Автор конспекта:
Автор(ы): — Борчанинова Оксана Викторовна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ №1, учитель изобразительного искусства и черчения

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Искусство

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Программно-методическое пособие создано с учётом современных процессов модернизации и гуманизации российского регионального образования, обновления содержания общего художественного воспитания, любви и бережного отношения к культурно-историческими традициям русского и других народов страны.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1»

Рассмотрена Составлена на основании «Утверждаю»

На ШМО учителей ИЗО программно-методического пособия Депортамента образования и науки Директор школы:………………

ХМАО-Югра

«…..»……………2013 г. Шарафутдинова В. Н. Банников, Л. Н. Устенко

Ханты-Мансийск Полиграфист2007 г. «……»………………..2013 г.

Руководитель ШМО:

Велижанская В. В.

Принята на педагогическом совете, протокол № от 2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСКУССТВУ 5, 6, 7 классы

региональный компонент

Когалым

2011 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Искусство»

Региональный компонент

5 класс

Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО.

Программа рассчитана на 35 годовых часа. Составлена в соответствии с требованиями оценки качества знаний учеников общеобразовательных школ.

Рабочая программа по искусству для 5 класса построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.

Пояснительная записка.

Программно-методическое пособие создано с учётом современных процессов модернизации и гуманизации российского регионального образования, обновления содержания общего художественного воспитания, любви и бережного отношения к культурно-историческими традициям русского и других народов страны.

Целью программно-методических материалов на основе национально–регионального компонента, включаемого в систему преподавания искусству в общеобразовательной школе является подготовка всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России.

Задачами курса являются:

— Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности;

-Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества;

— Развитие познавательной деятельности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью.

Требования к уровню подготовки выпускников

в соответствии с государственным образовательным стандартом:

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • известные центры народных ремёсел России и округа;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • особенности языка следующих видов изобразительного искус­ства: живописи, графики, скульптуры;
  • основные жанры изобразительного искусства;
  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
  • о выдающихся произведениях советского изобразительного искусства, своей республики, родного края;
  • уметь работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы.

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и мастеров Югры, назвать их авторов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Используемые технологии, методы и формы работы,

обоснование их использования

Основные дидактические принципы методики обучения

изобразительному искусству в школе:

  • Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
  • Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству

(законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).

  • Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству

(роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).

  • Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.
  • Принцип единства восприятия и созидания.
  • Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

Методики проведения занятий по изобразительному искусству в школе:

Художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разно­образные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с на­туры, по памяти, по представлению, воображению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • использование на уроках компьютерных и электронных технологий:
  • работа с интерактивной доской,
  • с программами PowerPointCorelи DRAWX3,
  • с ресурсами Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

-http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce29c446-d56c4d95b1d9f45363a6992d/?interface=catalog ;

— http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4184553-1001-4d78-ab5e-b28922674205/?sort=order&interface=catalog&rubric_id%5b%5d=48656 ;

— http://school-collection.edu.ru/catalog/res/87f11899-641d-407a-b798-d38a…

— http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b785a721-0dfb-4ead-a199-d9a7…

— http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=23348&category…

— http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=23347&category_id=10116 ,

  • с использованием электронных учебников:

— «Как научиться понимать картину? Азбука искусства.», 2007г., Москва, ЗАО «Новый диск», e-mail: sale@nd.ru ;

— «Мастера натюрморта»,2007г., Москва, ООО «ИД «Равновесие», e-mail: info@ravnovesie.com ;

Применение компьютерных технологий позволяет значительно снизить трудоемкость обучения и сэкономить время как учителям, так и школьникам.

Основное содержание

предмета изобразительное искусство региональный компонент в 5 классе

1 четверть 8 часов.

Красота Югорского края

1 час. Красота Югорского края

1 час. Югорские мотивы.

1 час Осенние мотивы

1 час Подарки северной осени

1 час. Сибирский урожай

2 часа. Таёжный натюрморт

1 час. Северное Древо – Древо счастья, древо жизни

IIчетверть 8 часов

Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

1 час. Красота рук по свету ходит

1 час. Красота обладателя находит

2 часа Портрет народного югорского мастера за работой

2 час. Северные фантазии

2 часа. Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли»

III четверть 10 часов

Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

1 час Традиционный орнамент коренных жителей Севера

1 час. Полна набирушка морошки

1 час. Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера

1 час. Деревянные постройки зимних поселений обских угров

1 час. Деревянная архитектура Севера

1 час. Деревянный обский град

1 час. Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогуски

2 часа. Выполнение эскизов костюмов «Вороний праздник» — Вурни хатл

1 час. Художники нашего края

IV четверть 9 часов

В согласии с природой югорского края

1 час. Братья наши меньшие (наброски и зарисовки)

2 час. Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка) «Медведь»

2 часа. Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков»

2 час Народная кукла обских угров.

2 часа Праздник «Вскрытие реки»,

Список литературы

  • Банников В. Н., Петрук О. И. Изобразительное искусство в национальной школе; методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2005.- 61с.
  • Банников В. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования: программно- методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2004.-116 с.
  • Белявская-Ерныхова Е. А. Этнотворческая лаборатория «Утренняя заря».- Саранпауль, 2005-66 с.
  • Валов А. А. Художники города Ханты- Мансийска: альбом.- Ханты-Мансийск, 1997.-62 с.
  • История Ханты- Мансийского автономного округа с древности до наших дней /Отв. Ред. Редик Д. А.- Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000. – 467 с.
  • Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – Екатеринбург, 2001. – 117 с.
  • Кудрявцев В. Т,, Решетникова Р. Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров.- М.: Издательство ИКАР, 1993. – 208 с.
  • Лукина Н. В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа).- Томск.: Изд. Томского университета, 2000. – 239 с.
  • Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.- 207 с.
  • Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. — Ханты-Мансийск, 2006.- 65 с.
  • Шпикалова Т. Я. Яживу в России. – М.: Просвещение, 2006.-32 с.
  • Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.-207с.
  • Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2006. – 65 с.
  • Художники Югры – 250-летию РосУсийской академии художеств. – Омск: Изд. «Дантея», 2007. – 25 с.
  • Тематическое планирование 5 класс

    1 четверть 8 часов.

    Красота Югорского края

    № урока

    Дата

    Тип урока

    Тема урока

    Оснащение урока

    Практическая работа

    Домашнее задание

    Примечание

    Дидактические -иллюстративные материалы

    Материалы для учащихся

    1

    Урок живописи

    Красота осеннего пейзажа Югры

    Изображение пейзажа. Пейзаж в творчестве художников разных эпох.

    Гуашь , стекло, кисть, бумага

    Пейзаж в технике монотипия. «Осенний хоровод»

    Наблюдение за осенней природой

    2

    Урок графики

    Югорские мотивы

    Изображение пейзажа. Пейзаж в творчестве художников разных эпох.

    Чёрная тушь, кисти, ручка

    Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами

    Наблюдение за осенней природой

    3

    Изобрази тельное творчество

    Осенние мотивы

    Книжная графика , её связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения

    Тонированная бумага, акварель, тушь, перо

    Выполнение иллюстрации к лирическим стихам поэтов Югры

    Посмотреть иллюстрации к различным стихам

    4

    Урок графики

    Подарки северной осени

    Изображение натюрморта. Натюрморт в творчестве художников разных эпох.

    Простой карандаш, бумага

    Рисование с натуры натюрморта из овощей, шишек, ягод, грибов

    Выполнить наброски овощей

    5

    Урок живописи

    Сибирский урожай

    Изображение натюрморта. Натюрморт в творчестве художников разных эпох.

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов без предварительного рисунка

    Выполнить наброски овощей

    6

    декоративное творчество

    Таёжный натюрморт

    Натюрморт в произведениях югорских художников. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета

    Цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы

    Выполнение декоративной композиции натюрморта

    Подобрать материал к декоративному натюрморту

    7

    декоративное творчество

    Таёжный натюрморт

    Натюрморт в произведениях югорских художников. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета

    Цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы

    Выполнение декоративной композиции натюрморта

    Подобрать материал к декоративному натюрморту

    8

    Урок скульпту ры

    Северное Древо – Древо счастья, древо жизни

    Древо жизни в искусстве народов мира. Фантастические образы древа в современном декоративно – прикладном искусстве и народном творчестве

    Цветной пластилин, глина, стеки

    Лепка декоративной плакетки

    Найти изображения древа жизни

    9

    Урок-диалог об искусстве

    Народные мастера Югорского края

    Изображения людей в совместном труде и их забавы, отдых.

    Тетрадь, ручка

    Беседа о народных ремёслах региона и творчестве мастеров нашего края: З. Лозямова

    Найти изображения работ Е, Ерныхова, З. Лозямова

    2 четверть

    Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

    № урока

    Дата

    Тип урока

    Тема урока

    Оснащение урока

    Практическая работа

    Домашнее задание

    Примечание

    Дидактические -иллюстративные материалы

    Материалы для учащихся

    10

    Урок графики

    Красота рук по свету ходит

    Народные традиции общения молодёжи во время отдыха в разных видах искусства

    Цветные мелки, фломастер, бумага

    Выполнение поисковых эскизов композиций. Многофигурная композиция

    Собрать иллюстративный материал по теме

    11

    Урок живописи

    Красота обладателя находит

    Иллюстрации народных художников: Бахлыков П., Савинов В., Иванов Н., Тимофеев Г.

    Живописные материалы по выбору учащихся

    Выполнение многофигурной композиции.

    Выполнить наброски фигуры человека

    12

    Урок живописи

    Портрет народного югорского мастера за работой

    Работы народных художников и их фотографии

    Живописные материалы по выбору учащихся

    Выполнение портрета народного мастера за работой

    Собрать иллюстративный материал по теме

    13

    Урок живописи

    Портрет народного югорского мастера за работой

    Работы народных художников и их фотографии

    Живописные материалы по выбору учащихся

    Выполнение портрета народного мастера за работой

    Выполнить наброски лица человека

    14

    Урок графики

    Северные фантазии

    Изображения зимнего пейзажа

    Тонированная бумага, цветные мелки

    Выполнение по памяти и представлению пейзажа

    Наблюдение за зимней природой

    15

    Изобрази тельное творчество

    Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли»

    Образы положительных героев мифов и сказок народов Севера в различных видах искусства

    Акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага

    Выполнение портретов мифологических и сказочных героев

    Посмотреть иллюстрации к различным сказкам

    16

    Изобрази тельное творчество

    Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли»

    Образы положительных героев мифов и сказок народов Севера в различных видах искусства

    Акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага

    Выполнение портретов мифологических и сказочных героев

    Наброски сказочных героев

    3 четверть

    Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

    № урока

    Дата

    Тип урока

    Тема урока

    Оснащение урока

    Практическая работа

    Домашнее задание

    Примечание

    Дидактические -иллюстративные материалы

    Материалы для учащихся

    17

    Урок графики

    Традиционный орнамент коренных жителей Севера

    Виды орнаментов Российских и народов Севера

    Тушь, заостренная палочка, перо, белая мелованная бумага

    Выполнение зарисовок одежды ханты и манси

    Собрать иллюстративный материал по теме

    18

    декоративное творчество

    Полна набирушка морошки

    Изделия из бересты в культуре разных народов России: короба, туеса, набирушки

    Плотная бумага, картон, свеча, гуашь, тушь, ножницы

    Изготовление набирушки. Гротажж

    Подготовить материал для работы

    19

    Урок графики

    Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера.

    Виды жилища северных народов -летний чум для стойбищ, рубленный дом, лобаз

    Тушь, заостренная палочка, перо, белая мелованная бумага

    Графическая композиция летнего стойбища

    Найти изображения чума

    20

    Урок живописи

    Деревянные постройки зимних поселений обских угров

    Изображения памятников древнерусской архитектуры

    Бумага, живописные материалы на выбор учащегося

    Выполнение композиции зимнего стойбища

    Найти изображения рубленного дома, лобаза

    21

    Урок графики

    Деревянная архитектура Севера

    Изображения деревянной архитектуры Тобольского Севера, других регионов России

    Тонированная бумага, пастельные и мелки, фломастеры

    Графическая композиция

    Собрать иллюстративный материал по теме

    22

    декоративное творчество

    Древнный обский град

    Изображения древних городов Русского Севера. Эмдер, Самарово, Берёзов

    Картон, чертежная бумага, клей ПВА, ножницы, линейка, карандаш

    Конструирование из бумаги элементов деревянного подворья

    Подготовить материал для работы

    23

    декоративное творчество

    Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогуски

    Праздник трясогуски, основные этапы проведения, герои праздничного действия.

    Картон, цветная бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей

    Выполнение эскиза костюма к празднику. Аппликация

    Собрать иллюстративный материал по теме

    24

    декоративное творчество

    Выполнение эскизов костюмов «Вороний праздник» — Вурни хатл

    Праздник — ворона, основные этапы проведения, герои праздничного действия

    Картон, ножницы, береста, бумага, живописные материалы

    Изготовление масок к Вороньему празднику

    Подготовить материал для работы

    25

    декоративное творчество

    Выполнение эскизов костюмов «Вороний праздник» — Вурни хатл

    Праздник — ворона, основные этапы проведения, герои праздничного действия

    Картон, ножницы, береста, бумага, живописные материалы

    Выполнение тематической композиции

    Выполнить наброски фигуры человека

    26

    Урок-диалог об искусстве

    Художники нашего края

    Югорская земля в творчестве художников; Игошев И., Райшев Г., Банников В., Медведев С.

    Тетрадь, ручка

    Беседа о художниках нашего края

    Найти изображения работ художников

    4 четверть

    В согласии с природой югорского края

    № урока

    Дата

    Тип урока

    Тема урока

    Оснащение урока

    Практическая работа

    Домашнее задание

    Примечание

    Дидактические -иллюстративные материалы

    Материалы для учащихся

    27

    Урок графики

    Братья наши меньшие (наброски и зарисовки)

    Анималистический жанр. Стилизация животных

    Цветные мелки, фломастер, бумага

    Зарисовки животных по памяти и по представлению

    Наброски животных с натуры

    28

    Урок скульпту ры

    Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка) «Медведь»

    Образ медведя в мифах и легендах обских угров

    Глина, пластилин, стеки

    Образ медведя в мифах и легендах обских угров

    Найти изображение медведя

    29

    Урок скульпту ры

    Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка) «Медведь»

    Образ медведя в мифах и легендах обских угров

    Глина, пластилин, стеки

    Образ медведя в мифах и легендах обских угров

    Найти изображение медведя

    30

    Урок графики

    Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков»

    Плакат – вид графического изображения, соединяющий в себе изображение и текстовое сопровождение

    Бумага, гуашь, цветная бумага, клей, кисти

    Выполнение экологического плаката

    Собрать иллюстративный материал по теме

    31

    Урок графики

    Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков»

    Плакат – вид графического изображения, соединяющий в себе изображение и текстовое сопровождение

    Бумага, гуашь, цветная бумага, клей, кисти

    Выполнение экологического плаката

    Подготовить материал для работы

    32

    декоративное творчество

    Народная кукла обских угров.

    Кукла в культуре российских народов. Виды кукол: кукла скрутка, кукла «акань»

    Цветная бумага, клей, клей разного цвета, ножницы, иголка с ниткой.

    Изготовление куклы «акань»

    Найти изображение куклы «акань»

    33

    декоративное творчество

    Народная кукла обских угров.

    Кукла в культуре российских народов. Виды кукол: кукла скрутка, кукла «акань»

    Цветная бумага, клей, клей разного цвета, ножницы, иголка с ниткой.

    Изготовление куклы «акань»

    Подготовить материал для работы

    34

    Урок живописи

    Праздник «Вскрытие реки»,

    Изображение воды в творчестве югорских художников. Образ реки в мифологии обских угров

    Бумага, живописные материалы

    Выполнение композиции, посвящённой сходу снега, ледоходу

    Собрать иллюстративный материал по теме

    35

    Урок живописи

    Праздник «Вскрытие реки»,

    Изображение воды в творчестве югорских художников. Образ реки в мифологии обских угров

    Бумага, живописные материалы

    Выполнение композиции, посвящённой сходу снега, ледоходу

    Наблюдение за весенней природой

    Рабочая программа

    по учебному предмету «Искусство»

    Региональный компонент

    6 класс

    Основное содержание

    предмета изобразительное искусство региональный компонент в 6 классе

    III четверть 10 часов

    Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

    1 час Птицы Севера

    1 час. Орнамент на колыбели

    1 час. В тайге и на реке моя работа

    1 час. Дары сурового края

    1 час. Деревянная архитектура Севера

    1 час. Деревянный обский град

    1 час. Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогуски

    2 часа. Выполнение эскизов костюмов «Вороний праздник» — Вурни хатл

    1 час. Художники нашего края

    IV четверть 9 часов

    В согласии с природой югорского края

    1 час. Братья наши меньшие (наброски и зарисовки)

    2 час. Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка) «Медведь»

    2 часа. Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков»

    2 час Народная кукла обских угров.

    2 часа Праздник «Вскрытие реки»,

    Тематическое планирование в 6 классе

    3 четверть 10 часов.

    № уро ка

    Дата

    Тип урока

    Тема урока

    Оснащение урока

    Практическая работа

    Домашнее задание

    Примечание

    Дидактические -иллюстративные материалы

    Материалы для учащихся

    1

    Изобрази тельное творчество

    Птицы Севера

    Анималистический жанр.

    Гуашь, кисть, бумага

    Выполнение с натуры этюда северных птиц

    Наблюдение за птицами

    2

    Урок народного декоративного творчества

    Орнамент на колыбели

    Священные птицы Югры. Сравнение изображений птиц в живописи и декоративном искусстве. Стилизация.

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Выполнение формы колыбели и оформление её орнаментом с использование стилизованных птиц

    Найти изображение священных птицы Югры

    3

    Урок изобразительного творчества

    В тайге и на реке моя работа

    Традиционные виды рыбалки и охоты обских угров. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства.

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Зарисовки фигур промысловиков (рыбаков, охотников).

    Найти изображения рыбаков, охотников).

    4

    Урок графики

    Дары сурового края

    Осенины, как праздники урожая. Завершение работ на земле, в тайге. Сбор дикоросов, уборка урожая

    Простой карандаш, бумага

    Зарисовки фигур сборщиков ягод, кореньев, шишек.

    Выполнить наброски фигуры человека в движении

    5

    Урок изобразительного творчества

    Таёжный урожай

    Праздник урожая. Художественные приёмы решения сюжетной композиции, посвящённой труду.

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Создание многофигурной композиции по теме.

    Найти изображения (фото) праздника урожая

    6

    Урок изобразительного творчества

    Таёжный урожай

    Праздник урожая. Художественные приёмы решения сюжетной композиции, посвящённой труду.

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Создание многофигурной композиции по теме.

    Выполнить сюжетные наброски

    7

    Урок народного творчества

    Тучан и её секреты

    Произведения народного творчества как неотъемлемая часть материальной культуры прошлых лет и нынешних дней, местные этнические и национальные особенности.

    Цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы

    Выполнение эскиза сумки для рукоделия.

    Подготовить сообщение о сумке для рукоделия

    8

    Урок народного творчества

    Тучан и её секреты

    Произведения народного творчества как неотъемлемая часть материальной культуры прошлых лет и нынешних дней, местные этнические и национальные особенности.

    Цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы

    Выполнение сумки для рукоделия.

    Составить кроссворд по теме: «Народное творчество».

    9

    Керамика сторожило

    10

    Народные мастера Югорского края

    Изображения людей в совместном труде и их забавы, отдых.

    Тетрадь, ручка

    Беседа о народных ремёслах региона и творчестве мастеров нашего края: З. Лозямова

    Найти изображения работ Е, Ерныхова, З. Лозямова

    4 четверть

    В согласии с природой югорского края

    № уро ка

    Дата

    Тип урока

    Тема урока

    Оснащение урока

    Практическая работа

    Домашнее задание

    Примечание

    Дидактические -иллюстративные материалы

    Материалы для учащихся

    1

    Красота осеннего пейзажа Югры

    Изображение пейзажа. Пейзаж в творчестве художников разных эпох.

    Гуашь , стекло, кисть, бумага

    Пейзаж в технике монотипия. «Осенний хоровод»

    Наблюдение за осенней природой

    2

    Югорские мотивы

    Изображение пейзажа. Пейзаж в творчестве художников разных эпох.

    Чёрная тушь, кисти, ручка

    Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами

    Наблюдение за осенней природой

    3

    Осенние мотивы

    Книжная графика , её связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения

    Тонированная бумага, акварель, тушь, перо

    Выполнение иллюстрации к лирическим стихам поэтов Югры

    Посмотреть иллюстрации к различным стихам

    4

    Подарки северной осени

    Изображение натюрморта. Натюрморт в творчестве художников разных эпох.

    Простой карандаш, бумага

    Рисование с натуры натюрморта из овощей, шишек, ягод, грибов

    Выполнить наброски овощей

    5

    Сибирский урожай

    Изображение натюрморта. Натюрморт в творчестве художников разных эпох.

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов без предварительного рисунка

    Выполнить наброски овощей

    6

    Разноликий хоровод

    Натюрморт в произведениях югорских художников. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета

    Цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы

    Выполнение декоративной композиции натюрморта

    Подобрать материал к декоративному натюрморту

    7

    Разноликий хоровод

    Натюрморт в произведениях югорских художников. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета

    Цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы

    Выполнение декоративной композиции натюрморта

    Подобрать материал к декоративному натюрморту

    8

    Живая зябь

    Древо жизни в искусстве народов мира. Фантастические образы древа в современном декоративно – прикладном искусстве и народном творчестве

    Цветной пластилин, глина, стеки

    Лепка декоративной плакетки

    Найти изображения древа жизни

    9

    Радость моя земля

    Изображения людей в совместном труде и их забавы, отдых.

    Тетрадь, ручка

    Беседа о народных ремёслах региона и творчестве мастеров нашего края: З. Лозямова

    Найти изображения работ Е, Ерныхова, З. Лозямова

    Рабочая программа

    по учебному предмету «Искусство»

    Региональный компонент

    7 класс

    Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

    В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

    Знать/ понимать

    • Основные виды декоративно-прикладного искусства обских угров, других народов, населяющих Югорскую землю, Россию;
    • Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспективы, пространство, объём, ритм, композиция);
    • Выдающихся представителей регионального искусства и их основные произведения;
    • Наиболее крупные музеи ХМАО-Югры, значение изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества

    Уметь

    • Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных ( пластических) искусств в творческой деятельности;
    • Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определить средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);
    • Ориентироваться в основных явлениях русского и регионального искусства, узнавать изученные произведения;

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;

    • Восприятия и оценки произведений искусства;
    • Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

    Основное содержание

    предмета изобразительное искусство региональный компонент в 7 классе

    1 четверть 9 часов.

    Жанры изобразительного искусства в народном творчестве югорчан

    1 час. Ожившие вещи. В гостях у народного мастера 1 час. Югорские мотивы.

    2 часа. Атрибуты искусства в твоем натюрморте

    2 часа. Интерьер национальной избы

    1 час. Портрет хантыйской девочки в национальной одежде

    2 часа. Девушка Хутнай

    1 час. Защитник Отечества в портретной живописи

    IIчетверть 8 часов

    Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

    2 часа. Сувениры для торговых рядов

    2 часа. Ярмарочный торг

    2 часа Свадебная накидка для оленя

    2 час. Национальные спортивные игры Югры. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве

    Тематическое планирование 7 класс

    1 четверть 9 часов.

    Жанры изобразительного искусства в народном творчестве югорчан

    № урока

    Дата

    Тип урока

    Тема урока

    Оснащение урока

    Практическая работа

    Домашнее задание

    Примечание

    Дидактические -иллюстративные материалы

    Материалы для учащихся

    1

    Уроки графики

    Ожившие вещи. В гостях у народного мастера

    Знакомство с творчеством народного мастера, изделиями, выполненными мастерами.

    Карандаш, тушь, перо, акварельные мелки

    Выполнение зарисовок изделий народных мастеров. Графический натюрморт, составленный из предметов народного искусства

    Найти изображения натюрморта выполненными художниками нашего края

    2

    Уроки живописи

    Атрибуты искусства в твоем натюрморте

    Отечественные и зарубежные мастера натюрморта. Натюрморт в творчестве художников Югры. Разнообразие технических приёмов живописи.

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Выполнение натюрморта составленного с использованием элементов искусства в цвете

    Выполнить презентацию по теме: «Натюрморт»

    3

    Уроки живописи

    Атрибуты искусства в твоем натюрморте

    Отечественные и зарубежные мастера натюрморта. Натюрморт в творчестве художников Югры. Разнообразие технических приёмов живописи.

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Выполнение натюрморта составленного с использованием элементов искусства в цвете

    Наброски натюрморта в интерьере

    4

    Уроки графики

    Интерьер национальной избы

    Национальная изба обских угров, мужская и женская сторона, очаг, печь (нянь, варне кур).

    Простой карандаш, бумага

    Выполнение по представлению интерьера национальной избы с изображением предметов быта с различных точек зрения

    Найти изображения интерьера

    5

    Уроки графики

    Интерьер национальной избы

    Национальная изба обских угров, мужская и женская сторона, очаг, печь (нянь, варне кур).

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Выполнение по представлению интерьера национальной избы с изображением предметов быта с различных точек зрения

    Выполнить наброски предметов быта

    6

    Уроки живописи

    Портрет хантыйской девочки в национальной одежде

    Портрет как жанр изобразительного искусства. Линейно-конструктивное строение головы человека

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Выполнение портрета хантыйской девочки в национальной одежде

    Наброски лица человека

    7

    Уроки живописи

    Девушка Хутнай

    Экологическая природосообразность сказок обских угров. Книга сказаний Таисии Чучелиной «Сказки Югры»

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Иллюстрирование сказки Таисии Чучелиной и других хантыйских или мансийских сказок

    Чтение сказок народов ханты и манси

    8

    Уроки живописи

    Девушка Хутнай

    Экологическая природосообразность сказок обских угров. Книга сказаний Таисии Чучелиной «Сказки Югры»

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Иллюстрирование сказки Таисии Чучелиной и других хантыйских или мансийских сказок

    Составить кроссворд из сказочных персоонажей

    9

    Уроки живописи

    Защитник Отечества в портретной живописи

    Беседа о героях различных времён.

    Гуашь, кисть, бумага, акварель

    Выполнение многофигурной композиции «Пришел солдат с фронта»

    Найти иллюстративный материал по теме

    2 четверть

    Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

    № урока

    Дата

    Тип урока

    Тема урока

    Оснащение урока

    Практическая работа

    Домашнее задание

    Примечание

    Дидактические -иллюстративные материалы

    Материалы для учащихся

    10

    декоративное творчество

    Сувениры для торговых рядов

    Сувениры для ярмарки, браслеты, пояса, набирушки и т. д.

    Бумага, нитки, бисер, фольга, фломастер

    Выполнение эскиза изделия

    Собрать иллюстративный материал по теме

    11

    декоративное творчество

    Сувениры для торговых рядов

    Сувениры для ярмарки, браслеты, пояса, набирушки и т. д.

    Бумага, нитки, бисер, фольга, фломастер

    Выполнение изделия в материале

    Выполнить изделие в материале

    12

    Уроки живописи

    Ярмарочный торг

    Ярмарочные палатки, их оформление к празднику

    Бумага, карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки

    Выполнение проекта оформления площади для проведения ярмарки

    Собрать иллюстративный материал по теме

    13

    Уроки живописи

    Ярмарочный торг

    Ярмарочные палатки

    Бумага, карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки

    Выполнение проекта оформления площади для проведения ярмарки

    Выполнить наброски торговой палатки для сувениров

    14

    Уроки живописи

    Свадебная накидка для оленя

    Свадебные обряды обских угров. Образцы свадебных накидок на оленя

    Акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага

    Выполнение эскиза свадебной накидки

    Найти изображения свадебных накидок

    15

    Уроки живописи

    Свадебная накидка для оленя

    Форма накидки, орнамент обских угров в свадебной накидке, материалы из которых изготовляют свадебные накидки

    Акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага

    Выполнение эскиза свадебной накидки

    Выполнить презентацию по теме: «Свадебная накидка для оленя»

    16

    Уроки графики

    Национальные спортивные игры Югры. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве

    Национальные спортивные игры и состязания обских угров

    Простой карандаш, бумага, тушь, перо, фломастер

    Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определённого вида спорта.

    Найти изображения спортсмена

    Файлы: Искусство раб прог 5 , 6, 7 кл.doc
    Размер файла: 223744 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология