Автор конспекта:
Автор(ы): — Карпова Лилия Анатольевна

Место работы, должность: —

Лицей-интернат №6 ОАО "РЖД", учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная программа

Краткое описание ресурса: —

пояснительная записка, содержание программы, основные требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, список литературы

Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения. Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курсаявляется логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс. Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественнонаучных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний. Цель курса: ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественнонаучных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям. Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом анализа является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Содержание.

3 класс (68 часов)

Природные условия Земли (12 часов)

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).

Ознакомление с масштабом карт.

Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков.

Народные приметы погоды. Представление о климате.

Почва. Состав почвы. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом (9 часов)

Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-год.

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы…) в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей.

Земли восточных славян (22 часа)

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части

России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах.

Расселение восточных славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов;составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных

животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей).

Духовная и материальная культура древних русичей.

История одного из древних городов.

Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник.

Московское государство (12 часов)

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга.

Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.

Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.

Иван IV Грозный.

Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга.

Практические работы. Ориентирование на физической карте

России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту.

Путь от Руси к России (13 часов) Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.

Краеведение (в течение года).

Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в

настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу третьего класса.

Обучающиеся должны:

иметь представление:

— об истории человека в древние времена;

— об истории родного края;

устанавливать связи:

— между неживой природой и живыми организмами;

— внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных; между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

— осуществлять классификацию объектов окружающего мир по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

— подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.);

-проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

— оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

— оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;

— выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);

— пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;

— оформлять результаты исследовательской работы;

знать/понимать:

-наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;

-характерные признаки сезонов года родного края;

-названия основных сообществ (лес, луг, водоем);

-названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

-названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;

-правила поведения в природе;

-правила безопасности в лесу и на водоемах;

-имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский;

уметь:

— определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;

— узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

-приводить примеры растений и животных природных сообществ;

— узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;

— называть характерные признаки сезонов года родного края;

— фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;

-устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела, урока.

Кол-во часов.

Тип урока.

Вид контроля, измерителя.

Элементы содержания урока.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Дата проведения.

план

факт

Раздел 1. Природные условия Земли (12часов)

1

Приглашение к путешествию.

С. 3-5,

РТ № 1-5

1

Вводный.

Знакомство с учебником, рабочей тетрадью (беседа, работа с книгой).

Иметь представлениео при­родных условиях Земли. Знать о взаимодействии людей и природы. Уметьприводить примеры.

2

Путешествие по карте. Масштаб.

С. 5-7 ,

РТ 6-8,13

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Масштаб и его использование (работа с книгой, практикум)

Иметь представлениео масштабе и его использо­вании, историческом времени.

3

Лента времени.

С. 7-9,

РТ № 9-12

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Единицы времени.

Знатьединицы времени, понятия век, эра.

4

Что такое погода.

Экскурсия на пришкольный участок.

1

Комбинированный.

Текущий.

Наблюдение за погодой. Сравнение погоды разных дней. Выделение признаков погоды.

Уметьназывать характер­ные признаки сезонов года родного края,фиксировать с по­мощью условных знаков основные признаки погоды

5

Народные приметы погоды.

С.13-15,

РТ №16

1

Исследование.

Текущий.

Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе.

Знать распространенные народные приметы о погоде. Уметь приводить приметы погоды из собственных на­блюдений

6

Климат. Климатические пояса.

С. 16-20,

РТ № 15,18, 19.

1

Формирование новых знаний.

Тематический

Представление о климате. Показатели климата. Климатические пояса. Выявление причин, влияющих на разнообразие климата.

Знать основные причины образования разных клима­тов.

Уметь работать с географическим атласом и картой

7

Почва. Состав почвы.

С. 20-22,

РТ № 20-22

1

Практическая работа.

Текущий.

Почва, её состав, плодородие почвы.

Уметь выполнять последо­вательно опыты, записы­вать наблюдения

8

Образование почв. Плодородие.

С. 22-25,

РТ № 26,27

1

Наблюдение.

Проблемные задания.

История образования почв. Почва и растения. Разнообразие почв. Перегной.

Знать состав почв и их образование.

9

Охрана почв.

Тест по теме: «Почвы»

С. 24-27,

РТ № 23-25

1

Формирование новых знаний.

Тестирование.

Важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения.

Знать причины плодоро­дия почв, значение охраны почвы.

10

Проект «Комнатные растения»

РТ № 26-27

1

Урок-исследование.

Виды комнатных растений, исследование условий жизни, правила ухода.

Знать названия комнатных растений, их происхождение и особенности. Иметь практические навыки по уходу за растениями.

11

Природные зоны суши Земли.

С. 27-30,

РТ № 28-30

1

Формирование новых знаний.

Тематический.

Природная зона как взаимосвязь жи­вых организмов с не­живой природой и ме­жду собой.

Иметь представление о природных зонах Земли.

12

Обобщение по разделу: Природные зоны Земли.

1

Обобщение.

Самостоятельная работа.

Тест «Проверь себя».

Уметьанализировать и делать выводы.

Человек в далеком прошлом (9 часов )

13-14

Особенности Африки.

С. 31-39, РТ № 31;

С. 39-46, РТ № 32,33

2

Формирование новых знаний.

Текущий.

Географическое положение Африки. Климат. Природные зоны Африки.

Знать особенности природных зон, климата Африки.

15

Родина человечества.

С. 47-49,

РТ № 34,35

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Особенности природы Юго-Восточной Африки. Гипотезы появления человека. Расселение людей.

Иметь представление об истории человека в древ­ние времена.

Знать, что общего и чем от­личаются люди и животные

16

Как появился человек. Особенности жизни древних людей.

С. 50-53,

РТ № 36, 37

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Этапы становления человека. Одомашнивание животных. Орудия труда.

Уметьобъяснить значение природных условий, расти­тельности и животного мира в развитии человека, при­чины, оказавшие влияние на эволюцию человеческо­го организма

17

Самые древние государства.

С. 53-57,

РТ № 38

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Государства Средиземноморья. Лента времени. Развитие наук.

Иметь представление о древних государствах.

18

Античность.

С. 57-62,

РТ № 40

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим.

Иметь представление о древних государствах

19

Расширение знаний о Европе.

С.63-64,

РТ № 39

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Плавание Питея.

Иметь представление о значении открытий путешественников.

20

Расширение знаний об Азии.

С. 65-68

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии.

Иметь представление о значении открытий путешественников

21

Наследие Древнего мира.

С. 69-78,

РТ № 41

1

Заочная экскурсия.

Текущий.

Аристотель, Архимед. Культура и искусство древнего мира. Язычество.

Знать о наследии Древнего мира — письменности, тех­нике, искусстве

Земли восточных славян (15 часов)

22

Восточно-Европейская равнина.

С. 79-83,

РТ № 42

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Географическое положение. Рельеф. Климат. Первые люди на нашей Земле.

Знать об истории человека, гипотезы о происхождении восточных славян.Уметь ориентироваться на карте природных зон России

23

Природная зона степи. Растительность.

С. 83-86,

РТ № 43,44

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Работа с физической картой климатических поясов и природных зон России. Географическое положение. Растительность степей весной и летом.

Иметь представлениео единстве почв, раститель­ности степи..

24

Животный мир степи.

С. 87-93,

РТ № 45,46

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Цепи питания в степях.

Иметь представление о животном мире степи.

25

Сезонные изменения в степях.

С. 87-93,

РТ № 47,48

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков.

Уметьустанавливать при­чинно-следственные связи между климатом, геогра­фическим положением, природными условиями.

26

Население степей. Земледельцы и кочевники.

С. 93-97,

РТ № 49, 50

1

Формирование новых знаний.

Проблемные задания.

Ознакомление с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы.

Знатьзависимость жизни и занятий населения в степной зоне от природных условий.

27

Лесостепь. Лесная зона.

С. 98-103,

РТ № 51

ОБЖ: Правила поведения в лесу.

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Географическое положение. Климат, почвы. Особенности растительности. Работа с картами. Значение леса.

Знатьоб особенностях лес­ной зоны. Уметь применять знания о лесной зоне при выпол­нении практических работ.

28

Смешанные леса. Растительность и животный мир. С. 104-112,

РТ № 52,53

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос

Растительность. Животные. Ярусность. Работа с коллекциями и гербарными материалами.

Знать растения и животных лесной зоны.

29

Сезонные изменения в лесу. Осень.

С. 112-114,

РТ № 55

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Распространение семян.

Знатьо взаимосвязях сме­ны времен года и измене­ниях в природе.

Уметь объяснять причины сезонных изменений в лесу.

30

Ядовитые растения леса.

ОБЖ: знание ядовитых растений и грибов.

С. 115-117,

РТ № 56,59

1

Формирование новых знаний.

Тестирование.

Ядовитые растения и грибы.

Уметьузнавать в окружаю­щей природе ядовитые ра­стения, опасные для человека

31

Сезонные изменения в лесу (продолжение)

С.117-125,

РТ № 54,57, 58

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Животные лесов. Перелетные и зимующие птицы. Кто как зиму проводит. Весна и лето. Меры по сохранению леса.

Знатьо взаимосвязях сме­ны времен года и измене­ниях в природе.

32

Проверочная работа за 1 полугодие.

1

Контроль знаний.

33

Как жили наши далекие предки. Экскурсия в краеведческий музей.

С. 126-127

1

Практическая работа.

Строительство жилища в степной и лесной зонах. Макеты домов и поселений.

Уметьиспользовать знания для объяснения образа жиз­ни предков.

34

Расселение славян.

С. 128-131,

РТ № 60

1

Формирование новых знаний.

Проблемные задания.

Быт, занятия, защита поселка.

Знать о расселении славянских племен, занятиях и быте восточных славян.

35

Торговые связи с соседями.

С. 131-134

1

Формирование новых знаний.

Работа с физической и исторической картами России.

Путь из «варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков.

Уметь ориентироваться по карте, объяснять происхождение исторических названий.

36

Обожествление природы.

С. 134-137,

РТ № 61

1

Формирование новых знаний.

Язычество Человек и природа. Защита своих земель.

Понимать связь между язычеством и природными условиями, в которых жил человек.

Образование Древнерусского государства (7 часов)

37

Первые русские князья.

С.3 – 8,

РТ № 62

1

Формирование новых знаний.

Работа с исторической картой.

Понятие «государство». Князья. Лента времени. Образование Древнерусского государства.

Знать и пониматьроль и значение первых русских князей в становлении и раз­витии Отечества.

38

Принятие Русью христианства.

С. 8-14,

РТ № 63

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Связи с Византией. Князь Владимир. Значение принятия христианства для Руси.

Знать имена выдающихся русских государственных деятелей, существенные признаки Древнерусского государства.

39

Древнерусская культура.

С. 14-17

1

Формирование новых знаний

Устный опрос.

Деревянное и каменное строительство на Руси. Памятники архитектуры. Прикладное искусство.

Знать основные понятия культуры: зодчество, при­кладное искусство, первые каменные соборы.

40

Устное народное творчество.

С. 17-20,

РТ № 64

1

Систематизация знаний.

Устный опрос.

Сборники вечной мудрости. Былины. Летописи. «Слово о полку Игореве».

Иметь представлениеоб устном народном творчестве Древней Руси.

41

Как учили школьников на Руси. С. 21-23, РТ № 65

Проект «История культуры России».

1

Формирование новых знаний.

Практическая работа.

Урок в Древней Руси.

Знать историю образования школ в Древней Руси.

42

Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие.

С. 24-49

1

Формирование новых знаний.

Тематический

Ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Нашествие монголов.

Знатьо мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами. Уметь составлять план рассказа.

43

Угроза с Запада. Ледовое побоище. С. 29-33,

РТ № 66

1

Формирование новых знаний.

Практическая работа с исторической картой.

Стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить славянские Земли.

Знатьоб эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полковод­ческом таланте князя Александра Невского.

Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов)

44

Залесская земля.

С. 34-36

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Жизнь на Руси в период монгольского ига.

Знать о причинах переселения людей со степного юга в леса севера во время монгольского ига

(13 век)

45

Природное сообщество. Законы лесной жизни.

С. 36-41,

РТ № 67

1

Формирование новых знаний.

Работа с физической картой России.

Природные сообщества лесной зоны. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ. Цепи питания.

Уметь:

-понимать причины­
образования сообществ,

— применять знания по
ОБЖ в жизненных ситуациях;

— прогнозировать возможные последствия экологической катастрофы.

46

Экологические проблемы леса.

С. 42-45,

РТ № 68

1

Урок-исследование.

Ориентирование в лесу. Лес — наше богатство. Моделирование вариантов нарушения экологических связей в лесу.

47

Луг – природное сообщество.

С. 45-45,

РТ № 69, 70

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Растительный и животный мир луга. Экологическое равновесие. Значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека.

Иметь представление

о луге как о природном сообществе.

Уметьмоделировать варианты нарушения экологических связей луга.

48

Озеро – природное сообщество. Правила поведения на воде.

С. 49-55,

РТ № 71

1

Формирование новых знаний

Знакомство с природным сообшеством река, озеро. Растительность, животный мир, связи внутри сообщества.

Знатьоб озерах нашей Родины, о естественных и искусственных водоемах; правила спасения на воде.

49

Природное сообщество – поле.

С. 56-59,

РТ № 74

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Сообщество поле создано человеком. Роль деятельности человека в поддержании этого сообщества.

Знать о животном и растительном мире полей, связях внутри данного сообщества.

50

Проектная работапо моделированию вариантов вмешательства человека в природные сообщества.

РТ № 72, 73

1

Проект.

Защита проекта.

Природные сообщества и человек.

Уметьиспользовать приобретенные умения и знания для оценки воздействия человека на природу.

51

Возвышение Москвы.

С. 60-63,

РТ № 75

1

Формирование новых знаний.

Тематический.

Географическое положение. Природные условия.

Знатьисторические собы­тия, связанные с объедине­нием земель вокруг Москвы. Уметь пересказывать изу­чаемый материал.

52

Освобождение Руси от монгольского ига. Куликовская битва.

С. 63-68,

РТ № 76, 77

1

Формирование новых знаний.

Работа с исторической картой.

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Стояние на реке Угре. Лента времени.

Знатьосновные моменты Куликовской битвы, осо­бенности действий русско­го войска.

53

Создание Московского государства.

С.68-71

1

Формирование новых знаний.

Работа с исторической картой.

Иван III, Иван IVГрозный (венчание на царство)

Знать исторические события, связанные с правлением русских царей.

54-55

Развитие русской культуры.

С. 71-75, РТ №78

С. 76-79, РТ № 79

2

Формирование новых знаний.

Тематический.

Зодчество. Золотое кольцо России. Книжная мудрость. Искусство. Народные промыслы. Первый книгопечатник Иван Федоров.

Знать:

о занятиях, образе жизни предков;

– исторические события
в России.

Уметьориентироваться
по исторической карте.

Какая она, Азия (5 часов)

56

Русские первопроходцы. Географическое положение Азии. С. 80-86, РТ № 80, 81

1

Формирование новых знаний.

Работа с физической и контурной картами России.

Первые путешественники – купцы. Новгородцы, открывшие северные Земли. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь.

Знатьо разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири.

Уметьориентироваться
на физической карте;

пересказывать изученный материал.

57

Природные условия Сибири.

С. 86-87,

РТ № 82,83

1

Формирование новых знаний.

Работа с физической и контурной картами России.

Рельеф. Реки Сибири. Природные условия Сибири.

58

Тайга. Экологические проблемы тайги.

С.88-92,

РТ №84-86

1

Формирование новых знаний.

Проблемные задания.

Растительность и животный мир. Природные связи.

Причины лесных пожаров. Браконьерство.

59

Болото – природное сообщество.

С. 93-98,

РТ № 87-90

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Растительный и животный мир. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе.

Знатьо природном сообществе «Болото», о животном
и растительном мире болот.

60

«Хождение за три моря». Природа Индии. С. 98-103,

РТ № 91,92

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Географическое положение. Открытие европейцами. А. Никитин.

Знать растительный и животный мир джунглей.

Россия в XVII веке (8 часов)

61

Смутное время. Спасители Земли Русской.

С. 104-108

РТ № 93, 94

1

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Нашествие врагов с Запада. Правление Бориса Годунова. К. Минин и Д. Пожарский.

Уметьпонимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры.

62

Сквозь сибирские дебри.

С. 109-111,

РТ № 95

1

Формирование новых знаний.

Работа с физической и контурной картами.

Поход С. Дежнева на Север. Рельеф. Климат.

Знать об открытиях русских путешественников.

63

Природа тундры.

Люди в тундре. С. 111-121, РТ № 96-99

1

Формирование новых знаний

Текущий

Растительность и животный мир. Взаимосвязь неживой и живой природы. Сезонные изменения. Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры

Знать растительный и животный мир тундры.

64

Арктическая пустыня.

С.122-126,

РТ № 100

1

Формирование новых знаний

Тематический

Природа ледяной зоны. Природное явление – северное сияние.

Знать растительный и животный мир Арктики, связи между неживой и живой природой.

65

Проверочная работа за год.

1

Контроль знаний.

66

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

С. 127-133

1

Формирование новых знаний.

Текущий.

Численность сибирских народов. Промышленность Урала. Русские дипломаты.

Уметьпонимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры.

67

Россия накануне реформ.

С.133-135,

РТ № 101-105

1

Обобщение и систематизация знаний.

Самостоятельная работа с картой.

Расширение Российского государства. Просвещение. Народная медицина.

Уметьиспользовать приобретенные умения и знания в практической деятельности для обогащения жизненного опыта.

68

Обобщающий урок.

1

Обобщение и систематизация знаний.

Проблемные задания.

История Отечества от древнейших времен до Нового времени, когда начались перемены, выдвинувшие Россию в число первых стран мира.


Список литературы.

Основная:

üДмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова – Самара: «Издательский дом «Федоров», 2008 г.

üДмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса.

– Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 г.

üДмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2010 г.

üФедеральный компонент государственного стандарта.

üДополнительная:

üДмитриева Н. Я. , Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 3 класс. – Самара: «Издательский дом «Федоров», 2008 г

üТрофимова Г. В. Секреты и диковинки окружающего мира. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».

üТрофимова Г. В. Тайны далекие и близкие. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».

Файлы: Как мы работали над проектом.
Размер файла: 8839275 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология