Автор конспекта:
Автор(ы): — Карпова Лилия Анатольевна
Место работы, должность: —
Лицей-интернат №6 ОАО "РЖД", учитель начальных классов
Регион: — Саратовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — образовательная программа
Краткое описание ресурса: —
пояснительная записка, содержание программы, основные требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, список литературы
Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).
В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения. Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курсаявляется логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс. Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественнонаучных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний. Цель курса: ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественнонаучных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям. Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом анализа является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.
Содержание.
3 класс (68 часов)
Природные условия Земли (12 часов)
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).
Ознакомление с масштабом карт.
Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков.
Народные приметы погоды. Представление о климате.
Почва. Состав почвы. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.
Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (9 часов)
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.
Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-год.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы…) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей.
Земли восточных славян (22 часа)
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.
Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части
России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах.
Расселение восточных славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов;составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных
животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей).
Духовная и материальная культура древних русичей.
История одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник.
Московское государство (12 часов)
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга.
Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах.
Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.
Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.
Иван IV Грозный.
Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга.
Практические работы. Ориентирование на физической карте
России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту.
Путь от Руси к России (13 часов) Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.
Краеведение (в течение года).
Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.
Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в
настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу третьего класса.
Обучающиеся должны:
иметь представление:
— об истории человека в древние времена;
— об истории родного края;
устанавливать связи:
— между неживой природой и живыми организмами;
— внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных; между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах;
владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
— осуществлять классификацию объектов окружающего мир по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
— подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.);
-проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
— оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
— оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
— выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);
— пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
— оформлять результаты исследовательской работы;
знать/понимать:
-наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;
-характерные признаки сезонов года родного края;
-названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
-названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
-названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
-правила поведения в природе;
-правила безопасности в лесу и на водоемах;
-имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский;
уметь:
— определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
— узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
-приводить примеры растений и животных природных сообществ;
— узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
— называть характерные признаки сезонов года родного края;
— фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;
-устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема раздела, урока.
Кол-во часов.
Тип урока.
Вид контроля, измерителя.
Элементы содержания урока.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Дата проведения.
план
факт
Раздел 1. Природные условия Земли (12часов)
1
Приглашение к путешествию.
С. 3-5,
РТ № 1-5
1
Вводный.
Знакомство с учебником, рабочей тетрадью (беседа, работа с книгой).
Иметь представлениео природных условиях Земли. Знать о взаимодействии людей и природы. Уметьприводить примеры.
2
Путешествие по карте. Масштаб.
С. 5-7 ,
РТ 6-8,13
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Масштаб и его использование (работа с книгой, практикум)
Иметь представлениео масштабе и его использовании, историческом времени.
3
Лента времени.
С. 7-9,
РТ № 9-12
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Единицы времени.
Знатьединицы времени, понятия век, эра.
4
Что такое погода.
Экскурсия на пришкольный участок.
1
Комбинированный.
Текущий.
Наблюдение за погодой. Сравнение погоды разных дней. Выделение признаков погоды.
Уметьназывать характерные признаки сезонов года родного края,фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды
5
Народные приметы погоды.
С.13-15,
РТ №16
1
Исследование.
Текущий.
Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе.
Знать распространенные народные приметы о погоде. Уметь приводить приметы погоды из собственных наблюдений
6
Климат. Климатические пояса.
С. 16-20,
РТ № 15,18, 19.
1
Формирование новых знаний.
Тематический
Представление о климате. Показатели климата. Климатические пояса. Выявление причин, влияющих на разнообразие климата.
Знать основные причины образования разных климатов.
Уметь работать с географическим атласом и картой
7
Почва. Состав почвы.
С. 20-22,
РТ № 20-22
1
Практическая работа.
Текущий.
Почва, её состав, плодородие почвы.
Уметь выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения
8
Образование почв. Плодородие.
С. 22-25,
РТ № 26,27
1
Наблюдение.
Проблемные задания.
История образования почв. Почва и растения. Разнообразие почв. Перегной.
Знать состав почв и их образование.
9
Охрана почв.
Тест по теме: «Почвы»
С. 24-27,
РТ № 23-25
1
Формирование новых знаний.
Тестирование.
Важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения.
Знать причины плодородия почв, значение охраны почвы.
10
Проект «Комнатные растения»
РТ № 26-27
1
Урок-исследование.
Виды комнатных растений, исследование условий жизни, правила ухода.
Знать названия комнатных растений, их происхождение и особенности. Иметь практические навыки по уходу за растениями.
11
Природные зоны суши Земли.
С. 27-30,
РТ № 28-30
1
Формирование новых знаний.
Тематический.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.
Иметь представление о природных зонах Земли.
12
Обобщение по разделу: Природные зоны Земли.
1
Обобщение.
Самостоятельная работа.
Тест «Проверь себя».
Уметьанализировать и делать выводы.
Человек в далеком прошлом (9 часов )
13-14
Особенности Африки.
С. 31-39, РТ № 31;
С. 39-46, РТ № 32,33
2
Формирование новых знаний.
Текущий.
Географическое положение Африки. Климат. Природные зоны Африки.
Знать особенности природных зон, климата Африки.
15
Родина человечества.
С. 47-49,
РТ № 34,35
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Особенности природы Юго-Восточной Африки. Гипотезы появления человека. Расселение людей.
Иметь представление об истории человека в древние времена.
Знать, что общего и чем отличаются люди и животные
16
Как появился человек. Особенности жизни древних людей.
С. 50-53,
РТ № 36, 37
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Этапы становления человека. Одомашнивание животных. Орудия труда.
Уметьобъяснить значение природных условий, растительности и животного мира в развитии человека, причины, оказавшие влияние на эволюцию человеческого организма
17
Самые древние государства.
С. 53-57,
РТ № 38
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Государства Средиземноморья. Лента времени. Развитие наук.
Иметь представление о древних государствах.
18
Античность.
С. 57-62,
РТ № 40
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим.
Иметь представление о древних государствах
19
Расширение знаний о Европе.
С.63-64,
РТ № 39
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Плавание Питея.
Иметь представление о значении открытий путешественников.
20
Расширение знаний об Азии.
С. 65-68
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии.
Иметь представление о значении открытий путешественников
21
Наследие Древнего мира.
С. 69-78,
РТ № 41
1
Заочная экскурсия.
Текущий.
Аристотель, Архимед. Культура и искусство древнего мира. Язычество.
Знать о наследии Древнего мира — письменности, технике, искусстве
Земли восточных славян (15 часов)
22
Восточно-Европейская равнина.
С. 79-83,
РТ № 42
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Географическое положение. Рельеф. Климат. Первые люди на нашей Земле.
Знать об истории человека, гипотезы о происхождении восточных славян.Уметь ориентироваться на карте природных зон России
23
Природная зона степи. Растительность.
С. 83-86,
РТ № 43,44
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Работа с физической картой климатических поясов и природных зон России. Географическое положение. Растительность степей весной и летом.
Иметь представлениео единстве почв, растительности степи..
24
Животный мир степи.
С. 87-93,
РТ № 45,46
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Цепи питания в степях.
Иметь представление о животном мире степи.
25
Сезонные изменения в степях.
С. 87-93,
РТ № 47,48
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков.
Уметьустанавливать причинно-следственные связи между климатом, географическим положением, природными условиями.
26
Население степей. Земледельцы и кочевники.
С. 93-97,
РТ № 49, 50
1
Формирование новых знаний.
Проблемные задания.
Ознакомление с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы.
Знатьзависимость жизни и занятий населения в степной зоне от природных условий.
27
Лесостепь. Лесная зона.
С. 98-103,
РТ № 51
ОБЖ: Правила поведения в лесу.
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Географическое положение. Климат, почвы. Особенности растительности. Работа с картами. Значение леса.
Знатьоб особенностях лесной зоны. Уметь применять знания о лесной зоне при выполнении практических работ.
28
Смешанные леса. Растительность и животный мир. С. 104-112,
РТ № 52,53
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос
Растительность. Животные. Ярусность. Работа с коллекциями и гербарными материалами.
Знать растения и животных лесной зоны.
29
Сезонные изменения в лесу. Осень.
С. 112-114,
РТ № 55
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Распространение семян.
Знатьо взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе.
Уметь объяснять причины сезонных изменений в лесу.
30
Ядовитые растения леса.
ОБЖ: знание ядовитых растений и грибов.
С. 115-117,
РТ № 56,59
1
Формирование новых знаний.
Тестирование.
Ядовитые растения и грибы.
Уметьузнавать в окружающей природе ядовитые растения, опасные для человека
31
Сезонные изменения в лесу (продолжение)
С.117-125,
РТ № 54,57, 58
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Животные лесов. Перелетные и зимующие птицы. Кто как зиму проводит. Весна и лето. Меры по сохранению леса.
Знатьо взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе.
32
Проверочная работа за 1 полугодие.
1
Контроль знаний.
33
Как жили наши далекие предки. Экскурсия в краеведческий музей.
С. 126-127
1
Практическая работа.
Строительство жилища в степной и лесной зонах. Макеты домов и поселений.
Уметьиспользовать знания для объяснения образа жизни предков.
34
Расселение славян.
С. 128-131,
РТ № 60
1
Формирование новых знаний.
Проблемные задания.
Быт, занятия, защита поселка.
Знать о расселении славянских племен, занятиях и быте восточных славян.
35
Торговые связи с соседями.
С. 131-134
1
Формирование новых знаний.
Работа с физической и исторической картами России.
Путь из «варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков.
Уметь ориентироваться по карте, объяснять происхождение исторических названий.
36
Обожествление природы.
С. 134-137,
РТ № 61
1
Формирование новых знаний.
Язычество Человек и природа. Защита своих земель.
Понимать связь между язычеством и природными условиями, в которых жил человек.
Образование Древнерусского государства (7 часов)
37
Первые русские князья.
С.3 – 8,
РТ № 62
1
Формирование новых знаний.
Работа с исторической картой.
Понятие «государство». Князья. Лента времени. Образование Древнерусского государства.
Знать и пониматьроль и значение первых русских князей в становлении и развитии Отечества.
38
Принятие Русью христианства.
С. 8-14,
РТ № 63
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Связи с Византией. Князь Владимир. Значение принятия христианства для Руси.
Знать имена выдающихся русских государственных деятелей, существенные признаки Древнерусского государства.
39
Древнерусская культура.
С. 14-17
1
Формирование новых знаний
Устный опрос.
Деревянное и каменное строительство на Руси. Памятники архитектуры. Прикладное искусство.
Знать основные понятия культуры: зодчество, прикладное искусство, первые каменные соборы.
40
Устное народное творчество.
С. 17-20,
РТ № 64
1
Систематизация знаний.
Устный опрос.
Сборники вечной мудрости. Былины. Летописи. «Слово о полку Игореве».
Иметь представлениеоб устном народном творчестве Древней Руси.
41
Как учили школьников на Руси. С. 21-23, РТ № 65
Проект «История культуры России».
1
Формирование новых знаний.
Практическая работа.
Урок в Древней Руси.
Знать историю образования школ в Древней Руси.
42
Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие.
С. 24-49
1
Формирование новых знаний.
Тематический
Ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Нашествие монголов.
Знатьо мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами. Уметь составлять план рассказа.
43
Угроза с Запада. Ледовое побоище. С. 29-33,
РТ № 66
1
Формирование новых знаний.
Практическая работа с исторической картой.
Стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить славянские Земли.
Знатьоб эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полководческом таланте князя Александра Невского.
Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов)
44
Залесская земля.
С. 34-36
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Жизнь на Руси в период монгольского ига.
Знать о причинах переселения людей со степного юга в леса севера во время монгольского ига
(13 век)
45
Природное сообщество. Законы лесной жизни.
С. 36-41,
РТ № 67
1
Формирование новых знаний.
Работа с физической картой России.
Природные сообщества лесной зоны. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ. Цепи питания.
Уметь:
-понимать причины
образования сообществ,
— применять знания по
ОБЖ в жизненных ситуациях;
— прогнозировать возможные последствия экологической катастрофы.
46
Экологические проблемы леса.
С. 42-45,
РТ № 68
1
Урок-исследование.
Ориентирование в лесу. Лес — наше богатство. Моделирование вариантов нарушения экологических связей в лесу.
47
Луг – природное сообщество.
С. 45-45,
РТ № 69, 70
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Растительный и животный мир луга. Экологическое равновесие. Значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека.
Иметь представление
о луге как о природном сообществе.
Уметьмоделировать варианты нарушения экологических связей луга.
48
Озеро – природное сообщество. Правила поведения на воде.
С. 49-55,
РТ № 71
1
Формирование новых знаний
Знакомство с природным сообшеством река, озеро. Растительность, животный мир, связи внутри сообщества.
Знатьоб озерах нашей Родины, о естественных и искусственных водоемах; правила спасения на воде.
49
Природное сообщество – поле.
С. 56-59,
РТ № 74
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Сообщество поле создано человеком. Роль деятельности человека в поддержании этого сообщества.
Знать о животном и растительном мире полей, связях внутри данного сообщества.
50
Проектная работапо моделированию вариантов вмешательства человека в природные сообщества.
РТ № 72, 73
1
Проект.
Защита проекта.
Природные сообщества и человек.
Уметьиспользовать приобретенные умения и знания для оценки воздействия человека на природу.
51
Возвышение Москвы.
С. 60-63,
РТ № 75
1
Формирование новых знаний.
Тематический.
Географическое положение. Природные условия.
Знатьисторические события, связанные с объединением земель вокруг Москвы. Уметь пересказывать изучаемый материал.
52
Освобождение Руси от монгольского ига. Куликовская битва.
С. 63-68,
РТ № 76, 77
1
Формирование новых знаний.
Работа с исторической картой.
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Стояние на реке Угре. Лента времени.
Знатьосновные моменты Куликовской битвы, особенности действий русского войска.
53
Создание Московского государства.
С.68-71
1
Формирование новых знаний.
Работа с исторической картой.
Иван III, Иван IVГрозный (венчание на царство)
Знать исторические события, связанные с правлением русских царей.
54-55
Развитие русской культуры.
С. 71-75, РТ №78
С. 76-79, РТ № 79
2
Формирование новых знаний.
Тематический.
Зодчество. Золотое кольцо России. Книжная мудрость. Искусство. Народные промыслы. Первый книгопечатник Иван Федоров.
Знать:
–о занятиях, образе жизни предков;
– исторические события
в России.
Уметьориентироваться
по исторической карте.
Какая она, Азия (5 часов)
56
Русские первопроходцы. Географическое положение Азии. С. 80-86, РТ № 80, 81
1
Формирование новых знаний.
Работа с физической и контурной картами России.
Первые путешественники – купцы. Новгородцы, открывшие северные Земли. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь.
Знатьо разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири.
Уметьориентироваться
на физической карте;
пересказывать изученный материал.
57
Природные условия Сибири.
С. 86-87,
РТ № 82,83
1
Формирование новых знаний.
Работа с физической и контурной картами России.
Рельеф. Реки Сибири. Природные условия Сибири.
58
Тайга. Экологические проблемы тайги.
С.88-92,
РТ №84-86
1
Формирование новых знаний.
Проблемные задания.
Растительность и животный мир. Природные связи.
Причины лесных пожаров. Браконьерство.
59
Болото – природное сообщество.
С. 93-98,
РТ № 87-90
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Растительный и животный мир. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе.
Знатьо природном сообществе «Болото», о животном
и растительном мире болот.
60
«Хождение за три моря». Природа Индии. С. 98-103,
РТ № 91,92
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Географическое положение. Открытие европейцами. А. Никитин.
Знать растительный и животный мир джунглей.
Россия в XVII веке (8 часов)
61
Смутное время. Спасители Земли Русской.
С. 104-108
РТ № 93, 94
1
Формирование новых знаний.
Устный опрос.
Нашествие врагов с Запада. Правление Бориса Годунова. К. Минин и Д. Пожарский.
Уметьпонимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры.
62
Сквозь сибирские дебри.
С. 109-111,
РТ № 95
1
Формирование новых знаний.
Работа с физической и контурной картами.
Поход С. Дежнева на Север. Рельеф. Климат.
Знать об открытиях русских путешественников.
63
Природа тундры.
Люди в тундре. С. 111-121, РТ № 96-99
1
Формирование новых знаний
Текущий
Растительность и животный мир. Взаимосвязь неживой и живой природы. Сезонные изменения. Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры
Знать растительный и животный мир тундры.
64
Арктическая пустыня.
С.122-126,
РТ № 100
1
Формирование новых знаний
Тематический
Природа ледяной зоны. Природное явление – северное сияние.
Знать растительный и животный мир Арктики, связи между неживой и живой природой.
65
Проверочная работа за год.
1
Контроль знаний.
66
Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.
С. 127-133
1
Формирование новых знаний.
Текущий.
Численность сибирских народов. Промышленность Урала. Русские дипломаты.
Уметьпонимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры.
67
Россия накануне реформ.
С.133-135,
РТ № 101-105
1
Обобщение и систематизация знаний.
Самостоятельная работа с картой.
Расширение Российского государства. Просвещение. Народная медицина.
Уметьиспользовать приобретенные умения и знания в практической деятельности для обогащения жизненного опыта.
68
Обобщающий урок.
1
Обобщение и систематизация знаний.
Проблемные задания.
История Отечества от древнейших времен до Нового времени, когда начались перемены, выдвинувшие Россию в число первых стран мира.
Список литературы.
Основная:
üДмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова – Самара: «Издательский дом «Федоров», 2008 г.
üДмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса.
– Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 г.
üДмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2010 г.
üФедеральный компонент государственного стандарта.
üДополнительная:
üДмитриева Н. Я. , Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 3 класс. – Самара: «Издательский дом «Федоров», 2008 г
üТрофимова Г. В. Секреты и диковинки окружающего мира. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
üТрофимова Г. В. Тайны далекие и близкие. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
Файлы: Как мы работали над проектом.
Размер файла: 8839275 байт.