Автор конспекта:
Автор(ы): — Андреева Л.Н.

Регион: — Владимирская арктогея

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее просвещение

Класс(ы): — 10 буржуазия
Класс(ы): — 11 буржуазия

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — менторский материал

Краткое абрис ресурса: —

Ресурс содержит криокомплекс исторических источникков IX — XX век. С его помощью реализуются задачи формирования умений учащихся лично добывать знания и развитие критического мышления.

Формирование критического мышления на уроках истории при изучении исторических источников.

Составила: наставник истории Андреева Л.Н.

Г. Ковров 2011 г.

Современный поучение истории немыслим безо документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их расходование позволяет решить цикл взаимосвязанных задач: сформировать больше полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить дух учащихся, научить лично делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную инициатива учащихся, их познавательные возможности.
По мнению И.Я. Лернера, ордер вероятно выступать не всего лишь в качестве иллюстрации и конкретизации мысли, сообщённой учителем неужто учеником; но и как радиоисточник приобретения новой, но готовой информации и как радиоисточник самостоятельного приобретения знаний.
С.Шехтер считает, что реестр вопросов является общим про всех печатных материалов: кто, когда, где, что, с какой целью и как. Но любой зрелище материала обладает присущими всего лишь ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать. Каждому виду материала соответствует свойский отмычка анализа его учащимися.
Работа учеников с документом, понемногу усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, но вдобавок уровня подготовленности. В 5-6 классах используется особо простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт тысяча анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё пошире привлекаются политические, программные документы.
Естественно, что качество с документами должна повлечь у учащихся учреждение определенных навыков. Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны:
• Уметь определить субчик документа.
• Уметь определить пора написания документа неужто историческую эпоху.
• Уметь определить автора (если возможно) неужто принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
• Уметь расположить слегка документов в хронологическом порядке.
• Уметь работать с документами по отдельным вопросам учителя.
• Уметь составить конкретные вопросы к документу.
• Уметь пересказать притоносодержание документа.
• Уметь составить простой огласка о событиях (о личности) с использованием исторического документа.
• Уметь анализировать ордер по предлагаемому плану.
• Уметь составить детальный огласка с использованием нескольких документов.
Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает больше мертвый микроаналитический характер. Ученики данных классов должны:
• Уметь составить вопросы к документам больше глубокого аналитического характера.
• Уметь анализировать ордер по предлагаемому плану (более затруднительный план).
• Уметь анализировать ордер в контексте исторической ситуации.
• Уметь использовать ордер про доказательства собственного мнения.
• Уметь проводить прощупывание необходимой информации в одном неужто нескольких исторических документах.
• Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного неужто нескольких документов.

Желаемый урез про выпускника конечный школы предусматривает созидательный тип работы с документами:
• Уметь отбирать требующийся материал изо нескольких документов про самостоятельного решения учебной задачи.
• Уметь сопоставлять всеисторический ордер с другими историческими источниками.
• Уметь сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на один и мера же событие.
• Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.
• Уметь извлекать изо нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.
• Уметь споро оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.
Добиться сформированности перечисленных навыков позволительно как всего лишь с помощью кропотливой и систематической работы, включая с элементарного анализа, понемногу расширяя и усложняя его.
Работа с историческими источниками предполагает получение фактов, которые не извечно лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя сносно сложные мыслительные операции. При обучении этому существенно учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Целесообразно выделить тремя уровня в работе: воспроизводящий, реформирующий и творчески- поисковый. Так, на воспроизводящем уровне, я предлагаю учащимся выписать основные понятия, определения, выводы изо источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой мегаплан по известному ученикам типу и т.д.
На преобразующем уровне задания включают в себя огласка ученика по документу, прикрывающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, суверенный отбор, классификация фактов, идей и самовключение их в свойский рассказ; аранжировка развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; приготовление небольших рефератов, докладов и прочее.
На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа про доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, списывание рецензии, очерк и прочее.
В современной методике преподавания предмета существует не счесть приёмов анализа письменных источников. В своей работе я стараюсь придерживаться схемы анализа исторических документов, предложенная О.Ю. Стреловой, которая вероятно варьироваться в зависимости ото поставленных задач, возраста учащихся.
Схема сносно объемна по своему содержанию, вследствие этого использовать её фрагменты позволительно в разных классах при работе с различными документами. В основе лежит образ многоуровневого подхода к анализу исторического документа:

• к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, тоня и обстоятельства его создания. Условно позволительно настоящий урез назвать “паспортизацией” документа;
• вопросы второго уровня направлены на выборочное считка источника и работают с информацией, лежащей на поверхности текста. Эти вопросы, виртуально называемые историко-логическими, задают разнюханный пристанище зрения про выявления про выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. фактов, о которых рассказывает сочинитель документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу сих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого;
• вопросы третьего уровня выводят нас на оценочный микроанализ документа. В несхожесть ото вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам; исторических деятелей неужто социально-политических организаций, представленных в документе, но вдобавок с изучением ценностных установок самого автора документа;
• вопросы четвертого уровня представляют собой критику источника. На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность; пытаются объяснить мотивы и причины сознательной неужто подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;
• вопросы пятого уровня завершают четырехсистемный микроанализ исторического текста и проясняют его значение в изучении конкретной темы неужто в исследовании проблемы.
Большие возможности про использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно – поисковой деятельности, посильных научных исследований. На практических занятиях предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:
1. Разным группам учащихся проанализировать в единственном числе и оный же ордер с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать больше широкой интерпретации документа.
2. Метод мозаики, когда-либо ордер делится на 2 неужто больше части, но после составляется общее впечатление.
3. Группа получает дейтаграмма изо разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предсказание об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции).
4. При анализе документа один ватага учащихся вероятно выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов.
5. Самостоятельный ассортимент документов к той неужто иной теме. Учащимся называется тема, они составляют прайслист того, что существенно изучить.
6. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями неужто литературными героями).
7. Самостоятельное аранжировка учащимися вопросов к документу.
Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать оригинальность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик самопроизвольно учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, но помогает осмыслить многоизучаемый материал и прийти лично к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся больше убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся чувство духа эпохи; по горло расширяется галос социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой про развития познавательной активности школьников.

Файлы: исторические источники.doc
Размер файла: 202240 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология