Автор конспекта:
Автор(ы): — Филиппова Светлана Викторовна

Место работы, должность: — МОУ «Выдринская СОШ»

Регион: — Республика Бурятия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: — Рабочую программу по русскому языку для 9 класса можно использовать в параллели: базовый уровень и продвинутый (в программе даны конретные указания).

Пояснительная записка.

1 РАЗДЕЛ.

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «Русский язык» в современной школе имеет познавательно — практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетентность (то есть осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач : формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала ( то есть представление о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (то есть осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач : формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение школьников связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

2 раздел.

Русский язык в 9 А и 9Б классах.

68 часов: из них 16- развитие речи.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Содержание программы.

Обобщение изученного в 5-8 классах.

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения.

Сложное предложение.

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочиненное предложение.(ССП)

Строение ССП и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями ССП.

Запятая между частями ССП.

Сложноподчиненное предложение.(СПП)

Строение СПП: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в СПП. Основные виды СПП: определительные, изъяснительные, обстоятельственные(места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Места придаточного предложения по отношению к главному.

Предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Бессоюзное сложное предложение.(БСП)

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. Интонация БСП. Знаки препинания в БСП.

Сложное предложение с разными видами связи.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связями. Знаки препинания в нем.

Основные умения по культуре речи.

Анализ текста.

Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

Создание текста.

Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения- объяснения и рассуждения- доказательства. Писать сочинение в художественном и публицистическом стиле с использованием разных типов речи. Писать подробное и сжатое изложение. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект статьи (или фрагмента из большой статьи).

Совершенствование написанного.

Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания, повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств

.

Дифференцированный подход к изучению русского языка в 9-х классах.

Программа определяет базовые умения и знания, которыми должны овладеть все девятиклассники.

Разные коллективы учащихся по — разному подготовлены к восприятию нового. Так для учащихся 9 Б класса характерны репродуктивный, объяснительно — иллюстративный методы обучения. Ребята данного класса не могут не только самостоятельно освоить учебный материал, но и воспринять его на продвинутом уровне. Но и среди этих детей есть «сильные» и «слабые», поэтому на уроках русского языка главным средством обучения и проверки восприятия изученного являются не только наглядные пособия, но и карточки для индивидуальной работы.

Для обучения учащихся 9А класса характерны частично-поисковый, исследовательский методы. Но и в этом классе дети нуждаются в дифференцированном подходе: в классе есть дети, усваивавшие учебный материал на базовом уровне, и дети с опережающим уровнем умственного развития.

Таким образом, учитывая особенности и способности девятиклассников, содержание программы по русскому языку отражает обязательный минимум, а изучение программного материала различается методами, приемами, средствами и формами обучения.

3 раздел.

Учебник .

Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс. — М.: «Просвещение»,2006.

Методическая литература для учителя.

v Рыбченкова Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. — Москва: Дрофа,2005.

v Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка в 2 частях: орфография, синтаксис. — М.: «АЙРИС»,2003.

v Цыбулько И.П. федеральный институт педагогических измерений. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. – Ярославль: «Интеллект- центр»,2009.

v Крамаренко Н.О. уроки русского языка в 9 классе. Поурочные разработки.-Волгоград: «Учитель»,2009.

v Журналы «Русский язык в школе».

УМК

v Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. — М.: «Экзамен»,2008.

v Никулина М.Ю., Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. 9 класс. – М. : «Экзамен»,2007,2009.

v Кулюкина Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 9 класс.(К учебнику Бархударова С.Г. Русский язык. 9 класс. — М.: «Просвещение»,)- М.: «Экзамен»,2004.

Тематическое планирование по русскому языку. 9 класс.

№ урока

Тематическое содержание

Дата прове-

дения

ОУН .

средства

Формы

Базовый уро вень

Прод вину тый уро вень

1

Международное значение русского языка.

ТР

Повторение изученного в 5-8 классах

5часов +3 часа Р.р.

2

Фонетика.

Уметь определять звуки, делать фонетический разбор. Навык орфографической зоркости.

Таблица, план фон. разбора,

тестовые задания

Н. РОУ.

РГ

ДР

3

Лексика и фразеология.

Умение определять принадлежность слова, заменять и употреблять формы в речи. Навык орфографической зоркости.

Таблица, словари, карточки

Н.

ДР

РГ

ДР

ТР

4

Морфемика. Словообразование.

Навык разбора слова по составу, словообразовательный разбор. Навык орфографической зоркости.

Таблица, карточки

Н

РП

ДР

РК

5

Морфология.

Уметь доказывать принадлежность слова к той или иной части речи. Навык орфографической зоркости.

Планы разборов, карточки,

тестовые задания

Н

ДР

ДР

ТР

6

Словосочетание и простое предложение.

Умение определять вид связи в словосочетаниях, расставлять знаки препинания в простом предложении. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема , карточки

Н

ДР

РГ

ДР

ТР

7

р ⁄ р Роль знаний в жизни человека.

Умение писать сочинение-рассуждение. Навык орфографической и пунктуационной зоркости. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

8

р ⁄ р Способы сжатого изложения (тезисы, конспект).

Умение составлять план, тезис, конспект. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н РОУ

РП

9

р⁄р Сжатое изложение.

Умение сжато передавать текст. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Сложное предложение.

1час.

10

Основные виды сложных предложений.

Умение отличать все виды сложных предложений, составлять сложные предложения. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Таблица, карточки

ДР

РП

РП

ДР

Сложносочиненные предложения. (ССП)

5ч.+1 р⁄р

11

Основные группы ССП по значению и союзам.

Умение составлять ССП. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Таблица, карточки

Н

РП

ДР

12-13

Знаки препинания в ССП.

Умение расставлять знаки препинания. Умение строить схемы предложений.

Схема, карточки

Н. ДР

РП

ДР

ТР

14

Контрольная работа.

Умение выполнять работу самостоятельно. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

тестовые задания

15

Работа над ошибками.

Умение анализировать ошибки, доказывать, приводить примеры.

Н

ДР

ДР

РК

16

р⁄р Изложение (упр.69).

Навык создания полного текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Сложноподчиненные предложения. (СПП)

23часа+8 р⁄р

17-18

Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Умение отличать ССП от СПП, различать главное предложение от зависимого. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

19

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Умение определять способ присоединения придаточных предложений к главному. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

ТР

20-21

р⁄р Сжатое изложение с элементом сочинения.

Навык создания сжатого текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

22

Виды придаточных предложений. Придаточные определительные.

Умение определять особенности придаточных определительных. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Таблица, карточки

Н

ДР

РП

ДР

23

Урок-практикум «Придаточные определительные»

Умение находить придаточные определительные в тексте. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Таблица, карточки,

тестовые задания

Н

ДР

РП

РГ

ДР

ТР

24-25

Придаточные изъяснительные.

Умение определять особенности придаточных изъяснительных, находить их в тексте. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н РОУ

ДР

РГ

ДР

ТР

26

р⁄р Сочинение – рассуждение «Почему природа нуждается в защите?»

Умение писать сочинение-рассуждение, выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Н

СПП с придаточными обстоятельственными.

27

Придаточные предложения образа действия и степени.

Умение определять особенности придаточных предложений образа действия и степени. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н ДР

РП

ДР

28

Придаточные предложения места.

Умение определять особенности придаточных предложений места. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

ДР

РК

29

Придаточные предложения места.

Умение определять особенности придаточных предложений места. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РГ

ДР

ТР

30

Придаточные предложения времени.

Умение определять особенности придаточных предложений времени. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

31

Придаточные предложения условные.

Умение определять особенности. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

РП

ДР

32

Придаточные предложения причины.

Умение определять особенности придаточные предложений условные. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

33-34

р⁄р Изложение с элементом сочинения.

Навык создания сжатого текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

35

Придаточные предложения цели.

Умение определять особенности придаточные предложений цели. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

36

Придаточные предложения сравнительные.

Умение определять особенности придаточных предложений сравнительных. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

ДР

РК

37

Придаточные предложения уступительные.

Умение определять особенности придаточных предложений уступительных. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

38

Придаточные предложения следствия.

Умение определять особенности придаточных предложений следствия. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

39

Обобщение по теме «СПП».

Умение различать виды придаточных предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки,

тестовые задания

РП

РГ

ДР

ТР

40-41

р⁄р Изложение с элементом сочинения.

Навык создания сжатого текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

РК

42

СПП с придаточными присоединительными.

Умение определять особенности СПП с придаточными присоединительными. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

ТР

43-44

СПП с несколькими придаточными .

Умение определять особенности СПП с несколькими придаточными. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

ДР

РП

РГ

ДР

45-46

Контрольная работа и ее анализ.

Навык контроля, самоконтроля, работы в парах, группах, умение выполнять работу над ошибками.

тестовые задания

ДР

РК

47

р⁄р Деловые бумаги.

Навык пользования деловой речью, навык составления деловых бумаг. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Н РОУ

Сложное бессоюзное предложение. (СБП)

8часов

48-49

Понятие о СБП. Запятая и точка с запятой в них.

Умение отличать СБП от ССП, СПП. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Таблица, карточки

Н

ДР

ДР

50

Тире в СБП.

Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

51

Двоеточие в СБП.

Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

Н

ДР

РП

ДР

52-53

Обобщение по теме «СБП».

Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

РОУ

ДР

РП

РГ

ДР

ТР РК

54-55

Контрольный диктант и его анализ.

Навык контроля, самоконтроля, работы в парах, группах, умение выполнять работу над ошибками.

ДР

ДР

Сложные предложения с разными видами связи.

2часа

56-57

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки

ДР

РП

ДР

ТР

58

Общие сведения о языке.

1час

Повторение. 6часов +2 р ⁄ р

59

Фонетика. Графика. Орфография.

Уметь определять звуки, делать фонетический разбор. Навык орфографической зоркости.

Таблица, карточки,

тестовые задания

ТР

60

Лексика и фразеология.

Умение определять принадлежность слова, заменять и употреблять формы в речи. Навык орфографической зоркости

Таблица, карточки,

тестовые задания

ТР

61-62

р⁄р Итоговое изложение.

Навык создания сжатого текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

63

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Навык разбора слова по составу, словообразовательный разбор. Навык орфографической зоркости

Таблица, карточки

ТР

64

Морфология. Орфография.

Уметь доказывать принадлежность слова к той или иной части речи. Навык орфографической зоркости

Таблица, карточки,

тестовые задания

ТР

65-66

Синтаксис. Пунктуация.

Употребление знаков препинания.

Навык орфографической и пунктуационной зоркости.

Схема, карточки ,

тестовые задания

ТР

67-68

р⁄р Комплексный анализ текста.

тестовые задания

Н. РОУ

Условные обозначения форм обучения.

Н –наблюдение при коллективной работе класса

РО- работа по образцу

РОУ- работа по образцу с последующим усложнением

ДФ- дифференцированная работа

РГ- работа в группах

РП- работа в парах

РК- работа консультантов

ТР- творческая работа по составлению упражнений, вопросов, заданий

Файлы: Вариант 3.doc
Размер файла: 58880 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология