Автор конспекта:
Автор(ы): — Лыгина Ольга Владимировна
Место работы, должность: — МОУ ООШ №18
Регион: — Тамбовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Математика
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — образовательная программа
Краткое описание ресурса: — РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика для обучающихся 5 классов на 2010/2011 учебный год
Рассмотрено Утверждено
на методическом совете приказом директора
Протокол №____ от________2010г. от________200_г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету математика
для обучающихся 5 классов
на 2010/2011 учебный год
Автор-составитель:
Лыгина Ольга Владимировна, учитель математики.
Пояснительная записка.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукиция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование обшей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Роль математической подготовки в образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике и школе:
· овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
· интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
· формирование представлений об идеях и методах мате-мл тики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
· формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в настоящей программе, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся, основанный на достижении обязательного уровня подготовки. Это способствует нормализации нагрузки школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Такие школьники должны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; желательно рекомендовать им дополнительную литературу. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств. Критерием успешной работы учителя должно служить качество математической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема, формы или средства обучения.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнении, критическую оценку результатов
Целью изучения курса математики является:
· систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;
· овладение системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств лич
ности, необходимых человеку для полноценной жизни в совре
менном обществе, свойственных математической деятельности:
ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция,
логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению
трудностей;
· формирование представлений об идеях и методах матема
тики как универсального языка науки и техники, средства моде
лирования явлений и процессов;
· воспитание культуры личности, отношения к математике
как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль
в общественном развитии.
Требования к математической подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
· о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;
· об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравне
ние) как важнейших математических моделях, позволяющих
описывать и изучать реальные процессы и явления;
· достоверных, невозможных и случайных событиях;
· плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших
пространствени ых телах.
Учащиеся должны уметь:
· выражать спои мысли в устной и письменной речи, приме-
няя математическую терминологию и символику;
· выполнять арифметические действия с натуральными чис-
лами, обыкновенными и десятичными дробями; выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;
· решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
· составлять алгебраические модели реальных ситуаций и
выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;
· решать уравнения методом отыскания неизвестного компо—
нента действия (простейшие случаи);
· строить дерево вариантов в простейших случаях;
· использовать геометрический язык для описания предме-
тов окружающего мира в простейших случаях;
· определять длину отрезка, величину угла;
· вычислять периметр и площадь прямоугольника, треуголь-
ника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.
Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы.
Формы обучения: беседы, практические работы, творческие занятия, индивидуально-групповые занятия, дидактические игры,самостоятельная работа,контрольная работа,тестовые задания.
Основные методы
· преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
· учения: репродуктивный;
· воспитания: убеждение, упражнения.
Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий.
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5 классов, режим занятий – 6 часов в неделю, или 204 часа в целом за 1 год обучения
Тематическое планирование
№ уроков
Тема
Раздел учебника
Количество часов
I.Натуральные числа и шкалы
§1
20
1-4
Обозначение натуральных чисел
П. 1
4
5-8
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
П. 2
4
9-10
Плоскость, прямая, луч
П.З
2
11-14
Шкалы и координаты
П. 4
4
15-18
Меньше или больше
П. 5
4
19
Контрольная работа № 1
П. 1-5
1
20
Обобщение
П. 1-5
1
II. Сложение и вычитание
натуральных чисел
§2
21
21-24
Сложение натуральных чисел и его свойства
П. 6
4
25-28
Вычитание
П. 7
4
29-32
Числовые и буквенные выражения
П. 8
4
33-35
Буквенная запись свойств сложения и вычитания
П. 9
3
36-39
Уравнения
П. 10
4
40
Обобщение
П.6-10
1
41
Контрольная работа № 2
П. 6-10
1
III. Умножение и деление натуральных чисел
§3
32
42-48
Умножение натуральных чисел и его свойства
П. 11
7
49-55
Деление
П. 12
7
56-59
Деление с остатком
П. 13
4
60-65
Упрощение выражений
П. 14
6
66-69
Порядок выполнения действий
П.15
2
70-71
Степень числа. Квадрат и куб числа
П. 16
2
72
Обобщение
П. 11-16
1
73
Контрольная работа № 3
П. 11-16
1
IV. Площади и объемы
§4
14
74-75
Формулы
П. 17
2
76-78
Площадь. Площадь прямоугольника
П. 18
79-80
Единицы измерения площадей
П. 19
2
81-82
Прямоугольный параллелепипед
П. 20
2
83-85
Объемы. Объем рямоугольного параллелепипеда
П. 21
3
86
Обобщение
П. 17-21
1
87
Контрольная работа № 4
П. 17-21
1
V. Обыкновенные дроби
§5
24
88-89
Окружность и круг
П. 22
2
90-92
Доли и дроби
П. 23
3
93-95
Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби
П. 24-25
3
96-98
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
П. 26
3
99-102
Деление и дроби
П. 27
4
103-105
Смешанные числа
П. 28
3
106-109
Сложение и вычитание смешанных чисел
П. 29
4
110
Обобщение
П. 22-29
1
111
Контрольная работа № 5
П. 22-29
1
VI. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
§6
18
112-115
Десятичная запись дробных чисел
П. 30
4
116-118
Сравнение десятичных дробей
П. 31
3
119-123
Сложение и вычитание десятичных дробей
П. 32
5
124-125
Приближенные значения чисел
П. 33
2
126-127
Округление чисел
П. 33
2
128
Обобщение
П. 30-33
1
129
Контрольная работа № 6
Пп. 30-33
1
VII.Умножение и деление десятичных дробей
§7
30
130-134
Умножение десятичных дробей на натуральные числа
числа
П. 34
5
135-140
Деление десятичных дробей на натуральные числа
П. 35
6
141-145
Умножение десятичных дробей
П. 36
5
146-153
Деление десятичных дробей
П. 37
8
154-157
Среднее арифметическое
П. 38
4
158
Обобщение
П. 34-38
1
159
Контрольная работа № 7
П. 34-38
1
VIII. Инструменты для вычислений и измерений
§8
17
160
Микрокалькулятор
П. 39
1
161-167
Проценты
П. 40
7
168
Обобщение
П. 40
1
169
Контрольная работа № 8
П. 40
1
170-171
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник
П. 41
2
172-174
Измерение углов. Транспортир
П. 42
3
175-176
Круговая диаграмма
П. 43
2
177
Практическая работа «Инструменты для вычислений и измерений»
П. 40-43
1
IX. Повторение
П. 44
28
178-187
Повторение
П. 44
10
188
Контрольная работа № 9
§§1-8
2
189-198
Повторение
П. 44
10
199-204
Резерв
П. 44
6
Содержание программы
1. Натуральные числа и шкалы (20 ч).
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной шк…………………….. оле; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволят I восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Бук венное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (32 ч).
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (14 ч).
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель - расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (24 ч).
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи надроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель- познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч).
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и им читание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать умения читать, записи вать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполним, сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у ум щихся четкого представления о десятичных разрядах рассм;п риваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать дсоя тичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробям 11 с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительно му и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операций округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (30 ч).
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17ч).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.
Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (28ч).
Литература для учащихся
1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкии, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2005—2009.
2. М. Б.Миндюк, В. Н. Рудницкая Математика: Рабочая тетрадь для 5класса. — М.: Генжер, 2005—2009.
3. А. С.Чесноков,К.И. Нешков , Дидактические материалы по математике для 5 класса. — М.: Просвещение, 2005—2009.
4. В.И.Жохов ,В.Н.Погодин, Математический тренажер.
5. В.И.Жохов , Л.Б.Крайнева ,Математика. Контрольные работы.
Литература для учителя
1.В.И.Жохов, Преподавание математики в 5 и 6 классах. — М.: Мнемозина,. 2005—2009
2. .В.И. Жохов ,В.Н.Погодин .Математический тренажер.
3. В.И.Жохов ,Л.Б. Крайнева .Математика. Конторольные работы.
Файлы: Открытый урок Дроковой Т.Б..ppt
Размер файла: 3708416 байт.