Автор конспекта:
Автор(ы): — Орлова Людмила Ивановна
Место работы, должность: —
МБОУ "Вурнарская СОШ №2", учитель информатики
Регион: — Республика Чувашия
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: —
Ресурс предназначен для учащихся при освоении темы Символьные типы данных в программировании. В частности, в рабочей тетради за основу взят язык программирования PascalABC. Рабочая тетрадь содержит теоретический материал для ученика с заданиями на закрепление и ответы на задания для самопроверки или для учителя.
ЧАСТЬ I. Рабочая тетрадь для ученика
1. ПОНЯТИЕ О СИВОЛЬНЫХ ТИПАХ ДАННЫХ
Символьный тип данных – это любой символ, заключенный в одиночные кавычки.
Значением символьного типа данных является один символ, который занимает 1 байт.
Символами могут быть буквы, цифры, пробелы и любые другие знаки, за исключением знака кавычек.
Пример:
a1:=’и’ {данное символьного типа}
a2:=’1’ {данное символьного типа, заметим, что символ 1 отличается от целого числа 1 тем, что он не может быть использован в арифметических операциях.}
a3:=1 {не является данным символьного типа }
a4:=’F’ {данное символьного типа}
a5:=’text’ {не является данным символьного типа}
a6:=F{не верная запись данного символьного типа}
В языке Pascalиспользуется множество символов, находящихся в таблице кодов, называемой ASCII — американский стандартный код обмена информацией.
Все символы упорядочены, т.к. имеют свой личный номер. Десятичные коды заглавных букв на 32 меньше десятичных кодов строчных букв как в русском, так и в латинском алфавите.
Важно, что соблюдаются следующие отношения:
'A' < 'B' < 'C' < ... < 'X' < 'Y' < 'Z'
'0' < '1' < '2' < ... < '7' < '8' < '9'
Для проверки равенства или неравенства переменных символьного типа могут использоваться операторы булевого сравнения.
Задание для самостоятельного выполнения
Используя часть кодовой таблицы ASCII,определите десятичный код символов:
‘+’ — ___________
‘?’ — ___________
‘W’ — __________
‘w’ — ___________
‘Ф’- ___________
‘ф’ — ___________
2. ОПИСАНИЕ ДАННЫХ СИМВОЛЬНОГО ТИПА
Символьные данные (переменные и постоянные) должны быть описаны в программе: переменные — в разделе описания переменных с помощью служебного слова char,постоянные — в разделе описания постоянных.
Описание постоянных (констант) символьного типа:
Const
S=’*’;
Описание переменных символьного типа:
Var
A: char;
Задания для самостоятельного выполнения
1. Определите, какие из значений могут принимать символьные переменные типа char:
□ 345 □ ‘345’ □ т
□ ‘т’ □ 4 □ ‘4’
2. Найдите ошибки в записях символьных переменных (если они есть). Ответ поясните:
а) А: = ‘и’
б) С2: = "в"
в) D: = к
г) 64N: = ‘5’
д) N64:=’5’
е)N5:=5
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3. ОПЕРАЦИИ НАД ДАННЫМИ СИМВОЛЬНОГО ТИПА
Ввод, присвоение и вывод символьных переменных осуществляются так же, как и для числовых типов данных.
Пример:
Составить программу, по которой компьютер многократно вычисляет сумму А+В при различных значениях А и В. в конце каждого этапа появляется запрос о продолжении или прекращении вычислений: "Завершить программу?(Д/Н)".
Var A,B:real
C : char;
Begin
Repeat
Write('Введитедвачисла'); Readln(a,b);
Writeln(a+b:0:2);
Writeln('Завершить программу?(Д/Н)')
Readln(с);
Until с='Д'; {программа завершит работу если будет введено Д}
Readln
End.
Операция # #
Результат — символ, номер которого в таблице ASCII соответствует заданному числу. Например,
#100 = 'd' #39 = ''' {апостроф} #232 = 'и' #1000 {ошибка: выход за границы диапазона типа char}
Операция сравнения
К символьным переменным применимы операции сравнения , =, ≤, ≥, результат которых также опирается на номера символов из таблицы ASCII.
Например, ‘А’ < ‘В’ Стандартные функции chr(k)
k:byte или integer
"превращает" номер символа в символ. Действие этой функции аналогично действию операции #.
Примеры:
1) c:= chr(48); {c: char} Результат: c = '0'
2) Chr(65)='A' — символ, соответствующий коду 65, равен А;
ord(c)
c: char
Обратная к функции chr(). Возвращает значение кода символа c. Примеры: 1) a:=ord(‘0’) {a:byte} Результат: a=48
2) Ord('A')=65 — код символа А равен 65
ord(chr(k)) = k и chr(ord(c)) = c Pred(c) Succ(c)
c: char
Pred — возвращает предыдущий символ литерного множества;
Succ — возвращает следующий символ литерного множества;
Примеры:
Pred('3')='2' — символ, предшествующий символу 3, равен 2;
Succ('0')='1' — символ, следующий за символом 0, равен символу 1.
upcase(c)
lowcase(c)
c: char
upcase(c)преобразует строчную букву в прописную.
lowcase(c)преобразует прописную букву в строчную.
Примеры: 1) c:=lowcase('F'); writeln(c); Результат: f 2) ch:=upcase('f'); writeln(ch); Результат: c=F
Задания для самостоятельного выполнения
1. Используя фрагмент кодовой таблицы ASCII, определите значения логических выражений (Trueили False)
‘4’’z’Ответ:_______________
‘D’