Автор конспекта:
Автор(ы): — Филиппова Светлана Викторовна
Место работы, должность: — МОУ «Выдринская СОШ»
Регион: — Республика Бурятия
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — программа
Краткое описание ресурса: — Рабочую программу по русскому языку для 9 класса можно использовать в параллели: базовый уровень и продвинутый (в программе даны конретные указания).
Пояснительная записка.
1 РАЗДЕЛ.
ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «Русский язык» в современной школе имеет познавательно — практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетентность (то есть осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач : формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала ( то есть представление о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (то есть осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач : формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение школьников связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
2 раздел.
Русский язык в 9 А и 9Б классах.
68 часов: из них 16- развитие речи.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Содержание программы.
Обобщение изученного в 5-8 классах.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения.
Сложное предложение.
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение.(ССП)
Строение ССП и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями ССП.
Запятая между частями ССП.
Сложноподчиненное предложение.(СПП)
Строение СПП: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в СПП. Основные виды СПП: определительные, изъяснительные, обстоятельственные(места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Места придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Бессоюзное сложное предложение.(БСП)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. Интонация БСП. Знаки препинания в БСП.
Сложное предложение с разными видами связи.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связями. Знаки препинания в нем.
Основные умения по культуре речи.
Анализ текста.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Создание текста.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения- объяснения и рассуждения- доказательства. Писать сочинение в художественном и публицистическом стиле с использованием разных типов речи. Писать подробное и сжатое изложение. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект статьи (или фрагмента из большой статьи).
Совершенствование написанного.
Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания, повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств
.
Дифференцированный подход к изучению русского языка в 9-х классах.
Программа определяет базовые умения и знания, которыми должны овладеть все девятиклассники.
Разные коллективы учащихся по — разному подготовлены к восприятию нового. Так для учащихся 9 Б класса характерны репродуктивный, объяснительно — иллюстративный методы обучения. Ребята данного класса не могут не только самостоятельно освоить учебный материал, но и воспринять его на продвинутом уровне. Но и среди этих детей есть «сильные» и «слабые», поэтому на уроках русского языка главным средством обучения и проверки восприятия изученного являются не только наглядные пособия, но и карточки для индивидуальной работы.
Для обучения учащихся 9А класса характерны частично-поисковый, исследовательский методы. Но и в этом классе дети нуждаются в дифференцированном подходе: в классе есть дети, усваивавшие учебный материал на базовом уровне, и дети с опережающим уровнем умственного развития.
Таким образом, учитывая особенности и способности девятиклассников, содержание программы по русскому языку отражает обязательный минимум, а изучение программного материала различается методами, приемами, средствами и формами обучения.
3 раздел.
Учебник .
Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс. — М.: «Просвещение»,2006.
Методическая литература для учителя.
v Рыбченкова Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. — Москва: Дрофа,2005.
v Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка в 2 частях: орфография, синтаксис. — М.: «АЙРИС»,2003.
v Цыбулько И.П. федеральный институт педагогических измерений. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. – Ярославль: «Интеллект- центр»,2009.
v Крамаренко Н.О. уроки русского языка в 9 классе. Поурочные разработки.-Волгоград: «Учитель»,2009.
v Журналы «Русский язык в школе».
УМК
v Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. — М.: «Экзамен»,2008.
v Никулина М.Ю., Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. 9 класс. – М. : «Экзамен»,2007,2009.
v Кулюкина Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 9 класс.(К учебнику Бархударова С.Г. Русский язык. 9 класс. — М.: «Просвещение»,)- М.: «Экзамен»,2004.
Тематическое планирование по русскому языку. 9 класс.
№ урока
Тематическое содержание
Дата прове-
дения
ОУН .
средства
Формы
Базовый уро вень
Прод вину тый уро вень
1
Международное значение русского языка.
ТР
Повторение изученного в 5-8 классах
5часов +3 часа Р.р.
2
Фонетика.
Уметь определять звуки, делать фонетический разбор. Навык орфографической зоркости.
Таблица, план фон. разбора,
тестовые задания
Н. РОУ.
РГ
ДР
3
Лексика и фразеология.
Умение определять принадлежность слова, заменять и употреблять формы в речи. Навык орфографической зоркости.
Таблица, словари, карточки
Н.
ДР
РГ
ДР
ТР
4
Морфемика. Словообразование.
Навык разбора слова по составу, словообразовательный разбор. Навык орфографической зоркости.
Таблица, карточки
Н
РП
ДР
РК
5
Морфология.
Уметь доказывать принадлежность слова к той или иной части речи. Навык орфографической зоркости.
Планы разборов, карточки,
тестовые задания
Н
ДР
ДР
ТР
6
Словосочетание и простое предложение.
Умение определять вид связи в словосочетаниях, расставлять знаки препинания в простом предложении. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема , карточки
Н
ДР
РГ
ДР
ТР
7
р ⁄ р Роль знаний в жизни человека.
Умение писать сочинение-рассуждение. Навык орфографической и пунктуационной зоркости. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
8
р ⁄ р Способы сжатого изложения (тезисы, конспект).
Умение составлять план, тезис, конспект. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н РОУ
РП
9
р⁄р Сжатое изложение.
Умение сжато передавать текст. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Сложное предложение.
1час.
10
Основные виды сложных предложений.
Умение отличать все виды сложных предложений, составлять сложные предложения. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Таблица, карточки
ДР
РП
РП
ДР
Сложносочиненные предложения. (ССП)
5ч.+1 р⁄р
11
Основные группы ССП по значению и союзам.
Умение составлять ССП. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Таблица, карточки
Н
РП
ДР
12-13
Знаки препинания в ССП.
Умение расставлять знаки препинания. Умение строить схемы предложений.
Схема, карточки
Н. ДР
РП
ДР
ТР
14
Контрольная работа.
Умение выполнять работу самостоятельно. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
тестовые задания
15
Работа над ошибками.
Умение анализировать ошибки, доказывать, приводить примеры.
Н
ДР
ДР
РК
16
р⁄р Изложение (упр.69).
Навык создания полного текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Сложноподчиненные предложения. (СПП)
23часа+8 р⁄р
17-18
Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Умение отличать ССП от СПП, различать главное предложение от зависимого. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
19
Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
Умение определять способ присоединения придаточных предложений к главному. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
ТР
20-21
р⁄р Сжатое изложение с элементом сочинения.
Навык создания сжатого текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
22
Виды придаточных предложений. Придаточные определительные.
Умение определять особенности придаточных определительных. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Таблица, карточки
Н
ДР
РП
ДР
23
Урок-практикум «Придаточные определительные»
Умение находить придаточные определительные в тексте. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Таблица, карточки,
тестовые задания
Н
ДР
РП
РГ
ДР
ТР
24-25
Придаточные изъяснительные.
Умение определять особенности придаточных изъяснительных, находить их в тексте. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н РОУ
ДР
РГ
ДР
ТР
26
р⁄р Сочинение – рассуждение «Почему природа нуждается в защите?»
Умение писать сочинение-рассуждение, выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Н
СПП с придаточными обстоятельственными.
27
Придаточные предложения образа действия и степени.
Умение определять особенности придаточных предложений образа действия и степени. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н ДР
РП
ДР
28
Придаточные предложения места.
Умение определять особенности придаточных предложений места. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
ДР
РК
29
Придаточные предложения места.
Умение определять особенности придаточных предложений места. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РГ
ДР
ТР
30
Придаточные предложения времени.
Умение определять особенности придаточных предложений времени. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
31
Придаточные предложения условные.
Умение определять особенности. Умение строить схемы предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
РП
ДР
32
Придаточные предложения причины.
Умение определять особенности придаточные предложений условные. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
33-34
р⁄р Изложение с элементом сочинения.
Навык создания сжатого текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
35
Придаточные предложения цели.
Умение определять особенности придаточные предложений цели. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
36
Придаточные предложения сравнительные.
Умение определять особенности придаточных предложений сравнительных. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
ДР
РК
37
Придаточные предложения уступительные.
Умение определять особенности придаточных предложений уступительных. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
38
Придаточные предложения следствия.
Умение определять особенности придаточных предложений следствия. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
39
Обобщение по теме «СПП».
Умение различать виды придаточных предложений. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки,
тестовые задания
РП
РГ
ДР
ТР
40-41
р⁄р Изложение с элементом сочинения.
Навык создания сжатого текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
РК
42
СПП с придаточными присоединительными.
Умение определять особенности СПП с придаточными присоединительными. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
ТР
43-44
СПП с несколькими придаточными .
Умение определять особенности СПП с несколькими придаточными. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
ДР
РП
РГ
ДР
45-46
Контрольная работа и ее анализ.
Навык контроля, самоконтроля, работы в парах, группах, умение выполнять работу над ошибками.
тестовые задания
ДР
РК
47
р⁄р Деловые бумаги.
Навык пользования деловой речью, навык составления деловых бумаг. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Н РОУ
Сложное бессоюзное предложение. (СБП)
8часов
48-49
Понятие о СБП. Запятая и точка с запятой в них.
Умение отличать СБП от ССП, СПП. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Таблица, карточки
Н
ДР
ДР
50
Тире в СБП.
Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
51
Двоеточие в СБП.
Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
Н
ДР
РП
ДР
52-53
Обобщение по теме «СБП».
Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
РОУ
ДР
РП
РГ
ДР
ТР РК
54-55
Контрольный диктант и его анализ.
Навык контроля, самоконтроля, работы в парах, группах, умение выполнять работу над ошибками.
ДР
ДР
Сложные предложения с разными видами связи.
2часа
56-57
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки
ДР
РП
ДР
ТР
58
Общие сведения о языке.
1час
Повторение. 6часов +2 р ⁄ р
59
Фонетика. Графика. Орфография.
Уметь определять звуки, делать фонетический разбор. Навык орфографической зоркости.
Таблица, карточки,
тестовые задания
ТР
60
Лексика и фразеология.
Умение определять принадлежность слова, заменять и употреблять формы в речи. Навык орфографической зоркости
Таблица, карточки,
тестовые задания
ТР
61-62
р⁄р Итоговое изложение.
Навык создания сжатого текста, умение выражать свое отношение к проблеме. Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
63
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Навык разбора слова по составу, словообразовательный разбор. Навык орфографической зоркости
Таблица, карточки
ТР
64
Морфология. Орфография.
Уметь доказывать принадлежность слова к той или иной части речи. Навык орфографической зоркости
Таблица, карточки,
тестовые задания
ТР
65-66
Синтаксис. Пунктуация.
Употребление знаков препинания.
Навык орфографической и пунктуационной зоркости.
Схема, карточки ,
тестовые задания
ТР
67-68
р⁄р Комплексный анализ текста.
тестовые задания
Н. РОУ
Условные обозначения форм обучения.
Н –наблюдение при коллективной работе класса
РО- работа по образцу
РОУ- работа по образцу с последующим усложнением
ДФ- дифференцированная работа
РГ- работа в группах
РП- работа в парах
РК- работа консультантов
ТР- творческая работа по составлению упражнений, вопросов, заданий
Файлы: Вариант 3.doc
Размер файла: 58880 байт.