье»: собирать сведения о родственниках, переживших войну.

    Стихи Н. М. Рубцова (3 ч.)

    86.

    Стихотворения о родной природе. Н. М. Рубцов «Берёзы»

    Работать с текстом произведения: читать по строфам, находить эпитеты и сравнения, указывать паузы и логические ударения. Определять настроение стихотворения и выражать своё отношение.

    87.

    Стихотворения о Родине. Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»

    Выражать своё мнение о прослушанном произведении. Работать с текстом: читать по строфам, выделять рифмы, указывать логические ударения и паузы.

    88.

    Слушание и работа с книгами. Произведения о Родине

    Выбирать книги по теме, работать с аппаратом выбранной книги, составлять аннотацию. Читать и слушать литературное произведение, участвовать в беседе после чтения.

    Произведения С. В. Михалкова (2 ч)

    89.

    Стихотворения для детей С. В. Михалков «Школа», «Хижина дяди тома»

    Работать с текстом: читать по строфам, объяснять заголовок, определять главную мысль стихотворения. Выражать своё отношение к произведению

    90.

    Басни С. В. Михалкова «Зеркало»

    Слушать басню, объяснять заголовок, определять жанр и тему, моделировать обложку. Определять форму басни. Закреплять понятия «басня», «вступление», «развитие действия», «мораль», «олицетворение».

    Юмористические произведения для детей (2 ч)

    91

    Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача». Повторение изученных произведений Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского, Л. Пантелеева

    Повторять изученные рассказы о детях. Определять понятия «юмор», «ирония». Читать юмористические эпизоды. Определять и комментировать отношение автора.

    92.

    Юмористические стихи. И. Л. Гамазкова «Страдания»

    Работать самостоятельно со стихотворением. Выполнять задания в учебнике и тетради. Заучивать наизусть стихотворение

    Очерки (4 ч)

    93.

    Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»

    Овладевать понятиями «очерк», «герой очерка», «тема очерка». Повторять изученные очерки. Определять особенности очерков.

    94.

    Очерки о людях. Н. С. Шер «Картины-сказки»

    Самостоятельно читать произведение, выполнять задания в тетради, обсуждать особенности произведения, моделировать обложку. Находить отдельные факты, информацию о художнике и его картинах

    95.

    Тематическое разнообразие очерков. А. И. Куприн «Сказки Пушкина»

    Повторять изученные очерки. Определять темы очерков и приводить примеры. Работать с очерком: называть факты и точные сведения

    96.

    Урок-обобщение по разделу

    Выполнение заданий в учебнике и тетради или комплексной разноуровневой контрольной работы

    Путешествия, приключения, фантастика (6 ч)

    97.

    В мире фантастики. Н. П. Вагнер «Фея Фантаста»

    Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать вслух и молча, моделировать обложку. Выполнять задания в учебнике и в тетради. Составлять план произведения и пересказывать подробно

    98.

    Произведения Н. П. Вагнера «Берёза», «Сказки кота Мурлыки»

    Читать и слушать художественное произведение, следить по тексту, задавать вопросы по содержанию. Читать вслух по частям, находить описания

    99.

    Слушание и работа с книгами. Произведения Н. П. Вагнера

    Самостоятельно читать произведения. Комментировать заглавие, определять главную мысль. Работать с текстом сказки: читать , определять авторскую позицию. Сравнивать рассказы. Выделять особенности описания героев.

    100.

    Слушание и работа с книгами. Произведения Н. П. Вагнера

    101.

    Приключенческая литература. Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)

    Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы к тексту в учебнике. Работать с сюжетом, читать выразительно описания героев

    102.

    Контрольный урок

    Выполнять задания и упражнения в учебнике и тетради

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Электронные образовательные ресурсы.

    Название сайта

    Электронный адрес

    Министерство образования и науки РФ

    http://mon.gov.ru/

    Департамент образования, культуры и моло­дёжной политики Белгородской области

    http://www.beluno.ru

    Белгородский региональный институт ПКППС

    http://ipkps.bsu.edu.ru/

    Федеральный российский общеобразователь­ный пор­тал

    http://www.school.edu.ru

    Федеральный портал «Российское образова­ние»

    http://www.edu.ru

    Образовательный портал «Уроки»

    http://www.uroki.ru

    Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

    http://festival.1september.ru

    Файлы: памятка.docx
    Размер файла: 164747 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология