Автор конспекта:
Автор(ы): — Лыгина Ольга Владимировна

Место работы, должность: — МОУ ООШ №18

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Математика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная программа

Краткое описание ресурса: — РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика для обучающихся 5 классов на 2010/2011 учебный год

Рассмотрено Утверждено

на методическом совете приказом директора

Протокол №____ от________2010г. от________200_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету математика

для обучающихся 5 классов

на 2010/2011 учебный год

Автор-составитель:

Лыгина Ольга Владимировна, учитель математики.

Пояснительная записка.

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, гра­фиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (эко­номика, бизнес, финансы, физика, химия). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукиция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование обшей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Роль математической подготовки в образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике и школе:

· овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

· интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

· формирование представлений об идеях и методах мате-мл тики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

· формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости матема­тики для общественного прогресса.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.

Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в настоящей программе, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся, основанный на достижении обязательного уровня подготовки. Это способствует нормализации нагрузки школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Такие школьники должны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; желательно рекомендовать им дополнительную литературу. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств. Критерием успешной работы учителя должно служить качество математической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема, формы или средства обучения.

Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнении, критическую оценку результатов

Целью изучения курса математики является:

· систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;

· овладение системой математических знаний и умений,

необходимых для применения в практической деятельности, изу­чения смежных дисциплин, продолжения образования;

· интеллектуальное развитие, формирование качеств лич­
ности, необходимых человеку для полноценной жизни в совре­
менном обществе, свойственных математической деятельности:
ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция,
логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению
трудностей;

· формирование представлений об идеях и методах матема
тики как универсального языка науки и техники, средства моде
лирования явлений и процессов;

· воспитание культуры личности, отношения к математике
как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль
в общественном развитии.

Требования к математической подготовке учащихся

Учащиеся должны знать:

· о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;

· об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравне­
ние) как важнейших математических моделях, позволяющих
описывать и изучать реальные процессы и явления;

· достоверных, невозможных и случайных событиях;

· плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших
пространствени ых телах.

Учащиеся должны уметь:

· выражать спои мысли в устной и письменной речи, приме­-
няя математическую терминологию и символику;

· выполнять арифметические действия с натуральными чис­-
лами, обыкновенными и десятичными дробями; выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;

· решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;

· составлять алгебраические модели реальных ситуаций и
выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;

· решать уравнения методом отыскания неизвестного компо—
нента действия (простейшие случаи);

· строить дерево вариантов в простейших случаях;

· использовать геометрический язык для описания предме-
тов окружающего мира в простейших случаях;

· определять длину отрезка, величину угла;

· вычислять периметр и площадь прямоугольника, треуголь-
ника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.

Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы.

Формы обучения: беседы, практические работы, творческие занятия, индивидуально-групповые занятия, дидактические игры,самостоятельная работа,контрольная работа,тестовые задания.

Основные методы

· преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

· учения: репродуктивный;

· воспитания: убеждение, упражнения.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий.

Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5 классов, режим занятий – 6 часов в неделю, или 204 часа в целом за 1 год обучения

Тематическое планирование

№ уроков

Тема

Раздел учебника

Коли­чество часов

I.Натуральные числа и шкалы

§1

20

1-4

Обозначение натуральных чисел

П. 1

4

5-8

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

П. 2

4

9-10

Плоскость, прямая, луч

П.З

2

11-14

Шкалы и координаты

П. 4

4

15-18

Меньше или больше

П. 5

4

19

Контрольная работа № 1

П. 1-5

1

20

Обобщение

П. 1-5

1

II. Сложение и вычитание

натуральных чисел

§2

21

21-24

Сложение натуральных чисел и его свойства

П. 6

4

25-28

Вычитание

П. 7

4

29-32

Числовые и буквенные выражения

П. 8

4

33-35

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

П. 9

3

36-39

Уравнения

П. 10

4

40

Обобщение

П.6-10

1

41

Контрольная работа № 2

П. 6-10

1

III. Умножение и деление натуральных чисел

§3

32

42-48

Умножение натуральных чисел и его свойства

П. 11

7

49-55

Деление

П. 12

7

56-59

Деление с остатком

П. 13

4

60-65

Упрощение выражений

П. 14

6

66-69

Порядок выполнения действий

П.15

2

70-71

Степень числа. Квадрат и куб числа

П. 16

2

72

Обобщение

П. 11-16

1

73

Контрольная работа № 3

П. 11-16

1

IV. Площади и объемы

§4

14

74-75

Формулы

П. 17

2

76-78

Площадь. Площадь прямоугольника

П. 18

79-80

Единицы измерения площадей

П. 19

2

81-82

Прямоугольный параллелепипед

П. 20

2

83-85

Объемы. Объем рямоугольного параллелепипеда

П. 21

3

86

Обобщение

П. 17-21

1

87

Контрольная работа № 4

П. 17-21

1

V. Обыкновенные дроби

§5

24

88-89

Окружность и круг

П. 22

2

90-92

Доли и дроби

П. 23

3

93-95

Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби

П. 24-25

3

96-98

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

П. 26

3

99-102

Деление и дроби

П. 27

4

103-105

Смешанные числа

П. 28

3

106-109

Сложение и вычитание смешанных чисел

П. 29

4

110

Обобщение

П. 22-29

1

111

Контрольная работа № 5

П. 22-29

1

VI. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

§6

18

112-115

Десятичная запись дробных чисел

П. 30

4

116-118

Сравнение десятичных дробей

П. 31

3

119-123

Сложение и вычитание десятичных дробей

П. 32

5

124-125

Приближенные значения чисел

П. 33

2

126-127

Округление чисел

П. 33

2

128

Обобщение

П. 30-33

1

129

Контрольная работа № 6

Пп. 30-33

1

VII.Умножение и деление десятичных дробей

§7

30

130-134

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

числа

П. 34

5

135-140

Деление десятичных дробей на натуральные числа

П. 35

6

141-145

Умножение десятичных дробей

П. 36

5

146-153

Деление десятичных дробей

П. 37

8

154-157

Среднее арифметическое

П. 38

4

158

Обобщение

П. 34-38

1

159

Контрольная работа № 7

П. 34-38

1

VIII. Инструменты для вычислений и измерений

§8

17

160

Микрокалькулятор

П. 39

1

161-167

Проценты

П. 40

7

168

Обобщение

П. 40

1

169

Контрольная работа № 8

П. 40

1

170-171

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

П. 41

2

172-174

Измерение углов. Транспортир

П. 42

3

175-176

Круговая диаграмма

П. 43

2

177

Практическая работа «Ин­струменты для вычислений и измерений»

П. 40-43

1

IX. Повторение

П. 44

28

178-187

Повторение

П. 44

10

188

Контрольная работа № 9

§§1-8

2

189-198

Повторение

П. 44

10

199-204

Резерв

П. 44

6

Содержание программы

1. Натуральные числа и шкалы (20 ч).

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной шк…………………….. оле; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволят I восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать чис­ло, соответствующее данному делению на координатном луче.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Бук венное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3. Умножение и деление натуральных чисел (32 ч).

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и за­крепление навыков умножения и деления многозначных чи­сел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на ос­нове зависимости между компонентами действий.Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4. Площади и объемы (14 ч).

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Основная цель - расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5. Обыкновенные дроби (24 ч).

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи надроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель- познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч).

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и им читание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель — выработать умения читать, записи вать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполним, сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у ум щихся четкого представления о десятичных разрядах рассм;п риваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать дсоя тичные дроби.

Подчеркивая сходство действий над десятичными дробям 11 с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительно му и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

При изучении операций округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятич­ного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей (30 ч).

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее ариф­метическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель — выработать умения умножать и де­лить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической сто­роне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах от­рабатывается правило постановки запятой в результате дейст­вия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится по­нятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений (17ч).

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Про­центы. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диа­грамм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель — сформировать умения решать про­стейшие задачи на проценты, выполнять измерение и по­строение углов.

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны на­учиться решать три вида задач на проценты: находить не­сколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формирова­нию умений проводить измерения и строить углы.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о на­глядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широ­ко использовать статистический материал, публикуемый в га­зетах и журналах.

В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении от­дельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач (28ч).

Литература для учащихся

1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкии, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2005—2009.

2. М. Б.Миндюк, В. Н. Рудницкая Математика: Рабочая тетрадь для 5класса. — М.: Генжер, 2005—2009.

3. А. С.Чесноков,К.И. Нешков , Дидактические материалы по математике для 5 класса. — М.: Просвещение, 2005—2009.

4. В.И.Жохов ,В.Н.Погодин, Математический тренажер.

5. В.И.Жохов , Л.Б.Крайнева ,Математика. Контрольные работы.

Литература для учителя

1.В.И.Жохов, Преподавание математики в 5 и 6 классах. — М.: Мнемозина,. 2005—2009

2. .В.И. Жохов ,В.Н.Погодин .Математический тренажер.

3. В.И.Жохов ,Л.Б. Крайнева .Математика. Конторольные работы.

Файлы: Открытый урок Дроковой Т.Б..ppt
Размер файла: 3708416 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология