Автор конспекта:
Автор(ы): — Баранова Елена Анатольевна

Место работы, должность: —

МАОУ Лицей №1 имени А.С. Пушкина г. Томска, учитель русского языка и литературы

Регион: — Томская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебная программа

Краткое описание ресурса: — Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения русского языка в 9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю (17часов развития речи). По учебному плану лицея на 2013-2014 учебный год на русского языка в 9 классе от-ведено 105 часов в год, 3 часа в неделю (Приложение №1).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К учебнику «Русский язык. 9 кл.» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капи-нос, В.В. Львов. Под ред. М.М. Разумовской. 9 А класс (3 часа в неделю. 105 часов) Составитель: Баранова Е.А. Пояснительная записка В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство позна-ния действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, форми-рует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школь-ных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения: • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского ли-тературного языка и речевого этикета; • Обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую ин-формацию; • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. • На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: • Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; • Овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка; • Формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи; • Освоение компетенций — коммуникативной, языковедческой и культуроведческой. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Россий-ской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения русского языка в 9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю (17часов развития речи). По учебному плану лицея на 2013-2014 учебный год на русского языка в 9 классе от-ведено 105 часов в год, 3 часа в неделю (Приложение №1). В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами. При изучении синтаксических явлений, опоре на синтаксические знания и умения в собственной речи учащиеся используют не только синтаксические знания о языке, но и об-ращаются к знаниям о мире, к знаниям о ситуации общения, выходят за узкие рамки анализа закодированной исключительно синтаксическими средствами информации. Соотнесенность синтаксических единиц с внеязыковой действительностью активизирует познавательную деятельность учеников(восприятие, память, воображение, внимание, мышление; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация). При изучении предмета используется учебник: М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2010. Главным, на чем построили авторы учебник, является текст. Тексты, представленные в книге, разнообразны по жанру и тематической направленности, доступны для обучающихся по содержанию. Имеют высокую познавательную и воспитательную ценность. Их использование позволяет обеспечить реализацию как внутрипредметных, так и межпредметных связей, предполагает проверку лингвистических знаний и умений на разных уровнях. Поэтому большинство упражнений учебника — это комплексная работа с текстом, в ходе которой обучающиеся должны определять тему текста, основные мысли, находить ключевые слова, определять тип речи и стиль текста, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю, находить в тексте языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами. Тексты представлены в малых объемах, их можно проанализировать в течение урока. К ним даются творческие задания разноуровневого плана, что позволяет успешно осуществлять дифференцированную работу. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки обучающихся. Многие упражнения содержат задания, предлагающие определить значение слова, подобрать синонимы, антонимы, определить стилистическую окраску слова, выявить слова необщеупотребительной лексики, архаизмы, историзмы, неологизмы. Задания формируются таким образом, чтобы побудить обучающихся к активизации мыслительной деятельности. Одним словом, решается комплекс задач, что позволяет обучающимся успешно подго-товиться к ГИА. Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически осуществлять эту работу на уроках. Материалы для подготовки к ГИА будут даваться дозированно: в соответствии с заданиями частей А, В и С, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Кроме этого, контрольные уроки за полугодие и годовую планирую провести в форме ГИА. Технологии, используемые в работе: • Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) • ИКТ • Обучение в сотрудничестве • Исследовательские методы обучения Рабочее место учителя оборудовано: • персональный компьютер; • проектор; • интерактивная доска. В планировании соблюдены все требования Федерального компонента государ-ственного стандарта общего образования, а также обязательного минимума содержания общего образования. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся. Языковая компетентность: владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы-орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологиче-ской, синтаксической . Коммуникативная компетентность: владение специальными речеведческими зна-ниями и умениями применять их к анализу и конструктированию текста . Лингвистическая компетентность: знания о системе языка, умение применять эти знания в работе с языковым материалом. Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи обучающихся. Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма). Виды и формы контроля. В планировании предусмотрены различные виды обучаю-щих и контрольных работ: тестовые задания, проверочные работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов. Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании контрольных работ. Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 9 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся». Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается русский ли-тературный язык, поэтому наи¬более тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведе¬ния для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреб¬лением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, со¬чинению и т. п.). Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе лите¬ратуры, изобразительного искусства (антоним, антитеза, конт¬раст, изобразитель-ное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заим-ствованными сло¬вами, широко вводят их в речь; при занятиях музы¬кой — со звуком, темб-ром, интонацией. Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учи-тель опирается на те знания, которые приобрели обучающиеся на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идей-ный замысел ху¬дожника, понимать язык этого вида искусства. При этом обучающиеся учат-ся находить словесный эквивалент зрительным обра¬зам, цветовой гамме изображаемого. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают луч¬шее понимание обучаю-щимися изучаемого материала и более вы¬сокий уровень владения навыками по русскому языку. В процессе обучения будут использоваться: • -сборники тестовых заданий; • -занимательный материал по русскому языку; • -цифровые образовательные ресурсы; • -презентации Всего часов: 105 (3 часа в неделю) Уроков развития речи: 30 часов. Содержание 1. Русский язык-национальный язык русского народа(1ч.) Знать: формы существования национального русского языка, понимать его неодно-родность, сферу функционирования. Уметь: создавать собственные высказывания на лингвистические темы. Применять в практике устного речевого общения с целью развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры. 2. Повторение изученного в 5-8 классах (22ч). Стили речи. Особенности фонетики, графики, орфографии. Лексика, Морфология. Словообразование. Пунктуация. Синтаксис. Способы сокращения текста. Типы речи. Жанры публицистики. Знать: особенности стилей и типов речи, звуков, правописание слов, разнообра¬зие лексического состава русского языка, морфемы, образование слов, особенности морфологии и синтаксиса, верную постановку знаков препинания, способы сжатия текста, жанры публи-цистики. Уметь: различать стили и типы речи, тему, ос¬новную мысль текста, создавать соб-ственное вы¬сказывание, определять особенности звуков, морфемы, образование слов, осо-бенности морфологии и синтаксиса, особенности жанров публицистики, извлекать необхо-димую информацию из текста, понимать его коммуни¬кативную цель, соз¬давать текст пуб-лицистического характера, применять все способы компрессии, сохранять микротемы, пра-вильно писать слова и ставить нужные знаки препинания, объяснять разнообра¬зие лексиче-ского состава русского языка. Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка, для определения лексического значения слов, морфем, способов образования слов, для выявления особенностей морфологии и синтаксиса, верного написания слов и постановки знаков препинания, для работы с текстом. Контрольные мероприятия: изложение, тестовые задания, самостоятельная работа 3. Сложное предложение (4ч.) Виды предложений. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений. Знать: виды и типы предложений, средства связи частей сложных предложений, пунк-туационное оформление их. Уметь : разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений, определять средства связи частей сложных предложений, пунктуационно оформлять их. Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка. Контрольные мероприятия: контрольная работа 4. Сложносочиненные предложения (7ч.) Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненного предложения. Художественный стиль и язык художественной литературы. Знать: грамматические признаки, строение сложносочиненных предложений, группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении, разновидности смысловых от-ношений между частями сложносочиненного предложения, особенности художественного стиля и языка художественной литературы. Уметь: различать простые и сложные предложения, определять разновидности смыс-ловых отношений между частями сложносочиненных предложений, связанными соедини-тельными, разделительными и противительными союзами, пунктуационно оформлять их, определять и различать художественный стиль и язык художественной литературы. Применять знания для определения видов сложносочиненных предложений, выявле-ний отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка. Контрольные мероприятия: тестовые задания 5. Сложноподчиненные предложения (38ч.) Понятие о сложноподчиненном предложении. Обучающее сочинение на лингвистиче-скую тему(С 2.1). Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложе-ния с придаточными определительными. Местоименно- соотносительные придаточные. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные обстоятельственные места. Текст. Строение текста. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Путевые заметки. Понятие о жанре. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. Рецензия. Понятие о жанре. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. Эссе. Понятие о жанре. Знать: основные группы сложноподчиненных предложений по значению и союзам, особенности при¬даточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных по ха-рактеру смысло¬вой связи между частями, значению союзных слов, синтаксическую функцию союзного слова, интонационное и пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, структуру построения сочинения- рассуждения на лингвистическую тему, строения текста, способы сжатия текста, понятие о рецензии и эссе. Уметь: определять группы сложноподчиненных предложений по значению и союзам, находить главное и придаточное; различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова; определять значение и признаки придаточных, пунктуационно оформлять предложения, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, строить текст разных жанров. Применять знания для определения видов сложноподчиненных предложений, выяв-лений отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка. Контрольные мероприятия: тестовые задания, изложение, сочинение, словарный диктант, проверочная работа, контрольная работа, диктант 6. Бессоюзные сложные предложения (12ч.) Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Изложение с элемен-тами сочинения. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, до-полнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения. Сжатое изложение. Деловая речь. Написание деловых бумаг. Знать: особенности бессоюзных сложных предложений; условия постановки запятой и точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях, способы сжатия текста, виды деловых бумаг и их оформление. Уметь: определять смысловые отношения между частями бессозного сложного пред-ложения, правильно ставить знаки препинания и обосновывать условия их выбора, приме-нять способы сжатия текста и правильно оформлять деловые бумаги. Применять знания для определений типов предложений, для написания изложения и деловых бумаг Контрольные мероприятия: изложения, тестовые задания, проверочная работа 7. Сложные предложения с различными видами связи (3ч.) Сложные предложения с различными видами связи. Знать: структурные особенно¬сти сложного предложения с разными видами связи, ос-новные разновидности пред¬ложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуаци¬онные особенности сложных предложений с разными ви¬дами связи. Уметь определять особенно¬сти сложного предложения с разными видами связи, ос-новные разновидности пред¬ложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять нужные знаки препинания. Применять сложные предложения с различными видами связи в речи. Контрольные мероприятия: тестовые задания 8. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (17ч.). Знать: особенности разделов науки о языке, правописание слов и пунктуационное оформление предложений, анализ текста. Уметь: обнаруживать орфо¬граммы, объ¬яснять их правописание; правильно и вырази-тельно читать пред¬ложения разных синтаксиче¬ских конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложениях, анализировать текст, безошибочно писать контрольную работу. Применять в практике устного и письменного речевого общения. Контрольные мероприятия: тестовые задания, сочинение Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуаци¬онных правил, обосновывать свои ответы, при-водя нужные примеры. К концу 9 класса обучающиеся должны овладеть сле¬дующими умениями и навы-ками: Знать: • Роль русского языка как национального языка русского народа, государствен-ного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; • Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, офици-ально-делового стилей, языка художественной литературы; • Особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; • Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, опи-сания, рассуждения); • Основные единицы языка, их признаки; • Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; Уметь: • Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; • Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным ком-понентом; Аудирование и чтение • Адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, те-му основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); • Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изу-чающее, ознакомительное, просмотровое); • Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; Говорение и письмо • Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изло-жение, конспект); • Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, вы-ступление, письмо, расписка, заявление); • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; • Владеть различными видами монолога и диалога; • Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нор-мы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лекси-ческие, грамматические нормы современного русского литературного языка; • Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • Соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралинг-вистические (внеязыковые) средства общения; • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совер-шенствовать и редактировать собственные тексты; Владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой; Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни: • Для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; • Развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; • Удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социаль-но-культурных ситуациях общения; • Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматиче-ских средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной ре-чью; • Использования родного языка как средства получения знаний по другим учеб-ным предметам и продолжения образования. Учебно-тематический план № п/п Раздел Кол-во часов В том числе кон-трольные мероприя-тия Кол-во часов 1 Входной контроль 1 Диктант 1 2 Международное значение русского язы-ка. 1 3 Повторение изученного в 5-8 классах 22 Диктант с граммати-ческим заданием Сжатое изложение Тестовые задания Проверочная работа 1 1 4 Сложное предложение. 4 Проверочная работа Тестовые задания 5 Сложносочиненные предложения 7 Тестовые задания Проверочная работа Тестовые задания 1 6 Сложноподчиненные предложения 38 Тестовые задания Диктант Сочинение-рассуждение Изложение. Проверочная работа-Тестовые задания 2 1 4 2 7 Бессоюзные сложные предложения 12 Изложение с элемен-тами сочинения Сжатое изложение Тестовые задания Проверочная работа 2 2 8 Сложные предложения с различными видами связи 3 Тестовые задания Проверочная работа 9 Повторение изученного в 5-9 классах 17 Тестовые задания Сочинение 2 1 Всего-105часов. Из них-30 часов по развитию речи Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся. 1. Русский язык. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.-12-е изд., перераб.-М.:Дрофа, 2010. 2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: Дрофа. 3. ФГОС. Тесты по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский Язык. 9 класс»/А.В. Кудинова.- М,: Издательство «Экзамен», 2014. 4. ФГОС. Универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 9 класс». К учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский Язык. 9 класс». 5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форнме. Русский язык 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие./С.В. Дра-бкина, Д.И. Субботин.- Москва: Интеллект-центр, 2014.- 216 стр. 6. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.В. Абрамова.-2 изд. –М.: Просвещение, 2012. -176 с. – (Работаем по новым стандартам). 7. Русский язык. 9 класс: проверочные и контрольные тесты/авт.-сост. Н.М. Божко.-Волгоград: Учитель, 2008. 8. Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002 9. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. — СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с 10. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с. 11. Школьный орфографический Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов 12. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с. 13. http://WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык» 14. http://edu.1september.ru 15. WWW.scool.edu.ru 16. http://rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык». 17. http://ege.go-test.ru/ege/rus/ 18. http://www.inion.ru/ База данных по языкознанию. 19. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы. Приложение №1 Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе № уро- ка Название разделов и тем уроков. Кол-во часов Срок проведения Виды и методы контроля Требования к уровню подготовки учащихся Примечания По плану фактически Базовые знания Развитие познавательных умений Формирование ценностно-мировоззренченских ориентаций личности 1 Входной контроль 1 Входной; контрольная работа Знать правила правописания слов и расстановку знаков препинания Уметь безошибочно выполнять контрольную работу Применять знания для выполнения контрольной работы 2 Русский язык-национальный язык русского народа 1 Текущий; лекция с элементами беседы Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования Уметь создавать собственные высказывания на лингвистические темы Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка Повторение изученного в 5-8 классах(22ч.) 3-4 Р.р.Повторение. Стили речи. 2 Текущий; составление кластера, самостоятельная работа Знать особенности стилей речи Уметь различать стили речи, тему, ос¬новную мысль , создавать собственное вы-сказывание Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка 5-7 Повторение. Фонетика. Орфография. Графика. 3 Текущий; выполнение упражнений Знать звуки и их особенности, правописание слов Уметь определять особенности звуков, правильно писать слова Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка 8-10 Повторение. Лексика. Морфемика Словообразование. 3 Текущий; выполнение упражнений Знать разнообра¬зие лексического состава русского языка, морфемы, образование слов Уметь объяснять разнообра¬зие лексического состава русского языка, определять морфемы, образование слов Применять знания для определения лексического значения слов, морфем, способов образования слов 11-13 Повторение. Морфология и синтаксис. Орфография. 3 Текущие; уроки-практикумы Знать особенности морфологии и синтаксиса, правописание слов Уметь определять особенности морфологии и синтаксиса, правильно писать слова Применять знания для определения особенностей морфологии и синтаксиса, верного написания слов 14 Повторение. Орфография и пунктуация. 1 Текущий; тестовые задания Знать правописание слов и верную постановку знаков препинания Уметь верно писать слова и расставлять знаки препинания Применять знания для верного написания слов и постановки знаков препинания 15 Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием 1 Текущий; контрольная работа Знать языковой материал, изученный в 5- 8 кл. Уметь безошибочно выполнять контрольную работу Применять знания для выполнения контрольной работы 16 Повторение. Орфография и пунктуация. 1 Текущий; тестовые задания Знать правописание слов и верную постановку знаков препинания Уметь верно писать слова и расставлять знаки препинания Применять знания для верного написания слов и постановки знаков препинания 17-18 Р.р. Способы сокращения текста 2 Текущий; работа с текстом Знать способы компрессии текста Уметь применять все способы компрессии, сохранять микротемы Применять знания для работы с текстом 19 Р.р Сжатое изложение. 1 Текущий; изложение Знать способы компрессии текста Уметь безошибочно писать изложение Применять знания для написания изложения 20-21 Р.р. Повторение. Типы речи. 2 Текущий; работа с текстом Знать особенности типов речи Уметь определять типы и их особенности Применять знания для работы с текстами 22 Р.р Анализ сжатого изложения. 1 Текущий; работа с текстом Знать критерии оценивания сжатого изложения Уметь выявлять ошибки и их корректировать Применять знания для выявления и корректировки ошибок 23-24 Р.р. Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения. 2 Текущий; опрос, выполнение упражнений, работа с текстами Знать жанры публицистики, соз¬дание текста пуб-лицистического характера Уметь определять особенности жанров публицистики, извлекать необходимую информацию из текста, понимать его коммуни-кативную цель, соз¬давать текст пуб-лицистического характера Применять знания для определения жанра публицистики, выборочного пересказа с элементами сочинения Сложные предложения (4ч.) 25-26 Сложное предложение. 2 Текущий; опрос, составление кластера, выполнение упражнений Знать виды предложений и их особенности Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные) Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка 27-28 Типы сложных предложений. Средства связи между частями предложения. 2 Текущий; выполнение упражнений Знать типы предложений, средства связи частей слож¬ного предложения, пунктуационное оформление их Уметь различать типы предложений, определять средства связи частей слож¬ного предложения, пунктуационно оформлять их Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка Сложносочиненные предложения (7ч) 29-30 Понятие о сложносочиненном предложении. 2 Текущий; работа по карточкам, выполнение упражнений Знать грамматические при¬знаки ССП, его строение Уметь определять грамматические при¬знаки ССП, его строение Применять знания для определения грамматических при-знаков ССП, его строения 31 Виды сложносочиненных предложений. 1 Текущий; тестовые задания Знать виды сложно сочиненных предложений и постановку знаков препинания Уметь интонационно оформ¬лять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отно¬шения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конст¬руировать предложения по ним Применять знания для определения видов ССП, выявлений отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания 32 Виды сложносочиненных предложений. 1 Текущий; опрос, выполнение упражнений Знать виды сложно сочиненных предложений, постановку знаков препинания и составление схем предложений Уметь интонационно оформ¬лять ССП с разными типами отношений между частями, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конст¬руировать предложения по ним Применять знания для определения видов ССП, выявлений отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания 33 Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения». 1 Текущий; контрольная работа Знать типы сложносочиненных предложений, средства связи частей ССП, пунктуационное оформление их Уметь безошибочно выполнять контрольную работу Применять знания для выполнения контрольной работы 34-35 Р.р Художественный стиль речи и язык художественной литературы. 2 Текущий; работа с текстами Знать особенности художественного стиля речи и языка художественной литературы и их отличие Уметь определять особенности художественного стиля речи и языка художественной литературы и их отличие Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка Сложноподчиненные предложения (38ч.) 36-37 Понятие о сложноподчиненном предложении 2 Текущий; тестовые задания Знать основные группы СПП по значению и союзам, смысловые отно-шения между частями СПП и способы их выражения Уметь определять основные группы СПП , смысловые отно¬шения между частями СПП и способы их выражения Применять знания для определения основные группы СПП , смысловые отно¬шения между частями СПП и способы их выражения 38 Р.р Сочинение на лингвистическую тему 1 Текущий; сочинение Знать особенности построения сочинения- рассуждения на лингвистическую тему Уметь строить сочинение- рассуждение на лингвистическую тему Применять знания для построения сочинения –рассуждения на лингвистическую тему 39 Р.р Сочинение на лингвистическую тему 1 Текущий; сочинение Знать особенности построения сочинения- рассуждения на лингвистическую тему Уметь строить сочинение- рассуждение на лингвистическую тему Применять знания для написания сочинения-рассуждения 40 Виды сложноподчиненных предложений. 1 Текущий; словарный диктант Знать грамматические при¬знаки СПП, его строение, средства связи частей Уметь опо¬знавать СПП в тексте, пра¬вильно ставить знаки препи¬нания Применять знания для опознавания СПП в тексте, пра¬вильной расстановки знаков препинания 41 Виды сложноподчиненных предложений. 1 Текущий; опрос, составление кластера, проверочная работа Знать грамматические при¬знаки СПП, его строение, средства связи частей Уметь опо-знавать СПП в тексте, пра¬вильно ставить знаки препи¬нания Применять знания для опознавания СПП в тексте, пра¬вильной расстановки знаков препинания 42 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными 1 Текущий, опрос, урок-практикум Знать особенности при-даточных определительных по характеру смысло¬вой связи между частями, значению союзных слов, синтаксическую функцию союзного слова, интонационное и пунктуационное оформление СПП с придаточным определи¬тельным Уметь опознавать придаточные определительные, опреде¬лять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену, интонационно и пунктуационно оформлять СПП с придаточным определи¬тельным Применять знания для опознавания придаточных предложений в тексте , пра¬вильной расстановки знаков препинания 43 Сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными 1 Текущий; опрос, проверочная работа Знать особенности придаточных дополнительных Уметь опознавать придаточные дополнительные Применять знания для опознавания придаточных дополнительных 44 Р.р Сочинение- рассуждение 1 Текущий; обучающее сочинение Знать особенности построения сочинения-рассуждения Уметь строить сочинение-рассуждение Применять знания для построения сочинения-рассуждения 45 Р.р Сочинение -рассуждение 1 Текущий; сочинение Знать построение сочинения-рассуждения Уметь строить сочинение-рассуждение Применять знания для написания сочинения-рассуждения 46 Р.Р Анализ сочинения. 1 Текущий; выявление и коррекция ошибок Знать построение сочинения-рассуждения Уметь выявлять и корректировать ошибки Применять знания для работы с текстами 47 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 1 Текущий; опрос, выполнение упражнений Знать место придаточных изъяснительных по отноше¬нию к главному, средства связи придаточного с глав¬ным, различие подчи¬нительные союзов и союзных слов Уметь определять место придаточных изъяснительных по отноше¬нию к главному, средства связи придаточного с глав¬ным, различать подчи-нительные союзы и союзные слова Применять знания для определения придаточных изъяснительных 48 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 1 Текущий; объяснительный диктант, выполнение упражнений Знать место придаточных изъяснительных по отноше¬нию к главному, средства связи придаточного с глав¬ным, различие подчи¬нительные союзов и союзных слов Уметь определять место придаточных изъяснительных по отноше¬нию к главному, средства связи придаточного с глав¬ным, различать подчи-нительные союзы и союзные слова Применять знания для определения придаточных изъяснительных 49 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. 1 Текущий; составление кластера, лексический диктант Знать виды обстоятельствен-ных придаточных Уметь опо-знавать придаточные обстоятельственные, производить сино¬нимическую замену простых и сложных предложений Применять знания для опо¬знавания придаточных обстоятельственных 50 Контрольная работа за 1 полугодие. 1 Текущий; контрольная работа Знать правила правописания слов и расстановку знаков препинания Уметь безошибочно выполнять контрольную работу Применять знания для выполнения контрольной работы 51 Придаточные обстоятельственные места. 1 Текущий; опрос, выполнение упражнений Знать особенности придаточных места Уметь опо¬знавать придаточные места определять их ме¬сто по отношению к главной части Применять знания для определения придаточных места 52 Р.р Текст. Строение текста. 1 Текущий; работа с текстом Знать особенности строения текста Уметь определять особенности строения текста Применять знания для работы с текстом 53 Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. 1 Текущий; опрос, выполнение упражнений Знать особенности придаточных времени Уметь опо-знавать придаточные времени, определять их ме-сто по отношению к главной части Применять знания для определения придаточных времени 54-55 Р.р Сжатое изложение. 2 Текущий; сжатое изложение Знать компози-ционно-содержательный ана¬лиз , способы компрессии текста Уметь сжато писать изложение Применять знания для написания сжатого изложения 56 Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения. 1 Текущий; урок-практикум Знать значения сравнений, выраженные раз-личными способами, расстановку знаков препинания в предло¬жении с союзом «как Уметь определять значения сравнений, выраженные раз-личными способами, ставить знаки препинания в предло¬жении с союзом «как Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка 57 Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. 1 Текущий, опрос, выполнение упражнений Знать особенности придаточных образа действия и степени Уметь оцени¬вать роль придаточных об¬раза действия и степени Применять знания для определения придаточных образа действия и степени 58 Р.р Путевые заметки. Понятие о жанре. 1 Текущий, работа с текстами Знать особенности путевых заметок Уметь опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка 59 Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. 1 Текущий; опрос, проверочная работа Знать особенности СПП с при¬даточными цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов Уметь опознавать СПП с при-даточными цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов Применять знания для определения придаточных цели 60 Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. 1 Текущий, выполнение упражнений Знать особенности СПП с при¬даточными условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструкцию предложений с эти¬м видом придаточного Уметь опознавать СПП с при-даточными условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конст-руировать предложения Применять знания для определения придаточных условия 61-62 Р.р Сочинение-рассуждение.(Часть С). 2 Текущий; сочинение-рассуждение Знать построение сочинения-рассуждения Уметь строить сочинение-рассуждение Применять знания для написания сочинения-рассуждения 63 Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. 1 Текущий, словарный диктант, выполнение упражнений Знать особенности СПП с при¬даточными причины и следст¬вия, по характеру смысловой связи между час¬тями, значению подчинитель¬ных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных Уметь опознавать при¬даточные причины и следст-вия по характеру смысловой связи между час¬тями, значению подчинитель¬ных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных Применять знания для определения придаточных причины и следствия 64 Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными 1 Текущий; тестовые задания Знать особенности при-даточных уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструкцию предложений с эти¬м видом придаточного Уметь опознавать СПП с при-даточными уступительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конст-руировать предложения Применять знания для определения предложений с придаточными уступительными 65-66 Обобщение и систематизация по теме «Сложноподчиненные предложения». 2 Текущий; опрос, проверочная работа Знать виды придаточных предложений, средства связи и расстановку знаков препинания в СПП Уметь различать СПП, опре¬делять значение придаточных и разные способы его выра¬жения, конструировать СПП с различными видами прида-точных, интонационно и пунк¬туационно оформлять Применять знания для определения видов придаточных предложений, средств связи и их пунктуационного оформления 67 Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения». 1 Текущий; контрольная работа Знать виды придаточных предложений, средства связи и расстановку знаков препинания в СПП Уметь безошибочно выполнять контрольную работу Применять знания для выполнения контрольной работы 68 Р.р Рецензия. Понятие о жанре. 1 Текущий, работа с текстами, проба написания рецензии Знать особенности жанра, составление плана ре¬цензии, отбор языковых средств Уметь создавать рецензию на художественное произведе¬ние или произведение науч¬но-популярной литературы, определять тему, основную мысль, героев, художествен¬ное своеобразие, компози¬цию, язык произведения Применять знания для работы с текстом 69 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. 1 Текущий, опрос, выполнение упражнений Знать значения, способы и по-следовательность при¬соединения нескольких придаточных к главному, последовательное и па¬раллельное подчинение, знаки препинания Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять Применять сложные пред¬ложения с несколькими прида-точными в текстах разных сти¬лей и типов 70 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. 1 Текущий; словарный диктант, выполнение упражнений Знать значения, способы и по-следовательность при¬соединения нескольких придаточных к главному, последовательное и па¬раллельное подчинение, знаки препинания Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять Применять сложные пред¬ложения с несколькими прида-точными в текстах разных сти¬лей и типов 71 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. 1 Текущий; опрос, тестовые задания, выполнение упражнений Знать значения, способы и по-следовательность при¬соединения нескольких придаточных к главному, последовательное и па¬раллельное подчинение, знаки препинания Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять Применять сложные пред¬ложения с несколькими прида-точными в текстах разных сти¬лей и типов 72 Контрольный диктант с языковым анализом по теме « Сложноподчиненные предложения». 1 Текущий, контрольный диктант Знать правописание слов, виды придаточных предложений, средства связи и расстановку знаков препинания Уметь безошибочно писать контрольный диктант Применять знания для написания контрольного диктанта 73 Р.р Эссе. Понятие о жанре. 1 Текущий; работа с текстами, проба написания эссе Знать особенности эссе Уметь писать эссе Применять знания для написания эссе Бессоюзные сложные предложения (12ч) 74-75 Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. 2 Текущий; опрос, выполнение упражнений Знать грамматические при¬знаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препина-ния Уметь определять грамматические при¬знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина¬ния Применять бессоюзные сложные предложения со значением перечисления в речи 76-77 Р.р Изложение с элементами сочинения. 2 Текущий; изложение с элементами сочинения Знать содержание текста, тему, основную мысль, выразительные средства Уметь воспринимать текст на слух, , сохранять структуру текста при воспроизведении,; выражать от-ношение к затронутой пробле¬ме, при-водить свои аргументы из жизненного опыта Применять знания для написания изложения с элементами сочинения 78 Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения 1 Текущий, опрос, тестовые задания Знать грамматические при¬знаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препина-ния Уметь определять грамматические при¬знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина¬ния Применять бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения в речи 79 Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения 1 Текущий; выполнение упражнений Знать грамматические при¬знаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препина-ния Уметь определять грамматические при¬знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина¬ния Применять бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения в речи 80-81 Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения. 2 Текущий; проверочная работа Знать грамматические при¬знаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препина-ния Уметь определять грамматические при¬знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина¬ния Применять бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения в речи 82-83 Р.р Сжатое изложение 2 Текущий; сжатое изложение Знать компози-ционно-содержательный ана¬лиз , способы компрессии текста Уметь воспринимать текст на слух, , сохранять структуру текста при воспроизведении Применять знания для написания сжатого изложения 84-85 Р.р Деловая речь. Написание деловых бумаг. 2 Текущий; урок-практикум Знать особенности оформления деловых бумаг Уметь верно оформлять деловые бумаги Применять знания в практической деятельности Сложные предложения с различными видами связи (3ч.) 86-88 Сложные предложения с различными видами связи. 3 Текущий; опрос, выполнение упражнений Знать структурные особенно¬сти сложного предложения с разными видами связи, ос¬новные разновидности пред¬ложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуаци¬онные особенности сложных предложений с разными ви¬дами связи Уметь определять особенно¬сти сложного предложения с разными видами связи, ос¬новные разновидности пред¬ложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять нужные знаки препинания Применять сложные предложения с различными видами связи в речи Повторение (17ч.) 89-91 Трудные вопросы орфографии 3 Текущий; опрос, тестовые задания Знать орфограммы и правописание слов Уметь обнаруживать орфо¬граммы, группировать их, объ¬яснять их правописание Применять знания в повседневной жизни 92-94 Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации 3 Текущий; опрос, тестовые задания Знать виды свя¬зи слов в предложении и словосочетании, функции и расстановку знаков препи-нания Уметь обнаруживать орфо¬граммы, объ-яснять их правописание; правильно и выразительно читать пред-ложения разных синтаксиче¬ских конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложениях Применять знания в повседневной жизни 95-98 Комплексный анализ текста 4 Текущий; анализ текста Знать анализ текста Уметь анализировать текст Применять знания для анализа текста 99 Итоговая контрольная работа в формате ГИА( части А и В). 1 Итоговый; тестовые задания Знать правописание слов и верную расстановку знаков препинания Уметь безошибочно выполнять контрольную работу Применять знания для выполнения контрольной работы 100-101 Итоговая контрольная работа в формате ГИА(часть С). 2 Итоговый; сочинение-рассуждение Знать особенности разделов лингвистики, верное написание слов и расстановку знаков препинания Уметь безошибочно писать контрольную работу Применять знания для выполнения контрольной работы 102-103 Анализ контрольной работы 2 Коррекция; работа с тестовыми заданиями Знать особенности разделов лингвистики, верное написание слов и расстановку знаков препинания Уметь выявлять и корректировать ошибки Применять знания в повседневной жизни 104-105 Итоговое занятие 2 Текущий; урок-путешествие Знать особенности разделов лингвистики, верное написание слов и расстановку знаков препинания, итоги года Уметь обнаруживать орфо¬граммы, объ-яснять их правописание; правильно и выразительно читать пред-ложения разных синтаксиче¬ских конструкций, определяя функцию и постановку знаков препинания Применять знания в повседневной жизни
Файлы: РП РЯ 9а ТемПлан-2013.pdf
Размер файла: 363951 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология