Автор конспекта:
Автор(ы): — Инякина Оксана Владимировна

Место работы, должность: —

МАОУ СОШ № 31 г. Тамбова

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная программа

Краткое описание ресурса: —

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету Основы безопасности жизнедеятельности. В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде природной, техногенной и социальной.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

п/п

Элементы рабочей программы

Стр.

1

Пояснительная записка

2-5

2

Общая характеристика учебного предмета

5-6

3

Виды деятельности, методы обучения

6

4

Описание места учебного курса в учебном плане

6

5

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

7

6

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

8-10

7

Требования к уровню подготовки обучающихся

10-11

8

Основное содержание программы

11-12

9

Учебно-тематический план

13

10

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

24

Пояснительная записка

Комплексная учебная программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности для 5 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по ОБЖ и вцелях изучения нормативно-правового обоснования предмета ОБЖ реализуется основные положения следующихнормативно-правовых актовв области безопасности:

·Конституции РФ,

·закона РФ "Об образовании",

·закона РФ "О безопасности",

·"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан",

·федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",

·федерального закона "О пожарной безопасности",

·федерального закона "О безопасности дорожного движения",

·федерального закона "Об экологической экспертизе",

·федерального закона "О борьбе с терроризмом",

·федерального закона "О радиационной безопасности населения",

·федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",

·федерального закона "О гражданской обороне",

·Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других.

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности при модульной структуре содержания курса «ОБЖ».

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработку у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и ЧС показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта. Пренебрежения соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасностями и ЧС, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

При разработке содержания данной учебной программы, принималось во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

ØУчет основных закономерностей развития теории безопасности;

ØИнтегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

ØНаправленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

· Непрерывность обучения с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

· Постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по основным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал в РФ;

· Обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-техническую основу в области безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

vФормирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

vВыработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

vФормирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и ЧС, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

vУсвоение знаний:

— об опасных и ЧС,

— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

— о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС,

— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС,

— о здоровом образе жизни,

— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

vРазвитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;

vФормирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности.

vВоспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

vРазвитие умений:

— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» разработана на основе программы и учебника под редакцией А.Т. Смирнова.

Курс предназначен для:

· Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни. Об их последствиях для здоровья и жизни человека;

· Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

· Приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

· Формирование у учащихся антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Цель курса: научить учащихся действовать в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни (на улице, дома, в школе, в общественных зданиях).

Поэтому на уроках ОБЖ уделяется особое внимание развитию способности предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие; предусматривается приобретение навыков аналитического поведения в жизненно опасных ситуациях.

Предмет ОБЖ 5 класса представляет собой область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни в опасных и ЧС природного, техногенного социального характера. Он предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения знаний и умений в прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания и различных видов деятельности человека, определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни.

Виды деятельности, методы обучения

Мероприятия по основным направлениям деятельности школы иорганизации учебного процесса по ОБЖ:

·учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций)

·внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и т.п.);

·работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, учебно-методическогооборудования и имущества).

Для обеспечения эффективностиобразовательного процессапо ОБЖ используются:

·все виды организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий);

·все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую, в том числе во внеурочное время).

Основные методы обучения-наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интерактивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)

Место учебного курса в учебном плане

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 5 классе, из расчета 1 час в неделю, 35 часа за учебный год, что предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье..

Ценность труда и творчествакак естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободыкак свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек

Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность добра- направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.

Ценность семьи– как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность социальной солидарностикак признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные результаты

· Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. Правил поведения на транспорте и на дорогах;

· Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

· Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

· Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

· Развитие правового мышления и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты

· Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· Умение соотносит свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

· Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· Умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

· Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

· Освоение приемов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание помощи пострадавшим;

· Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.

Предметные результаты

· Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;

· Формирование убеждения в необходимости безопасного и ЗОЖ;

· Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма;

· Формирование установки на ЗОЖ, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

· Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

· Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

· Знание основных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

· Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС;

· Умение оказать первую помощь пострадавшим;

· Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

· Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Требования к уровню подготовка учащихся 5 класса

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе учащиеся должнызнать:

· Общие понятия опасности и ЧС.

· Особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.

· Причины ДТП.

· Правила безопасного поведения участников дорожного движения.

· Основные правила пожарной безопасности.

· Меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами.

· Правила поведения на открытых водоемах в различное время года.

· Признаки отравления угарным газом. Меры профилактики отравлений.

· Основные виды террористической деятельности.

· Общие правила оказания первой помощи.

Уметь:

· Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам.

· Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС.

· Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности.

· Соблюдать правила дорожного движения.

· Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· Выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам.

· Обеспечение личной безопасности в различных опасных и ЧС.

· Безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни.

· Подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях.

· Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника.

· Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

Основное содержание программы 5 класса

Модуль I. Основы безопасности личности, общества, государства.( 24 ч)

Раздел 1.Основы комплексной безопасности . (13 ч)

1.1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 ч)

· Особенности города как среды обитания человека.

· Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения.

· Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.

· Соблюдение мер безопасности в быту.

· Средства бытовой химии как источник опасности.

1.2. Опасные ситуации техногенного характера, характерные для Тамбовской области. (6ч)

· Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия.

· Организация дорожного движения.

· Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

· Общие обязанности водителя.

· Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

· Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

1.3. Опасные ситуации природного характера. (2 ч)

· Опасные погодные условия в местах своего проживания.

· Правила безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений.

· Состояние водоемов в различное время года.

· Правила поведения на водоеме.

· Правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации. (3ч)

2.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (3 ч)

· Чрезвычайные ситуации природного характера.

· Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

· Правила поведения в случае возникновении ЧС.

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. (7 ч)

3.1. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. (3 ч)

· Основные виды антиобщественного поведения и их последствия.

· Причины возникновения опасной ситуации дома и на улице.

· Правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях.

3.2. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.(4 ч )

· Общие понятия об экстремизме и о терроризме, причины их возникновения.

· Основные виды экстремистской и террористической деятельности.

· Виды террористических актов и их характерные особенности.

· Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

Модуль II.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (11 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.(5 ч )

4.1. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.(3 ч)

· Основные положения о здоровом образе жизни.

· Виды двигательной активности и закаливания.

· Сущность рационального питания.

4.2. Факторы, разрушающие здоровье. (2 ч)

·Пагубное влияние вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.

·Отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.(6 ч)

5.1. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (6 ч)

· Предназначение и общие правила оказания первой помощи.

· Практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.

· Практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.

Учебно-тематический план

№модуля,

раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы.

Кол-вочасов

Контроль

М I

Основы безопасности личности, общества, государства

24

Р I

Основы комплексной безопасности .

14

Контрольная работа

Р II

Чрезвычайные ситуации.

3

тест

РIII

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

7

Контрольная работа

М II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

11

РIV

Основы здорового образа жизни.

5

тест

Р V

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

6

Практическая работа

Календарно-тематическое планирование – 5-е классы

№ п/п

Тема, тип урока, форма проведения

Элемент

содержания

Требования к уровню

достижения

Контрольно-

оценочная

деятельность

Средства обучения

Дата проведения

иметь

пред-

став-

ление

знать

уметь/

иметь

опыт

применять

на

практике

вид

форма

демонстрации,

опыты

5бвг

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества , государства. (24 часа)

Раздел 1 Основы комплексной безопасности (14 часов)

1.1.Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 ч.)

1

Город как среда обитания (лекция)

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе

Об Особенности современных городов,

Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе

Уметь сравнивать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища. .знать опасные и аварийные ситуации и пути безопасного выхода из них

опрос

фронтальный

презентации

5.

09

9.

09

6.

09

13.

09

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища(комбинированный)

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации которые могут возникнуть в жилище и меры по их профилактике

О Системе обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом.

Возможные опасные и аварийные ситуации которые могут возникнуть в жилище

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

опрос

индивидуальный

презентации

12

.09

16.

09

3

Особенности природных условий

в городе.(комбинированный)

Природные и антропогенные факторы формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды

О Природных и антропогенных факторах формирующих микроклимат города

Особенности природной среды в городе.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

опрос

индивидуальный

презентации

19

.09

23.

09

20.

09

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе

О Особенности социальной среды в городе

Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе.

Применять правила безопасного общения с окружающими людьми в городе

опрос

индивидуальный

презентации

26.

09

30.

09

4.10.

5

Безопасность в повседневной жизни.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

об опасных и чрезвычайных ситуациях.

Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и ЧС.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест

фронтальный

презентации

3.10

7.10

11.

10

1.2 Опасные ситуации техногенного характера. (6 ч.)

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

О дороге и ее предназначении.

Участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожную разметку. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщиков

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

опрос

фронтальный

презентации

10.

10

14.

10

18.

10

7

Пешеход. Безопасность пешехода.

Пешеход- участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

О Пешеходе- участнике дорожного движения.

Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

опрос

фронтальный

презентации

17.

10

21.

10

25.

10

8

Пассажир. Безопасность пассажира.

Пассажир, общие обязанности пассажиров. Меры безопасного поведения пассажира

О пассажире- участнике дорожного движения.

Меры безопасного поведения пассажира.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

опрос

фронтальный

презентации

24.

10

28.

10

8.11

9

Водитель.

Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист – водитель транспортного средства. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге

О Транспортном средстве и водителе

Общие обязанности водителя

Обязанности велосипедиста, правила поведения на дороге

опрос

фронтальный

презентации

14.

11

11.

11

15.

11

10

Пожарная безопасность.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре

О причине пожара и его возникновение.

Пожарную безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище

Использовать приобретенные знания при пожаре

опрос

фронтальный

презентации

21.

11

18.

11

22.

11

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом

О опасные х аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни

Общие правила безопасного поведения в быту

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

опрос

фронтальный

презентации

28.

11

2.

12

29.

11

1.3. Опасные ситуации природного характера. (2 ч.)

12

Погодные условия и безопасность человека.

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений

Об Опасных природных явлениях

Правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест

фронтальный

Презентации, видеофильм

05.

12

2.12

6.12

13

Безопасность на водоемах.(Беседа)

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года

О безопасности на водоемах

Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест

фронтальный

Презентации, видеофильм

19.

12

9.12

13.

12

Раздел 2 Чрезвычайные ситуации (3 часа)

2.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (3 ч.)

14

Чрезвычайные ситуации природного характера(Беседа)

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения ,наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера

О Чрезвычайных ситуациях природного характера

Характеристику ЧС природного характера

Обеспечить личную безопасность в условиях ЧС природного характера

опрос

фронтальный

презентации

19.

12

16.

12

20.

12

15

Безопасность на замерзших водоемах. Гололёд. (беседа)

Правила поведения на водоемах зимой. Правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде

О правилах поведения на замерзших водоемах

Правила поведения при начале и окончании ледостава.

Применять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде

опрос

комбинированный

Презентация просмотр уч. фильма

26.

12

23.

12

27.

12

16

Чрезвычайные ситуации техногенного характера(Беседа)

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, в ЧС техногенного характера. Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

ЧС техногенного характера

Характеристику ЧС техногенного характера

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест

фронтальный

презентации

16.

01

13.

01

10.

01

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. (7 часов)

3.1. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. (3 ч.)

17

Антиобщественное поведение и его опасность. (беседа)

Антиобщественное поведение. Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации

О Криминогенных ситуациях

Меры личной безопасности при возникновения криминогенной ситуации

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест

фронтальный

презентации

16.

01

20.

01

17.

01

18

Обеспечение личной безопасности дома.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире Нападение в лифте. Нападение в подъезде у дома

ОбОбеспечение личной безопасности дома

общие правила безопасного поведения дома

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

Самостоятельная работа

итоговая

23.

01

27.

01

24.

01

19

Обеспечение личной безопасности на улице (беседа)

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице

Об обеспечении личной безопасности на улице

Знать свой город и его особенности

выбрать безопасный маршрут движения по городу,. соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.

опрос

фронтальный

презентации

30.

01

3.02

31.

01

3.2. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства. (4 часа)

20

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. (беседа)

Общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.

Об обеспечении личной безопасности при терроризме.

Знать о экстремизме и терроризме

Объяснять общие понятия об экстремизме и о терроризме

опрос

фронтальный

презентация

6.02

10.

02

7.02

21

Виды экстремистской и террористической деятельности

Характеристика основных видов террористической деятельности

Знать основные виды террористической деятельности

Характеризовать виды террористической деятельности.

опрос

фронтальный

презентация

13.

02

17.

02

14.

02

22

Виды террористических актов и их последствия

Виды террористических актов и их последствия. Анализ видов террористических актов и их характерные особенности.

О видах террористических актов и их последствии

Знать виды террористических актов и их особенности.

Анализировать виды террористических актов.

опрос

индивидуальный

Презентация учебный фильм

20.

02

24.

02

21.

02

23

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

Характеристика ответственности несовершеннолетних за антиобщественное поведение

Об ответственности несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

Знать некоторые статьи уголовного кодекса РФ

Формулировать свои правила поведения в повседневной жизни

опрос

фронтальный

Презентация.

27.

02

3.03

28.

02

Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(10 часов)

Раздел 4 «Основы здорового образа жизни»(5 часов)

4.1. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.(3 ч.)

24

О здоровом образе жизни. беседа

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств

О здоровом образе жизни

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

тест

фронтальный

презентации

6.03

10.

03

7.03

25

Двигательная активность и закаливание организма-необходимые условия укрепления здоровья. беседа

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.

О Двигательной активности и закаливании организма-

Значение двигательной активности

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

тест

фронтальный

презентации

13.

03

17.

03

14.

03

26

Рациональное питание. Гигиена питания. Беседа

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки. Гигиена питания.

О рациональном питании.

. О необходимых организму веществ: углеводы, жиры, белки. Гигиене питания.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

тест

фронтальный

презентации

20.

03

7.04

4.04

4.2. Факторы, разрушающие здоровье человека. (2 часа)

27

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. (комбинированный)

Вредные привычки(курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье

О Вредных привычках и их влиянии на здоровье

О влиянии на организм человека

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

тест

фронтальный

Презентации, видеофильм

3.04

14.

04

11.

04

28

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические вопросы)

Собеседование на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек»

О профилактике вредных привычек

О влиянии курения и алкоголя на организм человека

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

Самостоятельная работа

итоговая

10.

04

21.

04

18.

04

Раздел 5 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»(5 часов)

Первая медицинская помощь и правила ее оказания . (5 ч.)

29

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений (первичный материал)

ПМП , общее положение по оказанию ПМП

Ситуация, при которой следует немедленно вызвать «скорую помощь»

ОПервой медицинской помощи

Различные виды повреждений

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

опрос

фронтальный

Презентации, видеофильм

17.

04

28.

04

25.

04

30-32

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практика)

Последовательная отработка навыков в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Об оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении

Последовательность в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

Правильность выполнения

фронтальный

презентация

24.

04-

8.05

5.05-

12.

05

2.05-

16.

05

33-34

Первая медицинская помощь при отравлениях (практика)

Отравления, пути попадания токсичных веществ в организм человека. Общие правила оказания ПМП при отравлении

Об первой медицинской помощи при отравлениях

Общие правила оказания ПМП при отравлении

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

Правильность выполнения

Практическая работа

15.

05-

22.

05

19.

05-

26.

05

23.

05-

30.

05

35

Резервный урок

29.

05

Всего 35 часов

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. ; Под редакцией А.Т. Смирнова.- Москва «Просвещение» 2011 г.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной основой для учащихся 5 класса.- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. ; Под редакцией А.Т. Смирнова.- Москва «Просвещение» 2012 г.

3. «Кто покушается на твои права и свободы»: пособие для учащихся.- М: Просвещение, 2010.

4. «Когда не один противостоишь злу… »: пособие для учащихся.- М.: Просвещение,2010.

5.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в средней школе / авт. сост. В.В.Шумилова, Е.Ф. Таркова. — Волгоград: Учитель, 2007

6. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов.-М.: Дрофа, 2005.

7. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н.Аюпов; под ред. А.Т.Смирнова.-М.: Просвещение. 2007

DVDдиски:

«Сам себе МЧС»/ Видеостудия «Премьер – УЧ Фильм»

«Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» в 3 частях / Пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ .

Файлы: Лекция для классных рук-ей.ppt
Размер файла: 5166592 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология