Автор конспекта:
Автор(ы): — Ошнуров Николай Анатольевич

Место работы, должность: — МБОУ ДОД ЦДОдД «Юность», педагог дополнительного образования

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель:Отработка навыков осмысленной постановки логического ударения.

Задачи:

Образовательные:

Содействовать

· формированию навыков правильного настраивания речеголосового аппарата;

· применению на практике знаний по логике речи.

Развивающие:

Способствовать:

§ формированию привычек к четкой артикуляции;

§ развитию воображения;

§ развитию умения оценивать и корректно делать замечания друг другу;

§ развитию чувства ответственности за свое дело.

Воспитательные:

Содействовать формированию

§ самостоятельности и активности;

§ творческой индивидуальности;

§ внимательного отношения к слову;

§ чувства любви к родному языку.

Здоровьесберегающие:

Содействовать:

§ формирования правильной осанки;

§ укреплению нижнебрюшной и межреберных мышц;

§ формированию правильного дыхания;

§ профилактике простудных заболеваний;

§ устранению мышечного напряжения и психофизических зажимов.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

текст стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Используемая методическая литература: —

Литература:

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. — Л.-М., 1967.

Грачёва Л.В. Актёрский тренинг: Теория и практика. – СПб.: Речь, 2003.

Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Соч.: В 3 т. — М., 1992. Т. 1.

Театр, где играют дети: Учебно.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Калинина Н.И. Логично мыслить – логично говорить – Москва 2003.

Используемое оборудование: —

Оборудование и дидактический материал:

для педагога:магнитофон; текст стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», мячик, зеркальце, карточки с текстом скороговорок;

для обучающихся:тексты стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», карандаши простые, мячики, зеркальца.

Краткое описание: — Пояснительная записка Одним из важнейших разделов в работе над словом является практическое овладение законами логики речи. В живой речи мы почти не делаем логических ошибок. Психологически это совершенно закономерно: в жизни мы всегда достаточно хорошо знаем, о чем мы говорим, зачем, чего своими словами добиваемся и на что, стало быть, в наших словах мы хотим обратить внимание слушающих в первую очередь. Это и заставляет нас в той или иной степени осознанно и продуманно использовать соответствующие, существующие в живом языке, выразительные средства. При грамотной постановке обучения актерскому мастерству участники театрального коллектива оказываются в сходных условиях: прежде чем произнести те или иные слова в этюде или по роли, они уже знают, о чем эти слова, почему и как возникла необходимость в них, зачем их надо произнести. Слова роли в пьесе диктуются развитием конфликта, развертыванием хода действия, конкретными взаимоотношениями персонажа с его партнерами по сцене. И если все это в какой-то степени уже освоено участником театрального коллектива, его речь в этюде или в ходе репетиций не может быть алогичной. Но, к сожалению, не так уж редки случаи, когда обучающийся, произнося те или иные слова в сценических условиях, что – то недоучтет, о чем – то не подумает, что – то поймет неправильно, а в результате возникают неправильные паузы, случайные ударения, искажающие высказываемую мысль. Руководитель попутными замечаниями в ходе этюда или репетиции исправляет такие логические ошибки, но не всегда при этом выясняется их суть. Такие замечания и исправления могут, конечно, обеспечить достаточно логически грамотную речь исполнителей в спектакле, но они не дают нужных навыков, не гарантируют от повторения ошибок. Если же обучающемуся будет объяснено, какую мысль ему нужно было высказать, и что у него фактически получилось и почему, то данную мысль он уже больше не исказит. А если при этом ему объяснить, на основании какого правила логики речи данный текст должен прозвучать именно так, а не иначе, то обучающийся сможет использовать знание этого правила при самостоятельном анализе – обдумывании и освоении – любого аналогичного текста.

КОНСПЕКТ

открытого занятия театрального детского объединения

(3-ий год обучения)

Педагог: Ошнуров Николай Анатольевич

Место проведения:учебный класс МБОУ СОШ №21

Тема:«Работа над текстом. Логический анализ текста».

Цель:Отработка навыков осмысленной постановки логического ударения.

Задачи:

Образовательные:

Содействовать

· формированию навыков правильного настраивания речеголосового аппарата;

· применению на практике знаний по логике речи.

Развивающие:

Способствовать:

§ формированию привычек к четкой артикуляции;

§ развитию воображения;

§ развитию умения оценивать и корректно делать замечания друг другу;

§ развитию чувства ответственности за свое дело.

Воспитательные:

Содействовать формированию

§ самостоятельности и активности;

§ творческой индивидуальности;

§ внимательного отношения к слову;

§ чувства любви к родному языку.

Здоровьесберегающие:

Содействовать:

§ формирования правильной осанки;

§ укреплению нижнебрюшной и межреберных мышц;

§ формированию правильного дыхания;

§ профилактике простудных заболеваний;

§ устранению мышечного напряжения и психофизических зажимов.

План занятия:

1. Организационный момент-2 мин.

2. Речевой класс– 33 мин.

3. Логический анализ текста– 50 мин.

4. Подведение итогов– 5 мин.

Тип занятия: закрепление знаний.

Оборудование и дидактический материал:

для педагога:магнитофон; текст стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», мячик, зеркальце, карточки с текстом скороговорок;

для обучающихся:тексты стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», карандаши простые, мячики, зеркальца.

Литература:

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. — Л.-М., 1967.

Грачёва Л.В. Актёрский тренинг: Теория и практика. – СПб.: Речь, 2003.

Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Соч.: В 3 т. — М., 1992. Т. 1.

Театр, где играют дети: Учебно.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Калинина Н.И. Логично мыслить – логично говорить – Москва 2003.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент

Регистрация присутствующих, проверка готовности детей к занятию. Сообщение темы и цели занятия.

II. Речевой класс

1. Общий разогрев.

· Ходьба с различными движениями рук.

· Бег с фиксированным выдохом (гладкий, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, боковым галопом).

· Бег со звуками [гм], [зм,] [рм], [жм].

· Восстановление дыхания: тройной сброс, «лошадки»(строятся в три колонны).

· Повороты головы.

· Наклоны головой вперед-назад, вправо-влево.

· Гимнастика для пальцев (вращение кулачками, растереть ладошки, растереть кисти рук, «волна» кистями рук, «месим тесто»).

2. Гигиенический массаж.

· Самомассаж лба (поглаживание лба кончиками пальцев от середины к ушам) 4-6 раз.

· Самомассаж верхней части лица (поглаживание кончиками пальцев от переносицы к ушам) 4-6 раз.

· Самомассаж средней части лица (поглаживание кончиками пальцев от середины верхнего надгубного пространства к ушам) 4-6 раз.

· Самомассаж нижней челюсти (поглаживание от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно – к середине подбородка) 4-6 раз.

3. Вибрационный массаж.

· Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [м].

· Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [му], не раскрывая рта.

· Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [в].

· Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [в].

· Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [з].

· Постукивать кончиками пальцев обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [ж].

· Постукивать ребрами ладоней обеих рук движением снизу вверх боковую часть грудной клетки (от поясницы до подмышек) и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [м].

· Постукивать ребрами ладоней обеих рук область лопаток и задней части межреберных мышц (насколько позволяет длина рук) и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [р].

4. Дыхательная гимнастика.

· Носовое дыхание:

— прижать правую ноздрю пальцем – вдох левой ноздрей; зажать левую ноздрю – выдох; затем в обратную сторону (4-6 раз);

— поглаживая нос от кончика к переносице – вдох; постукивая пальцами по ноздрям – выдох (4-6 раз);

— провести быстро указательным пальцем по нижней части носовой перегородки от желобка под носом к кончику носа, слегка поднимая его к верху – вдох; постукивая по крыльям носа – выдох (4-6 раз);

— расширить ноздри – вдох, ноздри в состояние покоя – выдох.

· Согрели ладошки (теплый выдох).

· Задули свечу (фиксированный выдох).

· Фиксированный выдох с наклоном. Встать прямо. Руки на ребрах. Большие пальцы рук на спине под лопатками, спина прямая. Наклониться вперед, сохраняя хорошую осанку, и взять дыхание (носом) на счет «три». Затем выдохнуть, «процеживая» воздух через «сопротивляющиеся» губы.

· Теплый выдох с наклоном вперед. Встать прямо. Руки на ребрах. Большие пальцы рук на спине под лопатками, спина прямая. Наклониться вперед, сохраняя хорошую осанку, и взять дыхание (носом) на счет «три». Затем выдохнуть через рот, мысленно произнося гласный [а].

· «Ковбой». Встать прямо. Резко выдохнуть воздух (сброс), затем вдохнуть через нос (внюх) и одновременно поставить ноги шире плеч, слегка согнув в коленях. Выдыхать воздух через сжатые губы короткими порциями, имитируя выстрелы. На остатках выдоха произнести «баста» и вложить «кольт в кобуру» (4 раза).

· «Тянем канат». Встать прямо. Имитируем захват каната над собой – вдох носом (внюх), с усилием тянуть вниз – фиксированный выдох (4 раза), то же в правую и левую стороны.

· Бег на месте в заданном ритме с фиксированными выдохами и текстом: два шага, два выдоха – фраза (на каждый шаг – слово).Текст: Был день. Вдруг дождь. Гром – бом.. Все в дом. Вслед пес. Мокр нос. Шерсть вниз. Хвост свис.

5. Внутриглоточная артикуляционная гимнастика.

· Перестроиться в полукруг.

· «Зевок при людях» Сделать зевок с закрытым ртом. Затем, запомнив мышечное ощущение, произнести сочетание БА-БАБА, как бы извиняясь за зевок.

· «Яблоко». Пытаться откусить огромное воображаемое яблоко. Затем, запомнив мышечное ощущение, произнести сочетание АМ-БАБА, огорчаясь.

· «Горячая картошка». Представить, что во рту горячая картошка. Проглотить не получается, поэтому пытаться остудить ее движениями мягкого неба.

· Мягко открыть рот. Язык свободно лежит внизу. Не закрывая рта, не артикулируя, произнести: «Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река». Сразу же после этого произнести тот же текст (без паузы).

6. Артикуляционная гимнастика.

· Упражнения для мышц губ:

— «Пятачок»: вытянуть губы трубочкой и делать вращательные движения сначала в одну сторону, затем – в другую;

— «Кобыла Эльза»: сначала «чешем» нижнюю губу о нижние зубы; верхнюю губу – о верхние зубы, затем одновременно обе губы чешем о зубы;

— «Улыбка-хоботок»: улыбнуться, затем вытянуть губы вперед трубочкой – выполнять с увеличением темпа.

· Упражнения для мышц языка:

— «Уколы щек языком»: выполнять движения языком влево (укол в левую щеку), затем вправо (укол в правую щеку);

— «Копье — лопата»: открыв рот, высунуть язык, придавая ему форму то тоненького, острого копья, то широкой лопаты, спокойно лежащей на нижней губе;

— «Ложечка»: высунуть язык и загнуть кончик языка в форме ложечки;

— «Чашечка»; высунуть язык, прогнув его спинку в форме чашечки;

— «Лодочка»: распластать язык за нижними зубами, заняв полость нижней челюсти и загнуть его края, придав ему форму лодочки.

7. Настройка голоса.

· Упражнение на расслабление: встать в круг, взяться за руки, одновременно лечь. Закрыть глаза. Расслабить все мышцы, начиная с головы.

· Звукоряд гласных: вы лежите в глубоком ущелье. Пытаетесь звать на помощь. (а-о-у-э-ы-и). А теперь горный родник пытается вырваться на свободу: врла-врло-врлу-врлэ-врлы-врли.

· «Цветок»: свернуться в «зерно». Растет цветок, тянется к небу со звуком [зм]. Прижимаем цветок к груди (звук на себя). Подарите свой цветок соседу напротив.

· «Назойливая муха»:ноги на ширине плеч. Правая рука вытянута вперед, указательный палец находится на уровне носа, остальные пальцы правой руки сомкнутывкулак.Кончик указательного пальца правой руки превращается в большую энергичную «муху», упорно крутящуюся около лица-«цветка»; «мычанием» имитируется полет «мухи».«Муха» начинает медленное движение издали в сторону лица; отдаленно возникает ноющий звук М-М-М…; «Муха» вплотную приближается к лицу; звук постепенно нарастает до громкого, но не форсируется. «Муха» крутится около лица — она то около губ, то около носа, около лба и т.д. – звук направляется в ту резонаторную зону лица, около которой вертится «муха». «Муха» улетает наверх, к потолку — звук уходит за ней, затухает. (С увеличением громкости высота тона остается прежней).

8. Дикционные упражнения.

· Пытаемся загнать «муху» в пол: четко произносим сочетаниятыды-тыды, дыды-дыды, бяки-буки;

· Движение в кругу с произношением сочетания лапткабудыбуда (с постепенным усилением силы звука).

· Артикуляционно-фонетические упражнения: Бык-тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

III. Логический анализ текста.

1. Подготовительные упражнения.

· Упражнения на переход ударения в буквосочетанияхпибивинипифи-пэбэвэнэпэфэ-пабаванапафа-побовонопофо-пубувунупуфу-пыбывыныпыфы. Обучающиеся стоят в кругу.У одного в руках мяч. Кинуть мяч партнеру напротив и произнести всю цепочку с логическим ударением на первом сочетании, «подбирая» остальные. Следующий участник, кидая мяч, произносит с ударением на втором буквосочетании, и т.д. по кругу.

· Упражнения на переход ударения во фразах(Рысь сыр ест. Полз червь Чук. Сто верст вскачь. Купи кипу пик). У каждого обучающегося в руке мяч. Произносится фраза три раза: с постановкой логического ударения на первом слове, на втором и на третьем, одновременно подкидывая мяч на ударном слове.

· Упражнения на переход ударения в скороговорках.Водовоз вёз воду из-под водопровода. Поля пошла полоть петрушку в поле. Верзила Вавила весело ворочал вилами..Покатил Костя в Кострому в гости..Выполняется в парах. Один участник упражнения произносит скороговорку с вопросительной интонацией, второй должен ответить на заданный вопрос. Задача участников: задавать вопросы, ставя логическое ударение каждый раз по-новому, а отвечать в соответствии с поставленным ударением. После самостоятельной работы каждая пара показывает свою работу остальным обучающимся.

2. Работа с текстом.

Знакомство с текстом (чтение текста стихотворения про себя, 1-2 человека читают вслух).

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит –

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

· Идейно-тематический анализ (тема, идея, сверхзадача, сквозное действие, событийный ряд).

· Логический анализ текста (нахождение смысловых центров – выделение логических ударений в соответствии с законами и правилами логики речи (закон нового понятия, противопоставления, правил чтения перечислений, инверсии); смысловых пауз; разбор чтения знаков препинания) и составление партитуры стихотворения.

· Чтение по партитуре с последующим обсуждением.

· Задание-импровизация: обучающиеся распределяют текст стихотворения между собой (по несколько строчек каждому), затем читают его на сцене как скоморохи (можно как сплетню; как будто выступают на митинге; успокаивают ребенка и т.п.).

IV. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Итоги занятия подводятся обучающимися в форме краткого анализа своей работы (что понравилось и почему, что удалось, над чем еще стоит поработать, на что обратить особое внимание, что нового для себя открыли на занятии).

Файлы: Урок-мастерская.doc
Размер файла: 51200 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология