Автор конспекта:
Автор(ы): — Богданова Валентина Пантелеймоновна
Место работы, должность: —
МОУ НОШ №95 г. Челябинска , учитель начальных классов
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
• Учить ребят понимать не только содержание стихотворения, но и мысли и чувства, переживания автора; • Развивать умение видеть красоту русской природы, воссоздавая её в своём воображении; • Воспитывать интерес к русской классической литературе.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 27
Используемые учебники и учебные пособия: —
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В2 частях. — 2 — е изд., испр. — Самара: Издательство "Учебная литература" : Издательский дом "Фёдоров", 2008. — Часть1.
Используемое оборудование: —
АРМ( компьютер, проектор, экран)
1. Программа Microsoft Power Point.( 2003-2007)
2. Браузер (Internet Explorer, Firefox, Chrome)
3. Adobe Flash Player
Используемые ЦОР: —
1. Компьютерная презентация " Пушкин Зимняя дорога"
Краткое описание: —
Пушкину приходилось много путешествовать не по своей воле (ссылки). Во времена Пушкина железных дорог ещё не было. Если нужно было переехать из одного места в другое, передвигались на лошадях. Обычно вместе запрягали трёх лошадей и называли их тройками. На дуги лошадям привязывали колокольчики. Это выглядело очень красиво, лошади бежали, а колокольчики весело звенели. Но ездить на тройках было не только интересно, но и тяжело. Если нужно было ехать далеко, то путешествие длилось несколько дней и даже недель.
Тема: Работа над стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога»
Цели: Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
Задачи:Уметь аналазировать прочитанное произведение.
Уметь понимать мысли, чувства, переживания автора.
Совершенствовать технику чтения.
Ожидаемые результаты:
С опорой на знания теории осознать литературу как особый мир писателя .
Формы организации учащихся: работа в парах, фронтальная. инндивидуальная, групповая.
Фрмы организации учителя: организационная, обучающая, контролирующая, оценочная.
Методическая или педагогическая эффективность используемых технологий: применяемые образовательные технологии используются с целью повышения эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств икт, обеспечения побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности школьников.
Ход урока.
1. Анализирующие наблюдения.
Наш урок я хотела бы начать со слов Арсения Тарковского
«Поэзии прекрасные мгновенья со мной остались навсегда»
Арсений Тарковский.
Почему я решила взять именно эти слова для нашего урока? (речь пойдёт о поэзии)
Перед вами 2 портрета. Какой портрет вам знаком? Кто это? Что о нём можно сказать?( Слайд 1 )
Красивыеволосы, бакенбарды. Глаза - живые, наблюдательные. Руки –тонкие, изящные. Романтический клетчатый плед перекинут через плечо. Лоб напряжён, даже морщинки легли между бровей. Не о таком ли своём состоянии он написал:
«И пробуждается поэзия во мне…
…И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута и стихи свободно потекут»
А когда впервые каждый из вас услышал это имя?
Действительно, поэзия Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал и не любил бы замечательные произведения этого русского поэта.
«Это имя, знакомое с детства, вместе с грамотой впаяно в речь»
П. Антопольский.
Что вы можете рассказать об этом поэте?
В это время, трое ребят работают со словарём Ожегова, они находят значение слов «борзый», «верста», «ямщик».
А почему, рядом ещё один портрет? Можно сказать, что это современник Пушкина? (нет). Почему? (Одежда, причёска нашего времени). А почему 2 портрета рядом? Чей второй портрет? На этот вопрос мы ответим в конце урока. (справка для учителя: это портрет композитора Георгия Васильевича Свиридова (16.12.1915-6.01.1998). Свои первые произведения (1935 год) в 20 лет, посвятил А. С. Пушкину).( Слайд 2 )
2. Новый материал.
Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным стихотворением Пушкина, посвящённом родной природе «Зимняя дорога». ( Слайд 3 )О чём оно? Дело в том, что Пушкину приходилось много путешествовать не по своей воле (ссылки). Во времена Пушкина железных дорог ещё не было. Если нужно было переехать из одного места в другое, передвигались на лошадях. Обычно вместе запрягали трёх лошадей и называли их тройками. На дуги лошадям привязывали колокольчики. Это выглядело очень красиво, лошади бежали, а колокольчики весело звенели.
Но ездить на тройках было не только интересно, но и тяжело. Если нужно было ехать далеко, то путешествие длилось несколько дней и даже недель. И часто такую тройку называли «борзая».
Ответ одного ученика, который работал с этой карточкой.
БОРЗАЯ
Во время такого переезда в 1828 году и было написано стихотворение.
Настройтесь слушать, переживать, думать.
Чтение учителем стр. 162.
Что взволновало вас в этом стихотворении? (жаль лирического героя, тоска…)
Что непонятного вы услышали в данном стихотворении?
Выступление учеников, работающих с карточками:
ЯМЩИК
ВЕРСТА
ОДНЕ
Смогли разобраться после первого чтения в смысле стихотворения? (нет). Что делать? (перечитать).
Стр. 162 – жужжащее чтение.
Цель: проникнуть вглубь пушкинской лирики, почувствовать его настроение.
Чтение 1 учащегося.
3. Беседа.
Какие картины вы увидели, читая это стихотворение? (зимняя ночь, светит луна, земля покрыта снегом).
Все эти картины создают в лирическом произведении, чей образ?
ЗИМНЕЙ ДОРОГИ
С помощью, каких изобразительных средств поэт создаёт образы? (эпитеты, метафоры, олицетворение). Найдите в первом четверостишье эпитеты. (Волнистые туманы, печальные поляны).
А кто ещё может создавать образы?
Что помогает создавать образы художнику? (Краски). А музыканту? (Ноты).
Сейчас мы с вами, вслушиваясь в музыку пушкинских строк, постараемся стать художниками, мысленно, в своём воображении перенесём образ зимней дороги на бумагу.
Перечитайте первые 2 строчки. Расскажите, какую картину представили.
ЛУНА
Что автор говорит о луне? Как вы понимаете «пробирается»? Какая из этих картин соответствует этим строчкам? Докажите.
(двое учащихся выходят к учителю с текстом стихотворения). Прочитайте 2 строки. (Карточки с заданием)
Прочитай тихо. Прочитай громко.
Какая интонация больше подходит для чтения данного произведения? (тихо).
Прочитайте следующие 2 строки, что интересного заметили?
Почему автор дважды употребил это слово?
Звукопись.
печаЛьНые поЛяНы
Какую картину рисует обилие гласных? (Грусть, тоску).
А могут ли быть поляны печальными? (Нет, только человек). Как называется такой приём, когда образ живого человека, его качества переносятся на неживой предмет? (олицетворение). Найдите ещё в первом четверостишье пример олицетворения. («пробирается»)
(слайд4 .)
Подходят ли поляны, изображённые на двух рисунках? (Да, обе). Докажите.
Как надо читать первое четверостишье? (Тихо, медленно, печально).
Чтение 1 ученика.
Итак, приём олицетворения используется автором, чтобы показать постепенное передвижение. Сначала лирический герой смотрит на небо, затем его взгляд перемещается на землю, а затем – на дорогу.
Перечитайте во втором четверостишье первую строку.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
(Слайд 5 , слайд 6 , слайд 7 )
Какая из картин не подходит? Почему?
Перечитайте следующую вторую строку.
ТРОЙКА БОРЗАЯ (эпитет, который позволяет автору выделить оптимистический момент в нарисованной картине).
Как вы её представили?
Прочитайте следующие 2 строчки.
КОЛОКОЛЬЧИК
Возьмите колокольчик, позвоните, послушайте. Зачем он нужен лошади?
Какое у вас настроение вызывает звон колокольчика? (веселья). А у Пушкина? (грусти). Какие строки говорят об этом?
( Метафора – «утомительно гремит»). Что значит «утомительно гремит»? Найдём синоним. (надоедливо, монотонно).
Как будем читать эти строки? (чуть радостно и грустно).
1 ученик читает 2 четверостишье.
Перечитайте 3 четверостишье. На парте у каждого ученика лежит карточка. На ней три вопроса, выберите любой и ответьте на него.
Перечитайте это четверостишье вслух и попытайтесь передать чувства ямщика.
Из последнего 4 – го четверостишья прочитайте строки, которые подходят к нашей картине.
ГЛУШЬ И СНЕГ Объясните.
Читают дальше. Как вы понимаете «версты полосаты»?
ВЕРСТА
На иллюстрации стр. 162 видны столбики с полосками, которыми отмечается расстояние. Вот почему версты полосаты.
Обратите внимание на многоточие, почему автор использует их?
Многоточие – это знак недоговорённости, глубокой паузы, скрытой грусти, о которой человек не хочет говорить.
Перечитайте 4-ое четверостишье.
4. Обобщение
Давайте вспомним, какой образ нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Образ зимней дороги). Ещё раз перечитайте слова на доске про себя, которые помогла нам раскрыть этот образ.
А почему Пушкин именно так описал зимнюю дорогу, а не весело? (Слайд 8 )
Пейзаж вторит настроению лирического героя, его чувству тоски по дому, нежелание покидать родных и близких, одиночеству.
Биографы Пушкина, утверждают, что оно было написано в поездке, когда Пушкин, находясь в ссылке, ехал на дознание к псковскому губернатору. Поэтому и настроение автора соответствует настроению лирического героя.
Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир человека.
Чтение стихотворения несколькими учениками.
В чём же ещё проявляется гениальность Пушкина? (В умении подбирать рифму, создавать образы)
Стр. 162, вопрос №1.
Какая рифма у Пушкина? (Перекрёстная)
Парная рифма – более энергичная, категорична, в ней меньше пространства (т.к. соседняя рифма повторяет рисунок предыдущей)
Перекрёстная рифма — более спокойная и размеренная, обладающая рисунком «тик-так». В ней больше воздуха, т.к. рифмующиеся слова находятся через строчку.
Вопрос 2,3. (прохлопать) –ритмический рисунок на слайде.
У Маяковского — короткие строчки (трёхстопный хорей). У Пушкина же – длинные (четырехстопный хорей). Энергичный характер у Маяковского не подходит для монотонного бега лошади.
Это чётко выражено и в произведении композитора Г. Свиридова «Зимняя дорога» . Закрыли глаза, расслабились. Перед вами дальняя дорога. По широкому полю бежит тройка. (Слушание музыкального отрывка)
Так почему 2 портрета появилось на доске? (Писали об одном и том же).
Тема гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Наша жизнь делится на чёрные и белые полоски, как в стихотворении Пушкина. Пушкин учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом: за чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.
В учебнике стихотворение напечатано не до конца. Послушайте его полностью. Чтение учителя.
Изменится ли настроение героя в будущем? (Да, когда встретится с милой)
5. Итог урока. (слайд 9 )
Вернёмся к портрету Пушкина. Каким вы его увидели? (Разным: то грустным, то весёлым. Пушкин в своих стихах умеет печалиться и восхищаться. От простых и ясных картин переводит разговор на сложные вопросы жизни. «Зимняя дорога» — раздумье о своей судьбе.)
Удалось сегодня передать «поэзии прекрасные мгновенья»?
6. Домашнее задание.
Каким может быть домашнее задание: стр. 162 выучить наизусть; нарисовать рисунок; создать мультфильм «Зимняя дорога».
Файлы: Создание диафильма.doc
Размер файла: 67584 байт.