Автор конспекта:
Автор(ы): — Белкова Татьяна Михайловна

Место работы, должность: —

ГОУ "КСШ №2"

учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебная программа

Краткое описание ресурса: —

Программа по русскому языку и по литературе включает в себя содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, учитываются возрастные особенности учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа по русскому языку включает в себя содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, учитываются возрастные особенности учащихся, определяется минимальный набор сочинений, изложений, контрольных диктантов.

Программа составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которые получили пятиклассники в начальной школе.

В программе определено, что должно быть главным в усвоении тех или иных разделов школьного курса, на каких вопросах должно быть сконцентрировано основное внимание.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическаяфункция дает представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся средствами русского языка.

Организационно-планирующаяфункция выделяет этапы обучения, структурирование учебного материала, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом из этапов.

Курс русского языка делится на разделы, при изучении которых формируются базовые умения и навыки по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, культуре речи.

Одной из основных тем в программе является формирование и развитие орфографических навыков. Для этого на уроках рекомендуется проводить орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова, контрольные диктанты.

Обязательной является работа в классе над всеми допущенными ошибками.

Для проверки усвоения теоретических знаний школьников используются тесты. По сравнению с традиционными формами проверки тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии знаний, умений и навыков учащихся.

Программа предусматривает многоаспектный анализ текста с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста. Анализ текста проводится не только с точки зрения орфографии, пунктуации, его строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, но и с точки зрения использования выразительно-изобразительных средств, знания о которых получены учащимися на уроках литературы.

Программа рассчитана на использование дидактического материала, который наряду с решением основной познавательной задачи урока, определяемой темой, призван обогащать словарь школьников, формировать навыки правильного произношения, выразительного чтения.

Цели:

— воспитание духовно развитой грамотной личности, любви к родному языку;

— формировать орфографические и пунктуационные навыки;

— формировать умения выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, определять количество предложений в составе сложного;

— освоение грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Содержание разделов по русскому языку в 8 классе (102 часа)

Разделы

Кол-во

тем

Сколько

часов

Сколько

контр работ

Сколько

самост.

работ

Конечный результат

Введение. Функция русского языка в современном мире.

1

1

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, приложением, форзацами.Показать роль языка в современном мире.

Повторение изученного в V-VIIклассах

9

9

1

Повторение материла, изученного в V-VIIклассах.

Синтаксис и пунктуация.

80

87

Основные единицы синтаксиса

1

1

Понятие основных единиц синтаксиса.

Текст как единица синтаксиса

1

1

Текст. Виды текстов, строение текстов.

Словосочетание

2

3

Повторение сведений о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучения, формирования навыка вычленения словосочетания из предложения, подбора синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, обогащения ее.

Предложение. Простое предложение.

5

4

1 соч.

Формирование умений: 1) осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения мысли, чувств, переживания и пр.. 2)употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

9

6

1

2 соч, 1 изл.

Формирование умений выделять главные члены предложения, способы их выражения, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым.

Второстепенные члены предложения.

8

8

1

1 изл.

Формирование умений определять роль второстепенных членов в предложении, способы их выражения.

Простые односоставные предложения

13

15

1+1 тест

1 изл.

Дать понятия односоставных предложений, формировать умения находить их в тексте, использовать в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.

Однородные члены предложения

13

15

1

1 изл.

Научить опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, правильно ставить знаки препинания, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами.

17

22

1

2соч+ 1 тест

Дать понятие обособления, показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; формировать умения выделять интонационно обособленные члены, проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

8

9

1

1 соч.+1 тест.

Формировать умения находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания при обращении, выразительно читать предложения, соблюдая звательную интонацию.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

3

3

Ознакомить с понятием «чужая речь» и способами её передачи. Формировать умения выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания.

Повторение изученного

9

5

1

Повторение и систематизация изученного материала.

Всего уроков: 136 ч. Контрольных работ:

— диктантов – ( 1 чет. – 1; 2 чет. – 2; 3 чет. – 1; 4 чет. – 2)

— сочинений – ( 1 чет. – 2; 2 чет. – 1; 3 чет. – 2; 4 чет. -1)

— изложений — (2 чет. – 3; 3 чет. – 1)

— тестов – (1 чет. – 1; 2 чет. -1; 3 чет. – 1; 4 чет. – 1)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Сроки

Основные знания, умения, навыки/ или виды деятельности

1 четверть

1

Функции русского языка в современном мире.

1

2.09.

Дать представление о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе.

Повторение изученного в V-VII классах.

2.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

7.09.

Уметь разграничивать знаки препинания по их функциям; пользоваться простыми предложениями.

3

Знаки препинания в сложном предложении

1

9.09.

Знать виды предложения по количеству ситуаций, фрагментов действительности; виды сложных союзных предложений в зависимости от средства связи. Уметь определять вид сложного предложения, создавать графические схемы.

4

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

10.09.

Знать условия выбора н, нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий. Уметь правильно писать орфограмму, графически обозначать условия выбора; разграничивать наречия, краткие прилагательные и причастия.

5

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

12.09.09

Знать условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, существительными, деепричастиями, причастиями, наречиями, прилагательными. Уметь правильно писать не с данными частями речи.

6

Слитное — раздельное написание не-ни с местоимениями и наречиями.

1

14.09.

Закрепление полученных навыков и умений.

7

Употребление в тексте частицы ни

1

15.09.

Уметь различать употребление частиц не и ни.

8

Дефисное написание слов

1

17.09.

Уметь находить в тексте и объяснять дефисное правописание частиц, суффиксов, наречий.

9

Повторение. Подготовка в диктанту.

1

19.09.

Систематизация и закрепление знаний.

10

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

21.09.- 26.09.

Проверка знаний учащихся.

11

Работа над ошибками.

1

Выявление и устранение допущенных ошибок.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Словосочетание

12

Основные единицы синтаксиса

1

Знать основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст; их функции6 номинативная и коммуникативная. Уметь находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения.

13

Текст как единица синтаксиса

1

14

Предложение как единица синтаксиса

1

28.09.-3.10.

Уметь соотносить содержание предложения с фрагментами действительности; разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.

15-16

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Контрольное тестирорвание.

2

Знать, что такое словосочетание, его функцию, виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные. Уметь составлять разные виды словосочетаний.

17

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

1

Уметь определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании; составлять словосочет. с заданным видом связи.

Предложение. Простое предложение.

18

Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Грамматическая основа предложения.

1

Знать виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные, уметь их разграничивать.

19

Повторим орфографию.

1

5.10.-10.10.

Повторение и систематизация знаний.

20

Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация

1

Знать особенности порядка слов в русском языке; основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы. Уметь выразительно читать предложения по интонационным схемам, составлять графическую интонационную схему предложения.

21-22

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

2

Уметь согласовывать подлежащее и сказуемое.

23

р/р Описание памятника культуры.

1

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

24

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

1

12.10.-17.10.

Знать способы выражения подлежащего, уметь находить его в тексте и определять способы его выражения.

25

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Знать способы выражения сказуемого, правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в роде и числе.

26

Повторим орфографию

1

Повторение и систематизация знаний.

27-28

р/р Сочинение на тему «Чудный собор»

2

19-24.10.

2 четверть

29

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

2.11.-7.11.

Знать основные элементы составного глагольного сказуемого. Уметь находить его в предложении, определять значение вспомогательного глагола.

30

Составное именное сказуемое.

1

Знать основные элементы составного именного сказуемого, их функции, способы выражения именной части. Уметь разграничивать простое глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

31-32

Р/р Изложение с описанием местности.

2

33-34

Тире между подлежащим и сказуемым

2

9.11.-14.11.

Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Уметь правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора.

35

р/р Сочинение на тему «Характеристика человека»

1

Второстепенные члены предложения.

36

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

1

Знать виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении. Уметь находить их в предложении. Распознавать дополнение в предложении. Находить грамматические ошибки в его использовании.

37

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

1

16-21.11.

Знать виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом. Уметь разграничивать определение и именную часть составного сказуемого.

38

Приложения как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

1

Знать, что такое приложение, способы выражения приложения. Уметь находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их; использовать приложения в речи.

39-40

р/р Изложение с элементами сочинения.

2

41-42

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

2

23-28.11.

Знать способы выражения обстоятельств, виды обстоятельств по значению. Уметь находить их в тексте, разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения.

43

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

Знать порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения, уметь его производить.

44

Повторение.

1

Закрепление и систематизация знаний.

45-46

Контрольный диктант и его анализ.

2

30-5.12.

Проверка усвоения изученного материала.

Простые односоставные предложения.

47

Главный член односоставного предложения.

1

Знать грамматическую основу односоставного предложения. Уметь разграничивать односоставные и двусоставные предложения.

48-49

Назывные предложения

2

Знать, что такое назывное предложение, способы выражения его главного члена, уметь находить их в тексте.

51-52

Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

2

7-12.12.

Знать способы выражения определенно-личных предложений, уметь их распознавать, пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами.

53

Неопределенно-личные предложения

1

Знать способы выражения главного члена неопределенно-личных предложений, уметь находить их в тексте.

54-55

Безличные предложения.

2

Знать функции безличных предложений в речи. Уметь разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние человека; находить главный член предложения безличных предложений.

56

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым.

1

14-19.12.

Закрепление знаний по теме односоставные предложения.

57

Контрольное тестирование по теме «Односоставные члены предложения»

1

Проверка знаний.

58

Инструкция

1

59

Рассуждение

1

60

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

1

Закрепление и систематизация знаний.

61

Контрольный диктант и работа над ошибками.

1

21-26.12

Проверка знаний.

62-63

р/р Изложение текста публицистического характера с элементами сочинения.

2

28-30.12

3 четверть

64-65

Неполные предложения

2

Знать определение неполных предложений, правило употребления тире в неполных предложениях; распознавать их в тексте, определять их тип, находить пропущенный член предложения.

Однородные члены предложения

66

Синтаксический разбор односоставного предложения

1

11.01.-16.01.

Знать и уметь производить устный и письменный синтаксический разбор односоставного предложения.

67

Понятие об осложненном предложении.

1

Знать, что такое осложненное предложение; способы осложнения предложения. Уметь определять способ осложнения предложения.

68

Понятие об однородных членах.

1

Уметь распознавать однородные члены предложения и составлять графические схемы; использовать разделительные знаки препинания в предложения с однородными членами.

69-70

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

2

18-23.01.

Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах, уметь его применять.

71-72

р/р Изложение по тексту.

2

73-74

Однородные и неоднородные определения.

2

25-30.01.

Уметь разграничивать однородные и неоднородные определения; использовать их в заданной ситуации.

75-77

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

3

1.02.-6.02.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в предложения с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными союзами.

78-80

Обобщающие слова при однородных членах предложениях и знаки препинания при них.

3

Уметь находить обобщающее слово и определять его позицию, правильно расставлять знаки препинания.

81

Повторим орфографию

1

8-13.02.

Закрепление и систематизация полученных знаний.

82

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

Закрепление и систематизация полученных знаний.

83

Синтаксический разбор с однородными членами предложения

1

Уметь производить устный и письменный разбор предложения с однородными членами.

84

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

Уметь производить устный и письменный разбор предложения с однородными членами.

85

Контрольный диктант

1

15-20.02.

Проверка знаний.

Предложения с обособленными членами.

86-87

Понятие об обособлении

2

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении, показывать графически.

88-90

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

3

22-27.02.

Уметь правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами.

91-92

р/р Рассуждение на дискуссионную тему

2

93-94

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

2

1-6.03.

Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.

95

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений.

1

Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.

96

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

1

Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.

97-98

Обособление согласованных приложений.

Контрольное тестирование.

2

9-13.03.

Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.

99

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

1

100

Обобщение по теме изученного

1

Закрепление и систематизация изученного.

101-102

р/р Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

2

15-20.03.

103-104

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

2

Уметь распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления.

105

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.

1

22-24.03.

Распознавать в художественной тексте обособленные определения и обстоятельства.

4 четверть

106-108

Обособление уточняющих членов предложения.

3

1.04.-3.04.

Уметь находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения.

109

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1

5-10.04.

Уметь производить устный и письменный разборы.

110

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

Уметь производить устный и письменный пунктуационный разбор.

111

Повторение.

1

Закрепление знаний.

112

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

1

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

113-114

Обращение и знаки препинания при нем.

2

12-17.04.

Уметь находить обращения, правильно расставлять знаки препинания, определять способ его выражения.

115

р/р Составление делового письма

1

116

Вводные слова и знаки препинания при них.

1

19-24.04.

Знать основные группы вводных слов, уметь применять и находить их в тексте; правильно расставлять знаки препинания.

117-120

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

Контрольное тестирование.

4

26-30.04.

Уметь обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение, выделять на письме знаками препинания.

121

Публичное выступление.

1

122

Междометия в предложении.

1

3-7.05.

Уметь обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль.

123

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обращениями, вводными словами и конструкциями.

1

Уметь производить разборы.

124

Контрольный диктант и его анализ.

1

10-15.05.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

125

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. Прямая и косвенная речь.

2

Уметь конструировать предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания, обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль.

126

Диалог. Рассказ.

1

17-22.05.

Уметь объяснять текстообразующую роль диалога.

127

Цитаты и знаки препинания при них.

1

Уметь распознавать цитаты в тексте; вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью; использовать цитаты в речи.

128-136

Повторение пройденного в VIII классе.

9

24-29.05.

Закрепление и систематизация полученных знаний.

Пояснительная записка.

Тематический план разработан на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.

Главной целью основного образования является развитие ребенка как компонентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, поиск смыслов жизнедеятельности. Это определило цели обучения:

— осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

— формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

— формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

— формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенцией.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического

планирования обеспечивает взаимосвязное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств.

Деятельностный подходотражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, нацеленного на совершенствование современного общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков.

В 8 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Содержание курса по литературе в 8 классе. (68 ч.)

Литература и история(1 ч.)

Русский фольклор(2 ч.)

Лирические песни.

Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Древнерусская литература(2 ч.)

Жанр жития. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Способы создания характера в «Житии…»

Из литературы XVIII века

«Повесть о Шемякином суде». Обращение литературы к жизни человека.

Д.И. Фонвизин.Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Основные каноны классицизма. (3 ч.)

И.А. Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя». Историческая основа басен. (2 ч.)

К.Ф. Рылеев.Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей. (1 ч.)

А. С. Пушкин.«История Пугаческого бунта». «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его взглядов и характера. Отношение автора к Пугачеву и к народному восстанию. Смысл названия повести. (10 ч.)

М.Ю. Лермонтов.«Мцыри». Идейное содержание поэмы. Понятие романтизма. (5 ч.)

Н.В. Гоголь.«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок. «Ревизор» в театре и кино. (5 ч.)

И.С. Тургенев. «Ася». Особенности историзма. Характеристика героев повести. Образ «тургеневской» девушки. (3 ч.)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Главы из «Истории одного города». Сатирическая направленность произведения. (2 ч.)

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений». (1 ч.)

Л.Н. Толстой.«После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. (4 ч.).

Работа над лирическими произведениями. (2 ч.)

А.П. Чехов. «О любви» — рассказ об упущенном счастье. (2 ч.)

Из литературы ХХ века.

И.А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».(1 ч.)

А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» (1 ч.)

М Горький. «Челкаш». Герои и их судьбы. Романтическое произведение. (2 ч.)

А.А. Блок. Цикл «На поле Куликовом». Историческая тема в творчестве Блока. (1 ч.)

С. Есенин. Поэма «Пугачев». М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики. (1 ч.)

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. (1 ч.)

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. (1 ч.)

Тэффи. «Жизнь и воротник» М. Зощенко «История болезни» ( 1 ч.)

А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин». Герой и автор поэмы. (1 ч.)

А.П. Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. (1 ч.)

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. (1 ч.)

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». (1 ч.)

Лирика русских поэтов о родине. (1 ч.)

Зарубежная литература.

У Шекспир. «Ромео о Джульетта». Проблема трагедии. (1 ч.)

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (1 ч.)

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». (1 ч.)

В Скотт «Айвенго». (1 ч.)

Количество часов: 68

— сочинений:

Домашних (1 чет. – 1; 2 чет. – 1;

Классных ( 2 чет. – 1; 3 чет. – 1; 4 чет. -2)

№ п/п

Наименование урока

Количество часов

Сроки

Основные знания, умения, навыки/ или виды деятельности

1 четверть

1

Вводный урок. Русская литература и история.

1

3.09.09

Кратко повторить изученное в 7 классе. Работа с учебником. Понятие историзма в художественном произведении.

2

Устное народное творчество. Русские народные песни. Исторические народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

1

7-12.09

Вспомнить жанры устного народного творчества. Знать особенности жанра народной песни. Формировать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения.

4

Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

Древнерусская литература

5-6

Древнерусская литература. Жанр жития. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

2

14-19.09.

Развить понятие о древнерусской литературе; Расширить представления об особенностях житийного жанра. Развитие навыка анализа текста, навыки монологической речи и выразительного чтения.

Русская литература XVIIIвека.

7

«Повесть о Шемякином суде»

1

21-26.09

Усвоить идейно-художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, описания иллюстраций.

8

Д.И. Фонвизин. Знакомство с писателем. Фонвизин – сатирик. Особенности классицизма.

1

Усвоить понятие классицизма, его особенности. Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии.

9-10

Герои и события. Проблемы гражданственности. Образование и воспитание в комедии.

2

28-3.10.

Вопросы воспитания и образования в дворянской семье.

Русская литература XIX века.

11

И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя»

1

5-10.10.

Расширить знания учеников о баснописце и его баснях; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

12

К.Ф. Рылеев. Знакомство с писателем. «Смерть Ермака»

1

Знакомство с личностью Рылеева. Усвоить понятие жанра думы. Связь думы с историей.

13

А.С. Пушкин. О поэте. «История Пугачевского бунта»

1

12-17.10.

Расширить представление о личности А.С. Пушкина как историка; Знакомство с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

1

Историческая правда и художественный вымысел, причины обращения Пушкина к теме пугачевского бунта.

15

Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

1

19-24.10.

Знать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева.

16

Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи.

1

Повторить, что такое литературный портрет, анализ главы.

2 четверть

17

Гринев и Швабрин. Проблемы, чести, достоинства и нравственности поступка.

1

2-7.11.

Проследить духовный путь становления Гринева.

18

Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.

1

Роль пейзажа и интерьера в художественном произведении.

19

Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Два военных совета в повести.

1

9-14.11.

Лексическая работа с устаревшими словами. Сопоставить образ автора и рассказчика. Значимость художественной детали. Речевая характеристика героев.

20

Изображение народной войны и ее вождя

1

Сопоставление эпизодов, определение авторского отношения к героям.

21

Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.

1

16-21.11.

Новые знания о портрете героя; отражение чувств героя в изменении выражения лица. Внимание к художественному слову; зеркальные сцены: государевы милости.

22

Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.

23

М.Ю Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

1

Тема Кавказа в творчестве Лермонтова. Анализ лирического произведения. Формировать умение составлять тезисный план.

24

Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа. История создания.

1

23-28.11.

Тема узничества в творчестве поэта. Сюжет поэмы, роль эпиграфа.

25

Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

1

Анализ поэмы, ее композиция, ее элементы.

26

Три дня на свободе. Что значит жить для героя поэмы «Мцыри»

1

30-5.12.

Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме.

27-28

р/р Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

2

Усвоить цитирование как способ аргументации, оформление цитат, композиция сочинения.

29

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»

1

7-12.12.

Углубить знания о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы

30

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России.

1

14-19.12.

Углубить понятие о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев. Жизненная основа и обобщающий смысл комедии.

31

Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.

1

Характеристика героя; обобщающее значение образа Хлестакова.

32

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приеме у «Ревизора»

1

21-26.12.

Новое о героях. Развитие монологической речи.

33

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1

Роль финала, смысл эпиграфа комедии.

34

И.С. Тургенев. Судьба и личность писателя. Автобиографические мотивы в повести «Ася».

1

28-30.12.

Расширить знания о писателе; углубить понятие о русском национальном характере; совершенствовать навыки выразительного чтения.

3 четверть

35

Повесть «Ася». Образ «тургеневской» девушки. Тайна Аси и ее брата.

1

11-16.01.

Усвоить понятие «тургеневской» девушки.

36

Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

1

Формировать умение анализировать данный эпизод. Проследить отзывы на повесть «Ася» в русской критике.

37

М.Е. Салтыков-Щедрин. Знакомство с писателем. «История одного города»

1

18-23.01.

Вспомнить основные страницы жизни и творчества писателя; познакомить с художественно-политической сатирой; отметить иронию писателя-гражданина

38

Объекты сатирического осмеяния в «Истории одного города»

1

Формировать умение определять стиль произведения. Познакомить со своеобразием историзма Салтыкова-Щедрина.

39

Жизнь и творчество Н.С. Лескова. «Старый гений»

1

25-30.01.

Уметь определять нравственные проблемы рассказа.

40

Л.Н. Толстой. Личность и судьба. История создания рассказа «После бала»

1

Закрепить основные биографические сведения о писателе. Вспомнить особенности рассказа как жанра эпического.

41

Герои рассказа «После бала» и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа.

1

1-6.02.

Образ повествователя-рассказчика. Особенности композиции.

42-43

р/р Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

2

8-13.02.

Формировать умение грамотно и логически высказывать свои мысли, опираясь на прочитанное произведение.

44

Поэзия родной природы: А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков

2

15-20.02.

Определить своеобразие лирики поэтов; анализ лирического произведения; выразительное чтение стихотворений.

45

к/р Анализ поэтического текста

1

Проверка усвоения знаний.

46-47

А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «О любви»

2

22-27.02.

Вспомнить основные моменты жизни и творчества писателя. Рассмотреть проблему отношений между мужчиной и женщиной.

Из литературы ХХ века

48

И.А. Бунин. «Кавказ»

1

1-6.03.

Показать особенности творческой индивидуальности писателя; анализ текста.

49

А.И. Куприн. «Куст сирени»

1

Выявить нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста.

50-51

Максим Горький. «Челкаш»

2

8-13.03.

Углубить представление о личности писателя; расширить понятие о романтизме; новаторство Горького в развитии романтических традиций.

52

А.А. Блок. Лирика. «Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия»

1

Знакомство с творческой биографией поэта. Особенности подхода Блока к истории.

53

С.А. Есенин. «Пугачев»

1

15-20.03.

Анализ поэтического текста.

54

М.А. Осоргин. «Пенсне». И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»

1

23.03.

Подчеркнуть общую проблематику рассказов; закрепить понятия «метафора» и «олицетворение»

4 четверть

55-56

Юмор в произведениях писателей

2

1-10.04.

Закрепить понятия «юмор» и «сатира»

57

Тэффи. «Жизнь и воротник», М.М. Зощенко. «История болезни»

1

Развивать умение различать юмор и сатиру в произведении.

58

А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин»

1

12-17.04.

Проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина.

59

А.П. Платонов. О писателе. «Возвращение»

1

Раскрыть нравственный смысл рассказа, определить роль художественных приемов.

60-61

Стихи и песни, посвященные Великой Отечественной войне

2

19-24.04.

Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

62

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

1

26-30.04.

Вспомнить страницы из жизни писателя; работа над осознанным, выразительным чтением.

63

Р\Р Сочинение на военную тему

2

3-8.05.

64

Русские поэты ХХ века о Родине

1

Анализ лирического произведения.

65

Поэты русского зарубежья о Родине

1

10-15.05.

Анализ лирического произведения, выразительное чтение.

66

р/р Сочинение на тему «Связь литературы и истории»

1

Проверка знаний.

Зарубежная литература

67

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

1

17-22.05.

Дать представление о литературе в эпоху Возрождения; выявить основные проблемы трагедии.

68

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»

1

Выявить глубинное содержание романа; развивать навыки выразительного чтения.

69

В. Скотт. «Айвенго»

1

24-29.05.

Расширить понятие о жанре исторического романа.

70

Подведение итогов

1

Файлы: Тихий Дон.rar
Размер файла: 853318 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология