Автор конспекта:
Автор(ы): — Комарова Валентина Накочевна

Место работы, должность: —

ТМКОУ "Усть-Портовская средняя школа-интернат"

Учитель родного языка.

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Родной язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места в учебном планеТребования к результатам освоения программы Планируемые результаты обучения предметаОсновное содержание учебного курсаСодержание учебного материала Учебно-тематический планОписание учебно-методического иматериально-технического обеспеченияТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ – ПОРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ИНТЕРНАТ»

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор ТМКОУ «У-ПСОШ-И» зам. директора по УВР на заседании МО

_______ Сучкова Е.А ____Кукарева З В протокол № ___ от ____

«___» ___________ 2013г. «___» __________ 2013г. «___» _________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (НЕНЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ

8 КЛАСС

Учителя родного (ненецкого) языка

Комаровой Валентины Накочевны

2013– 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, предусматривающего изучение родного (нерусского) языка, Типовой программы по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, школьного учебного плана.

Рабочая программа по родному (ненецкому) языку составлена в соответствии:

  • с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа».
  • с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа».
  • с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания.
  • Концепции — Национальная школа. Серия «Федеральная программа развития образования» Под ред. Кузьмина М.Н. – М.: «Новый учебник», 2003.

Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.

Курс родного (ненецкого) языка направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку;

· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение родным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

· освоение знаний о ненецком языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах ненецкого языка; об основных нормах ненецкого литературного языка;

· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по родному языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры ненецкого народа, средством приобщения к богатствам ненецкой культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;

- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;

- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.

В системе школьного образования учебный предмет «Родной язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Курс ненецкого языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве ненецкого языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. Учитывая то, что сегодня обучение родному языку происходит в сложных условиях, когда происходит ослабление позиций родных языков, связанных с разрушением традиционных языковых коллективов при укрупнении посёлков, нет должной мотивации молодого поколения коренных народов при изучении родных языков. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами родного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства на родном языке, соблюдая этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения ненецкому языку 8 классе углубление и расширение знаний учащихся по фонетике, морфологии, синтаксису и лексике ненецкого языка;

__ совершенствование навыков связной речи на ненецком языке, обогащение знаний по истории, культуре ненецкого народа, любви к родному краю.

На уроках ненецкого языка как можно больше должна звучать полноценная родная речь, способствующая эстетическому воспитанию учащихся, помогающая им видеть и чувствовать прекрасное и познавательное в самом языке: его благозвучие, силу, меткость, выразительность средств, неисчерпаемые возможности, которыми располагает родной язык для выражения мысли. Это основа, на которой прививаются школьникам любовь и бережное отношение к родному языку, желание постичь его, овладеть литературной формой.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению родного (ненецкого) языка в школе.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Учебный предмет «Родной язык» в школе имеет познавательно-практическую направленность.

По мере изучения детьми ненецкого языка должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами ненецкого литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых, изучающих ненецкий язык; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – овладение речевой деятельностью и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики ненецкого языка.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках родного языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.

Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

На каждом уроке школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.

Каждая языковая единица, включенная в языковый компонент «Обязательного минимума…» должна быть усвоена с точки зрения ее функционирования в речи.Учащиеся школ самодийской группы языков усвоят звуковую систему, нормы орфоэпии и орфографии родного языка, научатся правильно произносить и обозначать на письме звуки и звукосочетания, исправлять недостатки в речи, обусловленные диалектными особенностями. Усвоение выразительных средств устной речи поможет прибрести навыки выразительного чтения предложений и текстов, разных по структуре, содержанию, эмоциональному настрою.

Изучение лексического состава родного языка обогащает словарный запас учащихся. Они постепенно приобретают навыки употребления в речи синонимов, антонимов, устойчивых словосочетаний.

Усвоение речевых умений и навыков осуществляется путем выполнения различных устных и письменных работ творческого характера:

  • Слушание текста, читаемого учителем или самостоятельное чтение его учащимися;
  • Пересказ (изложение) небольшого сюжетного текста по плану или без него;
  • Составление простого плана по данному тексту;
  • Описание предмета, животного, человека;
  • Сочинения по картине или данной теме – о семье, о друзьях, о родном крае, о помощи старшим.

С первого класса необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, и творческие работы. При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используется: диктант, тест, изложение, списывание, сочинение, устное сообщение.

Виды творческих работ:

· развернутые ответы на вопросы по изученному литературному произведению;

· устный и письменный пересказ (изложение) художественного текста;

· устное и письменное сочинение-повествование с элементами описания на заданную тему ( о природе родного края в разные времена года . о какой-либо поездке, об экскурсии в краеведческий музей).

Указания по обучению ненецкому языку

В процессе обучения родным языкам финно-угорской группы решаются следующие задачи:

  • обучение всем видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению и письму);
  • развитие этнокультуроведческой компетенции учащихся.

Изложенные ниже требования к знаниям, умениям и навыкам, обязательный минимум содержания образования, типовая программа по языкам финно-угорской группы определяют содержание образовательной области «Филология» в той ее части, которая называется национально – региональным компонентом.

При изучении родного языка в диалектных условиях учителю предстоит:

  • учитывать диалектную природу речи учащихся и систематически корректировать ее в соответствии с нормами литературного языка;
  • выполнять упражнения, направленные на усвоение орфоэпических норм;
  • творчески организовывать работу по предупреждению и устранению различных диалектных ошибок;

В целом задачи изучения родного языка на продвинутом этапе сводится к следующему:

  • дать учащимся определенный программой объем знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, а также общие сведения о языке.
  • привить умения пользоваться полученными знаниями на практике;
  • обогатить словарный запас и грамматический строй речи школьников, обучить их нормам литературного языка;
  • сформировать у учащихся прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки выразительного чтения;
  • выработать речевые умения;
  • привить интерес и любовь к родному языку путем раскрытия его своеобразия и характерных особенностей;
  • приобщить учащихся посредством изучения родного языка к культуре своего народа, его истории;

Презентацию учебного материала важно производить поэтапно с учетом уровней языка и их системности, коммуникативных сфер и задач обучения. При таком подходе в качестве методических принципов обучения выступают коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, а критерием отбора, интерпретации и организации учебного материала служат речевые умения и навыки учащихся, которые должны быть сформированы в основной школе.

Описание места в учебном плане

Согласно учебному плану для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения учебный предмет «Родной язык» входит в образовательную область «Филология» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русским языком. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы. Отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

1)

2)

3)

4)

5)

Метапредметные результаты:

  • Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации)
  • Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
  • Владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
  • Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение самостоятельно вести поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования.
  • Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания.
  • Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст.
  • Умение создавать устные и письменные тексты разных жанров, типов, стилей.
  • Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм родного литературного языка
  • 9) Выпускник национальной школы должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;

    В аудировании:

    • понимание обращенной к нему речи, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном языке;
    • понимать магнитофонную запись. Речь диктора радио, речь персонажей спектаклей, кинофильмов;
    • слушать и понимать речь окружающих;

    В говорении:

    • соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;
    • выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие.
    • владеть выразительными средствами устной речи;
    • описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;
    • составлять различные высказывания по ситуации;
    • пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного , отвечать на вопросы по тексту.

    В чтении:

    • читать текст с оптимальной скоростью;
    • выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;
    • понимать содержание художественных произведений, газетных и журнальных статей, параграфов учебников;
    • устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
    • задавать вопросы по тексту и отвечать на них;

    В письме:

    • выполнять письменные работы с соблюдением норм орфографии и пунктуации;
    • письменно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного;
    • кратко или полно излагать содержание прочитанного, услышанного;
    • давать описание различных предметов, животных, пейзажей;
    • писать различные изложения (подробные и сжатые);
    • писать различные сочинения по заданной теме, по прочитанному литературному произведению;

    Предметные результаты:

    1)

    2)

    3)

    4)

    5)

    6)

    7)

    8)

    Планируемые результаты обучения предмета

    Будут знать, понимать.

    Выпускник национальной школы по родному языку должен:

    • знать о происхождении родного языка и его месте среди других родственных языков,
    • об особенностях литературного языка и диалектов, устной и письменной речи, диалогической и монологической речи,
    • их выразительных средствах.
    • знать звуковой строй речи и владеть орфоэпическими нормами родного языка.
    • владеть основным словарным составом родного языка, позволяющим осуществлять речевую коммуникацию.
    • знать морфемный состав слова.
    • знать и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных;
    • употреблять прилагательные в речи
    • иметь понятие о словосочетании и предложении, их структуре и различиях:
    • особенности порядка слов в родном языке и уметь правильно строить предложения;
    • виды и типы предложений и использовать их в устной и письменной речи;
    • употреблять однородные члены, уметь расставлять знаки препинания;
    • структуру сложного предложения и средства соединения его частей;

    Уметь:

    • уметь употреблять имена существительные в разных синтаксических функциях.
    • определять части речи по их лексико-грамматическим признакам
    • правильно употреблять в устной и письменной речи числительные;
    • заменять при построении текстов существительные, прилагательные, числительные соответствующими местоимениями;
    • использовать для выражения тех или иных значений различные формы глагола в простых и сложных предложениях;
    • уметь определять причастия и деепричастия;
    • уметь употреблять в высказывании наречия, использовать их как средство связи предложений;
    • употреблять правильно в предложении служебные части речи: послелоги, союзы, частицы.
    • употреблять в предложении обращения, ставить знаки препинания;
    • уметь употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно их интонировать и ставить знаки препинания;
    • уметь заменять простые предложения сложными и наоборот;
    • уметь строить прямую речь, правильно интонировать и расставлять знаки препинания при письме;

    Основное содержание учебного курса

    Основные содержательные линии

    Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.

    В содержание курса обучения родному (ненецкому) языку в начальной школе входят:

  • Языковой материал (фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография, пунктуация).
  • Сферы общения.
  • Речевые умения, характеризующие степень владения ненецким языком как средством общения.
  • Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях.
  • 1. Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.).

    2. Сфера общения

    1. Социально – бытовая: этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа;

    2. Учебно-трудовая: школа, распорядок дня, каникулы и т.д.;

    3. Социально-культурная:

    ˚ город, село, учреждения культуры;

    ˚ отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода;

    ˚ сказки, песни, стихи;

    4. Игровая: виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские).

    3. Речевые умения

    1) Аудирование (слушание)

    Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.

    Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.

    2) Говорение

    Составление рассказа с опорой на наглядность.

    Составление рассказа согласно ситуации.

    Продолжение рассказа по заданному началу.

    Трансформация речевых высказываний.

    3) Чтение

    Чтение полного текста без заданий.

    Чтение с пониманием основного содержания.

    Ответы на вопросы по прочитанному.

    4) Письмо

    Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.

    Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.

    Выполнение письменных заданий.

    4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев

    1. Место расселения народа. Названия населенных пунктов.

    2. Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

    3. Факты, относящиеся к истории округа, населенного пункта.

    4. Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.)

    5. Произведения ненецких писателей и поэтов.

    6. Образцы орнаментов.

    7. Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища

    8. Орудия труда и средства передвижения.

    9. Традиционная мужская и женская одежда.

    10. Народные детские игры.

    11. Традиционные виды труда и отдыха.

    Содержание учебного материала

    I. Введение: родной язык – язык матери, предков, родного очага, стойбища. (1 ч)

    II. О самодийской группе языков. (3 ч)

    Родной язык как национальный язык народа. Место родного языка среди других самодийских языков.

    История создания письменности на родном языке. Литературный язык и диалекты. Общее знакомство с самодийской группой языков. Сходства и различия между ними.

    Сведения из истории исследования самодийской группы языков. Роль родного языка в сохранении и развитии национальной культуры.

  • Ненэцие″ вадам′ падыбавы ученой″
  • 2Ненэй ненэцие″ переня″. Диалекты ненецкого языка
  • III. Тензибтенгова (повторение) 5ч Т

    Существительной вада″ лично-притяжательной мирбида. Местоимения вада″

    Числительной вада″ Глаго ′вада″, глагол мирбя Наречие вада″.

    1 Существительной вади″ лично-притяжательной мирбида

    2 Местоимения вада″,

    3 Толыр″ма вада″.(числительной)

    4 Глагол вада″, глагол′ мирбя″

    5 Наречия вада″

    V Фонетика. 4 ч

    1 Гласной мун″ ха″мава

    2 Вади″ вэкана гласной мун′ нгадибер″ма

    3 Нгобто″лас слог нгобт′ нгамдабава

    4 Самостоятельная работа

    IМорфология (21 ч) Общее понятие о частях речи. Знаменательные и

    служебные части речи.Существительно вада Существительной вади" лично-

    предназначительной склонениядо'. Падеж": именительной, вини-тельной,

    назначительной, существительной вади" манэсарма' саир"

    Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени

    существительного в предложении. Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение существительных по числам (единственное, двойственное, множественное) и падежам. Лично- притяжательные формы имен существительных, их изменения по падежам Местоимения вада″ Числительной вада″ Глаголхат нгадимы вада″ Глагол вада″ Причастия вада″ Деепричастия. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении Наклонения глагола. Формы глагола: неопределенная, лричастия, деепричастия Образование глаголов. Правописание. Деепричастия. Деепричастиям' хамэдамбава, ваде"ма. Дее­причастия' нгамгэм' пэрмам' ниня вадета мирбяда (неопре­делённая форма). Отрицательной деепричастия. Деепричастия ватом' пэрма мирбяда. Ватом' пэрма деепричастия' несэйворма. Деепричастиям' манэсарма' сайр'

    1 Существительной вада″. Лично-притяжательной сущ-ой″ нгока нгамгэм′ вадета толыр″мада (числода)

    2 Существительной вада″. Лично-притяжательной сущ-ой″ нгока нгамгэм′ вадета толыр″мада (числода) 3 Родительной падеж 4 Дательной падеж 5 Местной падеж 6 Отложительной падеж

    7 Продольной падеж 8 Местоимения вада″ местоимения тэнз. 9 Таслангода местоимения вада″

    10. Юнрава местоимения вада″ 11 Числительной вада″. 12 Толыр″ма вади″ тэнз нямна.

    13 Глаголхат нгадимы вада″. Глаголхат нгадимы вада″ несэйвормадо′ 14 Глаголхат нгадимы вада″ пуномдад″ 15 Глагол вада″. Янговам′ вадета″ глагол″.16 Янговам′ вадета″ глагол′ спряжениеда 17 Глагол′ ваде″мам′ янгомдамбада вада″ 18 Янгомдангода глагол′ спряжениедо′

    19 Причастия′ вада″. Причастия мирбя′

    20 Деепричастия вада″. Ватом′ пэрма деепричастия′ мирбида 21 Ватом′ пэрма деепричастия′ несэйворма.

    По′ ямбан тохолавы тензибтембава.

    (Повторение) 1ч

    Учебно-тематический план

    № п.п.

    Наименование разделов

    Всего часов

    диктант

    тест

    На развитие речи

    Сочинения

    Изложения

    1.

    Введение

    1

    2.

    О самодийской группе языков. Ненэцие″ вади″ вабц нямна

    3

    1

    1

    Ненэцие вади″ нямна

    Ненэцие вадам′ падыбавы уяеной″

    Ненэй ненэцие переня

    3.

    Тензибтенгова (Повторение)

    Существительной вада″ лично-притяжательной мирбида.

    Местоимения вада″

    Числительной вада″

    Глаго ′вада″, глагол мирбя

    Наречие вада″.

    5

    1

    1

    4

    Фонетика

    4

    1

    5

    Морфология.

    21

    Существительно вада″

    7

    1

    1

    Местоимения вада″

    3

    Числительной вада″

    2

    1

    Глаголхат нгадимы вада″

    2

    1

    Глагол вада″

    3

    Причастия вада″

    1

    Деепричастия.

    2

    1

    6

    Повторение По ямбан тохолавы тензибтембава″

    Мякана хари″ пэрманда манзая″

    1

    1

    1

    ИТОГО:

    34

    Описание учебно-методического и

    материально-технического обеспечения

    Для учащихся:

    1. М.Я.Бармич Ненэця' вада. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений.- С-Петербург: Просвещение, 2007.

    2. Е.Н.Самойлова. Русско – ненецкий тематический словарь. Учебное пособие для 5-9 классов. – СПб.: Просвещение, 2008.

    3. М.А.Ненянг Русско-ненецкий разговорник. Учебное пособие для учащихся средней школы. – СПБ.: Дрофа, 2005 г.

    4. М.Я.Бармич. Е.М.Талеева.Практикум по лексике ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся 9 – 11 классов. Часть 1. – СПб.: Просвещение, 2002.

    5. М.Я.Бармич. Практикум по лексике ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся 9 – 11 кл. общеобр.учредж. Часть 2.- СПб.: Просвещение, 2007.

    6 М.Я.Бармич. Практикум по лексике ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся 9 – 11 кл. общеобр.учредж. Часть 3.- СПб.: Просвещение, 2007.

    Для учителя: 1. М.Я.Бармич. Практикум по ненецкому языку. Пособие для педагогических училищ. — Ленинград: Просвещение, 1979.

    2. М.Я.Бармич. Ненецко — русские языковые связи. Пособие для учителей ненецкого языка. –СПб.: Просвещение, 2002.

    3. Е.Г.Сусой Программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для 5-7 классов. — г. Нарьян – Мар, 1991.

    4. А.Б.Соктоев Фольклор ненцев Памятники фольклора народов Сибири и дальнего Востока. – Новосибирск: Наука, 2001.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    в 8 классе (грамматика) – 34 ч

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Тип урока

    Элементы содержания

    Планируемые результаты освоения темы

    Вид контроля

    Элементы дополнительного (необязательного) содержания

    Домашнее задание

    Дата

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1

    Введение

    1

    :

    5.09

    II

    О самодийской группе языков. Ненэцие″ вади″ нямна

    3

    Ра

    С 5 у2 выполнить задан 3.

    2

    Ненэцие″ вадам′ падыбавы″ ученой″ А.П.Пырерка. Беседа о жизни и творчестве, о языке.

    Совершенствование знаний.

    Сообщения уч-ся

    Знать биографию А.П.Пырерка. Знатьф.и.о. ненецких ученых, какой вклад внесли в науку.

    Устный конт роль

    Реферат «А.П.Пырерка-ученый и писатель

    С 6 у 4 выписать слова, хар-е ученого.

    12.09

    3

    Ненэй ненэцие″ переня″ Диалекты ненецкого языка

    Комбинир- урок

    Беседа о языках к.н.севера.

    Знать диалекты ненецкого языка. Знать представителей сам-ой группы .

    Устный контроль

    Бот а над текстом.

    Выучить правило

    19.09

    4

    Тундровой диалект ненецкого языка.

    Беседа

    Устный контроль

    26.09

    III

    Тензебтенгова.(повторение)

    5

    Существительной вади″ лично-притяжательной мирбида

    Повторение и обобщение изученного.

    Работа по учеб

    Знать значение л-пр-х сущ-х

    Фронтальный опрос

    Работа по карточкам.

    С 8 у 8. Записать предложения

    3.10

    6

    Местоимения вада″,

    Изучение нового материала

    Знак-во с разрядами мест-й

    Знать разряды местоимений.

    Устный контроль.

    Восстановление деформированного текста.

    С9у10 выделить суф-ы

    10.10

    7

    Толыр″ма вада″.(числительной)

    Совершенствованеие знаний.

    Разряды числительных

    Знать разряды числительных

    Устный контроль

    Составление рассказа по картине.

    С 11 у15 выделить суф-ы

    17.10

    8

    Глагол вада″, глагол′ мирбя″

    Повторение знаний.

    Виды глаголов

    Знать виды глаголов

    Устный контроль

    Подбор текста к заголовку.

    С 11 у 16

    24.10

    9

    Наречия вада″

    Обобщение знаний.

    Сост-ие пред-ий с наречиями.

    Уметь выделить наречия по вопросам

    Устный контроль

    Описание «Тундра зимой»

    С 13 у 19 по заданию

    7.11

    IV

    Фонетика

    4

    10

    Гласной мун″ ха″мава

    Изучение нового материала

    Набл-е за выпад-м гл. зв-ка

    Знать причину выпадения гласного зв-а

    Письменный контроль

    Сам-я работа по теме.

    С 21 пр. у 35. выучить

    14.11

    11

    Вади″ вэкана гласной мун′ нгадибер″ма

    Комбинированный урок

    Набл-е за появ-мгл. зв-ка

    Знать причину появления гл.зв в конце слова.

    Письменный контроль

    Работа по картине из учебника.

    С 21 у 36 выучить

    27.11

    12

    Нгобто″лас слог нгобт′ нгамдабава

    Урок контроля

    Набл-е за 2-мя один-ми сл в сл.

    Знать причину появления 2-х один-х слогов.

    Письменный контроль

    Словарная работа по словарю.

    С23 пр. у 38

    выучить

    4.12

    13

    Самостоятельная работа

    Обобщение знаний

    Работа по карточкам.

    Уметь работать самос-но

    Письменный контроль

    Работа с тематическим словарем.

    С 24 у 40выполнить задан 2.

    11.12

    V

    Морфология.

    21

    14

    Существительной вада″. Лично-притяжательной сущ-ой″ нгока нгамгэм′ вадета толыр″мада (числода)

    Изучение нового материала

    Мн-е ч. лично-пр-х им. сущ-х

    Уметь поставить лично-притяж сущ. во мн.чис.

    Устный контроль

    Работа в группах. Текст. Внесение изменений.

    С 25 пр выучить у 44.

    12.12

    15

    Именительной, Винительной падежха′

    Комбинированный урок

    Сравнение слов в Ип и в В.п

    Знать форму слов в Ип и в В.п

    Устный контроль

    Описание зимнего утра в стойбище.

    С 26 пр выучить у44.

    19.12

    16

    Родительной падеж

    Урок целевого применения усвоенного

    Упраж-ие в нах-ии слов в Р.п

    Знать форму слов в Р.п

    Устный контроль

    Диктант слов по определенной теме.

    С 28 пр выучить у 49

    26.12

    17

    Дательной падеж

    Формирование умений и навыков

    Сост-ие табл. Слов Д.п

    Знать форму слов в Д.п

    Устный контроль

    Работа со словарем.

    С 30 пр. выучить у 55.

    16.01

    18

    Местной падеж

    Совершенствование знаний

    Постановка слов в М.п

    Знать форму слов в М.п

    Устный контроль

    Чтение текста с послед-м пересказом.

    С 32 табл. Раз-ть у 61

    23.01

    19

    Отложительной падеж

    Урок-семинар

    Пост-а слов в О.п

    Знать форму слов в О.п

    Устный контроль

    Мини сочинение «В поселок пришла весна»

    С 33 у 63 выполнить.

    30.01

    20

    Продольной падеж

    Комбинированный урок

    Изменеие слов по вопр П.п

    Знать форму слов в П.п

    Устный контроль

    Работа по картине М.Турдагина.

    С 35 таблица разобрать, выполнить 5.

    6.02

    21

    Местоимения вада″ местоимения тэнз.

    Комбинированный урок

    Знак-во с разрядами мест-ий

    Знать разряды местоимений

    Устный контроль

    Самостоятельная работа по тексту. Ответы на вопрос.

    С 39 пр выучитьу 74.

    13.02

    22

    Таслангода местоимения вада″

    Формирование умений и навыков

    Работа в парах

    Знать вопросы определительных мест-ий

    Письменный контроль

    Составление вопросов к тексту.

    С 39 пр.выучить. у74.

    20.02

    23

    Юнрава местоимения вада″

    Урок совершенствование знаний

    Работа в парах

    Уметь отличать вопр-е мест-я

    Устный контроль

    Составление диалога.

    С 41 пр. выучить у 79.

    27.02

    24

    Числительной вада″.

    2

    Формирование умений и навыков

    Нахож-е числительных

    Уметь изменять числ по вопросам.

    Устный контроль

    Игра «вандако»

    С45 у90 выполнить № 3

    6.03

    25

    Толыр″ма вади″ тэнз нямна.

    Урок-обобщение

    Знак-во с разрядами числ-х

    Знать разряды числительных.

    Письменный контроль

    Работа над предложением.

    С 44 у 89. Выполнить по задан

    13.03

    26

    Глаголхат нгадимы вада″. Глаголхат нгадимы вада″ несэйвормадо′

    2

    Урок-семинар.

    Измен-ие слов,, происш-ие от глаголов

    Уметь отличать слова, образ от глагол

    Устный контроль

    Составление предложений по опорным словам.

    С 47 пр выучить.

    20.03

    27

    Глаголхат нгадимы вада″ пуномдад″

    Комбинированный урок

    Слова, происш-ие от глаголов

    Знать отличия слов, происш. от глаголов

    Устный контроль

    Составление рассказа по заголовку.

    С 48 пр выучить

    3.04

    28

    Глагол вада″. Янговам′ вадета″ глагол″.

    3

    Изучение нового материала

    Составление таблицы глаголов

    Уметь определять янговам вадета глагол″.

    Устный контроль

    Самост работа по учебнику.

    Пр выучить у 104

    10.04

    29

    Янговам′ вадета″ глагол′ спряжениеда

    Комбинированный урок

    Работа по таблице глаголов

    Уметь спрягать данные глаголы.

    Устный контроль

    Составление таблицы глаголов.

    С 52109.

    17.04

    30

    Глагол′ ваде″мам′ янгомдамбада вада″. Янгомдангода глагол′ спряжениедо′

    Урок контроля

    Сам-я работа по теме «Глагол»

    Уметь спрягать янгомдангода глагол.

    Письменный контроль

    Тестирование по теме «Глагол»

    С 57 пр выучить

    27. 04

    31

    Причастия′ вада″. Причастия мирбя′

    1

    Комбинированный урок

    Составление таблицы причастий

    Уметь отличать пр-я от глаголов.

    Устный контроль

    Ответы на вопросы По теме «Причастие»

    С 54 у136 выполнить по заданию.

    8.05

    32

    Деепричастия вада″. Ватом′ пэрма деепричастия′ мирбида

    2

    Комбинированный урок

    Составление таблицы дееприч.

    Уметь отличать деепр-я от прич-ий.

    Устный контроль

    Ответы на вопросы по теме «Деепричастие2

    С 66у 141 ответить на вопросы.

    15.05

    33

    Ватом′ пэрма деепричастия′ несэйворма.

    Обобщение

    Сам-ая работа

    Уметь изменять дееприч.

    Устный контроль

    Составление текста по вопросам.

    С 67 пр выучить у143

    22.05

    VI

    По′ ямбан тохолавы тензибтембава. (Повторение)

    1

    34

    Повторение.Мякана хари″ пэрманда манзая

    Урок повторение

    Письм. Ответы на вопросы.

    Уметь применять полученные знания и умения

    Письменный контроль

    Тест по теме «Повторение пройденного за год»

    С 71у 151. По заданию

    29.05

    Файлы: мастер класс Игушина М.В. эшкэртмэ.docx
    Размер файла: 20446 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология