Автор конспекта:
Автор(ы): — Ошнуров Николай Анатольевич
Место работы, должность: — МБОУ ДОД ЦДОдД «Юность», педагог дополнительного образования
Регион: — Белгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Цель:Отработка навыков осмысленной постановки логического ударения.
Задачи:
Образовательные:
Содействовать
· формированию навыков правильного настраивания речеголосового аппарата;
· применению на практике знаний по логике речи.
Развивающие:
Способствовать:
§ формированию привычек к четкой артикуляции;
§ развитию воображения;
§ развитию умения оценивать и корректно делать замечания друг другу;
§ развитию чувства ответственности за свое дело.
Воспитательные:
Содействовать формированию
§ самостоятельности и активности;
§ творческой индивидуальности;
§ внимательного отношения к слову;
§ чувства любви к родному языку.
Здоровьесберегающие:
Содействовать:
§ формирования правильной осанки;
§ укреплению нижнебрюшной и межреберных мышц;
§ формированию правильного дыхания;
§ профилактике простудных заболеваний;
§ устранению мышечного напряжения и психофизических зажимов.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
текст стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»
Используемая методическая литература: —
Литература:
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. — Л.-М., 1967.
Грачёва Л.В. Актёрский тренинг: Теория и практика. – СПб.: Речь, 2003.
Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Соч.: В 3 т. — М., 1992. Т. 1.
Театр, где играют дети: Учебно.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Калинина Н.И. Логично мыслить – логично говорить – Москва 2003.
Используемое оборудование: —
Оборудование и дидактический материал:
для педагога:магнитофон; текст стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», мячик, зеркальце, карточки с текстом скороговорок;
для обучающихся:тексты стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», карандаши простые, мячики, зеркальца.
Краткое описание: — Пояснительная записка Одним из важнейших разделов в работе над словом является практическое овладение законами логики речи. В живой речи мы почти не делаем логических ошибок. Психологически это совершенно закономерно: в жизни мы всегда достаточно хорошо знаем, о чем мы говорим, зачем, чего своими словами добиваемся и на что, стало быть, в наших словах мы хотим обратить внимание слушающих в первую очередь. Это и заставляет нас в той или иной степени осознанно и продуманно использовать соответствующие, существующие в живом языке, выразительные средства. При грамотной постановке обучения актерскому мастерству участники театрального коллектива оказываются в сходных условиях: прежде чем произнести те или иные слова в этюде или по роли, они уже знают, о чем эти слова, почему и как возникла необходимость в них, зачем их надо произнести. Слова роли в пьесе диктуются развитием конфликта, развертыванием хода действия, конкретными взаимоотношениями персонажа с его партнерами по сцене. И если все это в какой-то степени уже освоено участником театрального коллектива, его речь в этюде или в ходе репетиций не может быть алогичной. Но, к сожалению, не так уж редки случаи, когда обучающийся, произнося те или иные слова в сценических условиях, что – то недоучтет, о чем – то не подумает, что – то поймет неправильно, а в результате возникают неправильные паузы, случайные ударения, искажающие высказываемую мысль. Руководитель попутными замечаниями в ходе этюда или репетиции исправляет такие логические ошибки, но не всегда при этом выясняется их суть. Такие замечания и исправления могут, конечно, обеспечить достаточно логически грамотную речь исполнителей в спектакле, но они не дают нужных навыков, не гарантируют от повторения ошибок. Если же обучающемуся будет объяснено, какую мысль ему нужно было высказать, и что у него фактически получилось и почему, то данную мысль он уже больше не исказит. А если при этом ему объяснить, на основании какого правила логики речи данный текст должен прозвучать именно так, а не иначе, то обучающийся сможет использовать знание этого правила при самостоятельном анализе – обдумывании и освоении – любого аналогичного текста.
КОНСПЕКТ
открытого занятия театрального детского объединения
(3-ий год обучения)
Педагог: Ошнуров Николай Анатольевич
Место проведения:учебный класс МБОУ СОШ №21
Тема:«Работа над текстом. Логический анализ текста».
Цель:Отработка навыков осмысленной постановки логического ударения.
Задачи:
Образовательные:
Содействовать
· формированию навыков правильного настраивания речеголосового аппарата;
· применению на практике знаний по логике речи.
Развивающие:
Способствовать:
§ формированию привычек к четкой артикуляции;
§ развитию воображения;
§ развитию умения оценивать и корректно делать замечания друг другу;
§ развитию чувства ответственности за свое дело.
Воспитательные:
Содействовать формированию
§ самостоятельности и активности;
§ творческой индивидуальности;
§ внимательного отношения к слову;
§ чувства любви к родному языку.
Здоровьесберегающие:
Содействовать:
§ формирования правильной осанки;
§ укреплению нижнебрюшной и межреберных мышц;
§ формированию правильного дыхания;
§ профилактике простудных заболеваний;
§ устранению мышечного напряжения и психофизических зажимов.
План занятия:
1. Организационный момент-2 мин.
2. Речевой класс– 33 мин.
3. Логический анализ текста– 50 мин.
4. Подведение итогов– 5 мин.
Тип занятия: закрепление знаний.
Оборудование и дидактический материал:
для педагога:магнитофон; текст стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», мячик, зеркальце, карточки с текстом скороговорок;
для обучающихся:тексты стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», карандаши простые, мячики, зеркальца.
Литература:
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. — Л.-М., 1967.
Грачёва Л.В. Актёрский тренинг: Теория и практика. – СПб.: Речь, 2003.
Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Соч.: В 3 т. — М., 1992. Т. 1.
Театр, где играют дети: Учебно.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Калинина Н.И. Логично мыслить – логично говорить – Москва 2003.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент
Регистрация присутствующих, проверка готовности детей к занятию. Сообщение темы и цели занятия.
II. Речевой класс
1. Общий разогрев.
· Ходьба с различными движениями рук.
· Бег с фиксированным выдохом (гладкий, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, боковым галопом).
· Бег со звуками [гм], [зм,] [рм], [жм].
· Восстановление дыхания: тройной сброс, «лошадки»(строятся в три колонны).
· Повороты головы.
· Наклоны головой вперед-назад, вправо-влево.
· Гимнастика для пальцев (вращение кулачками, растереть ладошки, растереть кисти рук, «волна» кистями рук, «месим тесто»).
2. Гигиенический массаж.
· Самомассаж лба (поглаживание лба кончиками пальцев от середины к ушам) 4-6 раз.
· Самомассаж верхней части лица (поглаживание кончиками пальцев от переносицы к ушам) 4-6 раз.
· Самомассаж средней части лица (поглаживание кончиками пальцев от середины верхнего надгубного пространства к ушам) 4-6 раз.
· Самомассаж нижней челюсти (поглаживание от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно – к середине подбородка) 4-6 раз.
3. Вибрационный массаж.
· Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [м].
· Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [му], не раскрывая рта.
· Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [в].
· Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [в].
· Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [з].
· Постукивать кончиками пальцев обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [ж].
· Постукивать ребрами ладоней обеих рук движением снизу вверх боковую часть грудной клетки (от поясницы до подмышек) и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [м].
· Постукивать ребрами ладоней обеих рук область лопаток и задней части межреберных мышц (насколько позволяет длина рук) и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [р].
4. Дыхательная гимнастика.
· Носовое дыхание:
— прижать правую ноздрю пальцем – вдох левой ноздрей; зажать левую ноздрю – выдох; затем в обратную сторону (4-6 раз);
— поглаживая нос от кончика к переносице – вдох; постукивая пальцами по ноздрям – выдох (4-6 раз);
— провести быстро указательным пальцем по нижней части носовой перегородки от желобка под носом к кончику носа, слегка поднимая его к верху – вдох; постукивая по крыльям носа – выдох (4-6 раз);
— расширить ноздри – вдох, ноздри в состояние покоя – выдох.
· Согрели ладошки (теплый выдох).
· Задули свечу (фиксированный выдох).
· Фиксированный выдох с наклоном. Встать прямо. Руки на ребрах. Большие пальцы рук на спине под лопатками, спина прямая. Наклониться вперед, сохраняя хорошую осанку, и взять дыхание (носом) на счет «три». Затем выдохнуть, «процеживая» воздух через «сопротивляющиеся» губы.
· Теплый выдох с наклоном вперед. Встать прямо. Руки на ребрах. Большие пальцы рук на спине под лопатками, спина прямая. Наклониться вперед, сохраняя хорошую осанку, и взять дыхание (носом) на счет «три». Затем выдохнуть через рот, мысленно произнося гласный [а].
· «Ковбой». Встать прямо. Резко выдохнуть воздух (сброс), затем вдохнуть через нос (внюх) и одновременно поставить ноги шире плеч, слегка согнув в коленях. Выдыхать воздух через сжатые губы короткими порциями, имитируя выстрелы. На остатках выдоха произнести «баста» и вложить «кольт в кобуру» (4 раза).
· «Тянем канат». Встать прямо. Имитируем захват каната над собой – вдох носом (внюх), с усилием тянуть вниз – фиксированный выдох (4 раза), то же в правую и левую стороны.
· Бег на месте в заданном ритме с фиксированными выдохами и текстом: два шага, два выдоха – фраза (на каждый шаг – слово).Текст: Был день. Вдруг дождь. Гром – бом.. Все в дом. Вслед пес. Мокр нос. Шерсть вниз. Хвост свис.
5. Внутриглоточная артикуляционная гимнастика.
· Перестроиться в полукруг.
· «Зевок при людях» Сделать зевок с закрытым ртом. Затем, запомнив мышечное ощущение, произнести сочетание БА-БАБА, как бы извиняясь за зевок.
· «Яблоко». Пытаться откусить огромное воображаемое яблоко. Затем, запомнив мышечное ощущение, произнести сочетание АМ-БАБА, огорчаясь.
· «Горячая картошка». Представить, что во рту горячая картошка. Проглотить не получается, поэтому пытаться остудить ее движениями мягкого неба.
· Мягко открыть рот. Язык свободно лежит внизу. Не закрывая рта, не артикулируя, произнести: «Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река». Сразу же после этого произнести тот же текст (без паузы).
6. Артикуляционная гимнастика.
· Упражнения для мышц губ:
— «Пятачок»: вытянуть губы трубочкой и делать вращательные движения сначала в одну сторону, затем – в другую;
— «Кобыла Эльза»: сначала «чешем» нижнюю губу о нижние зубы; верхнюю губу – о верхние зубы, затем одновременно обе губы чешем о зубы;
— «Улыбка-хоботок»: улыбнуться, затем вытянуть губы вперед трубочкой – выполнять с увеличением темпа.
· Упражнения для мышц языка:
— «Уколы щек языком»: выполнять движения языком влево (укол в левую щеку), затем вправо (укол в правую щеку);
— «Копье — лопата»: открыв рот, высунуть язык, придавая ему форму то тоненького, острого копья, то широкой лопаты, спокойно лежащей на нижней губе;
— «Ложечка»: высунуть язык и загнуть кончик языка в форме ложечки;
— «Чашечка»; высунуть язык, прогнув его спинку в форме чашечки;
— «Лодочка»: распластать язык за нижними зубами, заняв полость нижней челюсти и загнуть его края, придав ему форму лодочки.
7. Настройка голоса.
· Упражнение на расслабление: встать в круг, взяться за руки, одновременно лечь. Закрыть глаза. Расслабить все мышцы, начиная с головы.
· Звукоряд гласных: вы лежите в глубоком ущелье. Пытаетесь звать на помощь. (а-о-у-э-ы-и). А теперь горный родник пытается вырваться на свободу: врла-врло-врлу-врлэ-врлы-врли.
· «Цветок»: свернуться в «зерно». Растет цветок, тянется к небу со звуком [зм]. Прижимаем цветок к груди (звук на себя). Подарите свой цветок соседу напротив.
· «Назойливая муха»:ноги на ширине плеч. Правая рука вытянута вперед, указательный палец находится на уровне носа, остальные пальцы правой руки сомкнутывкулак.Кончик указательного пальца правой руки превращается в большую энергичную «муху», упорно крутящуюся около лица-«цветка»; «мычанием» имитируется полет «мухи».«Муха» начинает медленное движение издали в сторону лица; отдаленно возникает ноющий звук М-М-М…; «Муха» вплотную приближается к лицу; звук постепенно нарастает до громкого, но не форсируется. «Муха» крутится около лица — она то около губ, то около носа, около лба и т.д. – звук направляется в ту резонаторную зону лица, около которой вертится «муха». «Муха» улетает наверх, к потолку — звук уходит за ней, затухает. (С увеличением громкости высота тона остается прежней).
8. Дикционные упражнения.
· Пытаемся загнать «муху» в пол: четко произносим сочетаниятыды-тыды, дыды-дыды, бяки-буки;
· Движение в кругу с произношением сочетания лапткабудыбуда (с постепенным усилением силы звука).
· Артикуляционно-фонетические упражнения: Бык-тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
III. Логический анализ текста.
1. Подготовительные упражнения.
· Упражнения на переход ударения в буквосочетанияхпибивинипифи-пэбэвэнэпэфэ-пабаванапафа-побовонопофо-пубувунупуфу-пыбывыныпыфы. Обучающиеся стоят в кругу.У одного в руках мяч. Кинуть мяч партнеру напротив и произнести всю цепочку с логическим ударением на первом сочетании, «подбирая» остальные. Следующий участник, кидая мяч, произносит с ударением на втором буквосочетании, и т.д. по кругу.
· Упражнения на переход ударения во фразах(Рысь сыр ест. Полз червь Чук. Сто верст вскачь. Купи кипу пик). У каждого обучающегося в руке мяч. Произносится фраза три раза: с постановкой логического ударения на первом слове, на втором и на третьем, одновременно подкидывая мяч на ударном слове.
· Упражнения на переход ударения в скороговорках.Водовоз вёз воду из-под водопровода. Поля пошла полоть петрушку в поле. Верзила Вавила весело ворочал вилами..Покатил Костя в Кострому в гости..Выполняется в парах. Один участник упражнения произносит скороговорку с вопросительной интонацией, второй должен ответить на заданный вопрос. Задача участников: задавать вопросы, ставя логическое ударение каждый раз по-новому, а отвечать в соответствии с поставленным ударением. После самостоятельной работы каждая пара показывает свою работу остальным обучающимся.
2. Работа с текстом.
Знакомство с текстом (чтение текста стихотворения про себя, 1-2 человека читают вслух).
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит –
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
· Идейно-тематический анализ (тема, идея, сверхзадача, сквозное действие, событийный ряд).
· Логический анализ текста (нахождение смысловых центров – выделение логических ударений в соответствии с законами и правилами логики речи (закон нового понятия, противопоставления, правил чтения перечислений, инверсии); смысловых пауз; разбор чтения знаков препинания) и составление партитуры стихотворения.
· Чтение по партитуре с последующим обсуждением.
· Задание-импровизация: обучающиеся распределяют текст стихотворения между собой (по несколько строчек каждому), затем читают его на сцене как скоморохи (можно как сплетню; как будто выступают на митинге; успокаивают ребенка и т.п.).
IV. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Итоги занятия подводятся обучающимися в форме краткого анализа своей работы (что понравилось и почему, что удалось, над чем еще стоит поработать, на что обратить особое внимание, что нового для себя открыли на занятии).
Файлы: Урок-мастерская.doc
Размер файла: 51200 байт.