Автор конспекта:
Автор(ы): — Курегова Светлана Александровна
Место работы, должность: —
МОУ НОШ № 95
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 27
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник «Родная речь», 4 класс. Составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.- М.: Просвещение.
Используемая методическая литература: —
методические рекомендации автора Л.Ф.Климановой «Уроки литературного чтения»: методическое пособие к учебнику «Родная речь» 4 класс — М.: Просвещение.
Используемое оборудование: —
- АРМ (компьютер, проектор, экран)
1. Программа Microsoft Power Point.( 2003-2007)
2. Браузер (Internet Explorer, Firefox, Opera, Chrome)
3. Adobe Flash Player - выставка книг с произведениями В.Драгунского
Используемые ЦОР: —
презентация "Работа над произведением В.Ю. Драгунского "Главные реки" в программе Microsoft PowerPoint.
Краткое описание: —
В данном материале представлена информация о жизни и творчестве В.Драгунского, анализ произведения Главные реки, а также творческие задания.
Программа «Школа России», литературное чтение, 4 класс
Тема: Работа над произведением Виктора Юзефовича Драгунского « Главные реки»
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".
Задачи:
• раскрыть нравственный смысл произведения;
• совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;
• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
• совершенствовать библиографические навыки;
• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
• развивать читательский интерес.
Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре и самостоятельно, а также анализировать произведение.
Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя:организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.
Методическая и/или педагогическая эффективность используемых технологий. Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. Использование активных методов обучения совершенствует мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование: выставка книг с произведениями В.Драгунского, проектор, экран, компьютер, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка д.з.
Показывается фрагмент м/ф «Сказка о потерянном времени», но без звука.
— Вам нужно будет озвучить кадры.
— Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?
На доске рисунки: часы, пожар, Некрасов, карта ( с изображением Америки)
-Предположите, почему именно эти изображения на доске.
— Ребята, вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
— Тогда вам еще подсказка – стихотворение.
III. Основная часть урока
Речевая разминка ( текст напечатан на карточках).
Причина
«Причина»- какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдёшь –
И дыши глубоко!
С совестью мир,
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра – мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
( В.Викторов)
— Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.
— Прочитайте, начиная шёпотом, увеличивая силу голоса.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте выразительно.
— Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?
— А сейчас вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
— Расшифруйте фамилию автора произведения ( слайд 1).
– Мы с вами познакомились с произведением В.Ю. Драгунского.
— Какие произведения вы знаете? Чем они вам понравились?
– Что у них общего? Какие они?
– Автором этих замечательных произведений является Виктор Юзефович Драгунский. На слово «драгунский» реагируют одинаково. А когда слышат «Дениска, Денискины рассказы» — на лицах появляются довольные улыбки. В.Ю. Драгунский(Презентация, слайд 2) – прекрасный русский писатель, который родился 30 ноября 1913 году в (Презентация, слайд 3 ) Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в (Презентация, слайд 4) Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В (Презентация, слайд 5 ) Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он начал работать с 16 лет. Для него (Презентация, слайд 6 ) все работы были хороши.
Виктор работал «бакенщиком (Презентация, слайд 7 ), шорником (Презентация, слайд 8 ), лодочником (Презентация, слайд 9 ), токарем (Презентация, слайд 10 ). Позднее он был цирковым клоуном (Презентация, слайд 11 ), актёром театра и кино (Презентация, слайд 12 ), Дедом морозом на елках, и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой веселый это был Дед Мороз ( слайд 13 ), а еще Драгунский был руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» С сороковых годов он писал для сцены и арены скетчи, фельетоны, миниатюры. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко.
Этот весёлый заводной человек жил в чудесном мире. Мире, где разъезжают прозрачные троллейбусы, где собак и вожатых зовут Люсями, где водятся зелёнчатые леопарды, где лучшее приветствие — «здоро’во!», а высшая похвала — «здо’рово!».
Вдова писателя Алла Васильевна вспоминала: он «всегда был заводилой во всех играх. По вечерам друзья пробирались в парк князя Паскевича (конечно, без билетов). Там шли представления: артисты пели куплеты, танцевали модный тогда танец степ, а попросту — чечётку. Виктор выучивал куплеты, научился танцевать чечётку и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица…»
С 1959 года Драгунский пишет весёлые истории о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
Рос у Виктора Юзефовича младший сын (Презентация, слайд 14 ,15 ,16 ). И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю.… И чего не люблю», под которым, не раздумывая, подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица».
Ну как не написать о таком ребёнке! И в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году, как я уже говорила, выходит сборник «Он живой и светится…». Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска, который, повзрослев, стал (Презентация, слайд 17 ) преуспевающим литератором, в котором трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить «девочку на шаре» и врать про «пожар во флигеле».
Драгунский записывал весёлые («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), иногда — не очень («Старый мореход»), а порой и вовсе грустные монологи-размышления Дениски («Человек с голубым лицом»). Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.
– И сегодня мы познакомимся еще с одной историей (смотрим на доску) «Главные реки», которая вам тоже чем-то поможет.
— Что вы ждете от сегодняшнего произведения?
— Сделайте свои предположения по иллюстрации, о чем будет эта история?
— Уточним свои предположения по заглавию.
Словарная работа (слайд 18 )
— Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте, на что они вас нацеливают? Подберите к ним синонимы:
Прыть – быстрота, подвижность
Позор- бесчестье, стыд и срамота ( и срам) –позорище
Ловко- проворно, юрко, вертко
Сноровисто- удобно
Примчаться- прибежать, приехать
Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный
Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно
Продекламировать — прочитать
Влепить- поставить, ударить
Первичное чтение.
Чтение подготовленными детьми до слов «…и я тебя отпущу», дальше дети читают самостоятельно.
-Совпали ли ваши предположения о содержании?
— Ваши впечатления от прочитанного?
— Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент?
В паре придумать 1 вопрос по содержанию и задать другим.
— Сколько лет было Дениске?
— Чем занимался Дениска весь день?
— Кем он хотел стать? (летчиком)
— Почему проспал Дениска?
— Как относился к школе?
— Как автор показал это? ( использовал глаголы, много слов с синонимом «быстро»)
— Произведения, каких авторов прозвучали? Стихотворение Пушкина нам показано, а вот отрывок их стих. Некрасова расскажет….
Мужичок с ноготок ( из стихотворения «Крестьянские дети», 1861г.)
Однажды, в студёную зимнюю пору…
Я из лесу вышел,
Был – сильный мороз,
Гляжу, — поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз
И, шествуя важно, походкою чинной,
Лошадку ведёт под узцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших руковицах
А сам — с ноготок…
— К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?
— Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.
– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека! (Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать ( пол лета читал) ,хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных…)
– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)
(Работа со слайдом 19 . )
– Давайте вернёмся к произведению и найдём самый интересный для вас отрывок (или подходящий к иллюстрации). Найдите и прочитайте. Почему вы выбрали именно его?
-У меня есть запись этого произведения, я включу вам отрывок, а вы по мере его нахождения, начинайте читать этот отрывок, пытаясь прочитать с тем же выражением и в том же темпе, что и чтец.
Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый мужчина, взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?
Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик.
— Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор?
— Обратимся к тексту произведения ещё раз.
— Как вы думаете, чем является история Дениски? Сказкой? Стихотворением? А может, мы эти произведения будем называть иначе?
— К какому виду относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)
— Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие, небольшой объем)
— А как вы думаете над чем заставляет задуматься нас автор?
— Вернемся к названию — вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?
— В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)
— Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы прошли ( «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? ( не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)
В сказке м.б. всё, а в жизни, а в жизни бывает так как в рассказе Драгунского.
— Какие строки из произведения «Главные реки», заставляют нас вспомнить произведение Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени»? (Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь.)
— Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (начало и конец произведения)
IV. Подведение итогов
— Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему? ( слайд 20 ,21 )
— Что мы узнали о Викторе Драгунском?
— Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)
— Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ).
— О ком его рассказы? ( ОДЕТЯХ)
— Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского? Какой бы вопрос вы мне задали?
О чем бы вы хотели, чтобы я вам рассказала еще?
V. Домашнее задание:
-Какое задание вы могли бы предложить домой? (Слайд 22 )
-Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Его девиз был «Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости", а каждое его послание он заканчивал девизом «Дружба! Верность! Честь!»
— Попробуйте написать письмо Дениске Кораблёву о том, что вы любите и чего не любите. Наверное, ему будет интересно.
А это одно из тех писем, которое было написано Дениске:
Привет, Денис!
Меня зовут Надя. Мне восемь лет. Я учусь в средней школе №51 г. Минска. Мы с классом на уроке внеклассного чтения читали твой рассказ о том, что ты любишь и не любишь. Он мне очень понравился, и теперь я тебе хочу написать о себе.
Итак, что я люблю?..
Я люблю своих родителей. Мама у меня очень красивая, добрая, ласковая, а папа смелый, сильный. Он — выдумщик, сочиняет для меня интересные сказки и стихи. Очень люблю читать, танцевать, играть в разные игры: в компьютерные, настольные, подвижные и другие, люблю выходить в Интернет.
А чего не люблю, так это когда я болею. Не люблю пить таблетки, они очень горькие. Не люблю лежать на кровати и бездельничать. Мне не нравиться есть мясо, потому что оно невкусное. Терпеть не могу ос, пауков и змей.
Ну вот, Дениска, теперь ты знаешь, что я люблю и чего не люблю.
Пиши мне! До свидания! Надя.
Файлы: паустовский.doc
Размер файла: 102400 байт.