Автор конспекта:
Автор(ы): — Орлова Людмила Ивановна

Место работы, должность: —

МБОУ "Вурнарская СОШ №2", учитель информатики

Регион: — Республика Чувашия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Ресурс предназначен для учащихся при освоении темы Символьные типы данных в программировании. В частности, в рабочей тетради за основу взят язык программирования PascalABC. Рабочая тетрадь содержит теоретический материал для ученика с заданиями на закрепление и ответы на задания для самопроверки или для учителя.

ЧАСТЬ I. Рабочая тетрадь для ученика

1. ПОНЯТИЕ О СИВОЛЬНЫХ ТИПАХ ДАННЫХ

Символьный тип данных – это любой символ, заключенный в одиночные кавычки.

Значением символьного типа данных является один символ, который занимает 1 байт.

Символами могут быть буквы, цифры, пробелы и любые другие знаки, за исключением знака кавычек.

Пример:

a1:=’и’ {данное символьного типа}

a2:=’1’ {данное символьного типа, заметим, что символ 1 отличается от целого числа 1 тем, что он не может быть использован в арифметических операциях.}

a3:=1 {не является данным символьного типа }

a4:=’F’ {данное символьного типа}

a5:=’text’ {не является данным символьного типа}

a6:=F{не верная запись данного символьного типа}

В языке Pascalиспользуется множество символов, находящихся в таблице кодов, называемой ASCII — американский стандартный код обмена информацией.

Все символы упорядочены, т.к. имеют свой личный номер. Десятичные коды заглавных букв на 32 меньше десятичных кодов строчных букв как в русском, так и в латинском алфавите.

Важно, что соблюдаются следующие отношения:

'A' < 'B' < 'C' < ... < 'X' < 'Y' < 'Z'

'0' < '1' < '2' < ... < '7' < '8' < '9'

Для проверки равенства или неравенства переменных символьного типа могут использоваться операторы булевого сравнения.

Задание для самостоятельного выполнения

Используя часть кодовой таблицы ASCII,определите десятичный код символов:

‘+’ — ___________

‘?’ — ___________

‘W’ — __________

‘w’ — ___________

‘Ф’- ___________

‘ф’ — ___________

2. ОПИСАНИЕ ДАННЫХ СИМВОЛЬНОГО ТИПА

Символьные данные (переменные и постоянные) должны быть описаны в программе: переменные — в разделе описания переменных с помощью служебного слова char,постоянные — в разделе описания постоянных.

Описание постоянных (констант) символьного типа:

Const

S=’*’;

Описание переменных символьного типа:

Var

A: char;

Задания для самостоятельного выполнения

1. Определите, какие из значений могут принимать символьные переменные типа char:

□ 345 □ ‘345’ □ т

□ ‘т’ □ 4 □ ‘4’

2. Найдите ошибки в записях символьных переменных (если они есть). Ответ поясните:

а) А: = ‘и’

б) С2: = "в"

в) D: = к

г) 64N: = ‘5’

д) N64:=’5’

е)N5:=5

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________



3. ОПЕРАЦИИ НАД ДАННЫМИ СИМВОЛЬНОГО ТИПА

Ввод, присвоение и вывод символьных переменных осуществляются так же, как и для числовых типов данных.

Пример:
Составить программу, по которой компьютер многократно вычисляет сумму А+В при различных значениях А и В. в конце каждого этапа появляется запрос о продолжении или прекращении вычислений: "Завершить программу?(Д/Н)".

Var A,B:real

C : char;
Begin

Repeat

Write('Введитедвачисла'); Readln(a,b);

Writeln(a+b:0:2);

Writeln('Завершить программу?(Д/Н)')

Readln(с);

Until с='Д'; {программа завершит работу если будет введено Д}

Readln

End.

Операция # #

Результат — символ, номер которого в таблице ASCII соответствует заданному числу. Например,

#100 = 'd' #39 = ''' {апостроф} #232 = 'и' #1000 {ошибка: выход за границы диапазона типа char}

Операция сравнения

К символьным переменным применимы операции сравнения , =, ≤, ≥, результат которых также опирается на номера символов из таблицы ASCII.

Например, ‘А’ < ‘В’ Стандартные функции chr(k)

k:byte или integer

"превращает" номер символа в символ. Действие этой функции аналогично действию операции #.

Примеры:

1) c:= chr(48); {c: char} Результат: c = '0'

2) Chr(65)='A' — символ, соответствующий коду 65, равен А;

ord(c)

c: char

Обратная к функции chr(). Возвращает значение кода символа c. Примеры: 1) a:=ord(‘0’) {a:byte} Результат: a=48

2) Ord('A')=65 — код символа А равен 65

ord(chr(k)) = k и chr(ord(c)) = c Pred(c) Succ(c)

c: char

Pred — возвращает предыдущий символ литерного множества;

Succ — возвращает следующий символ литерного множества;

Примеры:

Pred('3')='2' — символ, предшествующий символу 3, равен 2;

Succ('0')='1' — символ, следующий за символом 0, равен символу 1.

upcase(c)

lowcase(c)

c: char

upcase(c)преобразует строчную букву в прописную.

lowcase(c)преобразует прописную букву в строчную.

Примеры: 1) c:=lowcase('F'); writeln(c); Результат: f 2) ch:=upcase('f'); writeln(ch); Результат: c=F

Задания для самостоятельного выполнения

1. Используя фрагмент кодовой таблицы ASCII, определите значения логических выражений (Trueили False)

‘4’’z’Ответ:_______________

‘D’

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

https://stroykeramica.ru расход цемента на поротерм 44.